Поиск по сайту Rbardalzo:

Все алфавиты | На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта

Ацтекское письмо

Культура метафор и чисел

 

АЦТЕКСКОЕ ПИСЬМО – пиктографическая письменность с элементами иероглифики. Обслуживало в 14-16 вв. ацтекский, или науатль язык (nāhuatl, nāhuatlàtōlli, mexìcatlàtōlliсамоназвания одного из индейских языков юто-ацтекской семьи, которую включают в гипотетическую тано-ацтекскую филу).

Попытки включить ацтекский язык в более широкие связи – семью макропенути – пока не выдерживают критики. Юто-ацтекские языки включают шошонские языки с диалектом команче, хопи, юта, кауила, тепехуана, тарахумара, яки. В тано-ацтекскую (таньо-ацтекскую) филу включить ацтекский язык предложил Э. Сепир вместе с языками зуньи и кайова-тана (кайова, пиро, това, хопи-тева).

От самоназвания ацтеков «мешика» происходит современное название страны Mexico; древнейшее самоназвание mācēhuallàtōlli «язык охотников за оленями». В 16 в., после завоевания Ацтекской империи Эрнан Кортесом, для ацтекского языка было разработано письмо на латинской основе (Грамматика А. де Олмоса, 1547). Однако, спорадическое использование ацтекского письма в религиозных и юридических целях отмечалось еще в течение долгого времени. В целом, ацтекское письмо, как и многие достижения культуры, было заимствовано у майя в деградированном виде. Употребление знаков не было упорядочено, направление строк письма могло быть любым (в том числе бустрофедон и встречное направление строк). В ацтекском письме можно проследить следующие тенденции.

Для передачи имен собственных использовался ребусный принцип: слово передается группой рисунков, названия которых более или менее совпадают с частями исходного слова. Например:

    

При составлении таких ребусов, артикль -tl обычно в расчет не берется.

Начинали формироваться исключительно фонетические знаки для предлогов и аффиксов. Нередко один и тот же знак мог иметь сразу несколько значений.

Собственно иероглифические знаки использовались для выражения определенных понятий, а также чисел, месяцев и дней ацтекского календаря :

Материалом для письма ацтекам служили специально обработанная кожа или бумажные полоски, которые складывались гармошкой. Многие рукописи ацтеков были сожжены испанцами, те же что сохранились получили название кодексов (кодексы Мендоса, Борбоникус, Маглиабекчиано, Борджа, Флорентийский, Бурбонский и др. кодексы 16 в.)

Поэзия ацтеков сохранилась преимущественно в фольклоре. Единственное имя, которому молва приписывает авторство некоторых стихов – это правитель, философ и поэт Несауалькойотль (Nezahualcóyotl), 15 в. и Куакуацин (Cuacuatzin), историк Иштлилшочитль.

Предшественники ацтеков - тольтеки ( в переводе с ацтекского «искусные мастера», самоназвание akulyuake «высокие люди») говорили на родственном с ацтеками языке. С тольтеками и их столицей Толлан связан «золотой век» Древней Мексики, кон. 9 в. Из среды тольтеков вышел Кецалькоатль. Древнейшая круглая пирамида из адобов Куикуилько относится к I тыс. до н.э. и является прообразом храмовых комплексом Мезоамерики. К сер. I тыс. в Центральной Мексике сформировалось пять крупных городов-государств: Теотихуакан (по-ацтекски «место, где живут боги», Портесуэло, Амантла, Капулальпан и Чолула.

К началу испанского завоевания Америки, ацтеками правил 9-й правитель (huei tlahtoani «великий оратор») Мотекухсома II Шокойцин (Монтекухсома Туикамина, что означает «Когда вождь гневается, он стреляет в небо», в испанской транскрипции Монтесума; 14797-1519).  Выборным органом был «совет четырех», куда входили ближайшие родственники тлатоани («оратора»), занимавшие высшие государственные посты: тлакатекатль («человек-боец», «командир») тлакочкалкатль («хранитель дома дротиков», «начальник арсенала»), есуауакатль («тот, кто пускает кровь»), и тлилланкалки («хозяин дома мрака»). «Империя ацтеков» являлась по сути союзом трех городов-государств: Теночтитлана (ребусное обозначение: скала tetl, на которой растет nočtli кактус + tlan), Тескоко, Тлакопана (город Тлашкала, в самом центре империи ацтеков, оставался независимым). Это был сложный социально-политический конгломерат, где сочетались черты общинной структуры с элементами азиатских деспотий. Само слово «ацтек» означает буквально «люди из Ацтлана» – их легендарной прародины. Atztlan же переводится либо как «рядом с цаплями», либо «страна белого цвета». Помимо чисел, заимствованных у майя, ацтеки использовали и собственную, более примитивную систему счета. Мексиканский философ М. Леон-Портилья говорил об ацтеках, как о «культуре метафор и чисел».

Изобретателем письма ацтеки считали бога Кецалькоатля, чье имя означает «змея, покрытая зелеными перьями» или «драгоценный близнец». Он – одно из трех главных, божеств ацтеков, бог-творец мира, создатель человека и культуры, владыка стихий, бог утренней звезды, близнецов, покровитель жречества и науки. У Кецалькоатля было много ипостасей: Эекатль – бог ветра, Тлауискальпантекутли – бог планеты Венеры, Шолотль – бог близнецов и чудовищ. Сын Мишкоатль и Чимальмат. Ранее Кецалькоатль олицетворял благодатные ветры с Атлантики, затем стал считаться культурным героем. Он учит людей делать мозаику из перьев, следить за звездами, составляет календарь.

Превратившись в муравья, Кецалькоатль проникает в муравейник, откуда похищает зерно маиса и передает его людям. Здесь зерно маиса – возможно, метафора культурных благ, включая язык, счет и письмо. (Сравните скандинавскую мифологему о похищении Одином «меда поэзии», в котором сокрыты волшебные руны).

Кецалькоатль изображался бородатым человеком в маске, с огромными губами, высокой шапке из ягуара, с большой раковиной на груди и с плюмажем из птицы кецаль – священной птицы ацтеков. (Сравните с обликом того же Одина).

Ацтеки считали, что Вселенная должна пройти 5 циклов. Каждый цикл имел бога-покровителя и должен был закончиться катастрофой:

эра ягуаров (бог Тескатлипока; ягуары истребляют гигантов),
эра 4-х ветров (бог Кецалькоатль; ураган превращает людей в обезьян),
эра 4-х дождей (всемирный потоп),
эра 4-х вод (богиня Чальгиутликуэ; люди превращаются в рыб),
эра 4-х землетрясений (бог солнца Тонатиу; теперешнее время).

Современное состояние ацтекского языка сравнительно стабильное: число говорящих свыше 1 млн. чел. Традиционная культура сохранилась у субэтноса тлауика в мексиканском штате Морелос.

Изобразительное искусство ацтеков оказало огромное влияние на творчество мексиканских художников Д.А. Сикейроса и Д. Риверы. Сложная и специфичная мифология ацтеков переработана и развита одним из видных представителей магического реализма Карлосом Кастанедой (его наиболее известная книга «Путешествие в Икстлан»). Им не в последнюю очередь сформировался образ Мексики, по словам П. Неруды, «последней из магических стран».

Особенности языка.
Типичной структурой слога является CV/V. Для древних состояний языка реконструируется ударение на втором слоге. Порядок слов VSO (SVO).  Язык номинативного строя, агглютинативный с умеренным развитием полисинтетизма. Сравните: totoltotlaxcalli яичница < totolin курица, tell камень, axcalli яйцо. Специфично широкое распространение латеральной аффрикаты tl, характерны также saltillo (гортанная смычка h) и лабиал
kw.

Из ацтекских языков происходят такие европейские слова, как авокадо (āhuacatl), какао (сacahuatl), чиле, мескаль, кецаль (название птицы и монеты Гватемалы квезаль), томат (xītomatl), шоколад (chocolātl), койот (coyōtl), оцелот (tlahcoocēlōtl), а также название Мексики (Mēxihco). Мексика - родина кукурузы, фасоли, тыквы, какао, хлопчатника.

А B Ch[ʧ] D E F G H I J[γ'] K L M N O P R S T Tl[tł] U V W X[ʃ] Y[j] [ʔ]

Современный ацтекский алфавит с транскрипцией.

 

ПРИМЕРЫ:
Текст на современном ацтекском языке:

Nochi tlakamej uan siuamej kipiaj manoj kuali tlakatisej, nochi san se totlatechpouiltilis uan titlatepanitalojkej, yeka moneki kuali ma timouikakaj, ma timoiknelikaj, ma timotlasojtlakaj uan ma timotlepanitakaj.

Перевод:
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать друг с другом в духе братства. (Из «Декларации прав человека»).

 

КАЛЕНДАРЬ.

Основу ацтекского календаря составляет 52-летний цикл – сочетание 260-дневного лунного года (13 месяцев по 20 дней в каждом) и солнечного года (18 месяцев по 20 дней + 5 дополнительных, «несчастливых» дней). Каждые 52 года одни и те же дни лунного и солнечного годов совпадали. Поэтому все время делилось на циклы по 52 года. При пользовании этим календарем можно было очень точно установить день события в пределах 52-летнего цикла, но нельзя было сказать, в каком именно 52-летнем цикле имело место это событие.

Выше приведен 52-летний цикл ацтекского календаря, состоящий из 13 лунных годов и четырех классификаторов (дом, койот, тростник и кремниевый нож). Нижними числами пронумерованы года в 52-летнем цикле, верхними – года в 13-летних циклах. Например, «Первый год кремниевого ножа обозначается знаком , а «Тринадцатый год тростника» – является последним в 52-летнем цикле.

В отличие от майя у ацтеков система счисления была пятеричной (как у шумеров и кхмеров):
0 – sintli (буквально всё)

1 – se                                6 – čikuase                    11 – matlaktl onse
2 – ome                             7 – čikome                     12 – matlaktl omome
3 – ei                                 8 – čikuhei                     13 – matlaktl  omei...
4 – nahui                            9 – čikonahui
5 – makuilli                       10 – matlaktl

Сапотеки, служившие культурными посредниками между царством майя и империей тольтеков, изобрели собственное иероглифическое письмо, некоторые знаки которого разгадал мексиканский американист А. Касо. Возникнув из ольмекской иероглифики, сапотекское письмо развивалось обособленно. Письмо южномексиканских сапотеков (они обитали близ современного г. Оахака), наряду с ацтекским и майяским, одно из трех старейших мезоамериканских графических систем. Сапотеки, как и ацтеки, писали на оленьей коже либо на так называемой «ацтекской бумаге» из агавы.

Сапотекский язык и сейчас существует в Мексике и входит в отомангскую (отоми-миштеко-сапотекскую) семью америндских (индейских) языков. Отоми (самоназвание 'ниан ниу', 'ньюхью') - древнейшее население Центральной Мексики (потомки исторических чичимеков). Отомангские языки отличаются высокой частотной встречаемостью ларингалов (h, ʔ), которые иногда считают элементами слоговой просодики. Отмечено три смыслоразличительных тона. Отомангские языки пытались отнести к олигосинтетическим, однако это гипотеза пока не находит подтверждения.

 

В отличие от сапотекского, письмо миштеков полностью дешифровано, поскольку оно заимствовано непосредственно у ацтеков. Записано несколько кодексов миштекскими иероглифами – Венский, Бодли и Нэттол кодексы. Эти хроники охватывают период с 9 в. по 17 в., что является уникальным фактом для традиции американских индейцев.

Начало молитвы «Pater noster» в ацтекской записи. Первый знак pamitl (флаг), второй и четвертый - tetl (камень), третий - nočtli (кактус, чертополох). Если читать только по первым слогам получится: pa-te noč-te.

 

Известны также рукописи миштеков, сапотеков, куйкатеков, мазатеков, чинантеков, миксе и никарао. Для ацтекских рукописей не редкость схемы и диаграммы: «Камень солнца» – изображение смены пяти эр; схема мира в виде креста.

У ацтеков существовало устное предание (набор мудрых наставлений), называемый уэуэтлатолли (науатль huehuetlatolli) («пословицы стариков»), которое передавало морально-этические идеалы ацтеков. Юноши шли в школу с 15 лет. Существовало два типа образовательных учреждений. В tepochcalli обучали истории, религии, военному искусству, а также торговле или ремеслу. В calmecac  сосредотачивались на обучении лидеров, жрецов, ученых (tlatinimi) и писцов (tlacuilo). Они обучались ритуалам, грамоте, летосчислению, поэзии и, как и в тепочкалли, боевым искусствам.

Время появления первых рукописных книг у ацтеков не зафиксировано. Известно, что они уже существовали в 13 в.. Возможно, традицию их создания ацтеки переняли у завоеванных народов, таких как сапотеки, тольтеки и майя, культуру которых ассимилировали, а исторические рукописи сжигали, утверждая свое превосходство над покоренными. «Однако затем все было сожжено. Когда в Мехико правил Ицкоатль, было принято такое решение. Мексиканская знать сказала: „Негоже, чтобы все люди знали письмена. Подчиненные (народ) испортятся, и земля испортится, потому там слишком много лжи и слишком многих считали богами“».

     

К 15 в. у ацтеков сложилась развитая цивилизация с централизованным правительством и сложной структурой общества, вследствие чего существовала постоянная потребность в составлении различных документов административного, религиозного и иного характера. Кроме того, ацтеки создали огромный пласт литературы разных жанров. Это в свою очередь привело к развитию бумажного производства. Известны по меньшей мере 42 центра, в год производивших до полумиллиона листов аматля, бумаги из луба агавы, на одни только административные нужды. На значение, которое имела бумага в ацтекской империи, указывают сохранившиеся в Мексике и Гватемале географические названия: Амакули от аматль, Куилько – «место, где пишут», Аматитлан – «место бумажных деревьев», Амаюка – «место, где делают бумагу» и др. Тлакуило – художники-писцы – пользовались большим уважением в обществе.


После начала конкисты кодексы намеренно уничтожались испанцами как распространяющие языческие идеи, а также случайно, в ходе военных действий. Почти все ацтекские книги доколумбовой эпохи погибли; по мнению некоторых ученых, сохранились лишь два таких кодекса. Однако затем христианские миссионеры распознали в них средство влияния на умы индейцев и стали пользоваться ими в своих целях, делая подписи на испанском языке или науатле, записанном латиницей, а также на латыни. Таким образом было создано множество кодексов колониальной эпохи, многие из которых дошли до нас. Известны несколько сотен ацтекских кодексов, находящихся в частных и музейных собраниях, библиотеках и научных учреждениях мира.

 


Лит.:

Ацтекское письмо // Лингвистический энциклопедический словарь, М., 1990; Ацтекский язык // там же; Фридрих И., История письма, М., 2001; Дирингер Д., Алфавит, М., 2004; Кецалькоатль // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т.Т.1, М., 1994; Леон-Портилья М., Философия нагуа, М., 1961; Гуляев В.И., Загадки погибших цивилизаций, М., 1992.

Ссылки:

 

 

 Рейтинг@Mail.ru

 

 

Hosted by uCoz