Все алфавиты | На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта

Африканские письмена

Черная «колыбель букв» Феномен африканской идеи письма в 18-19 вв.

 

В Африке сложились три очага распространения письма: восточно-африканский (египетское, мероитское, коптское, нубийское, эфиопское и сомалийское письмена), западно-африканский (письменности народов манде, ква и фульбе) и северно-африканский (письменности Карфагена, Нумидии и туарегов).

Несмотря на то, что одна из древнейших письменностей мира, египетская, сложилась именно в Африке, она не получила здесь широкого распространения. Не утихают споры также о том, послужило ли египетское письмо основой для финикийского, и является ли Африка прародиной не только человеческой расы, но и письменности в целом. Даже если это и так, все равно следует признать, что египетское письмо было оценено и творчески переосмыслено в Азии. Если клинопись в Передней Азии распространялась радиально и с претензией на глобальность, то египетское письмо (как и большинство африканских письменностей) носило узкорегиональный характер. Влияние египетского письма распространялось только в южном направлении (причем, кроме мероитской письменности, это влияние было косвенным).

На сегодняшний день эфиопское письмо, в форме букв которого угадывается мероитский стиль,- единственное в Африке, существующее без перерыва ок. 3000 лет. Более того, слоговая структура эфиопского письма, тяготеющая скорее к индийским системам, явление крайне необычное для Африканского континента. На базе эфиопского в 1956-58 Шейх Бакри Сапало создал силлабарий для языка оромо.

Сомалийские письмена османийя (cusmaaniya; создано в 1920), буквы которого похожи на эфиопские, и габабурси (gadabuursi; создано в 1933) имеют алфавитный характер (что тоже редкость в Африке) и представляет как бы завершающую фазу «восточно-африканской идеи письма», импульсом к которой послужили египетские иероглифы.

Второй очаг распространения письменности в Африке – ареал расселения народов манде и ква (А.М. Кондратов называет этот ареал «гвинейским»). Считается, что письменности здесь возникли сравнительно поздно (18-20 вв.), не без влияния арабского и латинского алфавитов. Древние государства у этих народов сложились гораздо раньше: Гана у народности манде – в 4 в., Иле-Ифе и Кету у народности ква – в 8 в. (в 18 в. йоруба создали державу Ойо, простиравшуюся от р. Нигер до границ современной Ганы). Западноафриканские письменности, как правило, имеют пиктографический, либо слоговой характер (только письмо бамум можно считать алфавитным, да и то условно).

На некоторую исключительность Западной Африки в культурологическом плане указывает и тот факт, что нигде более на этом континенте не возникало подобной единовременной концентрации разнообразных сиcтем письма. Однако, все оригинальные письменности данного региона (за исключением, пожалуй, ваи) не стали общенациональными и быстро были забыты. Складывается впечатление, что традиция письма не характерна для народов Африки. Робкие попытки создать истинно национальное письмо, не связанное ни с арабской, ни с европейской культурой, не выдержало испытания временем.

Л.С. Васильев указывал, что отличие древних африканских государств от азиатских состоит в том, что в Африке центры цивилизации не распространяют свое влияние на варварскую периферию, а постепенно поглощается ею.

Северно-африканские письменности в настоящий момент ограничиваются арабским письмом, которое используется в основном в арабоязычных странах. Однако, ранее 18-19 вв. южная граница распространения арабского письма проходила примерно по 10-й параллели, и обрывалась на Эфиопии. На востоке Африки арабское письмо аджами раньше применялось в Кении, Уганде, Танганьике, Занзибаре, Мадагаскаре и частично в Мозамбике и Заире (в Джибути, Сомали и на Коморских островах оно используется и сейчас).

Аджами обслуживало берберские языки, чичева, дагомба, фулани, луганда, харари, хауса, зерма, канури, китуба, лингала, макуа, мальгашский язык, малинке, мандинка, бамбара, коранко, васулунка, кингазиджа, оромо, сомали, сонгай, суахили, тигре, кингвана, волоф, йоруба и даже африкаанс.

Носители еврейского письма рассеяны в основном по северному побережью Африки (Марокко, Тунис, Египет) и только в Эфиопии более-менее компактно, близ оз. Тана, проживают евреи-фалаша (в 10-12 вв. государства фалаша даже доминировали в Эфиопии).

Пуническое (новофиникийское) письмо Карфагена возможно повлияло на создание ливийских письменностей Нумидии и туарегов Сахары. Вообще, феномен письма туарегов тифинаг остается недооцененным исследователями культуры. Тем более что берберо-ливийские племена, соприкасаясь с важнейшими присахарскими цивилизациями (Египет, Канем-Борну, Гана) играли существенную роль в истории этих государств. В этой связи тифинаг представляется мне недостающим звеном в цепи, соединяющей восточно- и западноафриканскую традиции письма. Письмо туарегов, быть может, ключ к проблеме т.н. «бесписьменности» ранних африканских государств.

Говоря об африканских письменностях, в первую очередь все же подразумеваются западноафриканские, речь о которых пойдет ниже.

К. Майнхоф выделял суданские языки (негрские языки Африки за исключением банту и нилотских). Д. Вестерман применил термин "негрские", единство которых, по его мнению, объясняется "нигритским" субстратом. Т.н. нигритские языке по современной терминологии относятся к адамауа-востчным языкам и ква.

1. Ваи (языковая группа манде) письмо создано первым в Западной Африке, в 1883 (впервые описан Ф. Форбсом; в 1962 Комитет стандартизации Университета Либерии усовершенствовал и кодифицировал силлабарий ваи). Несколькими годами позже, в 1895 изобретено письмо бамум (бантоидная семья бенуэ-конго), или шумом.

2. Багам (близки бамум; народ группы бамилеке, населяющих плато верховий р. Нун в Камеруне), или эгап письмо появилось в 1917, а в 1920 – алфавит басса Vah (относится к языкам кру, хотя Дж.Х. Гринберг предлагал включить в состав семьи ква; Ассоциация Bassa Vah пытается расширить использование письма до печатания газет и журналов), в 1921 изобретен менде, или коссо (народ группы манде в Сьерра-Леоне в среднем течении рр. Джонг, Сева, Моа) силлабарий. Кисими Камара, Камала (1890-1962; г. Ваама, Сьерра-Леоне) – изобретатель азбуки менде ки-ка-ку.

3. Письмо лоома (языковая семья манде; Гвинея, Либерия) изобретено Видо Зобо из Бонекеты, у которого было видение. Бог передал ему знаки письма и велел беречь их от женщин. Как и лоома (входит в группу манде), письмо кпелле, или герзе (языковая семья манде; центральная Либерия), гола (30 букв, писали слева на право, изобретено в 1960; гола близки менде; в междуречье Сент-Пол и Мано в Либерии), масаба (бамбара), ибибио-эфик изобретены в 1930. В 1931 носителем языковой семьи ибибио-эфик (юго-восток Нигерии) разработан алфавит обери-окайме (особенность в том, что на сей раз был изобретен и искусственный язык).

4. В подражание арабскому в 1950 появился алфавит нко, созданный Сулемайне Канте преимущественно для мандеязычных народов. В отличие от других оригинальных графических систем Западной Африки, быстро заглохших, эта продолжает развиваться параллельно латинице, а в некоторых странах (например, в Гвинее) получила статус полуофициального. Нко популярно у манде в Гвинее и Кот д'Ивуаре, а также в меньшей мере в Мали.

5. В 1950 школьный учитель А. Таджир (Adam Tajir) создал алфавит для языка загава, который был основана на тавровых знаках, которыми в основном клеймили верблюдов.

6. В 1956 создано письмо бете в Кот-д'Ивуар (родственны басса).

7. В 1958 разрабатываются алфавиты для народов, говорящих на западноатлантических языках фульбе (пёль) в Мали – фула (дита), фула (ба) и Сенегале – волоф (волофал).

8. К западно-африканскому ареалу примыкает и письменность мандомбе, созданное (в первую очередь для религиозных целей) носителем языка киконго (а также лингала и чилуба) на территории бывшего Заира. Это – одно из самых поздних изобретений (1974). Это письмо преподается в школах Конго и Анголы (для языков киконго, лингала, чилуба и суахили).

9. Явно под влиянием эфиопской трансформативной модели относится силлабарий мвангвего, изобретенное в 1997 для языка чичева в Малави.

Есть сведения об изобретении некоего оригинального письма для языка хауса, созданного в 1998 группой исследователей лингвосоциологических проблем GOIB/7 (Groupe de Recherches et d'Etudes en Sciences Sociales Appliquees). Мало известно о силлабарии сокуя. В 1990-е выходец из Судана Малахия З. Йорк создал религию нуваубианизм, а также язык и алфавит под сильным древнеегипетским влиянием.

Мандеязычный народ бамбара имел особую грамматогоническую концепцию, согласно которой мир произошел из пустоты, наделенной движением гла. Гла породила звучащий двойник гла-гла, который в свою очередь произвел субстанцию зо-сумале (холодную ржавчину), образовавшую твердые и блестящие вещества. Между двумя гла произошел взрыв, создав мощное вещество. Вибрируя, оно спустилось на землю. Благодаря этой вибрации, возникли знаки. Они расположились на еще не созданных предметах, чтобы их обозначить. В ходе этого появился дух Йо, 22 элемента мира и 22 витка спирали. Эти витки размешали Йо – и появился звук, свет и все вокруг.

У бамбара и родственных им догон был развит институт жречества и тайных обществ (сложностью отличалась цветовая и числовая символика). Было у них и особое божество воды, письма и речи – андрогин Фаро.

У йорубов существовало предметное письмо ароко и особое гадание, посвященное божеству Ифе. При этом гадании в чашу бросались 16 косточек пальмовых плодов, каждая из которых имела свой знак и свое наименование.

Вместе с тем, в Африке попрежнему в ходу древние пиктографические системы письма:

1. Нсибиди – развитое пиктографическое письмо, распространенное в ареале игбо и ибибио-эфик (язык ибибио-эфик бенуэ-конголезской группы нигеро-кордофанской семьи). По легенде племя эбе и уянга получили это письмо у идиоков (обезьян-бабуинов). Название этого письма возможно происходит от слов сиби (резать) или нчибби (ловкость, хитрость). Широко распространено у местных колдунов.

Считается, что нсибиди могло повлиять на графическую основу африканских алфавитов ваи, менде, бамум, лоома, бете и др.

2. Нло – пословичное, пиктографическое письмо народа эве (языковая семья ква). Его название переводится как «писать, резать». Особенность его в том, что один знак передает целое предложение – афоризм или пословицу. (См. Триграммы). Например:
«Горшок, стоящий на трех камнях, не упадет» т.е. «в единстве – сила».
«Нить следует за иглой» т.е. «каков отец, таков и сын».
«Игла сшивает большое полотно» т.е. «великое – в малом».

3. Адинкра – пиктографическая система письма народа ашанти, говорящие на языках акан, близки йоруба (в современной Гане).

4. Предметное письмо народа йоруба (южная Нигерия) ароко.

 

В 4-16 вв. в Западной Африке возникли такие государства, как Гана (с 13 в.), Мали, Сонгай (7-16 вв.), а в 10 в. – Текрур и Джолоф (Сенегал), а также Син, Салум, Кайор. В 15 в. появилось Томбукту, Дженне и Гао; в зоне расселения народов моси (море), входящих в сембю гур, созданы государства Уагадугу, Ятенга, Фадан, Гурма, а также Мампруси, Дагомба. В 16 в. хауса создают торговые города-государства Кано, Кацина, Гобир, Замфар. В 16-17 вв. – священный город йоруба Иле-Ифе, держава Ойо и государство Бенин, в 17 в. Аллада, Дагомея, Вида.

К этому региону примыкает бассейн р. Конго. Здесь, в 13 в. возникли королевства Великое Макоко, Лоанго и Конго, в 15-16 вв. – Лунда, Луба, Куба, Бушонго.

Если говорить о Центральной Африке, то здесь с 5 в. до н.э. по 17 в. была известна культура легендарного народа сао, чьи потомки – котоко Южного Чада. В районе оз. Чад в 8-14 вв. существовала держава Канем-Борну, в 16 в. – Багирми и Вадаи и первое государство фульбк на территории нынешнего Мали во внутренней дельте Нигера.

На восточном побережье Африки под сильнейшим влиянием оманских арабов влзникли торговые города Килва, Момбаса, Ламу, Пате. В местах расселения шона возникла культура Зимбабве со строительством каменных сооружений, а в 15-18 вв. возникло государство Мономотапа. В Южной Африке крупное явление – создание зулусской конфедерации Чака («Черного Наполеона») и Дингаана (1818-38). К этому региону примыкают образования Межозерья – державы Китара, Уньоро (народ луо), известные с 16 в., а также Буганда с 17 в.

Мадакаскар, как и Эфиопия не считаются регионами «Черной Африки», а скорее тяготеют к Азии. На территории Мадагаскара сложились государства Ариндрану, Манандриана, Исандра, Лалангина, Буэни, Менабе, которые были подчинены державой Имерина.

В Африке очень немного старописьменных языков, если не считать древние, арабский и европейские. В настоящее время государственный статус, за исключением перечисленных, имеют лишь амаринья (Эфиопия), тигринья (Эритрея), суахили (Танзания, а также Кения и Уганда) и мальгашский (Мадагаскар).

Полуофициальный статус в недавнее время получили сесото (Лесото), сетсвана (Ботсвана), свази (Свазиленд), коса и зулу (ЮАР), шона и ндебеле (Зимбабве), волоф и фула (Сенегал), малинке и сусу (Гвинея), чичева (Малави), киньяруанда (Руанда), луганда (Уганда), йоруба, игбо, хауса (Нигерия), канури (Чад), бамбара (Мали), ашанти (Гана), кирунди (Бурунди). Укрепляются позиции берберских языков в Марокко и Алжире (кабильский), нилотских языков на Юге Судана (динка и нуэр), беджа (Судан).

Мировую известность приобрели произведения Амоса Тутуола, Воле Шойинке, поэзия Леопольда Сенгора. Фламандский католический миссионер П. Томпельс написал фундаментальный труд «Философия банту», а англоязычный ученый Мартин Бернал в многотомном исследовании «Черная Африка» выдвигает гипотезу об африканской подоснове античной культуры. Однако, нужно заметить, подводя итог письмотворческой мысли Африки, что все письменности имеют некий еле уловимый общий дизайн. Дебелость, некая «растопыренность» и какая-то рустическая экзотичность объединяет не только западноафриканские письмена нового времени, но и такие древние системы, как мероитская и эфиопская. Это, очевидно, следствие специфичной африканской эстетики, когда стетопигия и телесная полнота вообще считается непременным атрибутом красоты. На этом фоне крайне противоположных стереотипов придерживается древнеегипетская культура, чьи иероглифы необычайно соразмерны, проникнуты элегантной утонченностью и, я бы даже сказал, сухопаростью.

Из языков банту во все языки мира проникло слово zombi < nzambi.

Kipεr manogɔ nɔ, woru wɔ lämu na nε nɔ, Ni Wääwa ni εn maal, nyεŋŋï wɔɔr. Buyï oε, bε luummï caan piny beetka man wɔ caani maal εnɔ.
Письменность ануак (Южный судан)

Rangu mwandrisoni oho, na i Risala madza ika vavo. I Risala ika na Mungu, tsena ika Mungu. Uwo, rangu mwandro aka na Mungu.
Письменность аталаутра (Коморские острова)


Лит.:
Кондратов А. М., Книга о букве, М., 1975; Дирингер Д., Алфавит, М., 2004; Фридрих И., История письма, М., 2001; Гарамантида (африканская Атлантида), М., 1994; Васильев Л. С.. История Востока: в 2 т. Т.1, М., 1994; Африканистика // Лингвистический энциклопедический словарь; Африка: энциклопедический словарь в 2 т. Бамбара мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т.Т.1, М., 1994; Шаревская Б.И., Старые и новые религии Тропической и Южной Африки, М., 1964; Гельб И.Е., Опыт изучения письма. (Основы грамматологии). М., 1982.

 

 

 

 


ФЕНОМЕН АФРИКАНСКОЙ ИДЕИ ПИСЬМА 18-20 вв.

Письмотворческий ландшафт Западной Африки очень интересное явление культуры. Грамматологическая мысль здесь идет не по пути прогресса, а дорогой консервативных, инерционных подвижек. Несомненно, что сама идея письма была здесь заимствована сначала у семитских народов, а затем у европейцев, но не в чистом виде, а методом калькирования. Самый наглядный пример – силлабарий ваи (см. Ваи письмо). В нем сознательно избегаются прямых аналогий даже в обозначении знаков препинания. Ваи были знакомы как с арабским письмом, так и с латиницей, но взяли за основу слоговое письмо с оригинальной формой букв, более сложное, чем исходные прототипы. Африканцы, казалось, испытывали мистический страх перед чужеродными достижениями науки. Так и буквенное письмо белого человека они прятали под маску архаичной пиктографии. Уже упомянутая система пунктуации в письме ваи – калька с латинской, но какая-то неуклюжая и неэкономичная.

Общий фон современной культуры Западной Африки – конечно же, латинское письмо. Тенденция на лицо – почти все молодые литературные языки Черной Африки стремятся обзавестись латиницей. Но в этом широком море латинского алфавита, подавляющем своей простотой и престижем, то здесь, то там вдруг появляются островки самобытных графических систем. Многие так и не прижились: кпелле (19 в.-1960), менде (1921-1960), басса и бете, возникнув в нач. 20 в. также были в ходу недолго. Лишь силлабарий ваи и письменность нко народа малинке, созданная в 1949 в Гвинее, Сенегале и Мали, продолжают развиваться. Попытка заменить нко латиницей в 1960 не удалась. Кроме того, силится движение за возрождение силлабария лоома (тома) в Гвинее, которое было создано в 1930.

Складывается впечатление, что Африка – могильный склеп письмотворческой мысли. Чувствуете, как от египетских иероглифов разит запахом тления мумий. Канули в Лету пунийское и ливийское письмена, а также совершенный мероитский алфавит. На наших глазах задыхается тифинаг туарегов. Лишь эфиопское письмо отчаянно противостоит судьбе, балансируя между европейцами, арабами, индусами и дикими племенами джунглей. Вот уж по истине время боится эфиопских букв.

Но вернемся к Западной Африке. Все появившиеся в этом регионе письменности 19-20 вв. были созданы представителями двух крупнейших на Черном континенте языковых семей – манде (малийской) и ква (нигерийской). Почему именно у них? Дело в том, что манде и кваязычные народы считаются интеллектуалами Западной Африки. (Если Египет – это драгоценное достояние Африки, Эфиопия – ее гордость, то Нигерия и Мали – душа Африки). Возникновению здесь зачатков письменной культуры способствовал размываемый западной цивилизацией фундамент Западной Африки. Великие империи Гана и Мали остались в прошлом. В пору их расцвета письменность в этих государствах так и не возникла. И только в угаре, как реакция на колониализм латиницы стали, как грибы после дождя, появляться самобытные силлабарии. Процесс этот неочевиден и во многом скрыт, поскольку создание письма шло не на общенациональном, а на племенном уровне. Письмотворчество в среде манде и ква, повидимому, продолжится и в новом веке.

Однако большинство оригинальных силлабариев появилось именно в границах мандеязычного ареала, охватывая отчасти современные Сенегал, Мали, Гвинею, Гвинею-Бисау, Сьерра-Леоне, Либерию и Кот-д'Ивуар. Предполагается, что ядро этого ареала – исток р. Нигер. Преимущества манде над ареалом ква (Нигерия, Камерун, Бенин, Того, Гана) в большей древности и в контактах со Средиземноморскими цивилизациями.

Большое значение имела инфильтрация письменной культуры европейцев через посредство афроамериканцев. В 1822 Американское колониальное общество купило у местных вождей участок земли и поселило на ней освобожденных отдельными рабовладельцами рабов-негров. По имени президента США Дж. Монро первое их поселение названо Монровия. Позже территория ряда поселений американских эмигрантов получила название Либерия, которая в 1847 провозглашена республикой. В этой стране американский капитал занял доминирующее положение. Больше всего приверженцев традиционных верований именно в Либерии (в процентном выражении) и в Нигерии (в количественном).

Скорее всего, зачинщиками африканского письмотворчества выступили ваи, чей силлабарий был взят за основу другими мандеязычными народами. Следуя «эффекту домино» африканская идея письма стала быстро распространяться. Но, как отмечалось выше, чуть ли ни каждое племя хотело быть самобытным и обладать «магией письма». Процесс письмотворчества пошел не по пути унификации, а по колее полиморфизма и разноголосицы, поэтому и быстро застопорился. В большинстве своем в 19-20 вв. в Западной Африке создавались письмена-однодневки. Но это изобретение оказалось столь заразительным, что перекочевало вместе с неграми-рабами в Америку. Здесь африканская идея письма легла на новую почву – сектантство и афрохристианские синкретические культы. В первую очередь речь идет о карибском культе Вуду . Его основатели представители кваязычых народов, через верования которых красной нитью проходит пиктографическое письмо нсибиди. Бастион Вуду – Гаити, где в 18 в. установилась своеобразная негритянская республика Туссен-Лувертюра. Второй мощный импульс этот культ получил при президенте Франсуа Дювалье в 1957, который исповедовал вуду.

Вуду сочитает элементы традиционных дагомейских верований и католицизма. Объекты поклонения духи-лоа (Дамбала-уэдо – бог змей и дождя, Легба и др.). Существа рангом ниже – бароны. От Барона-Субботы и мадам Брижит родились злые божества колдовства Гедэ. Жрецы Вуду (бабалоа и мамалоа) владеют сильным ведовством. Известны легенды об оживлении мертвых «зомби». На Кубе известна вудуистская секта Сантерия, где поклонение духам-ориша возникло в 19 в. Жрецы бабалоча и йалоча, также называемые сантеро, поклонялись Богу-отцу Олоруну, громовику Шанго и кормили священные камни. Здесь же существует и более колдовская секта Палерия, где жрецы-палеро в своих обрядах используют магические сосуды нганга, заполненные священными палочками палос или священной землей. На Тринидаде и Тобаго вудуизм называется шангоизм, на Ямайке – покомания, а в США – Афроамериканское Вуду. В самой Африке появились синкретические секты, некоторые из них обзавелись собственным письмом (церковь Аладура, Семинанта, мпандизм, мвунгизм, кимбангизм и его ответвления – нигерийская секта Бейкоку и церковь Оракулов). Проводником вудуизма часто служит культовая музыка – негритянский джаз, рэгги и др.

В двух ареалах культур манде и ква созданы общественные институты, которые служили не только сохранению традиций, но и распространению таких новаций, как звуковое письмо. Например, у большинства племен манде существуют и по сей день тайные союзы Поро у мужчин и Санде (Бунду) у женщин, где, несомненно, обучали «магическим знакам». Имелся у манде и древний героический эпос «Сундиата», исполняемый сказителями-гриолями.

У ква аналогичные тайные союзы именовались иначе – например, у ибибио Экпо (предки), Экон (охотники), Идион, Экпе (люди-леопарды) и Эбре (женщины). По легенде одного из племен народа ибо (угуакима, эбе, уянга) письмо нсибиди люди получили от обезьян-бабуинов (идиоков).

Манде и ква являют собой специфическое проявление человеческой культуры; их отличительной чертой были обилие мужских и женских тайных союзов – мощных межплеменных корпораций, фетишизм – культ амулетов, масок и «говорящих барабанов» там-тамов. В последние десятилетия этот перечень архетипов развития африканской культуры дополнен слоговыми алфавитами, которые своими корнями уходят в первобытную пиктографию.

В 1970 А.К. Куми Аттобрах создает один из первых панафриканских искусственных языков африхили (лексикон охватывает многие языки Черной Африки).


Лит.:
Васильев Л.С., История Востока. В 2 т. Т. 2, М., 1994; Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 1999.

Ссылки:
Указатель письмотворцев. Иллюстрированный перечень изобретателей письма
http://www.geocities.com/jglavy/african.html

http://www.design-africa.com/pattsBGs/patts02.html
http://en.wikipedia.org/wiki/Afrihili

 

 

 

 Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

Любое использование материалов допускается только с разрешения автора сайта. Все права защищены © И. Карасев, 2007-2011

Hosted by uCoz