Все алфавиты | На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта
Авестийское письмо
Арабское письмо наследует стиль авестийского
АВЕСТИЙСКОЕ ПИСЬМО – левостороннее письмо алфавитного типа, происходящее из арамейского письма иранской канцелярии пехлеви. Авестийское письмо способно фиксировать многообразие гласных, однако к этой его способности прибегали редко. Чаще авестийское письмо носило характер консонантного с нерегулярным обозначением гласных. Древнейшая сохранившаяся рукопись относится к 13-14 вв.
Авестийское письмо считается культовым письмом зороастризма (по-авестийски vahvī- daēnā-māzdayasna - «благая вера почитания Мудрого», по-персидски بهدین behdin - «благая вера»), древнейшей религии откровения, оказавшей мощнейшее влияние на христианство, ислам и буддизм, а также на гностицизм и китайский даосизм.
Священный канон зороастрийцев – «Авеста» (от среднеиранского апастак – текст), состоящая из 21 книги (наска).
До нас дошло менее четверти былого объема: «Вендидад», или «Видевдат» (Закон против дэвов) – свод религиозных и юридических предписаний, «Висперед» «Ясна» (Жертвоприношения) – молитвенные песнопения, «Яшты» – гимны и более позднее сочинение «Хорд-Авеста» (Малая Авеста) – молитвы. Основной сюжет «Авесты»- извечная борьба Добра и Зла, Света и Тьмы, двух богов – Ахура-Мазды (Ормузда) и Анхра-Майнью (Ахримана). Существенное место в этом учении занимают поклонение огню (Атару) и ожидание спасителя мира Саошьянта. Отличительная черта зороастрийцев – выставление трупов на съедение животным и очистительные обряды. Такие идеи огнепоклонников, как Дьявол – князь мира сего, страшный суд, ад (дужахва) и рай (парадиз), путь в который лежит через пропасть по тонкому мосту Чинвату, заимствованы мировыми религиями.
Персы долго не записывали «Авесту», относясь с подозрением к буквам, как к чуждому вольным кочевникам искусству. В их преданиях письмо считалось дьявольским изобретением. Царь Тахмурас (Тахма-Урупи, («Отважный, в лисий мех одетый» или «Отважная лиса, носящая шкуру») заставил Ахримана превратиться в черную клячу и 30 зим разъезжал на нем (сравните мотив превращения Локи в кобылу в скандинавской мифологии). Желая задобрить Тахмураса, Ахриман выдает великую тайну письменности, обучив царя писать на семи языках. Сочинение «Суждения Духа разума» указывает, что Тахмурас узнал от Злого духа семь способов письма, которые тот скрывал. В эпосе «Шахнаме» Тахмурас пленил Ахримана и оседлал его. В битве с бесами (дэвами) Тахмурес разгромил их, треть их была убита, остальные попали в плен и, прося оставить им жизнь, научили царя писать на 30 языках.
При Ахеменидах (персидские цари возводили свою родословную к Ахемену, жившему в 8-7 в. до н.э.) официальным языком был арамейский (см. Арамейское письмо). Особо следует отметить дравидоязычный эламитский субстрат первых государств персов. Писцы именовались дипивара (от эламского дипи – письмо), а позже дибир. Специальные писцовые школы назывались дибиристанами. Завоевание в 4 в. до н.э. Александром Македонским персов положило начало эпохи эллинизма на Востоке, а следовательно и широкому распространению греческого алфавита. Однако Александр сжег зороастрийские книги, написанные золотом на воловьих шкурах, которые хранились в Стахре, в «Замке письмен». За это он был проклят иранскими жрецами-магами.
При новой иранской династии Сасанидов в 3 в. зороастризм стал государственной религией. К тому времени, наряду с греческим письмом, в персидских канцеляриях применялись разные варианты арамейского алфавита – хорезмийский, согдийский, парфянский, пехлеви (См.), мидийский, или армазский (см. Грузинское письмо). При Сасанидах государственным языком стал среднеперсидский (пехлеви).
Уважение к письменному слову со стороны христиан и манихеев было замечено зороастрийцами. При дворе шаханшаха Эраншехра (Ирана) Хосрова I Справедливого в 6 в. под греческим влиянием был разработан собственно авестийский алфавит. Неизвестный гений из жреческой среды путем модификации 20-ти букв пехлеви разработал 46-50 новых графем. По своей точности авестийское письмо приблизилось к современной международной транскрипции. К «Авесте» пишутся обширные комментарии «Зенд» («Зенд-Авеста» – текст с комментариями, «пазенд» – название консонантного алфавита пехлеви), открываются школы по изучению грамоты – фрахангестаны. К 4-6 вв. «Авеста» была кодифицирована. Интересно, что простое и понятное алфавитное письмо было разработано для давно вымершего авестийского языка, использовавшегося только в культе. Для повседневных целей применялось неудобочитаемое консонантное письмо пехлеви. Т.о. открытие персидских магов (также как и разработка масоретических огласовок в еврейском письме) носило сакральный характер и не предназначалось для использования в быту.
Письмотворческая мысль Ирана достигла выдающихся высот, однако ее связи с другими центрами (Армения, Сирия, Индия, Тибет) не совсем ясны. Можно лишь предположить, что такая связь между авестийским и арабским алфавитами более тесная, чем об этом принято говорить.
Фравахан (символ авестийской религии)
Современное изображение Заратуштры.
Священный авестийский алфавит соотнесен с понятием фарна (сияния) иранской мифологии, с зарождением огня в мировых водах, с магической силой, сокрытой в шерсти жертвенного животного (барана или быка). О хитросплетениях этой иранской мифологемы см. подробнее в прилагаемой статье «Шерсть». Сравните также имя изобретателя древнегрузинского письма – Фарнаваз и скандинавский миф о зарождении рун (См.) из опьяняющего напитка «Меда поэзии» (кстати, персидское слово рунас – название растения, марены красильной).
Айини-маздеснан – так называли свою веру сами зороастрийцы. Реформатор древней маздаяснийской религии (буквально «благого жертвоприношения») Заратуштра (по-гречески Зороастр, по-среднеперсидски Зардушт) происходил из восточноиранского рода Спитамы. Он был третьим из пяти сыновей в семье жреца Порушаспы. Имя Заратуштры чаще всего интерпретируют как «погонщик старого верблюда». Жил пророк в 7-8 вв. до н.э. (по лингвистическим данным текст «Авесты» был сложен в 12-10 вв. до н.э.). После долгих скитаний Заратуштра нашел приют у князя-кави Дрангианы (граница Ирана и Афганистана) Виштаспы. В книге «Вендидад» перечисляются 16 стран 6 в. до н.э., где победил зороастризм: Средняя Азия (Согд, Хорезм, Бактрия, Маргиана), Иран, Афганистан, Арахозия (граница Индии и Аравийского моря). Драконоборец Виштаспа (Гуштасп) повелел Заратуштре записать «Авесту» (1200 глав) специальным религиозным шрифтом на золотых досках и поместить ее в сокровищницу огня Атар.
Зороастрийцем, также как и евреем, стать сложно, – им можно только родиться: это национальная религия всех иранцев. Основной постулат зороастрийцев – «Хумата – хухта – хваршта» – благая мысль, благое слово, благое дело). Священные атрибуты жрецов: пояс кусти, сплетенный из 72 шерстяных нитей (именно столько глав-ха насчитывает «Ясна»), падан – покрывало, закрывающее рот и барэсман, или барсом – пучок прутьев тамариска или травы, который держат в руке. (Сравните фасции у этрусков и римлян, как символ власти). Барсом соотносится с хаомой – священным опьяняющим напитком. Сок, выжатый из хаомы и смешанный с молоком, рассматривался как первое жертвоприношение, отголосок древнего ритуального убийства.
По легенде Заратуштра родился из луча света (также как и Шенраб Мибо – основатель тибетской секты бон), наполнившего древо хаомы и из которого потом был выжат сок. Всю жизнь Заратуштру преследовали два колдуна-карапана – Дурасроб и Брат-реш-Тур. Последний убивает 77-летнего пророка во время молитвы, но и сам гибнет (возможно, это отголосок обряда умерщвления стариков). После смерти Заратуштры Ахурамазда поместил его духовную сущность (фраваши) в ствол древа жизни Хаомы.
Из монотеистической религии (маздеизма) зороастризм дрейфует в сторону дуалистического учения. Попыткой примирить существование Добра и Зла, свести их к одному знаменателю стало появление зурванистской секты. Повелителя времени с львиной головой и телом змеи Зурвана (Зрвана), отца Ормузда и Ахримана почитали на западе Ирана. Сасанидская царская семья тоже поклонялась Зурвану. Зурванизм оказал влияние на гностические секты, в частности на мандеев (по-ирански «зандик» – еретики).
Последним зороастрийским царем был Йездигерд III, однако и после исламского завоевания общины огнепоклонников продолжали существовать. В исламском Иране их называли гебрами (گبر от арабского кафир – неверные; самоназвание бих динан «исповедующие хорошую веру»). При первых четырех халифах, до 661 Иран оставался еще большей частью зороастрийским. В Мазандеране Заратуштре поклонялись до 9 в., а на юго-востоке до 13 в. Во время нашествия монголов верховный жрец мобедан-мобед перенес свою резиденцию в окресности Йезда – Туркабад и Шарифабад, ставшие духовным центром зороастризма. К этому времени в Иране уже писали исключительно по-арабски, а зороастрийские сочинения не создавались.
При местной иранской династии Саманидов в 10 в. зороастрийцы переселяются в индийский Гуджарат, а затем в Махараштру, где стали именоваться парсами (сейчас они проживают также в пакистанском г. Карачи и йеменском г. Адене). Разговорным языком парсов стал гуджарати (См.). В 12 в. жрец Нэрйосанг Дхавала перевел некоторые зороастрийские сочинения на санскрит. А парс Баманджи Байрамджи Пател в 19 в. обобщил письменные архивы парсов в труде «Парен Пракаш» (Парсийское сияние). Столица Гуджарата Сурат, а затем и Бомбей стали крупнейшими центрами зороастризма в мире. Из среды парсов вышли крупнейшие представители индийского капитала (Тата, Гордедж, Вадиа и др.) и видных общественных деятелей (супруг индийского премьера Индиры Ганди политик Фероз Ганди). Из парсов – лидер британской рок-группы «Queen» Фредди Меркьюри (Фаррух Балсара) и дирижер Зубин Мета. Судьба парсов складывалась намного благоприятнее, чем у гебров: численность их соотносилась как 9:1. Почерк гебров ясный, наклонный, более скорописный, а парсийский – прямой и заостренный.
Современные парсийские анджоманы (общества) имеются в в Мумбае (Бомбее), Удваде, Сурате, Навсари, Дели, а также в пакистанских городах Карачи и Лахор.
В 1820 мобад Фэрдунджи Марзбанджи напечатал «Авесту» гуджаратскими буквами, а в 1888 жрец Техмурас Анклесариа напечатал эту книгу оригинальным шрифтом зороастрийцев. Каваджи Канга опубликовал в 1891 грамматику авестийского языка и в 1900 подробный авестийский словарь.
К началу века улучшилось положение и гебров. В 1960 в Тегеране прошел I Всемирный конгресс зороастрийцев. Зороастризм по конституции Ирана (наравне с иудаизмом и христианством) признан «единственным религиозным меньшинством»и «божественной религией». У гебров 35 храмов (в Тегеране, Йезде и Кермане; из древних священных огней в настоящее время сохранился лишь Адур-Фробарг, или Фарнбаг, перенесенный в свое время в Йезд). Это больше, чем других неисламских храмов в Иране. От зороастрийцев в иранском парламенте меджлисе заседает один депутат (в 2013 - уроженец Йезда Эсфандияр Эхтияри). Зороастрийские цвета (зеленый, означающий процветание, белый - справедливость и красный - доблесть) присутствуют на флагах Ирана, Таджикистана (похожая цветовая гамма на флаге Индии). Зороастрийский по сути праздник начала нового года Новруз в день весеннего равноденствия официально отмечается не только в Иране, но и в Казахстане, Киргизии, Азербайджане, Узбекистане, Туркмении и некоторых республиках РФ (например, в Адыгее). В современном иранском календаре с 1925 (по инициативе депутата меджлиса от зороастрийцев выходца из Кермана Кейхосрова Шахруха; 1864-1929) используются зороастрийские названия месяцев. В 1922 в Афганистане также был введен календарь по иранскому образцу (в языке дари названия месяцев остались арабскими, а в пуштунском - на зороастрийский манер, по знакам зодиака: фравардин - wrai ورى, ордибехешт ɣwayai غویى). Зороастрийский субстрат сохраняется в народной культуре Азербайджана (само название происходит от древнеиранского Āturpāta или среднеперсидского Āturpātākān - "защищенный огнем"; ср. персидское azar - огонь и badagan - собирающий). В Азербайджане на Апшеронском полуострове до сих пор действует древний храм огня Атешгях (в 1925-75 он был заброшен, но позже отреставрирован). Почитание огня сохранилось у горного дагестанского народа хиналугов (селение Хыналыг на севере Азеррбайджана; дагестанские горные народы). 2003 год ЮНЕСКО был объявлен Годом 3000-летия зороастрийской культуры.
Мобедан-мобед Джахангира Ошидари (1920-2004)
Современные общины зороастрийцев называются анджоман (от авестийского "сход"). В 1898 учрежден Тегеранский анджоман, основан первый в столице храм огня. Территориально в Иране анджоманы существуют в Йезде, Кермане, Тегеране и пригороде столицы Кередже, Исфахане, Ширазе, Ахвазе, Захедане. С 14 до кон 19 вв. Йезд и Керман были единственными областями Ирана, где сохранялись зороастрийские общины. В Йезде и сейчас сохраняются единственные в стране сельские зороастрийские анджоманы.
Анджоман зороастрийцев Ирана возглавляет мобедан-мобед. После смерти мобедана-мобеда Джахангира Ошидари (جهانگیراُشیدری 1920-2004) это высшее место в религиозной иерархии остается вакантным, а управленческие функции выполняет совет из пяти сар-мобедов. Фактически роль лидера зороастрийцев Ирана играет мобед Тегеранского анджомана Ардашир Хоршидиан. Распространение зороастризма в Иране и Индии сдерживается законодательными запретами и самоограничениями. В Иране запрещены обращения в другие религии кроме, как в ислам шиитского толка. Вместе с тем после исламской революции в 1979 клерикальное руководство Ирана не решилось начать гонения на местных зороастрийцев.
Много гебров примкнуло к движению бахаизма (это самое крупное религиозное меньшинство, подвергающееся приследованиям), равно как и немало парсов стали членами Теософического общества. В 20 в. Бахрамшах Шрофф основал оккультное течение в зороастризме «Илми Хшнум» (Наука духовного знания).
Несмотря на узко национальный характер, зороастризм, в силу своего ритуально-этического дуализма до сего времени является мощным генератором религиозной мысли. Зороастризм – культ солнечного света и чистоты, подобно японскому синтоизму. Тогда как атрибут ислама – полумесяц, а христианства – крест. По сравнению с зороастризмом христианство на первый взгляд кажется упадочнической религией андеграунда, знаменующей закат цивилизации. С другой стороны, все свои неоднозначные черты ислам приобрел из зороастризма – священная война с неверными (газават, джихад), пятикратная молитва, взимание обременительного налога с иноверцев и др. Несомненно, громкое влияние учения Зардушта на суфизм, гностицизм и отчасти на шиизм. В современном Иране зороастрийская составляющая национальной культуры нарастает: один из вариантов реформы арабо-персидской графики предлагалось провести на базе авестийского алфавита. Идеологически наиболее близки к зороастризму исмаилитская секта (Горный Бадахшан) и езидство курдов.
Используя зороастрийские предания, еще в 10 в. Фирдоуси создает эпос «Шахнамэ» Книгу царей). Зороастрийскими идеями пропитаны отдельные части Библии, например, книга пророка Исайи. Легенды о Заратуштре были знакомы грекам. Платона они считали воплощением Заратуштры, а Пифагора его учеником. Иранское влияние лежит на космологии Анаксимандра, учении о двух путях человеческой души Парменида и на догадке об огненной природе всех вещей у философа Гераклита.
ahiiā. yāsā. nəmaŋhā. ustānazastō.1 rafəδrahiiā.maniiə̄uš.2 mazdā.3 pouruuīm.4 spəṇtahiiā. aṣ̌ā. vīspə̄ṇg.5 š́iiaoϑanā.6vaŋhə̄uš. xratūm.7 manaŋhō. yā. xṣ̌nəuuīṣ̌ā.8 gə̄ušcā. uruuānəm.9:: (du. bār)::ahiiā. yāsā. nəmaŋhā. ustānazastō. rafəδrahiiā.maniiə̄uš. mazdā. pouruuīm. spəṇtahiiā. aṣ̌ā. vīspə̄ṇg. š́iiaoϑanā.vaŋhə̄uš. xratūm. manaŋhō. yā. xṣ̌nəuuīṣ̌ā. gə̄ušcā. uruuānəm.::
[Yasna 28.1, Ahunavaiti Gatha (Bodleian MS J2)]
at fravaxshyâ nû gûshôdûm nû sraotâ ýaêcâ asnât ýaêcâ dûrât ishathâ nû îm vîspâ cithrê zî mazdånghô-dûm nôit daibitîm dush-sastish ahûm merãshyât akâ varanâ dregvå hizvå âveretô.
А я провозглашу! Ныне слушайте, ныне услышьте,
Вы, кто приходит изблизи и которые – издалека!
Ныне вы все уразумейте это, ибо ясно оно!
Да не разрушит мир вновь злой увещеватель
Лживый (своим) злым предпочтением, ограниченный (в действии своего) языка.(Ясна, 45:1 "Ат-фравахшья")
Страница из манускрипта Авесты - Ясна, глава 12
Первый европейский перевод «Авесты» делал в 18 в. француз А. Анкетиль-Дюперрон. Р.К. Раек доказал древность авестийского языка и его близость санскриту. В течение 19 в. осуществлено несколько изданий «Авесты» комментариями (К. Бартоломе, В. Гайгер, К.Ф. Гельднер, Ф. Шпигель, Н.Л. Вестергард, Ж. Дармстетер и др.). В 20 в. Г. Моргенстьерне и Э. Бенвенист разработали и ввели в практику фонологическую (нормализованную) транскрипцию авестийских текстов.
В средневековой Европе Заратуштре приписывалось множество подложных пророчеств и книг. Немецкий философ Ф. Ницше в сочинении «Так говорил Заратустра» вложил в уста пророка мрачноватую проповедь нигилизма (это толкование, говорят, понравилось Гитлеру).
В России в 90-е гг. проводниками модернизированных идей зороастризма выступали астрологи Павел и Тамара Глобы. В 1994 П. Глоба основал Авестийскую школу астрологии (АША), которая стала ядром будущей религиозной организации "Зороастрийская община Санкт-Петербурга". Под эгидой общины издается журнал "Митра". В 2000 в Петербурге проведен I Зороастрийский конгресс стран СНГ. Зороастризм (благоверие) исповедует политик национал-демократического толка, президент движения "РОД-Россия" Константин Крылов. На территории СНГ проживает около ста новообращенных зороастрийцев.
Сайт Skyknowledge.com упоминает, что группой энтузиастов разработан современный шрифт для персидского языка на основе авестийского. Этот шрифт получил название бостани (от названия стихотворения Саади Bostān – «Сад»).
Ruzist xoʃ o havâ na garmast o na sard
abr az roxe golzâr hami ʃuyad gard
bolbol be zabâne hâl nazde gole zard
faryâd konad hamâra mei bâyad xord.
АВЕСТИЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. «Прежде сотворения мира было слово, которое заключало в себе зерно истины и праведности» – говорится в главной зороастрийской молитве «Ахуна Вайрья / Как наилучший Господь»). По преданию древнее племя ариев (иранцев) жило на Севере у горы Хару-Березайти близ огромного озера Ворукаша, откуда вытекала великая река (Волга?). Из воды произрастало древо жизни Хаома, корни которого охраняла могучая рыба Кара.
История человечества (Зрван даргахвадата) насчитывает 9 тыс. лет, делящихся на три равные части – эру творения, смешения, разделения Добра и Зла. Начало каждого года приходилось на весеннее равноденствие (21-22 марта – Новруз). В авестийском 360-дневном году 12 месяцев по 30 дней. Позже для поправки был введен 13-ый короткий месяц. Ниже представлены 12 месяцев современного иранского солнечного календаря (15-й месяц – ангарда из 5-6 дней). Первым (кириллицей) идет название месяца в среднеперсидском варианте, арабицей - современное иранское, в скобках латиницей - древние, авестийские.
1 – Фарвардиин, Farvardīn فروردین (Фраваши, почитание душ умерших) март-апрель; (Frawašinąm)
2 – Ардвахишт, Ordībehešt اردیبهشت (Аша-Вахишта, Лучшая истина) апрель-май; (Ašahe Vahištahe)
3 – Хордаад, Xordād خرداد (Хаурватат, Здоровье) май-июнь; (Haurvatātō)
4 – Тиир, Tīr تیر (Тиштри, Сириус) июнь-июль; (Tištryehe)
5 – Амурдаад, Mordād مرداد (Амертат, Бессмертие) июль-август; (Amərətatātō)
6 – Шахревар, Šahrīvar شهریور (Хшатра-Вайрья, Желанная власть) август-сентябрь; (Xšaθrahe Wairyehe)
7 – Михр Mehr مهر (Митра, Договор) сентябрь-октябрь; (Miθrahe)
8 – Аабаан, Ābān آبان (Апама, Воды) октябрь-ноябрь; (Apąm)
9 – Аадур, Āzar آذر (Атар, Огонь) ноябрь-декабрь; (Āθrō)
10 – Дай, Dey دی (Датуша, творец Ахурамазда) декабрь-январь; (Daθušō)
11 – Бахман, Bahman بهمن (Воху-Мана, Благая мысль) январь-февраль; (Waŋhə̄uš Manaŋhō)
12 – Спандармад, Esfand اسفند (Спента-Армайти, Святое Благочестие) февраль-март; (Spəntayā̊ Ārmatōiš).Для сасанидского времени был характерен отсчет годов от начала царствования очередного царя. Когда сасанидская монархия рухнула под ударми арабов, зороастрийцы продолжили счёт годов последнего шаха Йездигерда III. Эра Йездигерда (AY) отсчитывает года от 632 г. н. э. Таким образом, например, 2010 год григорианского календаря соответствует 1379 г. эры Йездигерда.
Персидский исследовать Забих Бехруз (1889-1971) принял за дату провозглашения Заратуштрой своей религии начало эпохи Овна. Многие зороастрийцы приняли вычисления Бехруза, и считают 1737 год до н.э. началом зороастрийской эры. По этому счету 2010 г. соответствует 3748 году зороастрийской эры.
В 1975 шах Мохаммед Резы Пехлеви вместо эры хиджры ввел новую эру - шаханшахи (перс. شاهنشاهی) «царская» от предполагаемого года вступления на престол Кира Великого (559 до н.э.). 21 марта 1976 становилось первым днем 2535 года эры шаханхахи. Это нововведение вызвало неприятие у исламских священнослужителей и было в целом проигнорировано обществом. В 1978 году шах был вынужден вернуть эру хиджры.
В зороастризме существовал еще 32-летний тотемический календарь. Есть гипотеза, что он послужил основой знаменитому 60-летнему звериному циклу буддийского календаря. Красной нитью через авестийскую философию проходит учение о 6 первоэлементах: скот - огонь - металл - земля - вода - растение. Первый элемент был отброшен китайскими натурфилософами.
1. Золоторогий Олень, 1970 – гордость, сила, целеустремленность.
2. Горный Баран, 1971 – коллективизм, долг, традиции.
3. Мангуст, 1972 – ловкость, творческая активность, гибкость мышления.
4. Волк, 1973 – независимость характера, храбрость, ответственность, выносливость.
5. Аист, 1974 – мир, фатализм, консерватизм.
6. Паук, 1975 – борьба с нечистью, благосостояние дома, исцеление.
7. Уж, 1976 – карма, перевоплощение, интуиция, мистика.
8. Бобер, 1977 – природная гармония, красота, любовь.
9. Черепаха, 1978 – мудрость, последовательность, осторожность, скрытность.
10. Сорока, 1979 – связь с высшим миром, скрытность.
11. Белка, 1980 – мысль, познание родового дерева, живой ум и чувство долга.
12. Ворон, 1981 – серьезность, суровость, обособленность, очищение от скверны.
13. Петух, 1982 – победа над бесами, торжество справедливости, реформаторство.
14. Тур, 1983 – символ мира, благоденствия, самопожертвование, бескорыстие.
15. Барсук, 1984 – хранение богатств, традиций, воспоминаний, укрепление материального мира.
16. Верблюд,1985 – скепсис, юмор, упорство, самостоятельность.
17. Еж, 1986 – благодать, новизна, свобода.
18. Лань, 1987 – гармония, красота, праведность.
19. Слон, 1988 – устойчивость, основательность, твердость.
20. Лошадь, 1989 – справедливость, трудолюбие, стремление вперед, широта кругозора.
21. Гепард, 1990 – правая борьба, воинственность, бесстрашие.
22. Павлин, 1991 – преодоление иллюзий, игры, маскировки.
23. Лебедь, 1992 – очищение веры, духовность, надежда.
24. Рысь, 1993 – просветление, озарение, преображение, веселье.
25. Осел, 1994 – изобилие, мир, терпение, пассивное сопротивление.
26. Белый Медведь, 1995 – тотем арийских народов, целительство, магия, щедрость, медлительность подготовки и быстрота действия.
27. Орел, 1996 – царственность, власть.
28. Лиса, 1997 – хитрость, ловкость, осторожность, равновесие.
29. Дельфин, 1998 – познание тайн, спасение, благие мысли.
30. Кабан, 1999 – победа, могущество, борьба, активность.
31. Филин, 2000 – таинственность, борьба с силами зла, ночной образ жизни.
32. Сокол, 2001 – творческое озарение, перевоплощение, верность, отвага.
Лит.:
Дирингер, Алфавит, М., 1963; Соколов С.Н., Авестийский язык, М., 1961; его же, Язык Авесты, Л., 1964; Основы иранского языкознания, кн. 1-4, М., 1979-87; Стеблин-Каменский, И.М., Авеста в русских переводах (1861-1996), СПб., 1998; Глоба П., Живой огонь, М., 1996; Оранский И.М., Введение в иранскую филологию, М., 1960; Бойс М., Зороастрийцы, СПб., 1994; Кузнецов Б.И., Древний Иран и Тибет, СПб., 1998; Берзин Э.О., Чему учил Заратуштра?// Атеистические чтения, Вып. 14, 1985; Зороастризм // Народы и религии мира: Энциклопедия, М., 1999.Ссылки:
Авеста
Официальный сайт зороастрийской религиозной общины Санкт-Петербурга