Все алфавиты | На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта
Брахми
Дравидийский субстрат письменной культуры Индии
БРАХМИ (ब्रामी) – буквенно-слоговое, правостороннее письмо. Прототип большинства современных письменностей Индии, Тибета и Индокитая. Самые ранние прочитанные памятники на брахми относятся к 4 в. до н.э. Многие исследователи считают, что брахми восходит к арамейскому письму персидских канцелярий и возникло в 8-7 вв. до н.э. Брахми начало распространяться с северо-востока Индии, имеются тексты с левосторонним направлением строк (например, короткая легенда на монете 4-3 в. до н.э. из Эрана: dha-ma-pa-la-sa). Некоторые (например, С. Лэнгдон, Й. Махадеван) пытаются обнаружить преемственную связь между брахми и иероглифами Хараппской культуры, а И. Фридрих предполагал, что брахми происходит из древнеперсидской клинописи. Очень немногие ученые отдают приоритет изобретения этого письма дравидоязычным жителям юга Индии (арийские языки Индии содержат существенный пласт дравидийского субстрата: в частности слова lipi «письмо» и nagari «название письма» имеют дравидийские параллели).
Вообще, традиционное обращение в качестве исходной базы к арамейскому алфавиту было в значительной степени данью евроцентризма. (Лишь в очень немногих знаках брахми можно увидеть прямые аналогии с арамейскими буквами).
1 – транскрипция;
* три последних знака использовались в дравидийских языках и обозначали специфические звуки ретрофлексного ряда (ழ, ற, ன);
2 – буквы брахми с вариантами;
3 – полугласные сонорные (см. деванагари) и образование с ними слогов;
4 – образование слогов;
5 – некоторые лигатуры;
6 – призвуки, финали и пунктуационные знаки.
У букв брахми простые формы, много симметричных букв, что было удобно как при левосторонней (←), так и правосторонней (→) записи. То, что брахми на ранних этапах (подобно греческому и сабейскому) было безразлично к направлению письма свидетельствует встречающаяся графическая афазия некоторых букв. По-видимому, ранее в брахми букв было меньше (или похожие звуки стали различаться на письме путем усложнения «изначальной формы»):
Сравнение финикийского алфавита с брахми:
Можно сказать, что именно арийские народы изобрели буквенно-слоговое письмо, в котором основные знаки силлабария передают слог «согласный+а». Чтобы передать слог с другим гласным к основным знакам присоединялись разные черточки, причем форма основного знака порой деформировалась. Такой тип слогообразования называется трансформативным и применяется по сей день в эфиопском письме. В 1918 Мунши Мангал Сингх Масарам (Munshi Mangal Singh Masaram) из района Балагхат индийского штата Мадхья-Прадеш разработал разработал письмо масарам гонди для дравидского языка гонди, основанное на трансформативном принципе брахми.
В индуизме письмо брахми считается творением бога Брахмы (либо его дочери Брахми). В «Самаваянга-сутре» письмо бамбха (брахми) перечислено среди других 46 алфавитов.
«Каменный
эдикт» Ашоки из Гирнара: |
Брахма – персонификация священной молитвы, творец мира, зародившийся в мировом яйце гигантского лебедя в виде золотого зародыша. Его изображают лотосооким, красным, четырехликим, с бородой. У него 8 рук, в которых 4 веды, жезл, сосуд, жертвенная ложка, лотос, ожерелье и лук. На роль создателей письма брахми претендуют джайны (приверженцы религиозного учения, которые считают джайнизм самой древней в мире религией). В их представлении брахми (в ряду восемнадцати других священных письмен) было создано первым тиртханкарой («создателем брода») Ришабхадевой, либо его дочерью Брахми (Сарасвати), Претензия джайнов выглядит справедливой, поскольку их учение оперирует сложнейшими классификационными схемами, многопорядковыми числовыми комплексами и строго иерархическими структурами. Известно, что джайны в некоторых регионах Индии являлись зачинателями национальной литературы и письменности (например, у каннада).
В «Лалитавистаре» написано, что Будда в процессе игры создал брахми, кхароштхи – всего 64 письменности («липи»).
После вторжения ариев, к 5 в. до н.э. в долине Ганга возникают государства Кошала и Магадха. В 4 в. на смену им пришла держава Нандов. После, некий Чандрагупта основал величайшую в индийской истории империи Маурьев (317-180 до н.э.) Император Ашока (268-231 до н.э.) – покровитель буддизма и незаурядная личность, оставил после себя многочисленные эпиграфические памятники (наскальные надписи) на брахми и передающие язык пали.
В 1-й пол. 1-го тыс. до н.э. сложилась индийская языковедческая традиция, существующая до сих пор: «Аштадхъяни» (Восьмикнижье) Панини, 5 в. до н.э., «Варттика» (Дополнения) Катъяяны, 3 в. до н.э., «Махабхашья» (Великий комментарий) Патанджали, 2 в. до н.э. С первых веков нашей эры разрабатывались семиотические проблемы в философских школах вайякарана, ньяя и миманса.
ЧИСЛА:
Древние индийцы впервые ввели в математику понятие нуля и разработали числа на основе десятеричной позиционной системы счисления, которыми сегодня пользуется весь мир.
К 4-3 вв. Каутильей написана «Артхашастра» (Наука о политике). Во 2 в. до н.э. составляется свод этико-правовых норм «Законы Ману». Формирование важнейших книг индуизма относится к еще более раннему времени – 12-11 вв. до н.э. («Ригведа», «Самаведа», «Яджурведа» и «Атхарваведа»). Грандиозные поэтические эпопеи: «Рамаяна» (состоит из 7 книг) сочинена в 7 в. до н.э. Вальмики и «Махабхарата» (в 18 книгах, важнейшая часть – «Бхагавадгита») сложена в незапамятные времена мудрецом Вьясой. К 3 в. до н.э. относится «Джатака» – сборник сказаний о перерождении Будды.
Большинство индийских памятников литературы дошли до нас в основном в редакции рубежа нашей эры. Дешифровал брахми и кхароштхи профессор кафедры санскрита Оксфордского университета Джеймс Принсеп (1799-1840).
•Лит.:
Индийское письмо // Лингвистический энциклопедический словарь, М.,
1990;
Письмо // там же; Индийская
языковедческая традициях // там же;
Альбедиль А.Ф.,
Протоиндийская цивилизация. Очерки культуры, М., 1994; Брахма //
Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т., М., 1994; Джайнская
мифология // там же;
Васильев Л.С. История
Востока: в 2 т., М., 1994;
Дирингер, Алфавит; Фридрих,
История письма;
Рукописная книга в культуре народов Востока: в 2 т., М., 1987;
Бируни, Индия (пер. А.Б.
Халидова и Ю.Н. Завадского), Ташкент, 1963.
Ссылки:
Любое использование материалов допускается только с разрешения автора сайта. Все права защищены © И. Карасев, 2007-2019