Все алфавиты | На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта
Чероки силлабарий
Индейская азбука «дорогою слёз»
ЧЕРОКИ ПИСЬМО – чистый силлабарий, структурно тяготеющий к японской кане или кипрскому письму, в которых каждая графема передает только открытые слоги (за исключением знаков для s, hna и nah). Обслуживало примерно с 1828 по 1902 язык чероки ( Tsalagi Gawonihisdi), или чироки (ирокезская группа америндской семьи, которая входит в макросемью хока-сиу; некоторые американисты относят чероки к мускогам, наследникам культурной традиции Миссисипи).
Известны попытки приспособить силлабарий чероки к языку чокто, чикасо и криков. Сейчас слоговое письмо чероки (tsalagi в переводе с языка чокто – «пещерные люди»; на языке криков čiloki «чужой язык»; самоназвание Aniyöwiyaʔi «настоящие люди») функционирует параллельно с латиницей на индейских территориях штатов Оклахома и Северная Каролина.
В последнее время (примерно с 1970) слоговое письмо чероки переживает ренессанс. Этому способствует компьютеризация набора текстов, что значительно упрощает печать даже самых экзотических шрифтов.
Существует две основных разновидности шрифтов чероки – лапидарный (наиболее старый) и облегченный.
Создатель первой в мире индейской грамоты метис Секвойя ( Ssiquayi, Hawinaditlö, 1770-1843), европеизированное имя Джордж Гесс, Гест или Гист (George Guess, Guest или Gist) родился в штате Теннеси. Его мать Wu-te-he была из клана «Красная краска», готовившего для племени колдунов и заклинателей. Сначала Секвойя разработал иероглифическую систему письма, но как-то в лесу нашел английскую книгу. Изучая ее, он догадался, что знаки могут передавать не только слово целиком, но и отдельные звуки. Так Секвойя пришел к силлабарию, в котором заметно влияние латиницы (а также, возможно, из кириллицы) и индейской пиктографии. Сначала Секвойя придумал буквы для 200 звуков языка чероки, но через три года он сократил их количество до 80-ти. Предводитель «народа чероки» Элиас Бондинот и председатель совета племени Джон Росс поддержали просветителя. Вскоре про «говорящие письмена» узнали все чероки – и те, кто жил на востоке, и те, кого переселили в Оклахому и Арканзас. Знаки Секвойи появлялись везде: их писали на бумаге, царапали на стенах домов, на печах и коре деревьев, выводили пальцем в дорожной пыли. За один год чероки стали почти поголовно грамотным народом. Совет племени наградил Секвойю медалью с надписью «...Огромная польза, принесенная этим счастливым открытием, никогда не может быть полностью оценена... она не поддается учету».
Существует любопытная гипотеза, письмо чероки могло послужить моделью для создания силлабария ваи. Связью между двумя системами письма могли быть индейцы племени чероки, иммигрировавшие в Либерию. Один из таких индейцев, Остин Кертис, женился на представительнице знатного рода ваи и стал одним из вождей. Надпись, впервые привлекшая внимание мировой общественности к письменности, была сделана на доме этого индейца.
В 1828 в местечке Нью-Эчет (штат Джорджия) на чероки и английском языке вышла первая в мире индейская газета «Tsalagi Tsulehisanöhi / Чероки Феникс» – . А в 1844 только письмом Секвойи печатались газеты «Чероки мессенджер», «Альманах чероки» и др. В 1839 у чероки появилась и своя Конституция. В 1860 Британское библейское общество использовало силлабарий Секвойи для перевода Библии на язык чероки.
До 17 в. чероки жили в Виржинии, обеих Каролинах, Алабаме, но главным образом в горных районах Джорджии (США). Ныне, являясь крупнейшим индейским народом США и одним из самых культурных, чероки населяют штат Оклахома (по р. Неймо) и резервацию Северной Каролины в предгорьях Аппалачских гор. Язык вытесняется английским. Право выбирать вождей было восстановлено у чероки лишь в 1970 году.
В новейшее время из чероки появились представители крупного бизнеса, – например, вице-президент американского нефтяного концерна «Филипс петролеум компани» У.У. Килер. Известен также художник Ллойд Кива.
Бригадным генералом армии конфедератов во время Гражданской войны в США был вождь индейцев чероки Стэнд Уэйти (Stand Watie, Uwatie, Увейти «древний»). Он командовал индейской кавалерией, состоявшей в основном из племен чероки, маскоги и семинолов. Уэйти – один из двух индейцев, дослужившихся до генеральского звания в годы Гражданской войны в США (вторым был Эли Паркер из племени сенека, сражавшийся на стороне США). После того, как вождь Джон Росс и совет племени решили поддержать Конфедеративные штаты Америки, Уэйти организовал кавалерийский полк.
Литография с портрета Секвойи кисти художника Ч. Бёрд Кинга, 1828.
Для властей США становилось ясно, что графический сепаратизм индейцев ведет к сепаратизму политическому. Черные дни для чероки наступили в период правления ненавистника индейцев, президента США Э. Джексона. В 1828 организовывается переселение индейцев на Западные территории. Для них в 1907 создается «индейский штат» Оклахома (чероки, наряду с чокто, включаются в число «пяти цивилизованных племен»). В 1838 индейские земли в Джорджии захватило правительство США (здесь было открыто месторождение золота). Вместе с тем, часть чероки укрылась в Аллеганских горах, где в 1842 в штате Северная Каролина для них все-таки создается резервация.
В 1842 Секвойя отправляется в Мексику на поиски легендарного понятного всем индейцам, языка (письмотворец вынашивал глобальные планы по разработке универсального индейского письма). В пути он скончался и похоронен где-то около городка Сан-Фернандо. Могила его не известна. Зато после смерти именем индейского просветителя австрийский ботаник Ш. Эндлихер назвал род Секвойя (Sequoia) – Мамонтову, или калифорнийскую сосну, самый долговечный организм на Земле. Даже штат Оклахома (на языке чокто Okla-Humma «красные люди») чуть было не стал Секвойей.
Секвойя – название американского штата, который предлагалось создать в восточной части современной Оклахомы. Индейская территория (Indian Territory, The Indian Country) – район, образованный на землях, формально не входивших в состав США в середине 19 в., и предназначенная для заселения только индейцами. Предполагалось, что белые поселенцы не будут нарушать границы данной территории. Границы индейской территории установил «Закон об отношениях с индейцами» (Indian Intercourse Act, 1834) .
У Секвойи были последователи на письмотворческом поприще. Индеец-чероки Вильям Юбэнкс в 1890 создал 15 основных знаков письма для языка своего племени при помощи трех составных элементов (очевидно, на основе стенографии и миссионерских письменностей Канады) – линии, точки и дуги.
Дж. Муни упоминает, что примерно в это же время аббат Морис, служивший при миссии форта на оз. Стюарт в Британской Колумбии, создал письменность для языка чероки на основе знаков кри (например V – hu, Λ – hā, < – ha, < – hūn).
Следует сказать, что чероки еще в 18 в. переняли хозяйственный и социально-политический опыт английских колонистов и ввели самоуправление по образцу западных демократий. Богатые индейцы владели плантациями, вели аристократический образ жизни, владели сотнями чернокожих рабов. Чероки и ряд других Пяти цивилизованных племен создали первую в США сеть бесплатных школ. На к сер. 19 в. действовало около 30 бесплатных школ, практически все учителя в школе были чероки. В целом «Территории Чероки» характеризовалась одним из самых высоких уровней образования среди территорий Северной Америки.
7-й Президент США Э. Джексон (1767-1845)
Пять цивилизованных племен (Five Civilized Tribes) – индейцы чероки, чикасав (на языке чокто означает «ушедшие не так далеко»), чокто (на языке мускоги «красный»), крики (от англ. creek «ручей», старинное самоназвание «народ ручья Очизи») и семинолы («беглец, дикий», самоназвание «краснокожий»), которые в начале 19 в. уже усвоили многие обычаи и достижения белых поселенцев и установили довольно хорошие отношения с соседями. Эти племена первоначально проживали на юго-востоке США. Их земли, однако, привлекали белых поселенцев юга США. В связи с этим на юге США возникло движение с требованием выселения индейцев. В нач. 30-х гг. 19 в. власти южных штатов при поддержке федерального правительства США решили ликвидировать индейские анклавы, а самих индейцев выселить на пустующие земли к западу от реки Миссисипи. В 1830 президент Эндрю Джексон, поддержанный на выборах данным движением, подписал Закон о выселении индейцев, согласно которому индейцы Пяти племен были насильственно переселены в специально созданные для них Индейские территории (ныне восток штата Оклахома). Во время принудительной депортации в 1838-39, получившей название «Дорога слез» ( Getsikahöda Anegöi, или Nöna Daula Tsöyi «След, где они кричали», погибло свыше 4 тыс. индейцев. Но и после выселения на территорию современной Оклахомы правительства «Пяти цивилизованных племен» открыли первую сеть бесплатных школ в стране. У индейцев был самый высокий уровень грамотности на Западе. Большинство образованных индейцев умело читать и писать на двух языках – английском и своем родном, который сами сделали письменным, изобретя свои алфавиты. Они печатали на двух языках газеты. Многие приняли христианство.
Во время Гражданской войны в США чокто и чикасо воевали, как правило, на стороне Конфедерации, в то время как маскоги, семинолы и особенно чероки оказались расколоты между двумя сторонами. В результате началась гражданская война внутри племени чероки.
Когда южные штаты вышли из Союза, индейские республики оказались перед тяжелым выбором. У них установились прочные экономические и культурные связи с южанами – Индейскую территорию в литературе иногда даже называют «малой Конфедерацией». Летом-осенью 1861 «Пять цивилизованных племен» одно за другим приняли Декларации независимости и подписали договоры о союзе с Конфедерацией.
В первый раз северяне во главе с Уильямом Уиром вошли на Индейскую территорию летом 1862. Не встречая особого сопротивления, они оккупировали Территорию Чероки и заняли ее столицу – город Талекуа. В этих условиях сторонники Джона Росса объявили о воссоединении с Союзом, изгнали из правительства сторонников Конфедерации и приняли прокламацию об освобождении рабов.
В современном языке чероки два главных диалекта: Гидува, или Восточное племя, и Отали, или захолмский диалект, употребляемый в Оклахоме. Диалект Отали существенно отклонился от стандарта Секвойи за прошедшие 150 лет, приобретя много заимствованных и сокращенных слов. Теперь говорящие на диалекте Отали используют 122 разных слога, что превышает количество слогов в азбуке Секвойи – 85.
Фонетическая система языка чероки сравнительно проста, если не считать латеральных аффрикат tl, dl и редуцированный носовой гласный [ə̃], который обозначают v или ö. Звуки r (заменяется l), p/b (заменяется kw: например, Википедия – Wigiquediya). Существует единственный дифтонг ai. Согласные ts/dz/dž, kw/gw, k/g, t/d являются аллофонами. Гортанный взрыв , равно как и тоны графикой Секвойи не выделяются, что тем не менее не является затруднительным для хорошо знающих язык чероки.
Глагольная форма gega (иду), включает следующие элементы: местоименную приставку g-, указывающую на 1-е лицо и единственное число; корень -e- «идти»; суффикс вида -g-, использованный для основы настоящего времени: суффикс наклонения -a для правильных глаголов в настоящем времени (hega – "я иду", ega – "он идет", anega – "они идут", gegoi – "я часто хожу"). Род не различается: gawoniha – "он/она говорит". У глаголов также могут быть возвратные приставки и производные суффиксы. Со всеми возможными комбинациями аффиксов, у каждого правильного глагола теоретически может быть 21.262 формы.
Полисинтетическая природа языка чероки позволяет легко образовывать неологизмы для передачи новых понятий. Например: ditiyohihi , буквально: «спорит постоянно и нарочно» – адвокат, didaniyisgi «ловит окончательно и бесповоротно» – полицейский.
ЧИСЛА:
1 – sakwuʔi ᏌᏊᎢ
2 – taʔli ᏔᎵ
3 – tsoʔi ᏦᎢ
4 – nögi ᏅᎩ
5 – hisgi ᎯᏍᎩ
6 – sudali ᏑᏓᎵ
7 – galikwogi ᎦᎵᏉᎩ
8 – tsunela ᏧᏁᎳ
9 – sonela ᏐᏁᎳ
10 – sgohi ᏍᎪᎯ
Секвойя также создал числа для языка чероки. И хотя эти обозначения не были приняты, эскизы цифровой системы, написанные рукой индейского письмотворца, сохранились в архивах института американской истории и искусства в городе Тулса (Оклахома).
ПРИМЕРЫ:
Текст на современном языке чероки:
Nigada aniyöwi nigeguda'löna ale unihloyi unadehna duyukdö gesö'i. Getsinela unadanötehdi ale unohlisdi ale sagwu gesö tsunilöwisdanedi anahldinödlö adanödo göhdi.
Перевод:
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать друг с другом в духе братства. (Из «Декларации прав человека»).
Округи народа чероки в Оклахоме.
В настоящее время существует три племенных образования чероки на территории США:
1. Нация чероки ( Tsalagihi Ayeli) – самое большое в США признанных федеральных племен. Штаб-квартира – в Талекуа (Tahlequah) в северо-восточной части штата Оклахома, где в племенной зоне юрисдикции Нации чероки охватывают 14 округов: Adair, Чероки, Крэйг, Дэлавер, Mayes, Макинтош, Мускоги, Новата, Оттава, Роджерс, Секвойя, Тулса, Вагонер и Вашингтон. В 2008 индейское население Оклахомы составляло 11,4% (из них чероки – 7,9%).
2. Восточная группа индейцев чероки ( Tsalagiyi Detsadanilögi). Располагается в индейской территории Qualla Boundary (крайний восток штата Северная Каролина), штаб-квартира в Echota.
3. Соединенные группы Keetoowah и индейцев чероки ( Anigiduwagi Anitsalagi). Располагается в Оклахоме, штаб-квартира – в Tahlequah. Члены этой племенной группы – потомки чероки, которые мигрировали в Арканзасе и Оклахому ок. 1817 еще до принудительного переселения. Многие из них являются традиционалистами. Слово Keetoowah (Giduwagi) – это имя древнего курганного городища чероки, а также считается оригинальным именем народа чероки.
●Лит.:
Дирингер; Лоукотка Ч., ; Стингл М., Индейцы без томагавков, М., 1976; Портер К., Секвойя, изобретатель индейской письменности // Наука и жизнь, 1974.Ссылки:
Любое использование материалов допускается только с разрешения автора сайта. Все права защищены © И. Карасев, 2007-20
20