Все алфавиты | На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта

Дравидийские письмена

Ареальная дравидология

 

ДРАВИДИЙСКИЕ ПИСЬМЕНА. Четыре основных древнеписьменных языка юга Индии (тамили, малаяли, каннада, телугу) входят в дравидийскую семью языков. Более того, одноименные письменности восходят к единому первоисточнику – брахми, а одноименные народы исповедуют индуизм и образуют сплошной ареал расселения. Однако столь близкое родство культуры и языка вышеназванных народов не послужило поводом к формированию однообразной дравидийской письменности. Формы букв тамильского (Та), малаяли (М), каннадского (К) и телугу (Те) силлабариев заметно отличаются, хотя можно говорить об их структурном единстве. Свойства дравидийских письменностей выражены неодинаково. Например, курсивность письма усиливается от Та к М и через К к Те. Сравните упрощение и перестраивание Форм некоторых графем, показанных в Таб.1. Т.о. тамили и телугу можно представить как два полюса противоположных характеристик дравидийских письменностей, да и не только письменностей (см. Рис. 2.).

Ta

M

K

Te

 

க்ஷ

ക്ഷ

ಕ್ಷ

క్ష

kşa


āytam

-h

Таб.1

Взаимоотношения между четырьмя дравидийскими письменностями и их ареалами распространения можно выразить в виде четырехчастной (кватернальной) схемы без четко выявленного центра (см. Рис.1). Все четыре части этой схемы связываются в одну непрерывную цепь по признакам нарастания противоречий:

Соотношение Та:М:К:Те эквивалентно числовому комплексу 1:2:3:4 и напоминает пропорцию четырех юг индийской мифологии (юги – мифические периоды истории).

Формула (1) наглядно показывает, что письмо М происходит из Та, а письмо Те из К; но графемы Та и М различаются больше, чем графемы К и Те.

 

1/2

 

2/3

 

3/4

 

Ta

--------------→

M

----------→

K

-→

Te

1

 

2

 

3

 

4

Т.о. можно подразделить дравидийские письменности на две группы: Та-М и К-Те. Причем, тамили и каннада выглядят как основополагающие системы, а малаяли и телугу – как придатки первых, возможно и имеющие некоторые оригинальные черты. Среди дравидийских языков тамили занимает особое место (санскритское слово «дравид» происходит от «тамил»). Тамильская поэзия поражает богатством и самобытностью, тонким вкусом и отточенностью форм. Это говорит о длительной традиции тамильской литературы. В этой связи характерно упоминание в тамильской мифологии о некой поэтической академии – санги (от тамильского caṅgam и санскритского saṁghaṃ – «общество, собрание»). Первая санга существовала с незапамятных времен на легендарном материке Лемурия в Индийском океане, главой ее был Шива. Через 4400 лет санга погрузилась в пучину вместе с материком. Вторая санга обосновалась в г. Кападапурам, который также был поглощен стихией, спустя 3700 лет. Третья санга унаследовала традицию предыдущих в Северной Мадуре, именно в этот период, к 3 в. до н.э. относятся первые памятники древнетамильской литературы.

Т.о. можно говорить об особом статусе тамильской культуры (письменности и языка) на индийском субконтиненте. Из Рис.1 видно:

K

Te

M

Ta

Генетические связи дравидийских языков с другими во многом спорны. Наиболее убедительна гипотеза об их родстве с уральскими языками (финно-угорскими и самодийскими). Предполагается, что заселение дравидами территории современной Индии происходило раньше других народов (арийцев и мунда). Следует отметить, что до сих пор прародина дравидов окончательно не установлена (останки дравидоидов эпохи верхнего палеолита были обнаружены в Воронежской области России и на территории Египта, относящиеся к дофараонскому периоду). Установлено родство эламского языка (государство Элам существовало в 3-1 тыс. до н.э. в южной части Иранского нагорья) и языка Хараппской цивилизации с дравидийскими языками.

 

 

Te

 

 

Ta

K

 

 

M

 

 

После открытия Древней Хараппы (См. Хараппская письменность) меняется представление о том, что именно арии впервые принесли в Индию высокую культуру: раскопки археологов наглядно подтвердили древность и оригинальность протодравидийской цивилизации Индостана. В Декане (от санскритского दक्षिण – «юг», «правый») дравиды появились к концу 2 тыс. до н.э.

тамили

телугу

угловатость

 

округлость

отдельность букв

 ПИСЬМО

курсивность

puḷḷi вирама

 

лигатуры

матрика

 

диакритика

 

 

 

исконность

 ЯЗЫК

санскритизмы

архаичность

 

новации

ранняя литература

 

поздняя литература

Рис.2. Два полюса дравидийской культуры

Дравидийские письменности отличаются от основной индийской модели в первую очередь обозначением огласовок (См. Индийские письменности).

Гласные в тамили называются uyireuttu (uyir жизнь, euttu буква), которые могут быть короткими kuil, образовывать дифтонги и укороченными, а также длинными lneil.  Согласные – meyyeuttu (mey тело, euttu буква) – делятся на категории: valliam жесткие, melliam мягкие, или носовые и iayiam нейтральные.

Здесь одна и та же гласная в слоге может быть выражена на письме по-разному. Это видно на примере тамильских графем (см. Таб.2). Эти особенности, вероятно, вызваны каллиграфическими соображениями и стремлением письма к курсивности. Другими словами, в дравидийских письменностях спряжение («шва») знака для согласного (опоры) с огласовкой не является механическим. В дравидийских письменностях сформировалась специфическая система аллографических огласовок, при помощи которых одинаковый гласный графически передается разными способами. Наличие такой системы затрудняет изучение вышеотмеченных письменностей, поскольку в учебниках и словарях обычно кроме силлабария приводится еще и таблица слогов. В таблицах слогов все буквы для согласных (опоры) можно условно подразделить на «группы» (от 1 до 4). 3 каждой «группе» одни и те же огласовки принимают ту или иную форму по единообразным законам. Варьирование формы огласовки для одинаковой гласной (как правило, это гласные «и», «у») зависит от того, где она прикреплена (снизу или сверху), как она прикреплена (слитно или изолированно) и в зависимости от качества места крепления (круглого, квадратного, разомкнутого, замкнутого).

Кроме того, «группы» букв для согласных могут не совпадать при разных огласовках (как это видно из Таб.3).

- ta

- ka

டி

- ti

கி

- ki

Ряды слогов с одинаковой гласной, где есть аллографические огласовки, называют сложными. (В тамильском письме огласовки «о», «ō» сложных рядов не образуют). Больше всего «групп» в малаяли, здесь же легче всего строго разграничить список букв на «группы» и здесь меньше сложных рядов. Система аллографических огласовок в телугу является наиболее сложной. Это вызвано полуслитностью письма телугу, которая ведет к стиранию границ между «группами» в сложных рядах.

Матрика (верхняя горизонтальная линия графемы) каннадских букв переходит в дугообразный элемент, а матрика букв телугу в птицевидную диакритику. Сравните: ர – ರ – ra. В этих же письменностях возникает явление, присущее большинству курсивных письмен (например, латинскому или арабскому) – это «вторичная нижняя матрика»: ಯ, ಝು. Пожалуй, только в дравидийских письменностях есть т.н. матриковые манипуляции (отмена или видоизменение матрики в целях слогообразозания): ja, ಜಿji; ya, ಯಿ yi (в телугу). Помимо огласовок и матрики в письменностях телугу и каннада присутствует диакритика: va, pa, pha, ma, ṣa (в каннада). Можно предположить, что оригинальность индийской культуры (в том числе и своеобразная организация индийских силлабариев) связана не в последнюю очередь с дравидийским субстратом.

Основоположник советской дравидологии – А. Мерварт.

Язык брахуи (bráhuí) долгое время не имел собственного алфавита и пользовался (со второй половины 17 в.) арабской графикой урду.

Дравидийский народ брахуи до сих пор обитает в Пакистане, Афганистане (в районах Калата, Саравана и Джхалавана), Иране и Туркмении; ассимилируются белуджами, а также синдхами. Предположительно несколько сотен брахуи проживает в Марыйской области Туркмении, правда, неясно насколько они сохранили свой язык.

Существуют, видимо и связи протодравидов Хараппы с земледельческой культурой эпохи энеолита Анау на юге Туркмении (5 тыс. − 4 в. до н.э.) в окрестностях г. Мары (древний Мерв). Именно здесь (в Алтын-Депе) В. Массоном  были найдены печати протоиндийского типа, которые могли принадлежать к древнейшей протодравидской этнической общности.

Первое оригинальное произведение на брауи – поэма «Тохват-ул-Аджаиб» («Дары чудес») Малика Дада (опубликована в Калатском ханстве во второй половине 18 в.). Традиция книгопечатания прерывалась и возобновилась лишь в 1870-е. В городе Кветта с 1970-х работает «Академия брахуи», публикующая фольклорные записи, оригинальные сочинения поэтов и прозаиков на брахуи. Выходят периодические издания на брахуи, он изучается в Университете Белуджистана в Кветте.

В 2000-е годы для брахуи Афганистана был разработан алфавит на арабской (пуштунской или урду с добавлением ڷ []) основе. В 2008 в Пакистане был разработан алфавит брауи на основе латинского (bráh ná báşáģal). Ее особенность – в использовании акутов для обозначения долгих гласных (á, í, ú), церебральные согласные (ŧ, ð, ŕ, ń, ļ) и некоторые другие: ş [š], x [kh], ź [ž], ģ [γ].

 

Церебральные согласные в санскрите (ṭ/ḍ, ṇ) – это влияние дравидийского субстрата.

Отдельные заимствования из дравидских языков встречаются в Библии (tukkiyīm павлины, kinnōr / kinnari струнный инструмент, qōphim обезьяны, appīr сапфир, 'almuggīm / 'algummīm сандалии), что свидетельствует о торговых связях между Индией и западно-семитским миром времен царя Соломона. Христианский апокриф, в котором волхвы, пришедшие поклониться Исусу, были родом из Южной Индии, приводит М. Турнье в своем произведении «Таор, принц мангалурский».

В русском языке заимствованным словом из тамильского является катамаран கட்டு மரம் (букв. «связанные бревна»). Можно предположить, что и название письменности брахми как-то связано с дравидийским этнонимом brahui. Уже в «Ригведе» встречается несколько слов, которые можно считать дравидийскими: pūjā почитание божества, nakar город, храм; ulukhala ступка, kunda горшок, mayura павлин, kulāya гнездо, kulpha ножной браслет, daṇḍa придерживаться, kūla наклон, bila дупло, khala гумно.

Некоторые исследователи полагают, что дравиды оказали существенное влияние ведическую религию, которая трансформировалась в современный индуизм. Имена трех главных божеств (тримурти) можно интерпретировать с точки зрения языка дравидов. Брахма и дравидоязычный народ на территории Пакистана brahui (பராஹவி மொழி,  பிராவி மொழி). Шива на санскрите शिव, śiva, «благой», «милостивый». Однако некоторые исследователи находят тамильское слово śivappu (சிவப்பு), означающее "красный", когда Шива уподобляется раскаленному Солнцу (śivan, சிவன் "один из красных"), как ведические божества Рудра, называемый в Ригведе Babhru (коричневый или красный).

В традиционном толковании имя Вишну (विष्णु viṣṇu «проникающий во всё», «всеобъемлющий») связывается с глаголом viś (проникать). Однако есть предположения относительно его неиндоевропейского происхождения, указывая на то, что среди характеристик Вишну присутствуют аборигенные черты. Возможно, что образ Вишну вобрал в себя элементы из доарийского субстрата. В протоиндийских материалах никаких намёков на Вишну до сих пор не обнаружено (помимо изображения птицы на одной из печатей Хараппы, в котором исследователи усматривают прообраз Гаруды, ездовой птицы Вишну). С другой стороны, нет и неоспоримых доказательств индоевропейского или даже индоиранского происхождения Вишну. В этой связи интересно рассмотреть тамильское слов வீச்சு (viccu), обладающее богатой семантикой "диапазон, модуляция, отображение, ряд, круг, простираться, любящий порядок". Воплощения Вишну (Кришна கிருட்டிணன் и Рама இராமர்), да и он сам изображаются синими или черными, что намекает на аборигенное население, цвет кожи который был темнее, чем у вторгнувшихся на южный субконтинент индоариев. В санскрите Кришна (कृष्ण Kṛṣṇa) означает "черный", а Рама (राम) - "темный".

Дравидская интерпретация есть и у других индуистских божеств. Демон Равана (रावण, Rāvaṇa - «Ревун»), возможно связан с Араваном - сыном Арджуны и царевны нагов Улупи. Это имя в тамильском обозначает அரவம் - змей. Хануман (हनुमान् Hanumān - «имеющий (разбитую) челюсть») в тамильском звучит, как Ануман (அனுமன்) и интерпретируется в протодравидском языке ana-mandi (самец обезьяна). От этого имени получил название Андаманский архипелаг (малайцы зовут Ханумана Andoman, а лаосцы - Hunlaman).

Письменная культура дравидов нашла отражение в названии силлабариев. Уже упомянутая предполагаемая связь письменности брахми и дравидского народа brahui, само название письма lipi пришло в санскрит через персидское посредство (dipi) из эламского языка, который гипотетически относят к протодравидским. Ведическая религия индусов сформировалась в ареале Хараппской цивилизации - на территории современного Пенджаба.

Принято считать, что пракрит одного из среднеиндийских языков - пали (Pāḷi, сингальское පාලි, деванагари पालि). Слово «пали» означает «строка, строфа» и имеет прямое отношение к каноническим буддийским текстам Тхеравады. Однако можно предположить, что это название восходит к тамильскому ப‍ள்ளி (школа, схолия). Деревня (город) называются paḷḷi (பள்ளி). Сравните название письменности нагари, которое также происходит от дравидского наименования "город" (நாகர், மாநகரம்).
 

 

 

 


Лит.:
Андронов М.С., Дравидийские языки, М., 1960; 3ограф Г.А., Языки Южной Азии, М., 1990; Дравидийские языки // Языки Азии и Африки, т.1-3, М., 1978-79; Альбедиль М.Ф., Протоиндийская цивилизация. Очерки культуры, М., 1994; Гуров Н.З., Южнодравидийская легенда о прародине // Народы Азии и Африки, 1976, .№3; Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А., От Скифии до Индии, древние арии: мифы и история, М., 1933; Дравидийская мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т., М., 1994; Санга // там же; Кондратов А.М., Адрес Лемурия; Бонгарт-Левин Г.М., Гуров Н.Э., Генезис дравидской культуры // Вестник АН СССР, М., 1935, .№ 10. Kennedy J., The Early
commerce of Babylon with India and the Western World, Cambridge University Press, 1916; Baumgartner W., Was wir heute von der hebräischen Sprache und ihrer Geschichte wissen, "Anthropos", 1904-41.

Ссылки:
Коростовцев М.А., Введение в египетскую филологию,  М., 1963.
Субстраты ведического санскрита.

 

 

 

 

 Рейтинг@Mail.ru

 

 

Hosted by uCoz

Любое использование материалов допускается только с разрешения автора сайта. Все права защищены © И. Карасев, 2007-2016