Все алфавиты | На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта

Эгейские письмена

Лабиринты протоевропейской цивилизации

 

ЭГЕЙСКИЕ ПИСЬМЕНА – обслуживали с 22 в. по 3 в. до н.э. так называемые средиземноморские языки. Это условное обозначение неиндоевропейских языков Южной Европы и островов Средиземного моря, генетическая принадлежность которых не установлена (скорее всего средиземноморские языки тяготеют к языкам Древней Анатолии – хаттскому и хурритскому, пращурам абхазо-адыгской и нахско-дагестанской семей языков). К средиземноморским языкам относится минойский язык Крита и Кипра (см. Критское и Кипрское письмена), этрусский и иберийские (см. Турдетанское и Иберийское письмена), а также баскский язык.

Первые центры эгейской культуры открыты раскопками Г. Шлимана в Микенах (1876), А. Эванса на острове Крит (с 1899).

Эгейская (крито-микенская) культура Древней Греции сформировалась в период бронзы (ок.2800-1100 до н.э.) на Крите – минойская, на материковой Греции – элладская , на островах – кикладская.

Выделяется похоронная пластика Киклад, «кикладские идолы» – мраморные статуэтки или головы (фрагменты статуй) геометризованных, лаконичных, монументальных форм с четко выраженной архитектоникой («скрипкоподобные» фигуры, обнаженные женские статуэтки).

Само название эгейской культуры происходит от имени Эгей (Αἰγεύς, Αἰγέως), которое можно соотнести с греческим корнем Αἰγ (козел; ср. название козы в адыгских диалектах - ажэ). Легендарная эгида – щит, сделанный из шкуры козы Амалфеи (Ἀμάλθεια), вскормившей Зевса на  Крите в пещере Козьей горы (Αἰγαῖον ὄρος). Этот же корень угадывается в имени Эгипт (Αΐγυπτος), эпоним Египта. 

Резиденцию легендарного критского царя Миноса (по-минойски Mini) в Кноссе раскопал отец миноистики А. Эванс в 1900. Здесь же были найдены глиняные таблички линейного письма Б. Позже аналогичные предметы в Пилосе (юго-запад Пелопоннеса) обнаружил К. Елеген. М. Вентрис и Дж. Чедуик доказали, что за линейным Б кроется древнегреческий язык. Так микенская цивилизация ахейских греков (2900-1470 до н.э.) была окончательно отделена от минойской культуры Древнего Крита, дав начало микенологии и миноистике. После мощного извержения вулкана на о. Фера в 1470 до н.э. критско-минойская цивилизация туземного населения терпит крах, а в 1380 до н.э. и ахейский Кносс по невыясненным причинам исчезает с авансцены мировой истории.

Самоназвание носителей крито-минойского языка – кафтиу (в египетской транскрипции k’ftjw), минойской название Крита – Каптара (в аккадской передаче) или Кафтор (в древнееврейской). Кстати, Кипр, в древности населенный минойцами, древние евреи называли Киттим по главному городу острова – Китион.

Иероглифика тесно связана с гончарными знаками конца неолита, метками каменотесов, рисуночными знаками на печатях. На критских печатях знаки представлены в пиктографическом облике, тогда как на глине они передаются уже лишь контурами. Позже графемы стали наносить и на мягкий материал (папирус, пальмовые листья, пергамент). Значительные образцы иероглифики найдены в Фесте (Крит), датируемые 19 в. до н.э. Иероглифика «Фестского диска» – это уже слоговое письмо. Направление письма строго не закреплено. Язык большинства памятников остается неизвестным. Линейное письмо А – вторая критская письменность, которая является развитием иероглифического протолинейного курсива. Она носит в основном слоговой характер, хотя только треть знаков совпадает с иероглификой. Направление письма почти всегда правостороннее (). Слова нередко отделяются точками или вертикальными линиями. Образцы этого письма найдены не только на Крите, но и на других близлежащих островах (Фера, Мелос,Родос, Кеос, Кифера), входивших в состав Критской морской державы. Отдельные памятники линейного А нашли в Микенах, Малой Азии и Угарите. Язык этих текстов не известен (единственное переведенное достоверно слово: kuro «итого»). Догреческое население Крита принадлежало очевидно кавказской расе: их язык отличался от флективных языков индоевропейцев, в том числе и от хеттского, и вероятно принадлежал агглютинативным префигирующим языкам западно-кавказского типа (хаттский язык, с которым некоторые исследователи устанавливают генетическую связь абхазо-адыгских языков).

Линейное письмо Б – тесно связано с линейным А. Употребление этого письма ограничено Кноссом. После завоевания в 14-13 вв. до н.э. Крита ахейцами линейное А было приспособлено к древнегреческому языку для ведения административных записей. Памятники, записанные этим письмом, – древнейшие после хеттских – первые образцы графической фиксации индоевропейской речи. У античных авторов сохранялись смутные представления о древнейшем доалфавитном письме.

Кипро-минойское письмо (КМ). Уже во 2 тыс. до н.э. на Кипре обнаружена первая иероглифическая печать критского происхождения. Это свидетельствует о широком распространении критского письма. Кипро-минойское письмо следует рассматривать как слияние двух самостоятельных систем – средиземноморской (критской) и ближневосточной (анатолийской и сирийской).

КМ-1 – эволюционная линия кипрского письма. В отличие от других эгейских систем здесь почти нет идеограмм. Письмо слоговое. Самый интересный памятник – крупный валик из обожженной глины, напоминающий аналогичные предметы из Вавилона. Этеокипрский (пракипрский) язык также составляет загадку.

КМ-2 – самостоятельная группа КМ письма, представленная табличками из Энкоми (Кипр). По сравнению с КМ-3 имеет более близкое к клинописи начертание и ряд новых знаков. Язык КМ-2 отличен от языка иных кипрских текстов (здесь прослеживаются языковые флексии). Для КМ-2 и КМ-3 характерно полное отсутствие идеограмм.

КМ -3 – разновидность КМ-2, возникшая в древнем Угарите.

Классический кипрский силлабарий – последний реликт эгейских слоговых систем. Использовался как греками, так и догреческим населением Кипра. Кипрское письмо этого типа известно в двух вариантах – классическом и пифийском (в районе Пифоса в западной части острова). Пифийское письмо, в отличие от классического, было правосторонним (). В 3 в. оба варианта вытесняются греческим алфавитом.

Троянское письмо (примерно 1700-1400 до н.э.) – знаки непонятного происхождения на сосудах из Трои, обнаруженных экспедицией Г. Шлимана. По мнению некоторых исследователей, троянское письмо может быть не более чем подражанием критским знакам.

Средиземноморские (неиндоевропейские) языки Эгейского региона: минойский язык (язык линейного письма A и этеокритский язык, язык критской иероглифики и Фестского диска), кипро-минойский язык, этеокипрский язык, гипотетический язык троянского письма, родственный этрусскому лемносский язык (язык Лемносской стелы, или эгейско-тирренский язык).
Возможно этим языкам родственны неиндоевропейские языки Северного Причерноморья: таврский язык (южный Крым), синдский и меотский языки (меотский язык, возможно, предок адыгских языков). Сравните, например, имя боспорского царя Сатир и догреческую основу
τύραννος (владыка), родственную этрусскому Turan, латинскому Saturn, Σάτῦρος, минойскому Saturi (имя царя) и Turiso (город Тилисс на Крите)

Единственный уцелевший язык из средиземноморской семьи (доиндоевропейских языков Европы) – баскский язык, на котором в настоящее время выходит периодика; напрммр, в Доностиа-Сан-Себастьяне Страны Басков (Euzkadi) выходит ежедневник «Эхин» (Egin) на современном баскском языке (euzkara batua).

Текст на современном баскском языке (единственном из сохранившихся доиндоевропейских языков Европы:

Gizon-emakume guztiak aske jaiotzen dira, duintasun eta eskubide berberak dituztela; eta ezaguera eta kontzientzia dutenez gero, elkarren artean senide legez jokatu beharra dute.

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать друг с другом в духе братства. (Из «Декларации прав человека»).

Предполагается, что греческий язык заимствовал большое количество слов и имен собственных из догреческого языка или языков, поскольку заметная часть греческих слов не может быть объяснена из реконструируемых прото-индоевропейских корней и морфем. Личные имена (Οδυσσεύς Одиссей, он же Uliss), теонимы (Ερμής Гермес,), морские термины (θάλασσα море), названия правителей (τύραννος тиран, κυβερνήτης, gubernator кормчий), зодчество (например, πύργος башня, τόπος место), мировоззрение (κόσμος вселенная, букв. «украшение», ουράνος небо, букв. «навес»). Большая группа субстратных слов, связанных с названием растений и сельхозтерминов:  ϝἐλαία «олива», άμπελος, лат. vinum вино, φιστίκι фисташковое дерево, συκιά, лат. ficus смоква, ῤόδιον, авестийское warda роза, κύμτνον тмин (ср. этрусский город Кумния, в лат. транскрипции Cominius), σιτος хлеб, μαλλός шерсть (ср. адыгейское мэлы 'овца') и минойское ma-ru, которое сопоставляют с шумерским bar-lu. Многие божества ведут происхождение из средиземноморских языков:  Ῥέα Рея (происходит из греческого названия граната ῥόα, поздний вариант ῥοιά, в свою очередь этот корень восходит к наиболее часто встречающемуся слову крито-минойской топологии Ra-ja в памятниках линейного письма Б).

В пантеоне древнейших обитателей Эгеиды верховной влапстью обладал не Зевс, как в Элладе, а Посейдон. Сложное, гетерогенное население Крита находит отражение в древних мифах, они повествуют о соперничестве между тремя братьями - Миносом (этеокритяне-минойцы, населявшие юг, центр, а позже восток острова), Сарпедоном (анатолийцы, хетто-лувийцы, восток острова) и Радамантом (пеласги, север острова и г. Кносс).

Многие, хорошо знакомы греческие мифы связаны сюжетом с Критом (не сохранились трактаты «Критская мифология» Динарха и «Критский цикл» Менекла). Крит - приют Зевса-младенца (отсюда же легенда о роге изобилия), местонахождение лабиринта, где жило чудовище Минотавр (критский бык). Сам лабиринт построен величайшим архитектором и мудрецом Дедалом, научившим Икара летать. Вероятно минойского происхождения и богиня справедливой войны совиноокая Афина (минойская Аtana, корень tan можно проследить и в этрусском культовом термине tanasa). Афина восходит к древнейшему образу повелительницы зверей со змеями в руках и совой на голове. Минойского происхождения и имена богов с окончанием -opa (Европа, Аэропа, Пенелопа, Кассиопа и др.).

Образцы «троянского письма» на сосудах втор. пол. 3 тыс. до н.э

 

Топонимы с суффиксами -νθ- (например, Κόρινθος Коринф, Ζάκυνθος Закинф), -σσ- (например, Παρνασσός Парнас, Кносс, древнее название Балеарских о-вов Пифиусса) и -ττ- (например, Λυκαβηττός гора Ликабет). Эти суффиксы, вероятно, анатолийского (хетто-лувийского) происхождения, как суффикс -wa- и слово kawi (жрец).

 В греческом языке сохранились многочисленные критские глоссы: νικΰλεα смоква (а также ряд других глосс неиндоевропейского происхождения с тем же суффиксом -υλ- μιμαίκυλον плод земляничного дерева, ά'χυλος съедобный желудь, βράβυλον терновник, σταφυλή виноградная гроздь, σηπια каракатица и др.

Особенность крито-минойского языка: совпадение фонем l/r, d/l, p/q, p/b/f, k/g (ср. Οδυσσεύς / Uliss) два п-образных звука: p1=φ и p2=π. Структура слога преимущественно открытая (V, CV), как в полинезийских и японском языках. конечные согласные r, l, m, n, s, а также конечная i в дифтонгах на письме опускались, что дает основания считать эти фонемы минойскими флексиями и/или артиклям, наличие которых было очевидно из контекста или, напротив, несущественно. Знаков для ji, wu, qu не существовало, были немногочисленные слоги с дифтонгами: tya, rya, swa.

Еще одна характерная специфика – повторение слогов в корнях, аналогично т.н. «банановому субстрату» шумерского языка. Один египетский папирус содержит заговор от болезни, предположительно составленный на крито-минойском языке: Santi kapupu waiiaiman irekakara (первые два слова, возможно божества Шантош и Кубаба).

Преффиксы: a- (часто чередующийся с ja-), wi-, i-/u-, ku-, ra-, ni-, sa-.

Интересно, что в адыгейском языке чередование местоименных префиксов а-/я- означают неотторжимую и отторжимую принадлежность: агу - их сердце, янэ - их мать. То же самое и с префиксами у-/уи-, ты-/ти-, ы-/и- (угу - твое сердце, уинэ - твоя мать, тыгу - наше сердце, тинэ - наша мать).

Суффиксы: -awa, -d-, -k-, -m-, -n-, -r-, -s-, -t-. Показатели генетива: -a, -i, -o (φraiso-i в Пресе, φraiso-na пресский), глагольные окончания -si, -se, -ti, -tia

Слова: kuro итог, kiro долг, mini царь, isalabre и isaluria «козий сыр» (в разных падежах). Известны минойские названия городов Крита: Aminiso (Амнис), Konoso, или Kanuti (Кносс), Paito, Turiso (Тилисс).

 

 

 

 

 

 


Лит.:
Бартонек А., Златообильные Микены, М., 1991; Молчанов А.А., Таинственные письмена первых европейцев, М., 1980; Иванов В.В., Предыстория древнегреческого, малоазийско-эгейских и италийских алфавитов в свете данных архивов Эблы и Угарита // Симпозиум по структуре текста, М., 1979; Кондратов A.M., Шеворошкин В.В., Когда молчат письмена: загадки древней Эгеиды, М., 1970; Молчанов А. А., Посланцы погибших цивилизаций. (Письмена древней Эгеиды), М., 1992; Сидорова Н.А., Искусство Эгейского мира, М., 1972; Соколов Г., Эгейское искусство, М., 1972; Чанышев А.Н., Эгейская предфилософия, М., 1970.

Ссылки:
 

 

 

 

  Рейтинг@Mail.ru

 

 

Hosted by uCoz