Все алфавиты | На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта
Эстрангело
Алфавит Евангелия
ЭСТРАНГЕЛО
– консонантное письмо семитского типа сирийской разновидности. Восходит к пальмирскому алфавиту. Из эстрангело развились несторианский (восточносирийский) и яковитский (западносирийский) алфавиты. С 5 в. обслуживает сирийский язык, который считается поздней стадией арамейского (семито-хамитская семья языков). В современном ассирийском языке (в том числе для несторианского и яковитского письмен) используется для написания заголовков, титульных листов и книжных обложек, а также вывесок и т.п.Сирийский язык является литературным в среде арамеоязычных христиан, начиная с 3 в. Сирийский, очевидно, был родным языком первых христиан и самого Христа. Царь полузависимого царства Осроена со столицей в Эдессе Авгарь (Абгар) V Черный в первой половине 1 в. состоял, говорят, в переписке с Иисусом. Его преемник Авгарь IХ (179-216) был крещен одним из первых монархов в мире. При царице Зиновии в Пальмирской империи было позволено епископу христиан Павлу Самосатскому играть роль первого человека в Антиохии Сирийской. Именно в Антиохии последователи Иисуса впервые стали называться христианами. Эдесса (Урфа) – единственный центр раннего христианства, где язык христианской общины не был греческим. Сирийский язык в Восточно-Римской империи был вторым по значимости. Сирийцы заседали в римском Сенате и даже садились на престол цезаря, как Гелиогабал и Александр Север. Сирийцем был и византийский император Лев III, основатель династии Исавров и положивший начало иконоборчеству. Известные писатели эпохи эллинизма Лукиан из Самосаты и Мелеагр из Гадары тоже сирийцы.
На сирийском языке написана поэзия Ефрема Сирина, послания Иакова Серугского, хроники Иакова Эдесского и Михаила Сирийца, трактаты по логике и этике Григория Иоанна Бар-Эбрея, или как его называли арабы Абуль-Фараджа (им же написан труд, посвященный сирийскому языку). Христианский писатель Татиан, автор «Слова к эллинам» , составил арамейский сводный перевод Евангелия.
К 8 в. сирийский язык вытесняется арабским, но христианская теологическая литература писалась на нем еще до 14 в.
1 – транскрипция; 2 – изолированная позиция букв в слове;
3 – конечная
позиция; |
Эстрангело (Esṭrangelā) – предположительно искаженное арабское сатр-анджилийи – «письмо Евангелия» или греческое στρογγιλη «круглое». Этот почерк древнейший в сирийской книжности. Именно в нем впервые возникает обычай изменять форму букв в зависимости от того, стоит ли графема в конце, середине, начале слова или изолированно (такие варианты букв называются аллографами; эту идею заимствовали арабские каллиграфы). Кроме того, опять же в эстрангело горизонтальное направление строк иногда меняется на вертикальное (как в монгольском письме, которое переняло эту необычную манеру от сирийцев). Эстрангело – это новая ступень развития семитской системы графики.
ЧИСЛА:
Западная Сирия принадлежала грекам, а восточная – персам. Это во многом способствовало разделению сирийцев на западных (Сирия, Палестина) и восточных (Персия, Месопотамия), как оппозиция эллинистического Средиземноморья халдейскому Востоку. Для антиохийского обряда характерна литургия св. Иакова, а для халдейского – св. Аддаи (Фаддея) и Мари (Марка). Если первая совершается теперь как по-сирийски, так и по-арабски, то вторая -только по-сирийски.
В Антиохии (Антакье), третьем по величине, после Рима и Александрии, городе Римской империи в 1 в. возникла Антиохийская христианская церковь. Основал ее апостол Петр. В 431 от Антиохийской церкви откололись проарианские несториане (см. Несторианское письмо, Готское письмо), а в 550 – монофизитствующие яковиты (см. Яковитское письмо). Когда в 702-742 престол патриарха Антиохии пустовал, этим воспользовались монахи, последователи св. Марона. Они учредили свой маронитский патриархат и проповедовали монофелитство. В 8 в. автокефальной стала Грузинская церковь, выйдя из-под влияния Антиохии. К слову, в грузинском письме просматривается сирийский след.
В 638 Антиохию у Византии захватывают арабы, сделав Дамаск столицей халифата Омейядов. В 11-13 вв. Антиохия под властью крестоносцев. Из-за того, что во время крестовых походов Антиохия оказалась разрушенной в 1366 патриарший престол переносится в Дамаск.
В настоящее время письмо эстрангело используют все христиане-сирийцы (яковиты, несториане и др.) в торжественных случаях: в заголовках, титулах, плакатах. Были попытки использовать графемы эстрангело в качестве заглавных букв в яковитском и несторианском алфавитах.
Епархии Антиохийской церкви находятся в сирийских городах Дамаск, Латакия, Халеб (Алеппо), Хама (Эпифания), Хомс (Элисса), Эс-Сувейда (Бостра); ливанских городах Бейрут (Беритос), Триполи, Аккар (Аркадия), Эль-Хадат (Библос и Ботрус), Захли (Селевкия и Гелиополис), Мердж-Аюн (Тир и Сидон), а также в Турции и Ираке.
Вопрос о национальной принадлежности сирийцев-христиан спорен. Одни исследователи считают их субэтноконфессиональной группой левантийских арабов, другие – самостоятельным этносом с финикийскими корнями.
Одним из наиболее ранних памятников сирийской письменности был перевод Ветхого и Нового Завета – Пешитта (букв. «простой, чистый»). Только у мелькитов, т.е. православных, был в ходу вместо текста Пешитта свой особый перевод, сделанный в 4-5 вв. на западноарамейском наречии.
Начальный период сирийской литературы (2-4 в.) – православный, но ряд отдельных писателей открывается еретиком Бар-Дайсаном (Бардесаном, 154-222), гностиком; кроме гимнов, он написал «Историю Армении», которой пользовался Моисей Хоренский. Известны проповеди (есть армянский, арабский и эфиопский переводы) персидского епископа Афрахата (Иакова), 337-345.
От Ефрема Сирина (ум. 373) ведут эру расцвета С. литературы, но, собственно говоря, его школа не дала ни одного талантливого писателя. Гораздо более, чем ученики Ефрема, известны церковные поэты кон. 4 и нач. 5 в. – Балай и Кириллона; одно из стихотворений последнего, говорящее о саранче и о вторжении гуннов (395) содержит в себе, таким образом, определенную дату. Жития сирийских мучеников, хранившиеся до того времени в виде отдельных мартирологов и биографий, были в 5 в. собраны в большой сборник: «Книгу мучеников» eпископом Майперкатским (Мартиропольским) Маруфой старшим.
Расцвет сирийской литературы (4-6 в.) совпадает с первыми двумя веками разделения сирийской церкви на две враждебные еретические ветви: несторианскую и яковитскую.
О сирийской литературе, в общем очень богатой, принято повторять слова Ж.Э. Ренана (De philosophia peripatetica apud syros), что отличительная черта сирийцев – посредственность: они не блистали ни на войне, ни в искусстве, ни в науке. Они были верными и прилежными хранителями греческой науки, но у них не появлялись такие блестящие типы, как у арабов аль-Фараби, ибн-Сина, ибн-Рушд и др. Тем не менее, заслуга Сирии как передаточного звена между греками и арабами остается огромной. В области церковной христианской литературы у сирийцев не появлялось таких славных отцов церкви, как Евсевий, Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст; их Ефрем Сирин отличается пылкостью, а не тонкостью доказательств; но многие творения греческих отцов только потому и спаслись от гибели, что были своевременно переведены на сирийский язык. Самостоятельнее сирийцы в области истории или летописи; без Иоанна Ефесского, Дионисия из Телль-Махре и Бар-Эбрея мы имели бы существенные пробелы в сведениях не только по истории яковитов и несториан, но и вообще по политической истории их времени.
Европейские грамматики составили Э. Нестле, Т. Нельдеке, К.Броккельманн (на немецком); Р. Дюваль (на французском).
Интересно, что похожее на сирийское название Эдессы (Урфа) было имя Урфин Джюс, отрицательного персонажа-трикстера в сказочном цикле А. Волкова о Волшебной стране и Изумрудном городе.
Лит.:
Дирингер Д., Алфавит, М,,
1963; Сирийское письмо // Лингвистический энциклопедический
словарь; Шпажников Г. А.,
Религии стран Западной Азии. Справочник, М., 1976;
Гиляревский Р.С.,
Гривнин B.C., Определитель
языков мира по письменностям, М., 1964.
Ссылки: