Все алфавиты | На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта

Езидов письмо

Тайнопись самой закрытой секты

 

ЕЗИДСКЙ АЛФАВИТ консонантное, левостороннее письмо семитского типа, обслуживавшее курдский язык (иранские языки). Известно с 12 в. И. Гельб считал езидское (йезидское) письмо тайнописью, знаки которого изобретены произвольно, однако большинство исследователей возводят его к несторианскому (ассирийскому) алфавиту (возможно влияние мандейского). Внешне езидские буквы напоминают графемы туарегов и балканских албанцев. Можно также предположить неочевидную связь между езидскими и масонскими очертаниями букв (в обеих системах преобладают треугольные и квадратные формы – основополагающие фигуры мистической криптографии). Между тем, порядок букв езидского алфавита является калькой арабо-персидской системы (сравните: ا, ب , پ , ت , ث , ج и т.д.). 33 буквы езидского алфавита не учитывает звукового многообразия курдского языка (в курдском языке около 40 звуков). Езиды – часть курдского народа, исповедующие особую религию (синтез христианства, иудаизма, ислама и зороастризма). Большинство езидов сейчас проживает в Северном Ираке (районы Айн-Сифни, Синджар и Дохук в губернаторстве Мосул), а также в Сирии (г. Халеб, Камышлы) и юго-востоке Турции (в илах Мардин, Сиирт, Шанлыурфа и Диярбакыр), есть они в Грузии, Армении (Армавирский район), Иране, России (Краснодарский край, Адыгея, Ярославская и Нижегородская области) и Германии.

Езидский алфавит.

 

В горах восточной Турции три года существовала самопровозглашенная Араратская Курдская Республика (1927-30), а в 1946 около года на территории Ирана - просоветская Мехабадская республика (Komarî Mehabad). В 1923-29 в Азербайджане (между Арменией и Нагорным Карабахом) существовал Курдистанский уезд (Кöрдьстана Сор), не обладавший статусом автономии. Столица уезда - г. Лачин, однако администрация находилась в Шуше. Несколько месяцев в 1930 существовал на том же месте Курдистанский округ.

С 1974 курдский язык – один из официальных в Ираке. В настоящее время Иракский Курдистан («Курдский район Ирака» Ḧikumetî Herêmî Kurdistan) имеет статус широкой автономии, отчасти напоминающий положение члена конфедерации. Ныне Иракский Курдистан является единственной стабильной и относительно благополучной зоной в Ираке.

Иране и Ираке курды используют арабо-персидское письмо (систематизировал ученый Sa'id Kaban Sedqi), в Сирии и Турции - латиницу. Модифицированное арабское письмо ученым Tofiq Wahby (1891-1984) для курдского языка в Ираке не использовалось до 1950, поскольку считалось богохульным изменять начертания священных письмен.

В иракском Курдистане (полунезависимом государственном образовании со столицей в Сулеймании) региональные власти намерены перейти на латиницу. В СССР до 1946 курды использовали латиницу (в Армении в 1921-29 курдский язык обслуживался армянским письмом с добавлением буквы m [ö], потом их графику переложили на кириллицу. После 1991 курды в бывших советских республиках вновь перешли на латиницу.

Наиболее распространенный вариант курдской латиницы был создан в 1932 Джеладетом Али Бедир Кханом (1897-1951), иначе этот алфавит называется хаварским, по названию журнала "Hawar", где он широко использовался. Как и в турецкой латинице, c [дж], ç [ч], ş[ш], но j [ж]. Специфично обозначение гласных: заднеязычные обозначаются i [ы], e [ə], u [ʉ] (иногда транскрибируется, как ö), а переднеязычные - î [ш], ê [e], û [u]. Для звуков, используемых в арабских заимствованиях к алфавиту были добавлены ḧ, ẍ, ' для غ, ح, ع.
Кириллический алфавит для курдского языка:
а, б, в, г, г', д, е, ə, ə', ж, з, и, й, к, к', л, м, н, о, ö [ʉ], п, п', р, р', с, т, т', у, ф, х, Һ (h), Һ' (h'), ч, ч', ш, щ [дж], ь [ы], э, q, w
Малоизученная таинственная секта езидов впервые упоминается в арабских источниках (езиды и мусульмане враждебны друг другу). Учение езидов дуалистично и развивалось под сильным влиянием гностицизма. Единый бог Йаздана породил собственную антитезу – Зазаила, или Малаки-Тауза (Tawûse Melek), чье имя переводится с арабского как «Ангел-павлин». Следует заметить, что павлин служил олицетворением египетского бога письма Тота.

Идрис Шах говорит о езидах как о суфийском ордене, символами которого являются Ангел-павлин (аллегория солнца Шейх-Шемса) и черная, покрытая сажей, змея (хтонический персонаж). В этой связи можно вспомнить иконографический облик Абраксаса – существа с головой петуха (павлина), телом человека и змеями вместо ног. В представлениях гностиков 2 в., в частности Василида, Абраксас выражает не только полноту добрых и злых потенций человеческой души, но и космическую целокупностъ чисел и букв алфавита.

То, что езиды поклоняются дьяволу – преувеличение, хотя их обычаи и не позволяют о нем дурно отзываться. Считается, что Бог столь милосерден и всемогущ, что рано или поздно сможет простить даже Люцифера.

Заметим, что езидское изображение павлина похоже скорее на голубя или петуха. Это объясняется тем, что езиды не могли видеть павлинов, они в Курдистане не обитают.

Основатель езидизма – шейх Ади ибн-Мусафир (Şêх Adi, ок.1074-1164), чье имя означает «сын Путника» (типичное суфийское прозвище). Шихади (Шейх Ади – Шараф ад-Дин Абу л-Фадаил Ади ибн Мусафир ибн Исмаил ибн Муса ибн Марван ибн ал-Хасан ибн Марван) родился в селе Байт-алфар в области Баальбек (современный Ливан). Шейх Ади скончался в Лалеше будучи в преклонном возрасте. Образ Шихади у езидов соответствует представлениям о нем, как об исторической личности и реформаторе езидизма. Вокруг него возникло множество легенд и мистических историй.

Именно в период его жизни езидским письмом были записаны священные книги «Mishefa Reş / Мисхефа Реш» (Черная Книга) и «Kitêba Cilwe / Китаб Джильва» (Книга Откровения). Первую записал Хасан аль-Баши – секретарь шейха Ади. Листы «Китаб Джальвы» сделаны из тонкого пергамента кожи газели, которым придана форма полумесяца, солнца, земли, двух рек, человеческой головы с ушами или рогами.

Курдолог К. Анкоси считает эти книги сомнительными и подозревает, что здесь возможно была подделка. Подложными считал езидские тайнописи профессор А. Мингана (A. Mingana), Р. Леско (R. Lescot). В настоящее время их точка зрения считается устаревшей, и сомнения в подлинности мало чем оправданы (Giuseppe Furlani, Religione dei Yezidi, 1930).

Тексты из езидских рукописей "Мисхефа Реш" (1) и "Китаб Джальва" (2).

Страница из езидской рукописи "Китаб Джальва".

Езидский текст с латинской транслитерацией:
Şîna Bav
Lo bavo, lo bavo, lobavoî
Bavo çima felekê ha kir
Felekê serê xwe li min ba kir,
bavê min miri ye, mala min xirav kir.
Bavo, min belengazî min sefîlî min sergerdan.
Bavê min miriye ez bûme sefîl.
Bavo bavtî tîştekt çê ye,
kurtî bavtî zîneta rû 'erdê ye,
bavo cinnet cehnem destê Xwedê ye.
Bavo te yekê ne çê kir,
te mala xwe ji mala min cihê kir.

 

Тайнопись езидов (возможно подложная).

По другой версии, езидская книга «Мисхефа Реш» написана религиозным деятелем Мухаммедом и содержит рассуждения о сотворении мира, животных, природы, житие святого Ади ибн-Муссафира, описание обрядов. Вторая книга «Китаб Джильва» написана езидским шехом Хасаном аль-Басрый, который рассматривает в ней вопросы быта и вечности. Боговдохновенными признаются также Библия и Коран. На могилах пишут изречения из Корана, не противоречащие езидской вере. Признается миссия Христа. Распространен культ святых (Ади, Шамс, Баазли и др.).

В начале 20 в. католическому священнику Анастасу Мари после подкупа служителя в Лалеше удалось заполучить зашифрованный оригинал двух езидских религиозных книг (Мисхефы Реш и Китаб Джильвы). В дальнейшем они были расшифрованы и напечатаны в 1911 (езидский оригинал и арабский текст) австрийским ученым-иранистом М. Битнером в журнале «Антропос» с комментариями. Битнер в своих исследованиях пришел к выводу, что священные книги первоначально написаны на южнокурманджийском диалекте сорани курдского языка и затем были переведены на арабский язык. Кстати, исследователь К. Курдоев настаивает на курдском происхождении авторов «Черного свитка» и «Откровения», а в своем исследовании, посвященном языку этих памятников, он приходит к выводу, что они написаны на диалекте сорани, а не курманджи, на котором говорят езиды.

Имеются свидетельства, что у езидов были и другие рукописные книги, например, Zebun и Mişur, которые строго хранятся у курдских шейхов и никто не имеет к ним доступа.

 

Его Высокопреосвященство Мир Тахсин Саид бек – Председатель Высшего Духовного Совета.

До недавнего времени у езидов не было храмов, кроме одного – могилы шейха Ади в Лалеше (район г. Мосул в иракском Курдистане), являющейся местом паломничества. Шейх Ади и халиф Язид I считались воплощениями Малаки-Тауза.

На вершине сложной иерархии езидского духовенства находится «Мире ездиа» или «Мире шеха» - Эмир езидов или шейхов, которому подчиняются все езиды. При нем существует «Совет духовенства» («Дивана дини» или «Дивана Мир», «Миджлиса руханйе»). Эмир является главой этого «Совета». В состав «Совета» входят: 1. Ахтиаре Марге из семьи шейхов Фархадина (старший хранитель могилы Шейха - Ади), 2. Пешимам из семьи шейхов Шехисина (Предводитель религии), 3. Шехе Вазир из семьи шейхов Шамса и 4. Мазне Кавала.

В настоящее время (с 1944) глава езидов мира - Мир ездиа Тахсин-Бек (председатель Высшего духовного совета, Его Высокопреосвященство Мир Тахсин Саид бек – Mîr Tehsîn Seîd Beg). Члены Высшего духовного совета езидов, по данным на 2010: Их Святейшества Баба Шейх, Пешимам Фарук, Шейх Баракат, Кавал Сулейман. По традиции «Мире шеха» живет в селении Баадрие, к югу от Лалеша. Примерно в 2000 Эмир езидов Тахсин-бег сын Сайд-бега сын Али-бега в селении «Есебйа шеха» построил себе новую резиденцию. Существует сложная религиозная иерархия в Лалеше при гробнице Шейха Ади (мир, бабашейх, факиры, каввалы, кочаки, фарраши и т.д.).

Самый ранний памятник курдской письменности относится к 7 в. – несколько строк из Сулеймании, записанные вероятно разновидностью пехлеви. Древнейшее произведение на курдском языке относится к 10-11 вв. (эпические поэмы «Сиабанд и Хадже», «Карр и Кулык», «Мам и Зин», «Крепость Дымдым»). У курдской литературы богатые традиции (Али Терамахи, Али Харири, Мела Ахмед Джезири, Ахмеди Хани), которые формировались в русле арабской культуры и письма.

С 1998 года в Германии выходит журнал «Данге эзидиан» (Голос езидов).

Священные книги езидов написаны по-курдски особым письмом и переведены на многие языки. Первый перевод на английский был сделан Э. Брауном и опубликован в 1895. Перевод на итальянский выполнен Гъямилем в 1900. Католический священник Анастас Мари ал-Кармели в 1911 опубликовал перевод курдского текста священных книг на французский язык в журнале «Антропос». Немецкий перевод опубликован австрийским ученым М. Баттнером в 1913. Русский перевод с английского подготовлен А.А. Семеновым в 1927. Тексты обоих памятников неоднократно переводились на арабский.

Кроме того, «на бумаге» уже в 20 в. были зафиксированы несколько вариантов "Свидетельства Веры", основные езидские молитвы и корпус религиозных гимнов. Несмотря на преобладание устной традиции, можно констатировать, что священные тексты езидской религии существуют на бумажных носителях, а фрагментарно включены даже в учебники для школ близ Мосула, где находится храм Лалеш и, наряду с основами ислама, официально ведется преподавание основ езидизма.

Крупнейшим езидологом современности является российский религиовед, кандидат философских наук, преподаватель Санкт-Петербургского госуниверситета и немецкого Геттингенского университета Ханна Омархали (Усоян). В 2005 она выпустила первую свою книгу "Йезидизм: из глубины тысячелетий", а в 2007 - "Йезидизм: общество, символ, ритуал". В 2009 в соавторстве с профессором Ф.Г. Крайенбреком и еще двумя исследователями она выпускает труд "Езидизм в Европе: разные поколения говорят о своей религии"

 


 

Флаг езидов.

Езиды – замкнутая, недостаточно изученная этноконфессиональная общность. Название «езид» иногда возводят к имени халифа Язида ибн-Муавии. Сами же езиды называют себя дасини.

Существует несколько версий происхождения слова езид:

1. Название характеризуется исключительно древнеиранским (в частности, курдским) генезисом и содержанием. Оно происходит от названия авестийского (зороастрийского) доброго божества yazata, (yazad > yazadi > yazdi > ezdy).

2. Возможно, что это слово исходит от слова Йазда, что в древнеперсидском (мидийском) означает Бог. Исходя из этого, слово езид можно определить как последователь бога.

3. Некоторые исследователи происхождение божества Езид увязывают с именем второго Омейядского халифа Йазида I ибн Му'ави йа ибн Абу Суфийан.

4. Происхождение имени божества Езид некоторыми учеными увязывается с иранским зороастрийским центром - городом Йезд.

5. Сами езиды возводят слово Езид (Эзди) восходит от 'az dam' (создал меня) - Xwade az dam (Бог создал меня).

Верования езидов восходят к зороастризму: они поклоняются единому богу Езду, небесным светилам (особенно восходящему солнцу Шамсу), земле, воде и огню. Езд противостоит Шайтану, как доброе начало злому. Носитель активного начала жизни, посланец Езда, он же падший ангел Малаки-Таус (Таусе-Малак) с великим терпением относится к Шайтану. Важнейший праздник езидов, своего рода, праздник Нового года – первая среда апреля – «Красная среда» (Хыдыр-наби, Эйде-сисале, Сарсал). В этот день Малаки-Таус был послан на Землю, чтобы населить ее.

Храм езидов в Лалеше (Ирак)

 

Кстати, в 2010 власти Курдистана (Сев. Ирак) утвердило 4 из 7 езидских праздников (езидский Новый год, Джама, летнее пиршество Арбаения и пост айда Эзди), как официальные праздники автономного региона.

Езиды, являясь монотеистами, поклоняются Всевышнему Богу (Xwade) – божеству высшего ранга и его триаде в лице Малаки-Тавуса (павлина), шeйxa Ади (старца) и Езида (молодого).

Езиды считают, что у всех народов существует единый Бог и каждый обращается к Богу на своем языке. «Худе хаму каси ра йака» («Бог для всех один») – говорят они. Не вдаваясь в подробности, хочется только отметить, что езиды своего Бога называют именем «Шихади», параллельно широко употребляемого общеиранского слова «Ходе». В религиозных молитвенных текстах отмечается, что «Шихади хак Ходайа» («Шихади – истинный Бог»). Некоторые духовные лица и знатоки основ верований езидов, этимологию слова «Шихади» представили в следующей форме: «Шеха дит», что в переводе на русский язык значит- «Шейхи (святые) увидели». «Когда, - говорят они, - Бог появился на свете, шейхи (святые) увидели Его и впоследствии стали называть Его Шихади».

Езиды верят в переселение душ. Им запрещено есть мясо петуха, газели, рыбы, тыкву; мыться в бане из боязни осквернить воду; произносить слово «Шайтан» и слова с сочетанием «ш» и «т»; играть на свирели и бубне; кашлять и плевать, а также носить одежду синего цвета. Одна из главных езидских молитв: «О, Бог, сперва дай счастье и благо 72 народам, а потом нам, езидам».

Езиды ответственны за смерть обоих сыновей Али в 7 в., поэтому преследуются мусульманами.

У езидов своеобразная религиозная иерархия и кастовое деление: духовенство (тарикат) и паства (мырид). Каждый езид должен иметь своего духовного брата (шеха) и духовного наставника (пира). В отличие от других религий, стать езидом не возможно. Им можно только родиться от отца и матери езидов. Отсюда самодостаточный девиз езидизма: «Ноlа êzîdê sora» (Слава сияющему езиду).

Примерно в 2000 один из представителей семьи Эмира езидов «Мире шеха», Эмир Байязид создал в Ираке «Союз езидов», рабочим органом которого стала основанная в Багдаде организация «Бюро Омейяда» («Аль-мактуб аль Амави»). Раздаются то и дело призывы признать езидов отдельным от курдов этносом. Однако Духовный совет езидов, и мир (духовный лидер) езидов Тахсин-бек выступают против этого.

Так, в Армении (пока единственной из независимых стран) официально езидов провозгласили отдельным народом и признали «езидский язык» отдельным языком. Армения является единственным государством, где по данным на 2011 действует 23 школы на езидском языке и обучением литературы, на езидском языке издается журнал "Эздихана", выходят получасовые ежедневные радиопередачи. В Ереване находится Национальный союз езидов мира и Армении, президентом которых является профессор богословия Азиз Тамоян. В переписи 2001 основной язык езидов был указан не как курманджи, а как «езидский» («եզդիերեն»).

В 1998 году по инициативе известного востоковеда, курдолога и общественного деятеля Карема Анкоси (K’eremê Anqosî, р. 1937) сформировался Союз езидов Грузии. К. Анкоси является одним из инициаторов и учредителем Международного фонда защиты прав и религиозно-культурного наследия курдов, Центра езидской религии, Союза курдской интеллигенции Грузии, Курдской секции фонда ЮНЕСКО в Грузии. С 1999 он начал издавать в Тбилиси первую газету на курдском языке "Главеж" (Утренняя звезда). В 2003 в столице Грузии были попытки организовать Духовное управление езидов Грузии.

 

Эмблема Ярославской областной общественной организации «Езиды».

В России общины езидов официально зарегистрированы в Екатеринбурге, Иркутске, Нижнем Новгороде, Самарской области, Сургуте, Туле, Ульяновской области и Ярославле. С 1996 действует Ярославская областная общественная организация «Езиды».

С 1990-х гг. в Армении для этой народности создается письменность на основе русской графики, ведется преподавание в начальной школе, издается газета «Данге Эздия» (Голос езидов). А в феврале 2012 в селе Акналич Армавирской области Армении открыт храм «Святыня езидов», Это первое святилище, построенное за пределами исконной родины езидов (Лалеш). Храм освятил духовный лидер всех езидов Мире-Мир Тахсин Бек. В планах возведения такого же здания в Ярославле и Тбилиси.

Кстати, единственной в мире религиозной общиной езидов, получившей юридический статус, стала в 2009 религиозная организация «Езидство» в Ярославле, которой руководит Атман Амари Далеян. Он является потомственным езидским пиром (священнослужителем) и принадлежит к главенствующему роду Хасмаман, где появляются на свет «пиры сорока пиров», т.е. высшие духовные представители езидского общества. До 12 в., пока не произошла реформа езидизма, именно этот клан был главным в религиозной иерархии. Интересно, что община знаменитого храма в Лалеше на территории Ирака официальной регистрации пока не имеет.

С 1998 года в Германии выходит журнал "Данге эзидиан" (Голос езидов).

Езиды бывшего СССР (в Армении и Грузии) отмечают День памяти жертв геноцида (фармала) в 1916-1917 годах 15 июня, называя его «Рожа Хазабе» («День насилия и скорби»). В этот период из Османской империи были изгнаны оставшиеся в живых езиды.

Башня «40 мужчин» (Ирак).

 

Чтобы воспрепятствовать езидам в соблазне изучать арабский язык, обучение грамоте было объявлено страшным грехом. В связи с этим запретом от имени Бога, древняя письменность езидов не получила развития, а религиозная литература находится в зачаточном состоянии. В последнее время наметился процесс признание езидства всеми курдскими племенами как важного стержневого элемента в формировании единого национального мировоззрения.

Весьма своеобразна религия езидов с традициями аграфии. Дабы воспрепятствовать последователям езидизма изучению арабского языка и ислама, им вообще было запрещено обучаться грамоте. От имени Бога учеба была объявлена страшным грехом (наряду с прочими запретами: игра на свирели и бубне, носить синий цвет, плевки, кашель). В древности у езидов была своя письменность, но позже ее знание было утеряно. Современная тайнопись, которой записаны священные их книги, – позднее изобретение 13-14 вв.

Вот что говорится в «Мисхефе реш / Черной книге»: «Скрывайте и то, что предписано вам, и не доводите до сведения тех, кому чужды эти предписания, как иудеи, христиане, мусульмане и другие... Не давайте им ваших книг, чтобы они не изменили их без вашего ведома. Изучайте большую часть этих книг наизусть, чтобы они не были искажены».

В русской литературе первые сведения о езидизме привел А. Пушкин в «Путешествии в Арзрум» (под Эрзурумом поэтх общался с езидским шейхом). Поскольку езиды скрывают свои религиозные верования от непосвященных, им зачастую приписывают факты сомнительной исторической ценности. Например, автор романов ужаса Г. Лавкрафт в рассказе «Ужас в Ред-Хуке» упоминает «клан езидов дьяволопоклонников». Езиды, возможно, из-за во многом нарочитой таинственности, популярны у современных оккультистов. Так, Г. Гюрджиев несколько раз описывает свои встречи с езидами в своей книге «Встречи с Замечательными Людьми», упоминая, что они, как полагают, являются «поклонниками дьявола».

Язданизм - условное название группы религиозных течений, распространенных среди курдов, которое, помимо езидства, включает алевизм, ахл-и хакк (али-илахи). Предполагается, что язданизм был основной религией курдов до их обращения в ислам в течение 10-16 вв. Большая часть приверженцев язданизма формально считаются мусульманами-шиитами.

Ахл-е Хакк (перс. اهلِ حقّ‎ «люди истины») или Ярсан (курд. Yâresân / یاڕه‌سان «сообщество друзей или возлюбленных»), известные также как Али-Илахи - религиозная группа шиитского мистико-гностического толка, основанная Султаном Сахаком в конце 14 в. Большинство членов этой группы являются южными курдами, проживающими преимущественно на западе Ирана (Загрос), а также на северо-востоке Ирака.

Значительная часть религиозной литературы Ахл-е Хакк написана на курдском диалекте горани. Канонического писания у секты не существует, но большим почтением пользуется «Книга сокровищ Пердивара» (Дафтар-е Хезана-йе Пердивар دفتر خزانهی پردیور), содержащая 26 мистических поэм («каламов»). Другое произведение - «Рассуждение о совершенстве» (Калам-е Саранджам کلام سرانجام) - повествует о легендарной истории Ахл-е Хакк.

Алевиты (тур. Aleviler, курд. Elewî) - субэтническая, религиозная и культурная община в Турции и Албании в количестве нескольких миллионов. Некоторые источники утверждают, что алевиты составляют до 30% населения Турции. Место религиозного поклонения алевитов - дом-джемеви (cemevi), а не мечеть. Церемония (âyîn-i cem) состоит из музыки и танцев (semah), символизирующих очищение и единение с Богом. Мужчины и женщины равноправны и молятся вместе.

 

 

 


Лит.:
Езиды // Народы и религии мира. Энциклопедия, М., 1999;
Карам-е Анкоси, Езидская библиотека, Тб.; Никитин В.П., Курды, М., 1964; Шараф-наме, М., 1967; Дирингер; Езиды // Большая советская энциклопедия Езиды // Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А. Ефрона, в 82 тт., 1890-1907; Идрис Шах, Суфизм, М., 1994; Курдская литература // Краткая литературная энциклопедия; Малаки-Тауз // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 тт., М., 1994; Абраксас // там же; Гельб И.Е., Опыт изучения письма. (Основы грамматологии). М., 1982; Руденко М.Б., Описание курдских рукописей.

Ссылки:
Книги езидов
«Мисхефа Реш» и «Мисхеф аль-Джальва»
Езиды. Опыт неписания
Езидизм

Nivîsin bijartî (на курдском), (на арабском)
Celadet Çeliker, Kurtedîroka alfabên ku kurdan bikaranîne // Pênûsa nû, 2012, hejimar 2
Анкоси, К., Проблемы изучения езидизма, Т., 2012
Ханна Омархали (Усоян) // Википедия
Ярославской религиозной организации «Езидство»
Ахл-и Хакк

 

 

 

 

 Рейтинг@Mail.ru

 

 

Hosted by uCoz