Все алфавиты | На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта

Готическое письмо

«Я видел озеро, стоящее отвесно»

 

ГОТИЧЕСКОЕ ПИСЬМО (готический минускул) – вид латинского письма 12-15 вв. Развилось из каролингского минускула. Его отличительные черты – излом линий, вытянутость пропорций букв, тесная постановка букв, резкий контраст толщин штрихов, наличие соединительных штрихов. Картина письма стала очень темной (тяжелой) и неудобочитаемой, а также трудновоспроизводимой. Тем не менее, готическое письмо очень экономно (компактно), что отвечало потребностям изобретенного в 15 в. книгопечатания. Вообще, готическое письмо явилось шедевром латинской каллиграфии, не встречаемым ранее и никогда больше не повторенным. В целом, в готическом письме сохранены принципы латинского письма. В нем также есть устойчивые лигатуры   – de, ppe pr,   sz и особые знаки и диакритика для сокращения слов. Наличие аллографов:  для звука «с» в конце слова и  для того же звука в иных позициях сближают готическое письмо с греческим.

К 12 в. письмо в Западной Европе повсеместно стало готическим. (Только на периферии – в Ирландии и Южной Италии сохраняются свои национальные виды латинского письма). Формы готического письма поначалу были единообразными, но с 13 в. начинают проявляться его национальные особенности. В итальянской ротонде проявляются округлые очертания, которые постепенно начинают преобладать над угловатыми (ротонда по-итальянски «круглая»), изящные и витиеватые формы приобретает французская готика – фрактура («ломаное»). В Германии же наоборот готическое письмо со временем усложняется. Известно несколько разновидностей готического письма в Германии: текстура (буквально «тканье») и швабахер (Швабия – юго-западная область Германии).

    

1 – транскрипция;
2 – собственно готическое письмо;
3 – фрактура;
4 – готический курсив;
5 – текстура;
6 – ротонда;
7 – швабахер.

Прим.:

ß (эс-цет) происходит из диграфа ss (ſ) или sz (ſz). В Швейцарии эс-цет заменяется диграфом ss.

ä, ö, ü иногда записываются диграфами ae, oe, ue.

 

В печати и рукописях этой страны готика доминировала до 1945. В настоящий момент готическое письмо широко используется как декоративное (особенно в вывесках и в заголовках газет).

Готический курсив, или куррент (Kurrent) - устаревшая форма скорописи, существовавшая в Германии (в других немецкоязычных странах распространения не получила). Готический курсив был создан на основе позднесредневекового курсива. В 1911 в Германии был принят Sütterlinschrift, стандартизированный художником Людвигом Зюттерлином (1865-1917). Этот шрифт преподавался во всех школах Германии с 1935 по 1941. Этот шрифт был запрещен по указу Мартина Бормана, который ошибочно полагал, что извод создан евреями. Тем не менее Sütterlin преподавался в некоторых немецких школах вплоть до 1970-х гг.

Хронологически мода на готическое письмо совпадает с готической эпохой в архитектуре и искусстве (само понятие «готика» связано с этнонимом германского племени готов). Длительное использование готического письма, по-видимому, объясняется не только эстетическими и техническими качествами. На Севере Европы деятели протестантизма пытались противопоставить готику латинской антикве (современной латинице) – официальному письму католической церкви.

Вычурность и замысловатость готического письма, выделяющие его на фоне однообразного латинского письма, привлекали внимание исследователей. Но т.н. «северный парадокс», когда вдали от Средиземноморья сложилась оригинальная письменная культура германо-кельтских народов, толком так и не объяснен. (См. Руны, Ирландское письмо, Огам).

Политические события 12-13 вв., по словам некоторых исследователей, вызвали пробуждение народного немецкого духа, дремавшего до этого под гнетом духовенства и рыцарства. Готика проникает сначала в северо-восточную Францию, а потом в Германию. Кстати, эпитет готический дали новому стилю итальянцы, желая выразить свое презрение к нему, как к варварскому, потому что в их представлении с именем готов было связано понятие о дикости и грубости; между тем, в пору возникновения готики  готов в Европе уже не было и в помине и он не получил решительно ничего от этого племени; варварского также нет в нем ничего, а напротив, он отличается большим изяществом, гармоничностью и соблюдением логических законов. Гораздо более правильно другое, не столь употребительное название стиля - стрельчатый, или оживный (от французского ogive - стрелка).

Ранняя готика отличается еще тяжеловатостью форм, как рудиментами романтической соразмерности. Второй период (14 в.) представляет развитие стиля в полном его великолепии - поразительное сочетание красоты, благородства, легкости, последовательного соблюдения системы и смелого стремления тянуть линии в высоту; этот стиль назвают «вторичным», «лучистым» (rayonnant) и «декорированным» (décoré). В 15-16 вв. стиль постепенно приходит в упадок, делается непоследовательным и вычурным. Этот «третичный» период в зодчестве называется «цветистым» (fleuri) и «пламенеющим» (flamboyant) вследствие преизбытка обременяющих его украшений и особой являющейся среди них формы, похожей на качающееся пламя свечи или на рыбий пузырь (Fischblase). Графика следовала за архитектурой: принцип устранения всего того, что в построении не нужно механически, в пору полного развития стиля доходит до того, что форма (будь то здание или готическая буква) превращается, так сказать, в остов, на котором самое тело или совсем отсутствует, или имеет ничтожное значение.

Поэт О. Мандельштам в статье «Франсуа Вилон» писал «... разве готика не торжество динамики? Еще вопрос, что более подвижно, более текуче – готический собор или океанская зыбь». Или вот в его стихотворении готика сравнивается каменной паутиной: «Кружевом, камень, будь И паутиной стань, Неба пустую грудь Тонкой иглою рань». Кстати, у стиля ломаных тесных линий готики есть близнец в Индокитае – кхмерское письмо. Похожесть стиля обескураживает. Истоки готического письма трактуют по-разному. Однако не понятно, чем вызвано затемнение распознаваемости латинских букв – чисто каллиграфический это прием или же субстратное явление (неизжитостъ рунического письма, например)? А может, этот необычный стиль письма был заимствован у евреев? Похожесть в названиях готического и готского алфавитов тоже, видимо, неслучайно.

С другой стороны, готический стиль есть основание рассматривать, как некий архетип: на другом конце Евразии, в Камбодже сформировался похожий извод аксар муль.

Буквы готического алфавита (ℜℭℑℌ) используются в математике и логике, а также в обозначении денежных знаков (фунт стерлингов ₤) и в названии логотипов газет.

 

ЧИСЛА:

В последнее время растет интерес к проблеме происхождения и развития готического письма 12-15 вв. Ставятся проблемы физиологии, психологии, эволюции букв и о влиянии на готику социально-культурных условий. Генезис готического письма изучается и российской палеографией.

 

В 1932 немецкий лингвист Зигмунд Файст выдвинул гипотезу, в который считал, что около трети лексических элементов прагерманского языка происходят из субстрата доиндоевропейского происхождения, и что предполагаемое упрощение системы индоевропейских флексий возникло в результате контакта языков различного происхождения. До настоящего времени остается под вопросом культурная принадлежность носителей доиндоевропейского германского субстрата. В начале 21 в. теорию догерманского субстрата существенно развил лингвист Роберт Майлхаммер, показавший, что сильные глаголы германских языков не имеют индоевропейской этимологии, и что сама система сильных глаголов также, по-видимому, имеет неиндоевропейское происхождение. Чуждой индоевропейской традиции считается и передвижение согласных в немецком языке.

Лингвист Джон Хокинс выделил целый ряд слов в английском языке, которые не имеют параллелей вне германской семьи: sea, ship, strand, ebb, steer, sail, keel, oar, mast, north, south, east, west (термины мореплавания); sword, shield, helmet, bow (военные термины); carp, eel, calf, lamb, bear, stork (названия животных); king, knight, house, wife, bride, groom, earth, thing (социальные термины); а также drink, leap, bone, hand, sick, evil, little.

Финский фонолог Калеви Виик предложил, что германский субстрат мог представлять собой один из финно-угорских языков. По мнению Виика, существует сходство между типичными ошибками финноговорящих в английском произношении и фонетическими мутациями, которые засвидетельствованы при переходе от праиндоевропейского к протогерманскому языку.  Согласно этой теории, носители финно-угорских языков раньше всех распространились по Европе и оказали влияние на более поздних вторженцев, говоривших на индоевропейских языках, в том числе и на прагерманский язык.

Возможно, под догерманским субстратом скрываются т.н. средиземноморские языки (см. Эгейские письмена).

 

Ниже – стихотворения О. Мандельштама о готике:

Реймс-Лаон
Я видел озеро, стоявшее отвесно,

С разрезанною розой в колесе
Играли рыбы, дом построив пресный.
Лиса и лев боролись в челноке.
Глазели внутрь трех лающих порталов
Недуги – недруги других невскрытых дуг.
Фиалковый пролет газель перебежала,
И башнями скала вздохнула вдруг, –
И, влагой напоен, восстал песчаник честный,
И средь ремесленного города-сверчка
Мальчишка-океан встает из речки пресной
И чашками воды швыряет в облака.

 

Notre Dame
Где римский судия судил чужой народ –
Стоит базилика, и – радостный и первый –
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый легкий свод.
Но выдает себя снаружи тайный план,
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.
Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом – дуб, и всюду царь – отвес.
Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные ребра,-
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам...

 

 

 

 


Лит.:
Люблинская А.Д., Латинская палеография, М., 1969; Смирнов С.И., Шрифт и шрифтовой плакат, М., 1980; Добиаш-Рождественская О.А., История письма в средние века, М.-Л., 1987; Готическое письмо // ЛЭС; Гиляревский Р.С., Гривнин В.С., Определитель языков мира по письменностям, М., 1964; Проненко Л.Н., Каллиграфия для всех, М., 1990

Ссылки:
Готическое зодчество // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

 

 

 

  Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

Любое использование материалов допускается только с разрешения автора сайта. Все права защищены © И. Карасев, 2007-2012

Hosted by uCoz