Все алфавиты | На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта
Греческое письмо
«Флейты греческой тэта и йота...»
ГРЕЧЕСКОЕ ПИСЬМО – буквенное письмо, генетически восходящее к финикийскому. Обслуживает греческий язык (индоевропейские языки) – ελληνικά, или ελληνική γλώσσα. Официальное письмо Греции (Ελλάδα) и Кипра (Κύπρος; в основном на юге острова). До 1908 греческое письмо с диакритическими знаками употреблялось для албанского языка в Южной Албании, а до середины 19 в. – использовалось в ряде македонских и болгарских текстов. Греческое письмо (Ελληνικό αλφάβητο) и в наше время находит ограниченное применение крупными греческими диаспорами в российском Причерноморье, Южной Албании (Эпире) и Южной Италии, а также им широко пользуется некоторое количество эллинизированных арумынов и мегленорумынов (этнические группы румын), цыган, албанцев (особенно арнаутов), славян, ряда мусульманских групп севера Греции. Более того, греческий алфавит широко используется в научных дисциплинах. Например, в астрономии для обозначение наиболее ярких звезд в созвездиях, в математике для обозначение переменных, коэффициентов, констант, действий (например, суммирование – Σ), в геометрии для обозначения углов, плоскостей, иногда фигур, в физике для обозначение многих физических величин, констант и др., в химии иногда греческие буквы применяются в номенклатуре органических соединений.
1 – прописные буквы греческого алфавита (буквы ϙ, ϛ, ϡ являются т.н. эписемами, т.е. обозначают только числа);
2 – строчные буквы греческого алфавита (ς пишется в конце слова, являясь семитическим рудиментом, остатком системы аллографов);
3 – курсивные прописные буквы греческого алфавита;
4 – курсивные строчные буквы греческого алфавита;
5 – числовые значения букв;
6 – транскрипция;
7 – графонимы (названия букв).
Классический греческий алфавит.
Маленькие греческие буквы (в несколько стилизованном варианте и практически редуцированные до диакритики) используются для огласовок в яковитском консонантном алфавите: α>a, ο>و, ε>э, η>״, y>λ.
Древнейшие письменные памятники на древнегреческом языке относятся к 14-12 вв. до н.э. и написаны эгейскими письменами (критское письмо, кипрский силлабарий).
В греческом языке сохранились многочисленные этеокритские субстраты: θάλασσα море, νικΰλεα смоковница, ῥοιά гранат, σιτος хлеб, а также ряд других глосс неиндоевропейского происхождения с тем же суффиксом -υλ- (μιμαίκυλον плод земляничного дерева, ά'χυλος съедобный желудь, βράβυλον терновник, σταφυλή виноградная гроздь, σηπια каракатица и др.), топонимы, для которых характерен суффикс -σσ- (Кносс, Тилисс, Галикарнас и др.). Особенность минойского языка – повторение слогов в корнях – имеет аналоги в гипотетических «банановых языках» дошумерского населения древней Месопотамии. Из немногих минойских слов, значение которых установлено, слово ma-ru (др.-греч. μαλλός шерсть) может быть сопоставлено с шумерским bar-lu (шерсть хорошего качества).
Греческая письменность использовалась в некоторых языках Ближнего Востока, Причерноморья и близких областей, например, для записи бактрийского языка (царь Канишка ввел букву Þ [š] шо; буква англосаксонской и исландской письменности тхорн похожая на шо, но не восходит к ней) в Кушанском царстве. Есть свидетельства о применении греческого письма к осетинскому (Зеленчукская надпись, 11-12 вв.) и адыгейскому языкам.
Адыгский ученый 19 в. Шора Ногмов упоминал о том. что некогда адыги имели свою письменность на греческой основе. В частности он вспоминал о некой рукописной книге дворянина (уорка) Измаила Шогенова, в которой адыгейский язык передавался греческими буквами. Академик И. Джавахишвили установил, что многие адыгские имена встречаются в эпиграфических памятниках Причерноморья и относятся к 1 в. до н.э. Например имена Щыбадыныко [щы - стрела, ба (бэ) - много, тын (дын) - дарить, ы-къо - сын; все вместе означает «Стрел-много-дарящий»] и Ащемэз, в греческой транскрипции Αταμαζας [Iа-щэ - меч, мэз - лес (дикий)]. С 6 в. по 15 вв. адыги были христианами (местный этико-языческий культ Адыгэ Хабзэ не изжит до сих пор). Резиденция Епископа Зихии и Абазгии находилась в Никопсисе, идентифицируемым с местностью Никепсухо (совр. Новомихайловское) на черноморском побережье. Ранее у адыгов бытовали имена Мос (Моисей), ТIымышъ (Фома), Елэ (Илья), Аущедж или Аущджерджий (Георгий). Некоторые дни недели восходят к греческим: бэрэскэшху [пятница, букв. 'большой пост', греч. παρασκευή; ср. в чеченском - пIераска, кIиранде (греч. κυριακή)]. Потомки византийских греков со временем очеркесились и превратились в адыгский субэтнос черкесо-греков (по-адыгейски урым). В Российской империи они были переселены в Гривенский Черкесский аул и оттуда в станицу Переясловскую. Черкесские греки проживали в пос. Хаджихабль (осн. в 1868) в Урупском округе и в ауле Бжедухабль.
Черкесские армяне (черкесогаи, по-адыгейски эрмел) Хатукая, Адепсукая на р. Пшиз и Гяурхабля (Джаурхабля), на месте которого основан современный г. Армавир большей частью переселились в Нор-Нахичевань в окрестности Ростова-на-Дону. Как и черкесо-греки были переселены в Гривенский Черкесский аул и оттуда в станицу Переясловскую. В 1839 генерал Г. Засс переселяет черкесогаев в Армавир. Из черкесогаев, сохранявших христианство, но перешедших на адыгейский язык, вышли местные купеческие династии Чантемировых, Адедовых, Тарасовых, Богарсуковых (Багъырсэкъу).
В г. Моздок, а также в Моздокском районе Северной Осетии, а также в Курском районе Ставропольского края в 1960 проживало св. 300 семей адыгов-христиан (мэздэгу адыгэхэр).
В Османской империи встречались записи греческого языка турецкой арабицей и наоборот – турецкого языка греческими буквами (karamanlidika). Греческий алфавит использовали некоторые тюркские народы, как правило, исповедовавшие православие: гагаузы (в основном для издания православной религиозной литературы), гаджалы (балканские газаузы-мусульмане в районе гг. Битола и Куманово, на макендонско-греческой границе, а также в г. Эдирне и в северо-восточной Болгарии), караманлы близ г. Карман в турецкой Каппадокии (исчез после 1923; из этой среды – премьер-министр Греции Костас Караманлис), урумы (тюрко-ромейцы северного Причерноморье, в основном в Украине; в 1920- 30-е гг. в урумских селах преподавался крымскотатарский язык, в настоящее время используется кириллическая письменность, но официально она не утверждена и в разных источниках используются разные варианты алфавита), население, говорившее на тюрко-греческом языке Эпира.
– ΣΑΧΗΡΗ ΦΟΥΡΤ ΧΟΒΣ
ΗΣΤΟΡΗ ΦΟΥΡΤ ΠΑΚΑΘΑΡ
ΠΑΚΑΘΑΡΗ ΦΟΥΡΤ ΑΝΠΑΛΑΝ
ΑΝΠΑΛΑΝΗ ΦΟΥΡΤ ΛΑΚ
ΑΝΗ ΤΖΗΡΘΕПрото-осетинская надпись на Зеленчукском камне, 11-12 вв. В алфавите 24 буквы, кроме того в доклассическую эпоху в некоторых диалектах греческого применялись периферийные буквы: Ϝ, ϝ (дигамма), Ϡϡ (сампи, или дисигма), Ϛϛ (стигма), M (сан), Ϙ, ϙ (коппа), или Ϟ, ϟ (коппа), ├ (хета). Как варианты букв: ϒ, ϐ, ϑ, ϕ, ϖ, ϗ, ϱ, ϵ, ϲ (округлая сигма), ϳ (йот).
Лексика древнегреческого языка чрезвычайно близка к древнемакедонскому, однако имеются существенные отличия в фонетике, не свойственные ни одному из древнегреческих диалектов (β>φ, δ>θ и т.д.). Цари Македонии разговаривали на древнегреческом по крайней мере с начала 5 в. до н.э. Древнемакедонский язык не имеет прямого отношения к современному славянскому македонскому языку и не является его предком. Известно всего порядка 150 словоформ, исконно македонские слова собраны в основном в лексиконе Гесихия Александрийского, 5 в.
Древнегреческий язык (в византийской форме) используют в богослужении православные албанцы и сирийцы-мелькиты, а также арабы, последователи Александрийской, Иерусалимской, Синайской, Антиохийской и Константинопольской православных церквей.
Языковая ситуация нового времени характеризовалась диглоссией (параллельным существованием двух греческих языков). В 19-20 вв. письменным языком Греции была так называемая кафаревуса (καθαρεύουσα, букв. «очищающаяся») – архаизированный язык, который следовал древнегреческим нормам письма, но с современным произношением. Когда в 1821 году началась греческая революция, именно кафаревуса закрепилась в качестве официального языка нового греческого государства. Разговорный же язык назывался димотика (δημοτική; букв. «народная»). С 1976, после падения хунты «черных полковников» правительство Константинаса Караманлиса объявило официальным языком является димотика (с некоторыми элементами кафаревусы). Из кафаревусы были заимствованы в димотику не только многие неологизмы (διαστημόπλοιον космический корабль, Διαδίκτυο Интернет, ἱστοσελίδα веб-страница), но и элементы фонологии и морфологии. Вплоть до 1985 законы страны писались на кафаревусе.
Вопросы латинизации греческого языка не поднимались (по крайней мере, такие предложения, если они и были, не находили сколь либо широкого отклика). Тем не менее, известны тексты, в которых греческий язык передавался латиницей. Такие примеры встречались в районах (Fragolevantinika, или Fragochiotika – φραγκοχιώτικα на о. Хиос), находящихся под власть венецианцев или греко-католиков. Греческая католическая церковь была создана в 1860, последователи до 1922 были сосредоточены в Стамбуле. В настоящее время ок. 2 тыс. греко-католиков проживает в Афинах и г. Яница в греческой Македонии.
В последнее время греки часто используют латиницу (Greeklish, или Λατινοελληνικά) в Интернет-переписке.
Греческому языку свойственен пуризм особого свойства – англицизмы и латинизмы занимаются греческими эквивалентами: футбол ποδόσφαιρο, конституция Σύνταγμα, парламент Βούλη, президент Πρόεδρος, автомобиль αυτοκίνητο, компьютер Ηλεκτρονικός υπολογιστής, форма μορφή, материя ύλί.
Цаконский язык (Τσακωνική διάλεκτος, Τσακωνικά) – один из греческих языков, на котором говорят в нескольких деревнях на южном п-ове Пелопоннес. Наряду с итало-румейским цаконский язык является одним из двух новогреческих языков, который происходит от дорийского диалекта древнегреческого языка.
Известны также еврейско-греческий диалект, или романиотский язык, каппадокийский язык в Турции, кипрский, критский диалекты, румейский язык неотуреченной части греков Крыма и Приазовья (после разгрома небольшого готского княжества в Крыму в 1475 сохраняет греческий язык некоторое время продолжал использоваться), южноитальянский диалект (итало-румейский, или трапезундско-румейский), понтийский язык (Ποντιακή διάλεκτος, Ποντιακή γλώσσα), издавна распространенный в Причерноморье (после греко-турецкой войны 1922-23 на территории Турции вытеснен турецким языком).
В 1778 румейские греки были вывезены из Крыма и расселены в Приазовье на территории нынешней Донецкой области (мариупольские греки), значительная часть которых перешла на крымско-татарский. украинский или русский языки. Именно греками во время их миграции в Россию в 17-19 вв. основаны Ялта, Балаклава, Феодосия. Урумский язык (урум тыль) распространен в Восточном Причерноморье (в основном в Грузии).
1 – византийский унициал;
2 – минускул;
3 – архаичные формы букв.Греками СССР в 1920-30-е гг. использовался сокращенный вариант греческого алфавита. В нем отсутствовали буквы η, ξ, ς, ψ, ω. На этом алфавите издавались газеты и книги.
В 1928-39 в России существовали греческие национальные сельсоветы и национальные районы (крупнейший – с центром в нынешнем г. Крымск в Краснодарском крае), на Украине - Велико-Янисольский, Мангушский и Сартанский национальные районы (Донецкая область), выходили газеты, журналы. С 1927 для греческого языка насаждалась кириллица. В 1938 преподавание в школах переведено на русский язык, все формы культурной автономии пресечены, единственная греческая газета в СССР издавалась в Узбекистане (для эммигрантов-коммунистов Греческой освободительной армии ЭЛАС после их поражения в гражданской войне).
В настоящее время создано Объединение греческих общин России. В настоящее время некоторое количество греков-понтийцев проживает компактно в Краснодарском (Геленджик, Анапа, Сочи, Новороссийск, Краснодар, Крымск, Армавир) и Ставропольском (массово в станице Ессентукской) краях.
Вторая греко-турецкая война 1919-22 закончилась для Греции полным разгромом (битва при Думлупынаре) и греко-турецким обменом населением. Одним из главных национальных мотивов для начала войны заключался в том, чтобы реализовать идею восстановления Византийской империи. По плану греческого политика Элефтериоса Венизелоса предполагалось создание «Великой Греции» (Энозис Ένωσις – «союз, объединение» – ирредентистское движение за воссоединение с исторической родиной), которая будет включать территории вне границ современного греческого государства (Иония, Фракия, Кипр, запад Малой Азии, Понт на Черном море и юг сегодняшней Бывшей Югославской Республики Македонии и Болгарии со значительным греческим населением.
В 1829 Турция признала автономию Греции, а в 1830 – независимость.
Сохранилось мусульманское население Кипра и о. Родос, мусульмане в Греции сохранили численный перевес в номе Ксанти, где проживают болгарские мусульмане помаки). В свою очередь греки-христиане сохранились в Константинополе, на о-вах Имброс (Гёкчеада) и Тенедос (Бозджаада). В 1916-23 в Османской империи был организован геноцид понтийских греков (Γενοκτονία των Ελλήνων του Πόντου), резня в Смирне (Измир) в 1922. По Севрскому мирному договору 1920 Греция получала практически всю Фракию и ряд территорий в Малой Азии, населенных тогда преимущественно греками, – Смирна и окрестности.
В 1960 получил независимость от англичан Кипр. В 1974 военная хунта черных полковников в Греции организовала госпереворот на Кипре. Турция вторглась на Кипр, провозгласив в северной части острова (и на территории небольшого эксклава Коккина, или Erenköy) т.н. Турецкую Республику Северного Кипра (Kuzey Kıbrıs Türk Cumhuriyeti), признанную Турцией, Абхазией и Нахичеванской автономией Азербайджана.
1
2
3
4
5
6
7
Α α
ἄλφα άλφα альфа [a] [a:] [a] Β β βῆτα βήτα бета (вита) [b] [v] Γ γ γάμμα γάμμα
γάμαгамма [g] [ɣ], [ʝ] Δ δ δέλτα δέλτα дельта [d] [ð] Ε ε
εἶ ἒ ψιλόν έψιλον эпсилон [e] Ζ ζ
ζῆτα ζήτα дзета (зита) [dz], позже [z:] [z] Η η
ἦτα ήτα эта (ита) [ɛ:] [i] Θ θ θῆτα θήτα тета (фита) [th] [θ] Ι ι ἰῶτα ιώτα
γιώταйота [i] [i:] [i], [j] Κ κ κάππα κάππα
κάπαкаппа [k] [k], [ʨ]* Λ λ λάβδα λάμβδα λάμδα
λάμβδαлямбда (лямда) [l] Μ μ μῦ μι
μυмю (ми) [m] Ν ν νῦ νι
νυню (ни) [n] Ξ ξ ξεῖ ξῖ ξι кси [ks] [x]* Ο ο οὖ ὂ μικρόν όμικρον омикрон [o] Π π πεῖ πῖ πι пи [p] Ρ ρ ῥῶ ρω ро [r], [r̥] [r] Σ σ ς σῖγμα σίγμα сигма [s] Τ τ ταῦ ταυ тау (таф) [t] Υ υ ὖ ὖ ψιλόν ύψιλον ипсилон [y], [yː]
(ранее
[u], [u:])[i] Φ φ φεῖ φῖ φι фи [ph] [f] Χ χ χεῖ χῖ χι хи [kh] [x], [ɕ]* Ψ ψ ψεῖ ψῖ ψι пси [ps] Ω ω ὦ ὦ μέγα ωμέγα омега [ɔ:] [o] Ϝ ϝ
И иϝαῦ δίγαμμα [w] Ϛ ϛ στίγμα [st] ├ ἧτα ἧτα [h] ἧτα ἧτα [s] N Nάν σάν [s] Ϙ ϙ
Ϟ, ϟϙόππα κόππα q [k] Тт
Ϡ ϡσαμπῖ ss [ts], [s:], [ks], 1 – греческие буквы;
2 – древнегреческие названия букв;
3 – византийские варианты графонимов;
4 – современные греческие (новогреческие) графонимы;
5 – графонимы в русской транслитерации;
6 – древнегреческое произношение;
7 – современное (новогреческое) произношение;
* произношение в некоторых диалектах;
Архаичные буквы, невключаемые в современный алфавитОсновы изучения греческого письма были заложены «отцом палеографии» Монфоконом («Греческая палеография», 1708).
По последним данным, греческое письмо предположительно возникло в 9-8 вв. до н.э. Архаическое греческое письмо было левосторонним (встречался и бустрофедон), но затем строки стали писать только слева направо. В отличие от от финикийского прототипа, в греческое письмо были введены знаки для гласных. Это явилось новым этапом в развитии письма: консонантное письмо западно-семитского типа было преобразовано в полноценный алфавит.
Историю греческого письма можно условно разделить на пять периодов: древний (с 8-7 вв. до н.э.), римский (с 146 до н.э.), византийский (с 395 и вплоть до захвата Константинополя турками), османский (с 1453; грекоязычные мусульмане Фракии часто писали по-гречески арабскими буквами; в то же время отуреченные христиане Анатолии пишут по-турецки греческими буквами) и новогреческий (с 1830).
В древности греческое письмо разделялось на две ветви: восточную (ионийскую) и западную (эолийскую). Первое послужило источником для коптской (стилизованные под греческие знаки египетской демотики ϣ, ϥ, Ϧ, ϧ, Ϩ, ϫ, ϭ, Ϯ), нубийской, готской, кириллической (и глаголической), а также отчасти грузинской, агванской и армянской письменностей; второе легло в основу этрусского и латинского алфавитов.
Изначально греками (грайки) называлась иллирийская (эпирская) народность, мифологический прародитель которого носил имя Грек (Γραικός; в греческой мифологии сын Пандоры младшей, дочери Девкалиона). Этим именем римляне называли и собственно эллинов (Έλληνες). На Востоке греков называют ионийцами в местном произношении – йона на пали, явана на санскрите, яваним на иврите.
По началу «эллинами» называли население Фессалии, а «греками» – одно из племен на севере Греции (ср. города Грайя в Беотии и на о. Эвбея).
Классический общегреческий алфавит ранее состоял из 27 букв. Он сформировался к 5-4 вв. до н.э. на основе ионийской (милетской) разновидности греческого письма. В этот алфавит входили реликтовые буквы (эписемы): Ϝ – v; Ϙ – ḳ (q); Ϛ – c; Ϡ – ṣ.
В современном алфавите 24 буквы, которые имеют: графонимы (большей частью восходящие к названиям букв в западно-семитских письменностях); числовые значения; печатную и курсивную, а также строчную и прописную формы.
Минускул (строчные, или малые буквы) устанавливается с 13 в. и послужил образцом для первых печатных шрифтов (15 в.) Современные печатные литеры сделаны в 17 в., а новогреческая скоропись вырабатывается под влиянием латиницы.
Новогреческий язык (а вместе с ним и письмо) претерпел ряд изменений: утрата противопоставления гласных по долготе; итацизм – переход некоторых гласных в «и», что привело к появлению на письме омографов (нескольких знаков для обозначения одного звука): о [о] – ω [ō] = «о», η [ē] – ι [i] – υ [ü] = «i».
Древнегреческая буква ζ [дз] стала читаться как [з]. Были утрачены придыхания, зато появились межзубные звуки (δ > dh > ð; θ > th > θ), губно-зубной (b>v), фрикативный (g>γ), аффрикаты «ц» (τσ) и «дз» τζ. Интересно, что в островных диалектах греческие буквы читаются иначе –
в кипрском: τζ [ж] (χότζας [хожас]), τσ [ч] (κορίτσα [корича]), иногда κ [ч] (например, в слове καί [чэ]); в кипрском и критском диалектах χ [щ] (χέρι [щери]).Для транслитерации слов русского языка: з/ж – ζ, ц/ч – τσ, ш/сс – σσ (σσάπκα шапка), щ στσ (στσιότκα щетка), ы – υ (σύν), ъ – γι (σγιέστ), ь – ’ (σέμ’ семь).
Греческая γ – фрикативная, как в украинском 'г' (в заимствованиях звонкая 'г' передается сочетанием γκ). Перед [и] и [э] γ читается, как [й]: γέω [йэо].
αι э γκ г ει и μπ- б- οι -μπ- -мб- υι ντ- д- αυ ав (аф) -ντ- -нд- ευ эв (эф) τσ ц ου у τζ дз γι йи σμ зм γε йэ Удвоенные согласные
читают как одинарныеγγ нг γχ нх Сочетание греческих букв
Звук [и] (ι, η, υ) произносится без смягчения, как [ыи], после τ - ближе к [ы]. Звук λ более мягкий, чем русский – [ль], сочетание μια произносится с назальным оттенком – [мня]. На стыке слов н+(к, п, т) носовой звук теряется, а глухие согласные озвончаются – τόν ξέρω [тогзэро], τήν ψυχή [тынбзи'хи]. Звукосочетание п+й дает придыхание ποίος [пхёс]. Звук σ напоминает шепелявое s в испанском (между гласными, в том числе перед сонорными читается, как z). Звук χ перед [и] и [э] произносится, как [h], в остальных случаях, как русское [х]. Дифтонги ει, οι в безударной позиции читаются, как [й]: όμοιοι [омйи], λέει [лей].
В новогреческом языке также произошла утрата интонаций (музыкального ударения), которые ранее маркировались диакритикой :
1. Оксия (акут) – острое ударение, повышение голоса: ά;
2. Вария (гравис) – тяжелое ударение, понижение голоса: ὰ;
3. Периспомена (циркумфлекс) – облегченное ударение, повышение голоса сменяется понижением: ᾶ.
Существовала также другая диакритика:
4. Знак долготы гласного: ᾱ;
5. Знак краткости гласного (камора): ᾰ;
6. Апостроф – ставился всегда над первым гласным слога: ἀ;
7. Тремма, или диерезис – ставилась при прочтении дифтонгов как отдельных звуков: ϊ;
8. Знак для придыхания: ἁ. Иногда ставился над ρ: ῥιτα.
Политоническая система диакритики бытовала до 1982. В современном письме сохранился только акут для обозначения ударений. В иностранных словах иногда применяется тремма: η Ταϊλανδη.
Знаки препинания: Точка ставится сверху τι· («что.»).
Вопросительный знак имеет форму точки с запятой – τι; («что?»).В древнегреческом письме существовали и особые знаки, членящие текст на части:
1. Коронида впоследствие развилась в знак параграфа §;
2. Дипла
3. Обел выполнял функцию близкую союзу «и» или запятой.
Элладская (Греческая) православная церковь (Ἐκκλησία τῆς Ἑλλάδος). На территории современных Греции и Кипра действует полуавтономная Критская православная церковь (Εκκλησία της Κρήτης), автокефальная Кипрская православная церковь (Ορθόδοξη Εκκλησία της Κύπρου) и Константинопольская Православная Церковь (Οικουμενικό Πατριαρχείο Κωνσταντινουπόλεως; тур. Rum Ortodoks Patrikhanesi), называемая также Вселенской. Под церковной юрисдикции Константинопольского патриарха находится особая административно-территориальная единица Греции – Афон (Ἄθως; Άγιο Όρος «Святая Гора»), самоуправляемое сообщество 20 православных монастырей на п-ове Халкидики в Восточной Греции.
Влияние церкви велико. Патрский архиепископ Герман поднял в 1821 восстание, вылившееся в войну за независимость, архиепископа автокефальной Кипрской церкви Макариос III (1950-77) был избран первым президентом Республики Кипр. После превращения в мечеть храма св. Софии, резиденция Вселенского патриарха перенесена в греческий квартал Стамбула (Константинополя) – Фанар. До 1922 Вселенский патриарх был не только духовным, но и политическим главой греков Турции.
Священные монограммы
1 – «Хи-Ро», крест Константина;
2 – In Hac Salus (В этом кресте – спасение), In Hoc Signo Vinces (С этим знаком победишь) или Iesus Hominum Salvator (Иисус, спаситель человечества);3 – рыба (ιχθυς) – древнейший символ христианства;
4 – Тау-крест вместе с альфой и омегой;
5 – Греч. «рыба» как акростих, в котором I стоит вместо Иисус, X – Христос, Θ – Теоу (Бог), Υ – Уиос (Сын), и Σ – Сотер (Спаситель);
6 – эмблема Всемирного совета церквей, основанного в Амстердаме в 1948. Греческое слово над кораблем «ойкумена» означает отдаленные страны и символизирует всемирный характер миссии церкви. Корабль является символом христианства с самого его появления.
7 – Иисус Христос Победитель (Ника – греч. «победитель»)
Эзотерическое толкование греческого алфавита
αА – первоначальное значение – «бык», «скот». Эзотерическая сущность Альфы предполагает уход за рогатым поголовьем, т. е. приумножение и мудрое использование этого богатства. Гностическая символика говорит о «тройной Альфе», символической Святой Троице.Пифагор заложил основы т.н. «мистической математики»: углы треугольника он посвящал Аиду, Дионису и Деметре; углы четырехугольника – Рее, Афродите, Деметре и Гере. В этой связи украинский мыслитель Сковорода отмечал: В центре треугольника око. 1 – Альфа – всякую тварь предваряет. 2 – Омега – после всей твари остается. 3 – Вита – есть рождающая середина, но по началу и концу вечная. Сия троица есть единица. «Трисолнечное единство», «Недремлющее око» – Τριγήλιος Μονος καί Φΰσις (трисолнечное единство и естество). (Г. Сковорода «Диалог или разглагол о древнем мире»). В Библии можно найти фразу: «Аз есмь альфа и омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет». (Откр. 1:8). В гностических же апокрифах прослеживается целый ряд антитез: «Ибо я первая и последняя. Я почитаемая и презираемая. Я блудница и святая. Я жена и дева. Я мать и дочь...» (Гром. Совершенный Ум, 16-21). Антитезы как бы подчеркивают единство мира, его связанность и полноту (плерому). «Я молчание, которое нельзя постичь Ω, и мысль, которой воспомятований множество» (Там же, 9-11). «Вы, кто знаете меня, станете незнающими меня! И Те, кто не знал меня, да познают они меня». (Там же, 23-25).
βВ – обладает некими демоническими свойствами, как нарушитель единства, а в дуалистических религиях ее отождествляют с демоническим вызовом единому Богу (Ангра Майнью, Дьявол).В Евангелии детства (Евангелии от Фомы) повествуется, как один учитель стал учить Христа грамоте, последний же произнес: «Если ты истинный учитель и хорошо знаешь буквы, скажи мне, что такое альфа, и Я скажу тебе, что такое бета». (14). «Научи, что такое альфа, и тогда мы поверим тебе о бете...»
γГ – символизирует благочестие и святость. Как от отца и матери рождается ребенок, так из монады и ее антипода естественным образом возникает третья сущность; символизирует триединство божества. Ассоциируется с тремя богинями судьбы: Клото, Атропос и Лахезис; римская параллель – Нонна, Децима и Морга; тремя грациями.
δΔ представляет четыре классических элемента мироздания – огонь, воздух, воду и землю. Это четыре направления, четыре лошади в повозке, известной под названием «квадрига» и (в христианской эсхатологии) четыре всадника Апокалипсиса. Это символ завершенности на материальном уровне и качество полноты.
εΕ олицетворяет духовный элемент, содержащийся в материальном и в то же время пребывающий вне его. Это Эон и эфир, пятый элемент, известный среди алхимиков как «квинтэссенция», «дыхание жизни», известное у греков под названием pneuma. Традиционно этот элемент изображают пентаграммой в виде пятиконечной звезды. В магическом письме пентаграмма, таким образом, заменяет букву Эпсилон. В ней содержатся священные пропорции золотого сечения, один из трех принципов сакральной геометрии. Эпсилон, как выражение математической пропорции, находится в мистической связи с Лямбдой, одиннадцатой буквой греческого алфавита. В традиции гностиков Эпсилон представляет второе небо.
ζZ обозначает воздаяние даров Богу или жертву. В эзотерическом смысле, Дзета – седьмая буква алфавита, поскольку шестой буквой была Дигамма (F), удаленная еще до начала классического периода и использовавшаяся только как цифра. Обозначает образующий принцип космоса. Изображение, эквивалентное Дзете, – это узор, который ассоциируется с архангелом Михаилом: шесть равноудаленных точек, расположенных вокруг седьмой. Этот магический символ и сегодня можно увидеть в качестве защитного знака на старых английских и немецких домах.
ηH символизирует энергию радости и любви. Это буква уравновешенности и гармонии и «музыки сфер». Марк Гностик поместил букву Эта в ансамбль третьего неба: «Первое небо звучит Альфой, ему вторит Ε (Эпсилон), а третья Эта...»
θΘ символизирует восьмую, хрустальную сферу, к которой, согласно древней космологии, прикреплены неподвижные звезды. Таким образом, она есть символ равновесия и объединения. В традиционном европейском укладе жизни Тета символизирует восьмеричное деление времени и пространства. Однако в системе нумерации эта буква обозначает число 9, что указывает на эзотерическую связь между цифрами 8 и 9, и это родство подчеркивается магическими свойствами двух светил: Солнца и Луны. Это число и буква бога Солнца Гелиоса.
ιΙ несмотря на свой самый малый размер, символизирует судьбу. Она посвящена богине судьбы Ананке и, таким образом, также трем паркам. Ананке находится в гематрическом родстве с Великим Богом Паном. Буква Йота означает число 10, которое считается четвертым небом в гностической ветви христианского вероисповедания. Число и буква бога ветров Эола. Как символ судьбы, она приобрела непостоянство – качество, свойственное переменчивым ветрам судьбы. Она – символ незначительности, если что-то не стоит даже «йоты», но когда кто-нибудь искушает судьбу, ни на йоту не задумываясь о том, что для него главное, то эта на первый взгляд маловажная деталь может обернуться против него самого и принести несчастье.
κΚ Каппа считается буквой, которая приносит неудачу, болезни, старость и смерть. Соответственно этому свойству, она посвящена богу Крону. В митраизме эта десятая буква греческого алфавита ассоциируется с богом зла Ангра Майнью, который, в свою очередь, уподобляется тысяче (10x10x10) смертоносных демонов. Существует мнение, что Ангра Майнью – властелин 10 000 разнообразных болезней, которыми он наказывает человеческий род. На более абстрактном уровне Каппа – буква времени, носитель неизбежных и неумолимых процессов.
λΛ связана с ростом растений и геометрическими прогрессиями в математике. Мистически она связана с геометрической пропорцией, известной под названием Золотое Сечение. Как одиннадцатая буква греческого алфавита, Лямбда представляет собой восхождение на более высокий уровень. Математически это доказывается на примере двух прогрессий Лямбды: геометрической и арифметической, основных числовых рядов древнегреческой математики.
μΜ представляет священное число 40. Эта буква связана с деревьями – самыми большими, могущественными и стойкими представителями растительного мира. Дерево – это символ космической оси. Оно является звеном, связывающим подземный, земной и небесный миры. Его корни растут под землей – в царстве Гадеса. Оно пронизывает поверхность земного мира, на котором обитает человечество, а затем устремляется вверх, к небесным эмпиреям богов и богинь. Сама форма буквы Мю символизирует стабильность и нерушимость, отгороженность, защищенность и связь между тремя состояниями бытия.
νN связана с числом 13 и имеет поэтому мрачноватые смысловые связи – в данном случае, с колдовским аспектом Гекаты. Греки почитали Гекату как богиню ночи и подземного царства. Ню символизирует неприятную необходимость; ночная тьма как необходимость, чтобы вновь засветился день.
ξΞ представляет звезды, как пятнадцатая буква – солнце и луну, а шестнадцатая – самого Митру. Эту четырнадцатую букву можно интерпретировать согласно средневековой астрологии как звезды, а точнее, как «15 Звезд», имевших свои оккультные знаки в средневековой астрологии. Эта буква обозначает и число 60 – излюбленное число древневавилонской астрономии.
оО – это заключенное в круг могущество солнца, источник всяческой энергии на Земле, различные аспекты которого символически представлены богами Гелиосом и Аполлоном. Круглая форма буквы напоминает внешний вид солнца и вечную сущность света среди космической тьмы. В более поздней интерпретации Омикрон символизирует Христа как носителя света. С другой стороны, Омикрон представляет луну – зеркало солнца. Гностики обозначают этой буквой пятое небо.
πП символизирует солнце в блеске славы, но на этот раз не диск, а круглую форму, окруженную шестнадцатью лучами, которые отождествляются со всеми солнечными божествами, включая Аполлона, Сераписа и Христа. Более специфически она ассоциируется с Митрой, почитанию которого, согласно персидскому авестийскому календарю, посвящался шестнадцатый день каждого месяца. Солнце, окруженное шестнадцатью лучами, значительно позже становится достоянием христианского искусства, где оно также ассоциируется с именем Бога .
ρΡ представляет творческие женские качества, которые есть в любой вещи и присущи обоим полам – как мужскому, так и женскому. Более специфически это понимается как плодородие, сила развития всего растительного мира и способность живого организма к размножению. Ро символизирует неограниченную приспособляемость и подвижность, которые ведут к «становлению», то есть творению во всех его аспектах.
σΣ – это Повелитель Смерти; в греческом пантеоне она является символом Гермеса Психопомпа, проводника душ в загробное царство. В митраистской традиции она символизирует Рашну, второго брата Митры, бога подземного царства.
τΤ представляет собой микрокосм, а в более узком значении – лунный аспект человека. Крест буквы Тау часто служил основной пиктографической формой изображения человеческого тела. Он, по-видимому, происходит от древнеегипетского начертания знака Анх, символа вечной жизни, применяемого в магии как амулет против бесплодия. В христианской иконографии Тау представляет крест. Это может быть и медный змей Моисея, и старозаветный жезл Аарона – «антигерои» Ветхого Завета, предвещавшие появление «героя», т.е. Креста Спасителя. Естественно, что Тау представляет и крест, на котором был распят Христос, так как форма «Тау» – это подлинная форма крестов, применявшихся римлянами для распятий. Именно эту форму креста можно увидеть на многих средневековых и ренессансных изображениях распятия Христа и двух разбойников. В эзотерической христианской символике три конца буквы Тау олицетворяют троицу. Соотносится с числом так называемого «Хрисмона» – монограммы Христа, состоящей из букв Хи и Ро. В арамейских алфавитах – последняя буква алфавита.В греческой традиции отношение к букве «тау» (Т), которую сравнивали как с крестом («στάυρος»), так и со зловещим Сатурном, было негативным.
«Люди оплакивают свою судьбу и на чем свет стоит клянут Кадма за то, что он ввел «тау» в семью букв. Они говорят, будто ее вид копировали, когда ставили столбы, на которых распинали людей. Ставрос называется отвратительное сооружение, и от «тау» оно получило свое отвратительное название». (Лукиан, «Суд гласных букв»).
υY – обозначает воду и свойства текучести. Здесь, в отличие от творческой генерирующей текучести Ро, эти качества связаны со стихией воды. Ипсилон представляет свойства, которые подобны текущим потокам воды и трудно поддаются определению, но, вместе с тем, являются существенными для продолжения жизни. Геометрическое тело Платона под названием «икосаэдр», представляющее в эзотерической геометрии стихию воды, обладает двадцатью гранями. Гностическая традиция связывает букву Ипсилон с «шестым небом».
φΦ – это фаллос, мужской принцип воспроизводства. В гематрии отождествляют с мистической оболочкой (ENΔYMA) – проявлением духовного элемента в мире форм. Буква также является отображением слова «to Pan» – т.е. «все». По греческой традиции, она символизирует великого бога Пана – того, кто связывает все существующее в единую естественную целостность.
χX – обозначает космос, а на человеческом уровне – частную собственность. Символизирует преподнесение даров богам или получение даров от них.«Над всеми письменами буква «хи» – князь есть». («Повесть о Соломоне», апокриф).
ψΨ – обозначает небесный свет, воплощенный в боге неба Зевсе. Она имеет также второстепенное значение, т.е. дневной свет, а более конкретно – кульминационный момент полудня. Отсюда, этой букве соответствует момент озарения, ясного и точного видения. Символизирует небесное сияние Христа. Гематрическая стоимость слова «Пси» соответствует словам «пистон» (ПIΣТОN) («верный») и «пневма агион» (ПNEYMA АГIОN) («Святой Дух»).
ωΩ – обозначает богатство и изобилие, успешное завершение дел. Это апофеоз, седьмое небо гностиков. Ее числовое значение – 800, эквивалент слов «пистис» («вера») и «кюриос» (KYРIOΣ) («господин»). По гематрии слово «Омега» дает сумму 849, что равнозначно слову «схема» (ΣXHMA) («план»). Таким образом, Омега есть воплощение веры и божественного плана как в языческой, так и христианской интерпретациях слова «Господь», будь то Зевс или Иисус.Округлость омеги можно было бы интерпретировать как отверзшую бездну ада. Омега-это круг, альфа же – циркуль, чертящий этот круг. Циркуль и круг – непременные атрибуты масонства и даосизма. В этой связи можно вспомнить цитату из «Чжуан-цзы»: «Циркуль, чертящий круг, сам по себе не круглый», а от себя добавить, что человек, творящий добро, не обязательно должен быть добрым».
ЧИСЛА:
Аттическая нумерация
Числовые значения букв впервые появились в греческом алфавите (в его семитском прототипе они отсутствовали и появились в еврейском и сирийском письме позже как заимствование из греческого). Поначалу применять буквы для счета вероятно стали александрийские грамматики для нумерации песен «Илиады», которую они условно разбили на 24 части.
Обе разновидности греческой нумерации (аттическая и ионийская) не были позиционными, и в этом был их главный недостаток. Аттическая нумерация (очень похожая на римскую) была со временем вытеснена более компактной ионийской. В ее основе были положены все буквы греческого алфавита, с помощью которых можно было изобразить числа от 1 до 999: ια = 11, ρβ = 102, φϙϛ = 596. Чтобы отличить буквы-слова от букв-чисел, над последними ставилась черта. Для обозначения чисел более высокого порядка применялись дополнительные знаки:
,α = 1000, ,γ = 3000; = 10000, = 20000, = 250000. Запись чисел свыше 1000 можно рассматривать как зачатки позиционной системы счисления, окончательный переход к которой в Греции так и не был осуществлен. (Ионийская система записи чисел до кон. 17 в. господствовала в России, а в Эфиопии применяется и сейчас).
Самобытная греческая цивилизация крестьян-мореплавателей вызвала к жизни новые формы общественного и государственного устройства и в рамках этих форм – образ мышления, совершенно не доступный Древнему Востоку, что привело в б, 5 и 4 вв. до н.э. к революционным достижениям в области науки, – техники и искусства.
С началом завоеваний Александра Македонского греческая культура и письмо проникают вглубь Азии. Экспансию эллинизма, первоначально шедшую в средиземноморских областях путем колонизации и торговли сменяет континентальная военная экспансия. В 4 в. до н.э.- 1 в. до н.э. длится т.н. эпоха «эллинистического Востока» (Египет Птолемеев, Месопотамия, Иран, государство Селевкидов). Греческое влияние ощущалось даже в Северной Индии (Кушаны) и в Средней Азии. Бактрийский царь Канишка на основе греческого алфавита создал письмо для бактрийского языка.
Гермес (Ἑρμῆς)
Древнейшие памятники греческого письма относятся к 8-7 вв. до н. э. (диплонская надпись из Афин и надпись из Феры). На греческом языке создана богатейшая в Европе литература, многие произведения которой приобрели мировую известность: «Теогония», «Труды и дни» Гесиода, «История» Геродота, «История Пелопоннесской войны», «Анабасис» Кеенофонта, «Орестея», «Скованный Прометей» Эсхила, «Антигона», «Эдип-царь» Софокла, «Ифи-гения в Авлиде» Еврипида, комедии Аристофана, «Государство», «Пир» Платона, «Политика», «Метафизика» Аристотеля, судебная речь «О венке» Демосфена, лирика Сафо, Алкея и Пиндара. Древнейшими памятниками греческой литературы являются эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея».
Начало эллинской (греческой) цивилизации положили ионийцы в городах Малой Азии. Греко-римская традиция приписывает изобретение греческого алфавита разным мифическим личностям – Паламеду, Прометею, Орфею, Мусею, Лину, Кекропсу, но чаще всего Кадму из Фив. Кадм (qdm по-финикийски «восток»; в крито-минойских текстах линейного письма А встречается личное имя ka-du-ma-?) был послан своим отцом Агенором, на поиски своей сестры Европы (erebu по-финикийски «запад»; ср. др.-греч. персонаж Ἔρεβος, «мрак»; Эребуни er-bu-ú-ni – древний урартский город, название которого очевидно легло в основу армянского Еревана). [Персонификация Востока и Запада было известно хурритской мифологии, где известны быки Хурри и Серри]. Сразившись с драконом, он основал в Беотии город Фивы. Состарившись, Кадм вместе с женой Гармонией поселились в Иллирии, превратившись в змей. Буквы греческого алфавита назывались καδμέια γράμματα, или καδμο τυποι. В мифе о Кадме, по-видимому, нашло отражение культурное влияние Финикии на государства Малой Азии и Греции (В частности малоазийские письменности можно рассматривать как промежуточные звенья между греческим алфавитом и западно-семитским квазиалфавитом). Соотнесение легендарного изобретателя письма со змеевидным существом – известный мотив индоевропейской мифологии (Нагарджуна, Шеша, Виштаспа, Ёрмунганд).
Существует гипотеза о нескольких слоях греческого алфавита: 16 букв были заимствованы из финикийского письма (легендарным Кадмом), Паламед в Троянскую войну добавил 4 новые букы – Θ, Φ, Χ, Ξ, а поэт Симонид – еще 4 буквы Η, Ψ, Ω, Ζ. В период поздней античности изобретателем греческого письма считался бог торговли Гермес.
Греческий язык занимает изолированное положение в индоевропейской семье языков, наибольшую близость обнаруживает с албанским, армянским и древним фригийским языками. Автором гипотезы греко-армянского протоязыка в 1924 выступил датский лингвист Х. Педерсен.
Грамматический строй древнегреческого отличался значительной сложностью: три основных типа склонения имен существительных, пять падежей, несколько типов спряжений глаголов, сильно развитая система глагольных времен, характерно большое число местоимений, предлогов и частиц. В древнегреческом предложении, как правило, глагол стремился занять конечную позицию, в новогреческом структура предложения вербоцентричная – SVO, или VSO.
Отличительная черта греческого – наличие артиклей, которые склоняются по числам. падежам и родам.
Определенный артикль в Им. п., ед. ч.: ό – м. р., ή – ж. р., τό – ср. р.;
мн. ч.: οί – м. р., ж. р.; τά – ср. р.;
Неопределенный артикль в Им. п.: ένας – м. р., μια – ж. р., ένα – ср. р.
Род можно определить по окончаниям: -ος, -ας, -ης (Им. п., м. р.); -η, -α, (ж. р.); -ι, -ο, -μα (ср. р.).
Артикли и безударные формы местоимений произносят слитно: ό πατέρας μου [опатэразму].Греческому языку присущи некоторые черты Балканского языкового союза: совпадение родительного и дательного падежей (Έδωσα το βιβλίο της Μαρίας – Είναι το βιβλίο της Μαρίας Я дал книгу Марии – Эта книга Марии), утрата инфинитива (Θέλω να γράψω Я хочу написать), аналитическая форма будущего времени (Θα δω Я увижу), удвоение дополнения, местоименные повторы (Τον βλέπω τον Γιώργο Я вижу Георгия), наличие уменьшительно-ласкательного суффикса славянского происхождения -ιτσα.
В современном разговорном греческом исследователи (C. Charitonidis) отмечают признаки полисинтетизма.
Лексемы древнегреческого языка (наряду с латынью) послужили источником формирования современных научной и научно-технической терминологии, а также многим именам.
Греческие имена: Агафон (Ἀγάθων) добрый, Акакий (Aκακιος) не делающий зла, Александр (Αλέξανδρος, Αλέξ защитник, ανδρος мужчина), Андрей (Ανδρεας) мужественный, храбрый, Афанасий (Ἀθανάσιος) бессмертный, Василий (βασιλεύς) царь, Георгий (γεωργός) земледелец, Галина (γαλήνη) спокойствие, Григорий (γρήγορος) бдительный, Евгений (Ευγένιος, от ευγενής благородный), Евдоким (εὐδόκιμος) славный, Екатерина (Αικατερίνη, от καθαρός чистый), Елена (Ἑλένη, возможно от ἐλένη светоч), Ефимия (εὔφημος) несущий добро, Ефросинья (Εὐφροσύνη) радость, Зоя (ζοα) жизнь, Филарет (Φιλάρετος, от φίλος друг и ἀρετή доблесть), Иероним (Ιερώνυμος, от ἱερός священный и ὄνομα имя), Илларион (Ιλαρίων, от ἱλαρός веселый), Ипатий (Υπάτιος, от ὕπατος высочайший), Ипполит (Ἱππόλυτος, от ἵππος лошадь и λύω освобождаю), Ирина (εἰρήνη) мир, спокойствие, Исидор (Ισίδωρος) дар Изиды (Ἶσις Изида, δῶρον подарок), Ифигения (Ἰφιγένεια) рожденная сильной, Карп (κάρπος) плод, Кассандра (Κασσάνδρα, от κάζομαι сияю и ἀνδρος человек), Кир (Κύρος, от κύριος господин; либо от др.-перс. خور [khūr] солнце; либо от др.-перс. کوروش [kūruš] дальновидный), Клеопатра (Κλεοπάτρα, от κλέος слава и πατήρ отец, Ксения (Ξένια, от ξενία гостеприимная), Ксенофон (Ξενοφών, от ξένος чужой и φωνή голос, т.е говорящий на чужом языке), Леонид (Λεωνίδας, от λέων лев и ίδας потомок), Ликург (Λυκούργος, от λύκος волк и ἔργον дело), Макарий (Μακάριος, от μάκαρ благословенный), Мелетий (Μελέτιος, от μελετάω забочусь), Менелай (Μενέλαος, от μένω остаюсь и λαός народ), Никифор (Νικηφόρος, от νίκη победа и φέρω приношу), Никодим (Νικόδημος, от νίκη и δῆμος народ), Николай (Νικόλαος, от νίκη и λαός народ), Паисий (Παΐσιος, от παῖς дитя), Пандора (Πανδώρα, от παν весь и δῶρον дар), Панкратий (Παγκράτιος, от παν и κράτος власть), Пантелеймон (Παντελεήμων, от παντες весь и ἔλεος милость), Параскева (Παρασκευή) пятница, Патрокл (Πάτροκλος, от πατήρ отец и κλέος слава), Пелагия (Πελαγία, от πέλαγος море), Петр (Πέτρος, от πέτρος камень), Платон (Πλάτων, от πλατύς широкий, широкоплечий), Полибий (Πολύβιος, от πολύ много и βίος жизнь), Прокопий (Προκόπιος, от προκοπή успех), Фёдор (Θεόδωρος) Божий дар, Федот (Θεόδοτος) богоданный, Федул (Θεόδουλος) раб Божий, Фёкла (Θέxλα) слава Божья, Феодосия (Θεοδοσία) Богом данная, Феофан (Θεοφανής) богоявление.
ПРИМЕРЫ:
Текст на современном новогреческом языке:Όλοι οι άνθρωποι γεννιούνται ελεύθεροι και ϊσοι στην αξιοπρέπεια και τα δικαιώματα. Είναι προικισμένοι με λογική και συνείδηση, και οφείλουν να συμπεριφέρονται μεταξύ τους με πνεύμα αδελφοσύνης.
Óli i ánthropi yeniúnde eléftheri ke ísi stin aksioprépia ke ta dhikeómata. Íne prikizméni me loyikí ke sinídhisi, ke ofílun na simberiféronde metaksí tus me pnévma adhelfosínis.
Перевод:
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать друг с другом в духе братства. (Из «Декларации прав человека»).
Ниже – стихотворения О. Мандельштама:
Флейты греческой тэта и йота -
Словно ей не хватало молвы -
Неизваянная, без отчета,
Зрела, маялась, шла через рвы.И ее невозможно покинуть,
Стиснув зубы, ее не унять,
И в слова языком не продвинуть,
И губами ее не размять.
А флейтист не узнает покоя:
Ему кажется, что он один,
Что когда-то он море родное
Из сиреневых вылепил глин...
Звонким шепотом честолюбивым,
Вспоминающих топотом губ
Он торопится быть бережливым,
Емлет звуки – опрятен и скуп.
Вслед за ним мы его не повторим,
Комья глины в ладонях моря,
И когда я наполнился морем –
Мором стала мне мера моя...
И свои-то мне губы не любы –
И убийство на том же корню –
И невольно на убыль, на убыль
Равноденствие флейты клоню.
7 апреля 1937
●Лит.:
Дирингер; Фридрих; Лоукотка; Греческое письмо // Лингвистический энциклопедический словарь; Греческий язык // там же; Иоаннидис А.А., Новогреческо-русский словарь, М., 1950; Дьяконов И.М., Предисловие // Фридрих; Истрин В.А., Развитие письма, М., 1961; Гиляревскии Р.С., Гривнин В.С., Определитель языков мира по письменностям, М., 1964; Степанов Ю.С., Проскурин С.Г., Константы мировой культуры. Алфавиты и алфавитные тексты в период двоеверия, М., 1993; Шлюмберже Д., Эллинизированный Восток, М., 1985; Античная литература, М., 1986; Волошинов А.В., Пифагор, М., 1993; Греческое письмо // Краткая литературная энциклопедия; Кадм // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т., М.г 1994; Гермес // там же; Поэтика ранневизантийской литературы, М., 1977; Charitonidis C. Polysynthetic tendencies in Modern Greek // Linguistik Online. Bd. 34, 2008. S. 17–40.Ссылки:
Греческий алфавит // Пенник, Н., Магические алфавиты.
Любое использование материалов допускается только с разрешения автора сайта. Все права защищены © И. Карасев, 2007-2012