Все алфавиты | На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта

Триграммы и гексаграммы И-Цзин

Гадательная практика Древнего Китая эпохи Шан

ТРИГРАММЫ (по-китайски ба-гуа, по-вьетнамски бат-куай, по-маньчжурски яксинь) - мантико-философская система древнекитайской протописьменности из 8-и знаков (гуа). Триграммы активно используются конфуцианством (жу-цзяо), меньше даосизмом (даоцзяо) и лишь отчасти китайским буддизмом (фоцзяо; в основном школой Чжэньянь). Триграммы были известны народам, попавшим в орбиту китайской цивилизации - как древних (тангуты, чжурчжэни, кидани), так и современных (вьетнамцы, японцы, монголы, корейцы, маньчжуры и др.). Каждый гуа состоит из трех черт (сяо) двух видов - сплошной и прерванной. Все 8 символов соотносятся с целым ассоциативным рядом свойств и образов (см. Таб. 1). Вопреки нормам китайского письма триграммы пишутся снизу вверх («от земли») Очевидно триграммами передавались целые фразы, что сближает эти знаки с «пословичным письмом» (затц-шрифтом).

ЗНАК

НАЗВАНИЕ

СВОЙСТВО

ОБРАЗ

 

цянь (творчество)

крепость

небо

отец

кунь (исполнение)

самоотдача

земля

мать

чжэнь (возбуждение)

подвижность

гром

1-й сын

кань (погружение)

опасность

вода

2-й сын

гэнь (прерывание)

незыблемость

гора

3-й сын

синь (утончение)

проникновенность

ветер (дерево)

1-я дочь

ли (сцепление)

ясность

огонь

2-я дочь

дуй (разрешение)

радостность

водоем

3-я  дочь

Вполне возможно, что триграммы тесно связаны с системой мантических цифр, которые обозначаются горизонтальными или вертикальными линиями (ср. с обозначением чисел у майя). Мантические числа появляются в Древнем Китае в 1000 до н.э., и лишь ок. 200 до н.э. их сменила новая иероглифическая система счисления (см. Китайское письмо). Не исключено, что триграммы восходят к трещинам на бараньих лопатках (бу) и волокнам тысячелистника (ши), по которым гадали предки китайцев эпохи Шан-Инь и Чжоу. Геометрические знаки произошли от «бу» а числовая символика от «ши».

Система триграмм основана на принципах извечного дуализма (инь-ян) и натурфилософии. Целая черта (ян) - светлое, активное, мужское начало, а прерванная (инь) - темное, пассивное, женское. Триграммы - универсальные первоэлементы, вокруг которых вращается тьма вещей (возможно, целая и прерванная линии - это всего лишь примитивные ответы оракула - «да» и «нет»).

Черты в триграммах могут быть уместными (если ян занимает нечетные позиции) или неуместными (если инь занимает четные позиции). Так, полной уместностью обладает триграмма , а полной неуместностью . Более того, единственная черта на фоне линий другого рода считается главной: она, как замковый камень, сцепляет собой пассивную множественность. Главное не форма знака, а его местоположение и взаимосвязь с другими символами.

По преданию, триграммы изобрел полумифический император Китая Фу-Си, или Бао-Сиши. Имя его означает «Устроивший облаву на жертвенных животных». Он родился после того, как его мать наступила на след великана. Фу-Си изобрел сети и погружался в созерцание следов животных., птиц и теней деревьев. Однажды из реки Ло (Лотуй) вышла черепаха, на спине которой были начертаны письмена «ло-шу». Из реки Хэ (Хуанхэ) появился конь-дракон с таинственными символами «хэ-ту» (об этих системах письма см. Цзе-шен).

Китайцы верят, что Вэнь-Ван, Чжоу-Гун и Конфуций, наложив триграммы друг на друга, создали 64 гексаграмм (люшисы-гуа) и 384 черт-сяо. Они же якобы создали «И-Цзин» (Книгу Перемен), или «Чжоу-И». Это один из древнейших памятников китайской литературы, уступающий разве что «Ши-Цзин» (Книге Песен). Когда в эпоху Цинь сжигали книги, «И-Цзин» уцелела, поскольку имела практическое (гадательное) применение.

«И-Цзин» сложилась на материале земледельческого фольклора на территории уделов Цзинь или Цинь в Западном Китае между 8 и 7 вв. до н.э. Со временем развилась большая школа ицзиноведения (и-сюэ). К «Книге Перемен» были составлены обширные комментарии.

Таб.2. Соотнесение черт гексаграммы с другими элементами. 

черты

В    ОБЩЕСТВЕ

В   ЧЕЛОВЕКЕ

В ЗВЕРЕ

6

совершенный человек

голова

голова

5

царь

плечи

передние ноги

4

придворный

туловище

передняя часть тела.

3

вельможа

бедра

задняя часть  тела

2

служилый

голени

задние ноги

1

простолюдин

ступни

хвост

 

«Ши-И» (10 крыльев), из которых наиболее интересен «Сицы-Чжуань» (Традиция афоризмов). Вот одна из цитат оттуда: «У Перемен есть Великий Предел Тай-Ди. Они порождают два облика, два облика - четыре образа, четыре образа - 8 триграмм, которые определяют Судьбу. Последняя же формирует Великое Дело».

Китайцы усовершенствовали древнюю систему предсказаний, создав гибкий и в то же время хитросплетенный аппарат из 64-х символов. Они придали гексаграммам динамику, так что можно было проследить превращение вещи в свою противоположность и обратно. Каждая из 64-х люшисы-гуа выражает определенную жизненную ситуацию во времени с точки зрения ее постепенного развития. Согласно натурфилософским построениям, предсказания могут осуществляться сразу на нескольких взаимосвязанных уровнях - космическом, социальном и внутричеловеческом.

Выше уже говорилось, что триграммы могут быть сопоставлены с магией чисел: ср. произведение чисел от 2 до 9 -81 - 72 - 63 - 54 - 45 - 36 - 27 - 18 (сумма этих цифр всегда 9). Есть гипотеза, что древние шаманы-скрибы поначалу изобрели не гекса-, а пентаграммы (число 5 очень популярно в Китае). Лейбниц видел в гексаграммах отображение чисел, записанных в двоичной форме (некоторые современные исследователи воспринимают «И-Цзин» как систему дифференциальных уравнений). Логический, кодовый или вероятностный аппарат - это тоже попытки новейших интерпретаций «Книги Перемен».

Флаг Южного Вьетнама (1954-76)Флаг Южной Кореи«И-Цзин» оказала огромное влияние на китайскую культуру (математику, политику, стратегию, теорию живописи и музыки, орнаменталистику). Триграммы и мантические числа очевидно послужили базой построения системы корейского национального алфавита «онмун» (ба-гуа помещены на государственный флаг Южной Кореи, а также одна из них была на флаге Южного Вьетнама). Сравните также доктрину японского империализма времен второй мировой войны Хокку ти-у («Восемь углов под одной крышей»).

 Таб.4. Соотнесение черт гексаграмм с явлениями

черты

ПРОЦЕССЫ

СВОЙСТВА

6

перерождение (в нечто иное)

иневость

5

вершина внешнего развития

яновость

4

внешнее проявление

человечность

3

кризис перехода от внутреннего к  внешнему

справедливость

2

вершина внутреннего   развития

мягкость

1

зарождение (внутри)

твердость

 

В 1736 «И-Цзин» перевел на латынь иезуит Регис. Позже ее переводили Дж. Легг и Р. Вильгельм (Т. Макклатчи выводил из «Книги Перемен» фаллический культ, а Т. де Лакупри - некитайский, возможно бактрийский, субстрат).

«И-Цзин» не только изучали, ей иногда подражали. Такова работа Ян-Сюна «Тай-сюань И-Цзик» (Книга Великой тайны) - трудный и неразгаданный текст. Есть здесь и особые линейные фигуры с толкованиями. Состоят они из черт трех типов - целой , прерванной и дважды прерванной . Фигуры состоят из 4-х ярусов типа: и т.д. Всего в книге 81 гуа (З4).

Другой тип работ развивает Цзяо-Хун эпохи Хань. Его книга «И-Линь» (Лес Перемен) - гадательный текст из 16 глав и содержит стихотворные комментарии к 64-м гексаграммам. Каждая люшисы-гуа содержала 64 стиха (т.е. все символы рассматривались по отношению к самому себе и к остальным). Всего в «И-Линь» 4616 стихов, понимание которых утрачено.

Еще одно неочевидное подражание «И-Цзин» - это древнетюркская гадательная книжка «Ырк-Битиг» (см. Орхоно-енисейское письмо). Здесь 65 стихов, иногда связываемых с древнетюркским псевдоруническим алфавитом.

 


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО «И-ЦЗИН».
Вертикальная структура мира насчитывает три слоя: небо (единица, круг), земля (двойка, квадрат) и человек (тройка, треугольник). Горизонтальная структура четырехчастна - северо-восток -свет, юго-запад - тьма, запад - метафора прошлого, восток - будущего. Большое значение имеет пятичастная символика «у-син» (5 - желтый цвет, центр, хаос, юг - красный, север: - черный, запад - белый, восток - синий). 2 - это субъект, а 5 - объект желания в гексаграммах. Между 2 и 5 в идеале не должно быть сильных черт-препятствий.

Каждая гексаграмма - развертывание хронологического процесса слияния и разделения Света и Тьмы, Добра и Зла. Этот процесс идет двумя волнами, где две высшие точки - это 2 (внутреннее) и 5 (внешнее). В теории «И-Цзин» постоянно идет взаимотяготение Света и Тьмы, а малое управляет большим, как например, теневая черта в гексаграмме Каждая гексаграмма может рассматриваться как сочетание двух триграмм. А иногда гексаграммы разбиваются на две взаимопроникающие триграммы (окраинные черты при этом отбрасывают).

Позиции:
1,6- окраины; 1 - вода (шуй); 6 - небо, вершина горы (шан); 2, 5 - главные черты (центры триграмм) 2 - поле, жена, желтый; 5 - небо, муж, желтый, широкая экспансия; 3, 6 - кризисы (переразвитие); 3, 4 - слишком сблизившиеся элементы; 1, 3, 5 - свет; 2, 4, 6 -тьма.

Гексаграммы могут также быть представлены как сочетание трех пар черт. Кроме того, считалось, что верхняя триграмма соотнесена с нижней (свет тяготеет к тьме). Позиция 1 - это отображение позиции 4, остальные пары - 2-5 и 3-6.

В основной текст «И-Цзин» входят следующие составные части:
а.  Название гексаграмм (гуа-мин).
б. Гадательная формула, выраженная четырьмя терминами качества (сыдэ): юань - начало; хэн - проницание, развитие; ли - благоприятность, определение; чжэн - стойкость, бытие. Эти термины могут и отсутствовать при гексаграммах.
в. Афоризмы к гексаграммам (гуа-цы). Иногда включают в себя 4 качества или одно из четырех основных гадательных предсказаний (счастье, несчастье, раскаяние, сожаление).
г.  Афоризмы к отдельным чертам (яо-цы).
д. Различные комментарии и толкования.
Ниже приведены названия гексаграмм:

 1.        Цянь - Творчество

 2.        Кунь - Исполнение

 3.        Чжуань - Начальная трудность

 4.        Мын - Недоразвитость. Свершение

 5.        Сюй - Необходимость ждать

 6.        Сун - Тяжба

 7.        Ши - Войско

 8.        Би - Приближение

 9.        Сяо-чу - Воспитание малым. Свершение

10.       Ли - Наступление

11.       Тай - Рассвет

12.       Пи - Упадок

13.       Тун-жэнь - Родня

14.       Да-ю - Владение многим

15.       Цянь - Смирение.  Свершение

16.       Юй - Вольность

17.       Суй - Доследование

18.       Гу - Исправление

19.       Линь - Посещение

20.       Гуань - Созерцание

21.       Ши-хо - Стиснутые зубы

22.       Би - Убранство

23.       Бо - Разорение

24.       Фу - Возврат

25.       У-ван - Беспорочность

26.       Да-чу - Воспитание великим

27.       И - Питание

28.       Да-го - Переразвитие великого

29.       Кань - Бездна

30.       Ли - Сияние

31.       Сянь - Сочетание

32.       Хэн - Постоянство

33.       Дунь - Бегство

34.       Да-чжуан - Великая мощь

35.       Цзинь - Восход

36.       Мин-и - Поражение света

37.       Цзя-жэнь - Домашние

38.       Куй - Разлад

39.       Цзянь - Препятствие

40.       Цзе - Разрешение

41.       Сунь - Убыль

42.       И - Приумножение

43.       Гуай - Выход

44.       Гоу - Перечение

45.       Цуи - Воссоединение

46.       Шэн - Подъем

47.       Кунь - Истощение

48.       Цзин - Колодец

49.       Гэ - Смена

50.       Дин - Жертвенник

51.       Чжэнь - Молния

52.       Гэнь - Сосредоточенность

53.       Цзянь - Течение

54.       Гуй-мэй - Невеста

55.       Фын - Изобилие

56.       Люй - Странствие. Малому - развитие

57.       Сунь - Проникновение. Малому - развитие

58.       Дуй - Радость

59.       Хуань - Раздробление

60.       Цзе - Ограничение

61.       Чжун-фу - Внутренняя правда

62.       Сяо-го - Переразвитие малого

63.       Цзи-цзи - Уже конец

64.       Вэй-цзи - Еще не конец.

Графический символ гексаграмм соответствует номеру в Таб. 3.

 


ГАДАНИЕ ПО «И-ЦЗИН» («И-Дуань»).

1. На стеблях тысячелистника.
Возьми 50 стеблей тысячелистника. Положи пучком на стол, покрытый      шелком. Правой рукой возьми 1 стебель, отложи его и более не используй.

Останется 49 стеблей. Раздели их на 2 пучка на глаз. Левый зажми в одной руке, а из правого возьми 1 стебель и помести между мизинцем и безымянным пальцем левой руки. Затем вынь правой рукой из левого пучка по 4 стебля несколько раз. Остаток (1,2,3,4) помести между безымянным и средним пальцем левой руки. Отсчитанные ранее (по 4) стебли возврати налево правой рукой. Ею же возьми правый пучок и левой рукой извлеки по 4 стебля несколько раз. Остаток (1,2,3,4) помести между средним и указательным пальцем. Всего между пальцами левой руки могут быть 5 или 9 стеблей (в сочетании 113, 122, 131, 144). Отложи их в сторону. Все оставшиеся 44 или 40 стеблей соедини в один пучок и повтори вышеуказанную операцию «изменения». В результате между пальцами левой руки окажется 4 или 8 стеблей (в сочетании 112, 121, 134, 143). Отложи их, а с остальными стеблями (их будет 40, 36 либо 32) проведи третью процедуру «изменения», после чего пучок будет состоять из:

36 (36:4 =

= 9 -

«старый ян»

 

либо

32 (32:4 =

= 8 -

«молодой инь

 

либо

28 (28:4 =

= 7 -

«молодой ян»

 

либо

24 (24:4 =

= 6 -

«старый инь»

 

либо

 

Таким образом, получится первая (нижняя) черта гексаграммы. Аналогично рассчитываются остальные 5 черт. Если гексаграмма содержит черты и , то рядом выписывается вторая гексаграмма, где происходит «изменение» отмеченных черт:

 

2. На монетах.
Берутся 3 монеты, одна сторона которых считается инь, а другая - ян (инь - 2, ян - 3). Вначале бросается одна монета, а потом все вместе. Результаты соотнесем с базовыми числами 6,7,8,9 и согласуем с приведенной ниже таблицей:

бросание одной монеты

бросание трех монет

символ

2

222

333

6

332

322

8

3

332

333

9

222

322

7

 

Символикой «Книги Перемен» пронизан роман швейцарского писателя-философа Г. Гессе «Игра в бисер», где при помощи гексаграмм осуществляется попытка синтетического моделирования структуры мира.

 

  


Лит.:
Щуцкий Ю.К., Китайская классическая «Книга Перемен», СПб., 1992; Лукьянов А.Е., Истоки Дао. Древнекитайский миф, М., 1992; Кобзев А.И., «Чжоу и» - китайская библия // Проблемы Дальнего Востока, 1989, №3; Зинин С.В., Исследования по китайской мантике // Народы Азии и Африки, 1989, .№5; его же, Построение гексаграмм «И цзина» // Проблемы человека в традиционных китайских учениях, М., 1983; его же, Мантические ритуалы бу и ши в эпоху Чуньцю (
VIII-V вв. до н.э.) // Этика и ритуал в традиционном Китае, М., 1988.

 

 

  Рейтинг@Mail.ru

 

Hosted by uCoz