Все алфавиты | На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта
Триграммы и гексаграммы И-Цзин
Гадательная практика Древнего Китая эпохи Шан
ТРИГРАММЫ (по-китайски ба-гуа, по-вьетнамски бат-куай, по-маньчжурски яксинь) - мантико-философская система древнекитайской протописьменности из 8-и знаков (гуа). Триграммы активно используются конфуцианством (жу-цзяо), меньше даосизмом (даоцзяо) и лишь отчасти китайским буддизмом (фоцзяо; в основном школой Чжэньянь). Триграммы были известны народам, попавшим в орбиту китайской цивилизации - как древних (тангуты, чжурчжэни, кидани), так и современных (вьетнамцы, японцы, монголы, корейцы, маньчжуры и др.). Каждый гуа состоит из трех черт (сяо) двух видов - сплошной и прерванной. Все 8 символов соотносятся с целым ассоциативным рядом свойств и образов (см. Таб. 1). Вопреки нормам китайского письма триграммы пишутся снизу вверх («от земли») Очевидно триграммами передавались целые фразы, что сближает эти знаки с «пословичным письмом» (затц-шрифтом).
ЗНАК
НАЗВАНИЕ
СВОЙСТВО
ОБРАЗ
цянь (творчество)
крепость
небо
отец
кунь (исполнение)
самоотдача
земля
мать
чжэнь (возбуждение)
подвижность
гром
1-й сын
кань (погружение)
опасность
вода
2-й сын
гэнь (прерывание)
незыблемость
гора
3-й сын
синь (утончение)
проникновенность
ветер (дерево)
1-я дочь
ли (сцепление)
ясность
огонь
2-я дочь
дуй (разрешение)
радостность
водоем
3-я дочь
Вполне возможно, что триграммы тесно связаны с системой мантических цифр, которые обозначаются горизонтальными или вертикальными линиями (ср. с обозначением чисел у майя). Мантические числа появляются в Древнем Китае в 1000 до н.э., и лишь ок. 200 до н.э. их сменила новая иероглифическая система счисления (см. Китайское письмо). Не исключено, что триграммы восходят к трещинам на бараньих лопатках (бу) и волокнам тысячелистника (ши), по которым гадали предки китайцев эпохи Шан-Инь и Чжоу. Геометрические знаки произошли от «бу» а числовая символика от «ши».
Система триграмм основана на принципах извечного дуализма (инь-ян) и натурфилософии. Целая черта (ян) - светлое, активное, мужское начало, а прерванная (инь) - темное, пассивное, женское. Триграммы - универсальные первоэлементы, вокруг которых вращается тьма вещей (возможно, целая и прерванная линии - это всего лишь примитивные ответы оракула - «да» и «нет»).
Черты в триграммах могут быть уместными (если ян занимает нечетные позиции) или неуместными (если инь занимает четные позиции). Так, полной уместностью обладает триграмма , а полной неуместностью . Более того, единственная черта на фоне линий другого рода считается главной: она, как замковый камень, сцепляет собой пассивную множественность. Главное не форма знака, а его местоположение и взаимосвязь с другими символами.
По преданию, триграммы изобрел полумифический император Китая Фу-Си, или Бао-Сиши. Имя его означает «Устроивший облаву на жертвенных животных». Он родился после того, как его мать наступила на след великана. Фу-Си изобрел сети и погружался в созерцание следов животных., птиц и теней деревьев. Однажды из реки Ло (Лотуй) вышла черепаха, на спине которой были начертаны письмена «ло-шу». Из реки Хэ (Хуанхэ) появился конь-дракон с таинственными символами «хэ-ту» (об этих системах письма см. Цзе-шен).
Китайцы верят, что Вэнь-Ван, Чжоу-Гун и Конфуций, наложив триграммы друг на друга, создали 64 гексаграмм (люшисы-гуа) и 384 черт-сяо. Они же якобы создали «И-Цзин» (Книгу Перемен), или «Чжоу-И». Это один из древнейших памятников китайской литературы, уступающий разве что «Ши-Цзин» (Книге Песен). Когда в эпоху Цинь сжигали книги, «И-Цзин» уцелела, поскольку имела практическое (гадательное) применение.
«И-Цзин» сложилась на материале земледельческого фольклора на территории уделов Цзинь или Цинь в Западном Китае между 8 и 7 вв. до н.э. Со временем развилась большая школа ицзиноведения (и-сюэ). К «Книге Перемен» были составлены обширные комментарии.
Таб.2. Соотнесение черт гексаграммы с другими элементами.
черты
В ОБЩЕСТВЕ
В ЧЕЛОВЕКЕ
В ЗВЕРЕ
6
совершенный человек
голова
голова
5
царь
плечи
передние ноги
4
придворный
туловище
передняя часть тела.
3
вельможа
бедра
задняя часть тела
2
служилый
голени
задние ноги
1
простолюдин
ступни
хвост
«Ши-И» (10 крыльев), из которых наиболее интересен «Сицы-Чжуань» (Традиция афоризмов). Вот одна из цитат оттуда: «У Перемен есть Великий Предел Тай-Ди. Они порождают два облика, два облика - четыре образа, четыре образа - 8 триграмм, которые определяют Судьбу. Последняя же формирует Великое Дело».
Китайцы усовершенствовали древнюю систему предсказаний, создав гибкий и в то же время хитросплетенный аппарат из 64-х символов. Они придали гексаграммам динамику, так что можно было проследить превращение вещи в свою противоположность и обратно. Каждая из 64-х люшисы-гуа выражает определенную жизненную ситуацию во времени с точки зрения ее постепенного развития. Согласно натурфилософским построениям, предсказания могут осуществляться сразу на нескольких взаимосвязанных уровнях - космическом, социальном и внутричеловеческом.
Выше уже говорилось, что триграммы могут быть сопоставлены с магией чисел: ср. произведение чисел от 2 до 9 -81 - 72 - 63 - 54 - 45 - 36 - 27 - 18 (сумма этих цифр всегда 9). Есть гипотеза, что древние шаманы-скрибы поначалу изобрели не гекса-, а пентаграммы (число 5 очень популярно в Китае). Лейбниц видел в гексаграммах отображение чисел, записанных в двоичной форме (некоторые современные исследователи воспринимают «И-Цзин» как систему дифференциальных уравнений). Логический, кодовый или вероятностный аппарат - это тоже попытки новейших интерпретаций «Книги Перемен».
«И-Цзин» оказала огромное влияние на китайскую культуру (математику, политику, стратегию, теорию живописи и музыки, орнаменталистику). Триграммы и мантические числа очевидно послужили базой построения системы корейского национального алфавита «онмун» (ба-гуа помещены на государственный флаг Южной Кореи, а также одна из них была на флаге Южного Вьетнама). Сравните также доктрину японского империализма времен второй мировой войны Хокку ти-у («Восемь углов под одной крышей»).
Таб.4. Соотнесение черт гексаграмм с явлениями
черты
ПРОЦЕССЫ
СВОЙСТВА
6
перерождение (в нечто иное)
иневость
5
вершина внешнего развития
яновость
4
внешнее проявление
человечность
3
кризис перехода от внутреннего к внешнему
справедливость
2
вершина внутреннего развития
мягкость
1
зарождение (внутри)
твердость
В 1736 «И-Цзин» перевел на латынь иезуит Регис. Позже ее переводили Дж. Легг и Р. Вильгельм (Т. Макклатчи выводил из «Книги Перемен» фаллический культ, а Т. де Лакупри - некитайский, возможно бактрийский, субстрат).
«И-Цзин» не только изучали, ей иногда подражали. Такова работа Ян-Сюна «Тай-сюань И-Цзик» (Книга Великой тайны) - трудный и неразгаданный текст. Есть здесь и особые линейные фигуры с толкованиями. Состоят они из черт трех типов - целой , прерванной и дважды прерванной . Фигуры состоят из 4-х ярусов типа: и т.д. Всего в книге 81 гуа (З4).
Другой тип работ развивает Цзяо-Хун эпохи Хань. Его книга «И-Линь» (Лес Перемен) - гадательный текст из 16 глав и содержит стихотворные комментарии к 64-м гексаграммам. Каждая люшисы-гуа содержала 64 стиха (т.е. все символы рассматривались по отношению к самому себе и к остальным). Всего в «И-Линь» 4616 стихов, понимание которых утрачено.
Еще одно неочевидное подражание «И-Цзин» - это древнетюркская гадательная книжка «Ырк-Битиг» (см. Орхоно-енисейское письмо). Здесь 65 стихов, иногда связываемых с древнетюркским псевдоруническим алфавитом.
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО «И-ЦЗИН».
Вертикальная структура мира насчитывает три слоя: небо (единица, круг), земля (двойка, квадрат) и человек (тройка, треугольник). Горизонтальная структура четырехчастна - северо-восток -свет, юго-запад - тьма, запад - метафора прошлого, восток - будущего. Большое значение имеет пятичастная символика «у-син» (5 - желтый цвет, центр, хаос, юг - красный, север: - черный, запад - белый, восток - синий). 2 - это субъект, а 5 - объект желания в гексаграммах. Между 2 и 5 в идеале не должно быть сильных черт-препятствий.Каждая гексаграмма - развертывание хронологического процесса слияния и разделения Света и Тьмы, Добра и Зла. Этот процесс идет двумя волнами, где две высшие точки - это 2 (внутреннее) и 5 (внешнее). В теории «И-Цзин» постоянно идет взаимотяготение Света и Тьмы, а малое управляет большим, как например, теневая черта в гексаграмме Каждая гексаграмма может рассматриваться как сочетание двух триграмм. А иногда гексаграммы разбиваются на две взаимопроникающие триграммы (окраинные черты при этом отбрасывают).
Позиции:
1,6- окраины; 1 - вода (шуй); 6 - небо, вершина горы (шан); 2, 5 - главные черты (центры триграмм) 2 - поле, жена, желтый; 5 - небо, муж, желтый, широкая экспансия; 3, 6 - кризисы (переразвитие); 3, 4 - слишком сблизившиеся элементы; 1, 3, 5 - свет; 2, 4, 6 -тьма.
Гексаграммы могут также быть представлены как сочетание трех пар черт. Кроме того, считалось, что верхняя триграмма соотнесена с нижней (свет тяготеет к тьме). Позиция 1 - это отображение позиции 4, остальные пары - 2-5 и 3-6.
В основной текст «И-Цзин» входят следующие составные части:
а. Название гексаграмм (гуа-мин).
б. Гадательная формула, выраженная четырьмя терминами качества (сыдэ): юань - начало; хэн - проницание, развитие; ли - благоприятность, определение; чжэн - стойкость, бытие. Эти термины могут и отсутствовать при гексаграммах.
в. Афоризмы к гексаграммам (гуа-цы). Иногда включают в себя 4 качества или одно из четырех основных гадательных предсказаний (счастье, несчастье, раскаяние, сожаление).
г. Афоризмы к отдельным чертам (яо-цы).
д. Различные комментарии и толкования.
Ниже приведены названия гексаграмм:1. Цянь - Творчество
2. Кунь - Исполнение
3. Чжуань - Начальная трудность
4. Мын - Недоразвитость. Свершение
5. Сюй - Необходимость ждать
6. Сун - Тяжба
7. Ши - Войско
8. Би - Приближение
9. Сяо-чу - Воспитание малым. Свершение
10. Ли - Наступление
11. Тай - Рассвет
12. Пи - Упадок
13. Тун-жэнь - Родня
14. Да-ю - Владение многим
15. Цянь - Смирение. Свершение
16. Юй - Вольность
17. Суй - Доследование
18. Гу - Исправление
19. Линь - Посещение
20. Гуань - Созерцание
21. Ши-хо - Стиснутые зубы
22. Би - Убранство
23. Бо - Разорение
24. Фу - Возврат
25. У-ван - Беспорочность
26. Да-чу - Воспитание великим
27. И - Питание
28. Да-го - Переразвитие великого
29. Кань - Бездна
30. Ли - Сияние
31. Сянь - Сочетание
32. Хэн - Постоянство
33. Дунь - Бегство
34. Да-чжуан - Великая мощь
35. Цзинь - Восход
36. Мин-и - Поражение света
37. Цзя-жэнь - Домашние
38. Куй - Разлад
39. Цзянь - Препятствие
40. Цзе - Разрешение
41. Сунь - Убыль
42. И - Приумножение
43. Гуай - Выход
44. Гоу - Перечение
45. Цуи - Воссоединение
46. Шэн - Подъем
47. Кунь - Истощение
48. Цзин - Колодец
49. Гэ - Смена
50. Дин - Жертвенник
51. Чжэнь - Молния
52. Гэнь - Сосредоточенность
53. Цзянь - Течение
54. Гуй-мэй - Невеста
55. Фын - Изобилие
56. Люй - Странствие. Малому - развитие
57. Сунь - Проникновение. Малому - развитие
58. Дуй - Радость
59. Хуань - Раздробление
60. Цзе - Ограничение
61. Чжун-фу - Внутренняя правда
62. Сяо-го - Переразвитие малого
63. Цзи-цзи - Уже конец
64. Вэй-цзи - Еще не конец.
Графический символ гексаграмм соответствует номеру в Таб. 3.
ГАДАНИЕ ПО «И-ЦЗИН» («И-Дуань»).
1. На стеблях тысячелистника.
Возьми 50 стеблей тысячелистника. Положи пучком на стол, покрытый шелком. Правой рукой возьми 1 стебель, отложи его и более не используй.Останется 49 стеблей. Раздели их на 2 пучка на глаз. Левый зажми в одной руке, а из правого возьми 1 стебель и помести между мизинцем и безымянным пальцем левой руки. Затем вынь правой рукой из левого пучка по 4 стебля несколько раз. Остаток (1,2,3,4) помести между безымянным и средним пальцем левой руки. Отсчитанные ранее (по 4) стебли возврати налево правой рукой. Ею же возьми правый пучок и левой рукой извлеки по 4 стебля несколько раз. Остаток (1,2,3,4) помести между средним и указательным пальцем. Всего между пальцами левой руки могут быть 5 или 9 стеблей (в сочетании 113, 122, 131, 144). Отложи их в сторону. Все оставшиеся 44 или 40 стеблей соедини в один пучок и повтори вышеуказанную операцию «изменения». В результате между пальцами левой руки окажется 4 или 8 стеблей (в сочетании 112, 121, 134, 143). Отложи их, а с остальными стеблями (их будет 40, 36 либо 32) проведи третью процедуру «изменения», после чего пучок будет состоять из:
36 (36:4 =
= 9 -
«старый ян»
либо
32 (32:4 =
= 8 -
«молодой инь
либо
28 (28:4 =
= 7 -
«молодой ян»
либо
24 (24:4 =
= 6 -
«старый инь»
либо
Таким образом, получится первая (нижняя) черта гексаграммы. Аналогично рассчитываются остальные 5 черт. Если гексаграмма содержит черты и , то рядом выписывается вторая гексаграмма, где происходит «изменение» отмеченных черт:
2. На монетах.
Берутся 3 монеты, одна сторона которых считается инь, а другая - ян (инь - 2, ян - 3). Вначале бросается одна монета, а потом все вместе. Результаты соотнесем с базовыми числами 6,7,8,9 и согласуем с приведенной ниже таблицей:
бросание одной монеты
бросание трех монет
символ
2
222
333
6
332
322
8
3
332
333
9
222
322
7
Символикой «Книги Перемен» пронизан роман швейцарского писателя-философа Г. Гессе «Игра в бисер», где при помощи гексаграмм осуществляется попытка синтетического моделирования структуры мира.
Лит.:
Щуцкий Ю.К., Китайская классическая «Книга Перемен», СПб., 1992; Лукьянов А.Е., Истоки Дао. Древнекитайский миф, М., 1992; Кобзев А.И., «Чжоу и» - китайская библия // Проблемы Дальнего Востока, 1989, №3; Зинин С.В., Исследования по китайской мантике // Народы Азии и Африки, 1989, .№5; его же, Построение гексаграмм «И цзина» // Проблемы человека в традиционных китайских учениях, М., 1983; его же, Мантические ритуалы бу и ши в эпоху Чуньцю (VIII-V вв. до н.э.) // Этика и ритуал в традиционном Китае, М., 1988.