Все алфавиты | На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта
Яковитское письмо
Не для всякого Якова
ЯКОВИТСКОЕ ПИСЬМО – консонантное письмо семитского типа сирийской разновидности
Эмблема церкви яковитов |
(см. Восточнохристианские письменности), известно с 431; направление строк справа налево. Используется в среде православных Сирии и Ливана (монофизитов и монофелитов-маронитов), как письмо культа; в настоящее время в повседневной жизни западный диалект сирийского языка вытеснен арабским. Специфическое отличие в обозначении огласовок: они передаются маленькими, редуцированными до диакритики, греческими буквами (α>a, ο>و, ε>э, η>״, y>λ). Такую оригинальную систему ввел епископ Эдесский Мар Якоб (640-708), впервые использованной в грамматике и в послании к Георгию Серугскому. Хотя некоторые источники эту реформу приписывают эдесскому марониту Феофилу бар-Томе (ум. 785), переводчику Гомера. Интересно, что огласовки могут помещать над и под основным знаком, но по принципу зеркального отражения. Иногда огласовки ставят или по арабскому, или несторианскому образцу. Яковитское письмо (с мелькитской разновидностью) часто называется «серто» или «серта» (serṭo линия), а также «пешито» (ܦܹܫܝܼܛܵܐ «простой», по названию сирийской Библии). От других сирийских письменностей отличается округлостью и простотой форм, а также необычным приемом зачернением петлеобразных букв d, r, š. (Аналогичный приемом известен в африканском письме ваи и шанской каллиграфии).
1 – изолированная позиция букв в слове; |
Акцентные знаки (музыкальные акценты, переходы к прямой речи, ударения и проч.) представляют деградировавшую систему по сравнению с системой кантилляций (теамим) в еврейском письме (у яковитов таких знаков всего 9, у несториан 17, а у евреев 26).
Яковиты утверждали, что Христос имел одну сложную природу, являясь по-сути монофизитами и в настоящий момент объединены в Сирийскую православную церковь (ʿĒdtō Suryōytō Triṣaṯ Šuḇḥō) – Сирийский православный патриархат Антиохии и всего Востока. Своему неофициальному названию она обязана Якову Барадею Цанцала (Иакова бар-Феофила, прозванного Бурде'нâ, т.е. «облеченный в власяницу»), или Занзала (500-578) из Теллы (недалеко от Эдессы, или Урфы). Имя Барадей (эль-Барадаи) означает дословно «носящий лошадиную попону». В 540, после раскола Антиохийской православной церкви, яковиты стали самостоятельной канонической структурой, в 542 Барадей стал епископом Эдессы.
В 541 североаравийский гассанидский царь Харис-абн-Джабаля настоял, чтобы византийское правительство разрешило сосланному александрийскому патриарху Феодосию рукоположить монофизита Феодора в епископы Бостры с духовной властью над Палестиной и Аравией, а в епископы Эдессы с духовной властью над Сирией и Азией – знаменитого Иакова Барадаи. Оба они с жаром принялись восстановлять монофизитскую церковь. При нем произошел раскол в монофизитской среде, и сирийские монофизиты с тех пор стали яковитами.
Особенности яковитского культа – крещение «триединым» обливанием, в хлеб для причастия добавляется масло и соль, одноперстное крестное знамение (как у коптов и эфиопов). Хотя яковиты почитают иконы, в храмах их очень не много. Развито монашество и отшельничество. Сирийская церковь использует Сирийскую литургия св. Иакова (сводного брата Иисуса и первого епископа Иерусалима). Достаточно своеобразно выглядят монашеские облачения, в которых обязателен специфический монашеский головной убор с крестами.
Примечательно, что стародавняя монофизитская общность яковитов Сирии и коптов Египта, всплыло политическим архетипом в новейшее время. В 195861 Сирия и Египет объединились в одно государство – Объединённую арабскую республику (ОАР).
Важнейший центр христианства – г. Антиохия (Anṭyuḵya) в Сирии. Именно здесь сторонники этого учения были названы христианами. Эдесса (по-сирийски Урфай) – единственный центр раннего христианства, где язык христианской общины был негреческим. Эдесский вариант сирийского языка был вторым после греческого в Восточно-Римской империи. Во времена Арабского халифата яковиты (как и другие раскольные христиане) пользовались благосклонностью властей и использовались для контактов с Европой, но после жестоких преследований Тамерланом, к 16 в. численность яковитов резко сокращается. Несколько расширилось их влияние, когда по-сути яковитской стала с 1653 Православная сирийская церковь Востока в Южной Индии (см. Малабарское письмо).
Патриарх Мар Игнатий Закка I Ивас |
В 10 в. отличились яковитские лексикологи: Хенан Ишо бар-Саросвай (до 922), Иса бар-Бахлуль, автор лучшего и полнейшего из сирийских словарей (до 963), Абзуд или Базуд (дo 893), Илия бар-Шинайя, митрополит Низибский (ум. после 1084). Известна грамматика католикоса Ильи I Тирханского (1028-1049). Грамматические труды последнего важного сирийского писателя, бар-Эбрея (ум. 1286).
В 12-13 вв. Сирийская православная церковь пережила период возрождения. Наиболее выдающимися фигурами этого времени были Михаил Великий (ум. в 1199), Дионисий бар Салиби (ум. в 1171) и Григорий бар-Эбрей (1264—1286). Бар-Эбрей составил сборник церковных канонов (Hudoye), до сих пор используемых Сирийской церковью.
С 1293 каждый патриарх Сирийской православной церкви носит имя Игнатий, в честь святого Игнатия Антиохийского, как преемник его кафедры. Св. Игнатий Антиохийский, автор знаменитых посланий, претерпевший мученическую кончину в Риме.
Резиденция патриарха находилась до 1034 в Антиохии (ныне Антакья в
Турции), а с 1034 по 1293 в монастыре Мар-Барсума. В 1924 из монастыря Дер эз-Зафаран
(Дайр-Джеферан) близ г. Мардин в Турции
патриарх переехал в сирийский город Хомс, а с 1959 – в Дамаск, где
находится и сейчас.
С 1980 года эту Церковь возглавляет Патриарх Антиохийский и всего Востока Мар Игнатий Закка I Ивас
(Arabic: زكا عيواص,
Zakkà ‘Īwāṣ).
По-сирийски:
ܩܕܝܫܘܬܗ ܡܪܢ ܡܪܝ ܐܝܓܢܐܛܝܘܣ ܙܟܝ ܩܕܡܝܐ ܥܝܘܐܨ܃
ܦܛܪܝܪܟܐ ܕܐܢܛܝܘܟܝܐ
Qaddîšûṯeh
Îgnaṭyûs Zakkay Qaḏmoyo ʿÎwaṣ, Paṭryarḵo d-Anṭyuḵya
(Его Святейшество Ignatius Zakka I Iwas,
Патриарх Антиохии и всего Востока, и Верховный глава Вселенской
Сирийской православной церкви).
Из 11 епархий
этой церкви сейчас четыре находятся в Сирии, по две – в Турции и Ираке, по одной
–
в Ливии, Израиле и США. Общая численность верующих около 250 тысяч
человек. Яковиты представляют в настоящий момент
этноконфессиональную группу арабов. в Маарат Саидная близ Дамаска
открыта новая семинария, рассчитанная на 100 студентов. Действуют
также духовные семинарии в Ираке и в Индии.
Вокруг Эдессы (совр. Урфа, Турция), на территории царства с сирийскоязычным населением, христианство распространяли Аддей (Фаддей), один из семидесяти учеников Иисуса и Мари (Марий). Впоследствии Сирийская православная церковь расширила свое влияние на область Тур Абдин в современной Турции, а также на территории вокруг монастыря Мар Маттай и города Тикрит на территории современного Ирака. Первые монастыри возникали начиная с 6 в. возле Антиохии и Алеппо, в Тур Абдине и в Месопотамии. Сегодня в Тур Абдине осталось менее 4000 семей сирийских христиан. В наши дни лишь несколько монахов осталось в древнем монастыре Мар-Маттай около Мосула в Ираке, а также в монастыре св. Марка в Иерусалиме. Большинство молодых монахов сосредоточено в Сирии. В Тур-Абдине сегодня действует лишь несколько монастырей. Древний монастырь Мар Гавриила Тур-Абдинского является резиденцией митрополита Т. Самуила Актаса.
В 629-1860 глава яковитов в Месопотамии (Ирак) носил титул мафриан, который был принят в 629, дабы отличаться от несториан. В 991 его престол перенесен в г. Тикрит, в 1089-1112 – в г. Мосул, в монастырь Мар-Маттай. До 1960 яковитское духовенство готовила Сирийская православная семинария им. св. Ефрема, основанная в 1939 в Мосуле, впоследствии перебравшаяся в Ливан. В 1996 открыты новые отделения семинарии Св. Ефрема в Сайдная, близ Дамаска.
Внутри Сирийской православной церкви периодически возникали тенденции к воссоединению с церковью Римско-католической, в то время как к самой Сирийской православной церкви тяготеют марониты и мелькиты.
В 6 в. отличились между монофизитами их главные писатели – Иаков Серугский, «флейта св. Духа и арфа верующей церкви», епископ Батнана (ум. 521) и энергичный и пылкий полемист Филоксен Маббогский. Симеон из Бейт-Аршама (ум. ок. 548) – один из немногих монофизитов, живших в Персии. Его сочинение о преследовании аравийских (наджранских) христиан йеменским царем Зу-Новасом
Сочинения Аху-д-эмме – более философское, чем богословское: он рассуждает о логике, свободе воли, душе в ее отношении к телу, человеке как микрокосме и т.п. или оспаривают мнения парсов и греч. философов. Сочинения философов незадолго перед тем были популяризованы среди монофизитов трудами Сергия – священника и главного врача в Рас-Айне (ум. 536), который переводил Аристотеля, Порфирия, Галена, Дионисия Ареопагита и др. Анонимный перевод (вероятно, какого-то монаха из Маббôга) «Гражданских законов императора Константина, Феодосия и Льва», переведенный в свою очередь на арабский, армянский, грузинский, лег в основу всего последующего законодательства восточных христиан по делам церковным, судебным, частным. Какой-то монах из Эдессы сделал сирийскую переделку, в трех частях, романа о Константине с его тремя сыновьями, о страданиях Евсевия папы римского при Юлиане-отступнике и об Иовиане (или Иовиниане).
История ливанских маронитов (еще одной древней христианской церкви Востока, имеющей своего патриарха)восходит к концу 4 в., когда вокруг святого Марона собралась группа учеников. Во время крестовых походов вступили в унию с Римско-католической церковью. Патриарх Иеремия I Аль-Амшитти (1199-1230) стал усиленно проводить политику латинизации. После резни, учиненной друзами, Ливан и Сирия были оккупированы Францией. С 1944 по негласному соглашению президентом Ливана должен избираться маронит (это единственная арабская страна, главой которой традиционно является христианин; за все время только два мусульманина временно исполняли обязанности президента Селим Хосс и Фуад Синьора). С 1790 резиденция маронитского патриарха находится в Бкирки близ Бейрута. В литургии используется арабский язык, хотя некоторые общины сохранили сирийский язык богослужения и яковитское письмо.
В 1936 по образцу фашистских организаций в Ливане Пьером Жмайелем организована партия «Катаиб» (Фаланга), которая доминирует и по сей день (ныне председатель партии Жорж Саада). Зоны действия – Восточный Бейрут, Триполи, анклавы Шуф и Джуния. В среде маронитов зародилось такое причудливое явление, как «христианский экстремизм» (организации «Тигры», «Танзым», «Силы-75», «Защитники кедра», объединенные в «Ливанские силы» – al-Qiwwa al-Lubnaniya, – ведомые Самиром Джааджаа и Илие Хобейка).
Ливанские газеты «Аль-Амаль» (Действие), «Аль-Ахрар» (Либералы), «Сабах аль-Хейр» (Доброе утро) опираются на право-христианские группировки. Под контролем маронитской общины находится Ливанское информагентство (ЛИА).
Лит.:
Дирингер Д., Алфавит, М,,
1963;
Лоукотка Ч., Развитие
письма, М., 1950;
Ссылки: