Все алфавиты | На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта
Древнеяванское письмо
Ява – единственная заэкваториальная цивилизация Старого Света
КАВИ, или древнеяванское письмо – буквенно-слоговое письмо индийского типа, обслуживавшее древнеяванский язык (малайско-полинезийские языки). Древнейшая надпись датируется 732, древнейшие письменные памятники – к 809.
Кави использовал письменность Dentawiyanjana, называемую hanacaraka по имени первых букв силлабария. Кави (от др.-индийского kavi – провидец, вещий, жрец-поэт; санскрит. काव्य стихотворение, поэма) берет начало от одной из дравидийских систем письма (паллава, пасемах). Позднее, к 13 в. на основе кави было разработано среднеяванское письмо чаракан. Традиция «Айи Сака» приписывает введение письма на о. Ява полумифическому брахману Тритрешта. Позднейшие хроники связывают начало яванского летоисчисления – 1-й год эры Шака (или 78 н.э.) с именем мифического индийского принца Аджи Шака (Айи Сака), который победил раджу-людоеда в яванском протогосударстве Медангкамулана и изобрел письмо кави, известное по эпиграфическим памятникам с 8 в. Происхождение названия java не совсем ясны: jau "за" или "дальний", а в санскрите означает yava यव 'рожь, хлеб'; или слово java от протоавстронезийского корня 'дом'.
В 4-5 вв. в Индонезии уже существовали ранние протогосударства: на о. Ява – индуистское Тарума и буддийское Калинга, на о. Суматра – буддийское Гэин, на о. Калимантан – индуистское Варунадвип.
В 7-13 вв. на о. Суматра возникло мощное государство Шривиджайя – оплот буддизма Махаяны. Более ревностными буддистами стали правители яванского государства Матарам, свидетельством чего является величественный храмовой комплекс Боробудур.
Как отмечает историк Л. Васильев, Юго-Восточную Азию, как место пересечения многих мировых путей миграционных потоков и культурных влияний, можно сравнить разве что с ближневосточным регионом. Если и есть на Земле самостоятельные – иные, кроме ближневосточных, – центры неолитической революции, то в Евразии это именно юго-восточноазиатский: здесь археологи нашли следы раннеземледельческих культур и останки ископаемого человека неандертальского типа – явантропа. Уникальность Явы еще в том, что это самая южная (заэкваториальная) цивилизация Старого Света.
Существовали в Индонезии и зачатки самобытной письменности. Речь идет об идеографических табличках ибанов (этнической группы даяков из центральных районов о. Калимантан) papan-turai (буквально «исписанные доски»). В даякских преданиях (например, «Длинный дом вещих птиц») говорится, что у них раньше существовала письменность, которую похитили птицы.
Литература на яванском языке – самая древняя и богатая в Индонезии.
До 8 в. в индонезийских государствах господствовал санскрит, который затем уступил место языку и письменности кави. Этот период в литературе называется древнеяванским (8-13 вв.). Старейшее из дошедших до нас произведений на кави – «Чандакарана» (8 в.) – собрание правил индийского стихосложения (кавья). К 11 в. появляется «Рамаяна» Йогисвары и «Арджунавиваха», 1035 (Свадьба Арджуны) Мпу Канвы (его оригинальный сюжет и обилие эротических сцен привлекает современных исследователей), «Кришнаяна» Мпу Трипуна, «Харивангха» Мпу Панулаха, «Бхаратаюдха» Мпу Седаха, «Смарадахана» Дхармаджи, «Суманасантака» Мпу Монагуны и анонимная поэма «Бхомакавья». В «Гатоткачасрая», 1188 (Помощь Гатоткачи) Мпу Панулаха впервые упоминаются местные яванские божества.
Среднеяванская литература (13-16 вв.). Буддийские сюжеты для яванской литературы не характерны; исключение – «Сутасома», 14 в. Мпу Тантула. Первым историческим произведением о поездке короля империи Маджапахит Хайяма Вуруха является дневник-хроника «Нагаракертагама» (Страна благоденствия)Прапанги, 1365. Известны псевдохроника «Параратон» (Цари), сказочная повесть «Чалонаранг» о расправе царя Эрлангги с колдуньей, свод яванских мифов «Тантупанггеларанг», повесть «Коравашрама».
В монастырях-мандалах продолжилось творчество ученых, пишущих на кави; из этой серии работа «Арджунавиджая» Мпу Тантулара. эпохе свойствен индуистско-буддийский синкретизм: «Кунджаракарна»; «Сутасома» Мпу Тантулара, из которой заимствован размещенный на государственном гербе Индонезии девиз: Bhineka tunggal ika (Многообразие в единстве).
Кави оставалось языком придворной яванской литературы до нач. 16 в. (к этому времени очень популярны стихотворные наставления Видаяки «Нитисастра»). Однако, уже в первый период существования империи Маджапахит (1293-1520) кави вытесняется среднеяванским (балийско-яванским) языком, а письмо кави – чараканом (tjarakan, carakan). Окончательно чаракан сформировался в стройную систему к 17 в.
После 15 в. на кави писали преимущественно на о. Бали, где индуизм сохраняется и в наши дни. «Деваручи», «Судамала», «Сри Танджунг» уже заметно отличались от традиционных произведений на кави, где действуют всевозможные боги и куртуазные герои; теперь они попадают в дьявольский круговорот духов и оборотней народной фантазии. Литературное оформление этот стиль «агама джава» (яванский мистицизм) оформился в государстве Бламбанган на востоке Явы в 17 в., когда везде (кроме еще о. Бали) распространился ислам.
Работой Гумбольдта о языке кави было положено сранительно-историческое исследование австронезийской семьи языков. Обилие в языке кави санскритизмов послужило поводом ошибочного включения этого языка Ф. Боппом в индоевропейскую семью. Индонезийские языки (кави и яванский) являются одними из самых легких для изучения в мире (отсутствует категория рода, лица, падежа и даже времени; употребление морфологических форм факультативно), вместе с тем характерны особые стилистические градации – формы вежливости (респективы). Яванский язык входит в дюжину самых распространенных языков мира (число носителей достигает 76 млн. чел.)
Своей централизации современная Индонезия во многом обязана колониальной деятельности королевства Нидерланды, которым удалось объединить большую часть островов архипелага под своей короной в 1610-1945 г. в ожесточённой борьбе с Португалией, которая все же смогла сохранить свой суверенитет за частью острова Тимор.
Современные литературная форма яванского языка была заложена голландцами, поощрявшими развитие местных наречий, считая что индонезийцы неспособны овладеть таким сложным языком как голландский. Распространение голландского языка в Индонезии считалось колониальными властями нежелательным из-за боязни распространения либеральных идей из Европы. По этим причинам голландский язык в Индонезии быстро вышел из употребления после обретения страной независимости. Тем не менее, до 20% слов современного индонезийского языка – это голландские заимствования.
Виды яванского письма: 3 – аксара ява, или «яванское письмо»; 4 – аксара пасангаи, или «соответственные буквы»; 5 – аксара геде (разновидность прописного алфавита). |
Голландская Ост-Индия (нидерл. Nederlands-Indië; индонез. Hindia-Belanda) – голландские колониальные владения на островах Малайского архипелага и в западной части острова Новая Гвинея. Образовалась в 1800 в результате национализации Голландской Ост-Индской компании. Существовала до японской оккупации в марте 1942. Во время японской оккупации яванский язык и силлабарий чаракан были запрещены.
Латиница для яванского языка введена голландской администрацией в 1926, реформирована в 1972-1973 и в значительной мере вытеснила чаракан. В настоящий момент не издается газет или журналов на древнем силлабарии, хотя он по-прежнему преподается в яванских школах.
●Лит.:
Яванский язык // Лингвистический энциклопедический словарь, М., 1990; Австронезийские языки // там же; Яванская литература // Краткая литературная энциклопедия; Теселкин А. С., Яванский язык, М. , 1961; его же, Древнеяванский язык (кави), М. , 1963; Сыромятников Н.А., Древнеяванский язык, М. , 19 ; Аракин В. Д. , Индонезийские языки. М., 1965; Васильев Л.С., История Востока. В 2 т., М. , 1994.
Ссылки:
|
|