Все алфавиты | На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта

Малоазийские письмена

В излучинах реки Меандр

 

МАЛОАЗИЙСКИЕ ПИСЬМЕНА алфавитные системы письма с нерегулярным обозначением гласных. Заимствованное у финикийцев поздними хетто-лувийскими племенами (карийцами, лидийцами, ликийцами, сидетцами, фригийцами и др.) консонантное письмо постепенно превращалось в буквенное. Сравните, например, карийское msnr > msnar > mesnar 'бог'. Направление строк в малоазийских текстах неустоявшееся – встречается лево- и правостороннее, а также бустрофедон. Эти алфавиты родственны древнегреческому и этрусскому и были распространены на полуострове Малая Азия (Анатолия, ныне Турция), на островах Эгейского моря и в прилегающих областях. Взгляда о приходе протогреческих племен из Малой Азии придерживаются в частности Т. Гамкрелидзе и Вяз. Иванов. По одной из гипотез, греческое письмо выводится из малоазийских алфавитов. Более того, некоторые исследователи предполагают, что малоазийские народы, а не греки первыми придумали систему полногласного алфавита, при которой стало возможным отдельное обозначение вокалических звуков.

1 – карийские алфавиты (по В. Шеврошкину):
(цифрами обозначены неясные аллофонические варианты,
ñ, λ, τ палатальные варианты n, l, t; z [ʣ], [ʦ];
e1, e2варианты греческих
ε, η;
2 – паракарийский алфавит;
3 – лидийский и паралидийский алфавиты;
4 – ликийский алфавит;
5 – сидетский алфавит.

 

Хеттский, палайский и лувийский языки пользовались клинописью еще в 18-13 вв. до н.э. (см. Клинопись). Кроме того, лувийцы пользовались и оригинальным иероглифическим письмом (см. Хеттское письмо). Однако возводить малоазийские письменности к лувийским иероглифам было бы слишком смело. Более вероятно, что малоазийские письменности восходят к западно-семитским алфавитам. В то же время, вопрос о первородстве между древнегреческими и малоазийскими системами письма окончательно не решен. Только древнефригийские надписи синхронны и очень близки греческому архаическому алфавиту, особенно его западной разновидности. Остальные же малоазийские письмена более своеобразны. Есть предположение, что малоазийские народы заимствовали западносемитское письмо через иных посредников, чем тех, чьими услугами воспользовались в 9-8 вв. до н.э. древние греки (Ф. Милтнер считал малоазийские алфавиты предками древнегреческого письма). В этой связи интересно, что некоторые малоазийские буквы обнаруживают параллели с южноаравийскими (см. Сабейское письмо). Вполне возможно, что Эллада (Древняя Греция) и Анатолия (Малая Азия) находились в более сложных взаимоотношениях, чем принято считать.

Форма знаков малоазийских алфавитов близка древнегреческим графемам (писидийские, фракийские, киликийские и некоторые другие надписи выполнены греческим письмом), однако из этого ряда явно выбивается сидетское письмо. Является ли оно сознательно искаженным или восходит к другому источнику – не ясно.

Репертуар знаков малоазийских алфавитов различен: в паралидийском 18 букв, а в паракарийском – более 45 (с учетом локальных вариантов). Пока трудно сказать, является ли такой разброс в количестве графем следствием различия фонологии малоазийских языков или локальной и хронологической дистрибуции письменных знаков.

Малоазийские языки относятся к позднеанатолийским, как продолжение развития лувийского. На западе полуострова Малая Азия существовали вплоть до античного времени

1. Карийское письмо из около 40 букв обслуживало язык автохтонного населения на юго-западе Малой Азии (современный вилайет Мугла в Турции). Известно около 200 надписей 7-3 вв. до н.э. Большая их часть найдена в Египте и Судане, где были карийские наемники. Карийский язык ближе всех малоазийских примыкает к хеттскому и лидийскому языкам (группа карийцев, называемая кавны, говорила на особом диалекте). Долгое время карийский алфавит ошибочно считался буквенно-слоговой системой. К 1960 в основном дешифрован.

Карию (Καρία) хетты называли Каркиша, о карийцах также есть упоминание в Библии (Книга Царей), как о наемниках в Иудее. Долгое время карийцы были известны соседним народам как пираты. Хетты называли их luluhu, критяне lelegi, а египтяне lukki.

Карийскую письменность считали буквенно-слоговой, пока советский ученый В. Шеврошкин не доказал ее чисто алфавитный характер.

И. Фридрих считал карийское письмо одним из наиболее трудных для решения проблем истории письма в целом. Исследователей сбивало с толку общее число алфавитных знаков, которое превышало 50. Но потом выяснилось, что такое увеличение связано с существованием нескольких локальных разновидностей карийского письма. На самом деле карийских букв не более 30.

Пример карийской эпитафии:
sfes sṭesas msuλozλ nadλ nkoλ - Собственная гробница Месуллоца, (сына) Нада досточтимого.

Карийское письмо очень архаично и восходит очевидно к древнесемитскому алфавиту, содержавшему более 22 знаков. В настоящий момент доказано, что карийское письмо, несмотря на сходство некоторых знаков, неродственно крито-минойскому и кипрскому силлабариям. Язык относится к хетто-лувийским, хотя ранее ошибочно выдвигались гипотезы о его близости к кавказским языкам.

2. Лидийское письмо. Тексты датируются 7-5 вв. до н.э. Большей частью это эпитафии (обнаружено более 50 таких памятников). Лидия (Λυδία) со столицей Сарды (Сфарт) находилась на территории современного вилайета Измир в Турции. Столицей Лидии была сначала Магнезия, первоначальный центр цивилизации этих мест, резиденция Тантала, друга богов, отца Ниобы и Пелопидов. Древнейшие царские династии – Атиады, сменённые Гераклидами, – признавали фригийское верховенство. После падении Фригии Лидия стала самым могущественным государством в Анатолии, но в 546 до н.э. покорена персидским царем Киром.

На этом языке сделаны надписи на обнаруженных на территории древней Лидии около 50 надгробных памятниках и 15 монетах чеканки 7-6 вв. до н. э. Большую группу надписей составляют эпитафии, смысл которых довольно ясен. Из-за плохого знания лексики Лидийского языка менее понятны сакральные тексты и особенно стихотворные надписи.

В стихах Гиппонакта, уроженца Лидии, сохранились отголоски малозийских мифов (миф о душителе пса Кандавле). Историю Лидии подробно изложил Геродот, указав, что лидийские цари носили имена, типа Мурсилис, которые напоминают хеттские.

Геродот сообщает историю о переселении тирренов и пеласгов (предков загадочных этрусков) из малоазийской Лидии, которое произошло в царствование Атиса, сына Мана во время голода. Латиняне слово ludus («игра») возводили к lydus («лидиец») – синониму этрусков. Геродот считал Лидию родиной воинственных тиррен. Специалисты указывают на еще одну аналогию ливийского и этрусского алфавитов: только у них звук f обозначался, как 8. И писали лидийцы, как правило, справа налево.

Наибольший интерес представляет метрическое строение посвятительной надписи из Сард, которая, как и другие лидийские стихотворные тексты, может продолжать древнюю индоевропейскую традицию, отраженную еще в более ранних хеттских памятниках:

Владение посвящено Саристру –
Всех защищающему божеству.
В Аресе храм ему построил я.
Владелец пишет о своих правах
И божеству владенье посвящает.
Так пишет Саркаст, Катовала сын,
Тот жрец, который храм ему построил.
Я покровительнице Артемиде
Свое владение передаю,
Чтоб в Сардах в будущем ты охранила
Меня и всех наследников моих.
А тем, кто надпись эту осквернит
И этот камень, – тем пусть плохо будет!

3. Ликийское письмо (самоназвание ликийцев trmmli, trkhmilli, по геродоту termilai, упоминаются в египетских памятниках 13 в. до н.э.) было распространено на юго-западе Малой Азии (западная часть вилайета Анталья в Турции) и обслуживало два диалекта ликийского языка – ликийский А и ликийский Б (милийский) 4-5 вв. до н.э.

Сохранилось ок. 150 надписей, в том числе на монетах, 4-5 в.в. до н.э. Главный памятник письма – надпись на стеле из Ксанфа.

Ликия (Λυκία; у хеттов Лукку) отличалась самобытной культурой. Ликийцев и их предводителей (Сарпедона, Главка, Пандара) наиболее часто упоминаются Гомером в древнегреческом эпосе, как союзников троянцев. Согласно греческим преданиям, ликийцы пришли с о. Крит. Царь анатолийских марианидов Лик (эпоним Ликии) помогал Гераклу в борьбе с бебриками. Существовала легенда о певце Олене из Ликии, которого сравнивали с Орфеем. Считается, что именно Олен впервые применил к стихам гекзаметр. Впоследствии именно этот размер традиционно использовали в пророчествах дельфийские оракулы. Есть основания считать, что гекзаметр был заимствован у хеттов, которые в свою очередь его переняли у хурритов. Кстати, знаменитый греческий орнамент меандр в виде ломаной кривой малоазийского происхождения. Μαίανδρος(сейчас Мендерес в Турции) - не только наибольшая, но и самая извилистая река здешних мест, в устье которой находился Милет.

Языковед Вяч. В. Иванов указывал на параллели числовых знаков у ликийцев и этрусков.

Считается, что имена ликийцев упомянуты среди «народов моря» (лукки, турша, шердены, акаиваша, пелешет) в египетских источниках.

4. Сидетское письмо 3 в. до н.э. из г. Сиде и Селевкии в Южной Памфилии (турецкий вилайет Анталья и западная часть вилайета Ичель, где располагается современный г. Силифке).

Сидетское письмо весьма архаично, ибо графические аналоги некоторых букв можно проследить только в северно- и южносемитском письме, восходя, как впрочем и карийское к древнейшему семитскому силлабарию (типа библского или угаритского). Для этого письма характерно существенное упрощение форм букв по сравнению, например, с греческим. Этот процесс зашел столь далеко, что очертания некоторых графем стали очень похожи, поэтому считается, что для их различения писцы стали добавлять лишние штрихи, что еще больше удалило сидетское письмо от прототипа.

Сидетские надписи:
poloniw pordorz poloniwaz masara τue (или τuw) - Аполлоний, сын Аполлодора богам воздвиг.
wejase akase iztratag ewaz za wejase masaras(e?) darbej diuneziwaz mejabaz iztratag ejz; ab opekiwase anekars; abaza ab ozad anathemataz - Достойных предков (?) стратег. (глагол)-т и достойных богов Дарбей сын Дионисия (?) сына Мейабы, стратег. (глагол)-т; он - anekars Х-ов (мн. ч. сущ.) opekiwa- (мн. ч. прил.); им посвятил (?) он посвятительные дары.

buari e. pthamiχorz thandorz iztrateg  ozad jozbijai anathemataz - Буари, сын Э. сына Афинодоры, стратег, посвятил (?) Йосбийе посвятительные дары.

artmon ukaτjoroz ukaτjoroz - Артемон, сын Укатйора, сына Укатйора.

5. Фригийское письмо также как и в  мизийском 20 букв. Фригия (Φρυγία)  – историческая область в Турции на южном побережье Мраморного моря (Пропонтиды). В 8 в. до н.э. Фригия была самым могущественным царством в Малой Азии. Известно свыше 200 старофригийских надписей 8-3 вв. до н.э. Фригийский алфавит наиболее близок древнегреческому письму. Новофригийских надписей 3-2 вв. до н.э. свыше 100, все они выполнены греческим письмом.

Фригия сыграла значительную роль в падении Хеттской державы. Любопытен обычай фригийцев жить в скалах и высекать в них целые города.

В платоновском диалоге «Кратил» Сократ утверждал, что многие греческие слова – в частности, «огонь», «собака» и др. – пришли из фригийского языка. Геродот упоминает «лингвистический эксперимент» египетского фараона: чтобы узнать, какой из языков наиболее древний, он приказал лишить новорожденного младенца общения с людьми, пока тот не произнесет первое слово; тот жил в семье пастуха, и первое его слово напоминало овечье блеяние – bekos. Однако во фригийском языке слово bekos означало «хлеб», поэтому фараон признал фригийский язык наиболее древним.

6. Фракийское письмо засвидетельствовано несколькими надписями 6-3 вв. до н.э. и плохо поддается истолкованию. Палеобалканский фракийский язык (близкородственный фригийскому) наложил отпечаток на современные румынский, болгарский и албанский языки. Есть гипотеза, объединяющая фракийский, албанский и армянский языки в особую группу внутри индоевропейской семьи.

На территории Фракии (Θράκη) была основана колония Византий, давшая начало величайшей империи Европы.

Родоначальник фракийцев Thrax считался сыном бога войны Ареса. Греческая мифология изобилует именами фракийских царей:  Diomedes, Tereus, Lycurgus, Phineus, Tegyrius, Eumolpus, Polymnestor, Poltys и Oeagrus (отец Орфея).
Символика фракийского (фригийского) колпака – pileus, – как аллегория свободы и революции дожила до наших дней.

7. Паралидийский язык зафиксирован письмом в лидийском городе Сарды.

Малая Азия (Анатолия – от греческого Ανατολή «восток») представлялась эллинам богатой золотом страной. По легенде деньги впервые начали чеканить в Лидии. Характерен миф о фригийском царе Мидасе, который обладал даром превращать в золото все, к чему прикоснется. За неправый суд Аполлон наделил Мидаса ослиными ушами; их он прятал под фригийской шапочкой. Мидас – приемник другого известного фригийского царя – Гордия. От имени последнего образовано словосочетание «гордиев узел», который Александр Македонский, не сумев распутать, разрубил мечом. Знаменитый баснописец Эзоп тоже был уроженцем Фригии. Он жил при дворе лидийского царя Креза – того самого, кто не верно истолковав оракула, и, перейдя реку Галис, разрушил собственное царство. А фригийский речной бог Скамандра был родоначальником троянских царей.

Из трех основных музыкальных ладов (дорического, фригийского и лидийского) два последних сложились в Анатолии. По преданию фригийцы изобрели флейту. Из семи чудес света, три – дело рук анатолийцев – храм Артемиды в Эфесе, гробница Мавсола (откуда и пошло слово «мавзолей»), властителя Карий в Галикарнасе и Колос родосский в виде бога Гелиоса. Кстати, культы Аполлона, Артемиды, Аттиса и, возможно, Сатурна опять же имеют малоазийские корни.

Многие исследователи отмечали, что именно азиатские греки (эолийцы и ионийцы) заложили основы философии (Фалес из Милета, автор изречения «Познай себя»), математики (Пифагор из Самоса, где правил тиран Поликрат; вспомним легенду о «Поликратовом перстне»), лирики (поэтесса Сапфо жила на о. Лесбос). Гераклит тоже анатолиец.

Малоазийские племена под именем «народы моря» уничтожили хеттское государство в 12 в. до н.э., цивилизации Крита, Микен, Трои. Лишь египетский фараон Рамсес II отбил их атаки. Хеттские источники  упоминают федерацию Ашшува в Малой Азии: это название, согласно Э. Форреру, дало название всему континенту, известному, как Asia, или в ранних греческих формах Asvia (Asia –  римская провинция в Малой Азии на территории бывшего Пергамского царства).

Малоазийские государства, продолжившие культурные традиции хеттов, представляют особый интерес для исследователей этнограмматологических процессов, происходящих в Эгеиде в эпоху бронзы. Анатолийцы были не только родственны древним грекам (и, возможно, таинственным пеласгам), но и наравне с ними заложили основы классической цивилизации первых европейцев.

 

 

 

 

 


Лит.:
Малоазийские алфавиты // Лингвистический энциклопедический словарь; Дьяконов И.М., Языки древней Передней Азии, М., 1967; Древние языки Малой Азии, М., 1980; Луна, упавшая с неба, М., 1977; Древняя Анатолия, М., 1988; Шеврошкин В.В., Исследования по дешифровке карийских надписей, М., 1965; Коннова Н.Н., Лидия в древнейшей греческой традиции, Воронеж, 1978; Казанский Н.Н... Троянское письмо. К постановке вопроса // Античная балканистика. Карпато-балканский регион в диахронии, М., 1984; Иванов В.В., Предыстория древнегреческого, малоазийско-эгейских и италийских алфавитов в свете данных архивов Эблы и Угарита // Симпозиум по структуре текста, М., 1979; Баюн Л.С, Орел В.Э., Язык фригийских надписей как исторический источник // Вестник древней истории, 1988, №1,4; Дьяконов И.М., Карийский алфавит и его место среди древнейших алфавитных письменностей (дешифровка и псевдодешифровка карийских надписей // Вестник древней истории, 1967, №2.

Ссылки:
 

 

 

 Рейтинг@Mail.ru

 

 

Hosted by uCoz