Все алфавиты | На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта

Мандейское письмо

Маги арабских болот

 

МАНДЕЙСКОЕ ПИСЬМО левостороннее полуслитное консонантное письмо семитского типа сирийской разновидности. Происходит вероятно из несторианского алфавита. Распространено и по сей день в месте слияния рек Тигр и Евфрат у т.н. арамееязычных «болотных арабов», сохранивших особый диалект и исповедующих специфическую религию мандеизм (арабы называют их  «крестильники» мугтазила). Это учение прежде широко распространенное в юго-западной Азии (секты Василида, Валентина, офитов, каинитов, наасенов и др.), ныне сконцентрировано в нескольких деревнях в болотах южного Ирака и отчасти Ирана. В 1996 мандейцев насчитывалось 45 тыс. человек. В настоящее время эта этноконфессиональная группа ассимилируется арабами. В городе Ахваз (иранский Хузистан) осталось несколько десятков носителей мандейского языка.

Известны следующие канонические книги мандеизма, переводами которых занимался немецкий востоковед М. Лицбарский: «Гинза» (Сокровище), или «Сидра-рабба» (Большая Книга) – космологический трактат о противоречивости акта творения; «Сидра-д'Яхъя» (Книга Иоанна) – деяния Иоанна Крестителя, где в частности критикуется Христос; «Коласта» – сборник литургий; «Сфар-Малвасия» (Книга Зодиака) – описание гороскопов и магических средств; «Крещение Хибила Зиви» – описание очищения небесного спасителя мандеев. Описаны также другие литературные произведения мандеев, например, «Симург и Химриз Шах» и «Книга Адама». Рукописи мандеев (самоназвание menday) относятся к 1-2 вв., но дошли они до нас в гораздо поздних редакциях 16 в.

1 – транскрипция;
2 – буквы начала слова;
3 – буквы середины и конца слова;
* – буква слева не соединяется;
**- буква справа не соединяется;
4 – названия букв (графонимы);

5 – соответствие букв в мандейской мифологии.

Мандейское письмо имеет отличия от других семитских систем как по форме букв, так и по структуре письма. В нем нет диакритик, а в качестве огласовок регулярно используются буквы для полугласных у, ?, w  (т.н. матрес лекционес), иногда в упрощенных начертаниях в качестве придатков к графемам для согласных. Эта система огласовок очень похожа на монгольскую (см. Монгольское письмо). Некоторые исследователи поспешили назвать мандейское письмо слоговым. Сравните:  -na, -no/nu, -ne/ni. Кроме того, здесь множество лигатур:  -nm,    -nd, -nl. Порядок букв мандейского алфавита идентичен еврейскому. Графонимы примитивные (возможно, калька с арабского алфавита). Названия букв иногда строятся по другому образцу (например, как в алфавите турегов тифинаг) – типа а+С: ab, ag, ad, ah... Матрес лекционес в этом случае имеют другое звучание: ’ – halqa, w – ushenna, y – aksa.

Мандейское письмо содержит диакритику (хотя нередко используются арабские или еврейские аналоги). В мандейском письме в каллиграфических целях может удлиняться горизонтальная черта (в основном для равномерного заполнения текста на поверхности). Эта черта называется kashida.

Подстрочное двоеточие применялось для аспирации или лениции: g>γ, d>ð, h>, >, k>χ, p>f, >ž, š>č,j, t>θ.

Подстрочная черта служит для вокализации: если матрес лекционес (, y, w) передают долгий гласный, то подстрочная черта под матрес лекционес фиксирует краткий гласный звук. Например, b+w=bū; b+w=bu.

Подстрочная точка усиливает звучание согласного: например, ea>ekka.

Иногда в алфавит включают лигатуру kad di и заимствованный из арабского письма ain.

Мандейская пунктуация отчасти напоминает манихейскую: – "малая точка" и ʘ – "большая точка".

Мистика мандеев известна арабам, которые считают первых знахарями и колдунами. Некоторые элементы алфавитной мистики мандеев находят параллели в «Каббале» Ицхака Лурии, 16 в. Свой алфавит по именам первых трех букв мандеи называют абага («заклинание»). Каждая буква является магическим олицетворением жизни и цвета. Первая и последняя буквы (- а и - ha) имеют форму круга и своей одинаковой конфигурацией говорят о похожей природе начала и конца, жизни и смерти. Существует трактовка букв мандейского алфавита, как 22-х эонов плеромы (об этих терминах см. ниже), как хитросплетений мира сего. Считается, что в мир людей буквы принес бог Нбу (Меркурий) – в вавилонской мифологии это покровитель мудрости и писцового искусства, сын Мардука и Зерпанитум. Изображался стоящим на священном пьедестале и рыбокозле Мушхуши.

Вот толкование букв мандейского алфавита:
А (halqa) – То, что выше всего – Совершенство, Свет и Жизнь, начало и конец всех вещей.
Ва – Великий Отец.
Ga Gauriil Ishliha – Посланец Гавриил.
        Gimra и Gmira – Совершенство, совершенное искусство.
Da – Dirka – Путь или Закон.
НаHiiba rbia – Великая Жизнь.
        Hibil Ziwa.
Wa – Weyli (Wailh) – Горе тому, кто не слышит язык света.
Za (az) – Ziwa (слово означает Сияние; аллегорически буква означает солнце над горизонтом, дающее жизнь).
Eh – (эта буква столь сакральна, что не используется в обыденной жизни; означает Глаз Бога).
T'a – Tab – Добро (иногда занимает в алфавите второе с конца место).
        Это Птица (tayr), представляет собой живую Душу, возвращающуюся в бренное тело, Мир Света. Летящая птица – символ освобождения Души, летящей к Великой Мане.
Ya (aksa) – Yowmono (День).
       Yamin – Право – символ Света, отделенного от Тьмы; правда бытия, отделенная от небытия.
Ka – Klila – Миртовый венок.
       Kushta – Истина, Справедливость.
La – Lishana -Язык похвалы.
Ma – Mana Rba Kabira – Великий первый Ум или Душа.

Na – Nhura – Свет.
SaSimat Hiia – Мать Жизни.
'Ain Глаз или Фонтан.
S'a – S'auta abar qadmaiia d'Hiia – Твое искусство, первый плачь Жизни.
Sha (ash) – Shamish (дух Солнца).
Ta – Toba – раскаяние.
Hadu (эта буква считается олицетворением круговорота Мысли, как части, принадлежащей целому).

В книгах мандеев сказано: «Когда появилось слово... оно было не только звуком, но у него была и плоть». Алфавит – это приглушенный «зов небесного гласа Отца в шуме миров». Письмо у мандеев отождествляется с божьим посланием, призванным пробудить сознание («Гимн о жемчужине»). «Письмо, подобно стреле, пущенной из лука свыше. Многие руки протягивались к письму, чтобы понять его истинный смысл, но на нем была печать, сломать которую под силу не каждому». («Оды Соломона»).

Религиозная культура мандеев своими корнями уходит в халдейский Вавилон 1 тыс. до н.э. Впоследствии она подверглась многочисленным философско-мистическим напластованиям иудейства, христианства, зороастризма и позже ислама и суфизма. Однако стержневым элементом мандеизма является гностицизм (арамейский термин mando и греческий γνωσις тождественны: они означают «священное знание»).
На мандейских изображениях можно встретить типично гностическую символику: Иалдобаоф (химера с головой льва, увенчанной лучами и хвостом змеи) находит параллели с символикой Зервана (бога изначального времени у персов) и Митры. Не менее интересен другой гибрид – человек с головой петуха и черными змееобразными ногами. В концепции гностика Василида так изображался Абраксас – олицетворение плеромы (всей целокупности эонов, синтез светлых и темных потенций в человеке и космосе), а также истинной сути единого Бога, объединяющего в себе в том числе и злое начало. См. похожие мотивы у езидов.

Мандеизм в более широком смысле гностицизма привлекал многих мыслителей нового времени. Например работы украинского просветителя Г. Сковороды отдают известной долей гностицизма. Философа С. Булгакова (ученика Вл. Соловьева) за создание религиозно-мистической системы софиелогии лишили сана православного священника. Гностическими идеями пропитана «Роза мира» Д. Андреева.

Немецкий философ Г. Йонас (ученик М. Хайдеггера) считал мандеизм гностической религией, возникшей вне пределов христианской орбиты. Русский историк Вл. Соловьев считал это учение единственной уцелевшей религиозно-гностической сектой сабиев (крестильников). «Мандейская секта, – писал культуролог С. Аверинцев, – странный реликт канувшего мира околоиудейского и околохристианской гетеродоксии – восточного гнозиса». Из среды древних мандеев вышел пророк Мани, создавший собственное учение (см. Манихейское письмо).

Мандеи – нехристианская синкретическая секта, родственная, очевидно, езидам (см. Езидское письмо) – известны другим народам под различными именами: иоаниты, крестильники, назореи, сабии, или сабейцы (от арамейского suba – крестить). Сами мандеи называли себя «племя душ».

Целокупное космическое мироздание у мандеев называется плерома (полнота). Божественный свет разума (Великий Мана – буквально «кувшин») разлит в бесконечном числе развернутых друг из друга эонов (по-арамейски almaya – буквально «миры»). Эоны понятие очень широкое от высших космических существ, духовных миров и временных циклов до букв алфавита. Творение мира (космогенез) – результат трагической ошибки, в результате которой разрушилась цельность (плерома) мира на бесконечные зоны. В человеке (Эносе), одном из архангелов (Утр), смешались божественные и темные силы. Маной в мир людей (Тибил – «узилище») заброшен спаситель Манда-д'Хайя (Знание Жизни), который претерпев страдания, призван отделить порочную материю от божественного духа и, восстановив извечную гармонию, вернуть заблудшее Дитя к Отцу.

Мандеи совершают крещение многократно в проточной воде, омовение покойника и помазание его маслом. Практикуют вкушение на смертном одре хлеба и испитие чистой воды. Спасение для них – обретение знаний и нравственно прожитая жизнь. «Тармид», служителями культа могли быть и женщины. Полигамия. Рождение детей – священная обязанность. Не признают Христа за то, что он не последовал за Иоанном Крестителем и начал собственную проповедь.

Т. Нёльдеке в 1875 издал «Мандейскую грамматику».

 

 

 

 

 

 


Лит.:
Дирингер Д., Алф
авит, М,, 1963; Г. Йонас, Гностицизм, СПб., 1998; Мандейцы // Народы и религии мира. Энциклопедия, М., 1999; Мандеи // Энциклопедический словарь Ф.А.  Брокгауза и И.А.  Ефрона,  СПб.,  1890-1907.

Al-Mubaraki, Brayan Majid, Majid Fandi Al-Mubaraki, A Mandaic dictionary: Mandaic-English. Sydney, 2006; Majid Fandi Al-Mubaraki, Daniels, Peter T., William Bright, eds., The world’s writing systems. New York, 1996; Faulmann, Carl, Das Buch der Schrift. Frankfurt am Main, 1990 (1880);  Haarmann, Harald, Die Universalgeschichte der Schrift, Frankfurt, 1990;  Macuch, R, & E.S. Drower, A Mandaic dictionary, Oxford, 1963.

Ссылки:
http://www.mandaic.org/

 

 

 

 Рейтинг@Mail.ru

 

 

Hosted by uCoz