Все алфавиты | На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта
Несторианское письмо
Книга различительных точек
НЕСТОРИАНСКОЕ ПИСЬМО (новоассирийское письмо) – консонантный полуслитный алфавит семитского типа, называемый ассирийцами madnḥāyā. Восходит к арамейской ветви восточносирийского письма. Эстетика несторианского алфавита (приземистость и тяжеловесность графических форм) тесно связана с еврейским квадратным письмом. Ассирийское письмо явилось новой ступенью развития семитской каллиграфии. В частности его отличают: специфическая телесность букв (толстые горизонтали и еле заметные вертикали), наличие аллографов (четырех вариантов написания графем в зависимости от позиции в слове. Обнаружены несторианские тексты, строки в которых писались вертикально. Этот весьма своеобразный прием могли заимствовать монголы (см. Монгольские письмена).
Несторианское письмо обслуживает ассирийский язык (семитские языки, северная периферийная группа), носители которого проживают дисперсно в странах Закавказья и Ближнего Востока. Больше всего несториан живет в Ираке; далее по убывающей – в Сирии, Индии, Иране, США (город Турлок в Калифорнии – почти целиком ассирийский по населению), России, Грузии, Армении. Ранее Ассирия занимала часть Занского, Битлисского вилайетов современной Турции, Сирию и часть Месопотамии, западный берег оз. Урмия и провинцию Салмас в Иране. На месте столица Древней Ассирии (жупела ближневосточных государств того периода) Ниневии сейчас располагается г. Куюнджик в Ираке.
1 – числовые значения букв; 2 – транскрипция;
3 – изолированная позиция букв в слове; 8 – дополнительные буквы (для обозначения иностранных слов) |
Нынешние ассирийцы (самоназвание thuraya, athuraya, по-армянски айсоры), иначе халдеи – наследники Древней Ассирии (2 тыс. до н.э. – 605 до н.э.). Компактно они проживают в Иране (оз. Урмия), Ираке (г. Мосул, северные пригороды Багдада), Сирии (горы Тур-Абдин, р. Хабур), Турции (Курдистанские горы и оз. Ван), а также в Армении (в селах Верхний Двин, Димитрово Арташатской области и Шарияр и Арзни Котайкской области), а также Грузии (старейшее и крупнейшее ассирийское село – Дзвели-Канда к северо-западу от Тбилиси), Турции (горный район Тур-Абдин в провинции Мардин). Вне исторической родины ассирийцы селятся в основном в крупных городах. Исключение составляет, пожалуй, первое и единственное их сельское поселение в России – хутор Урмия, основанный в 1924 в Курганинском районе Краснодарского края.
Новоарамейские языки курдистанских евреев (лахлухов) принято называть еврейско-арамейскими.
В несторианском письме есть диакритика (огласовки), которой обозначались гласные. Эта диакритика факультативна. Существует несколько систем огласовок – древняя и новая. При помощи некоторых согласных, т.н. «матрес лекционес» (', y, w, h), как правило обозначаются гласные начала и конца слова. В несторианском письме широкое распространение получили акценты – музыкальные интонации речи, переход к прямой речи и т.д. Всего насчитывалось 17 акцентов (в яковитском письме их, например, всего 9). В 1840 американский миссионер Дж. Перкинс реформировал несторианское письмо.
Самым ранним переводом Библии на современный ассирийский язык является перевод Евангелий, рукопись которых, датированная 1769, некогда принадлежала библиотеке Американской протестантской миссии в Урмии, но, как и бо́льшая часть этой библиотеки, погибла в годы первой мировой войны. Перевод был сделан Исраэлем из Алкоша до 1611, вероятно, первым автором, писавшим на современном ассирийском языке.
В 1835 Дж. Перкинсом при содействии священников Церкви Востока Дынхи из Тьяри, а также диаконов Йосепа из Дагалы и Йонана из Ады был начат перевод с Пешитты Нового завета на территории Ирана. В 1840 были отпечатаны два Евангелия, в 1841 - Деяния святых апостолов и три малых Соборных послания. В 1852 переведен Ветхий завет. В 1994 Й.О. Яссо издал перевод Евангелий в латинской транскрипции, учитывающий Пешитту и греческий текст. В 2002 в Чикаго был представлен перевод Нового завета на современный ассирийский язык, который выполнил американский протестантский пастор ассирийского происхождения Питер Талья.
В новейшее время именно стараниями европейских миссионеров зарождается литература на новоарамейском языке.
Есть в несторианском письме две специфические диакритики. Талькапа (буквально «разрушитель») ставится над непроизносимой буквой: – šita (здесь немая «э»). Съями – указатель множественного числа. Причем, если в слове уже была диакритика, то она опускалась и на ее месте ставилась «съями» в виде двух точек: – batvati («дома»), nahravati («реки»). Если же в слове две диакритики, то под «съями» выбирают последнюю: – diva («волк»), divi («волки»).
Четыре слова пишут вообще без огласовок, а лишь с одной жирной точкой сверху (похоже на титло): – av (»он»), – ay («она»), man («кто»), min («от, у, из»). Одно слово и вовсе подается без огласовок kul. Некоторые слова пишутся с начальной «юд», например Išo (Иисус). служит подставкой для огласовок; ставится в конце, если слово оканчивается -i или -а. передает перерыв в голосе – ?nana, если ставится в начале слова. Если же эта буква следует за гласной, то долгота ее удлиняется- byvadavin. после гласной тоже удлиняет ее долготу - Saara. Сочетание nd обычно читается как mb. В несторианском письме «матрес лекционес» для долгих гласных применяются факультативно и лишь в конце слова всегда.
Несторианство (Ассирийская церковь Востока) – одно из пяти основных направлений в христианстве, противоположное монофизитству. Основатель учения монах Несторий (Νεστόριος), в 428-31 был константинопольским патриархом. Испытал влияние арианства (см. Готское письмо), где отрицалась божественная природа Христа. Несторианство учит, что Иисус был не богом, а совершенным человеком, в котором жил Бог. Две природы Христа – божественная и человеческая – были лишь в относительном единении. Несториане отрицали культ Богородицы, священники не соблюдают целибат. Особое значение несториане придают обрядам крещения и причастия – поклонению «чаше». Крестятся ассирийцы двумя перстами справа налево. Ассирийский новый год празднуется 1 апреля и имеет дохристианские корни. Почитаются святые Нусардил, Мар-Шалыта и Мар-Геворгиз.
Учение Нестория было признано ересью на III Вселенском соборе в Эфесе, 431. Сам он был сослан, а книги его сожжены, но последователи несторианства остались до наших дней.
Полное наименование: Святая апостольская
католическая ассирийская церковь Востока
по-сирийски: ܥܕܬܐ ܩܕܝܫܬܐ ܘܫܠܝܚܝܬܐ ܩܬܘܠܝܩܝ ܕܡܕܢܚܐ ܕܐܬܘܪ̈ܝܐ,
(‘Ittā Qaddishtā wa-Shlikhāitā Qattoliqi d-Madnĕkhā d-Āturāyē)
по-арабски: كنيسة المشرق الآشورية الرسولية الكاثوليكية المقدّسة,
по-персидски: القدس وابسته به پاپ کاتولیک آشوری کلیسای شرق
Первый патриарх Фома Апостол (35-37). С 766 года резиденция патриарха перенесена из Ктесифона в Багдад. В период Тамерлана резиденцией патриархов стало селение Алькош на севере современного Ирака, с 17 в. и до 1914 года – селение Кочанис в турецком Курдистане. В 1933, после окончания английского управления в Ираке, патриарха Мар-Шимуна Ишаю XXI, после неудачной попытки создать независимое ассирийское государство, местные власти лишили гражданства и выслали из страны. С этого момента его резиденцией стал Сан-Франциско (США). Однако новый патриарх Дынха IV сначала перенес резиденцию в Чикаго, объявил, что обычай наследования патриаршего титула будет прекращен, и данный факт устранил главную причину внутрицерковного конфликта. Есть сведения, что резиденция патриарха перенесена в Тегеран.
Только несториане считают таинством святую закваску (малку), а крестное знамение совершается весьма специфичным образом. Несториане используют в богослужении литургию св. Фаддея и св. Марка (апостолов из 12 и из 70-ти). В их храмах нет икон и статуй. Несторианская церковь распалась на две части – Мар-Элиа и Мар-Шимун (церковь долин и церковь гор соответственно). С из-за жестоких гонений 1350 сан католикоса стал наследственным в семье Мар-Шимун. В 16 в. часть несториан заключила с Ватиканом унию (Ассиро-халдейская церковь). Веком раньше на Кипре после захвата острова венецианцами халдеи приняли католичество.
В 1551, после выбора очередного патриарха, часть влиятельных семей, под влиянием католических миссионеров, упиравших на то, что епископская должность не может быть наследной, выбрала в качестве альтернативного патриарха Иоанна Сулаку, монаха из монастыря Раббан Хормизд. Новоизбранный патриарх совершил путешествие в Рим, и он, и его сторонники признали примат папы, создав таким образов ассирийскую униатскую Халдейскую Церковь Вавилона. В 1692, Халдейский патриарх Шимун XIII отказался от унии. Тем временем в 1607 и Ассирийский патриарх Илия VIII перешел в унию, однако уже его преемники также отказались от нее. Таким образом, в 1692 стало два ассирийских патриарха. Один – Шимун находился в Азейбарджане а другой – Илия – В Элокше, недалеко от Мосула. В 1804 старшая линия Илии пресеклась, так как последний не имел племянника, который бы ему наследовал. Таким образом, линия Шимуна стала единоличной главой Ассирийской Церкви Востока.
До 1551 христиане Малабара (побережья индийского штата Керала) придерживались несторианства. После они обратились в яковитство (см. Яковитское письмо). Индийские несториане говорят на языке малаялам (см. Малаяли письмо).
В 1964 от несторианской церкви откололась группа Мар-Тома Дармо недовольных введением григорианского календаря, наследственной должностью патриарха и расположение патриаршей резиденции за границей (с 1970 – патриархом этой группировки избран Мар Адаи II), местоприбывание которого в Багдаде (иракские и индийские несториане).
После 434 на соборе в Бит-Запате несторианство было признано господствующим исповеданием персидских христиан. Поддержка персидского шаха для византийских несториан оказалась роковой. В 489 император Зинон подтвердил осуждение несториан и закрыл эдесскую школу, где несториане преподавали свое учение. Школа переехала в Персию, в Низиб, а в 499 в Ктезифоне возникла несторианская патриархия, расцветшая в 6 в.
После разгрома кыргызами Уйгурского каганата (840-847), где официальной религией было манихейство, несториане стали здесь доминирующей силой. Несторианство проповедовали кочевые народы Центральной Азии: уйгуры, половцы, в том числе и тюрки Золотой Орды. В 1009 несторианское крещение приняли также кераиты (кэрэиты). Тюркоязычные онгуты, лесовики-меркиты (мергиты), гузы и отчасти джикили (чигили). Появились несториане и среди кара-китаев (киданей). У уцелевшей части уйгуров, обосновавшихся в Турфане, Карашаре и Куче, христианство вытеснило остатки манихейства. Даже среди кара-китаев, пришедших в Семиречье из Юго-Западной Маньчжурии, оказался "некоторый христианский элемент", что дало повод для возникновения в средневековой Европе легенды о первосвященнике Иоанне. Кара-китайские гурханы действительно покровительствовали христианству и даже в такой цитадели ислама, как Кашгар, разрешили учредить несторианскую митрополию (при патриархе Илье III). Исключением была лишь Северо-Восточная Монголия, где два сильных и воинственных народа - татары и монголы - остались вне возникшего восточнохристианского единства.
Ассирийцы – первые христиане Востока. Их миссионеры продвигались вглубь Центральной Азии (в Согд, Монголию, Китай). В 628 несторианский патриарх Ишо-Яб II д'Гуэдал получил от пророка Мухаммеда охранную грамоту для своей церкви, которая в эпоху Арабского халифата достигла наивысшего расцвета. К 13 в. католикосу подчинялись 25 митрополий и 130 епископий от Сирии до Китая. В домонгольскую эпоху несторианство было широко распространено среди тюркских и монгольских народов Центральной Азии: кереитов, меркитов, найманов, уйгуров. В 635 несторианство проникло в Китай, первые императоры династии Тан (Тай-цзун и Гао-цзун) покровительствовали несторианам и позволяли им строить церкви, Китай был близок к принятию христианства в форме учения Нестория. В 7-11 вв. несториане создают самую обширная по территории христианская церковь. Однако Однако, в 845 христианство вместе с буддизмом в Китае было запрещено.
Несториане пользовались большим влиянием у монголов, под властью которых в 13 в. находилась большая часть Азии. Однако уже в середине 14 в. среднеазиатский эмир, захвативший Мавераннахр, Тамерлан организовал резню несториан за их отказ принять ислам. Уцелели лишь укрывшиеся в Курдистанских горах. В 1915 против ассирийцев-несториан Турция проводила политику геноцида. В 1-ю Мировую войну патриарх Мар-Шимун выступил на стороне России. Царское правительство даже намеревалось воссоздать Великую Ассирию
Старейшую сирийскую грамматику составил несторианин 6 в. Иосиф Гузайя (Хузистанский), который ввел способ чтения текстов согласно с восточноарамейского произношением, посредством особого обозначения гласных. С 7 в. появляется целый ряд грамматик и словарей. Несторианский аскет Анан Ишо написал книгу о правильном чтении и произношении трудных слов в писаниях отцов; он же составил рассуждение о словах, одинаково пишущихся, но имеющих разное произношение и значение.
Несторианским центром была Эдесса с ее прославленным училищем («персидской школой»), где было сделано много переводов с греческого – преимущественно сочинения богословского, догматического характера, особенно те, которые нравились несторианам: Павла Самосатского, Диодора Тарсийского, Феодора Мопсуэстского, Нестория, Феодорита Киррийского; но так как для понимания и истолкования их нужно было знать логику, то переводился и Аристотель. Аристотеля переводил Проб. Несторианин перс Ма'на переводил с греческого сирийский, а с сирийского – на пехлеви; Ездигерд I в 420 поставил Ma'нy в католикосы Селевкии. Завидуя успехам несториан, враги всеми силами старались вытеснить их из Эдессы. В 449 был изгнан из Эдессы энергичный пропагандист Бар-Савма (прозванный монофизитами «дикий бык»). Он удалился на восток и сделался епископом Нисибиса, где также существовала знаменитая школа; католикосами селевкийскими тогда были Бабойе (ок. 457-483) и Акакий (484—496). Акакий, составитель поучений о посте и вере, о лживости монофизитства и т.п., известен еще тем, что перевел для царя Кавада (488-531) на пехлеви рассуждение о вере Элиши, епископа Нисибисского, преемника Бар-Саумы. За Бар-Саумой последовал из Эдессы в Нисибис его друг Нарсай, прозванный у врагов «Прокаженным», а у несториан – «Арфой Св. Духа» за свои гимны. В Нисибисе несториане настолько почувствовали себя свободно, что персиянин Мари смело писал обличения против местных магов. В Эдессе тем временем по приказу императора Зенона (488-489) была разрушена «персидская школа», и несториане массами принуждены были бежать на восток.
Впрочем, и тут иногда грозила опасность со стороны Хосроев. Католикос Мар-Аба I (536-552), чрезвычайно ученый человек (кроме перевода Св. Писания с греческого языка, он много писал по церковному праву и читал лекции в своей Селевкии), имел столкновения с Хосроем I Аноширваном и был сослан в Азербайджан, а несторианский храм в Селевкии разорен; католикос вздумал самовольно вернуться из ссылки, но был посажен в тюрьму, где и умер.
Имя Бода увековечилось переводом с пехлеви индийской притчи «Калила и Димна».
Из писателей аскетического направления выделялись: Иоанн Саба (ок. 550) и Исаак Ниневийский (в конце VI в.), которых несториане присваивают себе
Хонейну ибн Исхаку (ум. 873), принадлежит «Книга различительных точек» (т.е. грамматика) и сирийский словарь. Другие несторианские словари того времени: придворного врача Гавриила Бахтишо' (ум. 828), врача-философа Абу Яхьи 'Исы Мервского (в конце 9 в.) и его современника 'Исы бар-Алия.
С 1840 центром ассирийской культуры становится иранский г. Урмия (Резайе), где взамен классического сирийского языка «лишана аттика» был разработан новоассирийский «лишана хата». Основоположник современной ассирийской литературы Тома Одо (1853-1917). В Урмии выпускалось 10 периодических изданий: «Зарыры д'Бара» (Лучи света), «Кала д'Шара» (Голос истины), «Урмия ортодоксета» (Православная Урмия), «Кохва» (Звезда) и др. Выходят журналы на ассирийском языке и в других странах: «Байн ал-Нахрайн» (г. Мосул), «Журнал Сирийской академии» (г. Багдад), «Хуйада» (Единство) в г. Сёдертялйе. В Тбилиси издавалась газета «Кохва д'Маднха» (Звезда Востока). Ассирийцы СССР в 1926-38 гг., когда существовали национальные школы, пользовались письменностью на основе латиницы.
В 1920-х гг. в Москве была создана организация Союз ассирийцев «Хояд-Атур» (впоследствии «Хаядта»). С 1990 его председателем является легендарная целительница Джуна Давиташвили (уроженка кубанской станицы Тбилисская). Ассирийское письмо в СССР было в свое время латинизировано, затем русифицировано. Однако в последнее время решено вернуться к оригинальной графике.
Лит.:
Гиляревский
Р.С, Гривнин B.C.,
Определитель языков мира по письменностям, М., 1964; Языки народов
СССР, т.5, М.,1968; Ассирийское письмо //
Наука и религия, 1993, №9; Несторианство //
Народы и религии мира: Энциклопедия, М., 1999;
Церетели К.Г., Сирийский
язык, М., 1979; его
же , Хрестоматия
современного ассирийского языка со словарем, Тб., 1980;
Дирингер
Д., Алфавит, М,, 1963; Рукописная книга в
культуре народов Востока, в 2т., М., 1987; Живая душа Ассирии
// Наука и религия, 1992, .№4-5;
Ассирийская диаспора в России // Азия и
Африка сегодня, 1997, №12;
Матвеевы К.П. и А.К., История и этнография ассирийцев,
М., 1990; Джумокулов Ч., Язык сиро-тюркских (несторианских) памятников Киргизии, М., 1971; Калашев А., Русско-айсорский и айсорско-русский словарь. Сб. материалов по
описанию местностей и племен Кавказа. Вып. 20, Тб., 1894.
Ссылки: