Все алфавиты | На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта
Нубийский алфавит
Нилотский эллинизм – «Черное сияние Юга»
НУБИЙСКОЕ ПИСЬМО – алфавит, заимствованный вместе с христианством в 6 в. у коптов. В 6-14 вв. официальное письмо Средневековой Нубии. Надписи датированы 8-11 вв. На нубийский язык была переведена Библия; на нем сохранились главным образом религиозные тексты и надписи. Самая ранняя нубийская надпись из Эс-Сабу относится к 795, а наиболее поздняя – рукопись Никейских канонов, 1053.
Весьма благозвучный нубийский язык является агглютинативным, в древнем варианте использовалась преимущественно префиксация. Диалекты: нильские (кенузи, доyгола, махас, с поддиалектом фадиджа), горные кордофанские (даир, диллинг, гульфан, гарко, кадеро, кундугр) и горные дарфурские (мидоб, биркед).
Четыре последние буквы нубийского алфавита разработаны на основе египетской иератики (δ [джь] происходит от коптской буквы чима [ч]; буквы для [нь] и [ў] происходят из мероитского алфавита) и отсутствуют в коптском. У нубийских графем были цифровые соответствия: от α до ι – единицы, до с – десятки и т.д. Например, θ (8) ιδʒ [idwi], Р (80), или Рιδʒτμνγου – [idwitiminigu]. Имелись также две диакритики для гласной i: K = Ќ = [ki]. Надстрочная черта маркировала также числа и устойчивые сокращения, относящиеся к сакральной лексике, а точка над гласной означала придыхание: ουȯȧ [уhоhа] «второй», κοȧгa [kоhаngа] «иметь». Долгота обозначалась удвоением гласной: ταα «девушка».
Нубийский язык вместе с мероитским ученые относят к нилотской (шари-нильской) семье языков. Нубийцы (самоназвание нуба, современное самоназвание nòòbíí) – единственный несемитический народ Африки, у которого была своя оригинальная письменная культура. Есть также гипотеза о родстве нилотов семито-хамитам и о нилотской подоснове древнеегипетской цивилизации. До сих пор проблема генетической классификации нубийского языка остается открытой.
Потомки тех нубийцев, самых высоких и наиболее чернокожих людей на планете, живут на юге Египта и севере Судана в долине Нила. Поддиалект фадиджа наиболее близок нубийскому старописьменному языку. В настоящее время есть три предложения, какое письмо использовать для современного нубийского языка: арабский алфавит, латинский и старонубийский на коптской основе. С 1950 при публикации различных книг, пословиц, словарей и учебников латиницу использовали 4 автора, арабицу – 2, старонубийское письмо всего один.
Коптский кафедральный собор св. Девы Марии в Хартуме (Судан).
На территории современного Судана в 750 до н.э. возникло первое государство Напата (район современного г. Мероэ, который, кстати сказать, с Древним Мероэ созвучен по случайности), как предтеча Древнего Мероэ и Нубии. Это государство египтяне называли Куш. В эпоха среднего царства впервые упоминается «Куш» – название южных пределов у египтян и семитов (Быт. 10). Царь Напаты Кушта в свое время завоевал Египет (т.н. «эфиопская династия» фараонов). Есть предположение, что свое название Нубия получила от египетского слова nub «золото». Позже Нубию и Мероэ греки называли Эфиопией «Страна загорелых», что в наше время породило путаницу (Нубию иногда ошибочно отождествляют с Абиссинией). Древние, большей частью, не знали понятия Нубия, объединяя все страны к югу от Египта в названии «Эфиопия». Впервые имя Нубия появляется у арабского писателя Идриси, названного «нубийским географом», а в Европе – у известного путешественника Брокарда.
Перевод: «Чудо, которое сотворил св. Мина в милости божией, аминь»
Другие тексты:
Istawrosil khristianosriguna teegtalo – Крест – христиан упование
OYPOY KOCMOCN ПKТАKЄ'
Ur-u. kosmos-in pikita-ke –
«Bы cвeт мира»Kitka gelgelosuannon Iisusi manyan trika; dolle polgara pessna; papo iskoelimme ikka.
Буквально: "Гора и-когда-они-спустились Иисус глаз пара вверх поднял он-сказал отец я-благодарю ты."
Перевод: "И когда они спустились с горы, Иисус поднял свои глаза к небу и сказал: "Отец, благодарю тебя".Точка зрения, согласно которой нубийский язык – потомок мероитского, разделяется далеко не всеми исследователями. Хотя структурные параллели между этими двумя языками очевидны. Время появления нубийского языка Первые письменные сведения о нубийцах (ноба) относятся к 10 в., однако, скорее всего, нубийский язык вытеснил мероитский в нач. 4 в. Вполне вероятно, мероитский был языком правящего класса, а нубийский – наречием низов.
Культурное влияние христианской Нубии находит свои отголоски в использовании особой керамики и строений из красного кирпича в районе оз. Чад. Есть легенда, что после разгрома потомки нубийских царей ушли через Дарфур на Запад.
На территории Египта (от г. Асуан до суданской границы) существовало в 4-6 вв. нубийское государство Нобадия. А в Северном Судане в 6-7 вв. процветала Мукурра (от г. Вади-Хальфа до г. Атбара и далее), включавшая в себя такие города, как Мероэ и Донгола. Однако арабы-мусульмане теснили христианскую Нубию вверх по течению Нила. Дольше всех (6-16 вв.) противостояло захватчикам нубийское государство Алоа (от г. Атбара до г. Хартум и далее) со столицей Соба. В 7 в. Нобадия и Мукурра объединились и отразили натиск арабов, в 10 в. Мукурру объединилась с Алоа. Донгола в 1272 в союзе с крестоносцами напала на исламский Египет, но потерпели поражение. С этого момента бастион христианства в Африке, «черное сияние Юга» начинает ослабевать. Вместе с тем, Нубия была единственным государством в Африке, с которым арабы заключили договор о ненападении. Арабские источники в последний раз упоминают нубийского царя (uru) Насира в 1397.
Сообщается, что в 6 в. Юстиниан хотел послать в Нубию православных проповедников, но его перехитрила Феодора, отправив туда пресвитера александрийского Юлиана, который в 547 обратил местного царя, два года учил народ и затем привел из Фиваиды епископа Феодора. Последний был умеренным монофизитом; преемник его, Лонгин, держался более крайнего направления. Ему удалось обратить в монофизитское христианство алодеев, которые, имея с нобадами общего врага – макуритов, нашли удобным сблизиться с ними в религиозном отношении. Религия макуритов, образовавших в 7-9 вв. могущественное царство от устья Атбары до 3-го порога, в области Донголы, предположительно была православная, и только после арабского завоевания в Египте при временном прекращении преемства православных патриархов в Александрии макуриты подчинились коптскому патриарху, удержав тем не менее в богослужении греческий язык.
Последствия принятия христианства сказались скоро. Царь Силко в трех походах разбил кочевников блеммиев. Одному из преемников Силко, Ирпаноме, удалось посеять христианство в соседних с Нубией областях. Однако уже в 651 арабы проникли до самой Донголы; царь Калидарут откупился от них, обязавшись платить ежегодную дань. Но было время, когда нубийский царь Кириак совершил победоносный поход в Египет в 750 для защиты тамошних христиан. Могущество Нубии сокрушено в 11-13 вв., после походов Саладина (1172-74) и междоусобиц при царе Давиде, мятежный сын которого Элшекенди, призвав на помощь мусульман, дал повод к их завоевательным походам.
Нубийцы стали мусульманами в 14-17 вв. В 15 в. на земли Алоа пришли племена фунг (чернокожие мусульмане), которые создали государство Сеннар. Ныне почти все нубийцы мусульмане-сунниты, но у них сохранились пережитки доисламских верований (в том числе и христианских). особо сильны языческие культы у горных нуба Южного Кордофана. Крупнейшая общность нуба живет в области Донгола (донгла), более мелкие – фадиджа, махес и другие на севере Судана.
Нубийцы ассимилируются арабами, хотя, по некоторым данным, их незначительная часть их продолжает исповедовать христианство. Нубийская монофизитская церковь (г. Абри) подчинена коптской.
Вместе с тем о полной исламизации Судана в настоящее время говорить не приходится. Южные провинции страны, населенные нилотами, которые исповедают христианство, ведут многолетнюю сепаратистскую борьбу. Среди них наиболее известно движение «Аньянья» (Яд змеи).
Из них более всего консолидированы шиллук: их поселения более компактны и объединены в т.н. «сегментное царство» (роль царя рета носит ритуальный характер) еще до эпохи колониализма. Здесь города Малакаль и Кодок – старейшие на Юге Судана.
Динка – крупнейший нилотский народ (2 млн. чел.), но живет на беднейших и неперспективных территориях. Хотя имеется крупнейший в регионе город Вау. Среди них практически нет мусульман. Из динка – первый президент Южного Судана Салва (Сальваторе) Киир Маярдит.
Небольшой, но очень культурно развитый народ джур (выходцы из этой среды неформальный лидер Юга Судана Джозеф Гаранг де Мабиор и поборник нилотизации южносуданской католической церкви епископ Иренио Дуд).
Для некоторых южных нилотских языков (шиллук, масаи, нуэр, кикуйю и др.) миссионеры разработали письменности на основе латиницы, а на луо в Кении даже печатались газеты.
Название реки Нил (греческий Νετλος, египетский hcpy – Хапи, арабский Эль-Бахр) похоже на имя божества нилотского племени нуэр – Ниала (Дождевой бык). Тотем многих нилотов – дождь (денг или дженг).
После гражданской войны (1955-72) Юг Судана формально получил внутреннего самоуправления, с 2005 Южный Судан (со столицей в г. Джуба) был наделен расширенной автономией. В 2011 в Южном Судане на референдуме за независимость высказалось подавляющее большинство и было провозглашено новое, 194-е государство мира – Южный Судан.
Лит.:
Lepsius R., Nubische Grammatik. B., 1880; Griffith F.L., The Nubian texts of the Christian period, B., 1913; Завадский Ю.Н., Смагина Е.Б., Нубийский язык, М.; Нубийский язык // Лингвистический энциклопедический словарь; Дирингер ; Нубия // Африка: Энциклопедический словарь в 2 т., М.; Шинни П., Нубийцы. Могущественная цивилизация древней Африки, М., 2004; Розов А.В., Христианская Нубия, ч. I, Киев, 1890.Ссылки:
http://en.wikipedia.org/wiki/Old_Nubian_language
http://en.wikipedia.org/wiki/Nobiin_language
Нубия // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона