Все алфавиты | На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта

Оромо силлабарий

Эфиопский синдром

 

ОРОМО СИЛЛАБАРИЙ – оригинальная слоговая система письма для языка для кушитского языка оромо Флаг Либерального фронта оромо (OLF)(использовалась в основном восточными племенами оромо), тайно разработанная в 1956 близ эфиопского г. Харэр поэтом и исламским философом Шейхом Бакри Сапало (Sheikh Bakri Saphaloo; 1895-1980). Письменность построена по структурным принципам эфиопского силлабария, однако система огласовок и базовые знаки - оригинальное изобретение. Изобретение письма не встретило понимания со стороны властей императорской Эфиопии и подвергалась гонениям, а сам Бакри Сапало некоторое время находился под домашним арестом. С установлением в Эфиопии социалистического авторитарного режима Менгисту Хайле Мариам Бакри Сапало вынужден был бежать в соседнее Сомали, где и умер в одном из лагерей беженцев.

Силлабарий Шейха Бакри Сапало

Оромо (на яз. амхара ; галла) – крупнейший кушитский этнос Эфиопии, составляющий около 40% населения страны. Свыше половины оромо (название народа происходит от имени первопредка Оромо) исповедуют ислам. Были известны мусульманские государства Уолло, Джимма, Лиму, Гума, Гома, Гера. Ислам исповедует 47,5% оромо, монофизитство - 30,5%, протестантизм - 17,7%, языческие культы - 3,3%.

В 16 в. священник Бахрей при дворе Малака Сагада написал «Историю галла».

Оромо преобладают в эфиопской армии (из оромо два президента Эфиопии - протестант Негасо Джидада и монофизит Гырма Уольде-Гиоргис Лемма). Выходцами из оромо был император Эфиопии Хайле Селассие I и его отец Рас Маконнен.

Этот этнос распространен дисперсно на востоке Эфиопии, и лишь в Лекемти и Горе оромо является языком большинства. Эфиопское письмо к языку оромо (с учетом 4-х смыслоразличительных тонов) было адаптировано в 1977 и использовалось вплоть до 1991. Однако в 1997 все газеты на оромо были официально закрыты, а в 2000, по некоторым данным, латинское письмо Qubee вновь запрещено.

В настоящее время Qubee используется государственными  теле-радиостанциями и региональными изданиями газет правительства Эфиопии.

На оромо издавалась периодика: с 1976 еженедельник «Берисса / Рассвет» (в эфиопской графике). Однако еще в 1970 о переходе на латиницу (латинское письмо оромо - Qubee, язык оромо - Afaan Oromo, Oromiffa) по примеру сомалийцев заявил повстанческий Либеральный фронт оромо (OLF; Adda Bilisummaa Oromoo). В настоящее время в Эфиопии издается газета «Oromiya». Различные варианты латинского письма для языка оромо с 1970 используются за пределами Эфиопии. На диалекте борана в Кении была напечатана в 1995 Библия с использованием латинского алфавита, отличным от Qubee.

Сепаратисты выступают за создание отдельного государства Оромия (Oromiyaa).

 

ПРИМЕРЫ:
Текст на современном языке оромо (Эфиопия):

Namooti hundinuu birmaduu ta'anii mirgaa fi ulfinaanis wal-qixxee ta'anii dhalatan. Sammuu fi qalbii ittiin yaadan waan uumamaan kennameef, hafuura obbolummaatiin walii-wajjin jiraachuu qabu.
Перевод:
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать друг с другом в духе братства. (Из «Декларации прав человека»).

 

 

Текст, записанный на адаптированном к оромо эфиопском силлабарии:

 

a b c [tʃʼ] ch [tʃ] d dh [ɗ] e f g h i j [ʤ] g k l m n ny [ɲ] o p ph [pʼ] q [kʼ] r s sh [ʃ] t u v w x [tʼ] y [j] z

Латинский алфавит оромо с транскрипцией

Бакри Сапало был сыном Garad Usman Oda, помещика в области реки Sapalo, который был среди тех оромо, кто переселился в район г. Харар после завоевания этого города эфиопским императором Менеликом II. После рождения сына Garad Usman принял ислам, однако не смотря на авторитет и мастерство в ораторском искусстве во владении языком оромо, грамоты никакой не знал.

Посвятив 20 лет своей жизни учеб в Черчере, сын Гарада Усмана вернулся в родную деревню Сапало, где он начал преподавать. Кроме овладения разными науками он начал сочинять стихи на языке оромо, которые и дали ему новое имя - шейх Бакри Сапало (Бакри является популярной формой Абубакар). Шейх Бакри в конце концов покинул Сапало и преподавал в ряде мест близ г. Дыре-Дауа. В это время он пишет ряд трудов на арабском и оромо.

В 1956 году в деревне Hagi Qome (бывшая провинция Эфиопии Харэрче) Шейх Бакри сочиняет свой знаменитый силлабарий. Исследователи отмечают, что в основу была положена не арабская, а эфиопская письмотворческая традиция. В том, что знаки изобретенной им письменности не похожи ни на арабские, ни на эфиопские, удивительного нет: такой прием был характерен для многих просветителей (вспомним Кирилла и Мефодия, придумавших вычурную глаголицу или хотя бы Месропа Маштоца, изобретшего армянский оригинальный алфавит) и свидетельствует некой секретной миссии, которую приходилось осуществлять в недружественном иноэтничном окружении.

 

Силлабарий оромо на базе эфиопского.

Нужно учесть, что Шейх Бакри не знал основ лингвистики, не был знаком с понятием фонемы, но, тем не менее, его изобретение хорошо приспособлено для передачи своеобразно фонологической системы родного языка.

Первоначально изобретенный силлабарий был встречен с большим энтузиазмом и обнаружил немалое число пользователей в провинции Харэрче, однако эфиопские официальные власти нашли работу Шейха Бакри подозрительной. Местные чиновники боялись, что силлабарий станет импульсом к возрождению национального сознания оромо и замедлит амхаризацию.

В 1965 Шейх Бакри был помещен под домашний арест в Дыре-Дауа, но ему было разрешено продолжать учительскую работу. В эти годы он пишет 20-страничный труд «Shalda», где язвительно бичует порочную практику колониального гнета амхара, достается и тогдашнему императора Хайле Селассие. Исследователи отмечают, что «Shalda» представляет интерес в первую очередь из-за того, что это первый и последний крупный письменный памятник, записанный изобретенным Шейхом Бакри силлабарием.

В 1978, после установления в Эфиопии тоталитарного социалистического режима Шейх Бакри и его жена бежали от красного террора в соседнее Сомали, в лагерь беженцев в Хиране. Шейху Бакри сомалийские власти не разрешат отправиться дальше, куда тот стремился - в Могадишо, где бы он мог работать и публиковать свои произведения. Условия в лагере оказались тяжелые и Шейх Бакри в 80 лет скончался после продолжительной болезни.

Шейх Бакри написал много работ как на религиозные, так и светские темы, за некоторым исключением все его сочинения сохранились в рукописях и еще при жизни разошлись среди его учеников. Восемь его трудов на арабском языке находятся в Могадишо. Интерес представляют его наброски по истории оромо Эфиопии 1570-1860.

 

 

Эмблема провинции Оромо в Эфиопии

 

 


Лит.:
R. J. Hayward and Mohammed Hassan. The Oromo Orthography of Shaykh Bakri
Saalō // Bulletin of the School of Oriental and African Studies, 1981
 

Ссылки:
Бакри Сапало // Википедия

The Oromo Orthography of Shaykh Bakri Sapalo
 

 

 

 Рейтинг@Mail.ru

 

 

Hosted by uCoz