Поиск по сайту Rbardalzo:

Все алфавиты | На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта

Пальмирское письмо

Почерк царицы Зиновии - от Британии до Кашмира

 

ПАЛЬМИРСКОЕ ПИСЬМО – консонантный алфавит семитского типа, ответвление арамейского и предок сирийских

письменностей; во многом аналогичен стилизованному курсиву «квадратного» еврейского письма. Направление алфавита левостороннее. Пальмирские надписи находят далеко за пределом обитания арамейских племен - в Констанце (Томе) на Черном море, в Венгрии, Италии, Англии и в районе Мерва в Туркменистане. Есть предположение, что именно пальмирская скоропись повлияла на становление кхароштхи и малабарского ваттелуту (см. Тамильское письмо).

Палеографы различает в пальмирском письме две формы: монументальную и скорописную. Пальмирская скоропись возникла между 250 и 100 до н.э. В монументальном письме в 1 в. употреблялся округлый пошиб. Позже его сменил декоративный ломаный пошиб, появившийся в конце 2 в. Самая ранняя надпись датируется 44  до н.э., самая поздняя, написана пальмирской скорописью и датирована 274 г. Наиболее значительным памятником пальмирской эпиграфики является Пальмирский тариф, найденный С. Абамелек-Лазаревым. В этой самой большой билингве Сирии можно увидеть различие типографических и эпиграфических традиций Востока и Запада.

1 – транскрипция;
2 – пальмирские буквы;
3 – лигатуры.

 

В дальнейшем пальмирское письмо способствовало развитию каллиграфической и лигатурной графики эстрангела , наиболее близкому деловому пошибу Пальмиры. На сирийском языке была написана великая христианская литература Востока. Эпиграфика Пальмирены отражает то строгое отношение к «святости» письменного слова и буквы, которое было свойственно сирийцам. Надпись, пластически и семантически соединившись с изображением, порождает образ удивительно цельный и «живой».

Пальмирское письмо бытовало отличается витиеватостью, надломом прямых линий и обилием лигатур. В арамейском письме так и не появилось до рубежа эпох тенденции к лигатурному курсиву. Буквы все же сохранили отдельность в написании. И только уже значительно позднее, эстрангела сравнялись с каролингским минускулом в степени лигатуризации письма. Пальмирское письмо бытовало в 1 в. до н.э. – З в. Центр распространения – город в Сирийской пустыне Пальмира, или Тадмор, или Тамар (греч. Παλμύρα, калька с арамейского תַּדְמוֹר, Тадмор «город пальм»), основанный по Библии и Иосифу Флавию, царем Соломоном, как передовой оплот против нападений арамейских орд на его владения, и известный римлянам, грекам, скифам и согдийцам. Тадмор упоминался еще в ассирийский надписях. Ныне на месте Пальмиры располагается бедная деревушка в Сирии.

Тамара - современный русский вариант библейского женского имени Фамарь (еврейск. תַמַר‎, Тамар - «финиковая пальма»), дававшегося в память об общей праматери Иисуса и израильских царей Давида и Соломона. В русскую культуру проникло в форме, принятой в Грузии и Армении.

Торговая олигархическая республика Пальмира – один из очагов арамейской культуры – известна нам в основном по истории войн, которые ее царица Зиновия (лат. Zenobia Septimia; араб. Бат-Заббаи, аз-Забба) вела с Римом. Она основала эфемерную империю эллинистического Востока, в которую к 270 вошли Сирия, Египет и Анатолия. Муж Зиновии Оденат II провозгласил себя «царем царей». Этот титул носил и их сын Вахбаллат. В 273 Пальмира была сожжена римским императором Аврелианом (после восстановления порядка на востоке Римской империи он был провозглашён Restitutor Orientis), а сама Зиновия пленена. В 274 году во время триумфального шествия Аврелиана Зиновия была проведена через Рим в золотых цепях. После этого она жила в поместье Тибур (современный Тиволи) возле Рима.

Пальмира была вторично основана Адрианом, а при императоре Каракалле являлась римской колонией. О Пальмире упоминали в своих трудах античный историк Аппиан и византиец Зосим. У арабов существует эпический цикл о пальмирской царице Зиновии, связанный с древним народом амалик, упомянутом в Коране.

На пальмирском алфавите сохранились только надписи на камне (надгробия, тарифные пошлины), монетах и т.п.

Римские императоры Диоклетиан и затем Юстиниан пытались восстановить разрушенный город, но не могли возвратить ему прежний блеск. Наконец, будучи ещё раз разрушен арабами, в 744 г., он превратился в жалкое селение, в течение многих веков не обращавшее на себя внимания образованного мира.

ЧИСЛА

Сравните с числами кхароштхи: 10 - Ɔ, 20 - 3

 

 

 

 

 

 

 

 


●Лит.:

Лоукотка, Развитие письма, 1950 М.; Шлюмберже Д.,
Эллинизированный Восток. Греческое искусство и его наследники в несредиземноморской Азии, М., 1985.

Ссылки:

Эпиграфика в сакральном и погребальном искусстве Пальмиры и Дура-Европос

 

 

 Рейтинг@Mail.ru

 

 

Hosted by uCoz