Все алфавиты | На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта
Руны старшие
Длинные пальцы Одина
РУНЫ (старшие руны) – древнейшие долатинские письмена германских народов. Использовались с 1 в. до позднего средневековья преимущественно дроттарами, жрецами языческой религии Трот («Истина»), или Асатру («Вера богов»). Знатоки рун (runiR) назывались эрилями, эриливнами, тулами, а само рунное искусство рункрафт. У рун своеобразная заостренная форма по причине того, что они вырезались ножом на дереве, металле или камне. Термин «руническое письмо» применяется и к другим письменам похожего стиля (см. Венгерские, Орхоно-енисейские руны). Рунические надписи встречаются от Гренландии до Югославии и от Ирландии до России. Древнейшие рунические надписи были очень краткими и носили скорее магический характер. Особую роль играли имена собственные и сакральная лексика прагерманского языка, плохо поддающаяся истолкованию. Встречаются левосторонние (как в семитских письменах) надписи и перевернутые руны в наиболее древних памятниках. Самой ранней считается надпись на наконечнике копья из Эвре-Стабю в Норвегии, ок. 200. Известно ок. 150 таких памятников, обнаруживаемых преимущественно в Шлезвиге, Ютландии и в Скандинавии. Скандинавских рунических надписей известно не менее 3000 (из них ок. 2500 в Швеции), тогда как английских – ок. 40, а готских, немецких и др. – лишь по нескольку. Наиболее рано (с 8 в.) руны вытесняются из собственно Германии.
Помимо старших, или общегерманских рун, засвидетельствованных 3-8 вв., известны более поздние их варианты: младшие руны, инвентарь которых был уменьшен до 16 знаков. Наоборот, английские руны насчитывали уже 33 буквы. Менее знакомы валийские, славянские, хельсинкские, готские (см. Готское письмо) и мэнские руны. Наиболее поздние ответвления – пунктированные и особенно дальские руны. Кроме того, вторичные варианты рун разрабатывались как в Средние века, так и сравнительно недавно – руны Арманен и Толкина. Известный многочисленные рунические шифры (см. ниже).
1 – руны алфавита футарк;
2 – названия рун (графонимы);
3 – транскрипция.
* – руна обозначает неопределенный звук ie/ei;руна поначалу обозначала z, позже перешедшее в картавое r [R].
Существует немало гипотез по поводу происхождения рун. Исаак Тейлор считал их производными греческого алфавита, Виммер – латинского абецедария, Вайнхольд, Оберцинер, Бугге и Марстрандер – североэтрусских (ретийских) письмен. Хаммерстрем усматривал в рунах кельтское влияние, а Эллис X. Минз указывал на формальное сходство прагерманских письмен с древнетюркской руникой. Есть предположение и об автохтонном развитии рун на основе местных родовых меток и клейм. Несомненна, однако, связь рунического письма со средиземноморской цивилизацией Эллады.
По преданию тайну рун шепнул бог Один на ухо своему убитому сыну Бальдру, когда тот лежал на похоронных дрогах. Такая этимология слова «руна» (сравните готское rūna – 'тайна', верхненемецкое rūnōn – 'шептать', финское runo – 'стих', латышское runa 'речь', в ирландском языке словом rann обозначалось двустишие, по 14 слогов в стихе), вероятно, вторична. Белорусское рунь 'всходы', русское рана (сравните также санскритское लून «резать»), а также связь с русским словом руно. Этимологический словарь русского языка М. Фасмера дает целую серию значений слова 'руно': «толпа, косяк, множество (рыб, овец)», «овечья шерсть» и «пучок (хмеля) с корнями». Здесь же приводятся сравнения с другими языками: в древнеиндийском rōman − волос на теле, в ирландском rón − конский волос... В персидском же языке слова «письмо» и «пушок» звучат одинаково. Иранское رونس название растения Марены красильной.
Интересно, что в позднее время в германском фольклоре демонический персонаж альраун, что переводится как "все руны" – существо, возникшее из корня мандрагоры; в частности произведение фон Арнима «Изабелла Египетская» и у Э.Т.А. Гофман «Крошка Цахес». Руны зачастую входили в древнегерманские имена, например Гудрун (буквально "хороший знак") – персонаж «Песни о Нибелунгах».
У всех рун были свои названия. Весь рунический алфавит назывался futhark (по начальным буквам первых шести рунических графонимов). Порядок знаков германского алфавита немотивирован. Возможно руны в футарке складываются в некую заклинательную формулу. Расположение в алфавите рун m, l, ng... p, R, s, t указывает на аналогии с греческий системой. Первая буква футарка «феху» (скот) соотносится с начальным знаком финикийского алфавита «алеф» (бык), а последняя руна очень напоминает «омегу».
Волею судьбы заброшенное на край света племя скандинавов видимо обитало ранее где-то недалеко от носителей античной культуры. Скандинавская мифология обнаруживает параллели с древнегреческой. Имена Одина и Одисея интерпретируются как «гнев», «одержимость». (Сравните также имена Эгир и Эгей, Мимир и Мимас, Мом).
24 руны Футарка делятся на 3 отдела атта, или эйтра, каждому из которых покровительствует определенное божество. Руны, также как и огам организованы по правилам семейственного (гнездового) размещения знаков в алфавите. Греческий и семитские алфавиты группируются линейно, тогда как индийские силлабарии – пространственно (в таблицах).
Феномен рун характерен сверхпоэтизацией (см. эпос «Старшая Эдда» и особенно фрагмент «Речи Сигрдривы»). Более совершенные греческое и индийское письмена не воспевались так, как руны. Интересен и тот факт, что руны обладают с одной стороны глубокой архаикой (они могут рассматриваться как пиктограммы) и необычайно развитой на местной почве графомантикой (алфавитной мистикой) с другой стороны. Руны можно считать поэтически и эстетически организованной системой знаков. Футарк – странный свет так и не сформировавшейся религии северной периферии Европы.
Как бы там ни было, на лицо парадокс – письмо у германцев появилось задолго до образования государственности. Франкское королевство, например, появилось лишь к 5 в. Такая асимметрия культуры известна и у других народов – туарегов (см. Тифинаг), батаков Индонезии, которые обладая письмом практиковали «охоту за черепами».
Весьма заманчиво видеть в руническом алфавите стройную систему,»которая со временем разрушалась. Есть теория дуальных противопоставлений рун (на «добрые» и «злые»). Рунические графонимы связаны с деревьями, животными, имуществом и богами. Три отдела-атта отождествляются с богами Фрейром (плодородие), Хаглем, или Хеймдаллем (олицетворение Одина) и Тюром (небо). Это не что иное, как вертикальное членение мира на подземелье (Хель), поверхность (Митгард) и небо (Асгард). Кстати, лингвисты В. Иванов и В. Топоров отмечают совпадение индоевропейских числительных 1, 2, 3 с корнями слов «небо», «земля» и «подземелье». Можно вспомнить и теорию Ж. Дюмезиля о трех функциях (жреческой, военной и хозяйственной) индоевропейских богов.
Восьмичленность рунических отделов указывает, вероятно, на горизонтальное деление пространства на 8 сторон света. Т.о. рунический алфавит является отражением горизонтальной и вертикальной организации пространства, а общее число этих знаков (24=3·8) календарно-зодиакальную функцию Футарка. Рунический алфавит – это некое сакральное пространство, в котором первая буква символизирует жизнь, а последняя – смерть.
Древнескандинавский эпос «Эдда» повествует, что добытчиком рун был Один (). Вначале он не входил в небесный пантеон, но вскоре вытеснил оттуда прежнего фаворита Тюра (аналога Зевса) и существенно ограничил власть воителя Тора. Но похоже, что первоначальным обладателем и знатоком рун был однорукий Тюр: 17-я руна и третий атт отмечены его именем.
Облик Одина можно узнать по его прозвищам: Хабард (седая борода), Хенгикьефт (отвисшая челюсть), Гримнир (скрытый маской), Игг (страшный). У Одина один глаз (второй он отдал за глоток из источника мудрости), низко надвинутая шляпа и синий плащ. Один связан с хтоническим миром великанов и темными силами. Его спутники – волки Гери (жадный) и Фреки (обжоpa), вороны Хугин (мысль) и Мугин (память). Ездит он на восьминогом коне Слейпнире (скользящем). В целом образ Одина, как мудрого старца, шамана и поэта-чародея, близок другим персонам мировой мифологии – Заратуштре, Варуне, Вяйнямейнену, Лугу. Шаманский культ Одина очевидно развился под влиянием финов и саамов.
Ключевым моментом мифа о происхождении рун является висение пронзенного собственным копьем и с петлей на шее Одина в ветвях Мирового древа Иггдрасиль («коня Игга»). По истечении девяти суток после невыносимой боли в кромешной тьме Один увидел руны (руны действительно напоминают ветви дерева, см. рис.), «стеная их поднял и с дерева рухнул».
Копье с магическими знаками
Кроме того, руны связаны и с опьяняющим напитком Одрёрир – «медом поэзии» (сравните мифологемы о нектаре и амброзии, амрите и соме, хаоме), замешанным карликами-цвергами на крови убитого ими мудреца Квасира. В этот напиток добавили соскобленные с дерева руны. Мифы говорят о существовании разных рун у асов и ванов (богов), альвов (духов), людей, гномов и великанов. Каждое легендарное племя как бы дублирует акт творения магических знаков, совершенный когда-то Одином. Происходит «циркуляция ценностей» между смежными мирами. Один принес руны асам, Дайн – альвам, Двалин – гномам-цвергам, Асвид – великанам-ётунам.
Руны вырезались на дощечке железным ножом и для усиления заклинаний окрашивались кровью. В эпосе говорится, что Один вырезал руны подобно тому, как вырезал из дерева людей (кстати, на языке кечуа runa означает «человек»). Но в любой момент Один может соскребсти руны обратно и тогда наступит конец света – Рагнарёк. Руны – символический образ всех существ, предметов и явлений.
Но Один всего лишь добытчик рун, но не их создатель. Логично предположить, что когда он похищал «мед поэзии» из пещеры великана Суттунга, то прихватил с собой и руны, содержавшиеся в волшебном питье. (Сравните похищение аргонавта Ясона золотого руна и бегство из пещеры циклопа Полифема неустрашимого Одисея). Дерево Иггдрасиль и пещера Суттунга – дериванты одной мифологемы.
Обращение за советом к "руническим столбикам" runakelfi. Скандинавия, 14 в.
На основе эддического материала как нельзя лучше становятся видны связи происхождения «письма» из «опьяняющего напитка». И все-таки кто был изначальным владетелем рун? Об этом можно лишь догадываться. В эпосе упоминается, что Один получил руны из рук великана Бёльторна, своего деда по матери. В другом месте сказано, что хозяин «медового источника» в корнях мирового древа -великан Мимир. Ему-то и отдает свой глаз Один зато потом Мимир лишается головы. Возможно, Суттунг, Бёльторн и Мимир – одно лицо. Но важно другое – изначальное пребывание рун было в руках враждебных богам великанов. Первые хозяева письмен обладали терратоморфными чертами (сравните игуаноподобность майясского Ицамны, змеевидность Кетцалькоатля, Кадма, Фу Си и Шэнь Нуна, Шиву, сидящего под гигантской коброй). Обиталище чудовищ – вода, поэтому и письмена, как тростник, выросли оттуда. В «Речах Сигрдривы» читаем: Один руны измыслил «из влаги такой, что некогда вытекла из мозга Хейдраупнира (владельца магического кольца Драупнира) и рога Ходдрофнира (Хеймдалля, хранящего рог в корнях Иггдрасиля; в него он протрубит перед концом света)». Поэзию скандинавы называли «потоками груди Одина» или «влагой котла груза виселицы Одина».
С вышеобозначенными сюжетами о добывании рун пересекается т.н. «рыбалка Тора», когда бог-громовик чуть было не вытащил со дна моря мирового змея Иормунганда и разбил кубок о лоб великана. Не тот ли это «кубок браги, что полон песен и письмен на пользу, разных заклятий и радостных рун». Ж. Дюмезиль сопоставил «рыбалку Тора» с добыванием Одином «меда поэзии» и с историей получения амриты в индийской мифологии.
После 800-1100 период викингов (норманнов, варягов) сменяется христианской эпохой. Хотя в Исландии до 16 в. сохранялось двоеверие (сейчас там языческая вера Асатру наряду с христианством считается официальной религией). Последний языческий храм на континенте был разрушен в 1100 в шведской столице Упсале. В Скандинавию, Англию и Северную Германию христианство пришло позже, чем в другие страны Европы.
Основателями рунологии считаются советник шведского короля Густава-Адольфа И. Буреус (17 в.) и датчанин О. Ворм. Они собирали «рунные камни» и интерпретировали сотни надписей. В 19 в. писатель Я. Адлербет основал в Стокгольме «Готическую лигу». Позже эстафету «рунического возрождения» подхватила Германия. Братья Грим, собирая фольклор, ставили «германский миф» вровень с античностью и христианством. Я. Грим публикует «Немецкую мифологию» и «Волшебные сказки». Темы германского эпоса неоднократно интерпретировались писателями и художниками. Известны драматические трилогии Ф. Фуке де ла Мотта «Герой Севера», К. Ф. Хеббеля «Нибелунги», трагедии Г. Ибсена «Воины Хельгеланда», П. Эрнста, В. Иордана. Режиссер Ф. Ланг снял кинофильм «Нибелунги». Огромное влияние на германское самосознание оказала оперная трилогия Р. Вагнера «Кольцо Нибелунгов». Древний мир эпических богов Асгарда нашел отражение в рисунках П. Корнелиуса, А. Ретеля, И. Затлера, в выразительных иллюстрациях Ф. фон Штассена. Известный швейцарский философ К.Г. Юнг пишет эссе «Вотан». Интерес к персоне этого загадочного бога питали скульпторы Р. Фогельберг и Г.Э. Фрейд. В этой связи очень символично переименование в 1925 столицы Норвегии Христиании в Осло («Долину богов»).
В 19 в. – время оккультизма – возникли такие общества, как «Золотая Зоря» (Ди Голден Дайммерунг), «Орден Восточного храма» (Ordo templi Orientis, или О.Т.О.), «Братство Сатурна», основанное Г.А. Грегориусом. Вероятно, является недоразумением распространенное мнение некоторых исследователей, что возвращение к германской языческой традиции привело к фашизму.
В 60-е гг. 20 в. наметилась очередная волна интереса к рунической культуре. В Англии учрежден «Одинический обряд» и «Свободная Ассамблея Асатру». Как синтез этих течений возникло религиозное общество «Кольцо Трота». В 1980 основана «Рунная Гильдия».
В России исследователи рунической культуры И. Стеблин-Каменский, А. Смирницкий, Е. Мелетинский и др.
1 2 3 4 5 6 7 8 III f u þ a r k g w II h n i y ė p R s I t b e m l ŋ d o Кроме естественных рунических алфавитов скандинавы разработали и особые секретные коды, которые не редко использовались магами. Руническая тайнопись основана на строении футарка. Он, как известно, насчитывал три группы-атта по 8 рун в каждой. Отсчет групп производился с конца (см. таб. выше). Каждая руна таким образом кодировалась двумя числами: первая указывала на номер руны в атте (1-8), а вторая порядок самого атта (I, II, III). Например, а=4-III; е=3-I и т.д. Известны следующие шифры:
1. Квиструнир (kvistrúnir), или «ветвистые руны». Кодирующие числа обозначались черточками, отходящими от ствола. Такие знаки строились по принципу руны «Альгиз» и напоминали деревья:
b (2-I) ; w (8-III)
2. Тйалдрунир (tjaldrúnir), или «шатровые руны». В их основу была положена руна «Гебо». Начиная с левой верхней ветви по часовой стрелке наносились кодирующие пары чисел. Один знак такого шифра таким образом мог передавать сразу четыре звука. Тйалдрунир напоминали снежинки:
alu , или
3. Иса-руны были построены на основе руны «Иса» и напоминали ирландский огам (См.):
alu IIIIIII IIIIII IIIII
4. Лагуз-руны аналогичны предыдущему шифру с той лишь разницей, что здесь за основу бралась руна «Лагуз». Эта тайнопись, однако, выглядит более громоздкой:
alu LLLLГГГ LLLLLГ LLГГГ
Особо следует остановиться на вязаных рунах, которые составлялись путем лигатур из нескольких знаков. Этот принцип письма напоминает древнерусскую вязь (См.). Такие лигатуры часто труднораспознаваемы и имели отношение к сакральной лексике:
ga (пожелание доброй удачи); ek («Я»); еа (Слейпнир – конь Одина); owa; ekerilaR («я – заклинатель»).
Вот основные, магические формулы:
1-2 – ALU, «волшба», «пиво, или опьяняющий напиток».
3 – AL, сокращенный вариант предыдущего примера.
4-6 – EHW, EH, EL соответственно. Вензели, связанные с почитанием коня.
7 – LAUKAZ, возможно «лук дикорастущий». Знак связан с рунами «Альгиз» и «Лагуз» как с символами плодородия.
LAPU означало «приглашение» (имеется в виду вызывание и заклятие духов). SALUSALU связано с вензелем ALU (1-2). FOSALU так связано с ALU. Элемент F+O означает первую и последнюю буквы Футарка, а значит и весь рунический алфавит. HAGALU состоит из HAG («тяжкий недуг; злоба») и ALU.
ANOANA и ОТА магические формулы с затемненным значением. LUA наносилось на оружие.
8 – EM «Аз есмь».
9 – LAPK усиливало психические способности. GKNg (10) и GKL (11) – любовные руны.
12;13 – любовные руны KNgL (составляются мужчиной для женщины); KINg (женщиной для мужчины).
14 – TUG защита от сглаза и порчи.
15-17 – JBK руны духовного возрождения и исцеления от бесплодия.
18 – DBS аналогично 15-17.
19 – NgD долголетие.
20 – GA добрая удача.
21-23 – «я есмь», «неизбежный успех» и «сила ума и духа» соответственно.
24 – составная руна защиты. Известен был скандинавам и палиндром, например, SUEUS.
Плетение рун, подобно нитей судьбы, из которых ткется как человеческая жизнь, так и любая другая материя, было характерно для мистической практике Скандинавии. В «Гренландских речах Атли» говорится: «Руны нарезала, Винги их спутал (для колдовства)». А в «Сказании о Сигурдрифе-валькирии» есть такие фразы: «Руны слов ты ведай... Их и вьют, их и ткут, их все сразу сводят». Или: «Руны горные помни... На ладони их выведи, вей вокруг тела».
Важную роль в скандинавском обществе играли скальды – поэты-заклинатели. Они владели искусством рун (рунемалом) и заклинаниями (гальдром). Входя в состояние транса (сейдр), они могли сочинить вредоносные песни (нид и драпа), приворотные любовные стихи (мансег) даже против эрлов (князей). В ходу были магические рисунки (гальдрамюнды) и магические вензели (гальдрастафы).
Каждая руна имела обширное толкование. Такое повышенное внимание к каждой букве алфавита мы находим только в Каббале (см. Еврейское письмо). В руническом ряду, кроме вышеупомянутых трех аттов, знаки Футарка группировались в зиг-руны победы (f, h, t), але-руны пива, применявшиеся против обмана и яда (u, n, b), сварт-руны вызова умерших, или тролль-руны волшбы (th, i, z), повивальные бйарг-руны (а, j, m), брун-руны прибоя (r, ie, l), целебные лим-руны (k, p, ng), мал-руны речи (g, z, d), хуг-руны мысли (v, s, о). Самыми зловещими рунами считаются Хагалаз, Наутиз и Иса.
ТОЛКОВАНИЕ РУН
ФЕХУ (скот) – руна владения (физической близости); питания и охраны собственности. Деньги, Πλοῦτος, Фрейр.УРУЗ (зубр) – руна мужской силы и влечения к женщинам, завоевания дружбы и любви. Движимое имущество.
ТХУРИСАЗ (врата, башня) – руна недеяния, предрасполагает к размышлению перед решением, оберегает от обмана и самообмана.
АНСУЗ (посланник) – руна бога Локи приносит милость, дарит красноречие, вразумление и подарки. Однако Локи хитер и опасен.
РАИДО (путешествие) – поездка Одина в ад, руна связи двух сторон, двух элементов, воссоединения целого. Служит амулетом в дорогу.
КАНО (огонь) – руна божества Нерт покровительствует охоте и рыбалке. Помогает найти искомое.
ГЕБО (дар) – руна помогает выбрать партнера. Доля. Акт дарения.
ВУНЙО (радость) – руна света, утешает в печали, приносит праздник, помогает приблизить радость в минуты встречи. Χαρις
ХАГАЛАЗ (град) – руна разрушения и энергии стихий. Помогает выйти из заколдованного круга.
НАУТХИЗ (нужда) – руна стеснения и боли. При возникновении какой-нибудь нужды эту руну рисовали на ногте большого пальца или на руке. Необходимость. Ἀνανκη
ИСА (лед)- руна великана Имира. Помогает заморозить процесс в его развитии, приостановить болезнь. Начало нового. Зима, смерть.
ЙЕРА (год) – руна сбора урожая. Помогает перед началом важного и долгого дела, дает силы. Руна Фрейра. Плодородие. Сила растительной жизни. Лето, жизнь. Египетский Гор, латинская Аннона.
ЭИХВАЗ (тис, защита) – руна бога зимы Улля. Оказывает покровительство и защиту, особенно спортсменам. Сакральный центр рунического ряда. Древо смерти и возрождения.
ПЕРТХ (скрытое) – руна посвящения, связана с Небом и птицей Феникс. Превращает на определенное время жизнь в игру, помогает преодолеть прошлое. Vulva, кобыла, яблоня.
АЛЬШЗ (лось, осока) – руна защищенности. Честь. Защищает от нападения, козней и вреда.
СОВЕЛУ (солнце) – руна целостности и жизненной силы. Подводит итог, дает подсказку.
ТЕЙВАЗ (воин) – руна однорукого бога войны Тора. Наносилась на щиты и рукоятки мечей. Оказывает помощь в борьбе как с врагом, так и с самим собой. Этой руной часто завершали высказывания.
БЕРКАНА (береза) – руна роста, возрождения и плодородия.
ЭХВАЗ (конь воина) – руна восьминогого коня Слейпнира. Движение и прогресс. Разбавляет загустевшее, излечивает хронические болезни. Амулет странствующим по воде. Обособленно руна высекалась на могильных плитах.
МАННАЗ (человек) – руна умиротворяет врагов, помогает привлечь внимание к себе. Свидетельство силы.
ЛАГУЗ (поток воды) – руна священного брака помогает преодолеть размолвку. В значении «лук», как первое растение выросшее после потопа и связан с фаллическим культом.
ИНГУЗ (плодородие) – руна бога мира Инга, покровителя плотских страстей. Снимает напряжение, увеличивает мужскую потенцию. Эпоним Англии.
ДАГАЗ (день) – руна изменения и прорыва. Приближает конец неудач.
ОТХИЛА (отчуждение) – руна отступления и раздела наследства. Исполняет любое желание, но после принесения в жертву части своей собственности. Недвижимое имущество.
Лит.:
Дирингер Д., Алфавит, М., 2004; Фридрих И., История письма, М., 2001; Лоукотка Ч., Развитие письма, М., Руны. Сост. А. Кайя, М., 1998; Торссон Э., Северная магия: мистерии германских народов, Киев, 1997; Руны // ЛЭС; Степанов Ю.С., Проскурин С.Г., Константы мировой культуры: Алфавиты и алфавитные тексты в период двоеверия, М., 1993; Беовульф, Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах, М., 1975. Макаев Э.А., Язык древнейших рунических надписей. Лингвистический и историко-филологический анализ, М., 1965.Ссылки:
http://www.omniglot.com/writing/runic.htm#yngrfuthark
http://ru.wikipedia.org/wiki/РуныСм. также:
Реконструкция мифа о происхождении рун (по материалам скандинавского эпоса).Мотив шерсти в иранской мифологии письмотворения
Аннотированный указатель изобретателей письма (с иллюстрациями)