Все алфавиты | На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта

Саураштри

Письмо шелковой касты

 

САУРАШТРИ ПИСЬМО – силлабарий, разработанный в кон. 19 в. для одноименного индоарийского языка, родственного раджастхани и гуджарати (число говорящих - ок. 31 тыс. чел.). Письмо распространено среди касты прядильщиков шелка в южной части индийских штатов Тамилнад, Карнатака и Андхра-Прадеш, в частности, в городе Салем, Танджавур, и Мадурай городов. Округлый и скорописный характер букв похож на силлабарий гуджарати и ория. Существовали попытки писать на языке саураштри буквами телугу и деванагари.

До 1943 о письменности, употребляемой для языка саураштри, в Европе почти ничего не было известно. Этот язык упоминается в «Лингвистическом обзоре Индии» («Linguistic Survey of India», IX, 2, 1908) как «патанули, также называемый саураштри (или язык Сурата) и кхатри - язык ткачей шелковых тканей на Декане и в Мадрасе». О нем говорится там же как об «обычном гуджарати с... незначительным добавлением к его словарю местных слов».

Саураштрой ранее называлась столица Гуджарата г. Сурат (સુરત букв. хорошая страна), в котором, по индийским легендам, пребывал Кришна, сначала в качестве беглеца, а затем победителя.

ЧИСЛА:

Саураштров, которых тамилы называют патнулкаренами (Patnūlkarar), или «ткачами шелка», в 1931 г. насчитывалось 104 тысячи человек. Они жили в районах, населенных тамилами, главным образом в Мадуре и Мадрасе (Ченнаи). Подавляющее большинство их владеет двумя языками – второй язык у них тамильский, – а часть даже тремя – они знают также телугу. По мнению Рэндла, язык саураштри – настоящий индоарийский; он принадлежит к языковому типу гуджарати-раджастхани, но тем не менее не должен рассматриваться как диалект гуджарати, так как словоизменение в нем отличается от гуджаратского, а его основной словарь преимущественно маратхский; кроме того, сильное влияние на саураштри оказали дравидские языки. Впрочем, А. Мастер из Лондонской школы изучения Востока и Африки не считает, что саураштри принадлежит к группе гуджарати-раджастхани, и предлагает рассматривать его как самостоятельный индоарийский язык.

X. Рэндл в свое время сообщал европейским ученым не только о существовании самого этого языка, но и о том, что для него применяется особое письмо. В своих филологических исследованиях Рэндл опирается на две небольшие книжки, написанные письмом саураштри.

Опубликованный во второй книге алфавит в обычной для индийских алфавитов последовательности, а также список всех комбинаций гласных с согласными дали возможность Рэндлу прочесть эти издания.

Как Рэндл, так и Мастер допускают возможность связи между современными саураштрами и древней общиной ткачей шелка, о деятельности которой сообщается в надписи, открытой в Мандсауре (западная Мальва) и датированной 493 и 529 гг. эры Мальва, соответствующими 437-438 и 473.

Однако непосредственная связь современного письма саураштри, которое с 1880 используется также и для печати, с Мандсаурской надписью сомнительна. Вопрос о его происхождении все еще остается открытым. Можно полагать, что оно представляет собой более или менее позднее явление, нашедшее применение в обособленном языке, оказавшемся в окружении языков, принадлежащих к совершенно другой лингвистической семье. По мнению Мастера, письмо саураштри, возможно, восходит к очень древней письменности, которая могла употребляться на индоарийской территории – родине саураштров; однако в процессе своего развития это письмо подверглось влиянию письменностей тех индоарийских народов, территорию которых саураштры миновали, прежде чем достигли своей новой родины. Эта теория кажется сомнительной; письмо саураштри производит впечатление стройной системы, опирающейся на твердую фонетическую основу; трудно предположить, чтобы это явилось результатом длительного развития.

 

 

 


Лит.:
Randlе Н.N., An Indo-Aryan Language of South India: Sauraśtrabhasa, BSOAS, XI, 1, 1943; The Saurashtrans of South India, JRAS, 1944; Rama Roy Т.Н., First Catechism of Saurashtra Grammar Madras, 1905; Sauraśtra-bodhini, 1906.

Ссылки:
http://www.sourashtra.com
http://subramanian-obula.blogspot.com
http://std.dkuug.dk/jtc1/sc2/wg2/docs/n2549.pdf
http://sourashtra.info
http://www.palkar.org
 

 

 

 

 Рейтинг@Mail.ru

 

 

Hosted by uCoz