по сайту наnarod.ru на Яндексе
Все алфавиты | На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта
Семитские письменности
Апофеоз безгласности
СЕМИТСКИЕ ПИСЬМЕННОСТИ – алфавитные системы, обслуживавшие наиболее древние литературные языки (семито-хамитской, или афразийской языковой семьи). Возникли ко 2 тыс. до н.э. на Ближнем Востоке. По мнению большинства исследователей, за семитскими народами следует признать если не разработку алфавитного письма, то по крайней мере его распространение. За мальм исключением все письменности народов мира восходят к знакам первых семитских алфавитов (финикийским и арамейским). Предтечей финикийского письма все-таки, по-видимому, следует признать не клинопись, а египетскую фонетическую иероглифику (4-3 тыс. до н.э.). На это указывают географический фактор и «папирусная» традиция письма.
Этноним «семиты» основан на библейской этимологии. Получен он по имени прародителя Сима, чье племя по преданию распространилось в Западной Азии и Северной Африке; негроидные потомки Хама, воспринявшие культуру семитов, поселились южнее.
Все семитские письменности отличаются следующим рядом особенностей:
а.
Левосторонностью, когда строки текста пишутся справа налево
(индоевропейские народы, к слову, пишут наоборот; это расхождение в
привычке писать до сих пор вызывает споры в среде этнографов и
психологов). Возможно левосторонность письма является показателем
его древности. Поначалу справа налево писались
этрусские,
эфиопские
буквы и, по всей видимости, руны. Под влиянием
греческого алфавита и
христианской культуры
эфиопское письмо стало правосторонним (с
другой стороны, интересно, что, несмотря на приятие христианской
традиции, сирийское письмо осталось левосторонним). И наоборот,
испытав воздействие ислама и арабской науки,
знаки мальдивского письма тана (поначалу индийского типа)
превратились в левосторонние.
б. Стремление к курсивности. Именно в семитской традиции письма, беглая форма букв становится основной. Яркий тому пример арабское письмо и тана.
в. Приземистость и геометризация букв. Первая характеристика является следствием курсивности. В поздних семитских алфавитах буквы как бы посажены на на нижнюю горизонтальную черту «сатх», или «маддат». В каллиграфических пошибах она может непомерно ужирняться, что создает странный эффект. В индийских письменностях известна верхняя надбуквенная черта «матра».
г. Еще одно следствие курсивности и каллиграфической стилизации – наличие аллографов (вариантов букв в зависимости от того находится ли она в начале, середине, конце слова или пишется отдельно). У каждой буквы может быть 4 аллографа (в арабском и сирийских алфавитах), 3 (в монгольских алфавитах) и 2 (в мандейском алфавите).
д. Консонантизм, как и левосторонность, являются графическими универсалиями или, если хотите, архетипами всех семитских письменностей. Принципы его состоят в том, что буквами фиксируются только согласные звуки (консонанты). Такое неполное отображение фонетической структуры структуры слова на письме было возможным только благодаря специфическому устройству семитских языков. Количество гласных в них ограничено (a, i, u). Корень глагола и отглагольных имен, как правило состоит из трех согласных, несущих основное словарное значение, в то время как гласные уточняют это значение, либо передают грамматическую категорию. Например, в арабском языке: kitab – книга, kutub – книги, katib – писец, maktab – школа и т.д. Это явление беглых гласных зачастую не совсем точно называют «внутренней флексией»; правильнее говорить о трансфиксации.
Афразийские языки отличаются богатой системой сибилянтных аффрикат и сибилянтов, в т.ч. фарингальными и ларингальными спирантами, наличием гортанной смычки и переходом полугласных в гласные (y>i, w>u). Система консонантизма строится на на троичном противопоставлении глухой – звонкий – эмфатический (как варианты: глоттализованный, фарингализованный, веляризованный, имплозивный или церебральный). Трехчастная система гласных, вероятно, развилась из бинарной оппозиции a, ə<(i, u), как в абхазском и аранта. Афразийский корень CVC, CVC*VC*. По И. Дьяконову, в трехконсонантных корнях 2-й и 3-й согласные – сонанты.
В берберо-ливийских, кушитских и чадских языках трехконсонантные корни трансформировались в двухконсонантные.
Однако к 9-8 вв. до н.э. консонантный характер семитских письмен был откорректирован и долгие гласные стали обозначаться через матрес лекционес («матерей чтения»), некоторые согласные звуки: h=е, '=а, w=u/о, y=i. В арабской, мандейской и новопунической письменностях такое обозначение гласных стало регулярным (то же самое можно сказать и о монгольских алфавитах). В авестийское письмо к 6 в. на греческий манер были введены самостоятельные буквы для гласных.
Матрес лекционес применяются в арабском письме для всех долгих гласных, в сирийском письме они используются факультативно (и лишь для гласных начала и конца слова – всегда). Сравните в финикийском šydwnym=šydonym (сидоняне); kspy=kaspi (серебро). В этом примере, а также в египетской, угаритской и малоазийских письменностях матрес лекционес использовались без четких правил.
В ряде буквенных алфавитов наблюдается феномен
«вторичной консонантизации».
Например, в
коптском алфавите, созданного, казалось бы, по греческим
лекалам, но гласные здесь не всегда фиксируются. Почти как в
квазиалфавитных семитских системах письма: nhētk [en.hē.tek] 'в
тебе'.
Похожая вторичная консонантизация наблюдается в
этрусском
письме. В отличие от
греческого и
латинского в
этрусском языке ударение падает на первый слог, что приводит к
полной или частичной редукции безударных гласных. Такое
неполногласие вело к тому, что редуцированные звуки часто на письме
не обозначались. Это выглядит как реликт консонантного
письма-модели, хотя некоторые исследователи видят в таком написании
слов приемы сакральных сокращений. Сравните имена богов у греков и
этрусков: Аполлон>Аплу, Геракл>Херкле, Минерва>Менрва.
Из современных алфавитов, где проявляются вторичные признаки «консонантизации»,
интересен пример
калмыцкого кириллического письма (в слове зачастую передается
только гласный первого слога, а в последующих слогах гласные
выпадают или редуцируются: зе-рг храбрость, хул-сн
камыш, кө-дл-мш работа, көдл-мш-чнр рабочие,
Аш-тр-хн Астрахань.
Ну еще можно вспомнить ительменскую латиницу: каньчпх (научи его),
спл (ветер), чкпч (ложка)...
И, как курьез, в чешском: Strč prst skrz krk – Засунь палец в рот
(хотя ясно, что здесь представлены слогообразующие сонанты).
В 6-8 вв. дальнейшим развитием консонантного (квазиалфавитного) письма: явилась система дополнительных над-, под- и внутри буквенных знаков (диакритики, или огласовок). В еврейском письме они назывались «масоретические точки», «тивериадские знаки». Сравните סַ – sa, סֹ – so в еврейском письме и دُ – du, دِ – di в арабском. В арабском письме сложилась даже двухэтажная система диакритики: дело в том, что для уточнения звучания некоторых согласных звуков применялись нуктатх (точки). Например, دَ da, نَ na, بُ bu, ثِ θi.
Диакритические огласовки применяются в основном в священных и учебных текстах, а в повседневной практике их избегают. Лишь в гибридной письменности тана огласовки обязательны (впрочем как и в малайской разновидности арабского письма пегон).
В 9-8 вв. до н.э., как известно, греки ввели в консонантный алфавит отдельные буквы для гласных. По другому пути пошли в Эфиопии. В 4-5 вв. здесь, возможно под влиянием индийской традиции, письмо семитского типа было преобразовано в буквенно-слоговое (типа брахми).
Семитские письменности можно подразделить на основании:
а. языковой принадлежности (собственно семитские и
периферийные – хамитские, или сахаро-нильские и ирано-монгольские,
или центральноазиатские);
б. формы знаков (слитные горизонтально-ориентированные –
арабское,
сирийское,
авестийское,
монгольское; отстоящие вертикально
ориентированные –
набатейское,
сабейское,
арамейское,
ливийское,
эфиопское);
в. фактора времени (древние –
финикийское,
самаритянское,
сабейское и новые –
арабское и др.).
На сегодняшний день ареал распространения семитских алфавитов выглядит как бесспорное доминирование арабского письма. На фоне его непрерывного континуума остальные близкородственные алфавиты напоминают разрозненные вкрапления, которые за исключением еврейского и эфиопского письмен сохранились только в культовой сфере.
Ими пользуется незначительное число человек. Ареал арабского письма в 10-100 раз больше ареалов других семитских алфавитов. Эта картина напоминает сопоставление Солнца с вращающимися вокруг него планетами. Только эфиопское и отчасти монгольское письмена сохранили стабильные ареалы существования (современное еврейское письмо как государственное еще сравнительно молодо, монгольское письмо функционирует за пределами собственно Монголии, мальдивское письмо тана гибридно по своему характеру и действует параллельно с арабским).
Древнейшие известные варианты семитского письма относятся к четырем типам, совпадающим по внутренней структуре:
1. Синайско-палестинское письмо, некоторые знаки которого напоминают пиктограммы. Ни одна из надписей не сохранилась целиком. Датировка не ясна (1-я пол. – сер. 2-го тыс. до н.э.).
2. Ханаанейское, или финикийское письмо, восходящее к 2-ой пол. – кон. 2-го тыс. до н.э.
3. Угаритское письмо технически сходное с клинописью, но вместе с тем являющееся алфавитным. Возникло не позже 1-ой пол. 2-го тыс. до н.э.
4. Аравийское, или сабейское письмо. Послужило основой для эфиопского силлабария. С аравийским генетически связано ливийское письмо, единственный отпрыск которого тифинаг сохранился до наших дней в среде туарегов Сахары (и для языка тагдал народа сонгаи). В 2003 король Марокко Мохаммед VI официально принял письменность для берберских языков на основе древнего письма тифинаг (письменность получила название нео-тифинаг). В 2011 в Марокко на основе всенародного референдума берберский язык (Tamazight, тамазигхт), на котором говорит ок. 60% населения страны, признан официальным наряду с арабским. Интересно, что в 1980-90 за использования тифинага в Марокко полагался арест. В Алжире бербероязычные издания публикуются латинским шрифтом (в основном на кабильском языке). В Ливии режим М. Каддафи наложил запрет на публичное использование тифинага, например, на рекламных стендах и логотипах. В настоящее время повстанческий Национальный переходный совет Ливии намерены легализовать тифинаг и расширить сферы применения берберских языков.
Древнейшие памятники семитских языков – аккадские клинописные тексты Ирака и эблаитские в Сирии (сер. 3-го тыс. до н.э.).
Из всех семитских квазиалфавитов выделился финикийский, от которого произошло большинство национальных систем письма Азии, Африки и Европы:
1. Собственно финикийское письмо, получившее дальнейшее развитие в пуническом и новопуническом алфавитах Карфагена (до 5 в.).
2. Арамейское письмо исторической области Арам. Поначалу было курсивной формой финикийского. В 6-4 вв. было официальным алфавитом позднеассирийских и древнеперсидских канцелярий. Источник иранских гетерографических систем на основе пехлеви (парфянское, хорезмийское, согдийское, уйгурское и др. письмена). До наших дней сохранились вертикальное письмо монголов КНР и авестийское письмо зороастрийского культа парсов (Индия) и гебров (Иран). К этой же разновидности примыкает письмо манихейской религии, ушедшей в небытие в 14 в.
3. Самаритянское письмо приверженцев одноименной секты иудаизма в Палестине. Единственное из ныне существующих, которое непосредственно восходит к финикийскому письму.
4. Еврейское «квадратное» письмо – стилизация арамейского. После воссоздания государства Израиль в 1947 существенно расширяет сферы своего функционирования.
5. Пальмирское письмо – другая стилизация арамейского, характеризовавшаяся обилием лигатур и витиеватостью форм. После 3 в. не встречается.
6. Набатейское письмо – прототип арабского алфавита, одной из наиболее распространенных в современном мире систем письма.
7. Сирийские письмена – несторианский, эстрангело и яковитский изводы. С 7 в. алфавиты культа восточнохристианских церквей Сирии, Ливана, Ирана и Турции.
8. Мандейское письмо гностической околоиудейской секты болотных арабов Южного Ирака. Мандейские буквы наиболее отошли от первоначальных форм финикийских прототипов.
9. Мальтийский язык, единственный среди семито-хамитских, обслуживается в настоящее время латинским письмом; алфавит стандартизован в 1924. На нем выходит пресса (In-Tagħna «Страна», It-Tórca «Факел» и др.).
Kulħadd hu intitolat għal dawn il-jeddijiet u l-libertajiet imxandra f'din l-Istqarrija, bla ebda għala, bħal ta'razza, lewn, sess, ilsien, reliġjon, opinjoni oħra, oriġini nazzionali, jew soċjali, propretà, twelid jew kull qagħda oħra. Текст на мальтийском языке. |
Афразийские языки отличаются богатой системой пород – производных глагольных основ.
Падежи развиты в древних языках и утрачены в современных. В аккадском языке 6 падежей, в старосемитском – 3 (-u Им. п., -i Род. п., -a Вин. п.).
Южная периферийная группа семитских языков (шахри, ботхари, харсуси в Омане; махри и сокотрийский в Йемене) близка вымершему сабейскому, оставившему богатые памятники эпиграфики. Отличаются они упрощением системы консонантизма.
Южноарабские языки были использованы фантастом Ф. Гербертом в культовом романе «Дюна».
Семитология – область языкознания, изучающая семитские языки и письменности включает такие комплексные дисциплины, как ассирология, арабистика, арамеистику, сабеистику, угаритоведение, гебраистику, эфиопистику и др. В России основоположниками отечественной школы семитологии считаются П. Коковцев, Б. Тураев, А. Крымский. В 1882 создано Российское Палестинское общество. В СССР выходили непериодические издания «Палестинский сборник» и «Семитские языки».
●Лит.:
Гельб И., Западносемитские
силлабарии // Тайны древних письмен, М., 1976; Семитология //
Лингвистический энциклопедический словарь; Матрес лекционес // там
же; Квазиалфавитное письмо // там же.
Ссылки: