по сайту наnarod.ru на Яндексе

Все алфавиты | На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта

Семитские письменности

Апофеоз безгласности

 

СЕМИТСКИЕ ПИСЬМЕННОСТИ – алфавитные системы, обслуживавшие наиболее древние литературные языки (семито-хамитской, или афразийской языковой семьи). Возникли ко 2 тыс. до н.э. на Ближнем Востоке. По мнению большинства исследователей, за семитскими народами следует признать если  не разработку алфавитного письма, то по крайней мере его распространение. За мальм исключением все письменности народов мира восходят к знакам первых семитских алфавитов (финикийским и арамейским). Предтечей финикийского письма все-таки, по-видимому, следует признать не клинопись, а египетскую фонетическую иероглифику (4-3 тыс. до н.э.). На это указывают географический фактор и «папирусная» традиция письма.

Этноним «семиты» основан на библейской этимологии. Получен он по имени прародителя Сима, чье племя по преданию распространилось в Западной Азии и Северной Африке; негроидные потомки Хама, воспринявшие культуру семитов, поселились южнее.

Все семитские письменности отличаются следующим рядом особенностей:
а.
Левосторонностью, когда строки текста пишутся справа налево (индоевропейские народы, к слову, пишут наоборот; это расхождение в привычке писать до сих пор вызывает споры в среде этнографов и психологов). Возможно левосторонность письма является показателем его древности. Поначалу справа налево писались этрусские, эфиопские буквы и, по всей видимости, руны. Под влиянием греческого алфавита и христианской культуры эфиопское письмо стало правосторонним (с другой стороны, интересно, что, несмотря на приятие христианской традиции, сирийское письмо осталось левосторонним). И наоборот, испытав воздействие ислама и арабской науки, знаки мальдивского письма тана (поначалу индийского типа) превратились в левосторонние.

б. Стремление к курсивности. Именно в семитской традиции письма, беглая форма букв становится основной. Яркий тому пример арабское письмо и тана.

в. Приземистость и геометризация букв. Первая характеристика является следствием курсивности. В поздних семитских алфавитах буквы как бы посажены на на нижнюю горизонтальную черту «сатх», или «маддат». В каллиграфических пошибах она может непомерно ужирняться, что создает странный эффект. В индийских письменностях известна верхняя надбуквенная черта «матра».

г. Еще одно следствие курсивности и каллиграфической стилизации – наличие аллографов (вариантов букв в зависимости от того находится ли она в начале, середине, конце слова или пишется отдельно). У каждой буквы может быть 4 аллографа (в арабском и сирийских алфавитах), 3 (в монгольских алфавитах) и 2 (в мандейском алфавите).

д. Консонантизм, как и левосторонность, являются графическими универсалиями или, если хотите, архетипами всех семитских письменностей. Принципы его состоят в том, что буквами фиксируются только согласные звуки (консонанты). Такое неполное отображение фонетической структуры структуры слова на письме было возможным только благодаря специфическому устройству семитских языков. Количество гласных в них ограничено (a, i, u). Корень глагола и отглагольных имен, как правило состоит из трех согласных, несущих основное словарное значение, в то время как гласные уточняют это значение, либо передают грамматическую категорию. Например, в арабском языке: kitab – книга, kutub – книги, katib – писец, maktab – школа и т.д. Это явление беглых гласных зачастую не совсем точно называют «внутренней флексией»; правильнее говорить о трансфиксации.

Афразийские языки отличаются богатой системой сибилянтных аффрикат и сибилянтов, в т.ч. фарингальными и ларингальными спирантами, наличием гортанной смычки и переходом полугласных в гласные (y>i, w>u). Система консонантизма строится на на троичном противопоставлении глухой – звонкий – эмфатический (как варианты: глоттализованный, фарингализованный, веляризованный, имплозивный или церебральный). Трехчастная система гласных, вероятно, развилась из бинарной оппозиции a, ə<(i, u), как в абхазском и аранта. Афразийский корень CVC, CVC*VC*. По И. Дьяконову, в трехконсонантных корнях 2-й и 3-й согласные – сонанты.

В берберо-ливийских, кушитских и чадских языках трехконсонантные корни трансформировались в двухконсонантные.

Однако к 9-8 вв. до н.э. консонантный характер семитских письмен был откорректирован и долгие гласные стали обозначаться через матрес лекционес («матерей чтения»), некоторые согласные звуки: h=е, '=а, w=u/о, y=i. В арабской, мандейской и новопунической письменностях такое обозначение гласных стало регулярным (то же самое можно сказать и о монгольских алфавитах). В авестийское письмо к 6 в. на греческий манер были введены самостоятельные буквы для гласных.

Матрес лекционес применяются в арабском письме для всех долгих гласных, в сирийском письме они используются факультативно (и лишь для гласных начала и конца слова – всегда). Сравните в финикийском šydwnym=šydonym (сидоняне); kspy=kaspi (серебро). В этом примере, а также в египетской, угаритской и малоазийских письменностях матрес лекционес использовались без четких правил.

В ряде буквенных алфавитов наблюдается феномен «вторичной консонантизации». Например, в коптском алфавите, созданного, казалось бы, по греческим лекалам, но гласные здесь не всегда фиксируются. Почти как в квазиалфавитных семитских системах письма: nhētk [en.hē.tek] 'в тебе'.
Похожая вторичная консонантизация наблюдается в этрусском письме. В отличие от греческого и латинского в этрусском языке ударение падает на первый слог, что приводит к полной или частичной редукции безударных гласных. Такое неполногласие вело к тому, что редуцированные звуки часто на письме не обозначались. Это выглядит как реликт консонантного письма-модели, хотя некоторые исследователи видят в таком написании слов приемы сакральных сокращений. Сравните имена богов у греков и этрусков: Аполлон>Аплу, Геракл>Херкле, Минерва>Менрва.
Из современных алфавитов, где проявляются вторичные признаки «консонантизации», интересен пример калмыцкого кириллического письма (в слове зачастую передается только гласный первого слога, а в последующих слогах гласные выпадают или редуцируются: зе-рг храбрость, хул-сн камыш, кө-дл-мш работа, көдл-мш-чнр рабочие, Аш-тр-хн Астрахань.
Ну еще можно вспомнить ительменскую латиницу: каньчпх (научи его), спл (ветер), чкпч (ложка)...
И, как курьез, в чешском: Strč prst skrz krk – Засунь палец в рот (хотя ясно, что здесь представлены слогообразующие сонанты).

В 6-8 вв. дальнейшим развитием консонантного (квазиалфавитного) письма: явилась система дополнительных над-, под- и внутри буквенных знаков (диакритики, или огласовок). В еврейском письме они назывались «масоретические точки», «тивериадские знаки». Сравните סַ sa, סֹ – so в еврейском письме и دُ du, دِdi в арабском. В арабском письме сложилась даже двухэтажная система диакритики: дело в том, что для уточнения звучания некоторых согласных звуков применялись нуктатх (точки). Например, دَ da, نَ na, بُ bu, ثِ θi.

Диакритические огласовки применяются в основном в священных и учебных текстах, а в повседневной практике их избегают. Лишь в гибридной письменности тана огласовки обязательны (впрочем как и в малайской разновидности арабского письма пегон).

В 9-8 вв. до н.э., как известно, греки ввели в консонантный алфавит отдельные буквы для гласных. По другому пути пошли в Эфиопии. В 4-5 вв. здесь, возможно под влиянием индийской традиции, письмо семитского типа было преобразовано в буквенно-слоговое (типа брахми).

Семитские письменности можно подразделить на основании:
а. языковой принадлежности (собственно семитские и периферийные – хамитские, или сахаро-нильские и ирано-монгольские, или центральноазиатские);
б. формы знаков (слитные горизонтально-ориентированные – арабское, сирийское, авестийское, монгольское; отстоящие вертикально ориентированные – набатейское, сабейское, арамейское, ливийское, эфиопское);
в. фактора времени (древние – финикийское, самаритянское, сабейское и новые – арабское и др.).

На сегодняшний день ареал распространения семитских алфавитов выглядит как бесспорное доминирование арабского письма. На фоне его непрерывного континуума остальные близкородственные алфавиты напоминают разрозненные вкрапления, которые за исключением еврейского и эфиопского письмен сохранились только в культовой сфере.

Ими пользуется незначительное число человек. Ареал арабского письма в 10-100 раз больше ареалов других семитских алфавитов. Эта картина напоминает сопоставление Солнца с вращающимися вокруг него планетами. Только эфиопское и отчасти монгольское письмена сохранили стабильные ареалы существования (современное еврейское письмо как государственное еще сравнительно молодо, монгольское письмо функционирует за пределами собственно Монголии, мальдивское письмо тана гибридно по своему характеру и действует параллельно с арабским).

Древнейшие известные варианты семитского письма относятся к четырем типам, совпадающим по внутренней структуре:

1. Синайско-палестинское письмо, некоторые знаки которого напоминают пиктограммы. Ни одна из надписей не сохранилась целиком. Датировка не ясна (1-я пол. – сер. 2-го тыс. до н.э.).

2. Ханаанейское, или финикийское письмо, восходящее к 2-ой пол. – кон. 2-го тыс. до н.э.

3. Угаритское письмо технически сходное с клинописью, но вместе с тем являющееся алфавитным. Возникло не позже 1-ой пол. 2-го тыс. до н.э.

4. Аравийское, или сабейское письмо. Послужило основой для эфиопского силлабария. С аравийским генетически связано ливийское письмо, единственный отпрыск которого тифинаг сохранился до наших дней в среде туарегов Сахары (и для языка тагдал народа сонгаи). В 2003 король Марокко Мохаммед VI официально принял письменность для берберских языков на основе древнего письма тифинаг (письменность получила название нео-тифинаг). В 2011 в Марокко на основе всенародного референдума берберский язык (Tamazight, тамазигхт), на котором говорит ок. 60% населения страны, признан официальным наряду с арабским. Интересно, что в 1980-90 за использования тифинага в Марокко полагался арест. В Алжире бербероязычные издания публикуются латинским шрифтом (в основном на кабильском языке). В Ливии режим М. Каддафи наложил запрет на публичное использование тифинага, например, на рекламных стендах и логотипах. В настоящее время повстанческий Национальный переходный совет Ливии намерены легализовать тифинаг и расширить сферы применения берберских языков.

Древнейшие памятники семитских языков – аккадские клинописные тексты Ирака и эблаитские в Сирии (сер. 3-го тыс. до н.э.).

Из всех семитских квазиалфавитов выделился финикийский, от которого произошло большинство национальных систем письма Азии, Африки и Европы:

1. Собственно финикийское письмо, получившее дальнейшее развитие в пуническом и новопуническом алфавитах Карфагена (до 5 в.).

2. Арамейское письмо исторической области Арам. Поначалу было курсивной формой финикийского. В 6-4 вв. было официальным алфавитом позднеассирийских и древнеперсидских канцелярий. Источник иранских гетерографических систем на основе пехлеви (парфянское, хорезмийское, согдийское, уйгурское и др. письмена). До наших дней сохранились вертикальное письмо монголов КНР и авестийское письмо зороастрийского культа парсов (Индия) и гебров (Иран). К этой же разновидности примыкает письмо манихейской религии, ушедшей в небытие в 14 в.

3. Самаритянское письмо приверженцев одноименной секты иудаизма в Палестине. Единственное из ныне существующих, которое непосредственно восходит к финикийскому письму.

4. Еврейское «квадратное» письмо – стилизация арамейского. После воссоздания государства Израиль в 1947 существенно расширяет сферы своего функционирования.

5. Пальмирское письмо – другая стилизация арамейского, характеризовавшаяся обилием лигатур и витиеватостью форм. После 3 в. не встречается.

6. Набатейское письмо – прототип арабского алфавита, одной из наиболее распространенных в современном мире систем письма.

7. Сирийские письмена – несторианский, эстрангело и яковитский изводы. С 7 в. алфавиты культа восточнохристианских церквей Сирии, Ливана, Ирана и Турции.

8. Мандейское письмо гностической околоиудейской секты болотных арабов Южного Ирака. Мандейские буквы наиболее отошли от первоначальных форм финикийских прототипов.

9. Мальтийский язык, единственный среди семито-хамитских, обслуживается в настоящее время латинским письмом; алфавит стандартизован в 1924. На нем выходит пресса (In-Tagħna «Страна», It-Tórca «Факел» и др.).

Kulħadd hu intitolat għal dawn il-jeddijiet u l-libertajiet imxandra f'din l-Istqarrija, bla ebda għala, bħal ta'razza, lewn, sess, ilsien, reliġjon, opinjoni oħra, oriġini nazzionali, jew soċjali, propretà, twelid jew kull qagħda oħra.

Текст на мальтийском языке.

Афразийские языки отличаются богатой системой пород – производных глагольных основ.

Падежи развиты в древних языках и утрачены в современных. В аккадском языке 6 падежей, в старосемитском – 3 (-u Им. п., -i Род. п., -a Вин. п.).

Южная периферийная группа семитских языков (шахри, ботхари, харсуси в Омане; махри и сокотрийский в Йемене) близка вымершему сабейскому, оставившему богатые памятники эпиграфики. Отличаются они упрощением системы консонантизма.

Южноарабские языки были использованы фантастом Ф. Гербертом в культовом романе «Дюна».

Семитология – область языкознания, изучающая семитские языки и письменности включает такие комплексные дисциплины, как ассирология, арабистика, арамеистику, сабеистику, угаритоведение, гебраистику, эфиопистику и др. В России основоположниками отечественной школы семитологии считаются П. Коковцев, Б. Тураев, А. Крымский. В 1882 создано Российское Палестинское общество. В СССР выходили непериодические издания «Палестинский сборник» и «Семитские языки».

 

 


●Лит.:
Гельб И., Западносемитские силлабарии // Тайны древних письмен, М., 1976; Семитология // Лингвистический энциклопедический словарь; Матрес лекционес // там же; Квазиалфавитное письмо // там же.

Ссылки:
 

 

 

 Рейтинг@Mail.ru

 

 

Hosted by uCoz