Все алфавиты | На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта
Сирийские письмена
Долгое эхо Сирина
СИРИЙСКИЕ ПИСЬМЕНА (сирские письмена) – поздние ответвления арамейского алфавита, следующие традиции семитских графических систем. С 1 в. известно по надписям на сирийском языке
Развитие разновидностей сирийского письма шло в основном в 4-7 вв. под непосредственным воздействием сирийской церкви. Сирийский язык и письмо неразрывно связаны с христианством: почти все оригинальные произведения этой литературы имеют узкорелигиозный характер.
Сирийский язык – один из диалектов арамейского – первоначально был распространен в г. Урфа (Эдесса – Ἔδεσσα, ܐܘܪܗܝ – Orhāy) в Верхней Месопотамии (столица первого христианского государства Осроена:ܡܠܟܘܬܐ ܕܒܝܬ ܥܣܪܐ ܥܝܢܐ Malkuṯā d-Bēt ʿŌsrā ʿĪnē). Северо-восточный угол Сирии – колыбель национальной литературы, родина эллинистического сатирика Лукиана и Map бар-Серапиона, написавшего самое раннее произведение по-сирийски – «Письмо к сыну», 1 в., проникнутое идеями зерванизма (см. Авестийское письмо). Именно в среде сирийцев возникло много приверженцев гностицизма – синкретического околохристианского мистицизма. Христианство здесь распространяли Аддей (Фаддей), один из семидесяти учеников Иисуса, и Мари (Марий).
1 – транскрипция; 2 – зебед-шрифт; 3 – сиро-палестинское (палестинское, старопалестинское, мелькитское) письмо. |
В Урфе возникла эдесская школа бар-Десана и Ефрема Сирина. В этом городе трудились грамматисты Яков Эдесский (7 в.), Илья Тирханский (11 в.), Яков бар-Эбрей (12 в.).
К нач. 3 тыо. до н.э. на территории современной Сирии существовало государство Эбла. Дальнейшее развитие Сирии (библейский Арам, иранский Суристан, арабский Эшшам) связано с христианством (см. Восточнохристианские письмена). В настоящий момент разговорный диалект арамейского (сирийского) языка бытует лишь в районе Каламуна, к западу от Дамаска – деревни Маалула, Джуббадин и Баха.
Известно три основные разновидности сирийского письма: западносирийское серто с яковитской и мелькитской разновидностями; восточносирийский алфавит несториан; эстрангело – наиболее древний почерк сирийцев. В настоящее время сирийское письмо в разных вариантах является культовым алфавитом восточно-христианских церквей.
В отличие от арабского письма, в классическом сирийском гласные (даже долгие гласные) передавались только в начале слов и не всегда в конце слов.
Несторианское письмо используют приверженцы Ассирийской церкви Востока, которые отрицают божественную природу Христа. На основе несторианского письма возникли алфавиты манихеев, езидов, мандеев, а также почерк каршуни (гершуни, или гаршуни; вероятно от имени Каршун). Каршуни пользовались несториане, перешедшие на арабский язык. Специфические арабские звуки передавались посредством диакритики. Гласные в каршуни обозначались по примеру арабского письма. Ныне известно только два поселения палестинских христиан-арамеев, имеющих собственное письмо – это большая деревня 'Абуд к северо-западу от Иерусалима и село в Египте.
Сирийским письмом пользовались ортодоксальные христиане мелькиты («люди царя» – так их прозвали яковиты), иногда называемые сиро-палестинскими христианами. Мелькитское письмо угловатое, жирное, с обильными лигатурами и очень некрасивое. Огласовок в нем нет. К сирийским буквам мелькиты добавили новую – в виде перевернутой «р» (с числовым значением «90») для обозначения греческого звука π.
Письменные памятники – в основном богослужебные рукописи, переведенные с греческого. Палестино-сирийская община была единственной арамееязычной христианской группой, которая оставалась мелькитской, в то время как все остальные сирийские общины уже были либо несторианскими, монофизитскими или маронитскими.
После маронитов Мелькитская Католическая Церковь – самая большая и процветающая католическая община на Ближнем Востоке. Большинство ее верующих живет в Сирии, Ливане, Израиле, на Западном берегу и в Иордане. Значительная эмиграция с Ближнего Востока привела в последние годы к возникновению процветающих мелькитских общин на Западе.
В Южной Индии, на Малабарском побережье (штат Керала) и ныне сохраняется большая община христиан, ведущих свое происхождение от сирийцев-несториан. Христиане апостола Фомы (фомиты) используют в культе сиро-малабарское письмо; по-сути это каршуни плюс 8 букв из малаяльского письма. В быту фомиты используют малаялам. По преданию (апокриф «Деяния апостола Фомы»). Фома (Map Тома) высадился в 52 близ Кранганора. В царствование индийского раджи Гундафара он принял мученическую смерть. В 345 из Иерусалима сюда был послан епископ. В 6 в. фомиты следовали учению несториан под эгидой багдадского патриарха. В 1599-1653 Православная сирийская церковь Востока (Маланкарская сирийская церковь Востока Map Тома; религиозный центр в г. Каттайян) была в унии с Римом (т.н. «сиро-малабарцы»; религиозный центр в г. Эрнакул, г. Чачаначерри). Через 9 лет уния была восстановлена, но часть прихожан установила связь с яковитами (Сирийской православной церковью), придерживающимися монофизитства. В 1930 от них откололась небольшая группа, вступившая в унию с Римом (т.н. «сиро-маланкарцы»). Сиро-малабарцы ныне самая крупная группа фомитов.
На Ближнем Востоке господствующие позиции приверженцы восточнохристианских культов занимают только в Ливане. Здесь с 7 в. существует Маронитская церковь монофелитского толка (компромиссная доктрина между дио- и монофизитством, т.е. за Христом признается единая воля, но, вместе с тем, и две природы). Последователи св. Мара Марона называются маронитами. Их религиозный глава – патриарх Антиохии и всего Востока находится в Бкирки (Бкерке) около Бейрута. Значительный процент сирийцев-христиан в Сирии, Иордании, Израиле. Есть эти этноконфессиональные группы в Турции, Ираке и Иране.
В России школу сирологии основала Н.В. Пигулевская.
Начальная фраза из Евангелия от Иоанна:
Лит.:
Пигулевская Н.В., Культура
сирийцев в средние века, М., 1979; Сирийское письмо //
Лингвистический энциклопедический словарь;
Церетели К.Г., Сирийский
язык, М., 1979; Рукописная книга в культуре народов Востока, в 2т.,
М., 1987
Ссылки: