Все алфавиты | На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта

Тани-липи письмо

Под крылом птицы-носорога

 

ТАНИ-ЛИПИ ПИСЬМО - малоизвестный буквенный алфавит, в индийском штате Аруначал-Герб Аруначал-ПрадешаПрадеш среди народности тани, или апатани (группа мири сино-тибетской семьи языков, куда также вхолдят близкородственняе языки ади, дафла и хруссо). Письменность относится к разряду т.н. миссионерских алфавитов (мяо, кри, лису и др.), которые изобретены сравнительно недавно. 26 букв обозначают отдельные звуки и имеют достаточно простые формы (пунктуация и цифры не имеют особых обозначений и предлагается очевидно использовать существующие нормы в европейской традиции).

Хотя некоторые графемы напоминают бенгальские, генетическая связь с этим письмом не прослеживается, равно как и с латиницей.

Хотя несомненно из латинского письма заимствованы графемы о, go. Cравните также многоступенчатую модификацию графем в звуковом ряду bo-po-vo. Некоторые графемы, вероятно являются вольными вариациями ассамо-бенгальской графики: bo, lo, na ; модификация графем тани-липи также напоминает приемы, известные ассамской графики: bo-vo в тани-липи и bo-ro - -.

Можно предположить, что алфавит тани-липи (lipi в хинди означает «письмо») был сконструирован без опоры на форму графем известных письменностей этого региона. Для лучшего запоминания списка алфавитных знаков предложено нечто подобное азбучного стиха: Abo opo kodo, Polo goto eso, Ngonyo mona ui, Hoi ewo jochoyong (сравните похожий прием в японской и яванской традиции).

Тани-липи разработан Тони Кою (Tony Koyu) из Итанагара (столицы штата Аруначал-Прадеш). Есть информация, что его письменность пытаются использовать на официальном уровне. Свой алфавит Кою впервые представил на семинаре, посвященном разработке письменности для языка тани в 2001. Материал об этом был напечатан в местной газете «Echo of Arunachal Pradesh»

Народность тани - это, скорее всего, вариант названия анимистов апатани, тании, нисю, или ни, а также мири, ади, абор (все эти самоназвания переводятся, как «люди»). Населяют штат Аруначал-Прадеш в бассейне реки Субансири в Юго-Восточных Гималаях, преимущественно в оруге Нижний Субансири. Численность 26 тыс. человек. Говорят на языке апатани, относящимся к т.н. ассамской (центральной, или мири) группе тибето-бирманской подсемьи сино-тибетской языковой семьи. В быту также используют ассамский язык и хинди.

Раньше народ тани (апатани) называли абор («непокорные»). По легендам, ведут свое происхождение от Аботени, который жил в мифической местности Супунг, на востоке Гималаев (существуют также предания о северном, скорее всего тибетском происхождении). Первые три жены Аботени породили различные существа земли и неба. От четвёртой жены родился сын Аблома, создавший бронзовые вещи, в том числе и тибетские колокола. Аблома стал предком всех ремесленников. Традиционное верование - дони-поло (Danyi-Piilo), что в переводе буквально означает «солнце» (Ayo Danyi) и «луна» (Atoh Piilo). Солнце и Луна считаются олицетворением божества Бо, или Бомонг (религия тани - редкий пример архаичного нондуализма).

Помимо божеств, символизирующих силы природы (Kine Nane, Doying Bote, Pedong Nane и Gumin Soyin), есть также боги войны. Перед тем как идти в поход мужчины молятся им, просят силы и защиты в бою. Также они верят, что каждая женщина, которая умирает после своего мужа, возвращается к нему в Нели - подземный мир, очень похожий на долину апатани. Души тех, кто умер естественной смертью, живут в этом мире и называются Яло. Жизнь в Нели такая же, как и на земле: люди работают, выращивают урожай, пасут скот. Хотя это и подземный мир, но он вовсе не ассоциируется с мраком и унынием, напротив это светлое и приятное место. Те, что умерли незамужними или неженатыми, могут найти себе супруга или супругу и даже родить детей. Другой мир, на небе, носит название Талимоко. Там живут души тех, кто умер неестественной смертью (мужчины, погибшие от руки врагов; женщины, умершие при родах), они называются иги. Жизнь в Талимоко не отождествляется с несчастьем и страданием, но она не является продолжением жизни на земле, как в Нели.

Апотани носят головные уборы в виде бамбукового шлема, увенчанного клювом птицы-носорога.

Учение дони-поло было реформировано и отчасти модифицировано усилиями Talom Rukbo, основателя нового религиозного движения в Аруначал-Прадеше. Местные власти способствуют формированию культурной обособленности штата, дабы противостоять обращению местных жителей в иностранные религии.

 

 

 

 


Лит.:

Abraham, P.T., Arunachal Languages with Special Reference to Tani Languages // Tribal Studies: Emerging Frontiers of Knowledge, ed. by Tamo Mibang and M.C. Behera, pp. 181-198. New Delhi: Mittal Publications, 2007; Barbora, Madhumita and Mark Post, Quest for a Script // North East Indian Linguistics, ed. by Stephen Morey and Mark Post, pp. 255–270. North East Indian Linguistics Society. New Delhi: Cambridge University Press, . 2008;
 

Ссылки
http://std.dkuug.dk/JTC1/SC2/WG2/docs/n3823.pdf
‘likenkoyu’. TANI LIPI-A scientific script to preserve tribal languages of Arunachal Pradesh.  
Beyond Headlines // The Telegraph. Friday, March 21, 2008, Calcutta.
http://en.wikipedia.org/wiki/Apatani_people
http://en.wikipedia.org/wiki/Tani_languages
http://en.wikipedia.org/wiki/Danyi-Piilo

 

 

 

 

  Рейтинг@Mail.ru

 

 

Hosted by uCoz