Все алфавиты | На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта

Ваттелутту письмо

Древнейшее письмо джайнов

 

ВАТТЕЛУТТУ – слоговой алфавит, засвидетельствованный с 6 в., использовался до 14 в. на территории современного индийских штатов Тамилнад, Керала и на северо-востоке Шри-Ланки. Позже вытеснен тамильским (தமிழ் அரிச்சுவடி tamiḻ ariccuvaṭi) и малаяльским силлабариями. Некоторые исследователи полагают, что ваттелуту было привнесено в Южную Индию в 4 в. до н.э. задолго до силлабария  эпохи Ашоки брахми, появившегося здесь примерно в 250 г. до н.э. Есть данные, что жители Куччавели, расположенного к северу от Тринкомали, использовать сценарий ваттелутту в кон. 8 в. для наскальных надписей.

1 – транскрипция;

2 – тулу;

3 – ваттелуту.

 

Тамильское письмо занимает обособленное место в ряду индийских силлабариев. В отличие от других, оно сочетает в себе угловатость букв Севера и округлость графем Юга Индии. Сравните, например, остаточные явления матрики – верхнего горизонтального элемента – у некоторых бук (க, ச, ங, த и т.д.). Такая двуплановость тамили (сопоставьте такие сложные графемы как ஹ, ண, ன и такие примитивные как ப, ட, ர) дала повод некоторым. исследователям предположить существование в этом силлабарии некоего графического субстрата.

В 3 в. до н.э. на Юге Индостана (в Декане) возникли тамильские царства Чола, Чера и Пандья соответственно со столицами Кавириппумпаттинам, Ваньджи и Мадура. Помимо собственно тамильского письма дравиды пользовались более древним и скорописным ваттелуту, или ваттежутты (от тамильского வட்டெழுத்து vaṭṭeḻuttu – «округлый почерк»). Это письмо, вероятно, изобрели последователи джайнизма.

Считается, что именно на ваттелутеу до 11 в. джайны записали все раннетамильские произведения. Ваттелултту было широко распространено среди тамилов и малаяльцев. Тамилы перестали им пользоваться после захвата правителями Чолы Мадурского царства.

Древнейшие литературные памятники дравидов – либо джайнистские, либо носят существенный отпечаток этого учения (например, тамильская «Повесть о браслете»). После становления индуизма большинство джайнистских памятников литературы 9-11 вв. было уничтожено. После разгрома Пандиев, вместе с джайнизмом было запрещено и ваттелутеу (некоторое время оно было приспособлено для языка тулу).

До недавнего времени ваттелутеу сохранялось только близ г. Коямпуттур; похожим на ваттелутеу письмом пользовались дравиды тулу. Очевидно, графемы ваттелутеу были заимствованы для обозначения целого ряда специфических ретрофлексных звуков, отсутствовавших в санскрите ṟ, ṉ, ḻ (ற, ன, ழ). Происхождение ваттелутеу во многом остается не ясным, хотя лингвист Д. Дирингер намекает на возможное влияние со стороны сирийцев Малабара, первыми принесших в Индию христианство.

 

Надписи письмом ваттелутту:

1 – надпись на ваттелуту;

2 – часть жалованной грамоты евреям из Кочина, относимой Барнеллом к сер. 8 в., а Бюлером к 10-11 в.;

3 – надпись на ваттелуту.

Древние системы письма использовались для написания тамильского языка после 2 в. н.э. на основе системы письма брахми. Округлые формы письма были также использована распространены на территории современного штата Керала для фиксации тамильского языка, а также языков прото-малаялам и малаялам. В настоящее время малаялам использует собственный силлабарий.
 

Надписи ваттелутту на камне и пластине:

1 – Надпись на ваттелутту, внизу изображения основателя джайнизма Махавиры в пещере Джайн в Ариттаппатти, Мадурай.

2 – Надпись на медной пластине из Tharisapalli (Tarsishapalli sasanangal) на территории индийского штата Керала. Относится ко времени правления короля Ayyanadikal Thiruvadikal, 849-825. Пластины дают информацию о прибытии несторианских монахов из Персии, во главе с Marwan S(abo)r Easho или Iso вместе с Mar Prodh.

 

Ваттелуту порождает целый ряд проблем. Наименование его на современном языке малаялам обозначает «круглый почерк»; возможно, оно было так названо в отличие от письма колелутту, или «царственного почерка», либо от обычного тамильского письма. Впрочем, можно предположить, что это наименование является чисто описательным, так как все буквы ваттелутту действительно круглые. Рассматриваемое письмо – идеальная скоропись. Все его буквы, может быть за одним лишь исключением, пишутся одним росчерком, слева направо; обычно они наклонены влево.

По мнению А. Барнелла, ваттелутту является исконно тамильским письмом и может быть также названо письмом Пандьев, «так как оно было распространено на всей территории государства Пандьев в его лучшую пору; некогда оно употреблялось во всех частях полуострова южнее Танджора, а также в южном Малабаре и Траванкоре, где оно известно и поныне, хотя его употребление очень ограничено, а формы букв более современны». Барнелл считал также, что этим письмом были написаны все раннетамильские произведения, но с 11 в., после завоевания владений Пандьев Чолами, оно постепенно было заменено тамильским, а около 15 в. оказалось совершенно вытеснено им. Впрочем, в Малабаре письмо ваттелутту продолжало широко употребляться индусами вплоть до конца 17 в., а в форме колелутту применялось индусскими властителями и позже: им они писали свои указы. Мопла (малабарские мусульмане), обитающие в окрестностях Телличерри и на островах, пользовались этим письмом вплоть до самого недавнего времени, пока его не заменил видоизмененный арабский алфавит.

Происхождение ваттелутту А. Барнелл возводит черев пехлеви к семитскому источнику. При этом ученый рассматривает письмо южных надписей Ашоки и ваттелутту как «независимые один от другого примеры приспособления чужих письменностей к своему языку: в первом случае к санскриту, во втором – к дравидскому». Эта точка зрения была принята многими учеными, в том числе Р. Хостом в его статье о тамилах в Британской энциклопедии.

А. Барнелл является крупнейшим авторитетом в области южноиндийской палеографии, однако данных, подтверждающих его теорию, слишком мало. Число сохранившихся надписей очень невелико, и относятся они, по-видимому, к сравнительно позднему времени. Самыми ранними из сохранившихся документов письма ваттелутту являются две дарственные в пользу евреев и сирийцев в Траванкоре. А. Барнелл датировал их 8 в., а Г. Бюлер полагал, что они относятся к 10-11 вв.

Д. Дирингер считал более вероятной точку зрения Г. Бюлера, в соответствии с которой ваттелутту следует рассматривать как древнюю скорописную разновидность тамильского письма. Бюлер полагает, что она могла употребляться уже в 7 в., но со временем была видоизменена под влиянием развивавшихся тамильского письма и письма грантха.

 

Надпись 11 в. на Башне Брихадисвара в Танджавуре.

 

 

 

 

 

 


Лит.:
Дирингер Д., Алфавит, М., 2004;

Ссылки:
 

 

 

 

 Рейтинг@Mail.ru

 

 

Hosted by uCoz