Все алфавиты | На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта
Вязь древнерусская
Православные арабески
ВЯЗЬ – особый декоративный вид письма, связывающий строку в один непрерывный орнамент в стиле арабесок.
Митрополит Макарий |
Употребляется с 15 в. главным образом для выделения заглавий, иногда – для утилитарных целей (например, первые шрифтовые экслибрисы, почти на столетие опередившие появление книжных знаков в западной Европе). Вязь также использовалась для сокращения длины заголовков или же для сознательного затруднения чтения (т.е. как тайнопись). Встречается также в надписях на посуде, колоколах, а также вышитой на тканях. Изредка вязью писались пространные тексты, а не только заголовки.
Вязь очень компактна и не терпит свободного пространства, которое равномерно стремится заполнится дополнительными украшениями. Направление букв в строке сбивается с горизонтального на вертикальное (как правило, первым читается буква, расположенная сверху слева).
Вязь зародилась в Византии с 11 в., откуда в 13 в. перешла в Болгарию и Сербию и в 14 в. объявилась на Руси. Древнейший пример на Руси – Стихарь 1380. В 15 в. главными центрами распространения вязи были Троице-Сергиевская лавра, Новгород и Псков. В 16 в.славится своей вязью школа, которой руководил митрополит Макарий времен Ивана Грозного. Византийская вязь имела две разновидности: растительную (где буквы принимали форму растительных узоров; стиль арабески) и геометрическую (стиль морески), в которой буквы принимали очертания геометрических фигур, как бы отображая возростающую роль государства. Буквы вытягиваются, словно готические соборы. Последняя разновидность вязи преобладала в Московском княжестве, а первая – в Западной Руси (например, на Украине).
С падением Византии греческая и южнославянская вязь деградирует, в Московии наоборот - развитие ее продолжилось. Московская вязь отличается лапидарностью и строгостью пропорций. Надо сказать, угловатая кириллица за счет большего числа букв с вертикально ориентированными элементами (Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ь, Ы) лучше, чем греческое письмо и латиница подходила для наращивания лигатур.
Понятие вязи основывается на объединении нескольких букв в один
сложный знак – лигатуру. Лигатуры могут быть:
1. Мачтовыми, когда буквы объединены одной общей «мачтой»
(стволом).
2. Приписными и подчиненными, т.е. меньшие буквы раздельно или
слитно приписываются к большей.
3. Двухъярусными – буква пишется под буквой.
4. Замкнутыми, когда одна буква внутри другой.
5. Полузамкнутыми.
6. Точечными – группа букв соприкасаются в единственной точке.
7. Пересеченными – две буквы пересекают друг друга.
8. Титловыми, когда на месте пропуска букв ставится особый знак
«титло»
҃. Титлами сокращаются наиболее употребимые слова.
Написание титловых лигатур, как правило, не допускало вариаций:
бг – бог,
бца –
богородица,
дх –
дух,
цр –
царь,
стыї – святый, числа 71 –
оа и т.д. Московские
каллиграфы привнесли в теорию вязи некоторые новшества,
предопределившие ее дальнейшее развитие;
9. Дробление общей мачты,
10. Подвешенные буквы, т.е. буква приобретала дополнительные
элементы, максимально заполняя окружающее ее пространство.
11. Разнесенные буквы – буквы вытягивались, а их горизонтальные
элементы смещались к краям мачты. При этом горизонтальные линии
букв были значительно тоньше (почти незаметны) по сравнению с
вертикальными.
12. Нарушение симметрии изменяло некоторые буквы до
неузнаваемости. В вязи широко применялись выносные знаки (см.
Скоропись).
Буквы русской вязи по мере ее развития постепенно вытягивались. Соотношения их длины и ширины могли быть 3:1 (византийская вязь), 15 в. и 12:1 к кон. 17 в. Такие пропорции вязи существенно затрудняли прочтение, что иногда использовалось в древнерусской тайнописи, поскольку демонстрировала уже не просто декоративные приемы, а обнаруживала свойства головоломки.
Некоторые буквы (А, С, О) могли узнаваться до неузнаваемости:
В вязи были разработаны приемы, которые в значительной мере освобождал от двоякости чтения:
1. Дробление мачты:
Такое дробление позволяло увеличить число лигатур:
2. Подвешенная лигатура, когда буква как бы зависает между верхним и нижним пределами на нескольких «ногах».
3. Разнесение буквы. Чтобы максимально сблизить две графемы, косые или горизонтальные элементы сплющиваются к низу и верху:
В этом случае побочные элементы могут свободно перемещаться по вертикали, принимая порой необычные формы. Сравните метаморфозы Л:
Иногда же может нарушаться симметрия букв:
Вязанные буквы иногда украшались декоративными элементами типа узелка, креста, листа, стрелки, восьмерки, черточек, завитков, точек, ромбов, хоботков, навесиков и т.д. Вот некоторые виды узорчатых элементов, которые использовались мастерами для красоты.
1. Узел (он может быть и полым), который обычно ставился в наиболее тонких местах графемы:
2. Косой крест:
3. Крест:
4. Листики (симметричные и боковые):
5. Стрелка:
6. Восьмерка:
7. Черточки могут употребляться по две, по три и более, а также в комплексе с другими элементами (например, с узлом):
8. Завиток: причем завиток может сопровождаться пунктирами или точками
9. Ромб:
10. Двойной ромб:
11. Крест в ромбе:
12. Завитки в кругу:
13 Треугольник:
14. Паутина:
Порой бывает трудно отличить узоры, которые ничего не значат и служат лишь для заполнения свободного пространства от элементов букв (или даже самих букв), выполненных в виде узоров.
Здесь завиток – несомненно является продолжением буквы.
Здесь же сложный завиток в виде вьющегося листка является «паразитным элементом», заполняющим пустующее место.
А здесь вся буква целиком выполнена в виде сложного завитка.
Каллиграфы особо любят украшать
Ѡ, Ѵ, ȣ.После церковной реформы Никона и европеизации страны Петром I, вязь переживает период упадка и сегодня активно используется лишь у старообрядцев, в частности у поморов (Архангельская область) в их книгах 18-19 вв. Они привнесли в технику вязи некоторые новые элементы. В поморской вязи отсутствуют окружности, она еще более угловатая, что позволяет образовывать ранее немыслимые лигатуры, напоминающие паутину (они едва доступны разбору).
Сегодня примитивные варианты вязи используют национал-патриотические движения России, например, «Память».
1 – экслибрис;
2 – Синодик, 1659 ("написание сенадика собрано");
3 – Русское евангелие 15 в., с сербского оригинала ("в святую и
великую неделю... евангелие");
4 – Украинская вязь ("предисловие и сказка ко...");
5 – Грамота 14 в. болгарского царя Иоанна Шишмана. Царский титул ("Иоан
Шишман. В Христа благоверны и царь и самодержец всем българом и
грьком");
6 – Новгородское евангелие 16 в. ("от Иоанна святое благовествование").
Псковский Златоуст 16 в. ("книга глаголемая учително
Злата...")
Максим Грек, 1587 ("сия словеса сотворил есть инок")
Житие Валаама Хутынского, 1689 ("на велицей вечирни...")
Апокалипсис кон. 19 в. ("откровение четвертыя печати
являюще на води...")
Тайнопись 19 в.
Проведем разбор надстрочных знаков в надписи
«Судебник рускоглавый о розных судех» |
Техника «вязи» декоративных лигатур присуща не только кириллице, но и многим другим ориентальным письменным системам. По примеру византийцев лигатурные орнаменты применялись в грузинском, армянской, коптском письменах, а также в глаголических рукописях и рунических тайнописях.
Вязь широко применяется в арабском, сирийских, некоторых индийских (непальское письмо ранджа) письменах. Корейское письмо изначально базируется на лигатурно-слоговых написаниях
Использование вязи современными политическими движениями:
Под вязь стилизируют разного рода тайнописи:
Лит.:
Селищев
А.М. , Старославянский язык, М. , 1951;
Черепнин Л.В. , Русская
палеография, М. , 1956; Щепкин
В.Н. , Русская палеография, М. ,
Ссылки:
См. также:
Почему
кириллица становится непрестижной? (Взаимосвязь престижности письма
и ВВП)
Космический статус
русской азбуки
Буквица
Глаголица
Скоропись
Славянские руны
Старорумынское письмо
Тарабарские грамоты
Любое использование материалов допускается только с разрешения автора сайта. Все права защищены © И. Карасев, 2007-2018