Все алфавиты | На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта

Екатеринодар - гнездо медузы Горгоны?

Денис Шульгатый, историк

 

Весь декабрь для кубанской столицы проходил под знаком какого-то «екатеринобесия». Великая императрица и святая из Александрии сменяли друг друга в краевых и городских СМИ с калейдоскопической быстротой: дети рисуют Екатерину Великую, День святой Екатерины собираются объявить чуть ли не вторым Днем города, краснодарские тезки императрицы посещают музеи бесплатно и проводят «бал Катюш», а по Красной чуть было не совершился крестный ход в честь святой великомученицы. Помешали похороны Алексия II. И все это, естественно, для того, чтобы убедить горожан в том, что Краснодар необходимо переименовать в Екатеринодар. Одержимые всегда убеждены в том, что одни они знают, как надо!

С одной стороны, это даже мило, но с другой - стремление властей предержащих затащить Краснодар в рамки «екатерининского мифа» в разгар экономического кризиса вызывает некую оторопь. Ведь очевидны финансовые потери, которые понесет город в случае переименования, однако любые рациональные доводы пасуют перед такой решимостью. Причем задача довольно-таки непростая: если о российской императрице люди еще чего-то да знают, то святая покровительница нашего города, по словам руководителя краевого социологического центра Николая Петропавловского, неизвестна 93 процентам краснодарцев. Впрочем, это не мешает ведущей городской газете печатать опросы горожан, в которых выясняется, что каждому из опрошенных что-то да известно о великомученице – видимо, журналистам посчастливилось попасть на оставшиеся семь процентов. В общем, нет таких крепостей, которые не смогли бы взять, хотел сказать, сторонники Екатерины.

Особое внимание при насаждении «екатерининского культа», как всегда, уделяется подрастающему поколению. Передо мной лежит план-конспект специального урока с донельзя предсказуемой темой «Именем Екатерины нареченный». Планы расписаны по всем классам от первого до одиннадцатого, разумеется, с поправкой на возраст и уровень образовательной программы. В начальной школе пока еще все более–менее прилично: кто такая императрица Екатерина, какие места в городе связаны с ее памятью, почему ее любили казаки(!) и так далее. А вот уже в третьих-четвертых классах педагогу дана четкая установка - «в конце урока учитель проводит беседу о роли выдающейся исторической личности - Екатерины Великой в судьбах России и Кубани и формулирует вывод о необходимости возвращения исторического имени «Екатеринодар» столице Кубани». Учителю предлагается по пунктам разобрать все положительные качества Екатерины Второй, равно как и ее святой тезки. В более старших классах вводится еще большая ясность - «Педагог подчеркивает призыв А.Н. Ткачева к активному участию в проекте «Имя Россия», «Учитель, подводя итог урока, подчеркивает роль губернатора А.Н. Ткачева в популяризации исторической личности Екатерины II». Ну и на закуску – предписание для педагогов, ведущих этот урок в 10-11 классах: «Учитель выявляет, как изменилось отношение учащихся к идее возвращения исторического имени «Екатеринодар» столице Кубани, озвученной в начале урока, для чего проводит итоговый экспресс-опрос». Прямо пособие для начинающего проповедника, а не план-конспект для учителя средней общеобразовательной школы.

Для учеников школы-гимназии № 36 урок «екатериноведения» проходил в музее-заповеднике имени Фелицына. Как и во всей екатерининской мистерии, в этом утреннике был элемент этакого апофеоза, которым невольно заражались и дети. Ведущая начала свое выступление с того, что напомнила детям, что за праздник они будут отмечать в эти выходные. От великомученицы она почти сразу перешла на императрицу, заявив, что кубанцам не нужно ждать окончания выборов «Имени России», потому что для нас это имя уже очевидно - и это имя Екатерина Великая. Все это даже нельзя было назвать шоу - в голосе ведущей порой звучали нотки почти религиозной экзальтации. Тем более что было непросто отслеживать переходы от одной Екатерины к другой. «И в годы лихолетья, - вещала она, - святое имя было позабыто и День Екатерины был утрачен. И только наш губернатор решил вернуть кубанцам их имя и их память».

Впрочем, взрослые краснодарцы тоже не оставлены без внимания чиновников, вдруг воспылавших страстной любовью к имени «Екатерина». Даже крестный ход в честь святой покровительницы города умудряются превратить в сугубо официозное мероприятие. В постановлении мэрии «Об организации крестного хода» за подписью заместителя главы города Натальи Маханько руководителей «отраслевых, функциональных и территориальных органов администрации города» настоятельно просят направить своих работников «для участия в мероприятии согласно разнарядке». Стиль написания этого документа показывает, что, несмотря на все разговоры о «духовности» и «возвращении к истокам», наши чиновники, по сути, остались все теми же атеистами и комсомольцами, для которых что субботник организовать, что крестный ход - все едино, все из-под палки. В постановлении чуть ли не каждая фраза просится в цитату - чего стоит, например, такой перл: «сбор и регистрация участников крестного хода». Порой складывается впечатление, что и для самих чиновников стало неожиданностью все это «екатеринобесие». Но они его усердно распространяют дальше, как могут, как привыкли. Хорошо еще, что хватило такта отменить этот самый крестный ход в связи со смертью патриарха Алексия. По сути, городские и краевые власти выступают по отношению к горожанам как эдакий административный миссионер, желающий обратить Краснодар в какую-то странную веру. Странную, потому что «великая императрица» и «святая великомученица» с одинаковой убедительностью преподносятся как женщины, даровавшие имя нашему городу. Рядовому краснодарцу порой бывает нелегко различить, какую именно Екатерину все же стоит почитать больше - в нашей пропаганде царица и святая, блудница и девственница сливаются в некий собирательный образ, который и пытаются навязать Краснодару одновременно как его символ, покровительницу и основательницу. Но этот образ уже не императрица и святая великомученица - это уже нечто третье, совершенно новое…

Кто же на самом деле проглядывает одновременно сквозь царственную маску бронзовой императрицы и скорбный лик с иконы? Здесь неплохо было бы вспомнить «Житие» самой великомученицы. Поскольку эта душераздирающая и высокодуховная история уже наверняка набила оскомину всем, кто имел несчастье попасть под каток официозной пропаганды, очень кратко пробежимся только по тем моментам, которые будут важны для хода дальнейшего повествования.

Значит, жила-была девица Екатерина из очень знатного рода, известная своей красотой и премудростью на всю Александрию. К ней, разумеется, сваталось очень много женихов, и родители ее также уговаривали выйти замуж, но Екатерина заявила им, что ее жених должен быть юношей, который был бы подобен ей «по знатности рода, по богатству, по красоте и по мудрости». Тогда ее мать, тайная христианка, отправилась к своему духовному отцу, который обещал найти жениха, который бы удовлетворил слишком высоким требованиям девицы. Он заявил ей что, знает «одного чудного юношу, Который несравненно превосходит тебя во всех твоих дарованиях. Красота Его светлее солнечного света; премудрость Его управляет всеми чувственными и духовными созданиями; богатство Его сокровищ распространено по всему миру и никогда не уменьшается; а высота Его рода неизреченна и непостижима». Екатерина, разумеется, заинтересовалась предложением старца, он устроил ей божественные смотрины, но Христос не заинтересовался Екатериной, заявив ей, что «девица безумна, бедна и худородна… весьма помрачена и так безобразна, что Я не могу смотреть на нее». Екатерина же наконец найдя себе достойного жениха проявила вполне понятное упорство - по требованию небесного суженого она пошла к старцу и спросила у него, что ей надо сделать, «дабы узреть желаемого ею Жениха-Христа». Старец рассказал ей о вере христианской, и в итоге Екатерина решила креститься. После она легла, помолясь, и вскоре ей явился Христос, который завил, что теперь «девица прекрасна и славна, а не безобразна и бесчестна, как прежде; ныне она богата и премудра, а не бедна, какой была сначала… Я ныне избираю тебя Моею невестой, нетленной и вечной. Сохрани с великим тщанием этот союз ненарушимо и не избирай себе никакого земного жениха». Житие, как известно, имело душеполезное продолжение - в Александрию приехал император Максимилиан, который захотел сам жениться на Екатерине. Он натравил на нее пятьдесят своих мудрецов, которые должны были убедить девицу в ложности ее учения и в могуществе бога Зевса. Но Екатерина, воспользовавшись помощью ангелов, разнесла вдребезги все хитросплетения этих мудрецов и заставила их самих уверовать в Иисуса. Максимилиан неоднократно пытался убедить Екатерину в том, что он ей будет лучшим мужем, чем Христос, но, видя безуспешность своих попыток, разозлился и приказал отрубить девице голову. Из раны ее вместо крови вытекло молоко, Екатерина стала святой, а ее голова стала «святыми мощами».

Для верующего христианина вся эта история станет лишним подтверждением всей его веры. Это, конечно, его право - верить в то, что он хочет, но и я, как закоренелый атеист, оставляю за собой право переосмыслить эту легенду. Тем более что разгадка, в общем-то, лежит на поверхности - достаточно хотя бы поверхностного знакомства с историей религий Востока, чтобы понять, что сама идея «священного брака» вовсе не нова для этого региона. Можно вспомнить, к примеру, известного историка религий Джеймса Фрезера, прекрасно расписавшего в своем фундаментальном труде «Золотая ветвь» обряд бракосочетания вавилонского бога Бела и смертной женщины: «В храме не было ни одной статуи, и ни один человек не оставался в нем на ночь, кроме одной-единственной женщины, которую бог, по утверждению халдейских жрецов, избрал среди всех женщин Вавилона. Они говорили, что ночью в храм приходило само божество и спало на огромном ложе. Женщина эта, супруга бога, не могла иметь сношений ни с одним смертным». А вот уже ближе к месту, где прославилась наша героиня: «В Фивах (Египет) в храме Аммона в качестве супруги бога спала женщина. О ней, как и о смертной жене Бэла в Вавилоне, говорили, что она не имела сношений с мужчинами. В египетских текстах она часто упоминается как «супруга божества»; как правило, она была не менее значительной фигурой, чем сама египетская царица». Параллели с «вечной и нетленной» невестой Христа, здесь очевидны - христиане просто переосмыслили распространенный языческий сюжет уже в собственной трактовке. Не стоит забывать, что, по мнению большиства религиоведов, многие христианские святые приняли на себя функции и атрибутику различных языческих божеств.

Но ведь обручение с богом - это не просто «акт гражданского состояния», это еще и радикальное изменение собственного статуса. Вышедшая замуж за бога смертная женщина сама становится подобной богине. А уж если образ кроткой святой смешивается с образом величественной императрицы, известной к тому же своими, хм… вольными нравами (олимпийцам позволено все), то сходство становится еще более заметным. Так все-таки, что за «Екатерина» стремится воссесть на престол в благословенном казачьем граде? И какая из богинь древнего мира тесно связана с культом отсеченной головы? А только одна - Медуза Горгона. По ряду признаков она соотносится с иной греческой богиней - Гекатой, повелительницей колдовства, мрака и ночных призраков. Само имя «Геката» ничего не напоминает, нет? Даже если учесть что в поздних поучениях против язычества ее называют «Екатией». Созвучие? Разумеется. Случайное? Хм… есть сферы где «случайных совпадений» не бывает. В образе Гекаты она является царицей «земной, небесной и подземной», в образе Горгоны - ее убивают и отрубают голову. Геката, как и Медуза, соотносились с римской богиней ночи Манией, культ которой, кстати, также был связан с отсеченными головами. Но самое интересное даже не это, а то, что эта богиня среди прочего считалась покровительницей священного безумия – от ее имени произошли такие замечательные понятия, как «мания» и «маньяк». А что тут такого? Разве вся эта история с уроками «екатериноведения» и оголтелой агитацией в СМИ не напоминает то самое «священное безумие»?

Понятное дело, что власти предержащие в Краснодарском крае не думают о древних богах и пугающих совпадениях. Часть из них рассчитывает войти в историю посредством Екатерины, большая же ни о чем таком вообще не думает, послушно выполняя приказы начальства. Ну, примерно так, как крестили Русь дружинники великого князя киевского Владимира. Черт его знает, зачем оно надо, но раз уж сам князь приказал…

 

 

 

 

 

 


Лит.:
Ссылки:

 

 

 Рейтинг@Mail.ru

 

 

Hosted by uCoz