Кубань | На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта
Постфольклор и фольклор в журналистике
На примере кубанской периодической печати
«Сначала мысль, воплощена
В поэму сжатую поэта,
Как дева юная, темна
Для невнимательного света;
Потом, осмелившись, она
Уже увертлива, речиста,
Со всех сторон своих видна,
Как искушенная жена
В свободной прозе романиста;
Болтунья старая, затем
Она, подъемля крик нахальный,
Плодит в полемике журнальной
Давно уж ведомое всем».
(Е. Боратынский, 1837)
– Наивная! Какие инопланетяне, какие спецслужбы... Набухаются мужики отравы какой-нибудь и – в отключку.
(С. Шипунова «Генеральша и ее куклы», 2005 г.)
Введение
Фольклор быстро заполняет любую нишу, оставленную журналистским официозом, проникая во все сферы СМИ. И не только потому, что все чаще появляются табуированные темы. Язык фольклора – открытая система, которая за счет своих присущих качеств анонимности (под маской штампов «глас народа», «люди говорят») вскрывает и высмеивает слабые стороны журналистики: взаимоотношение СМИ и читателей (зрителей), рядовых сотрудников и руководителей, редакторов и чиновников, старожильных журналистов и новичков.
Как правило, в журналисткой среды формируется внутренний субкультурный пласт со своими персонажами (героическими и сатирическими), вторичной семиотической системой, журналистский фольклор – это своего рода СМИ внутри СМИ.
Интересно, что журналистика, как актуализация мировоззрения социальных групп, сама тесно взаимодействует со сферой фольклора. Зачастую рубрики местных газет напоминают «Указатель сказочных типов» (по системе А. Аарне): «Сказки о животных» («Окно в природу», «Живой уголок»), «Чудесный помощник», «Правда выходит наружу» (широкий круг материалов на разную тематику), «Добрые советы» (газетные колонки, которые ведут юристы, врачи и т.д.), «Сказки о судьбе» (житейские истории, очерки о людях «виды видавших»).
В журналистской среде формируется своеобразный сленг, остающийся непонятным обывателю. Вот характерный пример:
– Открывай «звонилку» и начинай работать! Что говорят источники? – несется из крайнего кабинета ранним утром.
– Это – «казахская песня». Я ее заворачиваю, – сообщает строгий голос в соседней комнате.
– Берите, а то протухнет, – советуют в соседнем кабинете.
– Где «свежий глаз»? – кричат в другом.
– У меня не встает! рычит мужской бас в комнате справа от лифта ближе к вечеру. Пните дежреба, пускай заткнет «дырку» на последней.
– А у меня «сопля» повисла. Может лучше Иванова подрезать, а что осталось – рассыпать? – вторит ему женский альт.
– Сегодня у нас «расстрел на рассвете», – хладнокровно сообщает голос из кабинета, охраняемого секретарем. А вы, Савченко, спокойно занимаетесь «резьбой по дереву».
В одной комнате кабинете ищут «сапог», в другой – «шапку»… [1]
«Звонилка» – список телефонов, по которым репортер ежедневно вызванивает информацию, «казахская песня» – бессвязный материал, «завернуть» – отказать в публикации, «протухнуть» – устареть, «не встает» – материал не умещается в отведенное место на газетной полосе, «свежий глаз» – дежурный по газетному номеру, «пнуть дежреба» – заставить дежурного работника службы информации побыстрее сдать недостающую новость, «дырка» – пустое место на газетной полосе «сопля» – негармонично смотрящаяся длинная узкая колонка текста, «подрезать» – сократить, «рассыпать» – разбросать по газетным полосам, «расстрел на рассвете» – бессюжетная фотография, на которой группа людей бездарно выстроилась в ряд и смотрит в камеру, «резьба по дереву» – сокращение и обработка заметок внештатников и практикантов, «сапог» – текст на полосе в виде неправильного многоугольника, «шапка» – общий заголовок для нескольких материалов на полосе.
«Бык похищает Оксану» - чем не мифический сюжет? (Оксана, правда, тяжеловата).
Вместе с тем, журналистская среда сама продуцирует корпоративный фольклор – байки, анекдоты, бывальщины. Особенность этого коллективного творчества от других разновидностей профессионального фольклора в том, что очень часто он выплескивается на страницах газет или попадает в эфир. Журналисты сами сочиняют и сами же публикуют такого рода материалы (сказывается доступ к информационному полю, публикациям и тиражированию слухов, вымышленных рассказов, которые якобы имели место быть, случаев из жизни известных журналистов с постфольклорными напластованиями).
Происходит как бы самозапись текстов журналистского фольклора, которая в определенные дни приветствуется и поощряется руководителями СМИ. Обычно такие материалы появляются в День смеха на Первое апреля, в профессиональные праздники журналистов (День печати и т.д.) или на день рождения конкретного СМИ, а также в новогодние праздники. Именно в эти ключевые дни на страницах газет появляются забавные истории, которые приключаются с журналистами. Иногда они перекликаются с широко известными классическими сюжетами, как в случае с корреспондентом «Краснодарских известий» Евгением Хомутовым (его фамилию чиновник никак не мог вспомнить – материал «Лошадиная фамилия») [2]. В ироничном ключе обыгрываются редакционные задания (под новый год, в Год Быка корреспондент «Кубанских новостей» Оксана Попова решила оседлать самого настоящего быка [3]), за другой сотрудницей «Кубанских новостей» Татьяной Киреевой по безлюдной, запорошенной снегом автобусной остановке гонялась лошадь и пыталась ее укусить (материал «Кто-кто? Конь в пальто»). Таких примеров масса.
Книга П. Придиуса (Степана Хуторского) с думками.
Журналистский фольклор (большей частью на смеховом, низовом уровне) широко в своем творчестве использовали в своем творчестве Петр Придиус [4] и Валерий Кузнецов [5], Евгений Петропавловский [6], Светлана Шипунова [7]. Байки Придиуса выходили в «Кубанских новостях», а сам он их подписывал Степаном Хуторским (был создан типичный образ станичного «хитроватого простачка», аналогичный деду Щукарю). Этот образ столь органично вписался в кубанский постфольклор (писатель В. Кузнецов запечатлел его в образе Ефима Примуса), что одно время на полном серьезе краснодарский скульптор Николай Буртасенков предлагал открыть в Краснодаре памятник Степану Хуторскому [8]. Следует заметить, у Придиуса появились подражатели, писавшие фельетоны под псевдонимами Станичные, Городские...
Книга С. Шипуновой «Дыра»
«Дорогой, Степан! – начал главный газетчик с дрожью в голосе. – Пишет тебе твоя давняя поклонница, потомственная раба божья баба Нюра. По документам Анна Савишна. Безлошадная, из хутора Вонючего, – редактор невольно скривился, занюхивая неприятные ассоциации букетом осенней астры.– Отродясь никому не писала, даже Сергею Федоровичу Медунову, а тебе пишу. Не писала не потому, что лыдачая, или необученная. А потому, что руки вечно другим заняты были: то доили, то пахали, то на полевом стане кашеварили, то бычкам хвосты крутили. А с тех пор, как быков сожрали, крутить стало нечего. Осталась я одна, при своих бабьих интересах: сижу голодная, как собака, холодная, чугунок в сенцах, и сама себе дули кручу. Вот и выходит, все, что заработала я за полвека в хуторе нашем Вонючем, так это собственные дули. Сижу вечерами и сама себе напеваю: «Были у бабули, две холодных дули…» Кадась, я в стишки баловалась. Пишу и думаю: може, хуторской наш радетель Степан наткнется на писанину мою никчемную? Може, и на меня дрогнет у него сердечко? Ты, я вижу, человек ко всему досужий, занятый, писать тебе не с руки. А если и надумаешь, или в газетке своей слезы мои соленые пропечатаешь, то этим добром печку не натопишь и ужин не состряпаешь. Степа, родненький, если сможешь, помоги верной солдатке: вышли давней твоей читательнице из захолустья копейку – другую на дровишки. Будь они неладны! Придут холода, околею ведь ни за что, ни про что. А так не хочется со «Страшными вестями» расставаться. Уж такие они сердобольные, жалостливые да глазастые. Все видят, все знают. Може, и меня, нищенку из Вонючего, приметят? В долгу не останусь. Буду газетку нашу со сранья до темноты читать: сначала сверху вниз, потом снизу вверх. Потом соседям перескажу. Не зря в агитаторах сорок лет ходила. Бывало, прочитаю «Правду» и ничего опосля нее не хочется: дюже душу и мозги успокаивала. Вот так и твоя газетка».
Почувствовав подкативший комок к горлу, да какой там комок, камень, Ефим Примус незаметно нащупал в боковом кармане пиджака месячную зарплату в пять тысяч, и только тогда малость успокоился».
(В. Кузнецов, «Факультет дуристики») [9]
Журналисты еженедельника «Краснодар» в сказочном облачении на льду и в краснодарской мэрии
При подготовке праздничных выпусков газет журналисты не без удовольствия сами вовлекаются в фольклорные действия: ходят в костюмах Снегурочки и Деда Мороза, сказочных животных по кабинетам чиновников («Посевали рис, овес…» [10]). Здесь сочетается серьезное (администрация города) и смеховое. Однако первоапрельские розыгрыши могут оказывать влияние на общественно-политическую жизнь, не говоря уже о том, что они могут становиться часть городского фольклора.
С губернатором Ткачевым местный официоз шутил в первый и последний раз.
Подпись к коллажу: «Фидель Кастро и Александр Ткачев во время встречи в Сочи: визит был молниеносным, но объятия - теплыми».
Из первого рода таких примеров – передовица в «Кубанских новостях», где на первое апреля опубликовали якобы достоверную информацию о тайной встрече губернатора Кубани с команданте Фиделем Кастро [11]. Позже эта публикация начала обрастать фольклорными напластованиями: будто эта шутка стоила редактору газеты его поста, а якобы одна журналистка приняла розыгрыш за чистую монету и отослала «новость» на Би-Би-Си.
Некоторые журналисты из ИТАР-ТАСС в свое время тоже попались на удочку шутников газеты «Жемчужина России», напечатавших материал о вылове в Черном море 9-метрового дельфина и выставленного на обзор в дельфинарии.
Но, пожалуй, самой резонансной была первоапрельская шутка «Кубанского курьера»: в 1993 г. был напечатан материал о том, что якобы в центре Краснодара, в цистерне на Шуховской башне незаконно разводят крокодилов. Якобы, когда все раскрылось, цистерну с крокодилами транспортировали на вертолете и уронили в воды Краснодарской ТЭЦ. До сих пор есть люди, которые уверяют, что видели там огромных рептилий. Герпетологу Андрею Чушкину даже приходилось популярно развеивать слухи об акклиматизации чудовищных рептилий в Краснодаре, утверждая, что для выживания крокодилов в Кубани «не хватает кормовой базы», дескать, им нужны стада антилоп, а не худосочные толпы туристов и отдыхающих [12].
А байки о том, что под Вечным огнем захоронены не останки солдат, а нечто четвероногое. Или о том, что на Всесвятском кладбище тайно захоронен Пуришкевич, а в туалете одного из старинных особняков на ул. Фрунзе в краевом центре (там мастерская скульптора Александра Аполонова) некий казачий генерал в гражданскую обронил шашку с алмазами [13]. Кстати, с Аполоновым связан и другой сюжет городского фольклора. Скульптурной композиции напротив здания администрации Краснодарского края не приделали одну штуковину, из-за чего конь стал лошадью (якобы металла не хватило). На эту тему было много шуток в журналистской среде.
20-метровый железобетонный памятник «Человек-созидатель» скульптора О. Коломойцева, установленного в 1967 г. в районе Краснодарской ТЭЦ и прозванного в народе «Фантомас» («Комсомолец Кубани») в 1980-е годы на первое апреля якобы рабочий не с опущенным, а с поднятым молотом (похожее фото нашли в газете другого города и сопоставили: видимо рабочий молот за ночь поднял) – каменный гость.
Скандальная скульптура А. Аполонова «Панк», 1999 г. (некоторые уловили схожесть с В. Путиным).
Своеобразное журналистское «оборотничество» – репортажи, идущие под рубрикой «Журналист меняет профессию». Опять же здесь познавательная цель материала сочетается с элементами карнавальности или даже балаганности. журналисты провели день «в шкуре» официантов кафе [14], дворника, кондуктора… Но есть и определенные табу на «смену профессии». Ясно, почему работникам пера нельзя поработать машинистом или пилотом без профессиональных навыков. Рассказывают забавную байку, как одна юная журналистка «Кубанских новостей» (Мария Шастик), когда ей предложили написать репортаж «Ж меняет П», вызвалась потрудиться кассиром в редакции. Все посмеялись и, конечно же, ей отказали.
Переодевание журналиста ради написания острого репортажа (точнее: последствия такой «смены профессии») может служить источником громких скандалов. Так случилось с журналистом «Кубанских новостей» Галиной Симкиной, когда она, облачившись во все черное, пошла проверять бдительность милиции в Краснодарском аэропорту [15]. Позже у нее появились последователи. Так, корреспондент «Краснодарского курьера» Ирина Янпольская в костюме смертницы-шахидки отправилась проверять бдительность городского УВД (правда, все обошлось без последствий: на нее никто не обратил внимание) [16].
Надо заметить, что в центре скандала о якобы предстоящей свадьбе гимнастки Алины Кабаевой и Владимира Путина оказался краснодарский журналист Лев Рыжков (в то время он работал обозревателем отдела культуры «Московского корреспондента») [17]. Именно он в авторском тексте на сайте «Литпром» рассказал, что этот сюжет с бракосочетанием был специально придуман с целью закрыть пустующее место в готовящемся к выпуску номере в газете.
Легендарные памятники Краснодара (слева направо):
«Человек-труженик» скульптора О. Коломойцева, установленного в 1967 г. в районе Краснодарской ТЭЦ и прозванного в народе «Фантомас».
«Солдат и девочка» (1986 г.) рядом со зданием Краснодарского Политеха (студенты называют памятник «Отдай копейку, девочка»).
Памятник Ленину, который дважды сносили в Краснодаре. Теперь вождь провожает поезда.
В гротескном бюсте А. Аполлонова «Чиновница-мутант» многие уловили сходство с вице-губернатором Краснодарского края Г. Золиной.
Персонажи журналистского фольклора
Непременные действующие лица журналистского фольклора – люди, как правило из медийной среды. Причем эти образы могут маркироваться героически (типаж «правдолюба» и борца с чиновниками) либо сатирически (по эпатажности поступков, необычной манере одеваться). Наглядный пример «правдолюбов» – Светлана Турьялай (в свое время осмелилась написать про то, как автомобиль мэра кубанской столицы сбил ребенка [18]) и Татьяна Журбенко (в заголовок своей статьи она вынесла неприличную кличку бывшего губернатора Кубани) [19].
Легендарные типажи журналистского фольклора, как правило, сами же журналисты, попадающие в разные забавные истории (Владимир Байбик, Константин Бельчанский, Лев Рыжков). Один из таких типажей «внештатник на пенсии», имеющий в прошлом определенные заслуги. «Автором пяти газет» называл себя бард-журналист Бельчанский, которого, кстати, дважды принимали за редактора одного солидного издания: в первый раз за его уверенный баритон по телефону, а второй, когда послали на, казалось бы, рядовое мероприятие, а потом выяснилось, что приглашались только главные редактора.
Персонажем журналистского фольклора в свое время становился бывший редактор «Кубанский новостей» Евгений Филимонов. Его пристрастие ходить с рядовыми журналистами на написание газетных материалов в качестве фотографа и даже самому писать (как ему казалось) «острые» репортажи даже было увековечено в фельетоне [20].
Персонажи заурядных журналистских репортажей в местных газетах также зачастую становятся предметом сатирического взгляда со стороны самих же журналистов, перешедших в разряд писателей:
«Маститый кубанский поэт Хронид Попойщиков прочел с трибуны свои стихи, а затем рассказал о том, как он до пенсии служил в авиации и неоднократно имел знамения свыше, а также дважды видел в небе ангелов. После него выступил кубанский прозаик Гектор Кривоносов с воспоминаниями о православном поэте Лермонтове, которого он предложил причислить к лику святых... Символично, что на форуме присутствовали представители братских конфессий: они пожелали кубанцам счастья, здоровья, а народам Северного Кавказа – дружбы, добрососедства и скорейшего налаживания взаимовыгодных экономических связей. Эти слова, без сомнений, пришлись всем по сердцу.
Участниками православного форума выступили и артисты: в промежутках между докладами звучали молитвы, колядки, песнопения в исполнении Кубанского казачьего хора, камерного хора краевой филармонии, хоровой капеллы мальчиков, детской экспериментальной школы народного искусства Кубанского казачьего хора и многих других народных коллективов».
(Е. Петропавловский, «Наш махонький Париж. Поколение индиго и другие...»)
Очень много разных баек о новичках и внештатниках. Рассказывают, одна из молодых сотрудниц газеты придумала эвфемизм «наши серые братья» применительно к работникам ГИБДД. На вопрос, откуда взялось такое смелое сравнение она ответила: «Так у них же форма серая»… Или, как вариант заголовка «Отцы земные встретились с отцами небесными» к заметке, где шла речь о встрече властей города с церковными иерархами.
Немало рассказов в медийной среде о немногословных чиновниках, которые при подготовки написания большого интервью умудряются на все вопросы отвечать односложно или попросту кивать или качать головой.
Журналистский фольклор открыт для других смежных сред, в том числе и даже магической. Как все творческие люди, журналисты очень суеверны: они не станут подробно рассказывать о том, что пишут, пока материал не будет сдан в номер, несколько раз подумают – возвращаться ли с полпути и менять ли обычный маршрут следования, например, в администрацию края на другой (вплоть до того, зайти к входу с правой или с левой стороны). Редактор одной из газет рассказывала, что при написании статьи под заголовком «Черный квадрат» компьютерный файл странным образом исчез. А когда был найден и открыт, то вместо текста на экране появился огромный черный квадрат.
Передовица еженедельника «Краснодар» (24.01.2003) «Карасуны станут озерами».
Абсолютно непреднамеренно у мэра Краснодара Николая Приза вдруг сюрреалистично отросли деревянные ноги. (Чем не Сальвадор Дали?)Существует и вера в «дурной глаз». Так, журналистка «Кубанских новостей» Оксана Попова однажды не поверила в примету, что если не обмыть новые босоножки, то они непременно порвутся. Когда так оно и случилось, она где-то раздобыла самое настоящее заклинание от сглаза: «Через тень, через плетень, через мраки обрати свои враки на свои же сраки».
Близость к мистическому и таинственному и даже специализация на нем служит журналистам средством поднятия своего статуса. В тех же «Кубанских новостях» в 2002 г. на обложке «толстушки» был анонсирован материал про федерального судью Апшеронского района Вячеслава Ряднева. Но поводом такого внимания к рядовому материалу послужила редкая фотография, на которой главный герой изображен в своем кабинете, а на переднем плане лежал череп [20а]. Как рассказывает автор того материала Галина Симкина, череп ранее принадлежал некой женщине и был подарен судье в виде сувенира каким-то патологоанатомом. Тогдашний редактор газеты еще ей пригрозил: дескать, не будет на фото черепа, все расходы на поездку в район запишем на тебя.
Хотя чаще журналистами эксплуатируются ходульные сюжеты – «круги на полях» [21], НЛО, йети [22] и люди с экстрасенсорными способностями. Например, в книге Светланы Шипуновой «Дураки и умники. Газетный роман» исчезновение одного из героев объясняется тем, что его похитили инопланетяне:
«...Искали Ветра целых полтора месяца – милиция, водолазы, вертолетчики – метр за метром прочесывали окрестные горы, лес, дно морское и – ничего, никаких следов. Был человек – и нету. Инопланетяне унесли. Начальник УВД несколько раз заходил, спрашивал:
– Может быть, прекращать уже поиски, а, Иван Демьянович? Люди устали, да и бесполезно это...
– Ищите, – отвечал Масленов» [23].
В другой своей книге Шипунова сатирически описывает некий город Тихо-Пропащенск, живущий страхами «конца света», в котором угадывается один из кубанских райцентров:
«А знаешь, бабуля, что? Ведь к нам могут инопланетяне прилететь и всех деток на небо забрать. А знаешь, зачем? Чтобы детки там выросли, а они потом привезут их обратно на землю. И будут на земле все люди новые, хоро-о-шие! Потому что детки же плохие не бывают. И я там буду, правда, бабушка?
Бабушка слушает и плачет» [24].
«Демьянова уха», худ. Андрей Попов,
1865.
«Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай». -
«Соседушка, я сыт по горло». - «Нужды нет,
Еще тарелочку; послушай:
Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!» —
«Я три тарелки съел». - «И, полно, что за счеты:
Лишь стало бы охоты, - А то во здравье: ешь до дна!
Что за уха! Да как жирна: Как будто янтарем подернулась она.
Потешь же, миленький дружочек!
Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!»(И. Крылов, «Демьянова уха»)
Фуршет, как элемент журналистских мифов
Зачастую происходит мифологизация журналистского инструментария, когда сами элементы профессиональной атрибутики наделяются зловещим смыслом. Журналисты могут делиться своими страхами, что набранный в компьютере текст для срочной статьи вдруг внезапно куда-то исчезнет, в ручке может предательски закончиться паста, а диктофон не записать важное интервью. Почти как в триллере «Звонок», существуют страшилки о вечернем звонке редактора со срочным заданием. Особо зловещий оттенок приобретают рассказы о звонках в редакцию возмущенных читателей или, того хуже, высокопоставленных чиновников.
Отдельный пласт журналистского фольклора связан с рассказами о «позитивном чужом» – хлебосольном рекламодателе или председателе какого-нибудь колхоза в глубинке. Традиционно многие информационно-пропагандистские материалы заканчиваются фуршетом. Такое застолье сродни обрядовой трапезе, которая проводится в залог еще не вышедшего позитивного журналистского текста в газете. В этой связи пищевой код является далеко не последним звеном информационной составляющей. Интересно, что, как и среди коллективов архаичного типа, в журналисткой корпорации, застолье – излюбленный мотив фольклора. С помощью такой своеобразной «семантики потребления» передаются определенные смыслы, актуальные для данной профессиональной группы.
Обычно журналистский фуршет напоминает некий публичный ритуал, имитирующий метафорическое жертвоприношение или «благодарение творческого духа», дозволенное вкушение за будущие труды (заметка или статья в газете), некий договор между исполнителем и заказчиком, который оказывается, связан пищевым кодом. Поэтому отказ от фуршета воспринимается его устроителями очень болезненно (могут даже пожаловаться на журналиста начальству).
Как определенный постфольклорный штамп может выступать и «десакрализация журналистики», как некой привилегированной профессии, «четвертой власти»:
«В тот же день она позвонила и на телевидение. Местная телекомпания транслировала какое-то дамское ток-шоу. Две кругломордые журналистки имитировали оживлённое общение с залом, время от времени принимая звонки от телезрителей. Тут в студию пробился радостный Аськин голос:
– Аллё! Вы чё там из себя строите, старые бляди? На хуй кому нужна ваша тупая передача?!
Девочка хотела ещё многое сказать этим выпендрёжным кубанским коровам, но её отключили. Тем не менее, она была довольна, ибо ещё долго выпученные глаза и вытянутые рожи теток выказывали беспомощное возмущение и конец света на отдельно взятом телеканале».
(Е. Петропавловский, «Наш махонький Париж. Поколение индиго и другие...»)
Профессиональная социализация
В акте еды («корпоративов») обычно совершается приобщение новичка к «тотему» (корпорации), когда происходит его «вливание в коллектив» и приобщение к новому этапу жизни и творческой деятельности. В этой связи можно заключить, что тема «отказа от застолья» является, пожалуй единственным табу в журналистском фольклоре (например, по словам журналистки Ольги Мальшаковой, она никогда не принимает участия в застольях, поскольку «не может есть той же рукой, которой потом будет писать»). Сбежавшие из-за стола журналисты воспринимаются преимущественно негативно, а сам поступок, как нелояльность к корпорации. Из этой же серии рассказы о «скандальных пиршествах», когда перебранка усиливается фоном богато накрытого стола.
По словам замглавного редактора «Олимпийской газеты» Оксаны Воронковой, журналистский фольклор – это разного рода байки, вошедшие в своего рода классику, которые рассказывают вновь принятым на работу старожилы СМИ. И в этом случае постфольклор выполняет функцию введения в профессию с элементами инициализации, когда даются заведомо невыполнимые задания с целью проверки на сообразительность.
Например, могут рассказывать, как одна сотрудница чуть не была уволена только за то, что ушла посредине пресс-конференции, которую проводила вице-губернатор края. Или, как редактор «Кубанских новостей» решил весьма своеобразно проучить вечно опаздывающего на планерки корреспондента – с его появлением шеф просто резко завершил утреннее собрание. Мера, как не странно, оказалась очень действенной.
Мифотворчество внештатников
«На репродукции в сером воздухе витали, по-другому не скажешь, пасмурные люди. Человекозвери. Мужчины-уроды и женщины такого же переходного вида, зверюхи, но в чистых чепчиках, такие носила прислуга в русских дворянских усадьбах девятнадцатого века. Застолье в подвале при свете керосиновой лампы. Ублюдочная вечеря, ритуал. Картина называлась «Едоки картофеля». Написал ее не русский и не помещик – Винсент Ван Гог. По национальности арлезианец». Николай Ивеншев «Едоки картофеля».
«Едоки картофеля», В. Ван Гог
Не знаю как сейчас, а несколько лет назад существовал такой дешевый пиар-ход, когда всем, достигшим совершеннолетия отправлялись поздравительные открытки с губернаторским факсимиле. Приятно, конечно, но уж больно отдает цинизмом... Будто робот с тобой здоровается. Но есть ведь столь простые и неискушенные люди, искренне верящие в интимность губернаторских эпистолярий. В одной такой семье побывала одна внештатница многих местных газет, бытописательница. Таланта ей не занимать: читаешь ее и будто попадаешь в компанию едоков картофеля или проникаешься средневековой атмосферой «Писем темных людей». Другой перл этой внештатницы - о сотрудниках милиции. Этот, с позволения сказать, очерк должен был называться незатейливо «Они представлены к правительственной награде», а примечательность ее в том, что все вроде правильно написано, но создается впечатление, будто автор откровенно стебется, в патриотическом порыве сам этого не замечая. Сей материал, конечно же, опубликован не был. (Стилистика и орфография источника сохранены).
Эти материалы являют собой наглядный пример сознательной (зачастую неудачной, отчего текст становится невольно сатирическим) мифологизации будничных явлений высокого начальства - идет ли речь о рассылке от имени губернатора поздравительных открыток или награждениие милиционеров.
Ляпы газеты «Кубанские новости»
Под фото, где вместо коров - улыбчивые женщины, заголовок «Кто же доит коров лучше всех?» (ответ на этот вопрос можно найти, если посмотреть в правый верхний угол, где изображен губернатор Кубани Н. Кондратенко.
9 августа, 2000, №148 (2499).Другая передовица «О кормах - как о хлебе», под фото женщины с полуоткрытым ртом подпись: «Зоотехник молочно-товарной фермы А.О. Шаповалова довольна качеством сена» (июль, 2000).
А эта чудо-фото была в последний момент снята с полосы. Под рубрикой «Еще не мастера, но скоро будут» в президиуме сидят руководители ведущих на Кубани теле-радиокомпаний, газет, а стоит замгубернатора Николай Харченко. Невольный сарказм усиливается заголовком «Резерв кубанской журналистики»)
«Кубанские новости» отличились еще раз когда на первой странице газеты под фото первых лиц, которые собрались на важное противоэпидемическое совещание, был дан заголовок «На Кубань пришла беда хуже чумы». Высокопоставленные чиновники, говорят очень обиделись.
«Если после оплаты этого штрафа предприниматель Сидорова не прекратит оказывать клиентам свои сомнительные услуги без сертификата, территориальный орган Госстандарта примет исключительную меру».
«В Краснодаре пройдет выставка «Человек и тюрьма» с привлечением представителей власти».
«У человека токсоплазмоз может быть врожденным и приобретенным. Это относится к людям, имеющим длительный и тесный контакт с инвазированными кошками или сырым мясом. Человек заражается этими заболеваниями посредством заглатывания яиц паразитов».
«За некоторыми членами этой компании некоторые органы давно и пристально наблюдают».
Заголовок «Добрые феи гостиничных номеров» к заметке о конкурсе среди горничных.
Рубрика «Памяти свиновода».
«И сейчас, когда мы повсеместно закладываем в землю будущий урожай...»
«Он всегда думает, что говорит, но на самом деле молчит».
«Однозначно гремит колокольчик».
«У нее была налицо выраженная леворукость».
«Комиссия ведет свою работу путем заседаний».
Заголовок «Выставка «100 лучших товарок России».
«Мы получаем деньги в виде заработной платы».
«Бороться с дизентерийными палочками можно и нужно. Несмотря на существенную роль в возникновении инфекционных заболеваний, они до смерти боятся кипячения, чистых рук и вымытых овощей». (Заголовок «Не возжелай воды некипяченой да пищи недоброкачественной»).
«Позже депутат Госдумы из музея переместился в центр образования детей и подростков с нарушением слуха и речи».
(Карасев И., Не вырубишь топором... // еженед. Краснодар, 1.04.2005).
1 Минченко А., А поговорить? Прикинь – 20. // Краснодарские известия (юбилейный вып.), Краснодар, 2010 г.
3 Карасев И., Подвиг журналиста // Кубанские новости, 5.05.99
4 Придиус П., Богато ж у нас всяких глупостев (Думки Степана Хуторского), Краснодар, 1996 г.
5 Кузнецов В., Факультет дуристики, Краснодар, 2008 г.
6 Петропавловский Е., Наш махонький Париж. Поколение индиго и другие... Краснодар, 2010 г.
7 Шишкова-Шипунова С., Дураки и умники. Газетный роман, М., 1998 г.
8 Данфермлин И., Псевдопамятник // Новая газета Кубани, №27 (1149), 13.04-
9 Кузнецов В., Факультет дуристики, Краснодар, 2008 г.
10 Кузнецова О., Карасев И., Посевали рис, овёс… // еженед. Краснодар, № 3(350) 9-15 января 2004 г
11 А. Ребров, Кубанцы и кубинцы – братья на век // Кубанские новости, 1.04.2001
Интересно, что окружение губернатора Ткачева шутку не поняло. И в «Вольной Кубани» (3.04.2001, №58(23481), статья «Трибуна напрокат») некто Петр Станичный (поговаривали, что это была руководитель губернаторской пресс-службы Галина Червенчук) писал:
«Неповторимым «хуторским» юмором встретила официальная газета «Кубанские новости» День смеха. Смешной номер вышел досрочно, 30 марта, что еще более усилило впечатление от фото на первой полосе. Не все и не сразу поняли, что запечатленная на нем встреча Фиделя Кастро и Александра Ткачева - милый розыгрыш. Авторы фотомонтажа сумели найти тот особый ракурс, при котором губернатора узнать гораздо труднее, чем пламенного Фиделя. Вроде бы он - но этот остановившийся взгляд... Эти гротескные черты... Впрочем, лавры первопроходцев жанра принадлежат в России «Куклам» на НТВ».12 Карасев И., В квартире с рептилией // еженед. Краснодар, № 29(323) 11-17 июля 2003 г
13 Енин Л., Шашка с алмазами на дне «очка» // Московский комсомолец на Кубани, 25.02-3.03.2006
14 Кузнецова О., Карасев И., Кушать подано, или О том, как наши корреспонденты подложили попросенка посетителям кафе... // еженед. Краснодар, № 14 (414) 1-7 апреля 2005 г.
15 Павловская Т., Раз-два – взяли! Любовь к черной одежде довела журналистку до принудительного раздевания в милиции // Российская газет, №3594 от 4 октября 2004 г.
Перова А., Бди! или Казус Симкиной // Юга, 6 октября 2004 г.
В аэропорту Краснодара задержана журналистка за то, что носила «черные одежды» // NEWSru.com, 5 октября 2004 г/
Турьялай С., Форма шахидки оказалась журналистке не к лицу // Коммерсантъ (Ростов), № 186 (3025) от 06.10.2004
16 Янпольская И., // Краснодарский курьер
17 Рыжков Л., Кто сосватал Путина? // Литпром, 20.04.2008 г.
18 Турьялай С., «Мамочка, я тебя очень люблю!» – сказал Дима Сысенко перед тем, как машина краснодарского градоначальника сбила его насмерть // Комсомольская правда, 17.02.2001 г.
19 Татьяна Журбенко в бытность собкором «Трибуны» опубликовала статью «"Вася-унитаз" тронулся во власть».
20 Таллин С., Шеф «КН» в роли папарацци // Московский комсомолец на Кубани, 2-9 апреля 2003 г.
20а Симкина Г., Гамлет районного правосудия // Кубанские новости, 11 сентября, 2002 г.
21 Краснова Е., НЛО по-кубански // Юга, 4.07.2007 г.
Иваненко Е., Шептун С., НЛО «потоптались» на поле подсолнухов // Комсомольская правда, 20.07.2005 г.
Аномальная Кубань. Круги на полях // Живая Кубань,
22 Бормотов И., Ах, эти йетти... // СВ-Астур, 17.08.2010 г.
23 Шишкова-Шипунова С., Дураки и умники. Газетный роман, М., 1998 г.
24 Шишкова-Шипунова С., Дыра. Ироническая повесть, 1999 г.