Поиск по сайту Rbardalzo:

Все алфавиты | На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта

Гуджарати письмо

Джайны, бхакти, парсы и другие

 


Царь Яшодха становится монахом. Джайнская минатюра.

 

ГУДЖАРАТСКОЕ ПИСЬМО (гуджарати) – буквенно-слоговое письмо индийского типа. Признано официальным в штате Гуджарат, а также в двух союзных территориях Индии, которые до 1960-х гг. являлись португальскими колониями (Даман и Диу, Дадра и Нагар-Хавели). В этом ареале упомянутый силлабарий обслуживает гуджаратский язык ગુજરાતી (индоарийские языки). Письмо гуджарати развилось из скорописи кайтхи – курсивной разновидности деванагари, для которого характерно отсутствие верхней горизонтальной черты (матрики). Гуджаратское письмо образует с деванагари графический союз (обе системы обнаруживают похожую структуру при отличающихся графических формах) и имеет несколько почерковых разновидностей. Как и в деванагари, в гуджарати распространены лигатуры (вирама используется редко). В отличие от хинди язык гуджарати  утратил фонологическую долготу гласных.

Из гуджаратского письма возникли скорописи мультани, ланда и синдхи.

Гуджарати является родным для 45 млн. чел. (2002), из них ок. 42,8 млн. проживают в индийском штате Гуджарат, 2,3 млн. – в соседнем штате Махараштра (преимущественно в Мумбаи).

На гуджарати говорят парсы – представители этноконфессиональной группы зороастрийцев, переселившиеся в Карачи, Бомбей (Мумбаи) и на полуостров Катхиявар еще в 10 в. из Ирана. В 1820 индийский первопечатник, мобад (зороастрийский священник) Фардунджи Марзбанд напечатал «Авесту» гуджаратскими буквами – «Khordesh Avesta». Он открыл первую в стране типографию и основал старейшее издание «Bombay Samachar», печатавшееся гуджаратским шрифтом. Древнеиранские тексты «Авесты» парсов Индии набираются гуджаратским шрифтом с дополнительной диакритикой.

К гуджарати близок язык саураштри, бытующий на Юге Индии в дравидском окружении.

 

1 – транскрипция;

2 – гуджаратский алфавит (અક્ષરમાલા)

3 – буквы для начальных гласных и образование слогов (ર r, જ j и હ h образовывают лигатуры с последующими гласными: રૂ rū, જી jī и હૃ hṛ.);

4 – лигатуры.

 

Полный список лигатур гуджарати:

Есть гипотеза о влиянии гуджаратского языка на письменную культуру Мальдивских островов (см. тана), где распространен самый южный индоарийский язык дивехи. Сюда он был занесен в 5-6 вв. с территории Гуджарата.

К. Миллер в 2010 в своем исследовании «A Gujarati Origin for Scripts of Sumatra, Sulawesi and the Philippines» высказал гипотезу о влиянии гуджаратского силлабария на филиппинские и бугийско-макассарские письмена.

Существенная часть, 13 % джайнов (последователей одной из дхармических религий) сконцентрированы в Гуджарате (31,4 % – в Махараштре и 13,9 – в Раджастхане).

 

Первые печатные шрифты Фардунджи Марзбанда и старейшее издание Индии «Bombay Samachar»:

Небольшие меньшинства говорят на гуджарати в Танзании, Уганде и Кении. В Пакистане (преимущественно в Карачи) на гуджарати говорят 100 тыс. чел. (по другим данным, 1-3 млн.), издается периодика, напечатанная гуджаратским силлабарием – «Millat», «Dawn» (Доон), «Vatan». До 1970, до национализации частных школ в Карачи велось обучение детей на языке гуджарати. Позже эта практика была прекращена. В Пакистане язык гуджарати используют в быту конфессиональные меньшинства парсов, исмаилитов, а также субэтносы бохра, кач-мемон и катхиявари-мемон, которые живут преимущественно в Карачи.

 

Богиня Сарасвати. Бенгалия, 11 в.

Для языка конкани (занимает промежуточное положение между гуджарати и маратхи), официального в индийском штате Гоа, используется деванагари и латиница.

У гуджаратского письма были скорописные формы, которые использовали торговцы для повседневных записей: ваниаи (от vanio «лавочник») оно же  сарафи (от saraf «банкир»), или бодиа (от bodi «стриженное»). Основная особенность – игнорирование гласных за исключением начала слова. в этом видится влияние арабского письма. При такой консонантно-мнемонической системе не всегда можно было понять смысл написанного.

В качестве примера известен рассказ об одном марварском торговце, который отправился в Дели. Его приказчик написал домой: Babu Ajmer gayo, bari bahi bhej-dije «Хозяин отправился в Аджмер, пришлите большую торговую книгу». Дома же прочли: Babu aj margayo, bari bahu bhej-dije «Хозяин сегодня умер, пришлите старшую жену (очевидно на похороны».

Гуджаратцы считаются одним из самых развитых в экономическом и культурном плане этносов Индии.

Современное название Gujarat происходит от санскритского Gurjaras, имени местного правителя 8-9 вв. Части современного Раджастхана и Гуджарата были известны как Гурджаратра, или Гурджарабхуми (земля Гурджар).

Гуджары – потомки кочевых монголоидных племен, проникших в Северную Индию в 5-6 вв. Эти племена в ходе сложных процессов метисации с местным населением и энергичной аккультурации образовали новую этнополитическую общность – касту раджпутов. В 7-8 вв. раджпуте кие князья сумели отразить нашествие арабов и создали гуджаратское государство Пратихаров.

В 1407-1573 существовал Гуджаратский султанат со столицей в Ахмадабаде.

На Гуджарат (в меньшей степени на Раджастхан и Мадхья-Прадеш) сильное культурное влияние оказал джайнизм. В священных писаниях джайнов сообщается, что в третьем периоде мирового циклического времени Брахми (дочь первого тиртханкары Ришабхадевы) изобрела 18 алфавитов. В это число входят современные алфавиты гуджарати и маратхи.

Другое имя Брахми – Сарасвати («изящная», «относящаяся к воде»), которое в древнеиндийской мифологии считалось олицетворением некой священной реки на Северо-Западе Индии (предположительно р. Инд). У богини Сарасвати золотая колесница, она защитница поэтов и хранительница сакральной речи. В индуизме Сарасвати считается богиней красноречия и мудрости, супругой (дочерью) Брахмы, изобретательницей санскрита и деванагари (письма), покровительницей наук и искусства. Сарасвати часто выступает под другими именами: Брахми, Бхарати, Шарада, Вагишвари, Путкари.

Одна из теорий возводит происхождение названия письма деванагари к нагарам (гуджаратским брахманам).

Считается, что на стилистику индийской миниатюры рукописей и знаменитую раджпутскую живопись оказала влияния джайнская школа Гуджарата. Первые джайнские книги появились в 11-12 вв., текст (преимущественно деванагари) наносился на длинные полосы из пальмовых листьев. Композиция таких миниатюр отличалась примитивизмом до чисто условных изображений, фигуры изображались в профиль или в четверть оборота горизонтальными рядами.

 

Логотипы газет на языке гуджарати Индии:

 

Первые полосы газет на языке гуджарати Пакистана:

«Поэма о Неминатхе» (1140) Винайчандры – одно из наиболее ранних произведений гуджаратской литературы. В 14-17 вв. произведения местных авторов буквально пронизаны идеями демократического религиозно-реформаторского движения бхакти («любовь к богу»), охватившего всю Северную Индию. Поэма Падманабха «Сказание о Канхададе» (1456) посвящена борьбе гуджаратцев против мусульманских завоевателей в 13-14 вв. Средневековый период завершается творчеством Даярама (1777-1852), он, помимо лирических стихов гарби, создал несколько прозаических произведений. Основоположники новой гуджаратской литературы – Далпатрам (1820-98) и Нармадшанкар (1833-86) выступали против индусско-мусульманской розни, кастового неравенства, тяжелой участи женщины. Роман Говардханрама Трипатхи (1855-1907) «Сарасватичандра» – одно из крупнейших произведений индийского просветительства.

Интересно, что гуджарати был материнским языком двух виднейших борцов за независимость Индии (Махатмы Ганди и Мухаммада Али Джинны). Выходцы из общины парсов Гуджарата – рок-звезда Фредди меркьюри (Фарук Булсара), промышленник Джамшеджи Тата и муж политика Индиры Ганди Фероз Ганди (однофамилиц Махатмы Ганди).

 

Образцы почерков гуджарати и скорописи:

1 ‒ майтхили; 2 ‒ южное майтхили; 3, 4 ‒ бходжпури; 5 ‒ образец скорописи округа Баласор (Бихар); 6 ‒ Восточный Масахи; 7 ‒ округ Миднапур.

 

Названия букв для гласных в гуджарати образовываются добавлением -kara (знак): akara, aikara и т.д. Названия букв для согласных по такому же принципу формируются для некоторых символов: jakara и jhakara. Для других согласных действует иной принцип: kakko, khakkho, gaggo и т.д. Для ряда ретрофлексных существуют составные наименования: murdhanya thattho, murdhanya daddo, murdhanya dhaddho и murdhanya nanno.

Как и в деванагари, в гуджаратском письме используются особые знаки: ્ ‒ вирам (пунар), ં ‒ анусвара (анк), ઃ ‒ висарга, репх ‒ измененная форма знака (ra) в препозиции (ર્ક ‒ rka, ર્મ ‒ rma) и в постпозиции (ક્ર ‒ kra, મ્ર ‒ mra).

Особые названия есть у огласовок: -ā ‒ kāno, i ‒ hrasva-ajju, ī ‒ dīrgha-ajju, u ‒ hrasva-varaṛũ, ū ‒ dīrgha-varaṛũ, e ek mātra, ai be mātra, o kāno ek mātra, au kāno be mātra.

Джайнские книги на тонких пальмовых листьях с миниатюрами (шрифт деванагари):

 

 

Текст в гуджаратской графике (из «Декларации прав человека»):

પ્રતિષ્ઠા અને અધિકારોની દૃષ્ટિએ સર્વ માનવો જન્મથી સવતંત્ર અને સમાન હોય છે. તેમનામાં વિચારશકતિ અને અંતઃકરણ હોય છે અને તેમણે પરસ્પર બંધુત્વની ભાવનાથી વર્તવું જોઇએ.

Pratiṣṭhā anē adikhārōnī dr̥ṣṭinē sarvē mānavō janmathī svatantra anē samān hōy chē. Tēmanāmāṁ vicārśakti anē antaḥkaraṇ hōy chē anē tēmaṇē paraspar bandhutvanī vartavuṁ jōiē.

Перевод:
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать друг с другом в духе братства.

 

ЧИСЛА:

 

 

 

 

 


●Лит.:

Мамаева В.В., Гуджарати-русский словарь, М., 1990; Дирингер; Сарасвати // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т., т.2, М., 1994; Гуджаратская литература // Краткая литературная энциклопедия; Савельева Л.В., Язык гуджарати, М., 1965.

Rauf Parekh, Situationer: The future of Gujarati language in Pakistan // Dawn, 20.01.2017; Zia Ur Rehman, With a handful of subbers,two newspapers barely keeping Gujarati alive in Karachi // The News International.

 

 

 

 

 Рейтинг@Mail.ru

 

Hosted by uCoz

 

Любое использование материалов допускается только с разрешения автора сайта. Все права защищены © И. Карасев, 2007-2019