На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта

У букв бывают имена

Графонимия - традиция западносемитской письменной культуры

 

Графонимика – раздел ономастики, изучающей названия букв в алфавитах, историю их возникновения, становление и мотивы номинации, а также социальный и психологический аспекты и их функционирования в художественных текстах.

Теоретически графонимика использует различные методы языкознания: сравнительно-исторического, структурного и генетического (установление родственных связей). С 1950 при Международном ономастическом комитете ЮНЕСКО выходит журнал “Onoma”.

Принцип алфавита изобретен западно-семитскими племенами. В середине 3 тыс. до н.э. древнеханаанейские писцы в г. Эбла (современный г. Тель-Мардих в Сев. Сирии) создали такую классификацию заимствованных из Месопотамии слоговых знаков клинописи, использовавшейся для местного эблаитского языка. Как парадигматическая система, наиболее древнейшим алфавитом считается угаритский (на месте г. Угарит ныне г. Рас-Шамра «Укропный мыс»), известный с сер. 2 тыс., использовавшийся для записи хурритского (предположительно относится к нахско-дагестанской семье языков) и угаритского (семитская семья языков) языков.

Финикия

a

b

g

d

h

w

z

t ̣

y

k

l

m

n

s

p

q

r

š

t

 

В уже изначальной, угаритской, версии алфавита порядок знаков был жестко регламентирован и был сохранен в финикийском алфавите1. Название букв и порядок знаков финикийского алфавита был заимствован сирийскими (эстрангело, несторианский, яковитский и др.) еврейским, греческим алфавитами. Греческая альфа происходит от финикийского графонима алеф, вита – от бет, гамма – от гимел, дельта – от далет... Интересно, что наибольшие отклонения в порядке следования букв в эфиопском и арабском современных алфавитах.

Набольшая стойкость древней системы буквенного порядка в алфавитах характерна для начала списка алфавитных знаков. А чем дальше к концу, тем более этот порядок может сбиваться. Например, в армянском алфавите лишь три первые буквы (айб, бен, гим) восходят к финикийским названиям. А в арабском алфавите историческое звучание сохранил только первый в списке графоним – алиф. Если у финикийцев, евреев и сирийцев алфавит заканчивается крестообразной буквой + тау, то в греческом письме Ω омегой, в арабском   йа, в армянском – къе, в этрусском – фе. Это объясняется тем, что новые буквы всегда помещались в конце списка знаков. Так, в армянском алфавите с 12 в. появились две новых графемы – ау и фе. Даже в близкородственных алфавитах могут не совпадать конечные буквы: в латинском – z зет, в финском – ö, в лужицком ž жет, в русском я (до 1917 последней буквой была ү ижица, а в старославянском изводе румынской кириллицы џ джя).

При использовании алфавитов в гадательной и предсказательной практике наиболее благоприятные характеристики присваивались первой букве. Чем удаленнее графемы от начала списка, тем более зловещие черты она приобретала. Весь алфавит часто представлялся путешествием души из мира горнего в загробное царство2. Например, в древнем руническом алфавите футарк первая буква феху (скот, имущество), а последняя – отила (отъем имущества).

Алфавит – эта метафорическая модель мира. Так, например, зловещий образ буквы Т (последней, как мы знаем, в древнем финикийском алфавите) описан у Лукиана в «Суде гласных букв»3:

«Люди оплакивают свою судьбу и на чем свет стоит клянут Кадма за то, что он ввел «Тау» в семью букв. Они говорят, будто ее форму тираны приняли за образец, ее вид копировали, когда ставили столбы, на которых распинали людей. Ставрос называется отвратительное сооружение, и от «Тау» оно получило свое отвратительное название». В эллинистической традиции было крайне негативным отношение к тау: усматривалась аналогия со словом σταυρος (крест, виселица), так и в имени хтонического божества Saturnus. Однако с распространением христианства конъюнктура поменялась радикально: «Над всеми письменами буква «Хи» – князь есть» («Апокриф о Соломоне»4). А в трагедии «Король Лир» В. Шекспир так передает диалог Кента с Освальдом: «Ты – «Зет» сына шлюхи! Ты совсем ненужная буква».

Существовали ранее неофициальные названия букв алфавита. Например, игрек латиницы – это буквально «и греческая». У греков же она называлась по-другому – ипсилон. Ее так же называю «самосской буквой», или «буквой Пифагора». Пифагор, родившийся на о. Самос считал Y символом человеческой жизни: основание знака – невинность ребенка, а две ее ветви – свобода выбора между Добром и Злом.

Описательный принцип в названиях букв (омикрон «малая о», омега «большая о») известен в старой русской азбуке (большой и малые юсы) и новой («э оборотное», что указывает на графическую инверсию е, «и с краткой»). Есть такое и бирманском силлабарии: ка-чжи «ка большое», кха-гуэ «кха изогнутое», га-нгэ «га малое», მО сха-лэйн «сха-перекрученное», а есть еще за-мьинзуэ «за уздечкообразное» и т.д.

Именами некоторых букв греческого алфавита называют сейчас такие понятия, как гамма (гармонический ряд), дельта (устье реки), хиазма (перекрестное сплетения, стилистическая фигура речи), миазмы (в гомеопатии три патологические конституции болезни). Есть стойкие выражения: «альфа и омега» (начало и конец), «не уступить ни на йоту» (йод – самая маленькая буква в еврейском алфавите). В последнее время появилось словосочетание «пси-фактор» (намек на тонкое проявление материи – психологию). Также в русском языке сохранились обороты речи, связанные со старославянскими графонимами: азы (начала), ставить покоем (т.е. П-образно), прописать ижицу (выпороть), стоять фертом (подбоченясь), на ять (редкое, лучшее).

Греция

a

b

g

d

e

z

ē

th

i

k

l

m

n

ks

o

p

(q)

r

s

t

ü

ph

x

ps

ō

(v)

 

Во всех известных западно-семитских алфавитах, кроме угаритского, у каждой буквы было свое название. Делалось это вероятно для удобства запоминания (алеф – бык, бет – дом, гимел – верблюд, далет – дверь и т.д.), что дало повод некоторым исследователям считать алфавитные знаки происшедшими от иероглифов. Другие же утверждают: с таким же успехом можно полагать, что буква А произошла от арбуза, часто рисуемого в школьных букварях.

Армения 

а

б

г

д

е

з

э

ъ

th

ж

и

л

х

тс

к

h

дз

гх

тш

м

й

н

ш

во

ч

п

дж

рр

с

в

т

р

ц

ў

пх

кх

ау

ф

 

Является ли графонимия изобретением западно-семитских племен или было заимствовано у предшественников, окончательно не известно. Если так, то есть большая вероятность подозревать египетский след. Как известно внутри иероглифической системы египетского письма существовали знаки, передающие одноконсонантные слова. Некоторые исследователи видят в этом списке знаков некий «протоалфавит». Интересно, что многие обозначения этих знаков напоминают финикийские графонимы: пе (сиденье), ну (вода), ро (рот), ши (озеро), та (хлеб), дот (рука.

Иной порядок следования букв в южноаравийских алфавитах, появившихся в 1 тыс. до н.э., ставит под сомнение гипотезу о том, что это письмо является производным от финикийского. Южноаравийские алфавиты часто делятся на две половины, причем вторая может в списках предшествовать первой. Зато порядок эфиопского письма и графонимы совпадает с южноаравийскими и несомненно восходят к западно-семитским: алф ! алеф, бет ! бет, гамл ! гамал, дант ! далет.

Эфиопия

h

l

ḥ

m

š

r

s

q

b

t

h

n

a

k

w

z

j

d

g

t ̣

p ̣

ṣ

ḍ

f

p

 

О существовании графонимов в нумидийском (древнеливийском) алфавите не известно. Однако описаны названия букв в алфавите (по-берберски agemmay «письмо») тифинаг, который используют туареги Южного Алжира. В нем только знак для алифа носит самостоятельное название – тагхерит, остальные графонимы построены по примитивному принципу. Оригинальность лишь в том, что вотличсие от латинской и арабской традиций графоним не начинается с базового звука, а заканчивается им: йеб, йет, йед, йеж... (исключение f «эйф», h «рах»,  ḍ «дад»,  y «йе»). Порядок букв в тифинаг аналогичен арабскому, однако не исключено, что раньше он соответствовал южноаравийскому.

Аравия

a

b

t

s

j

h

d

z

r

z

s

š

t ̣

gh

f

q

k

l

m

n

h

w

y

 

Грамматологии обращают внимание, что аналогичным образом устроены латинские графонимы: при распространенном способе (бэ, цэ, дэ...) используются и обратный порядок (эф, эль, эм, эн, эр, эс). Так же неясно, кем был изобретен этот усеченный метод образования графонимов. предполагается, что он перекочевал в латинский алфавит из этрусского5.

Название этрусского алфавита – элпмета – трактуется, как греческая калька: элп – альфа, мета – бета. Петрушевски6 убедительно доказал, что от этого названия происходит латинское слово elementum «часть сложного». Хотя некоторые исследователи видят в этом слове три буквы, занимающие центральное положение в этрусском алфавите – эл-эм-эн. Это предположение находит обоснование в мифологии и специфической календарной системе этрусков. Они пользовались опорными точками месяцев: календы (tin) – начало, иды (etias) – середина, ноны – 9-ые числа каждого месяца. Своеобразной «идой алфавита» можно считать букву m, которая, располагаясь в центре, является прообразом Мундуса (отверстия, ведущего в мир духов).

Позже латинская система была применена в арабском письме, коми-зырянской азбуке («анбур») и отчасти в армянском алфавите (այբռւբեն «айбубен»). Так, например, в арабском – алиф, ба, та, θа, джим, х̣а... Более близок к западно-семитскому прототипу порядок букв в магрибском изводе арабского письма, распространенном в Марокко, Алжире, Мавритании, Ливии и Тунисе.

Коптское письмо сохранило греческую традицию: алфа, вида, гамма, далда... Название для дополнительных знаков (шэй, фэй, хэй, hори, жанжиа, чима, ди) очевидно заимствованы из древнеегипетского.

Монголия

a

э

и

o

у

ө

ү

ха

ha

ке

ге

ка

аг

анг

ца

за

йа

да

та

на

ба

са

ша

ла

ма

ра

 

 

Северная Европа

Иногда графонимы не заимствовались целиком: калькировалась сама идея давать буквам имена. Наглядный пример – готский алфавит, кириллица, руны, огам – все они связаны с североевропейской традицией. Если западно-семитская система является линейной (буквы просто размещаются друг за другом), то в огаме и рунах знаки объединяются в несколько семей. Такая группировка называется гнездовой7. рунический ряд делится на три отдела по восемь графем, каждому из которых покровительствуют боги – Фрейр, Хагль (Один) и Тюр. Особый порядок рун дал название алфавиту – футарк.

Скандинавия

f

u

th

a

r

k

g

w

h

n

i

j

ė

p

z

s

t

b

e

m

l

ng

d

o

 

Рунические графонимы построены по такому же акрофоническому принципу, как и в финикийском алфавите: f феху (скот), u уруз (бык), th тхурисаз (башня)...  Похоже на то, как все устроено в огаме, где буквы (feda «ветви») разделяли на 4 группы (aicme «растения»), причем гласные составляли отдельный подразряд. Если в руническом алфавите деление на группы выглядит искусственно, то в огаме знаки 4 aicme четко отличаются даже в графическом изводе. Буквы носят названия деревьев и кустарников: bethe береза, luis вяз, fearn ольха, saille ива... Порядок букв также оригинален.

Ирландия

b

l

f

s

n

h

d

t

c

q

m

g

ng

st

r

a

o

u

e

i

 

Однако известен и другой порядок букв в огаме, называемый bethe-luis-nim: A-BLN-O-FSH-U-DTC-E-MGNgR-I. Считается, что это более поздняя модификация, созданная под влиянием христианства ок. 400 до н.э. и увязана с новым календарем (каждая из 13 согласных означала один из 28-дневных месяцев, а пять гласных – это кварталы). Наиболее обычный для огама «растительный принцип» именования букв иногда заменялся «рыбным» (по названию рыб), «минеральным», «птичьим» и т.д. Большинство графонимов огама, обозначающих деревья, настолько архаичны, что их можно отнести к качеству особых лексем8. В кельтских языках слово «письмо» обозначается разнообразно: у валлийцев Yr wyddor, у бретонцев Lizherenneg. В современном ирландском письме (Cló Rómhánach) буквы в алфавите называются по латинскому образцу: ay, bay, kay, dhay, ey, eff...

Алфавит готов сохранил рунические названия, но порядок букв и графическая форма соответствуют греческой традиции: a аза (бог), b беркна (береза), g геуа (дар), d дааз (день)...

Высказывалась гипотеза9, что кириллическая графонимия испытала воздействие рунической и ульфиловской системы готов. Отмечают такие структурные аналогии обоих алфавитов: добро – fehu (скот), при учете, что и.-е. *peku – «движимое имущество»; люди – man (человек), земля – ethel (земля), аз – aza, буки – berkna (береза), еси – eiz, иже – iiz.

Интересно, что кириллические графонимы были заимствованы румынами:

az, buche, vede, glagol, dobru, est, juvete, zalu, zemle, ije, kaku,
liude, nislete, naş, on, pocoi, râţă, slovă, tferdu, upsilon, ucu, fârta,
heru, omega, ştea, ţi, cervu, şa, ier, ieri, iatiu, iu, ia, csi,psi, thita, în, gea
.

 

Любопытно, что при создании т.н. старочувашского алфавита Яковлев поместил буквы в отличной от традиционной последовательности:

а, у, ы, ъ (ă), е, ў, и, ь (ĕ),

к, х, п, т, ч (ḿ), ть (ɱ),

ш, с, ҫ (сь), л, ль (љ), м, н, нь (њ)

р, в, й (j)

Странные аналогии в этой связи наблюдаются в грузинским и коми-зырянских графонимах, которые, очевидно, сочинялись искусственно Грузинские графонимы построены по следящим правилам: графоним состоит из трех звуков: первый указывает на чтение знака, второй почти всегда а, редко и, еще реже э и о; третий почти всегда н, реже р и л, еще реже с и э. Вот пример: бан, дон, вин, зэн, лас, раз, дзил. Для гласных букв графоним имеет двусложную конструкцию (ан, ин, ун). Начало грузинского алфавита (ანბანი «анбани»): ан-бан-ган-дон и т.д. Коми-зырянские графонимы строятся по схожей: схеме (ан-бай-гай-дой). Только здесь они могут быть двусложными (пэ, цю), односложными (э, и, у), четырехсложными (зата, мэно, кокэ).

Весьма любопытны названия алфавитов (алфавитонимов) в тех современных языках, где ограничено количество согласных: абакада (ABCD) в языке тагалог, абиди – в йоруба, aapestik – в эстонском, achegedy (ашегеты) – в гуарани. В меланезийском языке ротокас всего 10 букв, которые складываются в слово abegikoptu.

В слоговых письменных системах название алфавита, как правило складывается по нескольким начальным буквам: aioa эскимосов (titirausiq nutaaq), санскритский kakhag, ирландский aibítir, индонезийские чаракан и каганга, корейское лигатурное письмо канада10, славянская азбука и коми-зырянский анбур, грузинский анбани и армянский айбубен, Такой же принцип для алфавитонимов народности бамбара (масаба), бамум (акауку), менде (кикаку), индейцев кикапу (бабебибо).

 

Индия

Индийские алфавиты (абугида) представляют собой другую модель, нежели североевропейская и западно-семитская. Поскольку она строится на силлабической основе, давать буквам имена нерационально. В крайнем случае, как в деванагари, к слогам добавляется формант -r: кар, кхар, гар...  Или, как в гурмукхи, слоги удваиваются: саса, хаха, кака, гхагга... На таком же схематизме построена корейская графонимия: киык, тиыт, пиып... Однако анлаутные и ауслаутные запреты могут формировать на первый взгляд оригинальные образования: с – сиыт (<*сиыс), нг – иынг (<*нгиынг), ч – чиыт (<*чиыч).

Второе отличие индийской системы письма – фонетическая грамматикализация алфавитной структуры. Это – единственный в мире пример, где порядок графем не случаен, ибо в основу положена почти безупречная классификация фонем (хотя, надо заметить, фонетическую мотивацию некоторые исследователи пытались усмотреть и в порядке следования букв финикийского алфавита).

Порядок букв отличен от общепринятой индийской модели в яванском (ha, na, ca, ra, ka...) и гурмукхи, силлабарий которого начинается sa, ha. Порядок гласных и полугласных закреплен традицией.

Поскольку, как уже отмечалось, графонимия – изобретение финикийцев, то в индийском ареале обычай давать имена буквам прослеживается на стыке с зоной арабского письма. Речь идет об алфавитах гурмукхи, кашмири и Мальдивской тане.

В кашмири (шарада): ādau a (a), aitav ā (ā), yěyěv ye (i), yiěrav yī (ī), vŏpal vö (u), vŏpal bā ṻ (ū), ṛnav ṛ (ṛ), rakhav rü (ṝ), lěyěv ḷě (ḷ), lisav (ḹ), talavy ye (e), tölī ai (ai), vuṭho o (o), aśidī au (au);

огласовки: vahāy, -i mṻnthăr, ar mnthăr; -u khūrŭ, ar khṻrü, -ṛ ṛnav ṛ, - rakhav rü, - lěyěv ḷě, - lisav la, -e höṃḍŭu, -ai hŏṃjor, -o okŭ ṣyūrŭ, -au okŭśi vahāy;

чандрабинду (-ṃ) aḍĭ tsandra phyorŭ,

анусвара (-ṁ) mas phěrĭ aṁ,

висарга (-ḥ) do phěrĭ ah,

вирама mörith,

джихвамулия (-ḫ<akḫ) zihvāmūlīya,

упадхамания (-<ap) upadhmānīya,

аваграха (') oḍŭ ādau a
ka - kov ka, kha - kh
ŏnĭ kha, ga - gagar ga, gha - gŏsĭ ga, ṅa - nārug na, ca - tsaṭuv tsa, cha - tshvŏtiñ tsha, ja - zåyĭ za, jha - zŏśiñ za, ña - khŏna phuṭĭ ñě, ṭa - ar māṁṭa, ṭha - sar māṁṭha, ḍa - ḍuḍ ḍa, ḍha - ḍaka ḍa, ṇa - nānagurĭ na, ta - tov ta, tha - thöshĭ tha, da - dadav da, dha - dūñ da, na nastuv na, pa - paḍurĭ pa, pha - phariñ pha, ba - bub ba, bha - böyĭ ba, ma -  mov ma, ya - yāva yě, ra - raka ra, la - lāva la, lla - bodu dud da, va - vaṣěe va, śa - śěkar śě, ṣa - phörĭ śě, sa - sus sa, ha -  hāla ha.

Очень специфический порядок букв в Мальдивской тане:

Мальдивы

h

ś

n

r

b

l ̣

k

v

m

j

c

f

d

t

l

g

ny

s

z

t ̣

y

p

 

Список знаков делится на две части, что позволяет кодировать графемы посредством простейшей тайнописи. Среди таких криптографических местных систем известно письмо ха-ша тана, где две соседние буквы меняются значениями и де-фа тана, где меняются местами и значениями обе половины алфавита11.

Некоторые названия букв оригинальны, а в других угадывается влияние арабской системы:

хаа, шавияни, нону, раа, баа, лхавиани, кафу, алифу, вааву, миму, фаафу, дхаалу, тхаа, ламу, гаафу, ньявияни, сиину, давияни, завияни, тавияни, йаа, павияни, джавияни, чавияни

Санскритский силлабарий (а также корейский «Хунмин чоным» и японский «годзюон») помещали в таблицы. Таблицей представляются силлабарии индейцев чероки, эскимосов Нунавут в Канаде, а также многие слоговые системы Западной Африки (ваи, менде, лома).

Индия

k

kh

g

gh

ng

c

ch

j

jh

ň

ţ

ţh

ḍh

ḍh

ņ

t

th

d

dh

n

p

ph

b

bh

m

y r l v s ś ş l ̣ h (a)

 

В некоторых традициях Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока складывать графемы силлабария в стихотворения. Такова японская система слоговой каны «ироха», сочиненная монахом Кёкаем:

Япония («ироха»)

Запись каной

Транскрипция

Перевод Н. Конрада

iro ha nihoheto tirinuru wo

waka yo tare so

tsune naramu

uwi no oku yama

kefu koete

asaki yume misi

wehi mo sesu

 

Иро ва ниоэдо Тиринуру во

Вага ё тарэ дзо

Цунэ нараму

Уи но оку яма

Кё: коэтэ

Асаки юмэ мидзи

Эи мо сэдзу

 

Красота блистает миг —

И увяла вся.

В нашем мире что, скажи,

Пребывает ввек?

Грани мира суеты

Ныне перейди,

Брось пустые видеть сны

И пьянеть от них!

 

 

Во многом аналогичная поэтизация, помогающая заучить порядок графем, была сочинена для яванского силлабария «чаракан»:

Ява («чаракан»)

Hana caraka, data sawala padha jayanya, maga bothanga

Были двое соревновавшихся посланцев, одинаково доблестные, они оба погибли

 

Графонимия становится феноменом новейшего времени, когда в национальном порыве воссоздаются некогда забытые алфавиты древности либо конструируются новые. С 1976 в индийском штате Манипур появился усовершенствованный вариант местной письменности, каждая графема которой получила свое название: ка – kok (голова), са – sam (волос), ма – mit (глаз), чха – chil (губы), а – atiya (небо)... Кстати сказать очень похожие принципы акрофонической интерпретации использовались в коми-зырянском письме: ан – челюсти, бур – плесень, хороший, дой – рана, кокэ – мотыжит, мэнö – меня, вôй – пазуха, сий – волос, тай – оказывается, вэр – раб, всегда, ч’эры – рыба, шôй – труп, ешь, глина12.

Сантальское письмо «ол-чемет» также обзавелось графонимами, а каждая буква является символом стихий или образов: а – горящий огонь, at – земля, al – письмо, aaw – открытые губы, ob – завитые волосы и т.д.

Интересно, что в большинстве своем открывает алфавитный список буква «а». Эту гласную часто называют «вершиной фонологического треугольника» i/е – o/ua. В теории моновокализма к этой гласной возводят все многообразие других вокалических фонем. Подтверждением тому – существование (их, правда, немного) языков с двумя гласными: праадыгейский, аранта и тонкава.

В санскритской традиции «а» считается эманацией Шивы. Так тамильский поэт Тируваллувар13 писал:

Любой алфавит начинается с А несомненно:

Так Бог изначален, владыка Вселенной

 

Китай

Китайский иероглиф, обозначающий «письмо», состоит из двух составных частей: «вэнь» (знаки, передающие конкретные вещи) и «цзы» (сложные знаки, с помощью которых называют абстрактные понятия).

Все многообразие иероглифов тоже можно выстроить в определенном порядке. Для их упорядочения был придуман специальный «графический алфавит» из 24 простых знаков. Они помещаются в таблицу и группируются в пять отделов в зависимости от направления движения руки: →, ↓ и т.д.

Базовой в иероглифе считается черта в правом нижнем углу или просто внизу. Открывает список иероглифов горизонтальная черта, означающая цифру «1». Затем к ней добавляется графема слева, потом – в верхнем левом углу и, наконец, – сверху. Замыкает иерархию иероглифов группа с базовым элементом «косая черта, идущая снизу в верх», которая обозначала «лед» и «воду».

 

Алфавитонимы

Названия алфавитов отроились по следующим моделям:
1. Примитивная модель. Письмо именуется просто письмо или знаки и т.д. Эфиопы называют сове письмо fidäl (буквы), оромо – afaan, сомалийцы far, армяне
գիր gir, грузины ასო aso, йи bburma, тамилы நெடுங்கணகு neţunggaņakku, исландцы stafróf, греки γράμματα, финны aakkosto, ваи mgbolo.

2. Описательная модель. Письму дается какое-либо определение по форме букв. Например, бугийское письмо хурупу-сулапак-эппа – «четырехугольные буквы», еврейское кетаб-меруба – «квадратное ассирийское письмо», калмыцкое тодо-бичиг – «ясное письмо», грузинское мхедрули – «военное письмо».

3. Одушевленная модель. Письмо само себя называет, само говорит (славянская глаголица), само льется из уст (панджабское письмо сикхов гурмукхи «из уст гуру» и панджабское на арабской основе шахмукхи «из уст шаха»). Общеафриканский проект письма для народов манде называется nko «я говорю».

4. Тайная модель. Письмо именуется непонятным словом (абракадаброй), составленным произвольно, по особым правилам либо на основе чужого языка. Неясно происхождение огамического (ogham) и скандинавского рунического и венгеро-секейского (róvásíás)  псевдорунического алфавитов.

5. Пренебрежительная модель. Обычно это не самоназвание, а именование письма непосвященными (иными народами или религиозными и классовыми группами). Например, лепча – «невнятное», «лепечущее», как называют письмо ронг индусы. Тарабарская грамота русская тайнопись (тары-бары – «непонятный набор слов», сродни «абракадабре»). Каракули – буквально «черная рука». Корейцы одно время называли свое письмо онмун – «вульгарное», поскольку оно было широко распространено среди простого народа. Маратхи называют деванагари не иначе как балбодх т.е. «понятное детям».

6. Божественная модель. Письмо соотносится с именем божества, поскольку считается, что бог сотворил это письмо. Деванагари – «божественное городское письмо». Шарада и брахмиимена богини мудрости и письма.

7. Героическая модель. Письмо нарекается именем его реального или мифического создателя. Османийя сомалийское письмо Османа. Таковы кириллица14 славян, пассепа (пагба монголов и тибетцев). По этому примеру белорусскую кириллицу называют тарашкевица, украинскую – драгомановица, хорватскую – гаевица, чувашскую можно назвать яковлевицей, а коми-зырянскую – стефановицей.

8. Составительная модель. Существует только в тех языках, алфавитные буквы которых имеют свои названия: футарк, ироха, каганга, чаракан и т.д.

9. Философская модель. Набор алфавитных знаков рассматривается, исходя из философских концепций, как отражение космических законов. Индийские алфавиты часто называют: мантрика – «священная формула», «заклинание», вечный аспект космического звука, соёмбо – от санскритского сваямбху «само себя творящее», а-ха первая и последняя буквы санскрита, (гласная и согласная, начало и конец, вдох и выдох, жизнь и смерть). Английский алфавит иногда называют АtoZ – «эй-ту-зед», что значит приммрно «от А до Я».

 

1 Алфавит // Лингвистический энциклопедический словарь, М., 1990.

2 Степанов Ю.С., Проскурин С.Г., Константы мировой культуры. Алфавиты и алфавитные тексты в период двоеверия,

3 Лукиан, Собр. соч., М.-Л., 1935, т. 1.

4 От берегов Босфора до берегов Евфрата. Антология ближневосточной литературы I тыс. до н.э., М. 1994.

5 Фридрих И., История письма, М., 2001.

6 Petruševski M.D., Elementa // Živa antica. Skoplje, 1951, №1.

7 Степанов Ю. С., Проскурин С. Г. Константы мировой культуры. Алфави­ты и алфавитные тексты в период двоеверия. М., 1993.

8 Там же.

9 Там же.

10 Не путать с дравидийским письмом каннада (карнатик) и страной Канада.

11 Дирингер Д.,  Алфавит, М., 2004.

12 Лыткин В.И., Древнепермский язык, 1952.

13 Тирукурал: Праведность. Мудрость Любовь. Избранные афоризмы, М, 1980.

14 Мельников Е.И., О древнерусских названиях славянского письма («куриловица», «словенская грамота», «литица») // Byzantinoslavica. 1968, т. 28, вып. 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Рейтинг@Mail.ru   Rambler's Top100

 

 

 

Любое использование материалов допускается только с разрешения автора сайта. Все права защищены © И. Карасев, 2007-2011

Hosted by uCoz