Все алфавиты | На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта

Стенография

«Выражение же мыслей людских облегчается и сообщение их ускоряется стенографией» (Лев Толстой)

 

СТЕНОГРАФИЯ (от греч. στενός «узкое» и γράφειν «письмо») – применение особых упрощенных знаков для быстрой записи человеческой речи. Существуют также названия брахиграфия и тахиграфия (от греч. brachys «короткий» и tachys «быстрый»). Сокращения, а также упрощение в начертании отличают эти системы от чисто алфавитных. Скорость стенографического письма превосходит скорость обычного в 4-7 раз.

В настоящее время стенографические системы делятся на две группы – геометрические и курсивные (нотные алфавитоидные) системы. Т.н. "геометрические скорописные системы" берут за основу круг или эллипс, части круга, и прямые линии размещены строго горизонтально, вертикально или по диагонали. Первые современные системы сокращения были геометрическими. Таковыми были системы Питмана, Бойда, Тейлора, Прево-Делоне, Дюплюайе, Грегга (John Robert Gregg, 1867-1948, Ирландия, Shantonagh). Геометрический принцип подходит для односложных слов и аналитических конструкций, поэтому он распространен в основном в Англии и Франции. Курсивный принцип разработан в Германии, в который гласные обозначают подъемом или опусканием графем для согласных. Этого приема придерживается большинство стран Европы, включая и Россию (модификация Соколова), где государственные языки принадлежат флективному строю.

Алфавитными были системы Грегга и Дюплюайе; смешанными (позиционными) алфавитами – немецкие система Арендса и Габельсбергера (например, частичное игнорирование гласных, например, пропуск "а" внутри слова), шведская Мелина; консонантными – Тейлора и Питтмана, Teeline Shorthand (разработана в 1968 Джеймсом Хиллом и принята Национальным советом по подготовке журналистов Великобритании); буквенно-слоговыми – Бойда, Реймиллер.

Достаточно редкое явление слоговая («антислоговая») стенография, изобретенная англичанином Р. Бойдом (Boyd) в 1903. В ней гласные обозначаются угловыми и петлеобразными знаками, а следующие за ними согласные – ориентацией этих знаков в пространстве. Здесь задействован принцип поворотной симметрии (знаки поворачиваются на 45°): af – Г, adL.

Еще одно подразделение – на на морфологические и фонетические стенографические системы.

 

Дж. Р. Грегг

Система Грегга основана на частях эллипса, крестообразно перечеркнутого двумя наклонными линиями, скоропись Питтмана – на прямых линиях и четвертушках окружности, повернутых на различные углы.

В 1588 Елизавета I выдала патент доктору Тимоти Брайту на «более короткий вид записи букв в целях облегчения обучения». В том же году Брайт опубликовал свою систему скорописи под названием «Стенография: искусство более короткой, быстрой и секретной записи букв». Она использовала комбинацию прямых линий, кругов и полуокружностей для записи групп слов. Брайт утверждал, что его систему можно освоить за два месяца; позднее критики утверждали, что это сделать так же трудно, как выучить иностранный язык. Дюплюайе использовал вертикальные и горизонтальные линии разного размера.

Первая алфавитная стенографическая система на геометрической основе появилась в Англии в 1602 с книгой «Искусство стенографии» Джона Уиллиса. За этой системой последовали другие орфографические системы, среди них – тахиграфический алфавит Т. Шелтона (Thomas Shelton 1600-50), который использовали популярный мемуарист С. Пепис, И. Ньютон и Т. Джеферсон. Англичанин Дж. Рич стал первым, кто записал «Новый завет» и «Псалмы» стенографически.

В 18 в. появилось много новых систем; среди них – система Томаса Гурни, репортера суда в Оулд-Бейли. Молодой Чарльз Диккенс использовал систему Гурни, когда в начале 1830-х работал парламентским репортером «Морнинг кроникл».

Фр. Кс. Габельсбергер

 

Первая скорописная стенографическая система, высокопарно названная «искусство знаков речи», была разработана Францем Габельсбергером (Franz Xaver Gabelsberger; 1789-1849, Германия, Мюнхен) в Германии в 1834. Она была основана на латинском алфавите, являлась относительно простой для адаптации разных языков и потому получила широкое распространение в 19 в. в Австрии, Швейцарии, Скандинавии и России. В 1928 она была принята в Италии как официальная.

Конкурирующие системы в Германии – Штольце (почти идентичная Габельсбергеру) и Г. Роллера (Heinrich Roller). В 1924 разработана Унифицированная немецкая скоропись (DEK; Deutsche Einheitskurzschrift), принятая по сей день в Германии и Австрии.

Первая серьезная фонетическая стенографическая система, то есть базирующаяся на звуках речи, а не на правилах написания, появилась в Англии в 1783 в Универсальной стенографии Сэмюэля Тейлора (An essay intended to establish à standard for an universal system of Stenography, or Short-hand writing). Принятая в английском суде, система Тейлора вышла вскоре на международную арену, поскольку первые разновидности этой системы были напечатаны в нескольких европейских странах и в 1819 в США.

В скорописи Тейлора гласные писались только в начале и конце слов, некоторые звуки обозначались одинаковой графемой (s-z, j-g и т.д.). Знаки чисто формально напоминают слоговую письменность индейцев Канады. Изолированные буквы означают слова, например: b (be, been, by), d (do, did), f (of, off, if), g (go, give, God, judge) и т.д.

Наиболее популярные системы стенографии, если брать время с 19 века, были изобретены Исааком Питманом (1813-1897) и Джоном Робертом Греггом. В 1837 Питман создал фонетическую систему, названную им «Стенографическая запись звуков» (система эта очен6ь похожа на скоропись Джона Байрома). Переизданная в 1840 под названием «Фонография», эта книга ознаменовала прорыв в создании реально действенной скорописи, в которой все слова записывались строго в соответствии со звуком. В 1852 брат Питмана перевез эту систему в США и основал Фонографический институт в Цинциннати, штат Огайо. 97% стенографов Северной Америки к 1887 использовали систему Питмана или ее модифицированную версию.

Графемы согласных звуков в скорописи Питмана представляли собой геометрические линии. Гласные звуки записываются с помощью точек, штрихов или других значков, расположенных рядом с соответствующей согласной графемой. Если гласный предшествует согласному, первый записывается над или до согласной графемы, а если гласный следует за согласным, то записывается ниже или за согласной графемой. Краткие гласные звуки записываются точками, а долгие – линиями. Скоропись Питмана была первой фонетической в истории, первой, в которой толщина штриха имела значение звонкости/глухоты согласных, и первой, где место образования согласных влияло на вид кривой: знаки взрывных согласных – прямые линии, фрикативов – дуги, альвеолярных и зубных согласных – вертикальные линии. Сейчас фамилия Питмана ассоциируется со скорописью. Его система используется для 20 языков, включая латинский, японский и тамили, и в настоящее время ею пользуется 30 миллионов человек во всем мире. Это официальная система, которой записываются отчеты о заседаниях английского парламента.

Дж. Р. Грегг, который овладел системой скорописи Тейлора к 10 годам, отверг угловатые геометрические формы записи Питмана и создал более округлые. В «Фонографии легкой линией» (1888) независимые символы гласных и согласных стали писаться с наклоном, что облегчало их использование людьми, привыкшими к наклонному написанию букв. Поскольку система стенографии была фонетической, система Грегга могла быть легко адаптирована любым языком и в настоящее время является второй по распространенности в мире.

Скоропись Грегга примечательна максимально возможной экономностью алфавита: консонантные знаки состоят всего из одного штриха (знаки для гласных представляют собой петли и крюки с диакритикой). Другая инновация системы Грегга – подразделение алфавита на знаки прямого и обратного написания (например знак для t пишется снизу вверх – /, а для ch сверху вниз, хотя графически выглядит также, как и t). Расположение знаков для петлевых знаков для гласных инвариантно.

Скоропись Грегга адаптирована к африкаанс, эсперанто, тагалог, французскому, немецкому, ивриту, ирландскому, итальянскому, японскому, польскому, португальскому, испанскому, каталонскому языкам.

Третьей после систем Питмана и Грегга является система, называемая просто «скоропись». Так свою систему назвала ее создательница, учительница стенографии из Коннектикута, Эмма Деарборн. Система появилась в США в 1923 и в Британии в 1927. Первоначально разработанная для пишущей машинки, скоропись была модифицирована в 1942, чтобы ее можно было применять, используя перо или карандаш. Как форма сокращения письма, использующего латинские буквы и знаки пунктуации, она имеет преимущество перед другими системами в том, что написание более чем 20.000 слов может быть транскрибировано при помощи только 60 правил и 100 кратких форм и стандартных сокращений.

Специфика французской системы Дюплюайе состоит в использовании разных наклонов знака / (например k, g угол наклона 45°, l, r – примерно 30°), а также вариативность знаков для гласных (в зависимости от окружающих графем они имеют 4 радиально симметричных варианта). Как и стенография Питмана, эта система нелинейна, и многие слова имеют весьма затейливую конфигурацию, напоминающую иероглиф. Другая французская система стенографии – Прево-Делоне (Prévost-Delaunay). Эти системы заменили скоропись Коссара, 1651.

Система стенографии Дюплюайе помимо французского языка адаптирована к немецкому, испанскому и румынскому. Интересно то, что эта скоропись насаждалась миссионерами (См. Миссионерские письменности) среди аборигенов Нового Света. Например, эта стенография обслуживала чинукский (торговый пиджина на основе индейского языка чинук, существовавший до 1970 на северо-западном побережье Тихого океана от Орегона до Аляски); салишские языки лилоэт (St’át’imcets), томпсон (Nlaka'pamuctsin, или Nlaka'pamux), оканаган.

Первое стенографическое общество было учреждено в 1726 в Лондоне, но просуществовало недолго, и лишь в 1840 появилось там же новое стенографическое общество. В 1839 в Дрездене учрежден Königliches Stenographisches Institut, в 1872 Дюплюайе создает в Париже Institut sténographique des Deux-Mondes, в 1851 Питман открывает Phonetic Institute в Бате (Bath) с отделениями в Лондоне и Нью-Йорке. Первый журнал, посвященный стенографии, появился в Англии в 1842. Первый международный стенографический конгресс состоялся в 1887. В 1949 в Болгарии организован Институт стенографии и машинописи. Первым, кто опубликовал стенографическую систему для японского языка, был Коги Тагуссари. В 1883 г. были открыты по этой системе курсы стенографии в Токио. В настоящее время существует Международная организация стенографов Интерстено, объединяющая скорописцев многих стран.

 

ПРИМЕРЫ:

All human beings are born free and equal in dignity and rights. They are endowed with reason and conscience and should act towards one another in a spirit of brotherhood.

Перевод:
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать друг с другом в духе братства. (Из «Декларации прав человека»).

Текст декларации, записанный стенографией Питмана:

Текст декларации, записанный стенографией Грегга:

Текст декларации, записанный реформированной стенографией Габельсбергара (DEK):

Текст декларации, записанный стенографией Карасева:

В России первая попытка составления стенографии принадлежит Генри (1792), но она осталась незамеченной; затем были изданы «Графодромия, или искусство скорописи, соч. Г. Астье, переделанное и примененное к русскому языку бароном Модестом Корфом» (СПб.,1820); «Стенография, или искусство писать так же скоро, как говорят, на русском и французском языках» (М., 1844); «Стенографическая азбука, или руководство к изучению искусства так же скоро писать, как и говорить, по методе, основанной на изображении букв точками или чертежами. Изданная С.П.К.» (М., 1848); M. Иванин, «О стенографии, или искусстве скорописи в применении ее к русскому языку» (СПб.,1858). Все эти руководства составлены по геометрическим системам и заимствованы преимущественно у французов.

В 1860 впервые в России стенография (по системе Иванина) была использована в Петербургском университете для записи диспута о происхождении Руси между академиком М. Погодиным и профессором Н. Костомаровым. Лекции Д. Менделеева также стенографировались, и стенограммы послужили ему материалом для его знаменитого труда «Основы химии». Книга Н. Горчакова «Режиссерские уроки К.С. Станиславского», которая охватывает почти всю деятельность Станиславского в театре, создана Горчаковым на основе стенографических записей. Знаменитая книга отца русской авиации Н. Жуковского «Теоретические основы воздухоплавания» создавалась тоже при помощи стенографии. К столетнему юбилею великого русского физиолога Ивана Петровича Павлова в 1949 г. Академия наук СССР выпустила в свет стенограммы знаменитых «Павловских сред». Услугами стенографов пользовались Л. Толстой и Ф. Достоевский. В 1909 Н. Ершов издал труд «Обзор русских стенографических систем».

Геометрические системы со временем уступили место немецким курсивным системам. Способы П. Ольхина («Руководство к русской стенографии по началам Габельсбергера», СПб., 1866), а также И. Паульсона и Я. Мессера («Русская краткопись, или стенография по началам Штольце», СПб., 1864) в то время признавались в Российской империи наиболее практичными. Именно ученицу Ольхина нанял Достоявский.

В 1874 М. Терне, преподаватель стенографии по системе Штольце-Шрея изобрел т.н. правило нотной записи (стало возможно писать без буквенных вокализмов, за счет подъема и опускания графемы). В 1913 Е. Патканова издала «Курс практической стенографии» (для записи на разных языках) содержащий оптимизированный, предельно лаконичный алфавит.

 

После Октябрьской революции 1917 появились новые стенографические системы: М. Лапекина (1920), Н. Фадеева (1922), Н. Соколова (1924) и др. В 20-е гг. стенография преподавалась по разным системам, что тормозило развитие стенографического образования. На основе теоретического и практического сравнения 7 лучших систем, произведенного Наркомпросом РСФСР в 1933, ВЦИК РСФСР принял постановление о введении в РСФСР Государственной единой системы стенографии (ГЕСС), в основу которой положена система Н. Соколова. В дальнейшем эта система подвергалась частичному усовершенствованию, а также были предложены альтернативные стенографические системы, например: система О. Акопьяна, система О. Александровой (фоностенография), система В. Герасимова и др.

В 1968 появилась работа О. Александровой «Фоностенография» (Слуховая скоропись) объединившая принцип Терне, алфавит Паткановой, алфавит сдвоенных слитных. Авторский вклад Александровой – разработка второго алфавита (слитных знаков) и правила образования более мощных (строенных и т.д.) слитных, что привело к созданию фразграфии.

Реймиллер сделала попытку превратить нотную запись принятой в СССР стенографии в слоговую систему. В 1965 преподаватель стенографии Ростовского университета О.  Акопьян («Учебник стенографии. Массовое и профессиональное письмо») предложил стенографический алфавит, приближенный к кириллице.

 

Описание системы ГЕСС

Стенография ГЕСС является безотрывным и безнажимным наклонным письмом. Знаки бывают разной высоты – одномерными (н, с, з, т, р, ц), двухмерными, которых большинство, трехмерными (б, ч, х) и четырехмерными (спецзнаки, обозначающие сокращения). Алфавитные знаки могут выступать на одну меру вверх (за условную черту, называемую контрольной), но не вниз (нижняя условная черта, на которой пишется большинство стенографических знаков, называется основной).

Эта система стенографии основана на позиционном (или нотном) методе передаче гласных (поднятие или опускание знаков для согласных влияет на качество предшествующего или, в редких случаях, последующего гласного).

Ниже, на рисунке представлены гласные в начале и конце слов:

В стенографии ГЕСС гласные а/я, у/ю, е/ё/э, и/ы не различаются ("а" в середине слова пропускается); ь/ъ, й выражаются диакритикой. Заглавные буквы выделяются коротким подчеркиванием, аббревиатуры – длинным подчеркиванием:

Подчеркивание также сигнализирует о том, что слово похоже по начертанию, но имеет другое значение. Например: буква "в" означает предлог "в/во", а с подчеркиванием – "вклад"; буква "ф" – "форма", а с подчеркиванием – "флот".

Правила расстановки гласных в начале/конце и середине слов отличаются.

В начале слов:

Знак для "а/я" – двумерная наклонная прямая черта из-под основной линии. В начале слова она доходит до начала следующего за ней знака, стоящего на основной линии.

Знак для гласных "о" и "у/ю"  – короткая и длинная горизонтальная линия (иногда она бывает чуть задрана вверх), которую приписывают к последующему знаку, округления после этих знаков выпрямляются.

Сочетание "но/он" пишут наклонной буквой "н".

Знак "и" пишут от строки и приписывают к большим знакам, оставляя их на линии письма, малые знаки пишут под контрольной линией, поднимая их на размер знака для "и". [Приставка "ин(о)" по форме аналогично начальной "и"].

Знаки для "е/ё/э" – короткая (в 2 раза меньше "и") линия, которую приписывают к большому знаку. Малые знаки поднимают на 1/2 меры. Начальный слог и частицу "не" [а также сочетание "нет/нед(о)] пишут в середине между основной и контрольной линиями. Слово "это" пишется полумерным наклонным штрихом под контрольной линией.

В конце слов

Гласные пишут так же, как и в начале, но только от конца предыдущего знака, сохраняя размер и направление. Горизонтальные линии (о, у/ю) выпрямляют округления предыдущих знаков для согласных.

В середине слов

Звук "а/я" не выделяется. В случаях, когда это необходимо, используют диакритику: "а" маркируют точкой бод буквой, "я" обозначают подстрочным вертикальным штрихом. Аналогичным образом разграничивают звучание пар и/ы, е/ё.

Мягкий и твердый знаки (ь/ъ) при необходимости обозначают надстрочной точкой. В середине слова "й" маркируют надстрочной запятой.

Скопление гласных обозначают посредством разделительного узелка. Хотя чаще из двух рядом стоящих гласных в конце слова выбирают только вторую: оруж(и)е, Австр(и)я. А в середине слова выпадает первая гласная: ле(о)пард, у(я)снить, о(а)зис, ки(о)ск.

Для выражения гласной "о" следующая за ней графема опускается на половину своего размера.

Для выражения "е" следующий за ней знак для согласного поднимается вверх на полмеры.

Для выражения гласных "и/ы" следующие за ними графемы для согласных ведут себя по-разному: малые знаки поднимаю под контрольную линию, а большие знаки значительно отодвигают вправо.

Для выражения "у/ю" следующий за ней символ одновременно отодвигается вправо и опускается вниз на половину своей высоты.

Следует заметить, что стенография ГЕСС не является слоговым письмом. Скорее уж "антислоговым", когда гласные видоизменяют не предшествующий, а последующий знак для согласного: ср., с-п-ис-ок. С этим антислоговым принципом связана основная сложность при изучении стенографии системы Соколова. К такой записи слов непросто привыкнуть. Кроме того, антислоговая схема зачастую нарушается: в начале слов форманты "не", "ни", "со" и др. обозначаются по слоговому принципу; в ряде случаев, если в слове идут несколько слогов с повторяющимся гласным, то в последних звеньях этой цепи он игнорируется (использование консонантного принципа).

Правило строчности

Если какой-либо знак поднят над линией письма (в сочетаниях с "е"), то следующий за ним большой (многомерный) знак вновь опускается на исходную строку.

Если в слове опущен большой знак, то следующий за ним большой знак ставится рядом (даже если перед ними идут гласные "о" или "у/ю").

Правило строчности ограничивает стремление знаков позиционной системы стенографии уйти далеко за контрольную линию.

Особенности малых знаков

С малыми (одномерными) знаками "р, с, т, ц, з, н" связан ряд особенностей. Если малый знак образует начальный слог, то поднятый над линией на одну меру, он приобретает гласную "е", а на две меры – "и". Если же в начале слога малый знак опускается под основную линию, то приобретает гласную "о". Т.о. малые знаки в начале слова подчиняются слоговому принципу письма.

Правило отправной точки

Опущение или поднятие знаков происходит не только относительно основной линии, но и в согласовании с соседними поднятыми или опущенными знаками. Причем, если знаки, меняющие позиции, являются большими, то вступает в силу постулат строчности (см. выше), отменяющий правило отправной точки.

 

Сократительные приемы:

Знаки связанных понятий – устойчивые словосочетания, связанные союзом:

 


Лит.:
Фоли Дж., Энциклопедия знаков и символов, 1997, М.; Соколов Н.Н., Теоретические основы государственной единой системы стенографии, М., 1949; Юрковский А.М., Стенография сквозь века, М., 1969; Вексман Р.А. и др., Стенография, М. 1971; Демачева Ю.С., Заранко К.М., Стенография, 1991; Гильдебранд, А.Г.,  Стенография, 1950, М.; Ваксман Р.А., Каждан, Я.Е., Порто Т.С., Стенография, 1971.

Ссылки:
Все учебники по стенографии
Deutsche Einheitskurzschrift
Gregg shorthand
Интерстено

История стенографии
Стенография Бойда

 

См. также
Латинское письмо
Вязь древнерусская
Скоропись древнерусская

 

 

 

 

 

 Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

Любое использование материалов допускается только с разрешения автора сайта. Все права защищены © И. Карасев, 2007-2012

 

 

Hosted by uCoz