На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта
ИВАН КАРАСЕВ
ПОХВАЛА МУХЕ
ПОХВАЛА МУХЕ
Как-то я наблюдал странную картину: муха сидела на ложке. Вы спросите меня, что же здесь странного? Но что-то заставило меня задуматься над этим. С виду обычный натюрморт: стол, накрытый белой скатертью, ваза с увядшими цветами и рядом лежащая ложка, по которой стекало что-то вязкое. И на этой ложке громоздилось самое обыкновенное насекомое. Художник изобразил ее, по-видимому, намеренно из-за пристрастия к натурализму. А может, художник увидел в мухе нечто большее, и муха, сидящая на ложке есть метафора двух разных взаимодействий, двух альтернативных элементов пространства. Быть может эта картина - наглядное сопряжение живой и неживой материй, искусственного и естественного миров, движения и неподвижности.
Ощущает ли муха себя насекомым или она мыслит себя центром Вселенной'? Спорит ли она с ложкой о своих преимуществах или не замечает ее стройных линий и ее сложной геометрии? Воспринимает ли муха ложку, как предмет и как чуждое орудие из иного мира - человеческого? В этой метафоре хочется видеть притчу о параллелизме пространств, которые существуют рядом, соприкасаются: но их структуры не пересекаются, и обитатели этих двух пространств не подозревают о существовании друг друга.
Так муха не замечает человека ,как личность. И человек, убивающий муху или прогоняющий ее с места, для нее лишь рука судьбы, досадная случайность. Человек воспринимается мухой, как природная стихия, необузданная и хаотичная, подобно вулкану, потоку реки или стае облаков. Человек смеется над глупостью мухи и вполне доволен тем, что прихлопнул ее ладонью. Но не гибнет ли он сам от той же ладони более высшего существа, называемого смертью, роком, болезнью или судьбою. И не смеется ли над ним некто более разумный под завывание ветра или шелест дождя.
Муха и человек сосуществуют, но не придают друг другу большого значения. Что муха для человека? Вредитель, источник заразы, назойливая мерзость. Иногда муха использует человека в качестве объекта своих интересов. Она кусает его, пьет его кровь (подобно тому, что делает человек, качая из земли нефть), ползает по нему, не находя никакого интеллекта и не замечая богатства его души.
Муха ползает по потолку, не замечая, что она оказалась перед человеком вверх ногами. Но для мухи это естественно, для нее не существует верха и низа и она не может упасть и разбиться. Муха удивляется геометрии раскрытой книги или надкусанного яблока. И по своей простоте, она считает искусственный мир естественным и самосебятворящим. Она не видит в человеческих поступках осознанности и воспринимает их, как мы воспринимаем погоду.
Убивая муху, человек уничтожает целую Вселенную, где на одной из ее планет разумные существа недоумевают причинам, вызвавшим катастрофу. Они пытаются найти этому объяснение и подвести это объяснение под известные им законы. Но ведь это просто человек убил муху.
Если бы муха осознала человека, как частицу единого мирового пространства, она бы не поверила этому вымыслу. Муха отрицает разумность человека и его волю как суеверие: разумность человека не может быть доказана мухой. Разумность же мухи, с ее точки зрения,- единственна в своем роде. Муха находит себя одиноким островком гармонии и целесообразности. Все же, что окружает ее, включая человека,- извечный Хаос.
ПРОЗА:
Деревенские сумерки | Вычур | Котовые истории | Страшные повести | Притчи | Шаманский цикл | Муки творчества
СТИХИ:
Евангелие от Мрака | Снежное вино | Долина реки Одиноко