На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта
Поэтика букв в мировой литературе
Гностицизм, Библия, Коран | Русская литература и фольклор | Зарубежная литература |
Индия и Китай, Понятие знаков в культуре бесписьменных народов
Упоминание букв и их связывание в литературном творчестве с образами и аллегориями развертываются сразу в нескольких аспектах культуры: религиозно-каноническом (Библия, Коран, Талмуд и др.), философско-мистическом (Каббала, И-Цзин, тантризм и др. мантические системы), оккультной (различные романы ужаса и страшные повести, сопряженные с практикой вызывания духов и магическими ритуалами), обучающей грамматикой (азбуки, азбучные молитвы, стихи для запоминания порядка букв в алфавите, рассказы для детей, где буквы наделяются качествами живых существ), криптографией (шпионские истории, детективный жанр, дешифровка древних письмен), фантастикой (инопланетные послания, моделирование несуществующих алфавитов), каллиграфией (превознесение, обычно посредством поэзии, эстетических форм букв).
Влияние геометрических знаков на поэтическое творчество, психику человека и на живые организмы в целом еще до конца не изучено, хотя определенные попытки в этом направлении предпринимались еще Пифагором. В частности, он рассматривал мир, как различное соотношение ограниченного количества элементов (чисел). Швейцарский психолог и психиатр К.Г. Юнг выявлял универсальные геометрические построения (круг, крест, квадрат и т. д.), своего рода архетипы, вокруг которых группируются глобальные мифологические и философские концепции (круг – небо, солнце, колесо; крест – дерево, человек и т. д.). К.Г. Лейбниц пытался построить при помощи, логики и цифр универсальные письменность и язык, которые могли бы стать «азбукой человеческой мысли». З. Фрейд исследовал проявление человеческой психики через сновидения, насыщенные образами и символами.
Философская и научная мысль 18-19 вв. не могла не выплеснуться в сферы литературы (достаточно упомянуть символизм). Самым перспективным направлением современной науки в последнее время становится семиотика (знаковая теория), рассматривающая все явления природы как знак двусторонней» формы (знак = означаемое + означающее). Знак, символ, текст становятся самыми распространенными понятиями нашего языка в потугах объяснить мир.
Ю.В. Росциус1 в книге «Гадание: суеверие или?.. « пишет: «Универсальность букв обусловила большое к ним внимание и почтение и, вероятно, привела к попыткам отыскать гармонию между числом и буквой, а затем – между буквами слова...»
ГНОСТИЦИЗМ. Религиозные философы первых веков христианства соединяли в своем учении христианскую теологию с неоплатонизмом (Плотин, Порфирий, Прокл, Василид, Валентин из Египта) и пифагорейством (Нигидий Фигул, Аполлоний Тианский, Нумений и отчасти грузин Петрици).
Пифагор заложил основы т.н. «мистической математики»: углы треугольника он посвящал Аиду, Дионису и Деметре; углы четырехугольника – Рее, Афродите, Деметре и Гере. В этой связи украинский мыслитель Г. С. Сковорода, о котором будет сказано ниже, отмечал: В центре треугольника око. 1-Альфа-всякую тварь предваряет. 2 – Омега – после всей твари остается. 3-Вита-есть рождающая середина, но по началу и концу вечная. Сия троица есть единица. «Трисолнечное единство», «Недремлющее око» – Τριγήλιος Μονος καί Φΰσις (трисолнечное единство и естество). (Г. С. Сковорода «Диалог или разглагол о древнем мире»). В Библии можно найти фразу: «Аз есмь альфа и омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет». (Откр. 1:8). В гностических же апокрифах прослеживается целый ряд антитез: «Ибо я первая и последняя. Я почитаемая и презираемая. Я блудница и святая. Я жена и дева. Я мать и дочь...» (Гром. Совершенный Ум, 16-212). Антитезы как бы подчеркивают единство мира, его связанность и полноту (плерому). «Я молчание, которое нельзя постичь Ω, и мысль, которой воспомятований множество Α (Там же, 9-11). «Вы, кто знаете меня, станете незнающими меня! И Те, кто не знал меня, да познают они меня». (Там же, 23-25). Алфавит представляется здесь пустотой, «священным Ничем», поскольку А и Ω – две крайности, которые уравновешиваются и исчезают. «Я имя голоса и голос имени. Я знак писания и проявленность разделения». (Там же, 31—34). Вселенная у гностиков сплетена из символов и пронизана сокрытыми значениями.
«Истина не пришла в мир обнаженной, но она пришла в символах и образах». (Евангелие от Филиппа, 67). «Образы являются человеку, и свет, который в них скрыт. В образе света Отца он (свет) откроется, и его образы скрыты из-за его света». (Евангелие от Фомы, 87).
Платон, признававший изначальное существование идей, сформулировал концепцию о Едином и Множественном. Множественное рассматривается им не как дробные части Единого, а как целостная проявленность Единого, реализуемая через числа и буквы. Буквы и числа же в учении Пифагора есть мельчайшие элементы космической материи, ее вездесущие атомы. Гностики рассматривают буквы алфавита как эоны – божественные сущности, занимающие части пространства-времени. Зоны распределены на классы по символическим числам. Союз эонов образует плерому («полноту разума»), которая и есть «алфавит». Объемный мистико-философский трактат копта Апы Себы о тайнах греческих букв объяснял их значения и открывал в них тайный аллегорический смысл. Мир представлялся гностикам сокрытым завесой тайн, понять который можно лишь при помощи символов, наделенных божественной благодатью.
«Завеса утаивала сначала, как Бог правит творением... Верх открыт нам, которые внизу, чтобы мы вошли в сокровенное истины... Но мы проникнем туда путем символов презираемых и вещей слабых». (Евангелие от Филиппа, 125). «Господь пришел соединить верхние части с нижними и открылся в том месте в символах и образах». (Там же, 69).
В «Апокрифе Иоанна» говорится, что сын возгордившейся Софии (Мудрости) Иалтобаоф («покров тьмы», «змея с мордой льва») творит вместе со своими ангелами человека из знаков, которые были явлены ему в «образах на воде». «И они создали общими силами по знакам, которые были даны им. И каждая из властей дала знак в виде образа, увиденного в своей душе». (15:5).
В «Евангелии детства (Евангелии от Фомы) «повествуется, как один учитель стал учить Христа грамоте, последний же произнес:
«Если ты истинный учитель и хорошо знаешь буквы, скажи мне, что такое альфа, и Я скажу тебе, что такое бета». (14). «Научи, что такое альфа, и тогда мы поверим тебе о бете... Слушай, учитель, об устройстве первой буквы и обрати внимание какие она имеет линии и в середине черту, проходящую через пару линий, которые... сходятся и расходятся, поднимаются, поворачиваются, три знака того же самого свойства, зависимые и поддерживающие друг друга, одного размера». (6).
Три элемента первой буквы греческого алфавита видимо отождествляются с Троицей. Округлость омеги можно было бы интерпретировать как отверзшую бездну ада. Омега-это круг, альфа же – циркуль, чертящий этот круг. Циркуль и круг – непременные атрибуты масонства и даосизма. В этой связи можно вспомнить цитату из «Чжуан-цзы»: «Циркуль, чертящий круг, сам по себе не круглый», а от себя добавить, что человек, творящий добро, не обязательно должен быть добрым».
В греческой традиции отношение к букве «тау» (Т), которую сравнивали как с крестом («στάυρος»), так и со зловещим Сатурном, было негативным.
«Люди оплакивают свою судьбу и на чем свет стоит клянут Кадма за то, что он ввел «тау» в семью букв. Они говорят, будто ее вид копировали, когда ставили столбы, на которых распинали людей. Ставрос называется отвратительное сооружение, и от «тау» оно получило свое отвратительное название». (Лукиан, «Суд гласных букв»).
Сравните совсем иное толкование крестообразного знака в христианском мировоззрении, когда говорили:
«Над всеми письменами буква «хи» – князь есть». («Повесть о Соломоне», апокриф).
БИБЛИЯ. В евангелической традиции буква противопоставляется духу. «Буква убивает, а дух животворит» . (2Кор. 3:6, Рим. 2:29, 7:6). В Ветхом Завете известен также мотив поедания божественного свитка, свидетельствующий о неуничтожимости букв.
«...Открой уста твои и съешь, что Я дам тебе. И увидел я, и вот рука простерта ко мне, и вот в ней – книжный свиток. И Он развернул его предо мною, и вот свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нем: «плач, и стон, и горе». (Иез. 2:8-10). «И взял я книжку из рук Ангела и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем». (Откр. 10:10).
В Новом Завете буквы называются «смертоносными», «ветхими» (Рим. 7:6) по причине того, что, будучи начертанными Моисеем на камне, на них не могли смотреть сыны Израилевы, т. к. от букв исходила «слава лица Моисеева».
«...И сошел Моисей с горы; в руке его были две скрижали откровения, на которых нанесено было с обеих сторон... Скрижали были дело Боже, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божий». (Исх. 35:15-16) .
В другом месте читаем:
«И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим. (Исх. 31:18).
Мотив руки Бога, которая чертит роковые знаки, был известен и более древней, чем библейская – египетской традиции. Египетский бог письменности Тот обычно изображался в облике ибиса (или павлина), поскольку клюв этой птицы напоминал тростниковое перо. В египетских папирусах записано: «Не вреди человеку кистью на свитке, не свидетельствуй ложно... ибо клюв ибиса-это палец писца и остерегайся повредить его»3. В ветхозаветной «Книге пророка Даниила» рассказывается, как последний вавилонский царь Валтасар устроил пир, но «вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала». (Дан. 5:5). Пир Валтасара – излюбленный сюжет европейской литературы, нашедший отражение даже в революционной песне:
А деспот пирует в роскошном дворце,
Тревогу вином заливая,
Но грозные буквы давно на стене
Чертит уж рука роковая.Иногда процесс писания может аллегорически сравниваться с праведным образом жизни и с благой мыслью. Метафора письма в устах апостола Павла еще раз указывает на то, что важна не форма, а содержание, не видимая красота, а внутренняя святость: «Написано не чернилами, но духом Бога живого на скрижалях сердца плотских». Павлу вторит неизвестный автор апокрифа «Песнь о Жемчужине». (Песнь апостола Иуды Фомы, воспетая в земле индийской): «Как начертано было в сердце моем, так и были начертаны слова письма»4.
КОРАН. Коран представляется микроскопическим свитком мирозданья, каждая буква которого суть феномен вещей и явлений. «Папирусом свернем Мы небеса, и точно так, как Мы произвели первичное созданье, Мы (повелим ему уйти в небытие) и сотворим другое». (Пророки, 21:104)5. В Коране повторяется библейский мотив того, что добрые и дурные поступки каждого человека заносятся на Небесах в особую книгу. Содержание этой книги будет оглашено в некий Судный день. «Когда раскрыты будут свитки (записей добра и зла), и обнажится небо... (Тогда) познает каждая душа, что было ею уготовано вперед». (Свертывание, 81:1-14).
В Коране упоминаются «люди писания». Очевидно, имеются в виду не только христиане и иудеи, а вообще люди, имеющие свою письменность и свои священные книги. «Не спорь с людьми, писания, зови их красотой вещаний». (Паук, 29:46).
В дополнении к Корану в священной книге мусульман-суннитов «Сунне» говорится, что к не знакомому с грамотой пророку Мухаммеду явился ангел и повелел читать.
«Читай!» – и я в третий раз сказал ему в ответ: «Я не умею читать!» И он сжал меня в третий раз, а затем отпустил, сказав: «Читай!» Во имя Господа твоего, который сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший...»6
Единственное, что хочет Мухаммед перед смертью – это нанести на бумагу заветные буквы. «Когда предсмертные страдания пророка усилились, он сказал: «Принесите мне принадлежности для письма, и я запишу для вас то, благодаря чему вы не сойдете с правильного пути». (Сунна, Книга откровений, Книга Знания).
О, милая, взгляни, как мир красив.
Вот строки трав легли на свитки нив.
Весна, как ученик, мелком зеленым
На поле учится писать «алиф».
(Джами).В «Алхимии счастья» Газали писал:
«Обычный человек подобен муравью, ползающему по бумаге. Этот муравей видит буквы и думает, что своим появлением они обязаны только перу и ничему другому».
1 Росциус Ю. В., Гадание: Суеверие или..? // 3нак вопроса. 1991, №12.
2 Апокрифы древних христиан: Исследования, тексты, комментарии. М., 1984.
3 Гаряева М. А., Эпохи в зеркале письмен. М. 1990.
4 От берегов Босфора до берегов Евфрата. Антология ближневосточной литературы I тысячелетия н. э. М., 1994.
5 Цитаты из Корана приводятся в интерпретации В. Пороховой // Наука и религия, 1991, №11; 1992,. №1–2.
6 Сунна пророка Мухаммеда // Наука и религия. 1994, №1–2.
Смотрите также
Грамматологический словарь | Письмо в свете научных теорий | Письменности современного мира | Развитие теории письма
Все алфавиты мира | У букв бывают имена | Шрифты в штатском и буквы в лаптях | Опыт неписания
Кириллица становится непрестижной | Эволюционная пирамида почерков | Война письмен | Поэтика букв