На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта

Мотив шерсти в иранской мифологии письмотворения

 

Из школьной программы физики мы помним, что наше мирозданье состоит из материи, а сама материя − из атомов. Однако трудно себе представить ткань (ту же материю), например, из песка. Другое дело − волокна, нити, пряжа... Древнегреческому философу Анаксимену мир представлялся многослойным войлоком, а Платон объяснял космическое устройство движением незримого веретена, снующего в руках божественной Необходимости. К этой старой, как мир, гипотезе совсем недавно обратились современные ученые П. Дейвис и Дж. Браун. В книге. «Сверхструны: теория всего?» они рассматривают микрочастицы не как точки, а в виде малых вибрирующих нитей в шестимерном пространстве. Может быть, действительно все вещи под луной сотканы из мириад тончайших нитей?

 

Ваше баранье величество

Рисунок Ричарда Белла

 

В мифах многих народов соединение двух стихий − огня и воды − порождало волшебный опьяняющий напиток, благодаря которому к людям пришли знание, речь и письмо. По скандинавским преданиям, рунический алфавит был получен богами именно из такого напитка. Древнеиранские же мифы связывают появление священных знаний с загадочным словом «фарн». Дух воды Апам-Напат укрыл «фарн» в глубинах первозданного озера Ворукаша от трехглавого дракона Ажи-Дахака (в монгольском языке похоже звучат слова ус 'вода' и үс 'волос'). Слово farn одновременно означает и сияние, и знамение, и магические знаки. Воплощение «фарна» − баран, Иранские цари украшали: свою голову убором в виде бараньей головы. Связь «фарна» и барана не, случайна. Шкура животного издавна отождествлялась с«волной», а иногда и с огнем (сравнитеслова «огонь» и «ягненок»). Имя грузинского царя, изобретателя национального алфавита − Фарнаваз, и оно тоже связано со священным бараном. Да и сами грузинские буквы напоминают завитки шерсти руна. Это сейчас слово баран стало ругательством. В древнеегипетском же языке душа и баран звуча ли одинаково − «ба». Бараноголовый бог Амон (Скрытый) считался главным в долине Нила, а винторогий Хнум на гончарном круге вылепил первого человека. Набаране с золотой спиной из Греции в Колхиду от злой мачехи бежали Фрикс и Гелла. Но это уже другаяистория.

 

Золотое руно и русские руны
Фрикс принес священного барана в жертву, а золотое руно (за ним позже будут охотиться аргонавты)повесил на дубе в Марсовой роще, охраняемой драконом. Мотив, где соединяются шкура животного с деревом и змеем, − один из распространенных в мифологии. Так, в белорусском заговоре есть фраза:

«В чистом поле, на синем море
стоит дуб-широколист,
под дубом тем овцы стары − черная волна.
На той волне лежит змея змеиная, змея Шкуропея».
А вот хеттский текст:
«На иве висит овечья шкура.
В нем же − зерно, богиня полей и вино.
В них же − бык и баран.
В них же долголетье, а в нем − потомство...
и вечный огонь».

Афина, Ясон и Дракон, охраняющий золотое руно. Фрагмент росписи краснофигурного килика Дуриса. Ок. 490 до н.э.

Афина, Ясон и Дракон, охраняющий золотое руно. Фрагмент росписи краснофигурного килика Дуриса. Ок. 490 до н.э.

 

Ничего не напоминает? Как же, «Кощееву смерть» русских сказок, которая на конце иглы, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, а сундук − на семи цепях в ветвях дуба. Прием, когда один предмет помещают в другой, говорят, усиливал плодородие.

Издавна считалось, что в волосах пребывают память и сила (в литовском языке velė значит «душа»). Помните библейский сюжет, когда коварная Далила остригла спящего Самсона, лишив богатыря силы? В одном из комментариев Самсоновы волосы уподобляются солнечным лучам, пожираемым ночью... Да ведь и смерть Кощея − на конце иглы, то бишь «железного волоса».

И листья дерева, и искры огня, и токи воды − все шерсть, которая является шестым первоэлементом древнеиранского космоса (сравните схожесть слова «шесть» и «шерсть»).

В самодийских мифах земля рисуется исполинской шкурой зверя, в которой люди ползают, подобно насекомым. Кстати, славяне называли созвездие Плеяд Волосынями. Да и имя русских жрецов «волхвы» тоже происходит от культа скотьего бога Волоса: они часто обряжались в шкуру медведя. Шкура зверя − это еще и предмет оборотничества. Поговорка «волк в овечьей шкуре» − отголосок обряда двойной маскировки.

Представление о волосатости и лохматости, как об изначальном показателе полноты жизни, плодовитости и силы («волос» и «власть» одного корня) было характерным для всех индоевропейских народов. Однако пожалуй, лишь у

иранцев сохранились мифы, связывающие происхождение письменной культуры с шерстью животного или растениями («Шерстью земли»).

Иранский царь Тахмурас заставил самого черта обратиться в черную клячу и 30 зим разъезжал на ней, пока нечисть не выдала ему тайну письменности. Интересно, что почти также с порождением зла поступает добытчик скандинавских рунических букв Один, превращая злокозненного Локи в восьминогого коня Слейпнира.

Финикиец Кадм, изобретатель греческого алфавита, похоже, как и аргонавты, связан с похищением золотого руна. Он тоже убивает дракона, засевает поле его зубами, из которых вырастают воины.

Мотив похищения золотого руна угадывается и в бегстве Одиссея из пещеры циклопа Полифема. Одноглазый Один тоже бежит из пещеры великана, Суттунга, но с напитком богов − «медом поэзии». Похожи и имена героев греческого и скандинавского эпоса: Одиссей и Один восходят к одному корню − «гнев». Из этого сопоставления можно предположить связь шкуры овцы с поэтическим даром и знаками письма.

Пример тому − необузданная страсть к музыке и поэзии козлоподобных сатиров и их предводителя Пана, не расстающегося со свирелью. Кстати, из конского волоса до сих пор изготавливают лучшие смычки. Само название «музыка», говорят, произошло от слова «мышь». Первая буква рунического алфавита Футарк − «феху» (скот) в узком значении понималась как «овцы». Начальная буква финикийского алфавита («алеф») тоже в шерсти, поскольку означала быка. И в символической апокалиптике христианства центральное место занимает образ овцы (агнца) как искупительной жертвы.

Ho вернемся к рунам. Происхождение этого слова многие знатоки возводят к «тайне», видимо от бессилия придумать что-то получше. Между тем можно попытаться увязать «руны» с русским словом «руно». Этимологический словарь русского языка М. Фасмера дает целую серию значений руна: «толпа, косяк, множество (рыб, овец)», «овечья шерсть» и «пучок (хмеля) с корнями». Здесь же приводятся сравнения с другими языками: в древнеиндийском rōman − волос на теле, в ирландском rón − конский волос... В персидском же языке слова «письмо» и «пушок» звучат одинаково. Вполне вероятно, что и само название Русь восходит к звериному тотему, чья мохнатость не вызывает сомнений: сравните похожие слова барс, рысь, ursus (по-латински медведь), arslan (по-турецки лев). Все они, вероятно, восходят к иранскому корню vors (волос).

Интересно сопоставление с пучком хмеля. Из него, вероятно, получали магический опьяняющий напиток (сома, хаома, амброзия) индоевропейцы. Пучок травы («барсом») − символ древнеиранской религии, аналогичен римским фасциям (связке прутьев со вставленным в середину топориком) и колосьям, перевязанным ленточкой на советском гербе. В Китае гадание на стеблях тысячелистника привело к появлению иероглифов. А славяне всю зиму хранили несколько несжатых стеблей злаков, которые называли «волоть» или «волосова бородка».

И еще один момент. В персидском языке есть слово runas − название растения краппа, или марены красильной.

Не даром в Библии говорится: «Всякая плоть − трава, и вся красота ее − как цвет полевой» (Исайя, 40:6). Существовало стойкое поверье, что шкура животного, вывешенная на дереве или омытая в реке, усиливала функцию плодородия божества. Вот почему золотое руно вешают на дуб, а Великая мать хеттов Камрусепа, помогая богу Солнца чесать овец, бросала шерсть в воду. Понятны становятся и «темные» стихи О. Мандельштама:
Мы стоя спим в густой ночи
Под теплой шапкою овечьей.
Обратно в крепь родник журчит
Цепочкой, пеночкой и речью.
(«Грифельная ода»).

 

Козлиный щит Зевса

 

Волосяной алфавит Крэга Уарда

Громовержец Зевс, как известно, выжил только потому, что питался молоком козы Амалфеи. Шкура Амалфеи позже ему служила щитом-эгидой в борьбе с титанами.

По-гречески коза − «эг». От этого корня, возможно, происходит имя несчастного царя Эгея, бросившегося на скалы в море (с тех пор оно зовется Эгейским). Подозрительно похоже на «козлиное» и имя скандинавского морского божества Эгира. У греков был древний обычай защищать от ранений левую руку, обматывая ее козьей шкурой. Сломанный рог Амалфеи, из которого появляется вся тьма вещей, это знаменитый рог изобилия. Интересно, что и в скандинавских мифах у Мирового дерева живет коза Хейдрун («колдовство букв»), в корнях которого хранится ее рог. Перед концом света в него должен протрубить одноухий бог Хеймдаль.

Козой на Руси называли книги, поскольку делались они чаще из козлиной кожи (пергамента). Чернила − это кровь козы, перо или стило − жертвенный нож, которым было зарезано книголюбами животное. Буквы же в книге часто сравнивались с шерстью козы или с каракулем (бараньим мехом). Тюркское слово «каракуль» означает, помимо прочего, железные навозные вилы, кривое дерево и плохой почерк (буквально «черную руку»).

Кстати, автор "этимологического" словаря, основанного на разного рода аллитерациях и ассоциациях, Н. Вашкевич считает, что "руно" и "руны" родственны слову ровный (сравните название венгерского рунического письма - rovásírás). Более того, "между бараном и письмом устанавливается ряд созвучных соответствий: в арабском языке خروف xuruf "баран" и حرف harf "письмо", а также صوف sˁuf "шерсть", صحف sˁuhuf "газеты". Сравните в русском языке: строчить стричь. В силу указанных созвучий первые свитки Корана были сделаны на бараньих шкурах...

Обобщить сказанное можно емким стихом все того же О. Мандельштама:
Не своей чешуёю шуршим,
Против шерсти мира поем,
Лиру строим, словно спешим
Обрасти косматым руном...

Кто знает − может, «космос» и «косматость» тоже не лишены аналогии?..

 

 

(с) Иван Карасев

 

 

 

 Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz