по сайту наnarod.ru на Яндексе
Все алфавиты | На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта
Хараппское письмо
Цивилизация Инда − «Золушка древнего мира»
ХАРАППСКОЕ ПИСЬМО (протоиндийское письмо ) − иероглифы, составляющие морфемно-силлабическую систему (по определению Ю. Кнорозова). С 2900 по 1300 до н.э. обслуживало один из дравидийских языков. Письмо находится в стадии дешифровки. Пиктограммы записывались горизонтально и преимущественно справа налево либо бустрофедоном. Известно более 2 тыс. надписей на керамике, медных пластинах, бронзовых ножах, слоновой кости. Тексты короткие, от 1 до 8 знаков. Ученый Ираватхам Махадеван насчитал 417 графем, включая аллографы и лигатуры. Хараппская иероглифика очевидно родственна эламской (см. Клинопись), равно как и то, что эти две письменности обслуживали дравидийские языки. Принадлежность хараппского языка к дравидийским определяется агглютинативным строением и, например, тем, что слово mina обозначает одновременно «рыба» и «звезда». Дравидийский народ брахуи до сих пор обитает в Пакистане, Афганистане (в районах Калата, Саравана и Джхалавана), Иране и Туркмении; ассимилируются белуджами, а также синдхами.
Таб.1. Образование хараппских иероглифов из пиктограмм и их
значения:
Реконструкция Мохенджо-Даро, где были многоэтажные застройки и водопровод. |
Венгерский исследователь фон Хевеши указал на подозрительную похожесть хараппских пиктограмм на иероглифы о. Пасхи и Древнего Китая. Б. Грозный предполагал генетическую связь хараппских знаков с хеттско-лувийской иероглификой. (Интересно сопоставить пиктограммы Хараппы с манипурскими силлабограммами). В свое время Лэнгдон пытался установить преемственность хараппских иероглифов с индийскими слоговыми алфавитами, в частности с брахми (в 1837 Дж. Принсеп дешифровал надписи царя Ашоки на брахми и кхароштхи). Одно из перспективных направлений − поиск аналогий хараппской системы с протошумерской и протоэламской (гипотеза Л.А. Уоделла).
Формальное изучение графического облика протоиндийских знаков показывает, что они начертаны прямыми или несколько изогнутыми линиями. Преобладают вертикали. Почерк жесткий и экономный. Знаки обладают примечательной геометрической завершенностью и самобытными эстетическими эффектами: .
Город Нагарра. |
Параллельность и прямые углы линий нарушаются редко. Видно, что хараппское письмо находилось на грани перехода от контурного иероглифа к скорописным формам. Особенность хараппского письма − использование чисел в роли «фонетической диакритики»: ¦O¦, ¦¦O¦¦, |O|, (O), (O(, ¦¦O"... Дело в том, что у хараппских числительных (см. Таб. ниже) есть омонимы: 1 − «наш»; 2 − «великий» ; 3 − «древний», «верховный» : 4 − «хороший» и т. д. Сравните: mina − «рыба», mina − «звезда», kē «красный» , nal-mina − «акула» , naI-mina -«благосияющий» . У некоторых знаков было очень много значений: maru − «запись, знак, второй, следующий, храбрый, воин, герой, сокрытие, убежище, защищать». Пиктограммы могли образовывать и лигатуры:
ЧИСЛА:
Как уже говорилось, хараппское письмо относится к морфемно-силлабическим, поскольку каждый знак здесь обозначает грамматическую часть слова. Такая система письма хорошо подходит агглютинативным языкам, к которым, как известно, относится и хараппский язык.
Хараппская цивилизация была открыта Дж. Маршаллом лишь в 1921, гораздо позже, чем египетская и шумерская; ее еще называли «золушкой Древнего мира» . Из-за своей изолированности она до сих пор остается наименее изученной Основные ее центры располагались в долине Инда − Мохенджо-Даро (в переводе с синдхи − «холм мертвых») близ современного г. Хайрпур, Чанху-Даро (г. Хайдарабад), Хараппа (на р. Рави близ г. Сахивал). Открыты и менее крупные города − Калибанган, Лотхал, Банавали, Суркхотада, Амри, Кот-Диджи, Мехргарх, Рангпур, Аллахдино и др. Шумеры называли дельту Инда Меллуха. Хараппская цивилизация несомненно связана с не менее загадочной культурой Древнего Элама, которая существовала в южном Иране в 3 тыс. − 6 в. до н.э. Лингвист Д. Макэлпин выдвинул гипотезу о родстве эламского и хараппского (протодравидийского) языков; он считает, что прародина эламо-дравидов − район современного Ирана. Кроме того, отмечаются сближения между сино-тибетскими и дравидийскими языками.
На рубеже 4 и 3 тыс. в Юж. Двуречье существовала т.н. культура Эль-Убейд, предшествующая шумерской цивилизации. Наиболее вероятный претендент на роль этого субстрата - протодравиды. Характерная особенность "эль-убейдского" языка получила условное название "банановый субстрат шумерских текстов" из-за большого числа слов с повторяющимися слогами: zababa, huvava, bunene, inana. Именно их языку шумеры были обязаны терминологией в области ремесел и обработки металла, а также наименованиями некоторых городов. Гипотезу о "банановом" стиле языка была выдвинута И. Дьяконовым или В. Ардзинбой.
Существуют, видимо и связи протодравидов Хараппы с земледельческой культурой эпохи энеолита Анау на юге Туркмении (5 тыс. − 4 в. до н.э.) в окрестностях г. Мары (древний Мерв). Именно здесь (в Алтын-Депе) В. Массоном были найдены печати протоиндийского типа, которые могли принадлежать к древнейшей протодравидской этнической общности. В Средней Азии было открыто единственное поселение хараппского типа за пределами собственно протоиндийского ареала − Шортугай в среднем течении Амударьи. Согласно Ж.-Ф. Жарижу, возраст индостанского очага раннеземледельческих культур − 7-6 тыс. до н.э.
Хараппское государство было довольно обширным и занимало территорию Пакистана (провинции Пенджаб, Синд), а также иранский Белуджистан, Северную Индию и Гуджарат. По ареалу распространения цивилизация Инда может считаться одной из крупнейших на Древнем Востоке, превосходя Древний Египет и Месопотамию, вместе взятые. В 14 в. до н.э. города Инда неожиданно пришли в запустение и были покинуты жителями. Одно из объяснений этому − вторжение индоевропейских племен в пределы Индостана. Древняя письменность была забыта. Однако еще Бируни писал, «что касается письма индийцев, то о нем говорили, что однажды оно стерлось из памяти и было забыто».
В современной культуре Индии с ее сложной религиозно-мифологической системой существенен субстратный пласт протодравидийской цивилизации Инда. Индоевропейцы принесли на этот субконтинент новое мировоззрение, отличающееся конкретикой числовых и символических комплексов, большей стройностью и яркостью образов. Реликты доарийского умозрения в современном индуизме − повышенный эротизм, специфика многосвязности и хитросплетений мифических сюжетов, развитый мистицизм и отстраненность от мира.
Дравидоязычный характер хараппской цивилизации был вычислен советскими и финскими лингвистами (впервые эту гипотезу высказал испанец Э. Эрас в 1940). Очень много для дешифровки хараппских текстов сделали П. Мериджи и Ю. Кнорозов. Индийский исследователь И. Махадеван составил каталог хараппских знаков (им были опубликованы статьи «Дравидийские параллели в протоиндийском письме», «Письмо индусов» и др.).
КАЛЕНДАРЬ.
12 месяцев-микросезонов протоиндийцы объединяли в три больших сезона () по четыре месяца в каждом:
1 − čil (холод) приходился на октябрь-январь. Зооморф неизвестен. Обозначался ʘ
2 − vēṭ (жара, засуха) приходился на февраль-май. Зооморф − рыба . Символ − река . Маркировка − ʘʘ
3 − mi-čur (небесный вихрь) длился с июня по сентябрь. Зооморф − , или ОО гавиал mut. Символ − лист čul. Маркировка − ʘʘʘ
Так сформировался «жреческий календарь», один из самых архаичных в хараппской культуре. Счет дней велся по концу сезона. Символ зимнего солнцестояния, сезона, начинающего год и всего года было животное тур.
Год по солнечному, или земледельческому, календарю состоял из 12-и естественных месяцев и начинался первым днем осеннего равноденствия.
В Хараппе был разработан и 6-сезонный годовой цикл. Каждый сезон насчитывал 60 дней. Символами сезонов были: тур (?), козел, короткорогий тур, бык, ?. У шести сезонов были свои растительные корреляты, напоминающие «штандарты». Таковым был государственный календарь. Он существовал в Хараппе со времен появления единой структуры цивилизации. Счет времени уже велся по началу сезона. 12-летний цикл был основан на движении Солнца и Юпитера. 12-и зверям этого цикла соответствовали растительные символы 6-и сезонов, удвоенные за счет «звездных» вариантов.
Знали протоиндийцы и 60-летний цикл Юпитера (5·12 = 60), основанный на пяти стихиях. На плечах астральных животных наносился знак лепестка лотоса или колесо-чакра .
Лит.:
Альбедиль М.Ф.,
Протоиндийская цивилизация. Очерки культуры, М., 1994; ее же , Типы
протоиндийских надписей // древние системы письма. Этническая
семиотика, М., 1986; Маккей Э.,
Древнейшая культура долины Инда, М., 1951;
Кнорозов Ю.В., Неизвестные
тексты // Забытые системы письма, 1981;
его же, Протоиндийские
надписи. К проблеме дешифровки // Советская этнография, 1981, №5;
Бонгард-Левин Г.М., Упадок
хараппской цивилизации и вопрос об арийском нашествии // Народы Азии
и Африки, М., 1963;
Meriggi
P., Zur Indus Schrift // Zeitschrift der Deutschen Morgenbländischen
Gessellschaft Leipzig, 1933, Bd.12;
Mahadevan
I., Dravidian Parallels in Proto-Indian Script // Journal of Tamil
Studies, Madras, 1970, vol.2, №1; Hevesy M.G.,
Sur une Écriture Ocèanienne Paraissant d'Origine Neolithique //
Bulletin de la Société Préhistorique Française, Paris, 1933.
Ссылки:
http://www.straightdope.com/mailbag/mindusscript.html
http://www.hindu.com/mag/2007/02/04/stories/2007020400260500.htm
http://www.safarmer.com/indus/M-495.jpg
http://www.safarmer.com/downloads/
Любое использование материалов допускается только с разрешения автора сайта. Все права защищены © И. Карасев, 2007-2016