Все алфавиты | На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта
Манихейское письмо
Маниакальная экспансия всеединства
МАНИХЕЙСКОЕ ПИСЬМО – консонантное левостороннее письмо семитского типа, разновидность арамейского. Обслуживало с 3 в. некоторые иранские, семитские и тюркские языки, на которых были записаны религиозные произведения манихеев. Знаки манихейского письма могли иметь полифонный характер: 'а = а,а; y = i; w = v,u; (w + у)= ö, ü.
Графемы мансийского алфавита имели названия, соответствовавшие большей частью семитской традиции: aleφ, beth, βeth, gimel, γimel, daleθ, he, waw, zayin, žayin, jayin, jhayin, heθ, teθ, yoδ, kaφ, xaφ, khaφ, lameδ, δameδ, θameδ, mem, nun, samekh, ayin, aayin, pe, fe, saδe, qoφ, χoφ, qhoφ, reš, šin, ššin, taw.
Письмо содержало две лигатуры (čy, čn), три диакритических и восемь пунктуационных знаков разной величины (как в арабском и монгольском существовал прием – kashida – вытягивать горизонтальную нижнюю черту для выравнивания длины слов на письменном пространстве). Знаки пунктуации (звездочка, цветок-флуерон и т.д.) часто выделялись на письме красной краской. Система пунктуации разработана достаточно четко.
1 –
изолированная позиция манихейских букв; 5 – транскрипция. |
Весьма примечательная система манихейской нумерации. В отличие от арабских чисел, заимствованных у индийцев и сохранивших правостороннее (LTR) направление манихеи разработали собственную систему методом калькирования. Манихейские числа пишутся справа налево (RTL), кроме того цифры, как и буквы алфавита имеют аллографы в зависимости от того находятся они в середине, начале, конце или пишутся изолированно. Аллографическая система чисел – уникальное явление, но, тем не менее обнаруживает аналогии с сирийской (См. Эстрангело).
Отдельные знаки имеют цифры 1, 5, 10, 20 и 100, число 1000 не засвидетельствовано сохранившимися манихейскими памятниками.
У манихеев был собственный календарь, они вели исчисление времени по эре Мани, начиная с года его рождения (216 г. н. э.).
Создатель этого письма был искусный каллиграф, художник и основатель манихейства Мани (216-277). Мусульманская традиция считает его основателем персидской живописи. Его имя – Мани Хайя – в переводе с сирийского означает «живой Мани». Само же слово mani трактуется по-разному – от «драгоценного камня» и «мысли» до «маньяка». Мани создал две разновидности собственного письма – торжественное, которое не сохранилось и курсивное.
Мани родился в Ктесифоне, в среде сектантов «крестильников», примыкавших к гностической общине мандеев (см. Мандейское письмо). Считается, что его настоящим именем было Сураик, сын Фатака (Πατέκιος), в искаженной форме Курбик; оно сохранилось у христианских писателей. Под именем Параклет (по-гречески «утешитель») он начал проповедовать новое учение при дворе персидского царя Спора (Шапура I). Странствуя по свету, Мани попадает в рабство, откуда его выкупает богатая вдова. После, Мани и его последователей станут звать «сыновьями вдовы». Также будут величать и масонов (см. Масонское письмо). Преемник Спора Бахром I по наущению магов казнил Мани. С него живьем была содрана кожа.
Мани (Μανης) проповедовал в Средней Азии, Персии и Индии. Манихейство распространилось от Испании до Китая, глубоко проникнув в Центральную Азию, и вышло далеко за те пределы, в которые когда-либо проникало христианство. Большинство христианских ересей (богомилы, павликиане, монтанисты, присцилиане, катары, альбигойцы и др.) в своих истоках восходили к манихейству. В Европе даже существовали крупные государственные образования, где распространялись неоманихейские ереси (Прованс, Босния, Болгария при царе Иване-Асене).
В основе манихейства – радикально дуалистическое учение об извечном противоборстве Добра (духа, света) и Зла (плоти, тьмы). Необычным для других религий здесь является взгляд на Зло, которое толкуется как самодостаточная и равная Добру сущность (тьма – это не угасание света, а его антитеза). Зло – это отражение человеческого страха страха перед божественным всемогуществом; это нежелание и неумение человека познать Бога до конца. Весь мир поделен между Добром и Злом, как соотношение 3:1. Дерево Жизни простирает свои ветви над Севером, Востоком и Западом. Лишь на Юге растет зловещее Дерево Смерти (сравните стихотворение А. Пушкина «Анчар»). В манихействе весь мир есть смешение Добра и Зла. Отделить одно от другого – задача человечества.
Мани одним из первых попытался создать глобальную религиозную систему, которая вбирала в себя наиболее существенные элементы других вероучений. Манихейство построено на основе теософического синкретизма. Кроме себя Мани называет трех пророков: Будду, который пришел с Востока, Христа, объявившегося на Западе и Заратустру, проповедовавшего в Иране. Китайские источники упоминают также Лао-цзы. Из зороастризма была взята черно-белая двучастность божественных сил, строение мирозданья и эсхатологическая идея. Из буддизма – переселение душ и кармический закон, а из христианства – учение о параклете («утешителе») и образ Иисуса.
Значительное место в манихействе занимает этика: «Где нет любви, все деяния несовершенны». На Востоке существовали манихейские секты маздаков, тондракайцев и др.
После смерти Мани, его дело продолжил Сисин, а затем Иннай. В 5 в. произошел раскол манихейской церкви на западную (коптскую) и восточную. Языком западной церкви был коптский, на котором записаны «Кефалайя» (Главы), «Гомилии» – коллекция первого поколения после Мани и «Книга псалмов» . Эти памятники манихейской литературы были обнаружены в Египте близ Файюма. Центром манихейства долгое время оставался Вавилон, с 10 в. – Самарканд. С 7 в. официальным языком восточной церкви Мани становится согдийский язык, распространенный в Согдиане и согдийских колониях китайского Туркестана. Позже такой статус получил китайский язык. Манихейство (моницзяо, или мин-цзяо – «учение света») в Китае было окончательно запрещено лишь в 14 в. при монгольской династий Юань. Позднее, правда, наименование «Учение света» ошибочно закрепилось за несторианством.
Манихейство отличала одна важная особенность – в любой стране его адепты для распространения своего вероучения пользовались языком местного населения.
Правитель Бугуг-хан (759-780) сделал манихейство государственной религией в Уйгурском каганате (см. Уйгурское письмо), которое, однако, в 13 в. вырождается в маргинальное сектантство и вытесняется несторианством и буддизмом. Манихейство являлось также государственной религией крупного сибирского государства Енисейский Каганат.
В междоусобной уйгурской войне 747 манихеи и несториане оказались врагами. В 763 победу одержал хан Моянчур, склонившийся в сторону манихеев, поддерживавших его. Поэтому, вскоре Уйгурия превратилась в теократическую державу, где правила манихейская община, а хан ведал только военными делами. Властвующие манихеи проявили такую религиозную нетерпимость, что рассорились с представителями всех других религий, в том числе и с несторианами. Когда в 840-847 уйгурское государство было сокрушено кыргызами, вместе с ним была разогнана и манихейская община. В это же примерно время происходит и жестокое убийство 72 манихейских монахинь.
1 – транскрипция; |
Манихейский канон – 7 книг, приписываемые апостолу Вавилонии Мани: «Шапурукан» (Посвящение); «Живое евангелие», «Сокровище жизни», «Прагматейя», «Книга мистерий», «Письма» и «Книга исполинов». Манихейская литература вначале писалась на семитских языках (арамейским, сирийским и мандейским письменами). На парфянском языке сохранились гимны «Хувидагман» (Посчастливилось нам), «Ангад рошнан» (Богатые существа света). Значительная часть манихейских рукописей обнаружена в Восточном Туркестане («Турфанские фрагменты»).
Сведения о Мани содержатся в трудах Блаженного Августина, Тита Бострийского (Acta Archelai), Александра Ликополийского, арабских ученых Бируни, переложившего на арабский язык «Шапурукан», ибн ан-Надима и сирийца бар Конаи. Заметное влияние манихейство оказало на идеологию христианства (дуализм Христа и Антихриста) и теософию. Выдающийся украинский философ Г. Сковорода, кстати, подозревался христианскими иерархами в манихейской ереси В персидской и особенно в суфийской литературе (у Хафиза) Мани, как и Бехзад – идеал художника. «Живописец, соблазнивший Мани. Благодаря ему судьба таланта увидела красоту» (Кази-Ахмед).
В настоящее время в США существует неоманихейская церковь. Последователем манихейского учения является филолог, активный деятель вики-среды, изобретатель сибирского языка Ярослав Золотарёв, Краснодарец Игорь Васильев выпустил сборник стихов «Путешествие Манихея».
Единственный в мире сохранившийся манихейский храм расположен в Цюаньчжоу (китайская провинция Фуцзянь) – святилище на холме Хуабяо. До 17 в. здесь еще совершались манихейские ритуалы. В нач. 20 в. это святилище перешло к буддистам, наивно полагавшим, что оно посвящено не Мани (Мони), а Муни, т.е. Будде Шакьямуни. Манихейство оказало вполне определенное влияние на доктрины китайских синкретических религиозных движений (секты Белого Лотоса – «Байляньцзяо» и Путь Всепроницающего Единства – «Игуаньдао»). В Китае инкультурация и ассимиляция манихейства происходила по двум основным векторам – буддизм и особенно даосизм.
Продолжателем манихейской традиции в объединении разнородных религий можно считать Баха-уллу («Свет жизни»), который в 19 в. основал бахаизм. Бахаисты пытаются синтезировать не только мировые религии (только уже не 3 вероучения как Мани, а 9), но и соединить их с наукой. Интересен календарь бахаистов. Год у них начинается 21 марта и состоит из 19 месяцев по 19 дней с четырьмя днями «довеска». Первый храм их, кстати, сооружен в Ашхабаде.
В 19 в. в Пакистане возникла влиятельная исламская секта ахмадие. Ее основатель Ахмад Кадиани попытался примирить ислам с христианством и индуизмом.
Поэзия тюрок-маниехеев в переводе А.
Преловского:
Щедрость Господня – она, говорят, самоцвет.
Щедрость Господня – ее драгоценнее нет.
Но драгоценней сапфиров мой Бог – ты, могучий герой.
Но драгоценней рубинов – могучий герой мой, Бог мой.
Твердый алмаз, говорят, никогда не острят –
твердый алмаз без заточки остер, говорят.
Но ведь алмаза острее ты, мудрый могучий, Свет мой.
Но ведь алмаза острее – мой свет животворный, слон мой.
Солнцеподобный, как Бог, мой боец, мой мудрец –
солнца светлее, как Бог, мой мудрец, мой боец.
Вечный, прекрасный, мой Бог Благородный мне дан –
вечнопрекрасный и недостижимый Бурхан.
●Лит.:
Фридрих И., История письма, М., 2001; Дирингер Д.,
Алфавит, М,, 1963;
Лоукотка Ч., Развитие
письма, М., 1950; Манихейская литература
// Краткая литературная энциклопедия; Мани
// Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т., М., 1994.
Driver, G.R., Semitic writing from pictograph to alphabet. Third edition edited by S.A. Hopkins, London, 1976; Faulmann, Carl, Das Buch der Schrift. Frankfurt am Main, . 1990 (1880); Ifrah, Georges, The universal history of numbers. Volume 1:¨The world’s first number-systems. Volume 2: The modern number-system. Translated from the French by David Bellos, E.F. Harding. Sophie Wood, and Ian Monk, London, 2000; Naveh, Joseph, Early history of the alphabet: an introduction to West Semitic epigraphy and palaeography, Jerusalem, 1987; Skjærvø, P, "Aramaic scripts for Iranian languages" in The World’s Writing Systems, ed. Peter T. Daniels & William Bright. New Yor, 1996; Taylor, Isaac, The alphabet: an account of the origin and development of letters, Vol. 1: Semitic alphabets; Vol. 2: Aryan alphabets, London, 1883.
Ссылки: