Кубань | На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта
Почему Кубань не республика?
Кубанские древности | Майкопская культура | Боспорское царство | Тьмутараканьское княжество | Генуэзские поселения
Языковый фактор балачки | Борьба с «сибирским языком» | Донская балачка требует признания
Исторические прецеденты кубанской государственности | Исконное казачество | Кубанская народная республика
Теперешнее положение | Украинская подоснова и самостийные тенденции на Кубани
С. Воржев, «Казаки над Хутором»
«Мотивами к такому негосударственному решению вопроса – отделению «Кубанской республики» – послужили тревога «стариков» за участь казачьих земель, которым угрожала общерусская земельная политика, честолюбие кубанской социалистической интеллигенции, жаждавшей трибуны и портфелей и, наконец, украинские влияния, весьма сильные среди представителей черноморских округов».
(А. Деникин, Очерки русской смуты, Берлин, 1925)
Запорожская сечь – колыбель черноморского казачества
В 30-х гг. 17 в. на днепровском острове Тамаковка малороссийскими казакам было построено укрепление, которое дало начало Запорожской Сечи (Запорозька Січ). Разрушенное татарами в 1593 г. укрепление в том же году возродилось на острове Базавлук. Сечь никогда не находилась на одном месте. Она была на острове Хортица, у Микитинского перевоза, в устье реки Подпольной. Чертомлыкская Сечь построена в устье р. Чертомлык. Все они находились за порогами, а поэтому общее название сечи – Запорожская. Сечевые укрепления представляли поселение, обнесенное валом и окопанное рвом. В центре, на площади, стояла церковь, вокруг которой располагались длинные здания, крытые камышом, – курени. Они носили названия тех городов, откуда прибыли поселившиеся в них казаки: Переяславский, Полтавский, Корсунский, Уманский, Каневский; или назывались именами основавших их казаков: Титаровский, Васюринский, Мышастовский. В сечи было немало выходцев с Дона, проживали они в одном из наиболее ранних куреней – Донском (Динском).Некоторые обычаи и одежда казаков: бритье голов, ношение шаровар, широких цветных поясов, сафьяновых с острыми носками сапог, высоких остроконечных шапок, суконных, восточного покроя, кафтанов.
Казаки нередко выступали против центральной власти (примечательна их роль в русской Смуте, в восстаниях Разина и Пугачева, возникших по причине постоянного урезания государством прав и свобод казачества, нарушении устоев и традиций), однако с 19 в. до Октябрьской революции они в основном выполняли роль защитников Российской государственности и опоры царской власти
Переселение черноморского казачества на Кубань.
В 1792 г. Черноморское казачье войско, поселившееся на левом берегу нижнего Днестра, получило от Екатерины II разрешение переселиться на Кубань. Первая партия переселенцев состояла из строевых казаков. 25 августа 1792 г. под командованием полковника Саввы Белого прибыли они в Тамань на гребных судах. В октябре 1792 г. большую партию переселенцев привел в старый Темрюк Константин Кордовский. Они шли сухопутьем через Крым, переправились через Керченский пролив. Кошевой атаман Захарий Чепега с войсковым штабом, с обозом, с тремя конными и двумя пешими пятисотенными полками, обогнув Азовское море, прибыл 23 октября 1792 г. в Ханский городок (современный Ейск). Весной следующего, 1793 г. Антон Головатый собрал всех оставшихся в Слободзее казаков и казачьи семьи и отправил их на Кубань1.
Атаман Антон Головатый (1732/1744?-1797)
Некоторые историки относят зачатки «сечевых порядков» относят еще к 1397 г., когда золотоордынский хан Тохтамыш передал ордынские земли (Киевщину, Подолию, Черниговщину и часть Дикого поля) литовскому князю Витовту в обмен на защиту от Тамерлана, остальные земли долгое время считались ничейными, предназначенными лишь для кочевья. Кроме того, из-за частых набегов татар эти земли считались проклятым местом, и люди боялись на них селиться.
В первых упоминаниях слово «казак» (слово обычно возводят к тюркскому корню), которым часто обозначали свободных, «ничейных» людей, которые промышляли с оружием. Именно в этом значении оно и закрепилось за черкасами с примкнувшими к ним с середины 15 в. ордынскими казаками-христианами. Первые воспоминания о таких казаках датируются 1489 годом.
По мнению исследователей, первая крепость за Днепровскими порогами (т.н. хортицкий замок, прототип Запорожской Сечи) – была построена волынским князем Дмитрием Вишневецким в 1553 г. на острове Малая Хортица и просуществовала до 1557 года. В настоящее время этот остров носит имя Байды.
По мнению исследователей за всю историю Запорожского казачества существовало 8 сечей, которые располагались в основном в нижнем течении Днепра, за порогами излучины реки, и существовали от 5 до 40 лет каждая: Хортицкая (1556-1557), Томаковская (1564-1593), Базавлуцкая (1593-1638), Никитинская (1639-1652), Чёртомлинская (1652-1709), Каменская (1709-1711), Алёшкинская, (1711-1734) и Новая, или Подпольненская (1734-1775). Первым гетманом был Евстафий Дашкевич (1480-1536†), а последним Петр Калнишевский (1690-1803†).
Окончательно судьба запорожцев была решена 5 августа 1775 года подписанием российской императрицей Екатериной II манифеста «Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии»:
Российский император Павел I на рубеже 18-19 вв. ликвидировал выборность кошевых атаманов и ввел должность войскового атамана, назначаемого высочайшим Указом. Во втор. пол. 19 в. выборной оставалась только должность станичного атамана.
Кубанские радения
С 1 по 12 декабря 1906 г. в Екатеринодаре прошел съезд уполномоченных станичных обществ по наделению земельными наделами казаков из войскового земельного фонда, получивший название Кубанская казачья Рада. Председательствовал на заседании Рады известный историк, экономист, статистик и общественный деятель Федор Щербина (1849-1936; с 1920 – в эмиграции, Югославии, Чехословакии). Но этот орган был призван решить конкретный вопрос наделения маломощных станичных обществ землей, и не стал постоянно работающим органом.
Лука Быч (1870-1945)
Микола Рябовол (1883-1919)
Спустя три недели после Февральской революции 1917 г. управление Кубанской областью и Черноморской губернией перешло к комиссарам Временного правительства кадетам К. Бардижу и Н. Николаеву, а наказной атаман генерал-майор М. Бабыч был отстранен от должности и отправлен в отставку «с мундиром и пенсией».
В апреле 1917 г. была создана Кубанская Рада (Кубанська Рада) – политическая организация Кубанского Казачьего Войска. После Октябрьской революции она боролась против советской власти, а 28 января 1918 г. на землях бывшей Кубанской области провозгласила независимую Кубанскую народную республику со столицей в Екатеринодаре.
В апреле 1917 г. на Кубани была создана Кубанская Законодательная Рада (Кубанська Рада).
Вторая Кубанская краевая Рада заседала с 24 сентября по 7 октября 1917 г. Она приняла Временные Основные Положения о высших органах власти в Кубанском крае, согласно которым Кубанская краевая Рада собиралась по постановлению кубанского правительства для решения чрезвычайных вопросов, а Кубанская Законодательная Рада становилась постоянно действующим высшим законодательным органом в крае.
На основе «Временных положений о высших органах власти в Кубанском крае» управление в области передавалось Кубанской Раде, которая должна была избираться «правомочным» или полноправным местным населением: казаками, горцами и коренными крестьянами. В то же время избирательного права лишались иногородние крестьяне, имевшие менее трех лет оседлости, и рабочие. «Положение» предусматривало, что из числа своих членов Кубанская Рада должна сформировать Законодательную Раду и избрать войскового атамана. Исполнительная власть возлагалась на войсковое правительство в составе 10 членов кабинета, из которых трое являлись представителями горцев и иногородних. Оно являлось подотчетным Законодательной Раде.
24 сентября 1917 приняла решение о создании Законодательной Рады (парламента), которая в ноябре 1917 избрала из своего состава краевое правительство под председательством Лука Быч, уроженца станицы Павловской. Это правительство не признало советской власти и потому большевистские Советы повели борьбу за его свержение. Рада поддержала идею независимости Кубани, вместе с тем атаман Александр Филимонов в союзе с Добровольческой армией выступала за лозунг «Единой и неделимой России».
28 января 1918 года Кубанской краевой войсковой Радой во главе с Миколой (Николаем) Рябоволом (уроженец станицы Динской), на землях бывшей Кубанской области была провозглашена независимая Кубанская народная республика (Кубанська народна республіка) со столицей в Екатеринодаре (Катеринодаре). 16 февраля 1918 года было избрано ее правительство во главе с Лукой Бычом, 4 декабря принята Конституция. Республика направила заявку на вступление в Лигу Наций. 10 февраля 1919 года была утверждена государственная символика.
Во время распада Российской империи и гражданской войны были провозглашены несколько казачьих государственных образований: Кубанская Народная Республика, Донская Казачья Республика, Терская Казачья Республика, Уральская Казачья Республика, Сибирско-Семиреченская Казачья Республика, Забайкальская Казачья Республика.
Черкесская карта
Гимн Кубани
Ты, Кубань, ты наша Родина,
Вековой наш богатырь!
Многоводная, раздольная
Разлилась ты вдаль и вширь.
Из далеких стран полуденных,
Из заморской стороны
Бьем челом тебе, родимая,
Твои верные сыны.
О тебе здесь вспоминаючи,
Песню дружно мы поём,
Про твои станицы вольные,
Про родной отцовский дом.
О тебе здесь вспоминаючи,
Как о матери родной,
На врага, на басурманина
Мы идем на смертный бой.
О тебе здесь вспоминаючи,
За тебя ль не постоять,
За твою ли славу старую
Жизнь свою ли не отдать?
Мы, как дань свою покорную,
От прославленных знамён
Шлем тебе, Кубань родимая,
До сырой земли поклон.
В этот период разрабатывается государственная символика края. 23 февраля 1919 г. на заседании Кубанской законодательной Рады утвержден кубанский флаг, представляющий триколор синего, малинового и зеленого цветов, легший в основу нынешнего флага Краснодарского края. Синий цвет считался цветом донских казаков, участвовавших в заселении края, малиновый (самая широкая полоса) символизировал запорожцев, которые первыми начинали осваивать эти земли, и зеленый – цвет горцев. Тогда же на заседании Рады впервые был исполнен кубанский гимн с текстом священника Константина Образцова «Ты, Кубань, ты наша Родина». Музыку к гимну написал дирижер Кубанского симфонического оркестра М. Сириньяно (в апреле 1995 г. Законодательное собрание Краснодарского края утвердила эту песню в качестве официального гимна Кубани.
14 декабря 1917 года на областном съезде иногородних принимается решение о непризнании Краевого правительства и выдвинуто требование о передаче всей власти на Кубани Советам. 14-18 февраля 1918 года в Армавире состоялся I съезд Советов Кубанской области. Он провозгласил Советскую власть на территории всей области. Был избран Кубанский исполнительный комитет областного Совета. Через полтора месяца в Екатеринодаре на II съезде Советов Кубанской области была провозглашена Кубанская Советская республика, но она просуществовала недолго.
30 мая по 6 июля 1918 – Кубано-Черноморская советская республика в составе РСФСР (столица – Екатеринодар). С 7 июля по 3 августа 1918 Екатеринодар был столицей Северо-Кавказской советской республики, объединившей Кубано-Черноморскую, Ставропольскую и Терскую советские республики. 3 августа 1918 г. Екатеринодар был занят силами Добровольческой армии.
Султан Шахим Гирей (1880-1921)
В 1918 г. руководство кубанских казаков поддержало идею об объединении Кубани с Украинской Державой гетмана Павло Скоропадского на правах федерации. В Киев тут же были отправлены послы, но объединению не суждено было сбыться, так как Екатеринодар был занят Красной Армией, а через некоторое время власть Скоропадского пала под натиском войск Директории.
В Ростове в гостинице «Палас-Отель» в 1919 г. Рябовол был убит двумя выстрелами из револьвера, смерть наступила мгновенно. Преступление было совершено на земле, контролировавшейся властями Донской республики. Многочисленные улики указывали на участие в убийстве некоторых офицеров Добровольческой армии. Вместе с тем весомых доказательств так и не было найдено, что популярный в народе казачий политик Рябовол погиб от руки убийц, подосланных контрразведкой «Освага» (Осведомительного агентства) генерала Антона Деникина2.
В числе ответных мер Законодательная Рада постановила закрыть все газеты, поносившие Раду и покойного Рябовола, а редакторов их выслать из пределов края (высланы только Лутковский (бывший редактор «Двуглавого орла») и Востоков (издатель листовок), закрыть все отделения «Освага» на кубанской территории, а агентов его выслать (фактически начался неофициальный бойкот, по существу парализовавший деятельность учреждения).
Позже в Ростове, также при загадочных обстоятельствах, был убит председатель Кубанского военно-окружного суда «деникинец» Лукин
По высказываниям самого Деникина, Рябовол был самым ярким и упорным казачьим «самостийником», «импульсом кубанского сепаратизма».
После Рябовола Кубанскую Законодательную Раду возглавил Султан Шахим Гирей, потомок крымских ханов, происходил из Кургоковского аула Баталпашинского отдела. В значительной степени помог изжить остатки недоброжелательства и наладить между горцами и казаками добрососедские отношения. Диктатор Деникин при разгроме Рады арестовал его вместе с другим горским членом Кубанской Рады Муратом Готагогу и приказал ему выехать за границу. Шахим Гирей обосновался в Турции, где и умер.3
Государственная символика Кубанской Народной Республики (КНР):
1 – герб; 2 – флаг.
Известны были и другие черкесы, видные деятели Рады и самостийники: Айтеч Намитоков (1885-1963; завделами юстиции в правительстве Быча, участник Парижской конференции) и Гатогу, К. Натырбов.
Предметом споров является языковая политика Кубанской народной республики. Ведомство народного просвещения Кубанского краевого правительства активно стремилось расширению культурным контактов с Украиной. Так, управляющий Ведомством народного просвещения Кубанского краевого правительства пригласил на Кубань представителей национальных просветительских украинских организаций. Они вели совместную с ведомством работу по изучению «материнского языка» в школах Кубанского края. Под термином «материнский язык» имелся в виду кубанский говор (балачка), или правильнее сказать особый местный диалект на основе украинского языка. Проблема заключалась в том, что на нем говорили, но грамоты украинской не знали, и писали, как говорили, русскими буквами, необходимо было обучить украинской грамоте.3а
Есть свидетельства, что в 1917-м М. Рябовол приветствовал в Раде украинских посланников на мове**:
Украина прислала к нам в гости своих послов. Братья-казаки, линейци! Уверен, что вы не осудит, а поймете вашими сердцами те чувства, которые наполняют мою душу... и только ли мои? Души всех казаков-черноморцев в нынешнюю волну. Поздравим же послов Матери-Украины на языке наших отцов, дедов и прадедов ... (далее Рябовил продолжает на украинском языке). Мачуха доля відірвала наших дідів Запорожців від матернього лона й закинула їх на Кубань. Більше ста літ жили ми тут сиротами по степах, по плавнях, по горах без матернього догляду... Царі, робили все, щоби вибити з наших голів, з наших душ пам'ять про Україну й любов до Матері. Царі хотіли зробити з нас душогубів, хотіли, щоб ми, коли прийде той слушний час, час визволення України, своїми руками задавили ту волю, щоб ми свої шаблі пополоскали в крові Матері... (Мачеха судьба оторвала наших дедов запорожцев от материнского лона и забросила их на Кубань. Более ста лет жили здесь сиротами по степям, по плавнях, по горам без материнского ухода... Цари делали все, чтобы выбить из наших голов, из наших душ память об Украине и любовь к Матери. Цари хотели сделать из нас душегубов, хотели, чтобы мы, когда придет это подходящее время, время освобождения Украины, своими руками задушили ту свободу, чтобы мы свои сабли пополоскали в крови матери... )
Последствия убийства Рябовола
Для противовеса Добровольческой армии Микола Рябовол во главе кубанской правительственной делегации выезжал на Украину. В то время к власти в стране пришел гетман Павло Скоропадский. По воспоминаниям тогдашнего украинского министра Дмитро Дорошенко, миссией Рябовола было достигнуто тайное соглашение: вести дело к объединению Кубани с Украиной в рамках федерации4. Была оказана помощь деньгами и оружием. Вынашивались планы по высадке на Кубань украинского десанта, поддержанного кубанскими казаками, которые должны были поднять восстание в занятых красными населенных пунктах, но вмешательство разведки генерала Деникина оттянуло решение дела и в конечном итоге потеряло ее. 10-23 июня 1918 года состоялось новочеркасское совещание кубанцев. На ней обсуждались результаты украинско-кубанских переговоров. От Добровольческой армии с ультиматумом выступил генерал Алексеев, который сказал, что не допустит объединения Украину с Кубанью. Взвесив на сложную политическую ситуацию, кубанцы большинством голосов проголосовали за сотрудничество с Добровольческой армией. Сыграло роль и отношение гетмана Скоропадского в Кубань как в автономии в составе Украины, а не равноправного партнера в Федерации5. В итоге кубанцы решили поддержать Деникина, о чем затем сожалели6.
Кондрат Бардиж (1868-1918)
После избрания генерала А. Филимонова на должность кубанского атамана, на которую претендовал сам Быч, он отказался от обязанностей председателя правительства и остался рядовым членом Законодательной Рады. В начале 1919 г. Рада назначила его главой делегации на Парижскую мирную конференцию. Встретив в Париже представителей кавказских горцев, делегация обсудила и подписала с ними проект сепаратного Договора о дружбе с «Меджлисом горских народов Кавказа», который был оглашен на заседании Рады 10 сентября 1919 г.
Договор признавал взаимный суверенитет и независимость, включалось положение о том, что «войсковые части одной из договаривающейся сторон могут переходить на территорию другой не иначе как по просьбе или согласию правительства этой стороны. Войска одной стороны, находящиеся на территории другой, поступают в подчинение этой последней».
До этого кубанская власть заключала три экономических договора с Грузией на поставку хлеба. Более того, представителю Грузии, с которой по существу армия Деникина находились в состоянии войны, дали возможность выступить с трибуны Рады. Деникинская разведка доносила о прибытии в Екатеринодар тайной петлюровской делегации.
Сторонники Деникина нашли в соглашении Кубани с горцами опасное нарушение полномочий правителя Юга России. Было решено устрашить народных представителей края актом террора, искоренив оппозиционный дух и сделав их более податливыми в спорных вопросах взаимоотношений между Радой и Деникиным. Члены парижской делегации были обвинены в измене, в передаче командования казачьими войсками в руки «горского меджилиса» и в других преступлениях.
13 марта 1918 г. в классе школы станицы Калужской состоялось заседание Совета Кубанского правительства, на котором обсуждались наиболее животрепещущие финансовые вопросы
Отпечатанный образец пятирублевого временного денежного знака был представлен на рассмотрение и утверждение соединенного заседания Совета Краевого правительства и Законодательной Рады. Денежный знак был отпечатан черной краской и имел вершка полтора ширины и вершка два длины, окаймленный рамкой из крестиков. В верхней части его по бокам было напечатано «5 руб.», а посередине – «Кубанское Краевое Правительство». Далее ниже большими буквами «Временный денежный знак», ниже строчка мелким шрифтом «имеет хождение наравне с кредитными билетами в пределах», еще ниже крупным шрифтом «Кубанской Республики». На следующей строке было по бокам отпечатано «5 руб», а посередине крупным шрифтом "пять рублей" и далее ниже – «обменивается на кредитные билеты в Екатеринодарском Казначействе». Ниже «1918 года. 15 марта. Действителен в течение одного года» и еще ниже подписи: «Председатель Краевого Правительства, Член Правительства по Делам Финансов и Краевой Казначей». На подписях печать Законодательной Рады. Правительство и Рада этот денежный знак одобрили и предложили начать печатание его. (Баранов А.Г., Денежное обращение на Кубани при Кубанском Краевом правительстве г. Майкоп)
Ультиматум Покровского
Виктор Покровский
(1889-1922)Руководить разгоном обвиненной в сепаратизме Кубанской казачьей рады (этот разгон ролучил название «Кубанское действо») было поручено «карьерному выскочке» (по выражению Деникина), недавнему «спасителю Кубани» генералу Виктору Покровскому. Его ультиматум парламенту был таким – выдать в течение суток 12 лидеров-самостийников. Здание Рады окружили сторонники кубанской независимости и пытались даже арестовать атамана Филимонова. На место бежавшего председателя Рады И. Макаренко, главой кубанского правительства был избран Даниил Скобцов. Новый «кабинет» получил от самостийников презрительную кличку – «президиум генерала Покровского».
Рада, по воспоминаниям Деникина, выслушала долгую речь генерала Врангеля стоя и впоследствии не могла простить и себе, и ему этого унижения... Деникинцы сумели переломить ситуацию, свершить своего рода государственный переворот на Кубани, но не надолго, так как уже в декабре того же 1919 г. Рада переизбрала ноябрьский президиум и на пост председателя был избран «левый кубанец, с весьма пробольшевисткими убеждениями» И. Тимошенко.
Один из главных инициаторов и лоббистов договора с горцами руководителя внутренними делами в составе правительства Л. Быча, священник Алексей Кулабухов (уроженец станицы Новопокровской) был арестован и повешен по приказу Деникина. По одной из версий, именно эта казнь стала причиной падения и самой Добрармии, когда Кубанские полки (80% ее состава), в ответ на акт террора, вышли из ее рядов и стали расходиться по домам.
Из-за разногласий с Деникиным и позже из-за падения Кубанской народной республики Быч остался в эмиграции. С 1922 г. в Чехословакии Быч преподавал Муниципальное право слушателям Украинской Сельскохозяйственной академии, а после был ее ректором. Умер там же, в Чехословакии, в возрасте 75 лет в 1945 г.
Алексей Кулабухов (1880-1919)
Значительная часть казачества Кубани (в основном «черноморцы» – потомки переселившихся в конце 18 в. на Кубань запорожцев), экономически и политически более сильная, в определенной мере тяготела к Украине как таковой, будь то Украинская держава или Украинская Народная Республика. Наиболее видными представителями этой части самостийного казачества Кубани помимо Рябовола и Быча были казачий политик и общественный деятель, член Государственной Думы Российской империи всех ее созывов Кондрат Бардиж (уроженец станицы Брюховецкой). В кубанском правительстве Бардиж занимал пост министра внутренних дел. Он взялся за дело, признанное им наиболее важным: за создание казачьих вооруженных сил, которые могли бы заменить демобилизовавшиеся кубанские полки. Для своих добровольцев он использовал старинный термин «вольные казаки».
В 1918 г. Бардиж и его спутники, два его сына – офицера, Вианор и Николай, и четыре других казачьих офицера попали в руки красных недалеко от Туапсе в станице Воронцовской. Они были доставлены в Архипо-Осиповку. Здесь Бардиж выступил с речью, которая произвела такое впечатление, что местные власти решили отпустить их на волю. Однако как раз в это время через это селение проезжал грузовик с отрядом матросов, которые посадили арестованных в грузовик и отвезли их в Туапсе.
В Туапсе Бардиж и его спутники были посажены в тюрьму. На другой день они были переведены на баржу, стоявшую в порту. 9 марта 1918 года на барже у туапсинского мола их судил «революционный» суд. Бардиж принял всю вину на себя и умолял покарать его одного, но победители постановили сначала показать отцу смерть его детей, а потом только прикончили его самого и остальных пленников. Бардиж погиб в день своего рождения, пятидесяти лет отроду.
С. Воржев, «Екатеринодар»
Еще одним видным деятелем кубанской «самостийности» был педагог Иван Макаренко (1882-1945), уроженец станицы Новощербиновской, принявший пост товарища (заместителя) председателя Кубанского правительства. Стал одним из наиболее рьяных сторонников немедленного образования общеказачьего Юго-Восточного Союза («Казакии»), за что получил прозвище от политических противников «ура-казак», а от последователей – «казачий апостол». Ему принадлежал проект «Bpeменного Положения о высших органах власти в Кубанском крае», которое впоследствие было положено в основу кубанской конституции. Макаренко настаивал на праве казаков считаться особой нацией. Выступая непримиримым противником Деникина долгое время скрывался от преследований по хуторам и плавням. В конце концов в марте 1920 г. уехал за границу. Последние годы эмиграции проживал в Чехии и погиб от шальной пули 6 мая 1945 г. во время антинемецкого восстания в Праге. Деникинщину Макаренко называл «силой, стремящейся отдать демократию в рабство», «коршуном, который только и ждет, когда можно будет выклевать глаза Кубанскому краю и отнять у него землю и волю».
Интересно, что, по воспоминаниями Деникина, из всех кубанских правительств самсостийники преобладали в бытность, когда его возглавлял племянник Ф. Щербины Павел Курганский (1879-1957), уроженец станицы Новодеревянковской, умер в Белграде. Сам Курганский был умеренным федералистом и равнодушным к идее украинства. В ряду самых отъявленных самостийников, помимо Макаренко, Быча и Рябовола, были Омельченко, Ф. Воропинов, Манжулла, Балабас, Феськов, Роговец, Жук, Подтапельный, генерал-майор Вячеслав Савицкий (1880-?; военный министр в правительстве Быча, в эмиграции жил в США, снимался в фильмах).
Филипп Воропинов (1886-1932) был в числе высланных Врангелем самостийников. В 1922 г. подписал обращение к казакам вернуться из эмиграции на родину, через год сам поехал в Россию, где был арестован и 6 лет кочевал по тюрьмам, пока не сбежал в Румынию.
В январе 1920 г. Кубанская народная республика разорвала отношения с белой армией и позже заключила союз с небольшевистскими Горской Республикой (государство, существовавшее в 1917-1920 гг. на территории Дагестана и горских округов долины Терека) и Грузией. При объединении с первой из них предполагалось создать Кубанско-Горскую Федерацию, которая, однако, организована не была из-за наступления Красной Армии, в результате успешных действий которой в ходе Кубано-Новоросийской операции в начале 1920 года территория Кубани перешла под контроль советской власти.
Решающие бои развернулись на границах Дона и Кубани у станицы Егорлыкской и Белой Глины. В кон. февраля 1920 г. в ходе кровопролитных боев, в которых участвовало 15 тыс. кавалеристов Буденного, казачьи дивизии Шкуро и Мамонтова. «Кавалерийская армия тов. Буденного, кавалнрийские дивизии тов. Жлобы и Думенко... решили в значительной степени исход небывалой по длительности и жестокости борьбы на Южном фронте», – писала большевистская пресса.
Кубанская народная республика, ее правительство и Кубанское Казачье Войско были упразднены. Часть населения Кубани в дальнейшем подверглось различным репрессиям.
В станице Прочноокопской в 1920 г. вспыхнуло восстание под руководством Михаил Фостикова (1886-1966) и к августу Армия возрождения Кубани освободила Майкопский, Лабинский и Баталпашинский отделы. Во втор. пол. августа генерал-лейтенант Сергей Улагай (1877-1946) высадился с десантом в приморско-Ахтарской, на Таманском п-ове и под Новороссийском. Но эти планы закончились полным фиаско.
Белое и красное
В ноябре 1920 г. сдал свои полномочия атаман А. Филимонов (он посчитал действия деникинцев вмешательством во внутренние дела Кубани), новым войсковым атаманом был избран генерал Н. Успенский, вскоре умерший от тифа. Филимонов в декабре 1919 г. эмигрировал, умер в 1948 г. в г. Осиек (Югославия).
В 1920 г. Рада изменила основные положения Кубанской конституции: отныне Законодательная Рада упразднялась, ее функции ее переходили к Краевой Раде; для избрания атамана учреждается особая атаманская Рада (временно эти функции несет Краевая Рада); правительство ответственно перед Краевой Радой; войсковому атаману в случае несогласия с вотумом недоверия правительству принадлежит право роспуска Краевой Рады. Рада нового состава должна быть собрана не позднее двух месяцев. Повторенный ею вотум недоверия правительству влечет за собой его отставку. Сложил свои полномочия кубанский атаман генерал Филимонов, невзирая на настойчивые просьбы Рады. Он объяснил свой отказ, по воспоминаниям Деникина, тем обстоятельством, что с изменением конституции атаманские права чрезмерно расширяются, что не объединит все слои населения.
1 января 1920 г. Кубанская Рада отменила все изменения Кубанской конституции и вернула к власти самостийников. Новый избранный атаман Кубанского казачьего войска генерал-майор Н. Букретова уже в марте того же года покинул Екатеринодар и в Тбилиси сложил с себя атаманские полномочия, передав булаву главе правительства Василию Иванису, специально с этой целью приехавшему из Крыма в грузинскую столицу.
Диктатор Антон Деникин – "могильщик самостийной Кубани" (1872-1947)
Члены Рады и краевого правительства, видевшие будущее Кубани в составе «единой и неделимой России», оставались в Крыму. Они обвинили Букретова и Иваниса в предательстве, приняли решение о низложении Букретова с должности атамана, избрали на этот пост генерала С. Улагая и потребовали, чтобы Иванис передал ему атаманскую булаву. Но этому решению не суждено было сбыться7.
Политическая обстановка в независимой несоветской Кубани была нестабильна: в 1918-1920 гг. сменились 3 атамана (генералы А. Филимонов, Н. Успенский, Н. Букретов), 5 председателей правительства (А. Филимонов, Л. Быч, Ф. Сушков, П. Курганский, В. Иванис). Еще чаще менялись составы правительства – в общей сложности 9 раз. Эта «министерская чехарда» во многом была следствием противоречий между украиноязычным черноморским и русскоязычным линейным казачеством Кубани. Первое, экономически и политически более сильное, стояло на федералистских (а зачастую откровенно проукраинских сепаратистских) позициях. Второе традиционно ориентировалось на «матушку-Россию», послушно следуя в русле «единонеделимческой» (от лозунга «Великая, единая, неделимая Россия») политики. Противоречия не исчерпывались внутривойсковыми, так как само кубанское казачество составляло меньшую половину населения области, владея при этом 80% земель.
Помимо внутренней конфронтации кубанское правительство и Рада постоянно испытывали напряженность в отношениях с командованием Белой армии – генералами Л. Корниловым, затем А. Деникиным и, наконец, П. Врангелем.
Флаг Казакии
Сословный (казачий) характер установившейся в это время власти позволяет говорить о создании на Кубани «аристократической республики» (можно даже указать, в метафорическом смысле, на «кастовый» характер, когда противопоставлялось коренное казачье и пришлое, иногороднее население). Монархисты так иронизировали по поводу казачьей государственности: «И журчит Кубань водам Терека – я республика, как Америка». Печально известен скандальный тост Деникина по случаю освобождения Екатеринодара от «красных»:
«Вчера здесь, в Екатеринодаре, царили большевики. Над этим домом развевалась красная грязная тряпка, в городе творились безобразия. Проклятое вчера... Сегодня здесь происходит что-то странное – слышен звон бокалов, льется вино, поются казачьи гимны, слышатся странные казачьи речи, над этим домом развевается кубанский флаг... Странное сегодня... Но я верю, что завтра над этим домом будет развеваться трехцветное национальное русское знамя, здесь будут происходить только русские разговоры. Прекрасное «завтра»... Будем же пить за это счастливое и радостное завтра...».
Временные Положения в высших органах власти в Кубанском крае
На дипломатический демарш Кубанской Рады, которая послала самостоятельную делегацию на Парижскую мирную конференцию, сепаратные переговоры с Украиной (проект т.н. «Кубанско-украинского союза») и горским Меджлисом, монархистские силы во главе с Деникиным ответили крайне жестоко: физической ликвидацией М. Рябовола и показательной казнью участника парижских переговоров А. Кулабухова. Между тем, попытка Кубани вступить в Лигу Наций в качестве полноправного члена мирового сообщества потерпела фиаско. За границей это вызвало лишь удивление, ибо о «кубанском народе» в Париже никто ничего не слыхал.8 Есть мнение, что странам Антанты было не выгодно признавать независимость Кубанской народной республики.
Как показало дальнейшее развитие событий руководитель отрядов кубанских «зеленых» Пилюк и Савицкий (товарищ председателя Кубанской Рады) зря надеялись на соглашение с ответственными представителями советской власти о признании ею независимости казачьих земель, как условия заключения мира.
В марте Екатеринодар был взят частями Красной Армии и на Кубани восстановилась Советская власть. Всю гражданскую власть взял в свои руки временный Кубанский исполнительный комитет в составе А. Лиманского, В. Черного, С. Евменьева. 27 марта он передал свои полномочия Кубанскому областному революционному комитету (с 29 марта Кубано-Черноморскому) под председательством Я. Полуяна.
До 1860 г. Екатеринодар – главный город Черноморского казачьего войска, а после – Кубанского областного правительства. В 1922-1937 г. (до образования Краснодарского края) Краснодар был административным центром Адыгейской (Черкесской) автономной области, территориально не входивший в ее состав.
Весной-летом 1918 Екатеринодар был столицей советских республик в составе РСФСР: Кубанской Советской республики (14 апреля – 30 мая), Кубано-Черноморской Советской республики (30 мая – 6 июля) и Северо-Кавказской Советской Республики (7 июля – 2 августа).
Регалии Кубанского казачьего войска были вывезены из Екатеринодара в 1920 г. по решению Кубанского войскового правительства ввиду угрозы их захвата и уничтожения большевиками. «Крестный путь» кубанских казачьих регалий пролег через Турцию, Грецию, Сербию, Австрию и Германию. В 1949 г. святыни кубанского казачества попали в США. Многие годы они хранились в казачьем музее в городе Хоувелл штата Нью-Джерси.
Центрами казачьей интеллигенции были Белград, Варшава, Париж, Прага и София. Особое место в этом отношении занимала Прага, где были созданы: Общество изучения казачества, Общество кубанских журналистов и писателей, Общество кубанцев в Чехословакии и многие др.
Под знаком CC–CР
Природа своего не узнает лица,
И тени страшные Украйны и Кубани -
На войлочной земле голодные крестьяне
Калитку стерегут, не трогая кольца...
(О. Мандельштам, лето 1933)Основная часть казачества Кубани также прошла сложный путь: от позиции благожелательного и вооруженного нейтралитета в 1917 г., вооруженных выступлений на стороне советской власти весной 1918 г. и против нее летом 1918 – осенью 1919 г. до капитуляции перед Красной Армией и примирения с большевиками (весна 1920 г.) с последующим антисоветским бело-зеленым движением.
В годы гражданской войны казачье население подверглось массовым репрессиям в процессе, согласно формулировке директивы ЦК от 24 января 1919 г., беспощадного массового террора по отношению к верхам казачества «путем поголовного их истребления»9, и казакам, «принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью», инициированного Оргбюро ЦК в лице его Председателя Я. Свердлова. Лишь в недавнее время Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 г. № 632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества» жертвы массового террора были реабилитированы.
Интересно, что процесс «расказачивания» одновременно сопровождался «украинизацией» – последовательным внедрением украинского языка и культуры во все сферы жизни населения, проводившаяся органами государственной власти в период с 1920 по 1932 гг10. Закончился этот процесс опять-таки массовыми репрессиями в отношении украинофильской интеллигенции.
Кубань на карте Генштаба Германии закрашена в цвет Украины
В 1932-1933 гг. Кубань поразил массовый голод («голодомор»), который, по мнению некоторых историков, был создан искусственно советской властью для торжества сплошной коллективизации. На этот же период приходятся массовые выселения казаков.
В октябре 1942 г. в оккупированном германскими войсками Новочеркасске с разрешения немецких властей прошел казачий сход, на котором был избран штаб Войска Донского. Начинается организация казачьих формирований в составе вермахта, как на оккупированных территориях, так и в эмигрантской среде. Создание казачьих частей возглавил бывший полковник царской армии Сергей Павлов (1944†), в советское время работавший инженером на одном из заводов Новочеркасска. Инициатива Павлова была поддержана П. Красновым.
С. Павлов в звании «походного атамана», руководствуясь декларацией германского правительства 1943 года, приступает к созданию «Казачьего Стана», под его командование прибывают казаки со всего Юга России.
В 1944 г. в Берлине было образовано Главное управление казачьих войск (нем. Hauptverwaltung der Kosakenheere) во главе с П. Красновым. После гибели Павлова походным атаманом Стана был назначен бывший белогвардейский сотник Т. Доманов.
За проявленное усердие в подавлении Варшавского восстания многих из казаков награждены орденом Железного Креста.
В Казачьем Стане, обосновавшемся в Италии (Карния), выходила газета «Казачья земля», многие итальянские городки были переименованы в станицы, а местные жители подверглись частичной депортации. Столкновение белоказаков с советскими войсками генерала Толбухина произошло всего единственный раз. В апреле 1945 Стан перешел под управление командующего РОА генерала А. Власова.
В годы Второй мировой войны генерал-лейтенант Кубанского казачьего войска Андрей Шкуро (Шкура; 1886-1947; уроженец станицы Пашковской) вместе с бывшим донским атаманом Петром Красновым приступил к формированию казачьих частей СС, сотрудничавших с германским вермахтом. В 1944 г. специальным указом Гиммлера Шкуро был назначен начальником Резерва казачьих войск при Главном штабе войск СС, зачислен на службу, как группенфюрер СС (генерал-лейтенант войск СС) с правом ношения немецкой генеральской формы и получением содержания по этому чину.
Открытие памятника П. Краснову в ст. Еланской
В 1945 г., согласно решениям Ялтинской конференции, англичане интернировали Шкуро и других казаков на территории Австрии, а затем выдали их СССР (т.н. «Выдача казаков в Лиенце»). Решением Военной коллегии Верховного суда СССР Шкуро вместе с Гельмут фон Паннвицем и др. были обвинены в том, что они вели «посредством сформированных ими белогвардейских отрядов вооруженную борьбу против Советского Союза и проводили активную шпионско-диверсионную и террористическую деятельность против СССР» и приговорен к повешению и казнен в Москве 16 января 1947 г.
По словам А. Леонтьева11, этнос считается этносом не только потому, что носители единого языка объединены одним этническим сознанием, но и сплочены общей трагической судьбой (правда, это высказывание сделано Леонтьевым применительно к туркам-месхетинцам). У евреев был холокост, у армян - геноцид Մեծ Եղեռն, а у казаков Кубани - голодомор, расказачивание, «Трагедия в Лиенце»).
В своей книге Леонтьев пишет: «Казхачество составляет весьма интересный субэтнос в составе общерусского этноса. Казаки отличаются многими обычиями, костюмами и т.д.; при этом у них очень развито групповое самосознание, т.е. они резко противопоставляют себя другим этносам, субэтносам и этническим группам».
Определением Военной коллегии Верховного суда РФ от 25 декабря 1997 года П. Краснов, А. Шкуро, Султан-Гирей Клыч (командир легендарной «Дикой дивизии»), С. Краснов, Т. Доманов и Г. фон Паннвиц признаны обоснованно осужденными и не подлежащими реабилитации.
17 января 2008 г. атаман донских казаков, депутат Государственной Думы от «Единой России» Виктор Водолацкий подписал указ о создании рабочей группы по реабилитации Петра Краснова в связи с поступившим запросом от организации «Казачье зарубежье».
В станице Еланской Шолоховского района Ростовской области торжественно открыт мемориальный комплекс «Донские казаки в борьбе с большевиками». Мемориал увековечил память семи главных административных и военных вождей Тихого Дона во время гражданской войны, а атаман Всевеликого Войска Донского, генерал Петр Краснов отлит в четырехметровой бронзовой статуе с атаманским перначом в руках.
Этническая карта расселения украинцев в Большой советской энциклопедии (т. 24), 1932 г.
Местное самоуправление на Северном Кавказе
Словарик:
Рада – орган народовластия, народное собрание, вече или парламент. Происходит от немецкого Rat «совет», откуда попало в польский, украинский и русский языки (польск. rada). Есть предположение, что термин восходит к славянским языкам, корню «радеть» (а не «радовать», по народной этимологии) – оказывать содействие, заботиться о ком чем-нибудь, проявлять усердие по отношению к кому чему-нибудь. Сравните: Радуница, Радогощ, Радегаст. В некоторых сектах (например, у хлыстов) радения – религиозный обряд, сопровождающийся прыганием, кружением, иногда самоистязанием, часто приводил участников в состояние экстаза.Название центральных органов националистических организаций на Украине, Кубани и в Белоруссии в 1917-19 гг.
Термин «Избранная Рада» введен на Руси князем А. Курбским для обозначения круга лиц, составлявших неформальное правительство при Иване Грозном в 1549-60 гг.
Атаман (укр. отаман предводитель, начальник) – предводитель казаков или вообще старший в деле. Считается, что слово происходит от тюркского ата-ман «отец-я» (я – старший) или ата-темен «отец войска в 10 тысяч». По другой версии, происходит от гетман (Headman англосаксов и скандинавов, нем. Hauptmann, норв. hovedmank, где первая часть переводится, как «голова», вторая – как «мужчина»), перешедшего к нам из Польши.
Казак – на Руси в 15-17 вв. вольный человек из бежавших на окраины государства (Дон, Яик, Запорожье) крепостных крестьян, холопов и городской бедноты. Первое упоминание о казаков относится к 1444 - это сведения о «рязанских казаках, защищавших Рязань от татар». Представитель военного сословия, которое складывалось на окраинах государства с 18 в. обязано было нести военную службу за льготное пользование землей. Ныне считается субэтничяекой группой русских, иногда отдельной нацией.
Др.-русск. козакъ в значении работник, батрак, впервые упомянуто в грамоте 1395 г. По одной из версий происходит от тюрк. ḳazak (бобыль) или от среднеазиатского казмак (скитаться, бродить), как гайдук, гайдамака, от 'гайда'; ускок от 'ускочить', 'бежать'; бродяга от 'бродить' и т.д. Сравните этноним казах. Слово казак широко используется, в том числе в пословицах и поговорках: см. у Даля.
Курень – бук. шалаш, барак; отделение военного стана у казаков – единица административного деление войска под управлением куренного атамана. По одной из версий, происходит от глагола курить по аналогии с курной избой, по другой – от монг. кюре (ставка военачальника), др.-тюрк. gur (выстраивать, сооружать); сравните татар. kurultaj (собрание куреней).
Булава – (от лат. bulla – шарик) – старинное оружие в виде тяжелой головки на рукояти. Символ власти в Турции, Украине, Польши, а также атаманов Дона и Кубани. У казаков булава также называется насека. Булава с навершием в виде стального шарика с металлическими ребрами (или перьями) получила название пернач (шестопер), а с шипами – моргенштерн (утренняя звезда).
Бунчук – (крымскотат. buncuk) – древко с привязанным хвостом коня либо яка, служившее в 15-18 вв. знаком власти в Турции, Украине, Польши, а также атаманов Дона и Кубани.
Иногородние – жители невойскового сословия на казачьей территории. На Кубани этот термин вошел в обиход в кон. 18 в., власти безуспешно пытались ввести термин «лица невойскового сословия». До 1861 г. постоянная оседлость невойскового населения на Кубани не допускалась. В казачьих станицах все натуральные повинности отбывались исключительно иногородним населением принудительно и бесплатно.
Плавни – заболоченные участки в поймах и дельтах степных рек азовского бассейна Кубани, места обильного роста камыша, рогоза, осоки, рассадник саранчи, нерестилище ценных пород рыб.
Пластуны – казаки из числа охотников-профессионалов, объединенные в последствие в особые команды, специализирующиеся на несении сторожевой и разведывательной службе. В бою выполняли роль застрельщиков.
Бандура – ближайшая этимология: южн., укр., болгар. Заимств. через польск. bandura из итал. pandіra, которое восходит через лат. pandіra к греч. pandoаra "кифара". Источник слова ищут в Лидии (см. Г. Майер, Turk. Stud. 1, 61; Бернекер 1, 42; Mi. EW 7; Брюкнер 14). Ввиду особенностей распространения слова и наличия начального b- едва ли это слово заимствовано непосредственно из греческого языка, вопреки Фасмеру (Гр.-сл. эт. 43). Слово связывают с «ящиком Пандоры».
Примечания:
2 Кубанское казачество в 1917-1920 гг. на официальном сайте администрации Краснодарского края admkrai.kuban.ru
Рябовол Николай Степанович // Казачий словарь-справочник (Калифорния, 1950-е):
Коваль Р., Нариси з історії Кубані. Микола Рябовол – голова Законодавчої ради Кубані3 Султан Шахим Гирей // Казачий словарь-справочник
3а Золотаревский Б., Кубань – Украина: вопросы истории и политики
4 Кубань и Черноморье в период революции и Гражданской войны
5 Шульгатый Д., Кубанскому «незалежнику» Миколе Рябоволу – 125 лет
6 Иванченко Н., Охота на булаву Кубани // Кубанская газета, 15.02.2008
8 Шустов А.Н., Даниил Ермолаевич Скобцов: Путь от Кубани до Парижа
9 Директива «Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах», ЦГАСА. Ф. 60/100. Ед. хр. 10 °C. Л. 151-153.(С. Иванов, Трагедия казачества), (Досье Ленина без решуши. Документы. Факты. Свидетельства. Глава 11. Крестный отец красного террора)
10 Васильев И.Ю., Украинское национальное движение и украинизация на Кубани в 1917-1932 гг. Краснодар, 2010.
11 Леонтьев А.А., Культуры и языки народов России, стран СНГ и Балтии, М., 2004.
* Чумаченко В.К., Племянник Щербины. К биографии Павла Ивановича Курганского
** Кубанська Народна Республіка // Вiкiпедiя
См. также
Зайцев А.А., Кубанское краевое правительство в годы революции и Гражданской войны на Кубани в 1917-1920 Протоколы заседаний Кубанского краевого правительства: 1917-1920/ Сборник документов в 4-х томах / под ред. А.А.Зайцева.- Проект «Библиотека Кубанского края».- Краснодар, 2008.Шульгатый Д., Падение Екатеринодара // Новая газета Кубани, №53 (1563), 22.07.2010
Чумаченко В.К., Казачья литературная голгофа (кубанские писатели, историки и журналисты – жертвы политических репрессий)
© И. Карасев, 2010
В материале использованы фотографии Н. Шумакова и репродукции картин С. Воржева
Смотрите также
Грамматологический словарь | Письмо в свете научных теорий | Развитие теории письма
Все алфавиты мира | У букв бывают имена | Шрифты в штатском и буквы в лаптях | Опыт неписания
Кириллица становится непрестижной | | Эволюционная пирамида почерков | Война письмен | Поэтика букв