Поиск по сайту Rbardalzo:

Все алфавиты | На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта

Гурмукхи письмо

Друг другу гуру

 

Кханда – эмблема сикхов.

 

ГУРМУКХИ – буквенно-слоговое письмо индийского типа (наиболее близко силлабарию кашмири), распространено в индийском штате Пенджаб, а также в союзной территории Чандигарх и штате Харьяна, где обслуживает пенджабский язык, или панджаби (один из индоарийских языков), культовая письменность сикхов. Сикхские диаспоры влиятельны в Великобритании, Канаде и США. Язык панджаби в графике гурмукхи стал маркером самоидентификации. Письмо гурмукхи часто ошибочно называют пенджабским. Однако гурмукхи не свойственно панджаби как таковому: в пакистанском штате Пенджаб панджаби-мусульмане используют арабская графика шахмукхи (в Пакистане 97 % населения – мусульмане). Индуисты-пенджабцы не многочисленны, но считаются наиболее древней стратой, сегодня они в большинстве своем переходят на хинди и преимущественно проживают в штате Харьяна; предпочитают пользоваться силлабарием нагари.

В Пакистане панджаби является официальным языком провинции Панджаб. Панджабцы – крупнейший по численности народ Пакистана, который доминирует в экономике и политике. В этой стране на пенджабском языке говорят 50 млн. чел. (для сравнения в Индии – 20 млн. чел.; крупнейшие панджабиязычные города – Амритсар, Чандигарх, Джаландхар, Патиала). В Пакистане по переписи 1998 на панджаби говорило 44,2 % населения (в частности 71 и 86 % жителей Исламабада и Лахора).

Шахмукхи (شاہ مکھی‎, гурмукхи ਸ਼ਾਹਮੁਖੀ, буквально «из царских уст») – местный вариант арабского письма, который первоначально использовался для записи текстов на урду. Шахмукхи был введен при могольском императоре Шах-Джахане. В основе шахмукхи лежит почерк насталик. С середины 20 в. шахмукхи используется для записи панджаби в Пакистане и некоторых частях Индии. Панджабцы-немусульмане, особенно сикхи, используют для записи алфавит гурмукхи. В Пакистане на арабском шрифте шахмукхи выходят такие печатные издания, как «Khalsa Akhbar Lahore», «Khaabran», «Lokai», «Bhulekha».

При генерале Зия-уль-Хаке возросла поддержка сепаратистских движений в Индии, начинается процесс восстановления сикхских храмов в Пакистане. Пакистанский комитет сикхских гурдваров (PSGPC) со штаб-квартирой в Лахоре в отличие от аналогичной структуры в Индии не является независимым органом, полностью принадлежащим сикхам, и контролируется правительством.

В Лахоре базируется старейшая в пакистане киностудия Лолливуд. С 1929 там выпускались фильмы на урду и панджаби. Первый панджабиязычный фильм «Шила» Кришны Дев Мехры в 1936 был снят в Калькутте и выпущен в Лахоре.

 

Эмблема провинции Панджаб (Пакистан).

Географическая область Пенджаб (от персидского Panj-āb – «Пятиречье»). Надо заметить, что именно эта территория послужила ядром формирования Хараппской (древнеиндская) цивилизация и ведическая религия индусов. Эпос «Махабхарата» помещает на Пенджабской равнине битву Пандавов и Кауравов. Ислам окончательно возобладал в Пенджабе над индуизмом после победы Мухаммада Гури над местным правителем дома Прхавираджа в 1192. Из Пенджаба началось распространение на всю Индию власти Великих Моголов.

По сравнению с письмом деванагари гурмукхи выглядит более строгим и лапидарным. Алфавитный порядок в гурмукхи своеобразен: вначале идут два немых знака (опоры под огласовки), затем – графемы для a, sa и ha (далее, как в деванагари). Оригинальные графонимы имеет только пять первых букв (ūṛā, īṛī, aiṛā, sassa, haha), графонимы остальных букв формируются посредством удвоения базового слога (kəka, khəkha, gəga и т.д.). У двух огласовок также есть собственные названия («присущая -а» – мукта, -ā – канна, -i – сихари, -ī – бихари, -u – онакар, ū – дуланкар, ē – лаван, e – дулаван, ō – хора, o – канора).

Наличие в гурмукхи графонимов связано, по-видимому, с влиянием арабского письма.

1 – транскрипция;

2 – буквы письма гурмукхи (графемы для nga и ña используются редко);

3 – графонимы;

* – начальные звонкие придыхательные утратили аспирацию, а следующие за ними гласные приобрели высокий тон, маркируемый грависом (`).

** – абстрактные знаки (звучат только с огласовками).

 

Подстрочная точка (бинди) указывала на то, что звук звучит по-иному: s > š, kh > x, g > ɣ, j > z, ph > f, l > ḷ. Этот прием позволял передавать звуки, характерные для арабского языка и фарси.

Надстрочные точки типпи (ੰ) и бинди (ਂ) используются для создания носового призвука, форма зависит от предшествующей графемы. Все краткие гласные используют типпи, а все длинные – бинди, за исключением дуланкара (ੂ), в сочетании с которым используют типпи.

Знак гемминации называется аддак (ੱ ).

Вирама халант (੍) и висарга (ਃ). Эти символы не встречается в текстах на панджаби. Тем не менее, он может иногда использоваться в санскритских или санскритизированных текстах. Висарга иногда используется вместо точки в аббревиатурах и сокращениях.

Удаат (ੑ U+0A51) встречается в старых текстах и указывает на высокий тон.

Противопоставление по долготе гласных можно рассматривать, как дифференциацию по качеству звучания. Например, краткая а звучит, как [ə]; ā [a]; u [ʊ]; ū [u].

Лигатуры в гурмукхи развиты слабо. Известны подписные -h (для маркировки низкого тона), -v, -r (ਸ੍ਵ – svə, ਪ੍ਰ- – prə).

По строю язык панджаби близок хинди и урду.

Важнейшее структурное отличие панджаби от других индоарийских языков – смыслоразличительные тоны, возникновение которых сопровождалось утратой звонких придыхательных звуков. В литературном языке три тона – ровный, низкий восходящий и высокий нисходящий. Ровный тон никак не маркируется: ਕੋੜਾ (ਕੋਰੜਾ) [kōṛa] «кнут», ਕਰੋ [kar] – «делать».

Начальные звонкие придыхательные утратили аспирацию, а следующие за ними гласные приобрели высокий (`) тон: ਘੋੜਾ ghoā [kòṛā] «конь», ਘਰ ghar [kàr] «дом».

 

Бабу Нанак.

Аспирация маркирует и низкий тон: ਕੋੜ੍ਹਾ korhā [kóṛā] «прокаженный», ਮੀਹ mīh [mī́] «дождь», ਚੜ੍ਹ chəṛ [chə́ṛ] «карабкаться».

Сравните появление тонов в графонимах: gaga > gəgːɑ, ghagha > kə̀gːɑ.

Аналогичным образом три тона пенджабского языка обозначаются и в арабской графике.

Панджаби вместе с нуристанскоми языками и кашмири обнаруживает отдельные элементы Центральноазиатского (гималайского) языкового союза. Это выражается в исчезновении звонких придыхательных и появлению тонов.

Гурмукхи тесно связано с сикхизмом (религиозным антикастовым, монотеистическим течением индуизма), распространенным с 15 в. и сегодня имеющее последователей преимущественно на территории Индии. Cегодня сикхи – одна из наиболее заметных и активных этноконфессиональных общин Индии, которая сочетает воинственность и строгую организацию ислама с глубокой философией индуизма.

Основой формирования этого учения послужило движение бхакти. Духовным и политическим: лидером сикхов был гуру, т.е. «учитель», наставник и проводник на пути к высшей истине (слово «гурмукхи» буквально означает «изреченный устами гуру»). Основоположником сикхизма был первый гуру Бабу Нанак (1469-1538), симпатизировавший исламу. Его сочинения: «Моления», «Двенадцать месяцев», «Гимн надежде». Второй гуру Ангад Дев впервые применил письмо гурмукхи (ранее религиозные тексты сикхов записывались индийской скорописью ланда, которая была весьма не совершенна) в тексте «Джанам Сакхи».

Название сикхов происходит от санскритского термина śiṣya, что означает «ученик» или śikṣa – «обучение».
Слово «гуру» (गुरु) означает на санскрите «учитель» и связано с латинским gravis «серьезный, тяжелый, серьезный» и греческий βαρύς – «тяжелый». Эти основы происходят от протоиндоевропейского *gʷerə- (* gʷr̥ə-).
По другой теории, термин «гуру» основан на слогах gu (गु) и ru (रु), которые обозначают «тьму» и «свет», символизируя антагонизм противоположностей как в даосском символе инь-ян.

Интересно, что члены династии Великих Моголов называли себя Гуркани (от персидского گورکانیان Gūrkāniyān – «зятья»). Восприятие правителей в терминах родства не является редкостью. Например, у аварцев Кавказа князь назывался нуцал (сравните в чеченском nuca – «жених, зять», титул верховного князя даргинцев – уцмий, от uci (брат). Выборный старшина у черкесов назывался тамада (вероятно от персидского damad «зять, тесть, ухажер»). Как отмечал исследователь быта народов Севера В. Иохельсон, если звание старейшины и шамана у юкагиров Сибири переходило по женской линии (к единокровным членам группы), то «богатырем» часто являлся зять, по материнскому праву перешедший в дом жены. Тогда все члены рода называли его «наш зять». Сильный человек, богатырь – тенбэйэ шоромох – являлся защитником от нападения врагов.

В основе литературного языка панджабцев лежит диалект маджхи.

Сложная и специфическая социальная структура Северной Индии и Пенджаба в частности связана с этноконфессиональной ситуацией.

Пенджабцы состоят из трех родственных субэтнических групп – джаты, гуджары и раджпуты.

Джаты (от санскритского джати – «каста, род, племя») – это одновременно и каста, и этническая группа, использующие диалекты джатки-хинди, хиндки и др. Джаты составляют этническую основу пенджабцев, большинство джатов вошло в сикхскую общину.

Гуджары (гуджур) большей частью придерживаются индуизма. Их предками были полукочевые племена. которые участвовали также в этногенезе гуджаратцев и раджастханцев.

Раджпуты (раджа-путра – букв. «сын царя»), в 8-12 вв. составляли правящий слой во многих индийских княжествах. В их среде распространена гипергамия, когда женщина предпочитает брак с равным по статусу или более успешным женихом.

 

Секты в сикхизме преимущественно возникли на почве споров вокруг института гуру (одни не согласны с его отменой, другие верят в альтернативные версии наречения гуру) и толкований религиозных предписаний (не стричь волосы и др.). Основные исторические секты: удаси, нирмала, нанакпантхи, кхальса, сакадждхари, намдхари-кука, ниранкари и сарвариа. В 19 в. сформировались реформистские направления – намдхари и ниранкари. Институт гуру сохранили, например, удаси, рамрай, нирмала, беди. Ортодоксальные сикхи выделяют «пять подлых групп» (панджел мел) – рамрай, мина, масанд, дхирмали, сир-гум.

Равидассия (по имени основоположника Равидаса, 14 в.). В целом похожа на ортодоксальный сикхизм, но приверженцы признают институт живого гуру и не соблюдают таких предписаний, как запрет на стрижку волос. Считали себя частью господствующего сикхизма до 2009, когда их религиозный лидер Рамананд Дасс был застрелен экстремистами Хальсы в Вене. С той поры последователи взамен «Грантх Сахиб» составили свою собственную священную книгу «Амритбани Гуру Равидасс Джи», основанную на учении своего основателя.

Удаси (от санскритского udasin – «отрешенный путь») – наиболее ранняя сикхская секта, созданная Шри Чандом (1494-1643) и Притхи Чандом, старшими сыновьями двух особо почитаемых гуру – Нанака и Рам Даса. Отличаются (как и и последователи секты нирмала) аскетизмом и монашеским образом жизни странников. Удасины сыграли ключевую роль в сохранении сикхизма от вымирания в 18 в., после смерти Гуру Гобинд Сингха во время наиболее жестких преследований. Аскеты-акхары управляли храмами-гурдварами, восстанавливали их и сохраняли сикхские писания. Сикхские правители уважали и покровительствовали удасинам, которое долгое время были ключевыми толкователями сикхской философии и хранителями важных сикхских святынь вплоть до движения Сингх Сабха. Сейчас удасины ассоциируют себя больше с индуистами.

Михарвансекта, последовавшая за Бабой Прити Чандом (1558–1618), старшим сыном Гуру Рам Даса после того, как младший брат Арджан был официально сделан следующим Гуру. Ортодоксальные сикхи называет эту секты минас – «нечестивые» за то, что пропагандировали невоенные средства борьбы за веру. Контролировали Амритсар и Хармандир-Сахибна протяжении большей части 17 в.

Рамрай секта, последовавшая за Рам Рай, старшим сыном Гуру Хар Рай (1630–1661). Презираема ортодоксами за то, что по просьбе императора Великих Моголов Аурангзеба изменил слово musalman на beyman (неверный) в сикхском писании «Аса ки вар», в котором говорилось, что «глина из могилы мусульманина замешана в комок гончара».

Нанакпанти – последователи Нанака, первого гуру сикхизма. Сообщество, как и секта удаси, стоит особняком в кругу близких учений, пропагандируя традиции раннего сикхизма, который изначально назывался Nanak-panthi.

Намдхари (куки) – движение основано Бхагат Джавахар Малом (1799-1862), который призывал к очищению от влияния индуизма, сторонники особой сикхской государственности, вели активную миссионерскую деятельность. Носят белые одежды, исповедуют этические принципы. Намдхари придают большое значение чтению молитв и, проведя за этим многие часы, приходят в экстатическое состояние, за что и получили название «куки» (крикуны)В 1871 вступили в открытое противостояние с английскими властями. Британцы казнили без суда 66 намдхари (эпизод этой казни запечатлел русский художник В. Верещагин на картине «Английская казнь в Индии»). Лидеры движения во главе с Рам Сингхом были арестованы и сосланы в Бирму, где Рам Сингх и умер. После этого активность движения резко прекратилась. После 1947 центр общины перенесен в Индию и находится в Сирса.

Ниранкари (букв. «последователи бесформенного») – секта не считается ортодоксальной, но именно она оказала влияние на формирование взглядов Хальсы, верований и практик сикхов современной эпохи. Основана Баба Дьял Сингхом (1783–1855) в Равалпинди (современный Пакистан) на рубеже 19 в.
Акханд Киртани Джатасекта возникла в на. 20 в. Мужчины и женщины носят маленький тюрбан, но первые поверх него надевают еще и большой аналогичный головной убор. Они также придают большое значение пению молитв, часто организуя ночные групповые занятия.

Радхасоами Сатсанг (букв. «Истинное общение с Господом души»), или Соамиджи – движение начато Баба Шив Даялом в 19 в. Истово верят в благотворительность, социальное равенство и привлекают далитов к своей традиции. Шесть элементов составляют основу их веры: живой гуру, бхаджан (преобразующие воспоминания практики), сатсанг (общение), сева (служить другим, ничего не ожидая взамен), дера (общественная организация, храм) и бхандара (большое собрание).

Санатан сикхов значительная консервативных группа сикхов, которая противостоит реформаторской Хальсе, особенно во время движения Сингх Сабха. Они принимало широкий круг убеждений, основанных на индуизме и исламе, считая, что эти религии неделимы. В 1873 основана Сингх Сабха во главе с Хем Сингх Беди, прямым потомком Гуру Нанака.

3HO (букв. «три Н и O» – «Healthy, Happy, Holy Organization» – «Организация за Здоровье, Счастье и Святость») – движение, известное также, как Сикх Дхарма Западного полушария, или Sikh Dharma International. Это – американская организация, основанная примерно в 1970.

 

Логотипы газет на языке панджаби Индии:
Rozana Spokesman, Nawan Zamana, Parvasi, Times of Punjab Newspaper, Ajit Jalandhar, Charhdikala, Doaba, Desh Sewak, JagBani и др.

Первая страница газеты «Lokai» на языке панджаби в Пакистане:

1 – одна из первых газет на гурмукхи «Хальса Акхбар»;

2 – историческая хроника «Варан Гйан Ратнавали» Бхаи Гурдаса;

3 – священная формула «Мул-мантар»:

ੴ ਸਤਿਨਾਮੁ ਕਰਤਾ ਪੁਰਖੁ ਨਿਰਭਉ ਨਿਰਵੈਰੁ ਅਕਾਲ ਮੂਰਤਿ ਅਜੂਨੀ ਸੈਭੰ ਗੁਰਪ੍ਰਸਾਦਿ

Ik Oankaar Satnaam Kartaa Purakh Nirbhau Nirvair Akaal Moorat Ajoonee Saibhan Gur Prasaad:
«Бог един и только един. Он есть вечная истина. Создатель, всепроникающий божественный дух. Неустрашимый, бессмертный сущий, нерожденный, сам по себе существующий, раскрывающийся по своей собственной милости».

 

Письмом гурмукхи написана священная книга «Ади Грнатх» (на санскрите «Изначальное писание»), или «Гуру Грантх Сахиб Джи», или «Гурбани» (слово гуру), иногда просто «Бани». Пятый гуру Арджана Дев (1563-1606) поручил собрать тексты Бхаи Гурдасу.

«Ади Грнатх» включает в себя более 6 тыс. стихов (шлоков). Гимны расположены в соответствии с рагами индийской классической музыки. Язык священной книги – садхбхаша, в котором трудно провести границу между хинди и панджаби. Чтение «Ади Грнатх» является главным содержательным моментом сикхского ритуала.

Последний десятый гуру Гобинд Сингх (1666-1708) превратил сикхскую общину в военную организацию, готовую к самопожертвованию, Хальса (khalisa «чистый»). Все члены Xальсы – мужчины получают общую фамилию Сингх (лев), в знак равенства независимо от касты. Сикхам было предписано не стричь волос и носить тюрбан. Священными атрибутами были признаны меч, гребенка, браслет и кинжал киртан (эти элементы составляют основную эмблему сикхов – какхаг). Святым городом стал считаться Амритсар с Золотым Храмом (Харимандир, Дарбар-Сахиб). Гуру Арджун заложил святилище в центре пруда 1588. При Моголах храм был разрушен, восстановлен при Ранджит Сингхе в мраморе и покрыт медными позолоченными пластинками. В 3олотом храме хранится с 1604 оригинал священной книги «Ади Грантх». Харимандир в 1984 сильно пострадал во время кровавой спецоперации «Голубая звезда», которую проводили индийские власти против засевших сикхских экстремистов. В отместку в том же году была убита премьер-министр страны Индира Ганди.

 

Харимандир.

В кон. 18 в. Раджит Сингх создал в Пенджабе независимое сикхское государство со столицей в Лахоре, Амритсаре и Гуджранвале – Sarkar-i Khalsa, или Sikh Khalsa Raj (1799-1849). Это образование еще называют империей, хотя вернее говорить о конфедерации. В границах державы были объединены народы разных национальностей и конфессий – персы, панджаби, догри, кашмирцы, пуштуны. Сикхское государство ожесточенно сопротивлялось колонизации, но в 1849 было ликвидировано англичанами (последний правитель – Дулип Сингх).

С 1920 сикхская ассоциация «Сингх Сабха» издает газету «Akali» (Бессмертные). Эта ассоциация стала реакция интеллигенции на сложный период в жизни общины, когда очевидным стал отход от учения гуру и преобладание индуистского влияния в доктрине, ритуале, повседневной бытовой практике. В том же году создается партия «Акали дал» (Армия бессмертных), которая в 1940 на своей конференции приняла резолюцию с требованием создать особое сикхское государство Xалистан (ਖਾਲਿਸਤਾਨ) на территории Пенджаба. С тех пор радикальное требование создания Азад Пенджаба, Сикхистана, Халистана активно используется идеологами сикхского сепаратизма.
С объявлением независимости в 1947, британский Пенджаб разделен по религиозному признаку: мусульманская вошла в состав Пакистана, а индуистско-сикхская предпочла остаться в Индии. Столица бывшей провинции, город Лахор, остался после разделения на Пакистанской стороне. Новая столица штата перемещена в Чандигарх. В 1966 штат вновь преобразован, разделен по языковому признаку: хиндиязычная область образовала новый штат Харьяна. Чандигарх объявлен союзной территорией и столицей одновременно двух штатов – Пенджаба и Харьяны.

Панджабцы – один из самых мобильных этносов Южной Азии. Сикхами были президент Индии Гиани Заил Сингх, премьер-министры Индер Кумар Гуджрал и Манмохан Сингх, главный судья Джагдиш Сингх Кхекхар, режиссер Тарсем Сингх («Клетка», 2000 и «Запределье», 2006). Пенджабцами-мусульманами были главы Пакистана Зия-уль-Хак и Мухаммад Рафик Тарар, премьер-министр Наваз Шариф, поэт и философ, которого называют «духовным отцом Пакистана» Аллама Мухаммад Икбал.

 

Текст на язке панджаби в графике гурмукхи и шахмукхи (из «Декларации прав человека»)

ਸਾਰੇ ਇਨਸਾਨ ਆਜ਼ਾਦ ਅਤੇ ਹੱਕ ਤੇ ਇੱਜ਼ਤ ਦੇ ਲਿਹਾਜ਼ ਨਾਲ ਬਰਾਬਰ ਪੈਦਾ ਹੁੰਦੇ ਹਨ| ਉਹ ਅਕਲ, ਸਮਝ ਤੇ ਚੰਗੇ ਮੰਦੇ ਦੀ ਪਛਾਣ ਅਤੇ ਅਹਿਸਾਸ ਰੱਖਦੇ ਹਨ, ਇਸ ਲਈ ਉਹਨਾਂ ਨੂੰ ਇੱਕ ਦੂਜੇ ਨਾਲ ਭਾਈਚਾਰੇ ਵਾਲਾ ਸਲੂਕ ਕਰਨਾ ਚਾਹੀਦਾ ਹੈ|

Sārē insāna āzād atē hakka tē izzat dē lihāz nāl barābar paidā hudē hana. Uh akal, samajh tē cangē mandē dī pachāṇ atē ahisās rakkhadē hana, is la'ī uhanāṁ nūn ikk dūjē nāl bhā'īcārē vālā salūk karnā cāhīdā hai.

سارے انسان ازاد تے حقوق تے عزت دے لحاظ نال برابر پيدا هودے خن. اوه عقل سمجه تے چنگے مندے دى پچهان تے احساس رکهدے نے ايس راسطے لوهنان نون اک دوجے نال بهاىچارےوالا سلوک کرنا چاهى دا اے

Sārē insān āzād tē ḥuqūq tē ‘izzat dē liḥāẓ nāl barābar pædā hudē hana. Oh ‘aqal samajh tē cangē mundē dī pachān tē aḥisās rakhadē ne is dasţē lohnān nūn ikk dūjē nāl bhā´īcārē wālā salūk karna cāhī dā æ.

Перевод:
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать друг с другом в духе братства.

 

ЧИСЛА:

 

 

Феномен и проблемы сикхского конфессионализма

До создания в 1920 ассоциация «Сингх Сабха» и партии «Акали Дал» в конфессионалистском движении сикхов не было единства. Когда возник спрос на идеи возрождения пуристических идеалов Хальсы (сплоченного военизированного сообщества), в сикхизме было множество сект, многие из которых было трудно отличить от подразделений индуизма. С 1920 в Пенджабе начался своеобразный процесс обновления религии, который можно сравнить с христианской Реформацией. События, которые развернулись пять десятилетий спустя, есть соблазн сопоставить с «исламским возрождением» (революция в Иране в 1979, захват экстремистами Большой мечети в Мекке, случившийся в том же году).

 

 

 

 

 

Араканская монета

 

 


●Лит.:

Дирингер; Фридрих; Индийское письмо // Большая советская энциклопедия, т. , М., 19 ; Смирнов Ю.А., Грамматика языка панджаби; Языки Азии и Африки, т.1, М., 1976; Пенджабская литература // Краткая литературная энциклопедия; Религия сикхов. Сикхский миссионерский центр, Phoenix, Arizona, Ростов-на-Дону, 1997.

 

Карасев И.В., Феномен и проблемы сикхского конфессионализма // Skufesk/projects, 2019.

 

 

 

 Рейтинг@Mail.ru

 

Hosted by uCoz

 

Любое использование материалов допускается только с разрешения автора сайта. Все права защищены © И. Карасев, 2007-2019