На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта
Письменности современного мира
Письменность государств | Китайские иероглифы | Оригинальные письменности
Письменности автономий
Письменности культа | Христианство | Зороастризм | Ислам | Индуизм | Буддизм | Сикхизм | Иудаизм | Конфуцианство
Реликтовые письмена
На Земле существует от 2500 до 5000 языков, из которых лишь чуть более 100 имеют письменность и литературу. В разное время в мире возникали около 140 оригинальных письменностей, но только где-то порядка 40 дожили до наших дней.
В настоящее время на планете образовалось 196 государств, однако лишь в 22-х из них официально пользуются оригинальными письменами. Еще в 12-и странах самобытные алфавиты применяются в местных автономиях; кроме того, 25 письменностей носят культовый характер (то есть обслуживают мировые и локальные религии).
На сегодняшний день самым распространенным письмом является латиница (42,8 % от населения земного шара). Распространена она в Америке, Австралии, Черной Африке, Западной Европе, а также в таких крупных государствах, как Турция, Азербайджан, Узбекистан, Туркмения, Индонезия, Малайзия, Филиппины и Вьетнам. Английской, испанской, индонезийской, португальской, немецкой, французской и итальянской латиницами пользуются от 379 до 64 млн. чел. (по данным на 2019 г.; в порядке убывания). Единственный язык семитской группы, обслуживаемый латинским алфавитом, – это мальтийский (0,2 млн. чел.). Латиница у хауса называется «боко», у тагалов – «абакада», у татар – «яналиф».
После того, как в 2019 г. вторым официальным языком Северной Македонии стал албанский (албанцев в этой стране четверть населения – 0,5 млн. чел.) латинское письмо здесь приобрело официальный статус.
В Сербии латиница используется параллельно кириллицы, несмотря на то, что с 2006 г. официальный статус славянской азбуки закреплен законодательно. Похожая ситуация в Черногории.
Площадь государств, где пишут латиницей, составляет почти 60 % всей суши. Единственные христианские страны Азии – Филиппины, Восточный Тимор (Timor Loresae) и Кипр (две первые католические). Существенна доля христиан в Южной Корее (44 %) и Ливане (39 %).
Китайские иероглифы применяют свыше 1,6 млрд. чел. (20,5 % от населения планеты): в КНР (1,4 млрд. чел.), а также на Тайване (в Китайской Республике; 23,5 млн. чел.), Гонконге (специальный административный район КНР Сянган; 7,4 млн. чел.), Макао (специальный административный район КНР Аомынь; 0,6), наряду с латиницей и индийским письмом в Сингапуре (5,7) и наряду с оригинальными силлабариями в Южной Корее ( 51,7 ) и Японии (126,2).
Примерно столько же пользователей разных вариантов индийского письма (1,6 млрд. чел.) проживает в 9 странах мира: в Индии (1,3 млрд. чел.), Бангладеш (169,8), Таиланде (66,4), Мьянме (54), Непале (28,6), Шри-Ланке (21,8), Камбодже (16,4), Лаосе (7,1) и Бутане (0,7).
Без малого 7 % населения Земли пишут арабским алфавитом. Это 19 арабских стран (Алжир, Бахрейн, Египет, Иордания, Ирак, Йемен, Катар, Кувейт, Ливан, Ливия, Мавритания, Марокко с Западной Сахарой, ОАЭ, Оман, Палестина, Саудовская Аравия, Сирия, Судан, Тунис) и 6 других государств: Афганистан, Джибути (наряду с латиницей), Иран, Коморские острова, Пакистан, Сомали (наряду с латиницей), Чад. Среди них наиболее крупные Пакистан, Египет, Иран (216,3-83,6 млн. чел.) не являются арабоязычными.
Арабское письмо (алифба) по числу стран, где оно является официальным, находится на втором месте после латиницы. Арабский язык является родным для 240 млн. чел.
На третьем месте – кириллица: 3,7 % человечества пользуется славянской азбукой. Государства, где она узаконена, – Россия (146,7 млн. чел.) Украина (41,8), Сербия (6,9), Белоруссия (9,4), Болгария (7), Северная Македония (2), Черногория (0,6), а также Казахстан (18,6), Таджикистан (9,1), Киргизия (6,3) и Монголия (3,2).
Особыми вариантами кириллицы пользуются в частично признанных государствах Абхазия (0,1) и Южная Осетия (0,06). В 2008 г. они вышли из состава Грузии.
Более 18 % суши занимают кириллические страны; это второй показатель после латиницы.
Около 4,5 % землян пишут оригинальными письменами, происхождение которых сложно или невозможно проследить. Они проживают в 10 государствах: Эфиопии и Эритрее (115,4 млн. чел.), Южной Корее (51,7 млн. чел.; наряду с китайскими иероглифами), КНДР (25,6), Японии (126,2; наряду с китайскими иероглифами), Греции и Кипре (11,6), Израиле (8,8), Ирландии (4,9; наряду со стандартной латиницей), Грузии (3,7), Армении (2,9) и на Мальдивах (0,4; наряду с арабским письмом). Эти страны занимают всего менее 2 % поверхности Земли.
В некоторых многонациональных государствах созданы автономии, где этнические меньшинства пользуются письмо, отличным от государственного. Такие автономии могут быть весьма внушительных размеров, как, например, в Индии: телугу (82 млн. чел.), тамилы (75), гуджаратцы (56), орийцы (30) и панджабцы (25). Индийская графика официальна и в провинциях Китая: тибетское письмо (6) в Сицзане и более мелких автономиях, разновидности тайских силлабариев в Юньнани (0,9 млн. чел.; автономные округи Сишуанбаньна и Дэхун, автономный уезд Синьпин). В КНР в автономном районе Внутренняя Монголии титульным является монгольское вертикальное письмо (4,2 млн.чел.). Его ойратская модификация (0,02) в основном функционирует в карликовых национальных образованиях Синьцзяна (Баинголь, Тарбагатай, Хобуджар). Вариант монгольского письма маньчжуров сибо (190,5 тыс. чел.) представлен в автономном уезде Чапчал-Сибо, который в ходит в состав Или-Казахского автономного округа Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. В этой же стране корейское письмо (1,8) функционирует в Яньбянь-корейском автономном округе провинции Гирин.
Оригинальными силлабариями, восходящими к пиктограммам пользуются в Китае ицзу (2 млн. чел.) Ляншань и Хунхэ-иского автономных округов провинций Сычуань и Юньнань. На пути к признанию стоит пиктографическо-слоговое письмо горцев наси тех же провинций.
Бывает, что и латинское письмо выступает в роли «графического меньшинства». В Китае этот алфавит узаконен в Гуанси-Чжуанском автономном районе (16 млн. чел.). Латиница также рекомендована китайским таджикам (точнее: памирским народам – шугнанам, ваханцам и сарыкольцам) в районе Ташкоргана (Taxkorgan) и некоторым другим малым народам (мяо, наси, ицзу).
Аналогичная ситуация и в Мьянме (Бирме), где латинский абецедарий введен для языков национальных областей этого союзного государства: Чин (0,9 млн. чел.), Качин (0,8), Кая (0,2). Латиница также служит народам северо-западных штатов Индии: Аруначал-прадеш (0,9 млн. чел.), Нагаленд (0,9), Мегхалая (0,8), а также никобарцам (0,03) штата Андаманские и Никобарские острова.
Алфавиты на латинской основе разработаны для некоторых нилотских языков: крупнейший-динка, или тонгдженг стал лингва-франкой Южного Судана (12,3 млн. чел.). С 1956 г. вытеснялись арабским, а после обретения независимости в 2011 г. официальным языком провозглашен английский.
Курды Сирии (0,7 млн. чел.) с 1931 г. пишут латиницей, а в Ираке курдская латиница (4 млн. чел.) официальное письмо наряду с арабицей; в 1970 г. там был создан автономный район, с 2005 г. статус автономии значительно расширен фактически до уровня члена конфедерации. Берберское племя кабилов (5,6 млн. чел.) на севере Алжира (в районе прибрежных городов Беджая и Сетиф) используют с 1980 г. латинский алфавит (предпринимаются попытки адаптировать для этих целей тифинаг).
В Сербии в автономном крае Воеводина латиницей пользуются венгры (0,2 млн. чел.). Латиница бытует с 1975 г. и в непризнанном государстве Турецкая республика Северного Кипра (0,2 млн. чел.). В конце 80-х гг. латинское письмо было разработано для карельского языка (0,1 млн. чел.), а также для вепсов (0,009; Карелия, Ленинградская и Вологодская области) и ижорцев (ок. 300 чел.; Ленинградская область) России. Готовы перевести национальную графику на латиницу и татары (2) Татарстана. Некоторое время 1991-2000 гг. латиница поддерживалась сепаратистскими властями Чечни (Ичкерии). В Республике Крым в 1997-2014 гг. был официальный статус латиницы, приспособленной для крымско-татарского языка (0,5 млн. чел.). Близкородственный гагаузский язык (0,2) в Молдавии, где недавно была создана автономия Гагауз-Ери, с 1996 г. обслуживается также тюркской латиницей.
Редкое явление – кириллица, как письмо национальной автономии. В Боснии и Герцеговине сербы (1,4 млн. чел.) Республики Српской обладают широкой автономией. А вот живущие в Греции македонцы (0,2) эллинизируются. Кириллица оставлена властями для молдавского языка в непризнанном государстве Приднестровье (Приднестровская Молдавская Республика). Русский язык и кириллица у липован-старообрядцев в Румынии (в основном в уезде Тулча; ок. 40-100 тыс. чел.), а также украинский язык в Румынии (на ряде территорий исторической области Буковина) признан одним из региональных официальных языков или одним из языков национальных меньшинств. В Словакии, в г. Прешов действует кафедра изучения языка русин (разновидность украинской азбуки).
Правами регионального письма наделен арабский алфавит в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая среди уйгуров (10 млн. чел.) и в провинции Индии Джамму и Кашмир у кашмирцев (4,6). Арабское письмо (наряду с оригинальным силлабарием тана и малаялам) используется в другом индийском штате Лакшадвип мальдивцами (0,05), проживающими в основном на о. Миникой (Малику). Вариант мальдивского языка (дивехи), используемого на этом острове называется махл, или махал, («малику баса»). С 1950 г. махл параллельно обслуживается силлабарием деванагари.
Использование оригинальных письмен «темной этимологии» на региональном уровне неустойчиво: такого рода факты противоречивы и неоднозначны, как в случае с горцами ицзу и наси в Китае или армянским письмом в Нагорном Карабахе (0,2 млн. чел.) и Ахалкалакском районе Грузии (0,4). Из этого ряда можно выделить использование эскимосами-инуктитут (ок. 35 тыс. чел.) слогового письма, созданного миссионерами, на арктических территориях Канады. После создания в 1999 г. провинции Нунавут это слоговое письмо получило официальный статус наряду с латиницей.
Появившаяся однажды письменность, у какого либо народа бесследно не исчезает. Она существует либо подпольно во времена гонений на национальную культуру, как у неваров (0,5 млн. чел.) или маньчжуров (4); иногда, как напластование новых синкретических культов у игбо, карибских негров, чинов Мьянмы; или, как пережиток древних верований: тагбануа (0,01), мангьяны (0,03), манипурцы (1,4), мяо (8,5), яо (2,2), ваи (0,6), бугийцы, макассары, мандары и тораджи (всего 7,2), батаки (4,5), туареги (1,2), горские народы Южного Китая, Лаоса, Вьетнама, Бирмы, даяки Борнео.
Реликтовые письмена могут сохраняться как альтернатива латинице и европейской цивилизации, например, у эскимосов Канады (0,03), индейцев-кри (0,002) и сомалийцев (7).
Эпоха Интернета и распространения Юникода подстегнула к возрождению некогда забытых письменностей. В Марокко полуофициальный статус получает т.н. неотифинаг. В Гвинее и в соседних странах среди мандеязычных народов широко внедряется искусственное письмо нко, созданное как подражание (калька) арабскому.
Последователей христианства в современном мире 2,4 млрд. чел. (это около трети всего населения мира). Сопутствующее письмо католичества и протестантизма – латиница. А вот в православии, как правило, литургическим считается греческий алфавит, на нем записаны священное писание, на греческом языке идет служба. Именно так обстоят дела в Элладской автокефальной церкви (число последователей ок. 9,2 млн. чел.), Константинопольской (3 млн. чел.; основная масса прихожан живет в США), Александрийской (0,7; подавляющее число последователей – негры кикуйю и лухья в Кении), Антиохийской (0,7; арабы Сирии и Ливана), Кипрской (0,5), Албанской (0,3), Иерусалимской (0,1; арабы Палестины).
Кириллицу, как сакральное письмо культа, используют в Русской православной церкви (110,5 млн. чел.), Румынской (18,7; несмотря, что светский алфавит – латинский), Болгарской (6,2) и Сербской (6). Кириллица в ходу у православных организаций Украины (34,8), Беларуси (4,6), Молдове (3), Северной Македонии (1,4), Черногории (0,4), а также Православной церкви в Америке (1; есть последователи среди эскимосов, тлинкитов и тайнана Аляски), Польской православной церковью (0,8; в основном белорусы, украинцы), Православной церковью Чешских земель и Словакии (0,1). Значительна доля православных в Казахстане (4), Узбекистане (0,9) и Киргизии (0, 4).До 1950 г. и в последующие годы угловатый извод глаголицы (альтернативной славянской азбуки) применяли хорваты греко-католических обрядов (0,2 млн. чел.) в Истрии, на Крке и в Далмации. Округлая глаголица не забыта в Болгарии (где, как считается изначально появилась): она замечена на юбилейных монетах и медалях.
Католики и мусульмане Боснии и Герцеговины до 19 в. использовали сильно видоизмененный вариант кириллицы – буквицу (босанчицу).Православные грузины (3,3) в культе применяют особый почерк древнего письма (мргловани и хуцури).
Среди христиан немало монофизитов. Помимо армян (7 млн. человек) последователи Армянской апостольской церкви – часть азербайджанских удин (село Нидж) и татов (села Матраса и Кильвар), цыгане боша в Армении. В культе они используют древнеармянский язык грабар (в отличие от светского ашхарабара).
Модифицированное греческое письмо используют копты Египта (8 млн. чел.) и Судана (0,1). К монофизитам примыкает Эфиопская православная церковь (22). Здесь языком культа принят геэз, а сакральным письмом – староэфиопекий силлабарий, в котором на 12 букв меньше, чем в амхарском.
Особой разновидностью сирийского письма в своих обрядах пользуются монофизиты Сирии, или яковиты (0,2 млн. чел.) и монофелиты Ливана, иначе марониты (1), являющиеся ведущей этноконфессиональной группой этой страны.
Специфичная ветвь восточной ортодоксии – несторианство. Этого вероучения придерживаются ассирийцы (0,7 млн. чел.), большей частью, обосновавшиеся в Ираке. Они пользуются вариантом сирийского письма. Отрекшиеся в 17 в. от несторианства в пользу яковитства сиро-малабарцы Южной Индии (1,7) используют в культе малабарское (дравидо-сирийское) или малаяльское письмо. Большая часть сиро-малабарцев (4) состоит в унии с католичеством.
До наших дней дожили некоторые околохристианские секты с гностическим уклоном: например, мандеи (0,005). Их священные тексты «Книга Адама», «Гинза/Сокровище», «Сидра-рабба/Великая Книга», «Сидра д'Яхья/Книга Иоанна», «Коласта/Литургии», «Сфар Малвасия/Книга Зодиака» и «Крещение Хибила Зиви» написаны оригинальным изводом сирийского письма.
Иудаизм (яхадут) исповедуют исключительно евреи (14 млн. чел.), большая часть которых живет в США и Израиле.
Священные книги иудеев («Танах», тождественная Ветхому завету, «Талмуд» и мистические «Каббала» и «Зогар») записаны на иврите квадратным консонантным алфавитом.
Последователи архаичной иудейской секты самаритян (500 чел.) близ г. Наблус пользуются особым алфавитом, напрямую восходящим к финикийскому.
Караимы (0,02 млн. чел.) – члены другого ответвления еврейства живут в основном в Израиле; в Крыму, Литве и в Западной Украине – это тюрки. Таты – горские евреи, или джухур (0,02), как и тюрки-караимы – наследники хазар. Иудаизма придерживается незначительная часть грузин-эбраули (0,04), а также бухарские евреи яхуди-исроил (0,03). Часть кушитов агау (0,4) в Эфиопии привержены ранним формам иудаизма фалаша и синкретическому иудео-языческому культу кемант.
Существует ряд периферийных жидовствующих групп в Замбии, Либерии, Бирме, Индии, Японии, США. Среди русских есть секты субботников и геров.
Из всех еврейских языков только для ладино (сефардского, худесмо, испано-еврейского) в последнее время используется латинское письмо при публикации газет в Израиле и с 1928 г. в Турции.
Второй по распространению религией после христианства является ислам (число последователей свыше 1,1 млрд. чел.), что составляет около 19 % всего населения мира.
Ислам делится на два течения: суннизм (помимо «Корана» здесь почитают священное предание «Сунна») и шиизм (их версия Корана содержит добавочную суру «Два светила»; есть свое священное предание «Хабар»). Суннитов примерно в 5 раз больше, чем шиитов. Еще одна секта, очень пуританская, доминирует в Омане – это ибадиты (1 млн. чел.). Они признают только «Коран», из которого даже исключена 12-я сура о любви Юсуфа к египтянке.
Исламские страны есть в Европе. Это – Албания, а также Босния и Герцеговина. Немало государств с существенной долей мусульман: Россия (9 %; республики Северного Кавказа, кроме Осетии и Калмыкии; Башкирия и Татария), Франция (8 %).
Грузины Аджарии и Ингилойского района Азербайджана тоже мусульмане.
Азербайджан, Туркмения, Узбекистан, Нигер, Мали, Гвинея, Гамбия, Индонезия, Малайзия, Бруней, Сомали, являясь no-сути исламскими странами, пользуются, тем не менее, латиницей (Таджикистан и Киргизия пока довольствуются кириллицей). Чуть менее 50 % мусульман есть в Казахстане, Нигерии (хауса), Танзании (суахили), Кот-д'Ивуаре, Чаде (канури), Буркина-Фасо, Сьерра-Леоне, Эфиопии, Эритрее.
У эфиопских харари, угандийских ганда, канури, суахили, сенегальских фула и волоф, дагомба Ганы, моси Буркина-Фасо, малинке и сусу Гвинеи, нубийцев Судана и мальгашей Мадагаскара еще в доколониальный период была письменность на основе арабицы (т.н. аджами).
Немалой является доля мусульман Индии (12 %), Филиппин (8 % – моро), Шри-Ланки (8 % – мавры-ларакалла), Бирмы (4 % – араканцы, рохинджа), Таиланда (4 % – малайцы). Для китайских мусульман дунган-хуэй (8,9 млн. чел.) был создан Нинься-Хуэйский автономный район в КНР.
Единственные исламские страны, в которых государственными письменами считаются индийские варианты письма – это Бангладеш и, с оговорками, Мальдивы.
Секта ахмадие (Аджаман-и Ахмадие), обосновавшаяся в Пакистане (12 млн. чел.) апеллирует как к исламу, так к христианству и индуизму.
От некогда могущественной религии зороастризма (маздаясна) уцелели лишь малочисленные, но влиятельные секты иранских гебров и гуджаратских парсов (их совокупное количество 0,2 млн. чел.). Священные тексты зороастрийцев («Авеста») записаны особым ирано-арамейским полногласным алфавитом. Близка к зороастризму вера курдов-езидов (0,3 млн. чел.), называющих себя «дасини» и обитающих преимущественно в Ираке. Особым езидским консонантным алфавитом записаны священные книги «Мисхефа Реш/Черная Книга» и «Китаб аль Джаива/Книга откровений). Часть курдов придерживается и других мистических культов (ахлехагги, канайи, шабаки, сарати).
Исламско-зороастрийский синкретизм характерен для исмаилитов (20 млн. чел.). Компактно они живут в Бадахшане. Близки к исмаилизму маргинальные шиитские секты друзов (0,7) Сирии и Ливана, а также нусайритов, или алавитов (2) Латакии. Нусайриты в подражание Корану написали собственные скрижали «Китаб аль-Маджма» из 16 сур-глав. Курды-заза (15) придерживаются веры ахл-е хакк, или али-илах.
Язданизм – условное название группы религиозных течений, распространенных среди курдов, которое, помимо езидства, включает алевизм, ахл-е хакк (али-илахи). Предполагается, что язданизм был основной религией курдов до их обращения в ислам в течение 10-16 вв. Большая часть приверженцев язданизма формально считаются мусульманами-шиитами.
У дардов калаша (самоназвание kaĺaśa; ок. 3 тыс. чел. в в округе Читрал пакистанской провинции Хайбер-Пахтунхва) до сих пор сохраняется древние языческие верования (т.н. гиндукушская религия), близкая ведийской мифологии ариев и нуристанцев. Эти племена обосновались в труднодоступных долинах бассейнов рек Кунар (Читрал) и Алинагар (притоки р. Кабул) к югу от Гиндукушского хребта. В последнее время калаши получили широкую известность не только благодаря уникальной религии, но и обычным для этого народа светлым волосам и глазам, что в древности порождало у равнинных народов легенды калашах как о потомках воинов Александра Македонского, а иногда трактуется как наследие «нордической расы» и показатель особой близости калашей европейцам.
В 1896 афганский эмир Абдуррахман провел насильственную исламизацию нуристанцев. Сохранившие старую веру бежали в Британскую Индию, где ассимилировали некоторые дардские племена. В 1980 г. разработана калашская письменность на основе арабской графики, но с 2000 большее распространение получил алфавит на латинице. В 2003 г. издан букварь «Kaĺaśa Alibe».
Ахл-е хакк (по-персидски «люди истины»), или ярсан (по-курдски «сообщество друзей или возлюбленных»), известные также как али-илахи – религиозная группа шиитского мистико-гностического толка, основанная Султаном Сахаком в конце 14 в. Большинство членов этой группы являются южными курдами, проживающими преимущественно на западе Ирана (Загрос), а также на северо-востоке Ирака.
Значительная часть религиозной литературы ахл-е хакк написана на курдском диалекте горани. Канонического писания у секты не существует, но большим почтением пользуется «Книга сокровищ Пердивара», содержащая 26 мистических поэм («каламов»). Другое произведение – «Рассуждение о совершенстве» (Калам-е Саранджам) повествует о легендарной истории этой религиозной группы.
Алевиты (по-турецки Aleviler, по-курдски Elewî) – субэтническая, религиозная и культурная община в Турции и Албании в количестве нескольких миллионов. Некоторые источники утверждают, что алевиты составляют до 30 % населения Турции. Место религиозного поклонения алевитов – дом-джемеви (cemevi), а не мечеть. Церемония (âyîn-i cem) состоит из музыки и танцев (semah), символизирующих очищение и единение с Богом. Мужчины и женщины равноправны и молятся вместе.
Третьей религией по числу приверженцев является индуизм (индусамая). Индусы (793 млн. чел.) составляют 14 % населения Земли, а в Индии живет 4/5 всех индусов. Эта религия преобладает в Непале (98 %), в Фиджи, Маврикие, Гайане индусов около половины, а в Бутане, Тринидаде и Тобаго, Суринаме, Сингапуре – в пределах четверти и, наконец, в Шри-Ланке и Бангладеш – порядка 15 %. Незначительное число индусов живет в Малайзии (7 %), ЮАР и Индонезии (по 2 %), Бирме и Пакистане (по 1 %).
Приверженцы этой религии вне Индии – балийцы (4 млн. чел.), цейлонские тамилы (2,5), чамы Вьетнама (0,1), яванские тенггеры (0,05). Сильное влияние индуизм оказал на культуру монов (Мьянма) и кхмеров (Камбоджа). Для неваров (0,5 млн. чел.), пользующихся особыми слоговыми письменами (силлабариями), характерен индусо-буддийский синкретизм.
Священные тексты индусов (Веды, упанишады, пураны, эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна») записаны, как правило, санскритской графикой деванагари. Аналогичным силлабарием пользуются джайны (4,9 млн. чел.), обосновавшиеся преимущественно в Махараштре. У джайнской секты дигамбаров сакральный язык – шаурасени (тексты Кунакунды и трактат «Таттвартхадхигама-сутра» его ученика Умасвати). Другая секта, шветамбары, использует в культе язык ардмагадхи (тексты «Поучения Махавиры», «Пувва/Первичное» – 14 лекций, собранные его учениками составляют 12 книг-ангов; этот канон носит название «Сидханта», или «Агама»). Неканоническая литература шветамбаров 2-14 вв. писалась на махараштри. Особо много джайнов среди маратхов (1,3 млн. чел.).
Результат индусо-исламского взаимопроникновения – сикхизм (20 млн. чел.). Лишь около трети пенджабцев придерживается этой религии (все они живут в Индии и пользуются силлабарием гурмукхи). Гурмукхи записана священная книга сикхов «Ади Грантх», или «Грантх Сахиб». В сикхизме есть секты: беди, нирмала, ниранкари, рамраи, удаси и др.
Буддистов на земном шаре 500 млн. чел. Последователи южной ветви этой религии, тхеравадины (124 млн. чел.), составляют более трети всех буддистов. Тхеравадины доминируют в Таиланде, Бирме, Камбодже, Лаосе, Шри-Ланке; есть они и в Индии, Бангладеш, Вьетнаме и Китае. Некоторые горцы Бангладеш (чакма, могх, мру) исповедуют мистические формы Тхеравады. Священная книга южных буддистов «Типитака/Три корзины» записана письмом пали (бирманской графикой); только оно и используется в культе. Лишь в Мьянме пали является еще и светским письмом.
Более половины всех буддистов – приверженцы Махаяны (Большой колесницы). Из всех государств они преобладают, пожалуй, лишь в Японии (58-80 %; секта «Сингон»), Бутане (70 %) и Вьетнаме (51 %). В Южной Корее (28 %) и Тайване (25-45 %) число махаянистов невелико. Единого канонического письма Махаяны очевидно нет.
Число последователей Ваджраяны (Алмазной колесницы) 19 млн. чел. Одно из самых влиятельных и продуктивных течений тибетского буддизма (гелугпа). Ему следуют монголы (7,2 млн. чел.), тибетцы (5,4), а также некоторые народы России: буряты (0,3), тувинцы (0,21) и калмыки (0,1). Для алтайцев и отчасти хакасов характерен бурханизм – смесь ламаизма и местного шаманства. Последователи гелугпы также ойраты (0,17), желтые уйгуры (0,01) и монгоры (0,2) КНР, а также малые народы Гималаев (лимбу, тхулунг, бантава, лепча, шерпа, таманг, гурунг, сунвар-жирель, часть балти и др.).
Священные книги, многотомные «Ганджур» и «Данджур», записанные тибетским письмом, являются культовыми для всех ламаистов. Монгольские народы используют еще вертикальный алфавит, племена Непала – орнаментальную «ранджу», а сиккимские ронг-лепча модифицированную тибетскую скоропись.
Ламаистско-шаманских обрядов придерживается часть тибетцев, исповедующих особую религию бонпо (их священные книги «Лубум» и «Зермиг» записаны на вымершем гималайском языке жангжунг). Похожим ритуалам томба (буквально «шаман») следуют наси КНР, чьи книги «Канона Томба» записаны пиктограммами «сэрцзе-лвэцзэ» и силлабограммами «гэба». Хранителями древних полуязыческих культов и письменностей были жрецы: биму и дэгу у ицзу КНР, дукун и дату у батаков Суматры, биссу у бугийцев Сулавеси, оджха у трипурцев, бабалаян у тагбануа и мангьяна Филиппинских островов. Жрецы старинной религии у манипурцев тоже пользовались особым письмом (рукописи «Такхелгнамба» и «Самсокгнамба». Преимущественно ритуальный характер оригинальной письменности африканских народов (бамум, йоруба, менде, ваи, бете, лома, баса, кпеле, бамбара, малинке и др.).
Шаманского толка и национальная религия японцев синто («путь духов»), почитающая мифологические циклы «Кодзики» и «Нихонсёки». Синтоизм поддерживает развитие чисто японских систем письма – хираганы и катаканы.
Письмо своеобразного религиозно-этического учения конфуцианства (жуцзяо) – конечно же, китайские иероглифы.
Конфуцианский канон – «Шуцзин», «Шицзин» (Книги истории и песен), «Ли-цзи», «Юэцзин», «Ицзин», летопись «Чунь-цю» и высказывания Конфуция «Лунь-юй (Суждения и беседы»).
Конфуцианство широко распространено в Китае, на Тайване, в Южной Корее, Сингапуре. Число некитайских последователей этой религии 5 млн. чел. (это прежде всего корейцы).
Наиболее распространенные письменности мира (свыше 20 млн. чел.), 2019 г.
ЛАТИНИЦА
~3,3 млрд
в т.ч. английский язык
379
КИТАЙСКИЕ ИЕРОГЛИФЫ
>1,6 млрд
в т.ч. японский
126
ДЕВАНАГАРИ
935,2
в т.ч. маратхи
83
КИРИЛЛИЦА
290
в т.ч. украинский
41,8
АРАБИЦА
610,9
в т.ч. панджаби*
110
в т.ч. урду
68,6
БЕНГАЛИ
230
ЯВАНСКОЕ ПИСЬМО**
95
ТЕЛУГУ
82
КОРЕЙСКИЙ
77,2
ТАМИЛИ
75
ГУДЖАРАТИ
56
МАЛАЯЛАМ
30
КАННАДА (КАРНАТИК)
37
ОРИЯ
30
ГУРМУКХИ***
25
* язык панджаби в Пакистане обслуживается арабицей;
** яванское письмо слогового типа имеет узкую сферу, в настоящий момент используется латиница;
***язык панджаби в Индии обслуживается письмом гурмукхи (культовым силлабарием сикхов).
Распространение письменностей мира, 2019 г.
По числу стран, %
ЛАТИНИЦА
68,6
АРАБИЦА
12,2
КИРИЛЛИЦА
6,9
ИНДИЙСКОЕ
5,9
ПРОЧИЕ*
5,3
КИТАЙСКОЕ
1,1
По площади государств, %
ЛАТИНИЦА
57,7
КИРИЛЛИЦА
18,7
АРАБИЦА
12,5
КИТАЙСКОЕ
7,4
ИНДИЙСКОЕ
3,9
ПРОЧИЕ*
1,6
По населению стран, %
ЛАТИНИЦА
42,8
КИТАЙСКОЕ
20,5
ИНДИЙСКОЕ
20,5
АРАБИЦА
7,8
КИРИЛЛИЦА
3,7
ПРОЧИЕ*
4,5
* армянское, грузинское, еврейское, корейское, греческое, ирландское и эфиопское письменности.
(С) И. Карасев, 2019
Смотрите также
Грамматологический словарь | Письмо в свете научных теорий | Развитие теории письма
Все алфавиты мира | У букв бывают имена | Шрифты в штатском и буквы в лаптях | Опыт неписания
Кириллица становится непрестижной | Эволюционная пирамида почерков | Война письмен | Поэтика букв