Поиск по сайту Rbardalzo:

Все алфавиты | На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта

Пали письмо

Сутры Тхеравады толстой кистью

 

Колесо закона-дхармы. Символ Тхеравады.

 

ПАЛИ ‒ буквенно-слоговое письмо североиндийского типа. Обслуживало язык пали (один из индоарийских ранних пракритов, которые в отличие от санскрита считались простонародными). Пали (буквально «текст») – письмо южнобуддийского (тхеравадинского) канона. Используется как культовый силлабарий в Шри-Ланке, Бирме, Таиланде, Лаосе, Камбодже и на юге Вьетнама. Наиболее близко по форме к пали бирманское письмо. Поначалу пали утвердилось в Шри-Ланке, откуда затем пришло в страны Тхеравады («Учения уважаемых монахов»). В нач. 1 в. на пали записан текст буддийского канона «Типитака» (Три корзины), из которого особый интерес представляют «Винаяпитака» (Корзина поведения) и «Суттапитака» (Корзина сутр). Язык пали описывается по образцу санскрита, однако уровень грамматик (Каччаяна, 1 в., Моггалана, 12 в., Аггаванса, 12 в.) заметно ниже. В 11 в. на пали составляется словарь «Абхидханаппадипика». На этом языке созданы многочисленные религиозные, философские, научные и художественные произведения.

В пали не дифтонгов, слоговых сонорных, придыхательных и церебральных, а также сочетания большинства типов смычных друг с другом. Зато широко распространены геминаты, назализованные гласные и открытые слоги.

Считается, что в пали нет особой письменности, тексты пишут разными шрифтами в зависимости от страны написания: на Шри-Ланке палийская литература написана сингальским шрифтом, в Камбодже ‒ кхмерским, в Мьянме ‒ бирманским, в Таиланде ‒ тайским и т.д. Однако исследователи письма Д. Дирингер и И. Фридрих под силлабарием пали понимают древнебирманский «квадратный» извод с непропорционально жирными вертикальными линиями и тонкими, почти незаметными, горизонтальными линиями. Буквы писались широкой кистью (на китайский манер), как правило, темно-коричневым лаком на позолоченных металлических пластинах. Современное бирманское письмо – своего рода скоропись.

Принято считать, что слово «пали» (pāḷi पालि) происходит из санскрита и означает «строка, строфа» и имеет прямое отношение к каноническим буддийским текстам Тхеравады. Однако можно предположить, что это название восходит к тамильскому paḷḷi ப‍ள்ளி (школа, схолия). Также этим словом называют деревню (город). Сравните название индийской письменности нагари, которое также происходит от дравидского наименования «город» nāgar (நாகர்).

1 – транскрипция;
2 – округлое пали;
3 – угловатое пали;
4 – тучное квадратное пали.

Огласовки:

1 – транскрипция;

2 – округлое пали;

3 – угловатое пали;

4 – каллиграфическое пали.

 

Квадратное пали:

 

На 2-м Всебуддийском собрании-сангити произошел раскол верующих на махаянистов (см. Тибетское письмо) и тхеравадинов (хинаянистов). На 3-м сангити в Паталипутре махаянисты убедили императора-чакравартина Ашоку в верности их учения. В отличие от школы Махаяны, Тхеравада отличается консервативностью и стремлением сохранить первоначальную сущность буддизма. Последнее сангити произошло в 1954-56 в Бирме (Мьянме). Эта страна золотых пагод влиятельнейшая в среде тхеравадинов. Здесь находится копия зуба Будды (подлинник хранится в Шри-Ланке). В Бирме девять (это наибольшее количество в странах Тхеравады) буддийских сект – Судхамма, Швегон, Двараникая, Раманни и др. Буддизм признан государственной религией в Таиланде и пользуется там непререкаемым авторитетом. Здесь же находится штаб-квартира Всемирного буддийского братства. В Южном Вьетнаме зародились синкретические культы Хаохао и каодаизм под влиянием Тхеравады («фат-зяо» по-вьетнамски «буддизм»). Ширится буддийское движение в индийских штатах Махараштра и Мадхья-прадеш (как правило, среди бывших неприкасаемых).

Письменная культура южного буддизма распространяется из Южной Индии, в частности из главного бастиона Тхеравады - Цейлона, где это учение распространилось в 11-12 вв.

Утверждение Тхеравады в Индокитае совпало с изменением геополитической обстановки в регионе. На смену кхмерам, создавшим индуистскую империю Камбуджадеша (802-1431) и монские королевства Лаво (450-1388), а также Харипунджая (8 в., – 1292), приходят тайские племена, которые начинают теснить мон-кхмеров и бирманцев. На смену санскрита приходят живые языки региона, которые начинают фиксироваться модернизированной национальной графикой. Например, у кхмеров буддизм был признан государственной религией при короле Джаявармане в 13 в. Правитель уже был не обожествленным самодержцем дева-раджей, а получил новый титул – самдеать, или сдать (король).

 

Только пали считается священным письмом, которое изобрел сам Будда (или его ученики Ананда, Кашьяпа, Маудгальяяна, Субхути, Шарипутра и др.). Остальные национальные разновидности этого силлабария (лао, кхмерское, тайское, сингальское и др.) называются еретическими. Буддисты называют свое письмо «Акшары дхармы» (т.е. «буквы учения Будды»). Дхарма, или дхамма – это не только основа веры, но и текст или собрание текстов (тхеравадины считают, что существует единая дхарма, изложенная в «Трипитаке»), а также элемент психофизического мира. Кхмеры называют пали «аксар-кхам», лао – «туа-тхам», лы – «то-тхам», бирманцы «экхара» а сингалы – «мишра» (смешанный силлабарий).

В пали была разработана особая нумерация страниц манускриптов – пагинация. Первая страница помечалась первой согласной буквой силлабария в сочетании с первой огласовкой, затем со второй, третьей и т.д.

Сидхарта Гаутама Будда родился в 544 до н.э. (поэтому и буддийское летоисчисление ведется с этого года). Место его появления на свет – Лумбини (Непал), просветления – Бодх-Гая (Южный Бихар), начало служения – Варанаси (Орисса), смерти – Кушинагара (г. Горакхпур).

 

 

 

 

 

 

 


●Лит.:

Дирингер; Лоукотка; Елизаренко Т.Я., Топоров В.Н., Язык пали, М., 1965; Вертоградова В.В., Пракриты, М., 1978; Дхаммапада. Пер. В.Н.  Топорова. М.,  1960.

 

 

 

 

 

 

 Рейтинг@Mail.ru

 

Hosted by uCoz

 

Любое использование материалов допускается только с разрешения автора сайта. Все права защищены © И. Карасев, 2007-2019