Все алфавиты | На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта
По Чин Хо письмо
Тедим – мерцающий свет
По Чин Хо ‒ миссионерское алфавитное письмо, разработанное в 20 в. проповедником, создателем собственной религии По Чин Хо (Pau Cin Hau, Bow-chinhow), или Laipian (религия письма). Он был религиозным лидером из народа тедим в штате Чин на территории Бирмы (Мьянмы). Алфавит обслуживал тибето-бирманский язык тедим северной группы куки-чин. Считается, что окончательной версии письма предшествовало, как минимум, две редакции. Графемы выглядят заимствованными из бирманского силлабария и латиницы, но фонетическая связь с этими системами не очевидна.
Автор рассказывал британским исследователям, что знаки будущего письма в виде логограмм он увидел во сне в 1902. В 1931 По Чин Хо существенно упростил первоначальное письмо, превратив его в алфавитное.
Тедим или тедим-чин (ранее известен, как тиддим) с диалектами камхау и сокте ‒ язык принадлежит кластеру куки-чин-нага (родственны народам индийских штатов Мизорам, Ассам и Манипур), распространенный в ареале Калай-Калав, в населенных пунктах Кьикха, Тедим и Тонзанг штата Чин в Бирме, а также на юге штата Манипур и на севере штата Мизорам в Индии. Также используется в качестве второго языка в административно-территориальной единице Тедим штата Чин в Бирме.
В Манипуре для родственного тедим народа зоми (зу) было разработано в 1952 особый алфавит с элементами силлабария, который пытаются возродить с 1990-х гг.
Экзоэтноним «куки» (слово вероятно ассамского или бенгальского происхождения) предпочитают употреблять в Индии, а «чин» (khyang) – в Бирме, но означает одно и то же – «горцы» (по другой версии, название «чин» как-то связано с ткацкой профессией). Сравните одну из народностей чинов – зо (буквально «холмы»), отсюда же и название индийского штата Мизорам (mi-zo-ram – «народа холмов страна»). Чин получил статус штата в 1974. Каждый мужчина в Чине носит начальное имя Салай, а женщина – Май.
Приверженцев религии По Чин Хо (Laipian) в бирманском штате Чин всего 1,1 %, буддистов Тхеравады – 13 %. Благодаря деятельности миссионеров большинство чинов христиане (85,4 %), преимущественно баптисты. Небольшая группа куки-чинов Мизорама и Манипура практикуют иудаизм, утверждая, что они – потерянное колено Манассиева, Бней-Менаше (с 2006 некоторые группы начали переселение в Израиль). Ок. 3,6 % Мизорама – иудаисты, и число их продолжает расти.
Имя Tedim на языке зо означает «блистающий свет» (te – «свет», dim – «блистающий)». Вероятно из-за близлежащего горного водоема. Создание княжества Тедим устная традиция приписывает Гуй Мангу II в 17 в. Британская колонизация началась в 1824.
Латинизированная письменность для чинского языка была разработана баптистскими миссионерами в нач. 20 в. Орфография в основном соответствует фонетике языка (но в дифтонгах [i] обозначается y, а [u] – w), хотя не отражает ни долготы гласных, ни тона. В 1978-1999 на чинский язык была переведена Библия.
Алфавит По Чин Хо представляет собой 37 простых символов, они подразделены на 21 согласную, 7 гласных и 9 финальных консонантов. Помимо этого письмо содержит 20 тонограмм (специальных меток для тонов). Эти знаки используются для указания длины гласного, тона, гортанного стопа и пунктуации. Из двадцатки символов 15 представляют тоны и 5 – гортанную смычку.
Такое большое количество тональных маркеров, конечно, не нужно при записи текстов на языке тедим. Поэтому данный факт говорит о том, что По Чин Хо намеревался сделать изобретенное письмо универсальным, пригодным для всех языков языковой группы куки-чин (об этом же свидетельствуют и буквы алфавита для звуков r, f, ch, которые отсутствуют в тедиме.
Границы слова обозначены пробелами. Конец предложения отмечен «конечными» формами тональных отметок. Используется латинская пунктуация.
Письменность называется Pau Cin Hau lai (По Чин Хо письмо), Tual lai (местное письмо) или Zotuallai.
Алфавит По Чин Хо:
I – консонанты (c [tʃ], z [z]~[y], v [w]; фонемы r, f, ch не обнаружены в языке тедим); II – гласные; III – финали (конечные согласные); IV – тонограммы (маркеры для тонов). |
Маркеры для тонов:в: 1 – восходящий тон долгий; 2 – восходящий тон; 3 – сандхи гортанная смычка; 4 – восходящий тон долгий конечный; 5 – восходящий тон конечный; 6 – сандхи гортанная смычка конечная; 7 – сандхи тон долгий; 8 – сандхи тон; 9 – сандхи тон долгий конечный; 10 – сандхи тон конечный; 11 – средний тон; 12 – вариант гортанной смычки; 13 – средний тон долгий конечный; 14 – средний тон конечный; 15 – низкий падающий тон долгий; 16 – низкий падающий тон; 17 – гортанная смычка; 18 – низкий падающий тон долгий конечный; 19 – низкий падающий тон конечный; 20 – гортанная смычка конечная.
Прим.: |
Алфавит ограниченно использовался для записи не только лаипианских ритуальных песнопений, но и христианских текстов в регионе Чин, о чем свидетельствуют некоторые баптистские документы, выпущенные в 1931-32 в Бирме.
По Чин Хо вместе со своим помощником Тхам Чин Кхамом написал учебник для начинающих, который был опубликован в 1932 в столице Бирмы Рангун Д. Шеррат и Баптистским иностранным библейским Обществом (BFBS) под названием «Книга правописания для диалектов камхау-сокте». В 1931 BFBS напечатал «Нагорную проповедь» из христианского текста св. Матфея на языке тедим (камхау-сокте), используя алфавит По Чин Хо. Эти документы были написаны от руки.
Использование алфавита По Чин Хо уменьшилось с упадком лаипианской традиции и ростом христианской миссионерской деятельности.
Латинская орфография для тедима была введена американским миссионером-баптистом Дж. Х. Коупом. Тем не менее, сообщается, что как логографическая, так и алфавитная системы По Чин Хо все еще ограниченно используются сообществом Laipian.
<Образец алфавитного рукописного письма, 1932:
В списке использованной литературы указаны источники, записанные алфавитом По Чин Хо. В данном случае: lay sim bu:
По Чин Хо также разработал логографический алфавит, как самый первый вариант своей письмотворческой мысли. Считается, что эта система состоит из 1050 логограмм, что является традиционно значимым числом, основанным на количестве символов, встречающихся в религиозном тексте. Тем не менее, словарь языка тедим дает список из 923 различных символов.
Некоторые логограммы обнаруживают сходство друг с другом: создается впечатление, что к некому базовому глифу прикрепляются дополнительные элементы. Однако между такими коррелятами нет идентифицируемой общности, по крайней мере на фонетическом уровне:е:
Список знаков логографического письма:
ЧИСЛА:
Образцы логографического письма:
Слева: Надпись на камне логограммами По Чин Хо.
Справа: Страница из текста, записанного логограммами По Чин Хо.
По Чин Хо (Pau Cin Hau; 1859-1948) – основатель одноименной религии, среди последователей которой некоторые из тибето-бирманских народов тедим и чин (хака, баунгше, лай) в штате Чин в северо-западной части Бирмы. Он начал движение, основанное на поклонении богу, известному как Pasian. Вера Pau Cin Hau также известна как Laipian (религия письма), а сам письмотворец именуется Laipianpa (Создатель религии письма).
●Лит.:
Pandey, Anshuman (2010-10-27). "N3961: Introducing the Logographic Script of Pau Cin Hau" (PDF). Working Group Document, ISO/IEC JTC1/SC2/WG2; его же (2013-04-15). "N4412: Preliminary Code Chart for the Pau Cin Hau Syllabary" (PDF). Working Group Document, ISO/IEC JTC1/SC2/WG2; его же (2011-04-27). "N4017: Proposal to Encode the Pau Cin Hau Alphabet in ISO/IEC 10646" (PDF). Working Group Document, ISO/IEC JTC1/SC2/WG2.
Bennison J.J., 1933. “The Pau Cin Hau Movement in the Chin Hills.” Census of India, 1931, vol. XI, Burma, pt. 1, ch. XI. pp. 217–218; Button Ch.T.J., 2009. “A Reconstruction of Proto Northern Chin in Old Burmese and Old Chinese Perspective”. Ph.D. dissertation. School of Oriental and African Studies, University of London
Любое использование материалов допускается только с разрешения автора сайта. Все права защищены © И. Карасев, 2007-2018