Страница в стадии разработки!!!

Все алфавиты | На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта

Нумерология. Начала прогнозиса

Симвология

«Играй, покуда над тобою
Еще безоблачно лазурь;
Играй с людьми, играй с судьбою,
Ты – жизнь, назначенная к бою,
Ты – сердце, жаждущее бурь...».

(Ф. Тютчев) 

 

Семасофия – предмет изучения

Семасофия – это общее понятие, объединяющее любую науку о письме, знаке и знаковых теориях. Само название «семасофия» означает мудрость знака и говорит о том, что любой знак, оставленный человеком (на бумаге, на стене ли) преднамеренно или случайно имеет тайный смысл. Вскрытием этой тайны и занимается семасофия. Семасофия рассматривает с позиции эстетического идеализма Гумбольдта и Фосслера. Здесь письмо, как и язык, есть непрерывная творческая духовная деятельность, неотъемлемая от духовной и интеллектуальной истории народа. Письмо (набор знаков) есть нечто целое и взаимосвязанное и в то же время не является чем-то данным и завершенным. (Письмо следует за языком). Письмо (знаки, символы) – это, прежде всего, средство выражения и лишь потом средство общения. Написание знака – это не пустое времяпрепровождение, а значимый творческий акт, приравненный к искусству, поэзии, эстетике, науке... «Истина письма есть художественная истина, осмысленная красота». (Фосслер). Между письмом и надъязыковыми моделями мира (мифология, ритуал, религия, философия...) существует вполне определенная связь. Семасофия стремится связать воедино психологию и науку о письме, математико-геометрические модели (топологию) и знаковые теории, кибернетику и генетику. На всем протяжении человеческой цивилизации проявляется многоплановость письма и тесная связь его с образом мышления. Все это говорит о взаимодействии письма с психологией и психолингвистикой. По виду письма можно узнать характер народа (это своего рода «глобальная» графология).

Теория Е. Блаватской основывается на попытках понять и осознать абсолютно божественное начало путем соединения разных философских и религиозных доктрин (от индуизма до ислама). Семасофия зиждется на изучении знаков (следов), которые подает нам безмерное божество. Семасофия напоминает криминалистику (дедуктивный метод), когда из частей (знаков) пытаются собрать нечто целое.

 

Семиотика – общая теория знаковых систем.

Все мироздание, впрочем, и как письмо, и как человеческий язык, можно рассмотреть как систему знаков. Каждое явление, каждая вещь имеют свой знак, свое значение. Понятие знак восходит к стоикам, которые определили его как двухстороннюю сущность. Знак состоит из отношений двух сторон: означающего звуковой речи, воспринимаемое (видимое) и означаемого (значение, смысл, понимаемое, сущность). Другими словами можно сказать, что знак имеет две стороны: имя (звук) и смысл (мысль, идея). Причем имя является открытой для восприятия категорией (имя должно произноситься), а смысл остается категорией скрытой (ибо очень сложно узнать мысли человека). Как часто сталкиваемся мы с этой «двусторонней сущностью», когда думаем одно, говорим  другое, а делаем третье. Как часто мы ропщем на несоответствие слова и дела. Существует идеалистическая теория «иероглифов», согласно которой ощущения и представления человека являются не копией предметов, а только условными знаками (иероглифами). Наши органы чувств не дают правильного познания мира и наше сознание не отражает предметов и вещей объективного мира. Более того, происходит сознательное расщепление целого и связывание разного, подобно разложению белого света на семь цветов радуги. Известен китайский афоризм: «Знак не выражает полностью слова, слово недостаточно выражает мысль». Т.Е. человек умышленно ограничивает на самом деле беспредельную мысль словом. Затем и так уже ограниченное слово он втискивает в прокрустово ложе знака. Выразим это высказывание математически:
мысль
> слово > знак и графически

Вся история человеческой цивилизации – это ограничение беспредельного и упрощение сложного. Человечество малым количеством знаков пытается описать бесконечность.

И кажется,  что золотая середина уже где-то преодолена, и знаки разбухают и трещат по швам от множества смыслов. Уже становится сложно читать, речь становится путаной  и малопонятной. Считается, что в двухсторонней сущности знака содержится главная причина всех парадоксов. И главный парадокс – это парадокс тождества, когда А не равно А (т.е. знак не равен знаку, когда их имена и смыслы не совпадают), а 2х2=4 лишь как частный случай общего правила.

Знак рождается (по Соссюру) из взаимоотношения двух аморфных масс: цепи звуков и потока мысли. Знак имеет внешнюю сторону – выражение и  внутреннюю – восприятие (т.е. как этот знак понимается человеком и как передается другим. Следует отметить, что выражение знака и его восприятие не всегда одно и то же. Искажение знаковой системы).

В семиотике существуют два противоположных метода исследования знака. Ономасиология – исследование названий (от смысла к наименованию). Изучает процесс имянаречения (теория номинации).

Семасиология (семантика) – исследование смысла, значения (от имени к смыслу). Изучает процесс распознания смысла (осмысление). Мысль пытается выразиться в звуке: так рождается знак. Э. Кассирер считал, что существует множество символических систем, которые пытаются полно представить картину мира. По сути существуют надъязыковые системы (семиотические модели мира) такие как мифология, ритуал, религия, философия, культура). Ч. С. Пирс по характеру соотношения двух сторон знака выделяет 3 типа знаков:

Иконы – смысл подобен имени.

Индекс – смысл поясняется (прикрепляется) к имени или наоборот.

Символы – связь между смыслом и именем существует по условному соглашению.

Другими словами, существуют знаки с прямой связью (иконы) и мнимой (индексы, символы). Кроме этого знаки могут затруднять понимание и помогать в понимании (индексы).

Характерный пример икон – это звукоподражательные слова (кукушка, писк, грохот...) Индексы не являются обычно самостоятельными (серая кукушка, тонкий писк...). Символы могут перерастать в целые предложения даже в абзацы-загадки: tsita – толстый, bonsou – худой, Elin – безобразный, Hunchud – красавец. «Второй хлеб» – картофель, «друзья человека» – животные. Знаки могут быть многозначными и многоименными. Sin – дом, слово (омонимия, полисемия), rug, dal (синонимия, полинимия).

Язык – частный случай семиотической системы.

 

Третья сторона знака (Теория заклинания).

Выше уже говорилось, что знак является двухсторонней сущностью. Однако помимо «имени» и «смысла» знак имеет третью сторону действия (энергию).  Если связь знака (языка) с мышлением называется когнитивной, то связь знака с действием называется инструментальной. По сути инструментальная связь говорит об отношении «слова» и «дела». Именно с этой точки зрения рассматривает систему знаков (язык) основоположник лингвистической философии Витгенштейн. Он говорит о знаке как о целенаправленном разграниченном воздействии. Знак – это орудие для выполнения определенных задач, который характеризуется множественностью целей. Соединение знака и действия Витгенштейн называет «языковой игрой» (приказ – выполнение).

Каждая «языковая игра» как законченная система взаимосвязи отвечает некоторой «форме жизни».
Другими словами, каждый звук определенным образом оказывает воздействие на человека (как психически, так и физически). Здесь коренится физическая природа звука как электромагнитного потока микрочастиц (воздействие на человека инфра и ультразвука хорошо известно). Сила звука может приводить к значительным разрушениям. Вспомним «иерихонские трубы» и, что Библия начинается фразой: «Вначале было слово...» Бог сказал «будь» и земля появилась. Иудаистическая традиция каббалы приписывает буквам и звукам магическую силу. Пропуск или добавление одной буквы может означать уничтожение всего мира.

О неких «священных звуках» говорится в индуистском тантризме. Существуют особые звуки – корневые первоэлементы, которые своей вибрацией (колыханием) способны вызывать определенные изменения в человеке и космосе (боль, смех, дождь, сушь...) Священные звуки как тонкие вибрации складываются, как особые сочетания букв типа: «хрим, крим, шрим, аим» или «хам, рам, лам» и т.д. Это мантры. Так появляются магические ритуалы заклинаний, заговоров и шептаний.

Мантрическая энергия, собранная в звуках, предстает как облегченная духовная сила вне человеческого понимания. Произносимая правильно, слитно, с соответствующей интонацией, ритмом, умственным настроением, мантра находит отклик в космическом пространстве. Так достигается желаемый эффект. Первичная энергия закладывается в звуки мантры (мантрика-шакти). И звук осознается как мысленная сила. Мантра – это как и заговор представляет собой набор кажущихся бессмысленных звуков, типа: абракадабра, фокус-покус, ас-садары-чукра.

На самом деле эти звуки представляют собой единый поток одинаковой частоты и направленности. Интуитивно ощущается какая-то ритмизованность непонятных звуков, их симметрия и эстетика. По сути, мантры (заклинания) – это архаичные стихи: «хубал-мубал-баратубал».

В язычестве существовал один довольно архаичный натуралистический прием, когда знание какого-либо явления (имени знака) приравнивается к овладению этим явлением. Так, например, знание имени бога приводит к магической власти над этим богом. Поэтому возникают табу (запреты) на произнесение некоторых имен:
Яхве у евреев заменяется «Адонай», «медведь» и «дуб» также являются табуированными. Во многих сказках и эпосах богатырь должен скрывать свое имя, чтобы успешно противостоять силам зла. У многих народов принято изменят имя ребенка во время тяжелой болезни, чтобы сбить смерть со следа. Таким образом имя предстает «ахиллесовой пятой» как человека, так и божества. Имя может быть подвергнуто поношению, а сам человек сглазу (дурному глазу).

Проблема «силы слова» перекликается с другой проблемой – проблемой предсказаний. Любое сбывшееся предсказание может быть истолковано двояко:

Человек действительно каким-либо образом предвидел события. Такой человек – пророк.

Сам человек накликал события. Такой человек – кликуша. На Руси сохранились обычаи кликать Весну и Снегурочку. Накликать можно также и беду.

В Ирландии существовало поверье о трех песнях: песне сна, плача и смеха. Песня поношения глам-дицин может вызывать тяжелую болезнь, вводить в смертельный сон. Там же существовало такое понятие, как «смертельный крик», издаваемый поэтом (филидом).

Связь гадания со знаками (звуком и письмом) называется графомантия .

Помимо семиотического треугольника существует еще одно членение семиотической дисциплины, где рассматриваются взаимоотношения знака с предметным миром: человеком и объектом (вещью). Это членение образует в семиотике три раздела (по Ч.У. Моррису):

Объект ↔ Знак ↔ знак ↔ человек
смысл – знак – имя (действие)

синтаксис семантика прагматика

1) Семантика – отношение знаков к объекту (вещи). Сюда входят два важных подраздела:

– семасиология (осмысление имени);

– ономасиология (процесс наименования);

2) Синтаксис (синтактика) – внутренние свойства системы знаков, межзнаковые отношения. Изучает процессы порождения, построения и порядка семиотических моделей (языка, речи...). Синтаксис понимают обычно как чисто лингвистическую категорию (для иных понятий употребляют названия структурология, кибернетика, систематика...) Однако синтаксис следует понимать шире, как глобальную категорию межзнаковых построений.

3) Прагматика – связь знака с адресатом, отношение к знакам говорящих (человека). Именно прагматика близка к «теории заклинаний». Именно в этом ключе следует понимать «теорию речевых актов» Дж. Остина. Остин различает обычную речь (locution), которая имеет повествовательный, безличный характер. Обычная речь не направлена на кого-то определенно и является всего лишь самовыражением, своего рода, мыслями вслух. Противоположна обычной речи целенаправленное речение (illocutionary act), имеющее целью вызвать искомые последствия (perlocution), новую ситуацию. Речевой акт создает коммуникативную (связующую) цепь «слово-дело», «речение – действие» между человеком и адресатом (объектом, вещью, явлением).

человек ↔ адресат

По сути между ними возникает прямая и обратная связь. Важно заметить, что адресатом могут выступать предметы (камень, дом...) и явления природы (дождь, гром...). Полагается, что действие равно противодействию и вопрос  требует ответа, упрек – оправдания, т.е. человек находится в диалоге не только с себе подобными, но и с такими вещами, как природа. В любом обращении звучит повеление. Повеление может выражаться в двух основных формах: разрешительной и запретительной. Разрешительное (побудительное) повеление – это приветствия («Здравствуй»...) прошения («Подайте»...) и т.д., вошедшие в повседневную жизнь. Вместе с тем это провозглашения (войны, республики), кликания. Запретительное повеление ставило цель оградить человека от бед посредством одного только слова. Можно отметить, что разрешительные повеления обычно произносились громко, запретительные же – шепотом, иногда даже мысленно (взглядом). Это связано с тем, что любой запрет всегда воспринимается адресатом негативно. Если же в качестве адресата выступала некая злая сила, то крайне важно было, чтобы она не узнала, кем наложен запрет. (Разрешай вслух, запрещай про себя). Однако слово, произнесенное вполголоса должно иметь гораздо большую силу воздействия, чем крик. На этом основана теория внушения (гипноза) как тихой монотонной речи, направленной определенным образом. Высказывания, равные действию Дж. Остин назвал как перформативы (присяга, завещания, клятва, приказ). Перформативы можно также определить как направленные обращения с принуждением или с готовностью к действию. Перформативы, выражающие готовность к действию (типа «Я клянусь...») налагают на говорящего определенные ограничения. Здесь он подвергает себя сознательно под воздействие среды (адресата), ставит себя ей по контроль. Выражение же типа «Я ухожу» или «Я объявляю войну» создают видимость действия, которого на самом деле нет. Однако человеческий психокосм мгновенно воспринимает слово  как реальность (одно дело объявить войну человеку и другое дело – камню).

В перформативах язык реализует функцию, близкую к магическим ритуальным формулам (присвоение имен, словесная казнь...) Перформативы не сообщают о действии, а создают действие и сами являются действием (иллокутивной силой). Перформатив может быть эффективным лишь в случае, если он произносится человеком, имеющим на то полномочия, особо оговоренные и всеми принятые. Таким авторитетом может быть колдун, президент, врач, учитель, судья.  Чем выше такие полномочия, тем выше эффективность  перформативов. Вот почему заклинания всесильны лишь в устах колдуна (президент не всегда столь авторитетен из-за раскрепощенного и скептического сознания современных людей. Колдун – это архаизм, президент – недавнее изобретение).

Перформативы обычно имеют одно и то же строение. В нем обязательно должен быть глагол 1 лица, единственного числа, настоящего времени, изъявительного наклонения, действительного залога.

 

Генеалогические связи семасофии

Семасофия – как уже говорилось выше, изучает любые письменные знаки ( в том числе алфавитные) с точки зрения философских систем, какие выработали «И-цзин», «Каббала», «Тантра». Семасофия предполагает изначальную мудрость начертанного знака.

Семиотика основана на теории знаковых систем (язык, философия, математика, мифология, искусство...) Семиотика более широкая область, чем семасофия, ибо она изучает абстрактные и логические системы.

Хромология изучает связь символов с определенным цветом и теорию цвета вообще. Тесно связана с этнографией, мифологией и психологией.

Структурология – наиболее самостоятельная ветвь семасофии и иногда рассматривается в отрыве от последней. Изучает взаимосвязь символов, их группировку в ассоциативные цепочки и создание различных моделей мира (двухполюсный, трехчастный, кватернальный...) Также рассматривает противопоставления типа верх-низ, лево-право... Структурология связана с кибернетикой и мифологией. Из семасофии иногда вычленяют грамматогонию и семиозис.

Грамматогония в подражание космогонии ставит своей задачей выяснение происхождения и развитие знаков (в основном письменных) и знаковых систем в составе определенной культуры (индийской, семитской, европейской) или субкультуры (сикхизм, самаритяне, русское православие, эфиопское монофизитство).

Семиозис – это непосредственно сам процесс зарождения знака, который можно сопоставить с процессом сотворения Земли и Вселенной. Поэтому здесь важен сам переход от рисунка к знаку, важен процесс творения знаков Одином, Огмой, Кириллом, Парнавазом и Месропе Маштоцем.

Графомантия предполагает соединение знаков (письменных, звуковых, жестовых) с практикой гадания. Важное значение приобретают теории заклинаний, заговоров, наветов... и мантр. С графомантией очень тесно связаны нумерология и графология.

Нумерология рассматривает числа как первоэлемент мира. Числа истолковываются с различных позиций философии, астрологии, цвета... Все соотносится с числом и все рассматривается через число. Наиболее известные школы нумерологии: иудаистическая – «каббала», индуистская – «тантра», китайская – «И-цзин», греко-пифагорейская.

Графология – исследование различных почерков человека с точки зрения психологии. Почерки делятся на различные типы и соотносятся с характером человека, психическим состоянием. При этом возможно выявление какого-либо заболевания. Находит применение в психологии и криминалистике (криминалистической экспертизе). Одно из перспективных направлений в графологии – это глобальная графология. Здесь рассматривается не отдельный почерк, а система и форма письма целого народа (например, сопоставление кириллицы и латиницы, арабского и индийского письма). Семасофия имеет два ответвления, которые изучают в основном только письменные знаки (алфавиты, силлабрии, пиктограммы).

Грамматология (графемика)– наука о письме и письменных системах (алфавитном, консонантном, слоговом, иероглифическом), генеалогии письма и о его развитии и перспективах.

Графика (графометрия) изучает соотношение между графемами и фонемами (знаком и звуком), изыскивает способы доведения письменной системы до совершенства (тенденции разграничения гласных и согласных на письме, т.е. превращение слоговых и консонантных систем к буквенным; тенденции разграничения слов в предложении, предложений в абзаце и абзацев в тексте; создание систем диакритик для разграничения некоторых знаков). Графика тесно связана с алфавитом и орфографией. Графометрия используется в языковом строительстве и языковом проектировании, когда в процессе создания новых письменностей разрабатывались фонологические, теоретические, графические основы построения. Вновь созданные алфавиты подвергаются анализу с лингвистической (фонемный состав языка), психологической, педагогической и графической точек зрения (восприятие при чтении печатного и рукописного текста).

Н.Яковлев на базе лингвистически последовательно обоснованной теории фонем создал математическую формулу построения алфавита. Математической формулой описывается наиболее экономичное употребление знаков, которые составляют букву: N=Ma. Этой формулой описываются также коды. Графометрия из всех дисциплин семасофии наиболее увязана с математикой. Поэтому графометрия переполнена различными графиками, формулами и таблицами.

Палеография – историко-филологическая дисциплина, изучающая закономерности изменения письма на определенном временном участке (теоретическая палеография). Практическая и описательная палеография исследуют индивидуальные особенности писцов или отдельных рукописей древности с целью определения времени и места их создания.

Каллиграфия – вырабатывает приемы письма, приятные для восприятия глазу. Каллиграфия – это эстетика письма. В новых алфавитах каллиграфию часто называют стилизацией знаков, когда каждая буква алфавита должна сочетаться с любой другой и не выглядеть чуждо. Каллиграфия может быть технической, когда знак тщательно выписывается, а его форма скрупулезно просчитывается (европейский тип), а может быть эмоциональной или чувственной, когда знак рисуется быстро, на одном дыхании, и являет собой как бы наглядный пример состояния души художника (китайский тип). Невероятных возможностей достигли китайская и арабская каллиграфия. Следует также Древнерусскую вязь и скоропись.

Криптография (тайнопись) – сознательное изменение знаков либо системы письма с целью сокрытия написанного. Криптограммы бывают цифровыми (шифы), цветовыми, иммитационными (под ноты, рисунки, математические формулы) и т.д.

Пазиграфия – искусственные системы письма, не имеющие звуковое и знаковое выражение.

Конструктивистика (криптографическое моделирование) – составление новых письменных знаков и новых систем письма, отличных от известных (полисиллабизм, вокализм, лигатурность, позиционность...) Создание теории и законов построения знаков и систем письма. В конструктивистике акцент сделан на составлении неалфавитных (диффузных) систем письма. Конструктивистика связана с математикой и геометрией.

Особое место в конструктивистике отведено построению внеписьменных систем письма (узелковое письмо, оригами – сложение узкой полоски бумаги определенным образом, либо различные надрывы бумаги...)

Стенография (скоропись) – решает вопрос ускорения письма путем радикального упрощения знаков и некоторых других уловок.

Симвология – изучает и описывает простые символы либо их комбинацию (круг, треугольник, прямая...).

Орнаменталистика – изучает и систематизирует орнаменты разных народов.

Геральдика – учит составлять гербы, как наиболее сложные символы и отчасти флаги (соотношение цветов).

Векторная грамматология – изучает зависимость направления письма и формы букв от разных факторов (например, стран света).

Симвология – не столько наиболее сложный раздел семасофии, сколько наиболее общий. Здесь рассматривается связь определенного символа с образом и возникающими при этом ассоциациями различного плана. Выше уже высказывалась теория символа. «Символ» отличается от «знака» тем, что первый пытается скрыть смысл, выразить его иносказательно. Символами переполнены сны, пророчества, да и все великие произведения искусства. «Символы – суть органы нашего общения с реальностью; символы – это отверстия, пробитые в нашей субъективности» (П. Флоренский). «Истина не пришла в мир обнаженной, но она пришла в символах и образах». (Евангелие от Филиппа. Апокриф).

Общие принципы функционирования символа (языка) в обществах разного типа в том числе архаичных затрагивают проблемы табу, эвфемизмов, теорий номинации и рефреренции (имянаречения и соотнесенности. Система символов, в которые вкладывался сокровенный смысл, лежала в основе условного, измененного сознательно образа жизни, характерного для символизма – литературного течения (декаданса). Все абстрактные символы можно поделить на круги, кресты (и свастики), трезубцы, звезды.

 

Круги
РИС. – оружие в виде бумеранга, которое держит Вишну называется чакра.

РИС. – круг – вселенская ктеизма (лоно), женское проявление мира. Иногда представляется как небо, а значит и как мужское, духовное начало. Круг так же истолковывается как небесные светила, в частности, полная луна или солнце РИС. (астрологический знак). Солнце же или полная луна всегда ассоциируются с глазом (луна с левым глазом, как женская сущность и солнце с правым, как мужская).

РИС. – алхимический знак соли.

2 РИС. – колесо со спицами, колесо Судьбы (Фортуны) – индийская калачакра – символ времени и циклической смены времени исторического. Представление времени и бесконечности как круга и циклической повторяемости есть самое древнее и фундаментальное обоснование древних философов. «Кружит ветер, кружит и возвращается на круги своя» (Библия, Екклезиаст). Круг олицетворяет пустоту, которая является священным центром, огороженным сакральным пространством. Круг – символ нуля.

РИС. Круг – то Уроборос – священный змей древних египтян, который кусает собственный хвост. Этот символ известен в африканской мифологии. Айдо-Хведо в Дагомее.

РИС. Самый известный круговой симовол – это «инь-янь» даосов. Он знаменует взаимопроникновение двух противоположных начал: мужского-светлого (ян) и женского темного (инь). Черное станет белым, а белое – черным. Каждое событие может переродиться в свою противоположность. Причем в каждом событии или явлении появляются ростки (глазки), в корне противоположных явлений млм событий. Так в добре есть росток зла, способный превратить это добро во зло. Или в прошлом есть ростки будущего, и тот, кто их разглядит, сможет увидеть в прошлом будущее.

РИС. Иь и ян в ином исполнении РИС. 3 РИС. Троичное деление символа (тьма, свет и «нечто» третье).

2 РИС. Синтоистский символ «томоэ», обозначающий троичное единение противоположностей: Аматэрасу (солнце), Цукуеми (луна) и Сусаноо (ветер).

РИС. Розетка Перуна, громовой знак, шестиугольное колесо колесницы Перуна, который громыхая проносится по небу.

РИС. Киргизское изображение солнца в виде летящей птицы. Верхнее отверстие в юрте.

2 РИС. – В коране Луна считается мерилом времени. Полумесяц – символ чистоты, девственности, рождения и смерти. Атрибут Шивы, как бога противоречий жизни и смерти. Атрибут ислама. Ассоциируется с небесной ладьей.

РИС. Символ знамени мира Рериха. Означает 3 добродетели

 

Кресты
Крест – всемирный общечеловеческий символ (прослеживается уже со времен палеолита). Маори ставили кресты на могилах. Индейцы помечали им свои жилища. Некоторые японцы рисовали крест на лбу новорожденных. Крест – это равенство горизонтального и вертикального, нижнего и верхнего, добра и зла. Связан с Гекатой – богиней перекрестков. Изображение креста можно встретить у австралийцев (как символ добывания огня трением), у китайцев и ацтеков. Помимо всего прочего крест-это символ самого человека, РИС.

либо символ мирового дерева, имеющего ствол и ветви.

РИС. Чувашский национальный символ мирового дерева в виде креста. Христианская традиция насчитывает множество крестов (лат. Crux, исп. Cruz, англ. Cross, фр. Croix, нем. Creuz, русск. крыж (католический крест), укр. и белор. хрес, греч. Stavros, арм. хач).

РИС. – греческий крест (равноконечный)

РИС. – латинский крест (католический) patibulata

РИС. – виселичный крест (крест св. Антония, на котором он был распят)

РИС. – крест Анрея Первозванного (decussata). Национальный символ Шотландии, Англии и России.

РИС. – крест апостола Петра, распятого вниз головой. По преданию Петр избегает казни, но по дороге встречает Христа. «Quo vadis – камо грядеши -куда идешь, господи? – спрашивает его Петр. «Иду, чтобы быть распятым вместо тебя». Устыдился Петр, вернулся и повелел мучителям своим распять себя вниз головой, чтобы казнь его не напоминала казнь Христову.

РИС. – православный русский крест. Верхний элемент креста – это табличка INRI (INЦI) – «Иисус назарянин Царь Иудейский», прибитая к распятию. Средний наклонный элемент креста – это сам Иисус. А нижний элемент креста – это евхаристическая чаша, в которую стекла священная кровь господня (по иным толкованиям это змий, попранный крестом). Существует несколько разновидностей православного креста на Руси.

РИС. В этом кресте центральный элемент представляет олицетворение Христа с солнцем (светом), а нижний элемент с полумесяцем (евхаристической чашей, чашей Грааля). Эти же символы представлены в «Откровении Иоанна Богослова», где говорится о деве с ликом, подобным солнцу и поправшей ногами месяц. «И явилось на небе великое знамение – жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» (Откр. 12:1).

РИС. – Очень древний вид креста, напоминающий трезубец и свидетельствующий о распространении христианства во всех сторонах света. Близок символу Даждьбога (РИС.) – солнечного бога (вспомним, что некоторые видели «кресты на солнце»).

РИС. – крест Перуна.

РИС. – шестиконечный крест. Почитается в Словакии, Литве, Белоруссии и отчасти на Руси.

 РИС. – мальтийский крест (крест Мальтийского ордена, гностической секты христианства, созданной философствующими рыцарями, впавшими в ересь). Имеет большое значение в оккультных и масонских организациях.

Вариации на тему креста РИС. (4) рунические кресты

3 РИС. – сербский крест

2 РИС. – ацтекские кресты

РИС. – марийский национальный символ

РИС. – восьмиконечный крест буддийской секты дзэн (чань, дхьяна). Похож на китайский иероглиф, означающий колодец. Колодец – это глубина сокрытой мудрости, ктеистический символ.

РИС. – в синтоизме «ворота теории»

РИС. – анх, египетский символ вечной жизни как единения двух противоположных начал (иони вверху и лингама внизу)

РИС. – якорь, символ спасения. Иногда его отождествляют с православным (русским ) крестом.

РИС. – Якорь финикийских кораблей. Отмечен на гербе Туниса.

 

Свастики
Свастика – закручивающийся паукообразный вихрь. Считается общим индоевропейским символом, хотя известна и другим народам. Свастика – это крест с загнутыми концами.

РИС. Свастика, вращающаяся посолонь (по часовой стрелке). Символ вечного движения, неисточаемой энергии, огненного вихря. Имеет защитительную силу от злых духов. Солярный символ. Свастика (от санскритского su – связанное с благом). Солнечный знак щедрости, света и добра; известный в Китае, Египте (и в раннем христианстве как гаммированный крест). В руническом алфавите помимо 24 рун существовало еще 2 внеалфавитные руны: РИС., рисовавшийся на дверях дома 22 июня с пожеланиями доброго урожая и РИС. – 21 декабря, на новый год с пожеланиями счастья (эти два знака имелись в добавочном огамическом алфавите «форфеда» как 2 РИС).

РИС. – Свастику можно представить и как определенную йогическую позу.

РИС. Свастика, вращающаяся против солнца. (Опсаная свастика, ибо вместе с добром она несет и зло). Эмблема тибетской религии бон-по Gyung-drung-bla-med-kyi-shed-ces (колесо высшей свастики) Заимствование свастики в таком виде из буддизма для секты бон было срытой формой протеста. (Поскольку бон приходилось считаться с более мощной религией). Именно эта свастика была перенята немецкими национал-социалистами, которые были неравнодушны и к тибетскому бон.

РИС. – шаманский знак (четыре летящих крыла)

5 РИС. – треугольная свастика. Знак 1 был эмблемой итальянских фашистов. Знак 2 – эмблема южно-африканских националистов, который трактуется или как «три семерки» добра в противовес «трем апокалиптическим шестеркам зла». Знак 3 – солярный национальный символ ингушских родов. Вариации на тему свастики

9 РИС.

Китайский иероглиф РИС. обозначает буддийский крест и знак буддийского храма.

РИС. – Т-образная свастика.

Свастика была излюбленным элементом орнамента.

 

Трезубцы
Трезубец олицетворяет архаичную концепцию триединства бога (троица, тримурти) сходную с христианским, индуистским и некоторыми шаманистскими традициями. Почитание Святой Троицы как бога единого в трех лицах не может не привести к трихотомической логике. Такое триединство можно передать стихами Тютчева: «Все во мне и я во всем». Бог имеет 3 ипостаси (отец, сын, святой дух). Бог един, ипостаси же его нераздельны и неслиянны. Три части целого едины и в то же время неслиянны, причем в каждой части присутствует целое. Понятие Троицы намного тоньше понятия языческой триады, состоящей из отца, матери и сына. Форму трезубца может иметь огонь (с тремя лепестками пламени), лист (с тремя ответвлениями, птицы, летящей вниз, горы (с тремя вершинами), светильник (с тремя свечами).

РИС. – шин, др. еврейская буква, означающая шипение огня (русская буква «Ш» родственна «шин» и восходит к египетскому знаку, обозначающему лилию š.š; к нему же восходит современное имя Сюзаннна).

2 РИС. – изображение огня в ламаизме

РИС. – китайский иероглиф «шань» – гора.

РИС. – китайский иероглиф «выходить, вне, выдавать, снаружи».

2 РИС. – трезубец (тришула) Шивы как смертельное оружие и в то же время как триединство Брахмы, Вишну и Шивы. Трезубец также является атрибутом Индры (бога грома).

РИС. – трезубец Нептуна (Посейдона), который бел не только богом моря. Он способствовал плодородию земли. Представлялся древним в образе коня или быка. Нептун своим трезубцем изводил из земли источники. Здесь сказывается фаллический аспект трезубца (РИС. – лингам). В имени Нептуна видится индоевропейская основа ner (нора, нырять). 3 РИС.

РИС. – трезубец индейской культуры Наска (Чили)

РИС. – знак бога Фарро («божественный огонь»).

РИС. – Ваджра (алмазный жезл Индры) – громовой топор, пучок молний (тиб. – дордже, яп. когурё, кит. дзинь-ганси, монг. очир). По легенде Будда загнул концы трезубца Индры и получилась ваджра. Ваджра – основная эмблема буддизма как крест христианства и полумесяц ислама. В буддизме ваджра – мужской символ, женским же символом является лотос.

РИС. – трилистник (шемрок) – национальный символ Ирландии. Три листа кислицы (трифолиума) знаменуют трехипостасного бога (троицу).

РИС. Иудаистический семисвечник (архаический образ мирового дерева с семью ветвями).

4 РИС. Отождествление трезубца с птицей, летящей вниз прослеживается во многих славянских и граничащих со славянами культурах. Священный сокол Ререг почитался на Руси (1). Некоторые считают, что имя первого русского князя Рюрик родственно имени Ререг. На Украине «трезубр»(2) стал национальным символом, так же, как и в Литве (3) и в меньшей мере в Польше (4). Сокол Ререг (Рарог) считался воплощением бога Сварожича-Семаргла (Семиглава) – владыки подземного мира, огненной кузницы. Славянская мифологическая традиция знает множество волшебных птиц: Алконост (алчность) воплощение Хорса, управляет ветрами. Светлая птица. Гамаюн – вещая птица. Двойник кота Баюна. Воплощение Велеса. Могол (мгла) – птица-богатырь, воплощение ночи. Обида (Ябеда, лебедь) – птица печали в виде лебедя. Сирин – птица с губительным криком. Двойник русалки. Воплощение Кощея и Велеса. Стратим – воплощение Стрибога – бога вихря и пространств.

РИС. – ререг Святослава Игоревича

РИС. – ререг Владимира РИС. ререг Ярослава. Еще 5 РИС.

РИС. в христианстве изображение святого духа в виде голубя, снизошедшего на Христа.

РИС. – французская лилия, эмблема королей и рыцарей

РИС. – элемент тюркского орнамента

РИС. национальный символ крымских татар (вероятно тамга)

РИС. – корона древняя (гербовая эмблема)

РИС. – кленовый лист (национальный символ Канады)

РИС. – триратна (три добродетели, три драгоценности, сокровища) эмблема буддизма и индуизма.

Знаки боспорских царей: Тиберий, Савромат 2 Инифимей Юлий Евпатор.

 

Звезды
Из всех звезд наиболее употребима пятиконечная (пентаграмма). Интересно, что видимость лучей звезды на ночном небе происходит из-за особого строения человеческого глаза. Пятиконечной звезде около 3000 лет. Ее первые изображения встречаются на вавилонских табличках и египетском папирусе. Пифагор сделал РИС. пентаграмму символом жизни и здоровья, а также тайным опознавательным знаком. Эта звезда отождествляла собой вечность, совершенство и вселенную. Эмблема Тота, Кетцалькоатля, Меркурия и кельтского Гавайна, тотем американских индейцев. Пять ран Иисуса. Удача у евреев. Легендарный ключ Соломона. Знак высокого положения у японцев. Форму пентаграммы имеет морская звезда, человеческая рука, сам человек.

РИС. пятиконечная симметричная структура наиболее распространена в живой природе (некоторые цветы тоже имеют пятизвездную структуру) и принципиально РИС, невозможна в кристаллических решетках. Следовательно пентаграмму можно понимать как защитный механизм живой природы против окаменения (кристаллизации). По мнению астрологов человеческое тело совершенно, ибо оно является проекцией пятиконечной звезды. Пентаграмма содержит все пропорции, известные грекам.

РИС. – золотая

– арифметическая

– геометрическая

– гармоническая

Необычайная популярность пентаграммы (граничащая с популярностью креста) по-видимому вызвана сверхпропорциональным строением и обилием математических свойств в одной фигуре.

Иногда пентаграмма рассматривается негативно (особенно христианской церковью, где она трактуется как конкурент креста). В Европе она становится символом астрологии, масонства, оккультизма и, наконец, коммунизма. Сами же оккультные учения отрицательной считаю лишь перевернутую звезду (рогами вверх) – атрибут нечистой силы, козья морда. Звезда напоминает букву арамейского алфавита РИС. «алеф» (телец). В средние века пентаграмму называли также лапой ведьмы».

Мефистофель: Нет, трудновато выйти мне теперь.

Тут кое-что мешает мне немного:

Волшебный знак у вашего порога.

Фауст: Не пентаграмма – ль этому виной?

Гете «Фауст»

В индийском тантризме пятиконечная звезда отражает принцип общей организации космоса. Символически эта фигура обозначает созидательные и разрушительные функции Шивы в его пятиаспектном воплощении. Со звездой связано понятие «Люцифер» (светящийся) – злой дух астральных лучей.

РИС. – «могендовид» – шестиконечная звезда, известная как звезда Давида – иудейского царя, который прославился необыкновенной мудростью. Этот символ встречается у многих народов (в частности в африканской пиктографии нсибиди). В тантризме эта фигура мыслится как взаимопроникновение двух противоположных начал: мужского и женского (огня и воды). Перевернутый треугольник – символ порождающей женской энергии Шакти, чей динамизм дает импульс инертным силам. Это женская эмблема (иони-мандала) – первая ограда великой Кали. Треугольник с вершиной вверх обозначает мужской принцип (Пуруша) и является символом Шивы. Шестиугольная звезда – это единство духа и материи, тьмы и света, огня и воды, статического и динамического, легкого РИС. и тяжелого РИС. В европейской и арабской традиции это символ свободы, брака, любви, изобилия, удовольствия, мира.

РИС. Человека тоже можно представить в виде шестиугольной звезды, но образ будет слишком конкретным и мужские признаки будут отчетливо выдаваться. Если пентаграмма – эмблема бесполая и универсальная, то эта РИС. несет в себе сакральный элемент (membrum virile). РИС. и РИС. подобно числам 20 и 21 разграничивают вселенную на мир профанный и мир сакральный. В этой фигуре (РИС.) вскрывается шестая табированная конечность человеческого тела, как в числе 21 вскрывается двадцать первый табуированный палец (фаллос).

Могендовид связан с числом «шесть», как с аспектом всеохватывающей симметрии. (Вспомним, что китайские гексаграммы насчитывают шесть элементов).

Шестиконечная звезда – это пифагорейский образ жизни и благой судьбы.

РИС. в корне отлична от символа РИС., где два треугольника – две противоположности не пересекаются, а лишь соприкасаются (а значит каждый остается при своем).

Семиконечная звезда очень сложна для построения. Национальный символ Грузии.

 

Восьмиконечная звезда (астакона). В христианстве символ Богоматери. В авестийской традиции астакона с солярным знаком внутри – символ духовного преображения, пути к свету, восьми сторон света. В индуизме астакона – это знак бесконечного цикла времени. Астакона также является эмблемой рыцарского ордена тамплиеров (храмовников). Иногда астакона изображалась в виде креста. 8-конечная звезда толэзё – распространенный национальный мотив волжско-финских народов. Восьмиконечник наиболее приближен к кругу (дальнейшее увеличение лучей звезд до 9,10,11... ничем не оправдано), поэтому его рассматривают иногда как один из вариантов лотоса (падмы).

В индуизме лотос {, R – это образ мира творений и опоры Вселенной. Он произрастает из пупка Вишну и порождает Брахму. Лотос – крепость сердца, порождающее лоно хаоса.

Образ священного цветка просматривается в японской культуре. Здесь  хризантема есть главный атрибут императора. На этом закончим рассмотрение простых знаков и перейдем к сложным.

 

 Геометрические фигуры.

Фигуры 1, 2, 3, 4, 5 – это так называемые замкнутые фигуры. Фигуры 1, 2, 3, 4 часто встречаются на буддийских и индуистских иконах, реже на христианских (6). Фигура 2 в буддизме означает «три  сокровища».

В буддизме узел жизни, нить счастья, кишки Будды. Был  известен в Средневековой Европе, в России часто встречается  как декор на банкнотах.

– змея, обвивающая посох (жезл). Священный знак шумерского бога Нингишзиды. Означает мудрость и врачевание, а также единение прямого и кривого, мертвого и живого, правды и лжи. Змея, сползающая с дерева – это библейский сюжет об искушении Евы Змием и об запретном плоде. В Греции этот знак трансформировался в (см. рис.) и стал олицетворением тайного знания врачевателя Эскулапа. Двойная змея обозначала двойную мудрость и счастье, однако соитие двух змиев несло в себе известную долю эротизма, граничащего с извращением. Наконец в наши дни утвердился знак «змея над чашей». Это знак современной медицины. (Змея стережет священную чашу Грааля).

 

Скарабей – священный жук др. египтян. Считался одной из форм солнечного божества.

 

Авестийский знак учения, справедливости и защиты от тьмы.

 

Ключ – символ власти. Ключ, открывающий тайну мира имеет гносеологическую окраску у масонов. Эмблема Ватикана.

 

Части тела

 

– схематическое изображение человека.

– глаз. В христианстве обозначает всевидящее око господне. Глаз Одина, Гора.

 

– эмблема каодаизма – синкретического учения Вьетнама. Глаз является существенной частью человеческого тела в магии. Считается, что есть «дурной глаз», который может нанести другому человеку порчу. Вспомним также такие понятия как «сглазить», «отвести глаза», «читать по глазам», имеющие прямое отношение к магии. Глаза человека – это отражение его души, его внутренней сущности. Недаром маги и чародеи прячут свои глаза от посторонних («Взгляд боится взгляда»), опытные разведчики чувствуют взгляд спиной. Именно глаза имеют большое, если не первостепенное значение в гипнозе.

Египетский китайский ацтекский глаз

 

След, стопа, следовик, божья ножка. Отпечаток стопы является, как и тень, вторым «я» человека, его двойником. Так метафора «следы на песке» означает бренность материального мира, все что человек ни сделает, будет смыто волнами времени. Метафора же «оставить след в истории» говорит о нетленности человеческих поступков, но не самого человека. Иногда отпечаток ноги отождествлялся с человеком. Так по древней китайской легенде Фу-Си был зачат после того, как его мать наступила на след великана. По той же легенде Фу-Си изобрел иероглифическую письменность и знаменитые триграммы после многодневных созерцаний следов птиц и животных. Отпечаток стопы – это символ выхода из отеческого дома, связанный с культом предков. Существуют отпечатки стоп Адама, Шивы, Шамана (Самана), Христа в Иерусалиме. Особо почитается этот знак в буддизме и считается стопой Будды.

– след медведя – звериного аспекта Волоса. Считался оберегом от волков (особенно для скота).

– лапка голубя педигри (птичья ножка) – эмблема пацифизма (активной борьбы  за мир). На отпечатки птичьих лапок похожа шумеро-вавилонская  клинопись.

– лингам (membrum virile) – знак творческой энергии Шивы. Напоминает латинскую букву U или греческую фиту, в которой отразилась непременная связь лингама и стони (лона) – женского принципа

– рука со сжатыми пальцами означает единство. На Северном Кавказе символ добра, счастья, благополучия. Эмблема Абхазии. Может обозначать также метку мастера (владение). Вспомним выражение «наложить руку».

– Рука с растопыренными пальцами. Исмаилитский символ, (исмаилизм – секта ислама).

– Скелет N – изображение духа первопредка. (Вспомним костлявость Кащея и Бабы-Яги). Этот символ широко применяется в шаманизме и ламаизме. Встречается и на христианских иконах.

 

Орудия труда

С орудиями труда произошла удивительная вещь. Будучи предметами низшего сословия, которые всегда в поту и грязи, они вдруг стали нести мистическую нагрузку. Мало того, сам труд стал нести оттенок божественности. Постепенно возникает и крепнет мода на «святую простоту». Становится модным одеваться просто и говорить грубо, видя в этом особое откровение. Именно на этой волне возникло тайное религиозно-гностическое движение масонства как преддверие мистического социализма. Пик популярности масонства приходится на 18 век, хотя сами масоны говорят о своей древности. По легенде масонство возникло при строительстве Соломоном храма в Иерусалиме за 1000 лет до н.э. Главой строительства был мастер Адонирам (Гирам). Только он знал тайну пропорций. И вот три его ученика решили завладеть магическим треугольником мастера. Они подстерегли его у колодца и нанесли удар молотом, киркой и циркулем. Но Адонирам успел бросить магический треугольник в колодец. Ученики закопали мертвое тело, но на утро Соломон хватился мастера и пошел искать его с мимозовой ветвью в руке. Там, где она завяла, он велел копать и обнаружил то, что искал. Он взял Адонирама за руку, но в ужасе воскликнул: «Кожа сходит с костей». Отныне это восклицание стало девизом масонства, а мимоза, молот, кирка и циркуль его атрибутами. Официально в Европе масонство объявилось в Лондоне при строительстве собора св. Петра, которым руководил сэр Кристофер Рен. На структуру масонства ( от frane maçon – вольный каменщик. Петр же по лат. «камень») оказали влияние средневековые цеховые объединения по ремеслу. Вообще в масонских орденах (ложах) превозносился культ строительства. Здесь Архитектор мыслился как творец Вселенной, бог. Орудия труда и одежда рабочего-строителя становятся культовыми и сакраментальными. Масонство призывало к нравственному самосовершенствованию (духовному строительству) на принципах братской любви и коллективизма. Однако беспрекословное подчинение мастеру (которого даже могли не знать в лицо), корпоративность, круговая порука, культ мертвеца Адонирама (в отличие от культа воскресшего Христа) и возможность принесения в жертву живого человека делали масонство опасной организацией. Эта опасность усугублялась тщательной законспирированностью масонских организаций (лож). Молва полнилась слухами, что масоны плетут нити заговоров с целью установления господства над миром. Прогрессивность масонства сочеталась с чрезмерным техницизмом и искусственностью. Приведенные выше суждения роднят масонство и социализм вместе с коммунизмом. Это сходство отразилось даже на символах и лозунгах. Так, например, лозунг: «Свобода, равенство, братство» не только социалистический, но и масонский. На сегодняшний день не решен сложный вопрос взаимоотношения масонских лож и мафиозных кланов.

Коса – неизменный атрибут смерти. Коса противопоставлялась пшеничному полю, где колосок являлся аллегорией человеческой жизни. Осенняя жатва считалась олицетворением умирания (см. пословицы: «Упал, как косой подкошенный», «Коси коса, пока роса...») Коса – атрибут Сатурна (Бога урожая и неба).

Серп – все сказанное о косе относится и к серпу. Однако серп – образ более поэтичный. Он упоминается в Апокалипсисе («Откровения Иоанна Богослова».) Часто отождествляется с полумесяцем. Сонник упоминает серп, как символ, который ничего не соединяет и все разъединяет. Серп – орудие оскопления Урана.

Молот – тоже символ смерти, символ молниеносного тяжелого удара.

Атрибут волшебного – кузнец. Кузнецво многих мифах соотносится с подземным миром, будь то Гефест-Вулкан или ирландский Гоибниц. Этрусский бог смерти Хару (близок к греческому Харону) изображался с молотом на длинной рукояти, железным крюком и свернутым свитком.

«Недвижен стал шерстистый лик ужасный

У лодочника сумрачной реки,

И вкруг очей змеился пламень красный»

(Данте, «Божественная комедия»)

Знаменитого завоевателя Рима Атиллу называли Молотом Вселенной. Помимо символа разрушения молот можно понимать и как орудие перековки, перечеканки. Если понимать эту фразу шире, то можно говорить о духовном переустройстве человека. Девиз циника Диогена Синопского: «Перечеканивай монету». (Переоценка ценностей по Ф. Ницше). Обычно молот изображался с наковальней.

Серп и молот являлся символом Советской власти и коммунизма в России и за рубежом. Хотя в отдельности серп и молот эмблемы очень древние, официальным создателем законченной композиции считается советский художник Е.И. Камзолкин. По другой версии автор этой эмблемы – Л.В. Руднев. Молот и серп – те же архетипы сознания, к которым приходилось обращаться даже большевикам. Серп и молот – это образ жницы и кузнеца. Вместе с «урожаем» и «силой» эти образы несут и зловещий оттенок «разъединения» и «разрушения» (т.е. смерти) В общем смысле молот – это перековка человека (вспомним русскую сказку, где Кузнец выковал волку голосок потоньше), а серп – это жертвоприношение. «С гор прислали мальчика, который вручил студенту сломанную бамбуковину. Умерший вместо вас, – передал он, – вот этот господин...» Студент осмотрел палку. На отломленном ее конце были следы крови. Он прочел молитвенное обращение и похоронил ее». (Пу Сулян, «Студент Чжун и осел»).

Циркуль напоминает букву А. У масонов означал круг, в который никто из чужих не смел вступить, и никто из своих не смел выйти. Здесь обыгрывается архетип круга, описанный выше. Круг означает не только защиту и сообщность, но и одиночество. Циркуль – это «альфа», круг же который он очерчивает – омега (Начало и конец).

О, одиночество, как твой характер крут!

Посверкивая циркулем железным,

Как холодно ты замыкаешь круг,

Не внемля увереньям бесполезным.

(М.Цветаева)

Молот и циркуль – главный элемент герба бывшей ГДР, где молот –

атрибут рабочего класса, а циркуль – интеллигенции. Эта эмблема более

масонская, чем серп и молот.

Лопата. Сразу вспоминается лопата Бабы-Яги, которой она забрасывала

в печь младенцев. Пропп увидел в лопате Бабы-Яги орудие инициации (посвящения). Лопата как орудие труда могилы связывалась с культом мертвых.

Грабли от глагола «Грести». Связаны с выражением «грести под себя». Грабли презрительная аллегория жадного человека «глаза завидущие, руки загребущие». Помимо этого существует устойчивое выражение «наступить на грабли», или сходное с ним «И грабли раз в году стреляют». Здесь грабли отождествлены с безобидным предметом, способным принести боль. Грабли связаны с мифическим гребнем, превращающимся в лес.

Вилы. Образ сходен с трезубцем (см. выше). Гребень харапской культуры.

Мотыга(сапка, кетмень) – древнейшее ручное земледельческое орудие для рыхления почвы.

Ножницы – самый элегантный инструмент, напоминающий клюв птицы и глаголическую букву («живете»). Атрибут портного, кроящего ткани (следует отметить, что портной Кисими Камала создал письмо менде. Ножницы – магический аксессуар.

 

Боевое оружие

Меч имеет явно фаллическую форму (как и большинство боевого  оружия). В средние века рыцари давали собственные имена частям  своего вооружения.

Оплакивать он стал свой Дюрандаль:

Как ты красив, мой меч булатный,

Тобою столько стран я покорил...»

(«Песнь о Роланде»)

«В той битве воитель Огма нашел меч Тетры, короля фоморов, и назвался тот меч Орна (что значит уничтожающий). Обнажил Огма меч и обтер его, и тогда он поведал о всех совершенных с ним подвигах, ибо, по обычаям тех времен, обнаженные мечи говорили о славных деяниях...И еще с тех времен держали в мечах талисманы, а с клинков вещали демоны...» (Ирл. Сага «Битва при Маг Туиред»).

Меч атрибут Юпитера. Сравните «карающий меч правосудия», «Щит и меч».

Одушевлялись не только мечи, но и арфы, охотничьи рожки и т.д. Существовало поверье, что каждый день, каждый сезон имел свое имя.

«У зим бывают имена.

Одна из них звалась Татьяна...»

(песня «Татьянин день»)

Оружию поклонялись, над ним совершались клятвы, его утеря считалась смертным грехом. К сломанному оружию относились как к умершему человеку. Самая известная притча о мече это «Дамоклов меч». За грехи Дамокла боги над ним повесили меч на тонком волоске, который в любую минуту может оборваться.

 

Лук – происходит от слова «кривой, изогнутый, лукавый», излучина –  значит разделенная надвое. Лук – это соединение двух противоположностей – кривого древка (Кривды) и прямой стрелы (Правды).

Только при совместимости Кривды и Правды может стрелять. Лук –  это первичный атрибут шамана, появившийся раньше знаменитого бубна Кама. Посредством лука совершались различные гадания (так, вспомним русскую сказку «Царевна-лягушка», где стреляя из лука братья выбирали себе невест). Считалось, что на конце стрелы пребывает душа. Вот почему в той же сказке говорится, что «смерть Кащея в яйце на конце иглы». Оружие, родственное луку – рогатина, праща, арбалет. От лука по-видимому ведут свое начало щипковые инструменты арфа, гусли, кантеле (поскольку при стрельбе лук издает характерный звук). Считалось, например, что арфа может быть такой же смертоносной, как лук и такой же горькой, как лук. Арфа друидов. Лук– атрибут Луны.

Копье (или пика). В Ирландии известно копье Ассал – бога всех ремесел Луга. Оно имело солярный и космологический смысл и соотносилось с axis mundi (осью мира). В той же Ирландии копье могло означать прямую дорогу (вспомним «Красную стрелу», поезд ходящий по железной дороге из Москвы в Санкт-Петербург). Мифологическая традиция знает множество легенд о чудесных копьях, которые для их усмирения следовало погружать в дурманящий настой из листьев или в котел с кровью или ядом. Существует также легенда о таинственном копье из цикла cв. Грааля. В древнескандинавском эпосе «Эдда» бог Один, чтобы узнать тайну рун, девять дней провисел на ясене Иггдрасиль, пронзенный собственным копьем. Здесь копье выступает не только как оружие смерти, но и как обрядовый атрибут посвящения.

 

Топор (секира, бердыш). В отличие от серпа секущего, косящей косы,  ударяющего молота и колющего копья, – топор оружие рубящее. Если  серп косит пшеницу, то топор рубит лес. Поэтому топор незримо связан с лесом и с деревом в частности. Следует заметить, что образ дровосека или лесничего более зловещ, чем образ косаря или кузнеца, поскольку дровосек представляется диким и некультурным. Дровосек – враг леса, а значит и природы. Топор наиболее распространенное орудие отсечения головы жертвы. Любая казнь ассоциируется именно с топором, являющимся атрибутом палача.

Китайский иероглиф «топор». Этрусский лабрис

Лабрис (двойная секира)

Критский лабрис Иероглиф критского  лабриса (линейное  письмо Б)

Название лабрис уводит нас в эгейско-анатолийский регион. Само слово, видимо, заимствовано из Ликии, где оно имело форму albra. На древнекритских печатях лабрис держат жрецы и жрицы. От слова «лабрис» происходит слово «лабиринт» – обширное погребальное сооружение сложной планировки. «У этрусков лабрис был связан с культом мертвых, он изображался на погребальных стелах. Вместе с тем лабрис мог служить и признаком царской власти, поскольку она имела сакральный характер. Царь получал власть от богини-матери, владычицы природы, рождения и смерти, госпожи лабиринта. Лабрис в руках царя служил орудием, с помощью которого он мог казнить людей, принося человеческие жертвы подземным богам». (А.И. Немировский). Т.о. лабиринт – это символическое изображение того пути, который предстояло проделать душе в подземном царстве. Лабарна -хеттский титул царей.

Фасции (от лат. fascia связка, вязанка) – пучок туго связанных  прутьев, в средину которого был помещен топор. Подобно лабрису фасции были элементом власти этрусских царей (лукумонов), а затем  и римских консулов. Родина фасциев – Этрусское двенадцатиградие.  Каждый прут фасциев обозначал один из 12 городов Этрурии, которые заключали между собой союз и выбирали себе главу – лукумона, атрибутом которого был топор. Термин «фасции» был родственен «фашизму» Б. Муссолини (итальянское fascio значит пучок). Этим термином фашисты хотели показать свою сплоченность перед своими врагами.

Из сказанного выше можно сделать вывод: Все атрибуты труда (равно как и боевые орудия) связаны с потусторонним миром и смертью. Связь такая могла бы показаться странной, если бы она не подтверждалась ходом истории и философии. Любое изобретенное человеком орудие предназначено для изменения окружающей среды. Любой труд посредством искусственных орудий есть приближение человека к смерти. Труд становится все более механизированный и означает уже не просто сущность мира («суету сует» и «ветер в поле»), но и зловещий оскал человеческого ума. «Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?.. Все труды человека – для рта его, а душа его не насыщается» (Еккл.6:7)

Труд, превознесенный до небес социализмом, оборачивается вдруг своей темной стороной. Оказывается, труд может не только возвеличивать человека и делать его культурным, но и уничтожать человека и превращать его в обезьяну. «Социализм стремится к уничтожению тех сторон жизни, которые составляют подлинную основу существования человека. Поэтому смерть человечества – есть логическое неизбежное следствие социалистической идеологии». (Шафаревич И.Р. «Социализм как явление мировой культуры».)

 

Атрибуты власти.

Скипетр и держава – атрибуты русских православных царей, которые  были заимствованы из Византии. Представляют собой в широком  смысле единение трости и шара (линии и круга). Скипетр (по греч.  Sceptron) – жезл, украшенный камнями; знак монаршей власти. Держава знаменует весь земной шар, над которым установлен крест, а значит и христианская вера. Скипетр имеет отношение к целому семейству магических жезлов, волшебных палочек и посохов.

Жезл и плеть – непременные атрибуты царской власти  древнеегипетских фараонов.

 

Посох, что значит «высохшая палка»,– символ почтенной старости. В  древности старость всегда связывалась с накоплением знаний и  магическим опытом. Поэтому посох всегда можно было видеть в  руках колдунов. Посох служил также пастухам (пастухам всегда приписывалась тайная власть над животными. Считалось, что пастухи понимали их голоса и могли завораживать животных игрой на свирели) при выпасе скотины. Позже посох становится ритуальным предметом служителей церкви (вспомните посох пастыря).

Литуус – крючкообразный жезл, которым этрусские и римские  жрецы проводили лимитацию (разграничение) пространства при  строительстве городов и храмов. Литуус – атрибут Тина (Зевса,  Юпитера) позже папы римского. Форма этого жезла напоминает спираль, – совершенную фигуру, нанесенную с движением и временем, кругом и линией. Крючкообразность литууса напоминает крюк демонов смерти италийской мифологии. Этими крюками демоны ловили свои жертвы.

Булава (от лат. bulla – шар) – атрибут власти украинских гетманов и  казацких атаманов. Булава, как и палица, – древнее ударное оружие в  виде дубины.

 

Алхимические знаки

Алхимия вместе с астрологией и магией относится к тайным знаниям. Алхимия – это, по сути, философия химии, которая создала свою систему образов и ассоциативных связей, объединяющих превращение одних веществ в другие. Алхимия особо выделяет металлы, соотнося их с планетами солнечной системы. В этом случае алхимия прибегает к астрологии.

Солнце Меркурий Марс Луна Венера Юпитер Сатурн Нептун Плутон

 

золото ртуть железо серебро медь олово свинец

Все учение алхимии основывается на следующих основных постулатах: Миром правят 4 стихии: – огонь, воздух, вода и земля. Четырем стихиям соответствуют алхимические элементы: огню – сера, воздуху – азот, воде – ртуть, земле – соль. Помимо этого алхимические элементы соответствуют четырем еврейским буквам тетраграмматона (божьего имени Яхве):

– огонь, S, активное начало; – вода, Hg, пассивное начало; -воздух, N, уравновешивающее начало и земля, соль, результативное начало. Мало того, алхимические предметы отождествлялись с животными: львом, человеком, орлом, быком. Соединения всех этих четырех животных в одном лице называлось химерой или сфинксом. Алхимия, как и вся средневековая философия, любила образы и метафоры. Так, например, разрубленное на куски тело означает разложение вещества, а Иисус, восстающий из гроба, означал химическое восстановление вещества. Таким образом, описывалось изготовление сплавов, куда входила ртуть (амальгамы) посредством разложения золота.

Китайская алхимия даосов описывала химические элементы при помощи триграмм и гексаграмм «И-цзин»

Вода, девица, инь, черный тигр, свинец

Огонь, отрок, ян, красный дракон – ртуть

Гексаграмма «Возврат» означала «Небесный корень».

2.) Получение золота из других веществ или из легендарного «философского камня». Процесс получения золота назывался «Великим делом».

3.) Приготовление всеисцеляющего лекарства от всех болезней и всех бед – панацеи или «пилюли бессмертия» у даосов. Важное место при выплавлении «Пилюли бессмертия» уделялось киновари – ядовитому сульфиду ртути (HgS). Киноварный песок должен был превратиться в золото. Из этого золота делали посуду, из которой пили и достигали бессмертия. Позже даосы перешли на выплавливание «Внутренней пилюли бессмертия», т.е. к сложным процессам накопления и преобразования энергии при участии дыхания и воли.

«Явился красный лев – и был он женихом

И в теплой жидкости они его венчали

С прекрасной лилией, и грели их огнем...

Царицу юную в стекле мы получали».

 («Фауст», И. Гете)

Здесь красный лев – золото или сера, а белая лилия – серебро или ртуть. Царица юная – это Панацея.

– сера – сурьма – известь – масло

– азот – мышьяк – киноварь – винный спирт

– соль – моча – спирт

самый чистый винный спирт или поташ

 

 – тинктура – селитра

 

– стекло – купорос

– золотая водка – или нашатырь

– Щелочная соль – кислота (уксус)

– перегнанный уксус

– Винный камень – бура

– Тайный знак из «Приглашения на химическую свадьбу Христиана  Розенкрейца».

«Астрология и алхимия отжили свой век и умерли естественной смертью, но оставили после себя потомство: химию, изобретающую красящие вещества, и астрономию, накопляющую формулы. Так всегда бывает: у гениальных отцов рождаются дети – идиоты...» (Л.Шестов, «Апофеоз беспочвенности»).

ÀNWX\]^_`abcdefghiz{R[Z!♀♂♠♣♥♦

 

В начало

 

 

 

И.В. Карасев

 

См. также:
Поголовный отсчет. Является ли многоголовость, многорукость, карликовость и гигантизм мифических героев следствием высокого развития индоевропейской науки счисления?
Самые необычные системы считсления

Мантические числа Книги Перемен

Тайна квадрата Пифагора

 


ПРОГНОЗЫ:

Крадущийся тигр, затаившийся закон (2010) | Одолеют ли быки медведей (2009) | Кракатук, или мышиный король (2008) | Золотая свинья на свинцовых ногах (2007) | Собачьи бега (2006) | Петушиные бои (2005) | Обезьяньи хлопоты (2004)

 

 

 

 Рейтинг@Mail.ru

 

Hosted by uCoz