На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта |
Когда вселенная была палиндромом
Сунилинус, как суперзащита сохранности информации
«И твой, бесконечность, учебник Читаю один, без людей − Безлиственный, дикий лечебник, Задачник огромных корней». "Восьмистишия", Осип Мандельштам
Представьте, что археологи нашли плиту с сильно поврежденной древней надписью на неизвестном языке. Казалось бы, полное понимание текста потеряно навсегда, но... Вдруг обнаруживается странная и в то же время счастливая особенность открытого языка – каждое его слово состоит из двух зеркальных половин, точных копий друг друга. В этом языке все отдельно записанные слова – палиндромы (pordiidrop).
Восстановление утраченных частей слов восстанавливается автоматически. Срабатывает механизм лингвистической регенерации. В этом – мощная сила палиндрома, чудесные свойства которого как минимум двукратно повышать сохранность информации.
Графемы такого языка тоже обладают симметрией. Палиндромный язык поэтому удобен еще тем, что слова не искажает зеркало и их можно читать на прозрачной поверхности с двух сторон. Часто можно видеть в магазинах или аэропортах стеклянные двери, на которых с одной стороны написано ВХОД, а с другой читается ДОХВ. Но если бы палиндромный язык был в ходу, то эту надпись писали бы как 8ХОХ8, и она обладала бы симметрией.
Сунилинус – единственный искусственный язык, который подчинен правилам палиндрома. Более того, палиндром описан как грамматическая категория, воплощающая в себе ритмическую функцию языка. Изобретен он недавно и его можно назвать первым Сакролангом.
Сакроланги (См. Креативные идеи лингвоконструирования) можно изобрести не только на основе палиндрома. Есть другие ритуально-магические приемы, и сейчас используемые, например, в поэзии. Это – ритм, рифма, аллитерация... Поэмланг – пока чисто гипотетический проект, но если он оформится в нечто конкретное, то тоже может быть назван сакролангом.
Гораздо разнообразнее сакральные приемы, используемые в письменностях. Это не только симметрия букв (как в греческих заглавных графемах), но и спиралевидное направление строк (крито-минойские, иберские и этрусские надписи), бустрофедон (архаические греческие и сабейские письмена), направление строк снизу вверх (китайские триграммы, берберо-ливийские и некоторые малайские надписи). Две последние разновидности связаны с земледельческим культом.
Мотив оборотничества (обусловленный законами квантовой механики; См. «Колдовство и квантовая механика») – есть отголосок практики охотничьей маскировки, тотемизма и веры в переселение душ1. Взаимооборачиваемость явлений – факт обыденной жизни, когда день сменяется ночью, а ночь – днем. Оборачивается, вращаясь на курьей ножке, избушка Бабы-Яги, оборачивается жена Лота и превращается в соляной столп, оборачивается Орфей в Аиде и навсегда теряет свою жену.
Оборачиваемость пола в шаманской мифологии иногда интерпретируется, как наиболее сильное колдовство, способное менять не только обличие, но и глубинную суть существа.
Палиндром с глубокой древности носил сакральный характер. Человека охватывал мистический трепет при ощущении того, что некоторые слова не меняют звучания, если прочесть их задом наперед. В палиндром складываются целые фразы, используемые в заклинаниях и, видимо, в молитвах.
Переливы чешуй далече
Отразили уступы круч
Точно голос нечеловечий,
Превращенный из звука в луч
Н. Гумилев «Дракон».
Палиндром – свойство фракталов, кристаллов и живой материи. Способность самокопирования лежит в человеческой природе глубоко, на генетическом уровне. Молекулы ДНК обнаруживают палиндромные элементы. Сам человек являет собой наглядный пример палиндрома, точнее, частный случай вертикальной симметрии. Причем, в нем можно усмотреть симметрию более сложного характера: руки и ноги представляют некую аналогию, а в свою очередь их строение чем-то повторяет строение суставов пальцев. (См. Эволюция света: растение–насекомое–человек). По натурфилософской концепции, ладонь с пятью пальцами – примитивная модель проточеловека. В людском теле угадывается разрушенная лучевая симметрия, та, которая есть у морских звезд. Выходит, человек произошел от звезды? Свет далеких планет видится человеку в форме звезды, благодаря лучевому строению тканей глаза. Космическая родословная, как голос древней правды астральных мифов, нашла отражение в гипотезе о происхождении живых организмов откуда-то из недр Вселенной. Эта же идея воплотилась и в творчестве Оскара Уайльда («Звездный мальчик»), сюжет которого аналогичен библейскому (Вифлеемская звезда, знаменующая рождение Иисуса, и дары волхвов).
«Мир представляется нам логичным, поскольку мы его сначала логицизирвоали... Не только человек адаптирован ко Вселенной, сама Вселенная адаптирована под человека».
Дж. Уиллер2
Современному языкознанию открывается поразительные глубины взаимопроникновения природы и культуры, и язык – одно из ярких его проявлений. В молекулярной биологии и семиотике был увиден изоморфизм (структурное сходство) генетического кода и языка. Они рассматриваются, как информационные системы, служащие для порождения текстов путем комбинаторики некоторых исходных элементов: в механизмах генетики – четырех химических радикалов при развертывании «химического текста» наследственности; в механизмах языка – набором фонем при порождении речи. Роман Якобсон3 высказал предположение, что сходство языка с генетическим кодом возникло в результате того, что в процессе филогенеза человек бессознательно конструировал язык по образцу генетического кода. Это копирование генетического кода в языке возможно благодаря тому, что организм неосознанно владеет информацией о своем строении, в том числе о строении своего генетического кода.
Академик А. Ляпунов4 отмечал, что такие биологические понятия, как наследственность, раздражительность и т.д. представляют собой не что иное, как конкретизацию кибернетических дефиниций – накопление и хранение информации, управляющая система, обратная связь, канал связи и др.
Переход от сферической симметрии (у низших животных) к зеркальной (у высших) пытались объяснить еще древние греки. Так в диалоге Платона «Пир» Аристофан рассказывает, что изначально перволюди были круглыми.
«...спина не отличалась от груди, рук было четыре, ног столько же, и у каждого на круглой шее два лица, совершенно одинаковых... Страшные своей силой и мощью, они питали великие замыслы и посягали даже на власть богов...
И вот Зевс и прочие боги стали совещаться, как поступить с ними... Наконец, Зевс, насилу кое-что придумав, говорит:
– Кажется, я нашел способ и сохранить людей, и положить конец их буйству, уменьшив их силу. Я разрежу каждого пополам, и тогда они, во-первых, станут слабее, во-вторых, полезнее для нас, потому что число их увеличится. И ходить они будут прямо, на двух ногах. А если они и после этого не угомонятся, рассеку их пополам снова, и они запрыгают у меня на одной ножке».
В этом мифе видится дальнейшая перспектива «деградирующей эволюции» – отрыв живых существ от земли (8 лап у пауков, 6 у насекомых, 4 у зверей, 2 у человека) и окончательное изживание симметрии.
В латышских преданиях есть такое, когда Бог замысливал человека, лишенным всякой двойственности, «чтобы он только правой дорогой ходил, правые дела совершал и правые вещи видел». Но черт добавил человеку парность (См. «Волос и Дождь»). Поэтому левая рука (нога и т.д.) считается от лукавого. Мистическая поза ирландских друидов – стоять на одной ноге, закрыв один глаз, является отголоском этих представлений. Вместе с тем, как правило, обычно лишены парности демонические персонажи – фоморы ирландских саг, древнегреческие циклопы, славянское Лихо, при встрече с которой человек лишается части своего тела.
Теория Сунилинуса предполагает, что изначально язык обладал палиндромной структурой, которая с течением времени разрушалась, и сейчас слова-перевертыши встречаются все реже в естественных языках (интересно, а в каком языке их больше?). Но пройдет еще немного времени и они окончательно исчезнут из нашего лексикона.
В этой связи следовало бы провести изыскания на обнаружение палиндромов в древних языках.
Drakard – дракон
manam, mam>man – мать>человек
sunus – сын
ded – дед/отец
Являются эти факты простым совпадением или закономерность?
Палиндром – универсальный принцип: в мире нет языков, где бы он был не возможен. По крайней мере, аполиндромная структура лингвистике не известна.
Весь мир представляется палиндромом.
Скорость убивает симметрию и красоту. Это подметил в своем эссе Русский философ Н.Ф. Федоров «О письменах».
«Ничто так наглядно не раскрывает самой сущности прогресса, этого спешного движения к новизне... как палеография, наука о старых и новых письменах, в коих запечатлелся переход от старого культа отцов к новому культу жен... Формы букв неподкупнее слов: скоропись» например, на словах говорит о прогрессе, а формы букв, как увидим, свидетельствуют о регрессе... Палеография имеет целью определять не характер лиц, а характер обществ, степень их возвышения и падения... Скоропись... – это письмо нового времени, переходящего от религиозной жизни к светской... Скоропись, урезывая буквы, как урезывают в ту же эпоху платья, как сокращаются церемонии и обряды, лишает их (буквы) величия... Чтобы понять сущность прогресса, нужно представить весь путь от живописи... до письма стенографического, в коем уже нет ничего живописного. Стенография есть мертвопись, говорящая о дрязгах живых, исполняемая человеком, обращенным в самопишущую машину»5.
Теория Сунилинуса предполагает, что все языки находятся в стадии нарушенной гармонии. Раньше все слова были палиндромами – вершиной эстетики лингвопостроения.
Сунилинус сопрягает лингвистику с такими дисциплинами, как биология, физика, алгебра и геометрия.
Как отмечал В. Налимов6, происходит геометризация гуманитарных наук. (Сравните попытку А. Фоменко7, специалиста в области топологии, применить те же методы к истории). Сунилинус – геометризация семантических представлений, пример «локальных изменений метрики семантического поля».
Язык геометрических и математических представлений универсален, в том числе и для языкознания. Фонетические законы перестают быть просто физической силой – их природа становится геометрической. Да и сама геометрия, как подчеркивал М. Калиновский, становится динамичной.
«С философской точки зрения геометризация и сведение к единому началу (физических представлений) весьма существенны. Может быть, это величайшая проблема человеческой мысли»
М. Калиновский8.
Речь идет об искривлении лингвальной материи, появлении более выпуклой асимметрии в языковом процессе (См. Проблема скорости в лингвистике).
В чем вообще причина симметрии? Физики объясняют это интереснейшее явление существованием силы тяготения.
Чаще говорят о т.н. СРТ-инвариантности, которая является основополагающим понятием квантовой механики. Согласно этой теории, все физические явления симметричны относительно следующих одновременно производимых преобразований: замены частиц на античастицы (зарядовое сопряжение С), зеркального отражения (пространственная инверсия Р) и оборачиваемости времени Т.
С симметрией связан фундаментальный в естествознании закон сохранения энергии и однородность времени (теорема Э. Нётер).
Понятие энтропии, как показатель меры равновесности системы, которая стремится к сглаживанию противоположностей с течением времени. (Так, лед, положенный в кипяток, тает, поскольку температура стремится занять среднее значение).
«Мир – это круг, центр которого везде, а окружность нигде».
Паскаль
Из этого правила вырастает однородность лингвальной материи Сунилинуса и равноправность его составных элементов (начала и конца). Пространство и время сами по себе симметричны. Нарушенная симметрия живых организмов (в том числе и человека) и языка9 – одна из загадок естествознания.
Если представить язык не изолированной, а открытой системой, тогда «мера приближения к равновесию (энтропия) будет не расти, а сокращаться. Поэтому именно энтропией можно объяснить нарастающую утрату симметрии любого естественного языка.
Можно предположить, что Сунилинус – это попытка реконструировать изначальное, симметричное (равновесное и однородное) существование лингвальной материи.
Но Сунилинус – это только частный случай самой низшей симметрии «семантического вакуума». Также примитивно выглядит двумерное пространство по сравнению с полимерным. Текст, состоящий из знаков и заполняющий некий объем, звучит одинаково вне зависимости от того, по какой из n осей идет считывание информации. Наглядный пример трехмерного палиндрома – «семантический куб». В идеале текст, записанный на пленку, должен звучать одинаково вне зависимости от направления прокрутки.
Сунилинус представляет собой механизм образование палиндромов на словесном уровне (слова разбиваются не на слоги, а на стромы-слои; на ум приходит слоящиеся пространства в топологии). На этом принципе базируется грамматика Сунилинуса. Палиндром в пределах предложения подразумевал бы дублирование некоторых частей речи. Например, можно предположить, что центральную позицию в палиндромном предложении займет глагол, а остальные части речи, будут объединять в себе функции существительного, прилагательного и наречия. Дальнейшее гипотетическое распространение палиндромного механизма упирается в еще большие проблемы: в абзаце должно быть одно центральное предложение, вокруг которого группируются другие четные части. Причем эти части должны обладать взаимозаменяемостью.
Однако даже палиндром с включением четвертого измерения (времени t) пока выходит за рамки обыденного понимания. Здесь уже лингвистика сталкивается с теорией дифференциального исчисления, алгеброй, топологией. Пользуясь геометрическими терминами можно сказать, что структура языка может принимать весьма причудливые формы, аналогичные односторонней поверхности петли Мёбиуса или бутылки Клейна.
Если говорить о практической ценности Сунилинуса, то требуется проверки теории о том, что палиндромные тексты обладают особой силой, благодаря информационной устойчивости.
Таже самое можно сказать и о мнемоническом факторе, – дескать, палиндромные слова легче запоминаются. Более того, если идти далее в этих рассуждениях, то, выходит, палиндромы – это наиболее действенные и результативные команды. Использование палиндромов в нейро-лингвистическом программировании. Кроме того, возможно, палиндромы обладают неким терапевтическим эффектом.
Использование Сунилинуса перспективно при передаче информации, которая подвергается сильным искажениям или помехам.
1 Оборотничество // Мифы народов мира, т. 2, М, 1994; Неклюдов С.Ю., О кривом оборотне // Проблемы славянской этнографии, Л., 1979;
2 Wheeler J.A., On Recognizing “law without law”. Americal Journal of Physics, 51 (5), 1983; его же, World as System Self-Synthesized by Quantum Networking. In: E. Agazzi (ed.). Probability in the Science. Dordrecht etc.: Kluwer Academic Publishers.
3 Гамкрелидзе Т.В., Р.О. Якобсон и проблема изоморфизма между генетическим кодом и семиотическими системами // Вопросы языкознания, 1988, №3.
4 Ляпунов А.А., Об управляющих системах живой природы и общем понимании жизненных процессов, М., 1962.
5 Федоров Н., О письменах // Родина, 1992, №8-9.
6 Налимов В., В поисках иных смыслов, М., 1993; его же, Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности, М., 1989; его же, Вероятностная модель языка, М., 1979;
Любищев А.А., Проблемы формы, систематики и эволюции организмов, М., 1982.
7 Фоменко А.,
8 Kalinowski N.W., The Program of Geometrization of Physics: Some Philosophical Remarks. Synthese. An International J. for Epistemology, Methodology and Philosophy of Science, V. 77, №9, 1988.
9 Симметрия не свойственна естественным языкам. Асимметрия в языкознании – это (несоразмерность, беспорядочность) отступление от упорядоченности, регулярности, единообразия в строении и функционировании языковых единиц. Асимметрия языка является лингвистической универсалией. Например, в русском языке глаголы совершенного вида имеют два времени, а несовершенного – три. Флексия -ю («делаю») выражает одновременно лицо, число и время.
Смотрите также
Письменность в свете научных теорий
Обновлен словарь на языке Alpte
Научно-технические термины на Арахау
Прощание с индоевропейскими богами
Для Арахау разработана специальная (вокалическая) система письма
Описание палиндромного языка Сунилинус