Все алфавиты | На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта

Нумерология. Начала прогнозиса

Толкование простых чисел

«Познавший число познает мир»

(Пифагор) 

 

В стародавние времена возникла наука о числе, как о первичном элементе мироздания. Число воспринималось не просто как застывшая форма, а как нечто большее. Числу приписывались магические свойства. Основоположником нумерологии считается Пифагор из Самоса – мистик и философ, знакомый с тайными учениями халдейских и египетских жрецов. Пифагор создал эзотерическое учение, соединяющее вместе число, музыку и философию. Пифагор учил, что число вполне материально: «Все вещи – суть числа», «числа управляют миром». Именно с Пифагором связаны такие понятия, как: теория чисел, таблица умножения Пифагора, теорема Пифагора, фигурные числа, золотое сечение и т.д.

Прежде, чем перейти к непосредственному толкованию чисел, необходимо сделать некоторое отступление.

Все числа делятся на две группы: нечетные (мужские, светлые, активные) и четные (женские, светлые, пассивные). Все нечетные числа условно считают счастливыми, а четные – несчастливыми и относящимися к загробному миру. Так, например, обычай дарить нечетное число цветов – отголосок пифагорейского учения.

В нечетных числах единица центрирует четное, т.е. малое, но сильное, скрепляет большое, но податливое. Например :·: 5, ·:·:· – 7. Однако такая конструкция нечетных чисел делает их опасными, склонными к переменам и крайне неустойчивыми. С другой стороны, нечетные числа – это расположение иерархического.

Четные числа – это расположение симметричного :: 4, ::: 6. На первый взгляд четные числа выглядят незыблемыми и лишенными свойств изменяться. Однако, две симметричные части четного числа слабо скреплены (противоположности сходятся, однообразности отталкиваются). Поэтому все четные числа напоминают бомбу, взрыв которой неизбежен.

Четное число можно перевести в разряд нечетных путем добавления единицы. Нечетное число можно перевести в разряд нечетных путем увеличения его в два раза. Система чисел представляет собой взаимодействие двух противоположных стихий – неповоротливой мощи и подвижного средоточия. «Человек, появляясь на свет, мягок и податлив, а когда умирает – негибок и тверд... То, что идет вниз – это твердое и крепкое, то что растет вверх – это твердое и крепкое, то что растет вверх – это мягкое и податливое». (Лао-Цзы)

Необходимо остановиться также на математической стороне пифагорейского учения о числе. Число здесь представлялось в виде некоего количества точек, из которых образовывались фигуры. Так возникли фигурные числа:

а. линейные числа – числа делящиеся на 1

. 1 . . 2 . . . 3 . . . . 4

б. плоские числа – произведения двух чисел: :: 4, ::: 6.

в. телесные (объемные числа), – как правило, произведения трех чисел: 8

г. квадратные числа:

::  4,  . . .  
. . . 9
. . .  

д. треугольные числа: .·. 3, .·:·. 6, 10=1+2+3+4

е. пятиугольные числа: 5 «, À, 9...

Перейдем теперь непосредственно к толкованию чисел. Предварительно отметим, что это толкование будет находиться по трем направлениям:
а) по графической форме числа (напомним, что она берет начало в Индии и затем попала в Европу в обработанном арабами виде. Поэтому современные числа называются арабскими. Ранее для обозначения чисел использовались буквы алфавитов);
б) по фигурным числам (т.е. число представляется в виде фигуры, составленной из точек);

в) по вызываемым ассоциациям (т.е. число рассматривается как метафора, эпитет, иносказание в мифологии и религии.)

 

0 – ноль (дыра) – тесные врата, из которых вышел род человеческий. Ноль (nullus) буквально «никакой». Обозначает отсутствие числа. По сути, ноль – этот мнимая единица, теоретическое число, выражающее скрытое присутствие, потенциальную энергию. Ноль несколько близок к понятию «бесконечно малое». Ноль как абстрактное понятие и неопределенность подобен бесконечности (∞). В математике некоторые операции, проделываемые с нулем, вызывают удивление. Так, например, прибавление (вычитание) нуля к любому числу никак не меняет это число:

а+0=0+а=0 (Числа Кэли)

Произведение же любого числа на ноль дает ноль:
а·0=0·а=0

Делить на ноль нельзя, т.к. если принять, что 0≈бесконечно малое, то а:0=∞ (∞·0=а).

При делении самого нуля на любое число получается все тот же нуль:

0:а=0 (0:0=а)

Нет такого числа в математике (если не считать числом ∞), которое имело бы такие различные свойства, как ноль. Графическая схема нуля – круг. Это не что иное, как «инь, иони» – женский символ. Ноль – это поглощающая бездна, первичный хаос (по-гречески значит «зев»), ленивый зев Вселенной. В этом числе сокрыта глубина. «Тридцать спиц в колесе сходятся к втулке, середина которой пуста». (Лао-Цзы). Без пустоты не существует ни одной полезной вещи. Сосуд без отверстия, дом без внутреннего пространства – вещи бесполезные. Поэтому пустота – есть главное условие существования. Ноль – это пустая середина, пуп Земли. При произведении любое число будет поглощено нулем. Ноль – это безысходность, замкнутая линия, не имеющая ни начала, ни конца; это масляное пятно. Имеющее четких границ; колодец, убивающий всякого, кто в него смотрится.

Открылась бездна, звезд полна
Звездам числа нет, бездне – дна

(М. Ломоносов)

Все стихотворения Ф. Тютчева буквально пронизаны хаологической сутью отчаяние и безнадежности: «И бездна нам обнажена С своими страхами и мглами, и нет преград меж ей и нами – вот отчего нам ночь страшна», или «Все – безразличны, как стихия, – Сольются с бездной роковой!..»

Интересно, что китайская «книга перемен» содержит гексаграмму под названием колодец ¦|¦||¦ (иероглиф#) «Меняют города, но не меняют колодец. Ничего не утратишь, но ничего и не приобретешь. Уйдешь и придешь, но колодец останется колодцем. Если почти достигнешь воды, но не хватит веревки, и если разобьешь бадью, – несчастье!» Ноль – это и есть колодец, наполнение которого (по Лао-Цзы) приносит доход, а опустошение – пользу. Ноль выражает появление скрытых сил, но эти силы становятся явными лишь при взаимодействии с другими числами. Например, ноль, поставленный перед единицей, не изменит ситуацию, зато если ноль поставить за единицей, то единица увеличится в 10 раз:

...001, 01, 1, 10, 100, 1000...

В магии круг( символ нуля) является охранительной силой. Вспомним хотя бы Хому из «Вия» Гоголя, который очерчивая круг, становится невидимым. Или вспомним сюжет об умиротворении упыря, когда его могила очерчивается кругом и в середину вбивается осиновый кол. «Неведомая праматерь – это врата. Она является корнем Неба и Земли, тянется непрерывно, словно живая нить». (Лао-Цзы).

1 (копье) первое проявленное число, абсолютная и неделимая единичность; «геометрический атом» или первооснова всех чисел. Причем, в отличие от нуля, мужская первооснова, олицетворяющая агрессивность и творчество. Графическая форма числа – это копье воина, стрела времени, фаллос, жало пчелы. Единица – это малое, разрывающее стесняющие движения напластования. Единица – это борьба, война и даже смерть. Прямота и нелинейность единицы позволяет судить о ней как о правде, но о правде жестокой, правде без корней, влекущим нас к недостижимым высотам. Самый короткий путь прям, но этот путь – путь к смерти. Единица обладает самой большой энергией, чем все числа вместе взятые, но сама единица мала и почти незаметна. Как писал Маяковский, «единица – вздор, единица – ноль». Действительно, соотношение единицы и нуля по величине невелико, но единица и ноль в корне противоположны по сути. Единица почти так же мала, как ноль, но единица – это сверхплотность, ноль же – разуплотнение. Единица и ноль – это камень, летящий в пропасть, это – дух и материя ʘ, проникающие друг в друга. «И свет во тьме светит, но тьма не объяла его». (Книга Бытия). Ноль – это колесо, единица же – ось, на которой держится это колесо. И «0», и «1» выражают одинаковые явления. Например, «колесо времени», «стрела времени». Однако, если в первом случае время представляется замкнутым и повторяющимся, то во втором случае время безоглядно бежит вперед. «Когда изменчивость мы замечаем, то даже целый мир не длится и мгновенье; когда мы замечаем неизменность, то нет конца ни нам, ни миру». (Су-Ши). 1 соответствует всякому начинанию; первой букве алфавита «А»; высшему эгоизму («аз» и «я»).

Единица как единственность и уникальность ценнее всех других чисел. Как говорится, «мал золотник, да дорог». Единица как однозначность и конкретность больше абстрактной бесконечности. 1>; =0 (бесконечно малое и бесконечно большое одинаковы, т.к. оба бесконечны). Единица – первопричина всех причин. Все можно вывести из единицы («Все во мне и я во всем». Ф. Тютчев). Единица – это великое в малом. Копье шамана. Душа на конце иглы.

Пифагорейцы отождествляли единицу с Зевсом, Эротом-Фанетом, лебедем, орлом, тельцом, яйцом, светом, любовью и рождением, а также с дубом, ладаном, можжевельником, адонисом, анемоном, беленой, ландышем, льном, лилией, кассией. Монада – изначальное тождество вещей самих себе и их постоянство, одна из мировых порождающих сил. Это – трон Зевса и космический очаг. Монадическая часть души – это мужская ее половина.

В еврейской Каббале 1 – это кетер (венец), Дух живого Бога, Особое лицо, Вечный бог (Ветхий деньми).

В тантризме 1 – охватывание Вселенной (божество Садйоджата).

У индейцев майя единица считалась благоприятным числом. В их представлениях 1 – это богиня земли с цветами в длинных волосах; Первоотец – первопричина всего на Земле.

2 (птица) – число, соединившее в себе две крайности как день и ночь, жизнь и смерть, альфа и омега, начало и конец. Число противостояния двух антагонистических сил природы.

Все дышит жизнию двойной:
Два солнца отражают воды
Два сердца бьют в груди природы –
И кровь ключом двойным течет
По жилам Божия творенья,
И мир удвоенный живет –
В едином миге два мгновенья.
И с сердцем грудь полуразбитым
Дышала вдвое у меня, –
И двум очам полузакрытым
Тяжел был свет двойного дня.
(С. Шевырев, «Сон»)

Два – это также симметрия и гармония, равновесие и справедливость (вспомним весы правосудия). Но, вместе с тем, два как число нечетное, может обозначать и лживость, неопределенность, и даже дьявола, т.к. у него тоже два рога. В целом же два – это число внутреннего развития и изменения и внешнего спокойствия. Два – число душевной тревоги, душевной боли. В пифагореизме два (._.) это прямая линия, уходящая в бесконечную даль, вечная дорога скитаний. В даосизме существует похожий термин – «дао» [, по сути имеющий значение увлекающего за собой истечения, не имеющего истока («Дао, имеющее исток, не есть извечное дао». Лао-Цзы). В отличие от 1, два не линейно, неоднозначно и не воинственно. Два – это динамичное спокойствие. Число два отождествляется с луной т.к. у Луны два рога.

«Вот как меняется Луна, то полная, то на ущербе, но и она, в конце концов, не может ни погибнуть, ни меру перейти». (Су-Ши). (Сравните с описанием числа 5).

Графическая форма числа два напоминает лебедя, севшего на водную гладь. «Лебедь принадлежит к птицам света, но живет в воде [темная категория]. Когда он находится на воде, то он считает для себя успокоением добраться до суши. Когда же он находится на суше, то он считает для себя радостью добраться до воды», (Су Сюнь). В индуизме «Лебедь в вечности» кала-ханса роняет в хаос первичное яйцо, из которого выходит Добро и Зло. Это еще раз говорит о том, что в природе все двойственно, амбивалентно. «Духи сражаются в тайном. Это добро и зло стоят рядом». (Ян Сюн, «Книга великой тайны»). Нужно помнить, что лебедь (от слова «обида», «ябеда») – это не только красота, но и смерть и нужно следить за тем, чтобы ни одна из этих крайностей не главенствовала.

Пифагорейцы считали двойку связанной с Герой, кукушкой, телицей, светом, любовью и рождением, а также с яблоней, айвой, грушей, вереском, беленой, ландышем, льном и лилией. Считалось, что диадической частью души, женской ее половиной, наделены все титаниды, океаниды и богини.

В Каббале 2 – хокма (мудрость); эфир (воздух), исходящий от Духа.

В тантризме 2 – предохранение (бог Вамадева).

У индейцев майя 2 – бог жертвоприношений с протянутой рукой; отражение в соединенных зеркалах; близнецы-герои, затеявшие смертельную игру в мяч.

3 (змея, близнецы, ссора) – число божественной троицы (и в христианстве, и в индуизме...) Символизирует треугольник .·. (три драгоценных камня, три брата, три временные формы: прошлое, настоящее, будущее). Три – это неустойчивость, когда вершина (третья точка) не определилась между двумя крайностями. Три – это тайна, нечто третье: ни да, ни нет; ни черное, ни белое. Это молчаливая неопределенность, сдавленная между мирами. Три – это печаль, печаль вдохновенная и светлая. Три – это гора, вулкан, огонь, первичная фигура треугольник. У Гегеля мир развивается посредством триады. Всякий процесс проходит три ступени: тезис, антитезис, синтез. Поэтому три – это соединение двух непримиримых фигур – окружности и прямой и рождение совершенно новой фигуры – спирали (греч. σπέιρα «витое»). Графическая форма числа три напоминает змею, вьющуюся кольцами либо извивающееся тело дракона. Змея – сакральная мудрость и бессмертие, но также и затаенное коварство и лицемерие. Три – самое главное из священных чисел, это нечто новое и не проявленное, подобное третьему глазу («Зри в три»). Тройка способствует переходу через границу реального мира, пробуждению скрытых способностей, «позволяет слышать неслышимое, видеть невидимое» (Лао-Цзы).

Пифагорейцы отождествляли тройку с Марсом, Аресом, титаном Крием, Гераклом, титанидами Астреем, Персеем, вепрем, бараном, а также терном, тополем, дикой маслиной, красной лилией, пионом, горицветом, анемоном, шпажником и крапивой. Троица – первое порождение двоицы, начинающее уходящий в бесконечность ряд чисел, символизирующий недостаток и ущербность двух противных сил. Она же – первое нечетное число, не делимое на 2. как говорил Пифагор, целое (to pan) и все вещи (ta panta) определены тремя составляющими: начало, середина и конец, они содержат число целого, и при этом – троицу. Триада – воздушный, небесный знак. Она – основа трех времен года: роста, цветения и плодоношения (три оры: Ауксо, Талло и Карпо). Троица – учебный тривиум (грамматика, риторика, поэтика). Она – символ триады верховных богов Олимпа (Зевса, Аида, Посейдона), трех дорог Гекаты и трагического треугольника (Гефест, Арес, Афродита). Троица – символ праведного гнева и негодования, а также скаредности и скупости.

Подобно змею извивается река, словно лабиринт царя Соломона, то приближаясь к цели, то удаляясь от нее. Триединство положило печать на многие конструкции человеческой мысли: троичен мир (подземный, земной, небесный), троично время (прошлое, настоящее, будущее). Троично все, что имеет тайну. О чем молчит «Троица» Рублева? Асимметрия числа 3 спорит с гармонией, а повседневное с тайным. Возможно ли нечто новое (третье) в этом мире, способное встать над схваткой двух антиномий, по ту сторону Добра и Зла? И не является ли это «нечто третье лишним (Третий – лишний). Так ли уж реальны явления и вещи, пытающиеся встать меж двух огней? Взять хотя бы теорию «третьей силы», «третьего пути», стран третьего мира». А «третьего не дано»? «Три рождает тьму вещей» (Лао-Цзы). «3» – незавершенность кватернарной структуры. «3» – это человек «се аз червь, а не человек». (Библия).

В Каббале 3 – бина (ум); вода, проистекающая из эфира.

В тантризме 3 – поглощение и растворение (божество Агхора).

В представлениях майя 3 – бог ветра; число трех камней, на которых покоится Очаг вселенной; удар отскакивающего мяча.

4 (топор) – символизирует устойчивость и прочность. Его надежность представлена квадратом. ::  «Четырехугольник – это образ молчаливо недвижимого. Круг – это образ разливающегося и живодействующего. Четырехугольник – это изображение формы. Круг – это изображение содержания. Космос -этот только материя и дух. Небесный путь – абсолютно-истинный и неощутимый» (Кумадзава).

Число четыре спорит с нулем, как спорит материя и дух, форма и содержание, земля и небо, плоское и глубинное. Четыре – это поверхность земли, сама земля, мудрая, дикая и примитивная. Но квадрат может перейти в круг, земля слиться с небом. «Великий квадрат не имеет углов». (Лао-Цзы). Четыре – это женщина-хозяйка. Крепкая умом и силой, но не изощренная в хитрости. Четыре – последнее число из простых священных. Оно также является последней плоской фигурой в ряду превращений и открывает дорогу фигурам сложным (в том числе и телесным). Число четыре олицетворяет объемную фигуру пирамиды (тетраэдра), который имеет самый экономичный объем. Форму тетраэдра имеют сооружения Египта, Древней Мексики и Перу. Число четыре раскрывает понятие «трех измерений пространства» (длина, ширина, высота) и намекает на существование четвертого измерения (времени). «Когда математик слышит о четырехмерном, его охватывает мистическое чувство, подобное чувству возбужденного театральными привидениями». (А. Эйнштейн). Однако четырехмерность мира означает лишь то, что мир физических явлений «складывается из отдельных событий, каждое из которых описывается четырьмя числами» (А.Эйнштейн). Четыре числа играли у пифагорейцев важную роль. 1, 2, 3, 4 образовывали так называемый тетрактис, в котором видели «источник и корни вечно цветущей природы». Все объекты природы мыслились пифагорейцами состоящими из четверок (тетрактисов): четверка геометрических элементов (точка, линия, поверхность, тело), четверка физических элементов (земля, вода, огонь, воздух). Продолжением пифагорейства было учение Платона о четырех стихиях – основных компонентах мира и их атомах – платоновых телах. Платоновы тела имели форму правильных многогранников и их было 4: тетраэдр (атом огня), октаэдр (атом воздуха), икосаэдр (атом воды) и гекасаэдр (атом земли). Учение о четырех стихиях перешло в средневековую философию. Так появились подземные карлики гномы (кобольды), речные русалки (ундины), воздушные жители сильфы (эльфы), огненные ящерицы (саламандры). «Четыре качества» были известны и китайской философии как систематическое развитие творческого акта: толчок, проницание, оформление, стойкость. Четыре – это число времен года (весна, лето, осень, зима), число четырех дорог, перекрестка, распутья. Это число выбора, иногда мученического. Вспомним хотя бы Христа, распятого на кресте. Само понятие крест отождествляется с судьбой, непреодолимым роком. «Четыре» – это четыре стороны света («четыре четверти» – именно так переводится название страны инков Тауантинсуйю). Четыре – это не только крест, но и дом о четырех углах и даже сам человек о четырех конечностях.

Пифагорейцы отождествляли четверку с Меркурием-Стильбоном, Артемидой-охотницей, Мнемосиной и всеми 9-ю музами, мышами, кошкой, созвездием Рака, а также миндалем, грецким орехом, шиповником, желтой розой, валерианой, крокусом.Священной число Мнемосины – первый квадрат и первое объемное тело – пирамида. первые четыре числа в сумме дают десятку (1+2+3+4=10). Эти числа основа гармонии и систем музыкальных интервалов – 2:1 (октава), 3:2 (квинта), 4:3 (кварта). Тетрактида – праобраз четырех стихий, четырех сторон света и возрастов человеческих, учебного квадривиума (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Тетрактида – символ Аполлона и божественного числа (arithmos). это число – воплощение гордости и страха божиего.Космос или большая тетрактида – величайшая клятва пифагорейцев – является суммой четырех первых четных и нечетных чисел (1+3+5+7)+(2+4+6+8)=36. Однородность четверки делает ее аллегорией справедливости.

Основополагающим звеном каббалы является тетраграмматон – имя древнееврейского бога Яхве, записанное четырьмя буквами יהוה (jhwh).

Представление о четырех числах (1, 2, 3, 4) как о первозданных элементах космической гармонии явило образ повозки, запряженной лебедями. Так «0» – это колеса повозки, 1 – ось, скрепляющая колеса повозки, 2 – гигантская птица, влекущая за собой повозку, 3 – змеевидные поводья (или сам человек) управляющие птицей, 4 – сама повозка. Из этого примера видно, что основными фигурами этого архетипа являются повозка и птица. Повозка (число 4) символизирует материю как податливую и тяжеловесную часть мира. Птица (живое число 2) – неугомонный и трепетный дух. Число 2 является основным двигателем представленной выше конструкции.

Графический символ 4 – это топор (жертвоприношений), 0 – яйцо, 1 – сила, 2 – утка, 3 – змея (заяц), 4 – сундук Кощея, ящик Пандоры, флаг над башней, (победа).

В Каббале 4 – хесед (милость); гедула (великодушие); огонь, восставший из вод; Длинное лицо (отец "аба").

В тантризме 4 – сокрытие и прятание мира (бог Татпуруша). Числа, основанные на 4 (4, 8, 16) считались у этрусков священными.

У индейцев майя 4 – остроносый бог Солнца; дом, увешанный зеркалами.

В скандинавских сагах четверка – это «череда».

5 (луна) – символ риска, счастья и непредсказуемости отождествляется с господином Случаем. «И опыт – сын ошибок трудных, и гений – парадоксов друг, и случай – бог-изобретатель» (А. Пушкин). Отсутствие устойчивости в числе пять выводится из его нечетности, так и из его строения :·: Такому расположению точек соответствует китайская триграмма ¦|¦, обозначающая погружение в воду и имеет опасные свойства.

2

5

Графический символ пяти – это перевернутая двойка и означает отражение лебедя в воде. Метафорично можно сказать об отражении луны в реке (Луна и лебедь, или утка, обычно отождествляются). Поэтому пять – это иллюзорность мира, ведь на самом деле Луны в реке нет. Пять – это ощущение экстаза, игры фантастических образов. «Луна в реке» и «отражение человека в зеркале» – распространенный мотив в легендах и философских притчах.

Говорят, что Будда влюбился в свое отражение, но после не мог решить, кто существует на самом деле, кто реальнее – он, или его отражение? (Вспомним китайского даоса Чжуан – Цзы, который во сне увидел бабочку и не мог решить, кто он: Чжуан-Цзы, которому снится, что он бабочка, или бабочка, которой снится что она Чжуан-Цзы). Число пять – это второе «я», вторая реальность, принимаемая за потусторонность. Пять каким-то образом связано с зеркалом и со сном. «Можно спрятать лодку в реке и холм в озере, и думать, что они надежно укрыты, но в полночь силач унесет их на спине». (Чжуан-Цзы).

«Луна – мать природы, госпожа всех стихий, изначальное порождение времен, высшая из божеств, владычица душ усопших, первая среди небожителей, единый образ всех богов и богинь, мановению которой подвластны небес лазурный свод, моря целительные дуновения, преисподней плачевное безмолвье». («Золотой осел», Апулей).

Геометрический символ числа 5 – это знаменитая пентаграмма «(пентальфа) – первая сложная фигура на плоскости из класса звезд. У пифагорейцев она считалась их эмблемой и почиталась более других фигур. Возможно из-за того, что пентаграмма содержит все пропорции, известные пифагорейцам: арифметическую, геометрическую, гармоническую и золотую. Кроме того, звездчатый пятиугольник является проекцией человеческого тела. Рука человека имеет именно 5 пальцев I (Этот символ изображен на гербе Абхазии и является сакральным знаком исмаилитов). Морская звезда, цветы яблони, незабудки в своей структуре обнаруживают пентаграмму. Число 5 связано с живой природой и противопоставляется кристаллическим решеткам (снежинка с шестью лучами T) неживой природы. В учении Платона о четырех стихиях есть такой термин – квинтэссенция (пятая сущность). У средневековых алхимиков квинтэссенция – тончайший элемент, составляющий сущность всех вещей. Атомам пятой сущности Платон придавал форму додекаэдра.

Пифагорейцы отождествляли пятерку с Юпитером, обезьяной, голубем, Девкалионом и титаном Иапетом, а также кленом, рябиной, ревнем, сельдереем, тысячелистником. священное число Иапета порождено первым четом и нечетом (2+3=5), само рождает декаду (5+5=10). Пятерка – одна из сторон эпитрита (3, 4, 5) и одна из частей золотого сечения (3, 5, 8). Божественная пропорция золотого сечения возникает в пятиугольных формах симметрии – пентагоне, пятиконечной звезде, пятилепестковом цветке, которые были некогда выбраны символом тайного пифагорейского союза. Также как и логарифмическая спираль, дающая самое загадочное иррациональное число, отражали, согласно учению пифагора, глубинные сокровенные соответствия, лежащие в основе развития и развертывания Вселенной, эволюции космоса. пятерка – символика «священного брака»., духовной лени и уравновешенности.

Если рассмотреть число 5 как сумму «двух» и «трех» (птица и змея), то возникнет устойчивый образ: орел, треплющий змею (число 23) и голубь в объятиях змея (число 32). В числе 5 соединяются змея и птица как символы земли и неба, материи и духа. Вспомним извечную борьбу Нага и Гаруды в индийском эпосе, Жар-птицы и Змиулана (Усыни и Горыня) в русском. «Чистой голубке привольно в пламенных кольцах могучего змея», (В.Соловьев). Пять – это середина, сердце, неустойчивое равновесие, светлое помутнение разума. «Будьте мудры, как змеи, и безгрешны, как голуби», (Библия). Пять материков. Аристотель считал луну зеркалом. 5=2+3 (сизигия, супружеское число по Пифогору). В представлении гностиков Абраксас – существо с головой птицы и конечностями змеи – символизирует целокупную мудрость Бога, в которую интегрировано Добро и Зло. Соединение двух крайностей (небесной и земной) символизирует Дракон и Пернатый Змей Мезоамерики (Кукулькан, Кетцалькоатль). Этот архетип первобытной философии находит отражение и в протосоветской поэзии М. Горького («Песня о соколе»).

В тантризме 5 – дарение радости и наград (божество Ишана). Из пяти элементов состоит тантрическое сваямбху (соёмбо). В индуизме Шива иногда аллегорически представлялся пятиугольником или пентаграммой.

У майя 5 – это стареющий бог конца года; точка фокусирующая отражение четырех зеркал; центр и власть.

В скандинавских сагах пятерка – это «приятели».

6 (водоворот, петля) – идеальное, хитрое число (это сумма трех первых чисел 1+2+3 и факториал от трех 3!=6); единственный из элементарных чисел, которое делится как на четное («2»), так и на нечетное («3»). Число имеет двоякую природу: светлую и темную. Структура числа «6» :::, .·:·. соответствует китайской триграмме ¦¦¦ (исполнение, самоотдача, земля). Шесть – это древняя мудрость. Оно состоит из двух половин, каждая из которых является нечетной (светлой), но составленные вместе они образуют четное число (темную силу). «Два минуса дают плюс». Поэтому шесть можно считать числом чудесных превращений и роковых метаморфоз. «Шесть», в отличие от «четырех», более подвижно, более гибко, более изощренно.

Пифагорейцы отождествляли шестерку с Афродитой Уранией, дриадой Мелией, Ио-Исидой, Венерой, телицей, горлицей, воробьем, медным купоросом, а также с ясенем, вереском, жасмином, ильмом, розмарином, красной розой и васильком. Священное число титаниды Тетии ("тетушки"), праматери всех блудниц – первое число, которое приобщается ко всей числовой природе, ибо оно порождено произведением или суммой числового принципа (монады), первого четного (диады) и первого нечетного (триады) чисел (1+2=3=1∙2∙3=6). Как его не дели, потенция отнятых и остающихся будут одинакова (6:1=2∙3; 6:2=1∙3; 6:3=1∙2). Это число совершенное, так как оно получается при любых комбинациях. Произведение двух шестерок дает большую тетрактиду (6∙6=36). Гексанкида является водным знаком

Шесть – это воплощение хтонических чудовищ, появляющихся будто бы из ничего, подобно Зверю из бездны. Три шестерки составляют знаменитое число Зверя» 666 из Апокалипсиса. В этом случае 6 является испытанием, карой небесной. Шесть крыльев имеет грозный ангел Серафим, что в переводе с др. еврейского означает «сжигающий». Вспомним у Пушкина «И шестикрылый Серафим на перепутье мне явился». Также хорошо известна шестиконечная звезда, состоящая из двух треугольников. Это, так называемая звезда Давида Y (могендовид), иногда эту фигуру называют «печатью Соломона». Звезда Давида означает соединение двух противоположных начал: мужского и женского, а фигура в целом обозначает плодородие. В русском языке число «6» имеет оттенок предательства и измены (например, «шестой», «шестерка», «шестерить»). Кроме всего прочего с этим числом связывают и «коммунистическую империю зла» (1/6 часть суши – СССР), вспомним приснопамятную шестую статью советской Конституции о монополии КПСС, шестой съезд РСДРП (б) (принял решение о вооруженном восстании 1917 г.) и т.д. Здесь «шесть» выступает как символ рока. Графически символ шести напоминает стягивающуюся спираль, знаменуя угасание. Шесть – это водоворот, глаз тайфуна, в самом центре которого довлеет тишина и покой. Мир кажется неподвижным, но в душе царит гнетущая настороженность, ибо за пределом видимости бушует ураган. Если представить 6 как 3+3,  то получатся две змеи, обхватывающие друг друга. В шаманизме есть понятие о «шести суставах» человека. За шесть дней Бог сотворил мир.

Шестерка, как фальшивая подмена 5 или 7 (шесть небес и шесть земных миров в космогонии айнов), обыгрывается в творчестве; вспомним хотя бы пародию на фильм Л. Бессона «Пятый элемент», который назывался «Шестой элемент» (режиссер алан Голдштейн). Это – не простая выдумка: в зороастризме существовало представление не о пяти, а о шести первичных элементов (после огня, воды, дерева, металла, воздуха эту вереницу замыкала шестая стихия – шерсть). Есть предположение, что именно из этой, более древней натурфилософской концепции, основанной на шестерке, исходили китайские составители гексаграмм.

В Каббале 6 – тиферет (великолепие); глубина – Столб середины; Новое лицо (сын).

Шестерка в нумерологии майя считалась крайне не благоприятным числом, равно как и ее составляющие 2 и 3. Шестерка в их нумерологии – это бог шторма; последняя сторона куба, число пола в священной комнате, игровая поверхность. Шестиступенчатое место – это там, где приносятся жертвы после игры в мяч; 6 – направление вниз, в преисподнюю, в Шибальбу, это – вид с зеркала на потолок.

7 (ключ)  Ñ – психологическое число, число темных лабиринтов подсознания. Нет такого числа, которое не встречалось бы столь часто. Например в Библии оно встречается более чем 140 раз. Семь – ключевое слово мифического повествования и мифологизированного сознания. Семь часто встречается в волшебных сказках, пословицах и поговорках. Например, 7 гномов, 7 богатырей, 7 хлебов, «Семь бед – один ответ», «Семь пятниц на неделе», «Семеро ворот и все в огород»... Число 7 встречается и в повседневной жизни: 7 дней (неделя), семь нот, семь видимых светил (Солнце, Луна, Венера, Марс, Меркурий, Юпитер, Сатурн), семь цветов радуги, семидневные фазы Луны. Пифагорейцы отождествляли семерку с Сатурном, кентаврами Хироном и Кротосом, силенами и сатирами и созвездием Стрельца, а также сосной, дереном, бузиной, калиной, сиренью, тростником и хвощем. Считалось, что семерка не имеет одного и того же родителя (1+1=2; 2+2=4; 3+3=6; 4+4=8; 5+5=10) и не порождает других простых чисел. Она – символ надлежащего момента (рождения, зрелости и завершения).

Семь – число порядка Солнца в Космосе, символ титанов Крона и Реи и их детей (Зевс, Посейдон, Аид, Гера, Гестия, Деметра и Пан).

Число 7 иногда отождествляется с мировым древом о семи ветвях или с семисвечником в иудаизме. Семь – число божественное, приносящее счастье и открывающее тайны. Человеческий разум стремится обобщить некоторое множество вещей именно к семи, поэтому семь можно назвать «инструментом познания», «великим пределом», «психофизической константой». Семь как сумма 3 и 4 представляется как совокупность движения и покоя (динамики и статики). Семь – это «змей в земляной норе».

В нумерологии бамбара 7 – это символ человека (3 – мужское начало, а 4 – женское). Сравните обряд, распространенный у многих африканских племен: женская часть души устраняется обрезанием, а мужская душа женщины – эксцизией. Удвоенная семерка (14) – священное число догонов (7 миров вверху, 7 – внизу).

Строение числа 7 ::: соответствует китайской триграмме ||| (творчество, крепость, небо), т.е. семь в корне противоположно шести. Графический символ семерки напоминает либо ключ, либо косу. Ключ как символ этого числа истолковать не трудно. Семь, как говорилось уже выше, является основополагающим элементом не только числового ряда, но и мироздания. Семь – это ключ к замку, ключ к тайнам бытия. Другой символ числа семь – коса. Он гораздо сложнее и, как кажется, полнее раскрывает глубинный смысл «семи». Семь – это не только отмыкание вселенной, но это и беспощадная коса времени. Здесь число семь предстает обратной стороной Луны, обнажая атрибут смерти. В этом «звоне косы» как бы слышится слабый намек: «Memento mori» (помни о смерти). «Пусти серп твой и пожни потому, что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела» (Откр. 14:15). «Жатва есть кончина века, а жнецы суть ангелы», (Матф. 13:39). Выше говорилось, что 7 – это предел, предел божественной тайны. Семь – это по – сути число жатвы, когда созрели колосья и дальнейшее развитие возможно лишь через увядание. Семь – это золотой век, это солнце в зените, но когда коса уже наготове. Семиконечная звезда весьма сложного построения и столь же сложного обоснования. «7» совпадает с веком сим.

Ключ от небесных врат в христианстве ассоциируется со св. апостолом Петром. Сама же мифологема ключа восходит к истории о Персефоне, хранительнице ключа от царства мертвых – Аида.

В Каббале 7 – нецах (торжество); восток (движение вперед).

У майя 7 – бог старых эпох: «Некоторые вещи меняются, но только не то, что было. Приветствуйте старого друга. Середина 13 – точка на полпути. Число игроков в мяч в каждой из двух команд. Четыре стороны света плюс верх, низ и середина».

В скандинавских сагах семерка – «семья».

8 (рыба, бабочка) – число игры, табличное число, число материального успеха, совершенной надежности. Число восемь иногда подменяет магическое число семь. Восемь богов участвовало у древних египтян в сотворении мира, на 8 частей делит енисейский шаман сваренную белку-летягу (семь съедает, а восьмую часть выбрасывает), 8 ветвей у мирового дерева, 8 святых в китайской мифологии, 8 родов догонов. Поэтому 8 можно считать числом не самостоятельным, бледной тенью семерки. Восемь – это число подмены и всякого замещения. Кроме того, в восьмерке отразилась крайняя женственность. Неспроста ведь ۞ восьмиконечная звезда, составленная из двух квадратов, является символом Богоматери, а также Венеры, Астарты, Изиды (в авестийской традиции это путь к свету, духовное преображение и восемь сторон света). Наблюдая строение восьмерки :·:·: можно соотнести это число с триграммой |¦|, означающей сцепление, ясность, огонь. Действительно, 8 – это удивительное сцепление структуры. К тому же, графический символ двух колец. Это положение можно интерпретировать как соединение двух брачных колец жениха и невесты. Поэтому 8 можно считать атрибутом свадьбы и плодородия. С другой стороны два кольца восьмерки – это двойная бездна (сравните китайскую гексаграмму «повторная опасность» ¦|¦¦|¦. «Обладателю правды – только в сердце свершение. Действия будут одобрены»). По-видимому здесь речь идет о сердце как о месте сцепления двух бездн. Двойная бездна опять возвращает нас в темень вселенной. Восемь – это возвращение к истокам, а именно к тому, с чего начинался численный ряд к нулю. Только бездна нуля здесь усиливается в два раза и приобретает чудовищную устойчивость. Восемь – это бесконечность (графический знак восьми «8» напоминает знак бесконечности ∞). Восьмерка – это и знаменитая петля Мёбиуса – односторонняя поверхность, имеющая замечательные свойства. С восьмеркой связаны и гиперболические поверхности. Связь бесконечности и времени знаменуют восьмерчатые песочные часы. В тех часах неумолимо бежит время. И когда весь песок истечет, достаточно лишь перевернуть часы, чтобы процесс начался вновь.

Пифагорейцы отождествляли восьмерку с Персефоной, Плутоном, змеей, скорпионом, тьмой, смертью и созвездием Скорпиона, а также с гранатом, миррой, миртом, асфоделем, маргариткой и мятой. Октава – священно число Персефоны, порожденное тетрактидой (4+4=8) сопричастно музыкальной гармонии из 8 тонов. Интервалы между 8 сферами космоса составляют октаву и гармонию. В каждой сфере сидит сирена и поет в определенной тональности. Бог небесной гармонии – Аполлон. Восьмерка более причастна к телесному миру, уступая в этом лишь двойке.

Восьмерка – это число геометрии Вселенной, оно раскрывает скрытые элементы ее структуры. Графический знак восьмерки напоминает также силуэт рыбы. Рыба – один из древнейших символов, имеющая отношение к фаллическому культу. (Отсюда и атрибут богинь-матерей как прародительниц, богов любви и плодородия). В католической церкви рыба обозначает самого Христа. Нет знака более глубокого и скрытого, чем 8. Восьмерка таит бездны с премудростями старины. Они очень опасны, но опасность здесь не всегда выступает на поверхность, она скрыта на перифериях. Поэтому держитесь середины. Восемь четырехкратное равновесие: 8=4+4=2+2+2+2. Число связи и объема (2·2·2). Это число, переступающее за предел семеричного временного цикла, служило (в атмосфере мессианских ожиданий) символом обновления всех вещей, «будущего века». «В день же осьмый вернусь и я». (Христианский апокриф «Повесть об Иосифе и Асенеф»).

Рыба, как символ христианства, заимствован из язычества. Сын богини моря Атаргатис (иначе Афродиты, Дерсето, Дельфины, Пелагии, Тиргаты) был Ихтус (буквально рыба). Рыбу египетских мифов. проглотившую фаллос Осириса, также звали Ихтус (иногда рыба считается аллегорией гениталий). Есть предположение, что Ихтус – акроним слов Иисус Христос, Сын божий, спаситель.

В мифологии догонов Африки раскаленное до бела Солнце окружает спираль из восьми витков красной меди.

У индейцев майя 8 – бог маиса, число отражения одного зеркала в другом (образ в образе), восемь сторон света.

В скандинавских сагах восьмерка – это «ватага».

9 (ветер) – самое большое число из всех элементарных чисел, оно объединяет черты всей группы; число всеобщего успеха. Число 9 тоже склонно подменять магическое число 7 (у инков и этрусков неделя была не семи-, а девятидневной). Однако в отличие от восьмерки оно более самостоятельно, поскольку 9 – это трижды три. Так, например, выражение «девять небес» легче объяснить с точки зрения устройства (3х3), чем «семь небес» (7, как известно, не разлагается на сомножители, поэтому его трудно представить как площадь или тем более объем).

Девятка – квадратное число, от четверки она отличается большим размахом и большей наполненностью (четверка – пуста и мертва). Девятка – это число великого противостояния, т.к. «9» противостоит всему числовому ряду (например, 1, 3, 4, 6). Девятка спорит с этими числами и в то же время, проникая в них, приобретает похожие черты. Так, если единица начинает числовой ряд, то девятка его заканчивает. Если «1» – жизнь, то «9» – смерть. «1» – сосредоточение, «9» же – разуплотнение. (Элементы такой структуры слабо скреплены между собой. Одинаковые полюса, как известно, отталкиваются). Пифагорейцы считали девятку числом Аида, Плутона, Змеи и созвездия Змееносца, а также числом ладанного дерева, можжевельника, тиса, асфоделиевых, белены, мальвы и оригана. девятка – равностно равностное число и признак справедливости, ибо порождено одним и тем же родителем, первым нечетом (9=3+3+3). При числовом гадании предвещает смерть, посмертный суд и воздаяние.

9

. . .
. . .
. . .
6 ...
..
.

Графический элемент числа «9» указывает на то, что он является отражением шестерки. Девятка противостоит шестерке: в точечной структуре (квадрат противостоит треугольнику как покой подвижности). Девять и шесть представляют спирали. Только, если шесть – спираль сжимающаяся, то «9» – расширяющаяся. Поэтому «9» – это распад, переизбыток развития. Девять напоминает разлетающуюся Вселенную, метафорично представленную С. Дали в его знаменитой картине «Разлетевшаяся голова Рафаэля». Девять – это разрушение и смерть, развившиеся как бы сами собой и являются здесь не чем-то скоропостижным или убийственным, а всего лишь новой ступенью эволюции. Девять – это преображение посредством бегства в никуда, бегства на край Вселенной, уход от мира и страстей. Число «9» глобально и всемирно, оно пронизывает всех и всё, оно приникает всюду. Девять – это безудержное стремление ко всякому росту и накоплению (экспансия). Это огромное дерево с толстым стволом и раскидистыми ветвями. Очертание дерева широко вверху тонко внизу (эта фигура напоминает схематично изображенное сердце). Данный образ соответствует китайской триграмме сунь (ветер). А ветер – это свобода и воля к новому свершению. «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и дух Божий носился над водой», (Быт. 1:2).

Помню девять миров и девять корней
И древо предела, еще не проросшее.
(«Старшая Эдда. Прорицание вельвы»)

Вспомним также русские сказки: Бабу Ягу, которая лежит «на печи, на девятом кирпичи» и традиционный зачин «в некотором царстве в тридевятом государстве», а также словооборот «за тридевять земель».

Китайская гексаграмма ¦||¦|| «Проникновение»: «Малому развитие. Благоприятно иметь, куда выступить. Благоприятно свидание с великим человеком» ( И-Цзин). «9» используется в китайской поэзии как заменитель слова «все». В ирландской традиции «9» – число высшего достоинства. Вихрь, улитка, вылезающая из раковины.

«9» – число периода и вечного возвращения. Любое число, деленное на 99, превращается в периодическую дробь – пугающую метафору непознавания бесконечности: 2,(71)=2,717171...=2+71/99; 1,3(18)=1+(318−3)/990.

Сколько бы ни суммировали «9», все равно в итоге получится число, сумма цифр которого будет составлять «9»
9+9+9=27 (2+7=9); 9n=[a...b]
Σ=9.

Известно шаманское двойные число 99, как «полный охват всего», число неба (в отличие от числа земли 77). 99 объединяет 44 отрицательных божества и 55 положительных.

В Каббале 9 – иесод (основание); юг (движение направо).

У индейцев майя девятка считалась неблагоприятным числом, знаком кошачьеглазого бога лета с приплюснутым носом, который отбрасывает тень только в 5-м часу. 9 – число темных часов суток майя, число подземных миров (Кремниевый нож, Молодой маис, Смерть, Зеленая юбка, Земля, Сердце горы, Дождь и др.). Это – место упокоения душ в Шибальбе.

В скандинавских сагах девятка – это «домочадцы».

Числовой ряд можно представить, как дантовы «девять кругов Ада», ступени, по которым нисходит и деградирует всякая разумность. Двуногость человека (2) противостоит четырехногости зверей (4), далее живые существа утрачиваются в насекомую шестиногость (6) и еще более архаичность – восьмилапость и восьмиглазость (8)  паукообразных, еще ниже – только многоножки (40). Примитивность живых организмов во многом определяется количеством конечностей. Число сегментов многоножек от 11 у пауропод до 177 у некоторых губоногих; почти все сегменты (членики) имеют одну или две пары ног. Наоборот, способность к прямохождению (медведи, тиранозавры, лемуры, птицы) свидетельствуют о достаточно высокой степени эволюции.

У О. Мандельштама есть на этот счет стихотворение «Ламарк» (в своей работе «Путешествие в Армении» поэт писал, «в обратном, нисходящем движении с Ламарком по лестнице живых существ есть величие Данта; низшие формы органического бытия – ад для человека...»

Если все живое лишь помарка
За короткий выморочный день,
На подвижной лестнице Ламарка
Я займу последнюю ступень.

К кольчецам спущусь и к усоногим,
Прошуршав средь ящериц и змей,
По упругим сходням, по излогам
Сокращусь, исчезну, как протей.

Роговую мантию надену,
От горячей крови откажусь,
Обрасту присосками и в пену
Океана завитком вопьюсь.

 

На этом заканчивается описание элементарных чисел. Описание же сложных основано в основном на образах.

10 – магическое число, составленное из первых четырех чисел (тетрактиса) 1+2+3+4, и является треугольным числом. Е. П. Блаватская видела в числе 10 «столб и круг, которые по Пифагору совершенное число, содержащееся в квадрате, стало позднее фаллическим числом главным образом среди евреев, для которых оно означало Иегову мужского и женского начала». Столб и круг – это два противоположных начала – мужское и женское. «Концы соприкоснутся, проснутся «да» и «нет». И «да» и «нет» сольются, и смерть их будет свет». (З. Гиппиус, «Электричество». Поистине 10 – совершеннейшее число, удивительный синтез антиномий. Теософы отождествляли 10 с одним из имен Луны (Io) в Египте. Луна – есть причина зарождения жизни. Она определяла исчисление лунного года, фазы луны точно соотносятся с месячными физиологическими циклами человеческого организма. Луна имеет двойственную природу.

....
...
..
.

Полная Луна – это женский аспект, матерь богов. Тонкий полумесяц – мужской аспект, атрибут Шивы, корабль жизни (navis), ковчег Ноя. Форма Луны постоянно меняется и мужской символ становится женским; жизнь заканчивается смертью и все начинается заново. По-латински Луна – mera. Действительно число 10 – мера всех вещей. Все измеряется десятью и все соотносится с десятью. В мире господствует десятичное исчисление, ибо у человека 10 пальцев на руках. Поэтому число 10 можно назвать человеческой мерой и человек измеряет все вещи мира своим аршином. Десять – очень удобное число, оно податливо, и в то же время непреодолимо, оно изменчиво и в то же время пребывает в покое. «Во всем мире нет ничего более мягкого и податливого, чем вода, но она точит твердое и крепкое. Никто не может ее одолеть, хотя любой может ее потеснить» (Лао-Цзы). 10 – космическое начало.

В Каббале 10 – малхут (царство); север (движение налево), Шекина, как женское начало; нуль.

У майя 10 – молчаливый бог мертвых: «Число пальцев, но при игре в мяч нельзя использовать ни кулак, ни стопу. 10 – зеркало космоса; мяч, как и солнце, не касающийся земли, но без него не было бы самой земли».

В скандинавских сагах десятка – это «дозор» (11 – «отряд», 12 – «дюжина», 13 – «толкотня», 14 – «челядь», 15 – «посольство», 16 – «шумиха», 17 – «собрание», 18 – «вражда», 19 – «друзья», 20 – «дружина», 30 – «толпа», 40 – «сообщество», 50 – «полк», 60 – «шайка», 70 – «скопище», 80 – «век человека», 100 – «сходка»). Эти соответствия построены по созвучиям и применялись в поэзии.

Далее

 

И.В. Карасев, 2009 (С)

 

См. также:
Поголовный отсчет. Является ли многоголовость, многорукость, карликовость и гигантизм мифических героев следствием высокого развития индоевропейской науки счисления?
Самые необычные системы счисления

Мантические числа Книги Перемен

Тайна квадрата Пифагора

 


ПРОГНОЗЫ:

Крадущийся тигр, затаившийся закон (2010) | Одолеют ли быки медведей (2009) | Кракатук, или мышиный король (2008) | Золотая свинья на свинцовых ногах (2007) | Собачьи бега (2006) | Петушиные бои (2005) | Обезьяньи хлопоты (2004)

 

 

 

 Рейтинг@Mail.ru

 

Hosted by uCoz