Все алфавиты | На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта
Ория письмо
В глухом ведическом краю богов и героев
ОРИЯ ПИСЬМО (одия, орисское, орийское, уткали письмо, ଓଡ଼ିଆ ଲିପି) – буквенно-слоговой силлабарий индийского типа северной подгруппы, структурна наиболее близок бенгали. Сложилось в государстве Калинга (в «Махабхарате» – царство Одра, Удра-Кералас, на языке пали – Oddakas), известном с 7 в. до н.э.; наиболее ранние образцы восходят к сер. 11 в. (самая ранняя известная надпись на языке ория, написанная письмом калинга, датируется 1051). Обслуживает индоарийский язык ория (по-бенгальски urya). Является официальным с 1936 в провинции Орисса, или Одиша (с 1956 – штат Индии), вторым официальным языком штата Джаркханд (выделен из штата Бихар в 2000) и языком официально признанного меньшинства в штате Восточная Бенгалия. Письмо ория составляют с бенгали графический союз ввиду наибольшего сходства друг с другом во всей индоарийской семье родственных систем письма.
В 2014 ория получил статус одного из шести классических языков Индии (наряду с тамили, санскритом, каннада, телугу и малаялам) на основе его долгой литературной истории.
Ранее письмо ория употреблялось также для языка чхаттисгархи (лариа, кхалтахи), индоарийского языка, входящего в состав диалектной группы «восточный хинди» (вместе с авадхи и багхели). Известны попытки приспособить письмо ория к языкам семьи мунда (мундари, сора, сантали, джуанг, гата), а также для дравидов куи (кандхи).
Обитателям г. Нагпур известна скоропись нагпури, которую исследователь Ч. Лоукотка возводит к письму ория.
Отличительная черта орийской графики – буквы обведены дужкой, которая соответствует верхней горизонтальной черте (матрике) в деванагари. Базовый элемент орийских графем по сравнению с «дужкой» непропорционально редуцирован, из-за чего бывает трудно отличить одну букву от другой.
Округлость силлабограмм ория, судя по всему, имеет мало общего с письменами сингалов и бирманцев, которые оформились под влиянием южной (дравидийской) традиции. На это указывает и графическое словообразование в орийской системе письма: огласовки, особенно на -i, отклоняются от общеиндийской (и даже бенгальской) модели в сторону дравидийского (скорее тамильского) варианта. И в обозначении чисел (особенно для знака «5») проглядывает также южноиндийская (точнее каннадская) традиция. Дравидское влияние угадывается и в особом способе построения лигатур, когда второй компонент уменьшается в размере и помещается под первый.
Орийское письмо, по мнению Ч. Лоукотки, вместе с бенгальским восходит к силлабарию асса, введенному в Ассаме в 9 в. для высечения надписей. Д. Дирингер выделяет три основных почерка этой письменности: брахмани (священный), используемый служителями культа, карани (документальный) и некоторые другие разновидности, бытующие в штате Андхра-Прадеш и в районе округа Ганджам.
Классический орийский силлабарий очевидно сформировался чуть позже 15 в.; он моложе бенгальского, но старше сикхского гурмукхи. Первый печатный набор шрифта ория был отлит в 1836 христианскими миссионерами.
Примечания:
* В силлабарии ория две похожих графемы: ya (ୟ йа) и ẏa (ଯ). Последний звук ẏ – звонкая постальвеолярная аффриката [ɟ] или [ʥ] (в отличие от ଜ ja [ʤ]). Сравните ситуацию в сербском языке тоже есть мягкие и твердые аффрикаты: џ [дж] и ђ [джь].
** Четыре последние графемы – дополнительные. Первая стандартизация силлабария ория «Барнабодха» была сделана Мадхусуданом Рао в 1895. Звуки ba, va и wa были представлены одной и той же буквой ବ [ba]. Гопала Чандра Прахарадж, составивший и опубликовавший в 1931-40 гг. первый исчерпывающий словарь одиа («Пурначандра Одиа Бхашакоша»), изобрел новую букву ୱ для звука wa. А буква va была представлена знаком ଵ, но используется редко.
*** В современном разговорном ория шипящие ଶ, ଷ произносятся так же, как ସ [sa].
**** Ретрофлексные ḍa<ṛa, ḍha<ṛha;
***** kṣa > khya.
Почерковая разновидность карани (чата) – это орийская скоропись, разработанная одноименной кастой писцов, из которой вышло немало политиков. В средневековую эпоху на карани писали документы для канцелярии княжеских и королевских дворов. Название karaṇī происходит от металлического стилуса, который использовался для письма на пальмовом листе.
Скоропись карани:
Царство Калинга, ранее известное как Уткал, входило в состав Королевства Магадха. При царе джайне Кхаравеле (193 до н.э. –170 до н.э.) Калинга достигла вершины могущества. Орисса была завоевана Моголами при Акбаре в 1568, а затем подверглась преемственному правлению Моголов и маратхов, прежде чем окончательно перешла к британцам в 1803.
Архитектура Ориссы получила известность благодаря своему особому стилю храмовых конструкций. Храм Джаганнатхи – известный индуистский храм в городе Пури, Орисса, посвященный божеству Джаганнатхи. Это также одно из четырех основных мест паломничества, которые индуист должен посетить в течение своей жизни.
Первые памятники орийского письма – настенные надписи в храмах – относятся к 12 в. В 13 в. записываются народные песни и сатирические стихи, популярные и доныне. Древний период орийского языка – 10-13 вв. Становление же литературной традиции связано с поэтом 15 в. Сиддхесваром Паридой Сараладасом, переложившим с санскрита эпос «Махабахарата». Продолжатели его дела – поэты группы «Пяти друзей» (Баларамадас, Джаганнандадас, Анантдас, Джосавантдас и Ачьютанандадас). Крупнейший представитель вишнуитской вычурно-эротической поэзии – Упендрабхадж, 16 в. Поэма 18 в. Браджанантха Бададжены «Волны войн» (о противоборстве ория с маратхами) завершает среднеорийский литературный период. Зачинатель новой прозы – Факирмохан Сенапати. В 19 в. Гопабандху Дас основал «Лесную академию» и журнал «Сатьявади» (Верный).
Орисса, или Одрадеса традиционно этимологизируется, как «страна арийцев», хотя возможно этноним oṛiā дравидского или мундаязычного происхождения. Oṛāōⁿ – экзоним дравидов курукх, присвоенный соседними народами мунда, и означает «бродить». Название древнего царства Kalinga напоминает именование риса в языке дравидов куи – kulinga. С автохтонами мунда и дравидами связано своеобразие орийцев в песенном, танцевальном творчестве (танец чхау в масках) и религиозных культах.
В первую очередь сказанное можно отнести к Джаганнатху (Jagannātha – «владыка вселенной»), формально связанного с Вишну. Однако есть все основания считать, что на территории Ориссы существовал местный оригинальный культ. Об этом говорит необычный облик Джаганнатха в виде священного полена. Божество в виде бревна выловили в океане, у него не было рук и ног, зато выделялись огромные круглые глаза без век (символ того, что Бог активен и неусыпен). В одном из преданий Джаганнатха говорит: «Я вечно нахожусь в Нилачале (Голубых Горах), на берегу океана, в форме Джаганнатхи. У меня нет материальных рук и ног, но своими духовными чувствами я принимаю всё, что предлагают мне мои преданные».
Странный облик Джаганнатхи находит объяснение в экстатическом состоянии, в которое впадают боги. В одном тексте Кришна впал в экстаз, его волосы встали дыбом, его руки и ноги вошли в тело, его глаза округлились и увеличились в размерах – считалось, что он принял форму Джаганнатхи. Образ, сделанный из бревна, выловленного в океане, упоминается как «Пурушоттама» в «Ригведе» – самом раннем памятнике ведийской литературы. Есть исторические упоминания о деревянных идолах индуистских божеств, которым поклонялись как особой тенденции региона Калинга. И сегодня автохтоны Ориссы (мунда и ораоны) поклоняются священным рощам и деревьям, этот культ называют саранизм, от слов мунда sarna (роща) и sal (дерево).
Особенности божества находят аналогии с японским Дарумой (Бодхидхармой; 4-5 вв.), основатель школы дзэн (dhyāna – «созерцание») и происходивший из г. Канчи (северное побережье Тамилнада). В процессе длительной медитации Дарума оторвал себе веки (из них вырос чайный куст), а его руки и ноги слились с телом.
Кроме того, этнографам известны особенности скульптуры т.н. уэлено-оквикской культуры, относящейся к 1 тыс. до н.э. В раскопанных погребениях на мысе Чини в Беринговом проливе ученые нашли костяные человеческие статуэтки со специфическими чертами. Как правило, это фигурки без ног или с укороченными конечностями и заостренной головой.
Орисса издавна считалась «краем богов», сегодня это один из самых религиозно однородных штатов в Индии. Более 94 % населения являются последователями индуизма.
Национальной религией древней Одиссы был джайнизм со времен царя Караканду в 7 в. до н.э. Император Калинги Кхаравела также был набожным джайном и религиозно терпимым правителем. Особое место в истории страны занимает и буддизм, который был распространен до конца правления династии Бхаумакар. Перед тем как священная реликвия – зуб Будды – попала в храм Канди на Цейлон, она предположительно хранилась в орийском г. Пури. Основатель Ваджраяны, Царь Индрабхути родился в Ориссе вместе с другими выдающимися монахами. Шиваизм и шактизм также являются древнейшими способами индуистских систем верований в Ориссе, где многие королевские династии делали их государственной религией в течение своего правления.
Приписные знаки:
1 – ୟ ଫଳା ya phaḷa – вставка -y- после согласного звука: କ୍ୟ kya, ସଭ୍ୟ sabhya;2 – ର ଫଳା ra phaḷa – вставка -r- после согласного: କ୍ର kra, ଗ୍ରାମ grama;
3 – ରେଫ repha – вставка -r- перед согласным: ର୍କ rka, ଗର୍ବ garba;
4 – ଳ ଫଳା ḷa phaḷa – вставка -ḷ- после согласного: କ୍ଳ kḷa, ଶୁକ୍ଳ śukḷa;
5 – ଲ ଫଳା la phaḷa – вставка -l- после согласного: କ୍ଲ -kla, ପଲ୍ଲବ pallaba:
6 – ବ ଫଳା/ୱ ଫଳା ba phaḷa / wa phaḷa – два типа вставки после согласного звука. В первом случае -w-: କ୍ୱ kwa, ଦ୍ୱାର dwara. Во втором случае после m произноситься, как -b-: ମ୍ବ mba, ଆମ୍ବ āmba:
7 – ମ ଫଳା ma phaḷa – вставка -m- после согласного: କ୍ମ kma, ପଦ୍ମ padma;
8 – ନ ଫଳା na phaḷa – вставка -n- после согласного: କ୍ନ kna, ପ୍ରଶ୍ନ praśna.
Добавочные знаки:
1 – ଅନୁସ୍ୱାର анусвара: ହଂସ haṃsa, ଏବଂ ebaṅ (ebɔŋ);2 – ବିସର୍ଗ висарга: ଦୁଃଖ duḥkha;
3 – ଚନ୍ଦ୍ରବିନ୍ଦୁ чандрабинду: ନିଆଁ niām̐;
4 – ହଳନ୍ତ халанта (вирама): ହଠାତ୍ haṭhat.
5 – нукта – диакритика для обозначения иноязычных звуков в заимствованных словах.
Пунктуация:
1 – ପୂର୍ଣ୍ଣଛେଦ пурнначеда (тип запятой);2 – двойная пурнначеда (тип точки);
3 – ଅବଗ୍ରହ аваграха – специальный знак препинания. Используется аналогично апострофу для исключения гласной в сандхи. Также используется для удлинения гласных звуков;
4 – «ом».
5 – ଈଶ୍ୱର исшар – Представляет имя божества. Также пишется перед именем умершего.
ЧИСЛА:
0 – ଶୂନ୍ୟ śūnya
1 – ଏକ eka
2 – ଦୁଇ du-i
3 – ତିନି tini
4 – ଚାରି cāri
5 – ପାଞ୍ଚ pāñca
6 – ຫົກ cha-a
7 – ସାତ sāta
8 – ଆଠ āṭha
9 – ନଅ na-a.
Текст в графике ория (из «Декларации прав человека»):
Sabu manuṣẏa janmaukāḷaru svadhīna, ṣemānaṅkara marsẏāḍā o adhaikāra samāna, semānaṅaṭhāre prabã o bibeka naiha ṭachai, semāne paraspara paba brādahaba paiṣaṣa karai ṭhārpẏa jakairā ḍarakāra.
В другой редации:
ସମସ୍ତ ମଣିଷ ଜନ୍ମକାଳରୁ ସ୍ୱାଧୀନ ଏବଂ ମର୍ଯ୍ୟାଦା ଆଉ ଅଧିକାରରେ ସମାନ ସେମାନଙ୍କଠାରେ ବୁଦ୍ଧି ଆଉ ବିବେକ ନିହିତ ଅଛି ଏବଂ ସେମାନଙ୍କୁ ପରସ୍ପର ପ୍ରତି ଭ୍ରାତୃତ୍ୱ ମନୋଭାବରେ ବ୍ୟବହାର କରିବା ଉଚିତ୍Samasta maṇiṣa janmakāl̤aru swādhīna ebaṅ marẏyādā āu adhikārare samāna. Semānaṅkaṭhāre buuddhi āu bibeka nihita achi ebaṅ semānaṅku paraspara prati bhrātr̥twa manobhābare byabahāra karibā ucit.
ɔnut͡ʃ̪t͡ʃ̪ʰed̪ɔ ekɔ | sɔmɔʂt̪ɔ mɔɳisɔ d͡ʒɔn̪mɔkɑːɭɔɾu su̯ɑːd̪ʰin̪ɔ ebɔŋ mɔɾd͡ʒjɑːd̪ɑː ɑːu ɔd̪ʰikɑːɾɔɾe sɔmɑːnɔ. semɑːn̪ɔŋkɔʈʰɑːɾe bud̪d̪ʰi ɑːu bibekɔ n̪iɦit̪ɔ ɔt͡ʃ̪ʰi ebɔŋ semɑːn̪ɔŋku pɔɾɔspɔɾɔ pɾɔt̪i bʰɾɑːt̪ɾut̪u̯ɔ mɔn̪obʰɑːbɔɾe bjɔbɔɦɑːɾɔ kɔɾibɑː ut͡ʃ̪it̪.
Перевод:
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать друг с другом в духе братства.
Примеры текстов и заголовков СМИ:
Примеры рукописных текстов:
Вверху слева: манускрипт на пальмовых листьях «Draupadi Lakhabindha» на языке ория;
справа: почерк dahuka boli;
Внизу: манускрипт на пальмовых листьях на санскрите 14th-century «Adhyatma Ramayana», 14 в.
Язык ория изобилует архаизмами, более всех новоиндийских языков близок санскриту и менее других своих собратьев подвергся арабо-персидскому влиянию. Относительная изоляция Ориссы и отсутствие какого-либо заметного внешнего влияния способствовали сохранению социальной и религиозной структуры, которая исчезла из большей части Северной Индии. Другое название Ориссы – Уткали, что значит «удаленная»: орийцы находились на краю индийской экумены. И сейчас письмо орийцев известно обывателям, пожалуй, менее всех других из индоарийской семьи. Вместе с тем, письмом ория записана богатая литература, на нем издаются периодика и научные труды.
Ория вместе с бенгали и ассами составляют восточную группу новоиндийских языков, восходящих к магадхи-апабхранша. Считается, что ория является прямым потомком одра-пракрита, на котором говорили в Восточной Индии более 1500 лет назад и который является основным языком, используемым в ранних текстах джайнов.
Как в бенгали и ассами, в ория (в отличие от многих других индийских языков) долгота гласных не имеет смыслоразличительного значения. Санскритская a > ɔ. Однако в ория читаются краткие гласные на конце слов: ория ଫୁଲ pʰulɔ, в бенгали ফুল pʰul (цветок). Сохранился здесь и ретрофлексный латеральный аппроксимант ḷ [ɭ], велярному носовому [ŋ] иногда придается фонематический статус. Церебральные ḑ [ɖ], ḑh [ɖʱ] имеют аллофоны ṛ [ɽ], ṛh [ɽʱ] в интервокальной и конечной позициях (но не на границах морфем).
Ория – умеренно синтетический язык с тенденцией к изолирующему типу. Слова содержат маркеры времени, числа, рода и т.д. Однако имея весомое количество деривационных аффиксов, в ория практически отсутствует флективная морфология. Другими словами, ория является языком агглютинирующего типа.
●Лит.:
Языки Азии и Африки, т.1, Индоарийские языки, М., 1976; Народы Южной Азии, М., 1963; Орийская литература // КЛЭ; Карпушкин Б.М., Язык ория, М., 1964.
Ссылки:
omniglot.com/writing/oriya.htm
Любое использование материалов допускается только с разрешения автора сайта. Все права защищены © И. Карасев, 2007-20
20