rbardalzo Сайт Ивана Карасева

Старые страницы

Стартовая

Конланги

Творча

Грамматология

Прогнозы

Графика

Кубань

Новости сайта

Short English version

О нас пишут

Категории раздела

Конланги [38]
Грамматология [11]
Прогнозы [35]
Творча [19]
Регионализм [24]
Разное [2]

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 58

Статистика

Рейтинг@Mail.ru

Рейтинг@Mail.ru

МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов

 

Анализ сайта он лайн

Сайты беларуси

Форма входа

Банеры

 

 

 
консультации ветеринара бесплатно
Semrez Сайт философа Семёна Резниченко создателя доктрины Социогнозис

Соцсети

Календарь Арахау

Лингвокалендарь

Языковые праздники

Главная » 2015 » Июнь » 8 » Бог из машины и интерактивная фантастика
13:32
Бог из машины и интерактивная фантастика
Есть такая крылатая фраза «Deus ex machina» («Бог из машины») – выражение, означающее неожиданную, нарочитую развязку той или иной ситуации, с привлечением внешнего, ранее не действовавшего в ней, фактора. В античном театре выражение обозначало бога, появляющегося в развязке спектакля при помощи специальных механизмов (например, «спускающегося с небес») и решающего проблемы героев.
Нередко писатель-фантаст придумывает некую концепцию, на отдельное, наукообразное изложение которой у него нет возможностей. Тогда на помощь приходит умение писать занимательные рассказы. Умение облечь в литературную форму собственные концепции или даже проблемы личного плана я бы назвал прикладной (или, если хотите утилитарной) фантастикой. Трудно точно сказать, была ли у Герберта Уэллса концепция создания человека-невидимки или машины времени, которую он обрамил в форму своих известных произведений, или идеи родились в творческом процессе. Однако смею предположить, что утилитарная фантастика – прием нередкий. Правда, не каждый писатель согласится в этом признаться. Например, человек хочет написать сценарий к фильму, но с большой вероятностью предполагает, что его труд на этом поприще никогда не будет востребован. Что делать? Взять и написать рассказ о том, как некий гоминид написал сценарий. Получится как бы рассказ в рассказе, и есть гораздо больше шансов убить сразу двух зайцев. Или тебе вдруг пришло откровении – допустим, о том, что человек произошел от насекомого. Сформируй оболочку для этой идеи и вложи ее в уста своих героев.
Мастер магического реализма, наверное, так и поступил в своем рассказе «Тлен» об одноименном вымышленном языке, в котором нет существительных, а только глаголы. Роберт Хэйнлайн создал концепцию наиболее емкого языка Скороговора. Как он устроен, секрет не раскрыт, но мы знаем об этом литературном ноу-хау благодаря его произведениям.
Утилитарная фантастика – попытка сочетать приятное с полезным. В первую очередь, для самого автора. Вспоминаю, как Алексей Передереев, будучи в активном поиске забросил написание фантастики. Дескать не мог сочетать поиск своей возможной избранницы и литературный труд. В процессе нашей беседы пришла мысль – а не написать ли ему фантастический рассказ. Сюжет прост – землянин посылает в космос послания с предложениями брачных знакомств. И, о чудо, к нему приходит немало откликов. Он, как разборчивый жених, отправляется в путешествие, где должен посетить с десяток неведомых миров… С другой стороны, написание рассказа и реальный поиск невесты должны идти параллельно, помогая ему делать одновременно сразу два полезных и приятных дела.
Фантастика такого ряда возникает на грани вымысла и действительности и не может хорошо развиваться раздельно.
Еще одна задумка Передереева – создать интерактивную фантастику. Сама по себе идея уже фантастика. Концепт был таким – нужно написать текст так, чтобы возникало ощущение диалога автора с читателем. Правда, как это сделать, мы так и не решили, но желание решить проблему осталось. Если не решить, то приблизиться к решению, возможно, за счет неких спецэффектов. Обмануть читателя пытались преимущественно мастера детективов (Конан Дойль, Агата Кристи), которые заставляли читателя вести свое расследование – кто бы мог это сделать?
Другой спецэффект – запутать читателя философской относительностью, неопределенностью, солипсизмом или трансперсональностью. Знаток таких ходов, по моему мнению, уже упомянутый Борхес. В новелле «Борхес и я» происходит слияние писателя и книжного героя. Лист бумаги представляется зеркалом и трудно разобрать, кто реальность, а кто отражение. «Я не знаю, кто из нас двоих пишет эти строки», – восклицает писатель. Развитие темы – фильм 2006-го года режиссера Марка Форстера «Персонаж». Главный герой – человек, живущий по монотонному ритму, четко по расписанию. Но однажды все резко меняется: он начинает слышать голос, комментирующий каждый его шаг. Поначалу человек думает. что у него прогрессирует шизофрения. Совершенно неожиданно оказывается, что он и правда стал персонажем новой книги известной писательницы. Проблема в том, что для своего героя она планирует трагический конец.
Кстати, оригинальное название фильма «Страннее вымысла» взято из 14-й песни поэмы Джорджа Байрона «Дон Жуан»:
Вы скажете, что это очень странно,
Но правда всякой выдумки странней.
Как помогли б правдивые романы
Познанью жизни, мира и людей!

Сам фильм сопровождает цитата Марка Твена: «Истина более странная, чем вымысел, но это потому, что литература обязана придерживаться своих возможностей. А истина – нет».
Боле рисковый прием – попытаться посмеяться над читателем, попытавшись подловить его на шаблонном мышлении, а в итоге выпустить «бога из машины».
Сделаю небольшое отступление. Фильм 1999 года Милоша Формана «Человек на Луне». Сюжет основан на необычной истории карьеры комика Энди Кауфмана. Он не выступал с шутками, не читал монологи со сцены. Он вывел юмор на новый уровень, зачастую не зрители смеялись над его шутками, а он сам разыгрывал зрителей. Один из эпизодов. Огромная аудитория собравшейся повеселиться публики. Довольный комик стоит у патефона. «Что послушаем пластинку или меня?», - спрашивает он. «Тебя!» - орет зал. Ладно. Артист открывает книгу и читает занудный текст Сомерсета Моэма. Спустя какое-то время возмущенные зрители скандируют: «Пластинку!». ОК. Комик включает патефон, из которого звучит его же голос с текстом из Сомерсета Моэма.
Похожая технология – поймать читателя в ловушку и уже за пределами книжного горизонта посмеяться над ходом его мыслей. Если мне не изменяет память, под влиянием идей Передереева его супругой была написана новелла «Подруга». В ней от первого лица шло повествование девушки, которая признавалась некой «подруге» в любви и ненависти. А в конце читатель неожиданно узнавал, что «подруга» – это олицетворение одного из человеческих пороков – Зависти.
И в завершение расскажу о давней своей задумке написать рассказ с использованием аналогичный спецэффектов. Называться он мог бы «Странное варево». Начинается все с того, что некий пастух потерял двух овец – черную и белую. В поисках он все глубже заходит в лес. И чем глубже он заходит в лес, тем это больше отражается на стилистике описания. Если раньше язык повествования был скуп и оперировал монохромными эпитетами. С переменой ландшафта (поле – лес) появляется больше красок, преображается и сам пастух, на нем уже богатые одежды. Он заходит в замшелую избушку, обнаруживая там двух карликов (черного и белого), которые что-то варят в огромном котле. Поначалу он думает, что это он сам кипятится в медной емкости, но на самом деле – читатель, который будет читать эти строки.
Сюжет, кстати, родился из мною написанного шутливого стихотворения:

Иван Карасев,
Краснодара, июнь 2015
(Доклад зачитан на II Передереевских чтениях).
Категория: Творча | Просмотров: 499 | Добавил: rbardalzo | Теги: Борхес, Передереев, фантастика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск по сайту

Поиск

Календарь

«  Июнь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Смежные проекты

  • Креативная лаборатория
  • Rbardalzo.weebly
  • Союз писателей Кубани
  • Форум языка Арахау
  • Ivan Karasev's site
  • Популярное

    Самое читаемое на сайте в декабре (тыс. просмотров):
    1. Китайские иероглифы (12.1)↑
    2. Латинское письмо (4.8)↑
    3. Китайские алфавиты (2.3)↑
    4. Греческое письмо (2.1)↑
    5. Что угрожало РФ в 2012 (1.8)↑
    6. Готическое письмо (1.2)↑
    7. Что угрожало Югу РФ в 2012 (1.1)↑
    8. Все алфавиты мира (0.95)
    9. Прогнозы (0,91)↑
    10.Руны старшие (0.75)↑
    11.Армянское письмо (0.7)↑
    12.Стенография (0.6)↑

    По данным @Mail.ru

    Теги

    кириллица бард нивхи ительмены алгебра Анна Мамаенко грамматология Литва Pichismo Бельчанский барды гимн фантастика Asa графика Мамаенко Аса на'ви Аватар числа балачка arahau Ткачев журналистика год зайца rbardalzo золотой сайт Дудко интерлингва юбилей музыка телевидение аудио Ктулху токипона Китай футурология астрология Глоба Путин Абхазия Медведев рейтинги Африка вуду катастрофы кавказ политпрогноз фольклор конланг каддария SIL батька конкурс 2014 Википедия Антилицо учебник Екатеринодар Диал Арахау погода Гидрометцентр Передереев Speed Tolk Богданович лиса притча стихи Гёте поэзия азбука буквы Пушкин ангел Борхес эсперанто ифкуиль журнал гексаграммы Год Овцы гороскоп И-Цзин Кубань прогноз нумерология волк змеи Васильев верлибр прогноз погоды Послесказие Бог Pokemon зима-2017 Русь Демократия адыги дравиды Балканы

    Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

     

    HTML баннер Rbardalzo

     

     Free counters!

    Яндекс.Метрика

    Мини-чат

    200