В минувшую пятницу 8 ноября в Литературном музее Кубани прошла лекция «Традиционная культура и авангард». Кандидат исторических наук Игорь Васильев и член Союза писателей России Иван Карасев рассказали о цивилизационно-культурологической специфике авангардного искусства и о своем поставангардном журнале «Asa» (Знание), который они издают на сконструированном языке Арахау. В дискуссии приняли участие основатель поэтического клуба «Интенция» Александр Гусев и кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории и истории искусств Краснодарского государственного университета культуры и искусств Сергей Гонтарь, хайдзин Николай Гранкин и другие. – Авангардное искусство в действительности в значительной степени находится за пределами собственно искусства, – начал свое выступление Игорь Васильев. – И, скорее всего, представляет собой философию, стремящуюся быть популярной. И поэтому где-то упрощенную, а так же выходящую за пределы категориально-логического поля и отчасти возвращающуюся к образно-мифологическому мышлению. Впервые такое «авангардное искусство» появилось еще в каменном веке. При переходе от охотничье-собирательского к производящему хозяйству. Тогда в изобразительном искусстве на место реалистических сюжетов пришли символические знаки-пиктограммы и орнаменты. Связь глубокой архаики с авангардом выступающий продемонстрировал иллюстрациями слайд-шоу. Как наглядный пример – картина современного писателя и философа, придерживающегося левых взглядов, Максима Кантора. Композиция «Пустырь», на которой показана вереница тощих собак на фоне новостроек, напоминает архитипический сюжет искусства так называемого «звериного стиля». Науке этот изобразительный прием известен, как «шествие зверей». Мотивы его встречаются в русских народных сказках («Репка», «Теремок»), но сейчас наиболее известен из-за моды на восточные гороскопы, когда определенный год ассоциируется с каким-либо животным. Например, нынешний 2013-й – Год Змеи. за ним последуют годы лошади, овцы, обезьяны… И так, пока не пройдут все 12 зверей, замкнув собой кольцо временного цикла. – Максим Кантор понимает Бога постмодерна, как всемогущего и свободного, – размышляет Васильев. – Такому Богу подражает постмодернист. Поэтому ему, отчасти интересна восточная эзотерика. Но в результате постмодернист оказывается в плену простейших человеческих чувств и желаний. Он не Бог и не может им стать. Зато он любит кайф и деньги. Все, как у обычных людей. За исключением священного стремления к разрушению и саморазрушению. Это стремление порождает странное сочетания самовозвеличивания с самоотрицанием. В «мягком» варианте самоотрицание затрагивает аспект культуры, национальности, религии. В «жестком» варианте оно приводит к отрицанию собственной личности и принимает суицидальный характер. По мнению выступающего, гораздо проще тем представителям «семиотического» авангарда, которые работают в рамках метаязыковых принципов, являющихся общеизвестными и общепринятыми хотя бы в определенной среде. Это относится, к примеру, к лингвоконструкторам, изобретающим новые языки. Наглядный пример, считает Васильев, – полисинтетический язык Арахау. Автор языка Арахау Иван Карасев рассказал собравшимся о специфике созданного им языка и о литературном журнале "Asa” (Знание), который выходит в Краснодаре на этом конланге уже третий год. В декабре планируется презентовать уже 15-й номер этого необычного издания. Если коротко, Арахау не связан ни с одним из существующих языков, базовые понятия обозначаются одним гласным звуком, а согласные уточняют смысл. В Арахау нет экзотических звуков и, собственно говоря грамматики. Существительные, присоединяясь к глаголу образовывают длинные полисинтетические цепочки, подобно молекулам в химических элементах. Такая вот алхимия языка.- Вообще, любой семиотический авангард может базироваться только на мощном и богатом семиотическом языке, - считает Игорь Васильев. - Но такой язык может дать только традиционная культура. Которая базируется на базовых человеческих потребностях и архетипах. Именно традиционная культура обеспечивает культурное и физическое воспроизводство различных народов. Интересно было послушать искусствоведа Сергея Гонтаря. По его мнению, интеллектуальная среда Краснодара вроде бы способствует появлению передовых видов искусства, но авангардными работы кубанских мастеров считать по большому счету нельзя. Например, есть краснодарские художники, которые работают в необычной технике, используют невероятно яркие цвета в своих произведениях, но… это не совсем то. Беда еще в том, что местные власти очень консервативны. Для них искусство – это хлебные колосья, довольные жизнью казаки… Одним словом, соцреализм. А то, что творится с памятниками, и вовсе вызывает у искусствоведа удивление. Скульптурные композиции, место которым в парках и скверах, возводятся на главной улице. Зачастую повод установки памятников притягивается за уши. Вот, в самом центре города, напротив одного из вузов установлена скульптурная композиция Шурику и Лидочке из известной советской кинокомедии. Почему? А, говорят, режиссер хотел побывать в Краснодаре. Ага, допустим, такая колоритная личность, как Чиччолина, может тоже хотела побывать в южном городе. Так что? И ей – памятник? – А как обстоит дело с авангардов в России? – поинтересовался присутствовавший на встрече в литмузее хайдзин Николай Гранкин. – Смотря, что считать авангардом, – парировал Сергей Гонтарь. – Вот взять Александра Шилова, известного своими реалистическими портретами. Но больше всего ему удаются портреты стариков и инвалидов. Есть ли что-либо подобное за рубежом? Или известный своими панорамными историческими полотнами Илья Глазунов. А ведь у него есть удивительные пейзажи. Видел ли кто их? В завершение встречи Игорь Васильев и Иван Карасев объявили о результатах ежегодного конкурса «Лицо Арахау». По итогам 2012 года такой чести удостоен основатель поэтического клуба «Интенция», литератор Александр Гусев. Дело в том, что он взвалил на себя необычайно сложный труд перевести учебник языка Арахау на английский язык. Сам учебник (на русском языке) должен выйти в конце этого года. Текст уже написан, но есть масса технических нюансов.
Слайд-шоу лекции можно посмотреть здесь. Фотоотчет тут.
Фото Евгения Резника. Кублог.ру, 9 ноября 2013 |