О некоторых сходствах постэсперантистского лингвоконструирования и эзотерического программирования
«Чтобы все вас уважали, надо заниматься тем, что никому не понятно».
(Принцип разработки эзотерического языка программирования INTERCAL)
«Как-то я спросила у одной фермерши:
– Вы говорите по-бретонски?
– Что вы? – искренне удивилась она. – Я не говорю по-бретонски, а вот мои коровы – другое дело.
– То есть как?!
– Они понимают, когда я к ним обращаюсь по-бретонски – «Домой!», например, или «На луг!». Так они привыкли».
(А. Мурадова, Кабачок Мари Подерс)
Каждый раз, когда меня просят сказать на публике что-нибудь на Арахау, я испытываю неловкость и даже некоторое раздражение. Хочется съязвить. Например, так: «Попросите программистов сказать что-нибудь на Фортране или С++».
Раньше я не мог понять, откуда такое чувство. Хотя читал в журнале «Вокруг света» этнографических очерках Анны Мурадовой о том, как бретонцы скрывают от чужаков знание своего родного языка. «Заговорить с незнакомцем по-бретонски – дурной тон. Даже если этот незнакомец сам с детства по-бретонски говорит. Вот так. Выходит, недостаточно знать язык, нужно еще и стать «своим» человеком, чтобы с тобой на этом языке говорили». Характерно это и для японцев, владеющих специфическими диалектами, и для адыгейцев. Помнится в пионерлагере приятель упорно отказывался обучать адыгейским словам, кроме матерных. Предлог был такой – язык сложный, а ты будешь его коверкать. Кстати, цыгане тоже не любят тех, кто знает, о чем они между собой по-свойски судачат. Один знакомый художник, проведший молодые годы в таборе, даже пугал меня, что понятливость может стоит жизни... Лукавил, наверное.
Редкие, исчезающие языки и языки замкнутых общин – это своего рода эзотерика. Мистики никакой, термин такой есть. Общаться на таких языках можно только в узком кругу своих. Более того, есть и «эзотерические языки программирования». Сейчас их более двадцати. Создаются они ради т.н. «хакерской ценности» – придумать что-нибудь оригинальное, какую-нибудь головоломку. Эзотерическим программистам присущ концептуализм, что, на мой взгляд, сближает их с создателями специфических конлангерских проектов, возникших после эсператно – ифкуилем, Арахау и токипоной. В этой связи интерес представляют эзотерические языки программирования FALSE, Brainfuck, разработанные на основе идеи крайнего примитивизма, и INTERCOL, базирующемся на нарочитой непохожести и заведомой сложности.
Если естественные языки и конланги эсперантоидного типа создавались для общения людей между собой, то, по крайней мере, токипона, ифкуиль и Арахау обнаруживают функциональное сходство с эзотерическими языками программирования. В первую очередь благодаря своему концептуализму. Арахау и ифкуиль тяготеют в этой связи к INERCOL, а токипона – к Brainfuck (в последнее время появились последователи этой креативной ветви, уводящей в крайний примитивизм, – «дурацкий язык» ооу, пяти- и семибуквенные Alpte и гавупыз).
Интересно, что гавупыз был создан для ролевой игры; на нем говорило вымышленное племя гоблинов. Могу предположить, что упомянутые выше конланги могут использоваться в компьютерных играх. Поэтому, вероятно, в ближайшее время таких проектов появится еще больше. Цель их создания уже не столь туманна. Хотя и сейчас многим кажется чудачеством и напрасной тратой времени. Однако, как утверждают некоторые исследователи конлангов, «эти языки если и не помогают находить ответы, то уж помогают ставить вопросы».
Чаще всего искусственные языки встречаются в RPG (компьютерных ролевых играх) и квестах (приключенческих компьютерных играх с героем, управляемым геймером), где предполагается наличие виртуального мира с детальной проработкой. Зачастую для работы над ними привлекают профессиональных писателей, ведь несколько инопланетных реплик, сочиненных «от балды», в качестве полноценного языка никто не воспримет. Крупные компании (к примеру, Blizzard) нередко для этих целей приглашают лингвистов. Но раньше, поскольку квесты создавали программисты, не отягощенные высшим лингвистическим образованием, за основу конланга и шифра брался какой-нибудь из языков программирования.
В ролевых играх искусственные языки появились в начале 90-х, в частности, в играх серии Ultima. В Origin подготовили два альтернативных алфавита – руны и письменность Змеиного острова (где буквами служили гадюки разных модификаций), а также полноценный язык расы гаргулий со своим алфавитом. Этот язык придумал дизайнер Герман Миллер и дебютировал с ним в Ultima VII. Помимо декоративной функции он имел и практическое значение – на нем зачитывались заклинания. Так, слово Kal было словом вызова, а An – отрицания. В этом языке не было местоимений и времен глагола а, разница между частями речи заключалась лишь в интонации и сопутствующих жестах.
По-настоящему самостоятельных языков (искаженный английский не в счет) в играх практически нет, а те, что есть, пришли из других вымышленных миров – клингон или квенья, например. Вместе с тем, для больших RPG с «настоящим живым миром» наличие оригинальных конлангов стало своеобразным знаком качества.
Раньше во времена волапюка и эсперанто критерием успеха конлангов считалось количество носителей. Сейчас появились языки, которыми владеют единицы (как правило, только авторы), более того, есть конланги, количественные показатели носителей который можно оценить неполными числами. Например, создатель языка ифкуиль признался, что сам с трудом говорит на разработанном конланге. Однако важно заметить, что невозможность выучить язык в принципе не отпугивает адептов. Скорее наоборот. И возникает странная ситуация, которую можно описать дзэнских парадоксом, как «знание за счет незнания». Хотя еще философ Никола Кузанский предполагал, что истинное знание лежит в нескончаемом расширении горизонта хорошо аргументированного незнания.
Интересно, что эзотерические языки программирования могут теоретически использоваться хакерами. Например, программы на языке Whitespase – команды из непечатных символов и пробелов могут встраиваться в программы, написанные на обычных языках. Отсюда вытекает логичный вопрос – возможно ли для этих целей применять эзотерические конланги?
Проблема гораздо шире, чем может показаться на первый взгляд. Если немного пофантазировать, то можно представить, что создан эзотерический конланг по типу Whitespase. Он незаметно для невооруженного взгляда встраивается в естественный язык. И обычная речь, где есть такой лингвовирус, будет нести в себе не только иной, скрытый смысл, но и обладать другой (возможно, даже обратной) побудительной функцией.
Как пример, вспомним японские хокку, в которых скрыто два (а нередко и больше) смыслов:
Из сердцевины пиона
Медленно выползает пчела
О, с какой неохотой!
Басё сложил это стихотворение, расставаясь с гостеприимным домом своего друга…
Конечно, нужно указать на главное отличие языков программирования от конлангов. Одни создаются большей частью для общения, другие – для составления команд. Однако сходств больше и бывают случаи, когда незнание этого может привести к плачевным ситуациям. Например, когда набираешь на компьютере текст, в котором используется два алфавита (латиница и кириллица). Забыв переключиться с одного шрифта на другой, сочетание клавиш воспринимается системой, как команда закрытия документа, который потом невозможно восстановить.
С нелепой ситуацией я столкнулся, когда набирал текст своего учебника языка Арахау. Особой программы перевода обычного текста в HTML (язык гипертекстовой разметки) тогда у меня не было, и приходилось в ручную расставлять теги. Все шло неплохо, но один документ всегда выходил в два раза короче. И тогда я заметил, что некоторые слова Арахау аналогичны командам. Так, слово «br» (голова) напоминал тег перевода строки <br>.
Есть языки (Арахау и ифкуиль в первую очередь), функция которых не только передавать мысли, но и показывать, как организована передача знаний и архивация смыслов. Сложность говорения на таких языках не служит препятствием отправке и получению знаний. За вычетом массовости и открытости процесса трансляции. Так, невозможность разговаривать (в известном нам смысле) азбукой Морзе или на языке С++ не ставит под сомнение ценность этих систем. Поэтому известная некомфортность произносить слова на ифкуиле (по причине нехарактерных для европейских языков звуков) и отчасти на Арахау (новичков пугает полисинтетизм) не может свидетельствовать о тупиковости этих языковых проектов.
Более того, идея позапрошлого века – создать наипростейший язык международного общения – исчерпана эсперанто. Многолетняя история существования этого языка говорит о весьма незначительных результатах. Эсперанто не выдержан конкуренцию английскому и интерес к нему медленно, но закономерно угасает.
На мой взгляд, новый тренд лингвоконструирования – концептуализм, создание языковых проектов вне семантического поля индоевропеистики и, возможно, выход за пределы тривиальной человеческой речи (например, конланги, где фонемы выражаются свистом или щелкающими звуками, слабо отличимыми на слух акустическими модуляциями). В этой связи большой интерес представляет появление языковых проектов на стыках лингвистики с такими дисциплинами, как программирование.
Иван Карасев,
"Апокриф", жизнь 7, вып. 12 (91), июнь 2015; с. 125
Источники:
Л. Минц, В поисках кельтов // «Вокруг света», 1992, №1
Эзотерический язык программирования // Википедия
Зверёк Харьковский, Путеводитель автостопщика по потаенным знаниям // Компьютерра, 2005, №12
Хакерская ценность // Википедия
Язык гавупыз // Лингвофорум
Д. Карасев, Игры слов. Зачем нужны искусственные языки в играх // журнал "Игромания", №5, 2007
В. Налимов, В поисках иных смыслов, СПб.-М, 2013
Н. Тараканова, Редукционизм в лингвистическом мышлении (диссертация на соискание ученой степени канд. фил. наук), Тольятти, 1997
М. Платова, Лингвопроектирование (диссертация по вымышленным языкам Дж.Р.Р. Толкиена)
А. Мурадова, Кабачок Мари Подерс // "Вокруг света", 1995, №6
На рисунке: Эзотерический язык Piet, маскирующийся под абстрактное искусство
|