В узком понимании тотем - животное, которому поклоняется племя, с которым считает себя родственно связанным и по имени которого себя называет. Беда только в том, что тотемические мифы в наиболее типическом виде известны в основном у аборигенов Австралии, в меньшей степени у американских индейцев, палеоазиатских народов и африканцев. С развитием социальных отношений, с распадом раннеродового общественного строя исчезает и сам тотемизм, оставляя лишь пережиточные следы.
Идеологическое раскрепощение российской исторической науки, наблюдаемое с конца 80-90-х гг. прошлого века, вынесло на поверхность целые пласты свидетельств, которые ранее считались сомнительными или даже мистифицирующими. "Велесова книга", "Русские Веды", "Бояновы гимны" заполнили нишу прежних недомолвок в попытках объяснить "преданья старины глубокой" и темную этимологию славянских древностей. Увлечение ираноязычными кочевниками, евразийством и неоязычеством, похоже, свидетельствует о вторичном ориентализме, в том числе и в таком направлении, как фолк-хистори - в литературно-публицистических трудах на исторические темы.
В наши дни реконструкция европейского язычества редко обходится без привязки к иранским, хеттским или индийским древностям. Увлечение восточными культами (гностицизмом, астрологией, кришнаизмом или салафизмом) объясняется не в последнюю очередь ксеноманией.
Истоки славянства исследователи ищут в Скифии и более древних культурах индо-иранского (арийского) мира. И идут даже дальше - в глубокую архаику, где до сих пор сохраняются тотемические мифы.
За последнее время появилось немало публикаций, в которых авторы выводят этимологию славянских племен от названий животных, полагая, например, что уличи, вильцы (лютичи), хорваты происходят от тотема волка, псоване - от собаки, а русь - от рыси или медведя (ursus).
Остановимся подробней на самых распространенных примерах, когда названия народов возводятся к тому или иному животному.
...Если подытожить сказанное, то можно сделать такие выводы.
Во-первых, этнонимы вполне могут происходить от названий зверей, но можно ли считать этот феномен пережитками тотемизма - большой вопрос. Грубо говоря, рационально ли полагать, что все, кто носит имя Лев, поклоняются льву? Во-вторых, из всех животных, только олень присутствует в сравнительно большом массиве этнонимов, интерпретация которых выглядит более или менее убедительно. Однако и здесь есть сомнения - вызваны ли эти факты следствием распространения некоего культа оленя от Скифии до Индии и далее к Северу Евразии с переходом к Центральной Америки? Логичнее предположить, что все-таки олень был не объектом поклонения, а средством пропитания, и люди именовались не столько как "человекоолени", сколько "охотники на оленей". В-третьих, нет веских подтверждений, что звериные названия племен (и уж тем более тотемические) существовали у славян. Те, крайне единичные случаи (хорваты, псоване, лютичи, вильцы) являют пример весьма спорных этимологических спекуляций, не говоря уже о русичах-рысичах. Более того, у славян древние названия животных, которым поклонялись, были табуизированы (медведь, сохатый, змея).
И, в-четвертых: логичнее предполагать более вероятной не звериную, а человеческую этимологию спорных этнонимов. Большинство народов мира называют себя 'люди'. В этой логике содержится и некий гуманистический посыл, утверждающий приоритет человеческой природы над звериной. Традиция именовать племена по названиям животных, скорее всего, происходит от ираноязычных скотоводов. Данным исследованием не ставилась цель выяснить, почему такая традиция возникла. Хотя можно предположить, что она как-то связана со "звериным стилем", особой манерой декоративного искусства. Первые найденные материальные артефакты с такими изображениями датируются 5 тыс. до н.э. и были обнаружены в Египте и Месопотамии.
Читайте полную версию статьи И. Карасева "Дары волков. Феномен вторичной тотемизации славян. О приоритете человеческой этимологии над звериной". |